БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201являются его собственниками (см. Оперативного управления право, Собственность).

Приобретение П. с. на основе договора подчинено по сов. праву для всех собственников общему правилу, согласно к-рому П. с. у приобретателя (а у гос. орг-ций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признаётся не только вручение вещи приобретателю, но и сдача её трансп. орг-ции для отправления приобретателю, равно как и сдача вещи на почту для пересылки ему. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждённой вещи переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него П. с., если иное не установлено договором.

Плоды, приплод животных, доходы, приносимые вещью, принадлежат собственнику, поскольку иное не установлено законом или договором, заключённым собственником с др. лицом. Допускается общая собственность нескольких лиц на одно и то же имущество.

П. с. прекращается в силу договора об отчуждении вещи и по иным, установленным законом основаниям. Так, П. с. прекращается: если имущество не имеет собственника или собственник его неизвестен (бесхозяйное имущество), вследствие бесхозяйств. содержания дома личным собственником или бесхозяйств. содержания культурных ценностей их собственником-гражданином; по истечении определённого срока со дня потери вещи собственником, если в течение этого срока он не был обнаружен (см. Находка); при обнаружении клада; в силу реквизиции или конфискации, национализации. Во всех указанных случаях П. с. на имущество переходит гос-ву.

П. с. охраняется в адм.-правовом, уголовно-правовом и гражд.-правовом порядке. Гражд.-правовая защита П. с. осуществляется путём виндикации, а также путём предъявления собственником иска в суд об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (т. н. негаторный иск). С. Н. Братусъ.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ (англ. Equity), правовая система, действовавшая в Англии с 14 в. параллельно с системой т. н. общего права. П. с. как система складывалось постепенно в связи с тем, что из-за крайнего формализма общего права граждане часто не имели возможности обратиться с иском в королев. суды. В этих случаях или при недовольстве принятым решением они могли обратиться к королю с просьбой "о милости и справедливости". Т. к. число жалоб росло, при лорде-канцлере создавался целый аппарат с собств. порядком разрешения дел, к-рый постепенно стал рассматриваться как Канцлерский суд (Chancery). Поскольку этот суд не был связан нормами общего права, считалось, что он руководствуется принципами справедливости (отсюда назв. -"суд справедливости"). В ходе деятельности Канцлерского суда сложились особые нормы, основанные на прецедентах, совокупность к-рых и образовала П. с. Наиболее широкие полномочия суд справедливости имел в области гражд. правоотношений, т. к. громоздкая, формализованная система общего права не поспевала за потребностями экономич. развития.

Суд лорда-канцлера был не вправе отменить решение суда общего права, на к-рое была принесена жалоба, но он мог вынести своё решение, к-рое, в конечном счёте, парализовало решение суда общего права либо существенно его изменяло. В П. с. сложились такие специфические институты англо-саксонского права, как доверительная собственность ("трест"), исполнение договоров в натуре (общее право признавало только ден. компенсацию за неисполнение договора). Дуализм общего права и П. с. усложнял и без того громоздкую и запутанную систему англ. права и в 1873 П. с. было включено в систему общего права. Однако правовые институты, сложившиеся в П. с., чётко отграничиваются от институтов общего права. В теории и практике притязания, основанные на П.с. (equitable rights), отделяются от субъективных прав, основанных на общем праве.

Лит.; Xалфина P.O., Договор в английском гражданском праве, М., 1959; Давид Р., Основные правовые системы современности, пер. с франц., М., 1967, с. 268-274.

ПРАВО УБЕЖИЩА, предоставление гос-вом права безопасного проживания на его терр. лицам, к-рые преследуются на своей родине или в др. странах за поли-тич., науч., религ. взгляды и деятельность. П. у. известно с глубокой древности. Оно существовало в 3 формах: территориальная (предоставление защиты преследуемому на терр. др. страны); религиозная (укрытие преследуемого в местах религ. культа - храмах, часовнях, у придорожных крестов и т. д.); дипломатическая (оказание покровительства в зданиях посольств и консульств).

В совр. междунар. праве общепризнанным является лишь территориальное П. у. Религ. форма П. у. (бест), к-рая носит в основном характер внутригос. нормы, сохранилась только в Иране. Предоставление П. у. в дипломатич. и консульских представительствах наиболее распространено в лат.-амер. гос-вах, к-рые заключили между собой ряд соот-ветств. соглашений, предусматривающих условия предоставления такого убежища (напр., Гаванская конвенция 1928).

Каждое гос-во само определяет в за-конодат. порядке круг лиц, к-рые могут пользоваться терр. П. у. в данной стране. В СССР П. у. предоставляется иностр. гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за науч. деятельность или нац.-освободит, борьбу (Конституция СССР, ст. 129). Эмигрантам, получившим политич. убежище, обычно предоставляются определённые права (гражданские, трудовые и т. п.), предусматриваются их невыдача и невысылка.

Междунар. право запрещает предоставлять П. у. лицам, обвиняемым в совершении междунар. преступлений (преступления против мира, воен. преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) к-рых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством и пр., а также двусторонними соглашениями отдельных гос-в (см. также Выдача преступников).

Бурж. гос-ва часто используют институт П. у. для покровительства воен. и уголовным преступникам.

ПРАВОБЕРЕЖНАЯ УКРАИНА, историч. наименование терр. по правому берегу Днепра, в 1667-1793. По Андрусов-скому перемирию 1667 П. У. была подчинена Польше, в это время появился и сам термин "П. У.". Бучачский мир 1672 разделил П. У. на 3 части: Подо-лией (область по Бугу и Левобережью Днестра) овладела Турция; Брацлавщина (часть нынешней Винницкой и части Хмельницкой обл.) и Юж. Киевщина попали под власть правобережного казацкого гетмана-вассала Турции - П. Д. Дорошенко; остальная территория П. У. принадлежала Польше. В 1683 тур. господство на П. У. было ликвидировано. В результате войны против Турции Польша по условиям Карловицкого конгресса 1698-99 восстановила своё господство над частью П. У., где насаждался тяжкий нац., религ. и социальный гнёт. Нар. массы П. У. вели борьбу против польско-шляхетского режима (восстания 1702-04, 1734, 1750, 1768 и др.). В 1793 в результате 2-го раздела Польши П. У. воссоединилась с Левобережной Украиной и вошла в состав Российской империи.

Понятия "П. У.", "Правобережье" употребляются в совр. лит-ре применительно к территории, охватывающей совр. Киевскую, Черкасскую, Кировоградскую, Житомирскую, Винницкую, Хмельницкую, Ровенскую и Волынскую области (см. также Украинская ССР). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 на П. У. происходила битва за освобождение её терр. от нем.-фаш. захватчиков. Оно осуществлялось в ходе Днепровско-Кар-патской стратегич. наступательной операции (24 дек. 1943-17 апр. 1944), включающей ряд фронтовых операций, объединённых общим стратегич. замыслом.

В результате освобождения сов. войсками Левобережной Украины и захвата стратегич. плацдармов на прав. берегу Днепра (см. ст. Днепр, раздел Битва за Днепр) к концу 1943 создались благоприятные условия для освобождения П. У. К этому времени на П. У. оборонялись: группа нем. армий "Юг" (1-я и 4-я танк., 6-я и 8-я полевые армии, команд, ген.-фельдмаршал Э. Манштейн), часть сил группы армий "А" (3-я рум. армия и 44-й отдельный армейский корпус, команд, ген.-фельдмаршал Э. Клейст) при поддержке 4-го возд. флота и ВВС королевской Румынии. Всего насчитывалось ок. 1,8 млн. чел., 2200 танков и штурмовых орудий, 21 820 орудий и миномётов, 1560 боевых самолётов. Нем.-фаш. командование полагало, что в связи с наступившей распутицей до лета крупные наступат. операции Красной Армии исключены и это позволит ему сосредоточить необходимые силы и восстановить оборону по Днепру.

Замысел Сов. Верх. Главнокомандования заключался в нанесении мощных ударов на всём фронте от Овруча до устья Днепра с целью расчленить вражескую оборону, окружить и уничтожить группировки противника по частям, освободить П. У. ц выйти к юго-зап. границам СССР. Осуществление этого замысла возлагалось на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Укр. фронты при содействии части сил Черноморского флота и укр. партизан. В составе 4 фронтов всего насчитывалось 21 общевойсковая, 3 танк., 4 возд. армии (всего 2086 млн. чел., 31530 орудий и миномётов, 1908 танков и самоходно-арт. установок, ок. 2370 боевых самолётов). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки: 1-го и 2-го -Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков, 3-го и 4-го - Маршал Сов. Союза А. М. Василевский.

24 дек. 1943 войска 1-го Укр. фронта (команд. ген. армии Н. Ф. Ватутин) начали Житомирско-Бердичевскую операцию. Мощными ударами они разгромили противостоящие силы 4-й и 1-й танк, армий, освободили Радомышль, Ново-град-Волынский, Житомир, Бердичев, Белую Церковь и к 14 янв. продвинулись от 80 до 120 км на 3. и Ю.-З., охватив с С.-З. корсунь-шевченковскую группировку противника. В р-не Белой Церкви вместе с сов. войсками сражалась 1-я чехосл. бригада под командованием Л. Свободы. Нем.-фаш. командование для закрытия образовавшихся брешей в обороне было вынуждено подтянуть на это направление 12 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм, фронта. В период с 5 по 16 янв. 1944 войска 2-го Укр. фронта (команд. ген. армии И. С. Конев) провели Кировоградскую операцию, в результате к-рой враг был отброшен на 40-50 км. Войска фронта освободили обл. центр и крупный узел дорог Кировоград и охватили с Ю.-В. группировку противника в р-не Корсунь-Шевченковского. В результате проведённой войсками 1-го и 2-го Укр. фронтов 24 янв.-17 февр. Корсунъ-Шевченковской операции 1944 были окружены и уничтожены 10 дивизий и 1 бригада противника. Одновременно с этим войска правого крыла 1-го Укр. фронта (13-я и 60-я армии) 27 янв.-11 февр. провели Луцко-Ровенскую операцию и во взаимодействии с партизанами нанесли поражение 4-й танк. армии, освободили от врага обширный р-н Полесья с городами Луцк, Ровно, Шепетовка и нависли над проску-рово-черновицкой группировкой противника. Войска 3-го (команд. ген. армии Р. Я. Малиновский) и 4-го (команд. ген. армии В. И. Толбухин) Укр. фронтов 30 янв.- 29 февр. осуществили Нико-польско-Криворожскую операцию, в ходе к-рой нанесли поражение 6-й нем. армии, освободили города Кривой Рог, Никополь, Марганец и отбросили противника к р. Ингулец, захватив плацдармы на её зап. берегу. В начале марта 1944 войска 1-го, 2-го и 3-го Укр., а также вновь созданного 24 февр. 2-го Белорус, (команд. ген.-полк. П. А. Курочкин) фронтов возобновили наступление на фронте от Припяти до устья Днепра. С 4 марта по 17 апр. 1-й Укр. фронт (команд. с 1 марта Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков) провёл Проскурово-Черновицкую операцию. Войска фронта продвинулись от 80 до 350 км, нанесли тяжёлое поражение 4-й и 1-й танк. армиям противника, освободили Тернополь, Проскуров (ныне Хмельницкий), Черновцы, Каменец-Подольский и вышли в предгорье Карпат. 5 марта - 6 апр. войска 2-го Укр. фронта осуществили Уманско-Бо-тошанскую операцию, в ходе к-рой разгромили 8-ю нем. армию, форсировали pp. Юж. Буг, Днестр, Прут, Сирет, вышли на гос. границу СССР и перенесли боевые действия на терр. Румынии. Войска 3-го Укр. фронта при содействии части сил Черноморского флота 6 марта -14 апр. последовательно провели Березнеговато-Снигирёвскую операцию 1944 и Одесскую операцию 1944, нанесли тяжёлое поражение 6-й нем. и 3-й рум. армиям, освободили юг П. У. с городами Николаев, Херсон, Очаков, Одесса и выдвинулись на р. Днестр в её нижнем течении, захватив ряд важных плацдармов на зап. берегу. 15 марта - 5 апр. войска 2-го Белорус. фронта провели Полесскую операцию, в ходе к-рой в исключительно сложных условиях распутицы продвинулись на 30-40 км, форсировали pp. Стоход, Турья и вышли на подступы к городам Ратно, Ковель, Турийск.

В результате проведённых операций сов. войска освободили П. У. и отбросили врага на 250-450 км. Были полностью разгромлены 10 вражеских дивизий и 1 бригада; 5 дивизий, ввиду больших потерь, были расформированы; 60 дивизий (в т. ч. 12 танк., 3 моторизов.) потеряли до 50% и 10 дивизий до 70% своего личного состава. Гитлеровское командование вынуждено было в янв.- апр. перебросить на П. У. 34 дивизии и 4 бригады из Румынии, Венгрии, Франции, Югославии, Дании и из самой Германии, а также 9 дивизий из резерва и с др. участков сов.-герм. фронта. Выход сов. войск на подступы к границам Польши, Чехословакии и в пределы Румынии коренным образом изменил военно-политич. обстановку в Европе и на Балканах.

Лит.: История Украинской ССР, т. 1, К., 1969; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 4, М., 1962; Василевский А. М., Дело всей жизни, М., 1973; Грылёв А. Н., Днепр -Карпаты - Крым, М., 1970. А. Н. Грылёв.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ (договоры о правовой помощи), договоры, заключаемые гос-вами по вопросам сотрудничества учреждений юстиции (судов, органов нотариата, прокуратуры), по оказанию П. п. по гражд., семейным и уголовным делам. СССР имеет такие договоры с Албанией (1958), Болгарией (1957), Венгрией (1958, в 1971 заключено соглашение о дополнениях к этому договору), ГДР (1957), КНДР (1957), Монголией (1958), Польшей (1957), Румынией (1958), Чехословакией (1957), Югославией (1962), Ираком (1973). Цель договоров - обеспечение взаимного признания и соблюдения имуществ. и личных прав граждан одного гос-ва на терр. другого. Договоры регулируют вопросы сотрудничества между учреждениями юстиции, правовой защиты, определения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о П. п., признания и исполнения решений по гражд., семейным делам, признания и пересылки документов, выдачи преступников и т. д. По договору •о П. п. граждане одного гос-ва пользуются на территории др. гос-ва такой же защитой их личных и имуществ. прав, как и собственные граждане (т. н. национальный режим); они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции др. гос-ва, возбуждать ходатайства и предъявлять иски. Им предоставляются такие же процессуальные права, как и собственным гражданам.

Договоры 6 П. п. содержат пост. 6 взаимном исполнении судебных поручений и поручений др. учреждений юстиции, а также устанавливают взаимное признание суд. решений по гражд. и семейным делам, вступивших в законную силу. Это означает признание за решением иностр. суда такой же юрид. силы, какую имеют решения собств. судов данной страны.

Кроме того, предусматривается, что решения, вынесенные в одном гос-ве, могут быть принудительно исполнены на территории др. гос-ва (ходатайство о принудит, исполнении подаётся в суд, вынесший решение). Пересмотр решения по существу на основании законодательства страны, где исполняется это решение, не допускается. В СССР порядок исполнения решений судов гос-в, с к-рыми СССР заключены договоры об оказании П. п., урегулирован Указами Президиума Верх. Совета СССР от 12 сент. и от 20 дек. 1958 и от 9 июля 1965.

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИЯ (Recbtsstaat, в англо-саксонской терминологии -"господство права" - Rule of Law), бурж. политико-юрид. теория, согласно к-рой гос-во в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин "правовое государство" введён в науч. оборот И. Кантом. Широкое распространение П. г. т. получила к сер. 19 в. с утверждением капиталистич. отношений и являлась в значит. мере переводом на язык правовой идеологии требований экономич. либерализма. Наиболее значит. представителями П. г. т. были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. П. г. т. носила антифеод. характер, ибо требование о связанности гос-ва правом обращалось к гос. механизму, в к-ром даже после утверждения капиталистич. отношений были весьма сильны феод. наслоения. По своим теоретико-гносео-логич. источникам П. г. т. была тесно связана с юрид. мировоззрением - классич. мировоззрением восходящей буржуазии. Осуждая абсолютистско-полицей-ское гос-во, П. г. т. имела либерально-демократич. звучание, нередко выступала как идеология, обоснование компромисса буржуазии с дворянством (в Германии, России).

С переходом капитализма в стадию империализма в результате ряда социаль-но-политич. факторов значение П. г. т. в бурж. правовой идеологии уменьшилось. Однако после 2-й мировой войны 1939-45 лозунг П. г. т. в трансформированном виде занял видное место в бурж. идеологии, особенно в антикомму-нистич. пропаганде, изображающей капиталистич. гос-ва как правовые, а социалистич.- как не связанные с правом и стоящие над ним. В действительности практика бурж. гос-ва показывает, что бурж. политич. власть всякий раз изменяла право, когда того требовали политич. и экономич. интересы капитала, а в особо острых социальных ситуациях практически действовала как не ограниченная и не стеснённая законом. Марксистская теория, исходя из тесной взаимосвязи гос-ва и права, не противопоставляет их друг другу. Как суверенная власть гос-во наделено широкими правотворческими возможностями, а все без исключения органы гос-ва в соответствии с принципом законности должны действовать в рамках действующего права. Социалистич. теория и практика исходят из необходимости постоянного совершенствования принципа законности в гос. управлении и всей обществ. жизни.

ПРАВОВОГО ПОРЯДКА ПАРТИЯ, контрреволюц. партия крупной торг.-пром. буржуазии и помещиков в России. Образовалась в окт. 1905. Учредители и руководители партии - А. В. Боб-рищев-Пушкин, Н. А. Демчинский и др. Программа партии (опубл. 20 окт. 1905), прикрываясь лозунгом "правового порядка" (конституции), требовала "единства и неделимости России", "сильной гос. власти", "укрепления авторитета монархии". П. п. п. обещала "всемерное содействие" ликвидации общинного землевладения крестьян и переходу к личному владению, выступала резко против забастовок, в то же время демагогически высказывалась за "возможное сокращение рабочего дня". В нояб. 1905 П. п. п. совм. с "Союзом 17 октября" (см. Октябристы) и др. партиями крупной буржуазии образовала Объединённый к-т конститу-ционно-монархич. партий и выставила с ними общие списки на выборах в 1-ю Гос. думу, но успеха не имела; на выборах во 2-ю Гос. думу блокировалась с "Союзом русских людей". В это время завершается процесс распада П. п. п., часть к-рой полностью сомкнулась с октябристами, а др. часть перешла в лагерь черносотенцев.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 457); Ч е р-менский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970.

Н. Ф. Славин.

ПРАВОЙ РУКИ ПРАВИЛО, удобное для запоминания правило для определения направления индукционного тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Согласно этому правилу, если расположить правую ладонь так, чтобы отставленный большой палец совпадал с направлением движения проводника, а силовые линии магнитного поля входили в ладонь, то направление индукционного тока в проводнике совпадёт с направлением вытянутых пальцев. П. р. п. является следствием Ленца правила.

ПРАВОМОЧИЕ, предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определённые действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Реальность П. гарантируется гос-вом: при невыполнении к.-л. лицом своих обязанностей, управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитраж или иной гос. орган для защиты своего права. См. также Субъективное право.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновные противоправные деяния, совершённые достигшими установленного законом возраста и вменяемыми людьми.

П. делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные). За П. устанавливается соответственно уголовная, гражд., адм. или дисциплинарная ответственность.

ПРАВООТНОШЕНИЕ, урегулированное нормами права обществ. отношение, участники к-рого (лица или орг-цин) выступают как носители юрид. прав и обязанностей (см. Субъект права). Возникновение П., их изменение или прекращение происходит при наличии условий, предусмотренных нормами права,-юрид. фактов. П. характеризуется наличием у его участников охраняемых гос-вом возможностей поведения (субъективных прав) и соответствующих им юрид. обязанностей. Напр., в пенсионном П. пенсионер имеет право на периодич. получение пенсии, а органы пенсионного обеспечения обязаны её выплачивать. По обязательству должник обязан совершить определённое действие в пользу кредитора, к-рый вправе требовать исполнения обязанности должника.

П. относятся к числу надстроечных (идеологических) обществ. отношений, т. е. таких, к-рые "...прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 137); они носят государственно-волевой характер, поскольку предусмотрены нормами права. Содержание и характер П. обусловлены в конечном счёте материальными потребностями и условиями жизни общества. Так, в социалистич. обществе, основанном на обществ. собственности на средства производства и свободном от эксплуатации труде, не существует права частной собственности, не возникают П. по найму чужого труда в частном х-ве или П. с целью извлечения нетрудовых доходов. Подобные П., характерные для капита-листич. общества, советскими законами не допускаются.

В социалистич. обществе складываются разнообразные гос.-правовые, адм., гражд., трудовые и иные П., через к-рые право оказывает воздействие на развитие общества.

ПРАВОПИСАНИЕ, правила, устанавливающие единообразные способы передачи речи на письме; см. Орфография.

ПРАВОПОРЯДОК, система обществ. отношений, складывающаяся на основе действующего права. П. всегда олицетворяет наиболее важные стороны и черты определённого социально-экономич. строя. Классики марксизма-ленинизма указывали, что гос. власть всегда была властью, охраняющей порядок, т. е. существующий общественный строй, они трактовали П. как нормальный, упорядоченный подзаконный порядок обществ, жизни, рассматривали П. в тесной связи с правом, с политич. строем данного общества, гос-ва. В любом бурж. гос-ве П. характеризуется политич. господством буржуазии, господством частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатацией человека человеком и т. д.

В социалистич. гос-ве П.- строй обществ. отношений. соответствующий интересам большинства населения или всего народа. Осн. черты сов. общественно-по-питич. строя, сложившегося в результате победы социализма в СССР, - осуществление политич. власти всем сов. народом, социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства производства, демократизм гос. строя, равенство всех наций и народов, руководство обществом и гос-вом со стороны КПСС, со