БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201циалистич. равенство и свобода людей - являются одновременно и осн. чертами сов. социалистич. П. См. также Право.

ПРАВОПРЕЕМСТВО, переход прав и обязанностей от одного лица к другому (напр., от умершего гражданина к его наследникам, от объединившихся орг-ций к вновь возникшей в результате объединения). П. означает изменение субъекта существующих прав и обязанностей, содержание их не меняется - к правопреемнику переходят те же права и обязанности, к-рые были у его предшественника. П.- производное приобретение прав и обязанностей (в отличие от первоначального, при к-ром право данного лица не основывается на праве предшественника).

П. может быть универсальным или частным (сингулярным). В первом случае к одному правопреемнику (или нескольким) переходят все права и обязанности (напр., при наследовании по закону к наследникам переходит всё имущество умершего, в чём бы оно ни выражалось и где бы ни находилось). Частное П. заключается в переходе отд. прав или обязанностей (напр., кредитор, имеющий право на получение с должника ден. суммы, может уступить это право третьему лицу, к-рое станет сингулярным преемником данного права).

По отношению к нек-рым правам, имеющим строго личный характер, П. не допускается (напр., нельзя передать право на получение алиментов, обязанность создать литературное произведение).

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ, в междунар. праве переход прав и обязанностей от одного гос-ва к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового гос-ва, вхождение одного государства в состав другого, разделение гос-ва, отделение и т. д.). Совр. междунар. право признаёт П. г. только при правомерных территориальных изменениях. В соответствии с принципом невмешательства внутригос. отношения объектом П. г. не являются. П. г. не затрагивает гос. границ: положения договоров, к-рыми установлены границы, и режим границ сохраняют свою юрид. силу для государства-преемника.

Вопросы П. г. имеют особо важное значение в связи с тем, что в результате краха колон. системы империализма возникло значит. число новых независимых гос-в в Азии, Африке, Лат. Америке. Междунар. право устанавливает, что эти гос-ва не обязаны признавать к.-л. договоры, действовавшие ранее на их территории. В иных случаях, когда государство-правопреемник в прошлом входило в состав суверенного гос-ва, проблема П. г. должна решаться на основе т. н. принципа континуитета договоров, т. е. сохранения их действия: аннулируются только те договоры, предмет и цели к-рых несовместимы с условиями, создавшимися в силу П. г. При переходе части территории от одного гос-ва к другому действует принцип "подвижности договорных границ": на переходящей территории начинают действовать договоры гос-ва, под верховенство к-рого она перешла.

Большое значение имеет вопрос о П. г. при социальной революции. Так, Советское государство пересмотрело договоры, заключённые Россией до Окт. революции 1917, в соответствии с принципом, к-рый был выдвинут В. И. Лениным на 2-м Всероссийском съезде Советов: отвергнуть пункты всех договоров б. царской России, к-рые давали иностр. гос-вам возможность грабить страну, а договоры, устанавливавшие добрососедские отношения, признать. Сов. гос-во аннулировало аннексионистские тайные договоры, неравноправные договоры России со странами Востока, займы, которые были заключены царским и Врем, пр-вами в интересах классов, свергнутых революцией, и т. д. Эта акция Сов. гос-ва содействовала утверждению в междунар. праве новых, демократич. принципов.

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР последователи П. превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Грузии.

Размежевание в христианстве между П. (вост. христианством) и католицизмом (зап. христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Рим. империи на Зап. Римскую и Вост. Римскую империи (395) и было связано с различием в историч. (социально-экономич., политич., культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехрист. церкви на зап. (рим.-католическую) и вост. (восточно-кафолич., или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей).

Правосл. вероучение, имеющее общехрист. основу, базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В Священное предание П. включает постановления первых семи Вселенских соборов (4-8 вв.), решения ряда поместных соборов 4-8 вв., творения отцов церкви и нек-рые др. материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм). Гл. источник правосл. вероучения - "Символ веры", принятый Никейским вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами П. являются осн. положения христ. вероучения, сформулированные первыми семью Вселенскими соборами. Они объявляются правосл. церковью "боговдохновенными" - абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми разумом н соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей [об исхождении "святого духа" не только от бога-отца, но и от сына (добавление "filioque"), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых и о "сокровищнице переизбыточествующей благодати", о непорочном зачатии девы Марии), объявляются П. ошибочными, противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме, составляют семь таинств, но имеются различия в их отправлении: в П. при крещении младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько лет); причащаются миряне и духовные лица одинаково - квасным хлебом и вином.

Гл. правосл. богослужением является литургия (обедня). Богослужение в П. ведётся на нац. языках, используются и т. н. мёртвые языки (напр., церковно-слав.- в рус. правосл. церкви). Важной составной частью правосл. культа являются праздники, главные из к-рых -общехристианские (рождество, пасха и др.). В П. отсутствуют праздники, установленные католицизмом после разделения церквей (см. в ст. Католицизм), в то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов правосл. культа относятся посты: многодневные (весенний "великий", летний "петров", осенний "успенский" и зимний "рождественский") и однодневные - всего более 200 дней в году. При составлении церк. календаря большинство правосл. церквей придерживается юлианского календаря (в то время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь). Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один раз).

В специфике вероучения, церк. организации П. нашли отражение особенности история, развития Византии (где сложилось это христ. направление), а в дальнейшем и др. вост.-европ. и ближневост. гос-в (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция феод. отношений в Византии, сильная имп. власть и одновременно отсутствие многоступенчатой феод. иерархия, лестницы, свойственный визант. культуре в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и в П., в значит. мере обусловили отсутствие такой иерархия, организации духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став гос. религией Визант. империи, освящало именем бога гос. строй, осн. на феод. началах. Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император- "помазанник божий", верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные (автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые разлияия. Универсальной церк. орг-ции с единым церк. центром (как Ватикан в католицизме) в П. нет.

Проникновение христианства в форме П. на русскую землю наяалось с сер. 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевской Руси (см. Крещение Руси). С утверждением П. на Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феод. отношения, Киевское гос-во сблизилось с другими странами Европы. Введение П. в известной мере способствовало развитию культуры на Руси. Вместе с тем оно принесло нар. массам Руси усиление духовного гнёта. В 15-16 вв. в связи с превращением православной церкви в России в крупного феод. земельного собственника внутри П. возникли теяения нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели выступали против сосредоточения в руках церкви богатств. Иосифляне, напротив, стояли за экономически сильную церк. организацию, утверждая, что богатство является основой, на к-рой зиждется могущество церкви. Одержавшие верх иосифляне добились осуждения нестяжателей как еретиков.

В 17 в. в П. возникло ещё одно течение - раскол, впоследствии также признанное еретическим. Оно было связано с реакцией гл. обр. низших слоев духовенства, ремесленников и крестьян на цер-ковно-обрядовую реформу, проведённую патриархом Никоном. Выйдя победителем из борьбы с этими течениями, ортодоксальное П. освятило власть рус. князей, царей, императоров как "помазанников божьих", помогало господствующим классам удерживать трудящихся от выступления против эксплуататоров, оправдывало колонизаторскую политику царизма, культивировало у своих приверженцев враждебность по отношению к иноверцам. Царизм, в свою очередь, стремился укрепить позиции русского П., расценивая выступления против религии как проявление политич. неблагонадёжности.

В эпоху капитализма П., ранее являвшееся опорой феод.-монархич. сил, стало политически и идеологически приспосабливаться к бурж. общественным отношениям. Идеи модернизма, возникшие в католицизме во 2-й пол. 19 в., распространившиеся также в протестантизме, стали проникать и в П. (правда, ввиду особенностей П. значительно медленнее и в меньшей степени). В России во время бурж.-демократич. Революции 1905-07 довольно широко развёртывается православно-церковное обновленчество. Его представители требовали выхода церкви из-под опеки самодержавия, пересмотра социально-этич. позиций П. в бурж. духе, модернизации его вероучения и культа. С поражением первой рус. революции начался спад и церковно-обновленяеского движения.

С победой социализма в СССР и строительством социализма в ряде др. стран, в к-рых распространено П., его позиции были сильно подорваны. Этому способствовали отход от религии большинства населения, ослабление религиозности верующих. В целях приспособления к новым социальным условиям П. претерпело и претерпевает сложную эволюцию.

Радикально изменилась политич. ориентация правосл. церкви: от былого политич. союза с эксплуататорскими классами и вражды к социалистич. общественному и гос. строю она перешла на позицию лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики социалистич. гос-в, активному участию в борьбе за сохранение мира и междунар. безопасность. Переосмысливаются мн. идеология, аспекты П. с тем, ятобы представить его не противореяащим совр. общественному, научно-технич. и культурному прогрессу. Социально-этия. воззрения П. пересматриваются в духе раннего, т. н. коммунистияеского христианства, воспринимающего победу социализма над капитализмом как следствие "промысла господня". На смену традиц. утверждениям о ненужности и неэффективности изменений социальной структуры (ввиду "греховной испорченности" человеческой природы) приходит признание обществ. преобразований. Стремясь противодействовать убыванию числа верующих, правосл. церковь, сохраняя неизменность догматики (отстаивая таким образом суть правосл. вероучения), идёт на нек-рые нововведения в религ. культе. Так, ею исключены обряды и молитвы, анахронизм к-рых слишком очевиден (молитвы о ниспослании дождя, освящение скота и др.). Церкви под влиянием условий жизни верующих пришлось пойти на нек-рый пересмотр отношения к постам: на первый план выдвигается "духовный пост", а "телесный пост" рекомендуется соблюдать "по мере сил". Ныне П. не считает греховной работу в дни религ. праздников. В связи с тем, что подавляющее число посещающих богослужение - женщины, церковь вынуждена вопреки канонам поручать женщинам службы, исполнявшиеся ранее лишь мужчинами: службу псаломщика, алтарщика и др. Правосл. богословы ставят вопрос о реформе церк. календаря, приведении его в соответствие с "новым стилем".

Однако никакая модернизация не в состоянии сделать П. мировоззренчески совместимым с господствующей в обществе коммунистия. идеологией. Оно лишено история, будущего. В условиях социального и духовного прогресса, неуклонного развития массового атеизма П.-один из пережитков прошлого в сознании всё уменьшающейся яасти верующих граждан социалистия. стран.

Лит.: Ленин В. И., Политическая агитация и "классовая точка зрения", Поли, собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Социализм и религия, там же, т. 12; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965 Титов В. Е., Православие, 2 изд., М. 1974; Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968; КрасниковН. П. В погоне за веком, М., 1968; Молоков В. А. Философия современного православия Минск, 1968; Каждая А. П., Возникнете ние и сущность православия, М., 1968; Курочкин П. К., Эволюция современного русского православия, М., 1971; Придувалов Ф. М., Антинаукова суть сощальнон етичних принцишв руського православя, Кiев, 1972.

Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

ПРАВОСЛАВЛЕВ Павел Александрович [4(16). 10.1873, с. Рахинка, ныне Средне-ахтубинского р-на Волгоградской обл.,-12.10.1941, Ленинград], советский геолог и палеонтолог. Оконяил Варшавский ун-т (1898), уяеник В. П. Амалицкого. Профессор Донского политехнич. ин-та (1909 -1913) в г. Новочеркасске, проф. Военно-мед. академии в Петрограде (1913-24) и Ленингр. ун-та (1918-41). Осн. исследования относятся к стратиграфия, и палеонтологич. изучению неогеновых и антро-погеновых отложений Поволжья и Прикаспия, гидрогеологии Приазовья и Зап. Казахстана.

Лит.: Кузнецов С. С., Исследователь геологии низового Поволжья и Каспия (Памяти проф. П. А. Православлева), "Уч. зап. ЛГУ. Серия геологическая", 1950, в. 1, № 102.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозная организация приверженцев православия. Оформилась в 4 в. в Византийской империи (оставаясь до разделения церквей организационно связанной с рим.-католической церковью, составляя вместе с ней общехристианскую церковь). В отличие от католия. церкви (сформировавшейся как централизованная внегосудар-ственная орг-ция, подчинённая одному иерарху - папе римскому), П. ц. первоначально выступала в роли гос. учреждения, возглавлявшегося самим визант. императором; он назначал и смещал церк. иерархов, созывал и закрывал церк. соборы, на к-рых председательствовал либо сам, либо его чиновник, утверждал соборные постановления, обладал правом толковать православное вероучение и др. прерогативами высшей церк. власти. Повседневное руководство П. ц. в Визант. империи сосредотояивалось в руках четырёх патриархов: константинопольского, александрийского, анти-охийского и иерусалимского. Константинопольский патриарх полуяил титул "вселенского", но по отношению к др. трём являлся лишь "первым среди равных" и все вопросы церк. управления должен был решать совместно с ними ("соборно").

По мере ослабления центр. власти в Византии (с 13 в.) александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи обретали церк. независимость, после падения Византийской империи (1453) они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) поместных православных церквей. В дальнейшем (преим. в 19 и 20 вв.) образовались и др. независимые православные церкви в странах, где получило распространение православие. В 1974 существовало 15 автокефальных П. ц.; в порядке перечисления их церк. традиция придерживается принципа "размещения по чести": Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская (выделилась в 1970 из состава Русской церкви). Две П. ц. (Финская и Японская) имеют статус автономных церквей: первая (выделилась в 1957) находится в юрисдикции Константинопольской, а вторая - в юрисдикции Русской церкви (с 1970). При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церк. жизни и гл. элементов обрядности (см. в ст. Православие), хотя богослужебный уклад каждой из них имеет нац. различия (в языках, на к-рых ведётся богослужение, в культе местных святых, имеются собственные религ. праздники и т. д.). Что же касается поли-тич. ориентации, оценок осн. явлений современности, то они у автокефальных П. ц. (в зависимости от характера социально-ист. условий их существования) весьма различны. Автокефальные церкви поддерживают взаимные контакты, в ходе к-рых согласовывается решение вопросов общецерковного значения. С этой целью с 1961 стали созываться (гл. обр. на о. Родос, Греция) всеправославные совещания. Ведётся подготовка к всеправославно-му собору, предварительная программа к-рого предусматривает основательную модернизацию православного вероучения и культа. П. ц. участвуют в экуменическом движении, а глава Сербской церкви является одним из шести президентов Всемирного совета церквей.

П. ц. в России и СССР. П. ц. - самая крупная из всех поместных - была учреждена в 10 в. в связи с принятием христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй, искоренять язычество, поднимать авторитет великокняжеской власти. Насаждать христианство на Руси пытались как византийская, так и рим. церкви. В этом соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные отношения. Принятие христианства (ок. 988) (см. Крещение Руси) и становление П. ц. на Руси происходили в обстановке классовой борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерковную форму принимали восстания в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления в 1068-69 в Киеве.

Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом. Только в 1051 кн. Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита Илариона. Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над рус. П. ц.

Рус. митрополия подразделялась на епископии, возглавляемые епископами епархии, к-рые соответствовали в основном княжествам. Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископии (в Новгороде, Чернигове, Перея-славле, Владимире-Волынском, Полоцке и др.).

П. ц. получала свою долю доходов от княжеской казны (церк. десятина). С образованием монастырей стало возникать и церк. землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава Владимировича) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феод. отношений. Монг.-тат. нашествие в нач. 13 в. причинило значит. ущерб П. ц. Монг.-тат. завоеватели, придавая П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига П. ц., боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Моск. князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных рус. земель в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск. князьями.

В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение Флорентийской унии 1439. Русская П. ц. при активной поддержке московских князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения Константинопольскому патриарху. Вел. князь Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1441 в Москву митрополита Исидора, принимавшего участие во Флорентийском соборе и давшего согласие на унию. Собор епископов русской П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности (автокефалии) русской П. ц.

Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло её междунар. значение.

Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошёл при патриархе Никоне, объявившем "священство выше царства". Однако тенденция поставить руководство П. ц. над светской властью была пресечена Алексеем Михайловичем, а Никон низложен. Во 2-й пол. 17 в. в П. ц. возник раскол, внешним поводом для к-рого послужили проведённые в 1653-56 Никоном реформы, направленные на укрепление крепостнич. церк. орг-ции и исправление богослужебных книг. Церк. реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I Великом. В 1721 патриаршество было уничтожено, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия - Святейший Правительствующий Синод во главе с президентом. В 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью государственного аппарата. В 1764 последовала секуляризация церк. владений, поставившая П. ц. в полную зависимость от гос. власти и способствовавшая превращению П. ц. в одно из звеньев царского гос. аппарата. Церковные реформы 18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали рус. православию вероучительную, канонич. и организац. форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма.

П. ц. была одним из важнейших институтов гос-ва. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господств, классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль о < богоустановленности " царской власти, помогало самодержавию подавлять крест, восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революц. борьбе пролетариата. Во всех трёх рус. революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил. Она тормозила социальный, научно-тех-нич. и культурный прогресс: противилась отмене в России крепостного права,выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась дискредитировать в глазах трудящихся идеи науч.