БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 (республиканскими) комитетами профсоюзов издают отраслевые правила, учитывающие особенности данной отрасли нар. х-ва, а администрация предприятия, учреждения, орг-ции по согласованию с фабзавместкомом профсоюза устанавливает П. в. т. р. (применительно к условиям работы данного предприятия). Помимо общих положений, П. в. т. р. содержат разделы: порядок приёма и увольнения рабочих и служащих; основные обязанности рабочих и служащих; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в работе; взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

В некоторых отраслях народного хозяйства (например, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, на предприятиях связи) для отдельных категорий рабочих и служащих действуют Уставы о дисциплине. См. также статьи Дисциплина трудовая, Ответственность дисциплинарная, Взыскания дисциплинарные.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, в СССР нормативный акт, устанавливающий порядок дорожного движения. П. д. д. обязательны для исполнения всеми участниками дорожного движения - водителями, пешеходами, пассажирами. П. д. д. действуют не только применительно к улицам и дорогам, но и во всех местах, где возможно движение транспортных средств: на лесных и просёлочных дорогах, на ледовых переправах, в поле (напр., при выполнении с.-х. работ), на закрытых территориях (автопарки, заводы, фабрики) и т. п. Любые нормативные акты, касающиеся особенностей перевозки спец. грузов, эксплуатации отдельных видов транспортных средств (напр., Правила технической эксплуатации отдельных видов транспорта, инструкции и приказы министерств и ведомств по вопросам эксплуатации автомобилей), не должны противоречить П. д. д.

П. д. д. способствуют достижению скорости и безопасности движения, устанавливают значение сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков и разметки дорожной и определяют действия участников дорожного движения в наиболее характерных условиях и ситуациях. Они регламентируют порядок расположения транспортных средств на проезжей части, маневрирование, обгон, остановку и стоянку, проезд перекрёстков, ж.-д. переездов, устанавливают разрешённую для населённых пунктов скорость движения и т. д. Важная часть П. д. д.- перечень требований, к-рым должны отвечать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации. В зависимости от характера нарушений П. д. д. и наступивших последствий законодательством предусмотрена уголовная, административная или дисциплинарная ответственность; могут быть применены также меры общественного воздействия. Первые правила движения после Окт. революции 1917 "Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям (правила)" были утверждены в 1920 декретом, подписанным В. И. Лениным. До 1940 П. д. д. разрабатывались и утверждались местными органами власти (городскими, областными, краевыми Советами депутатов трудящихся). Эти правила имели неоправданные различия и во многом ориентировались на гужевой транспорт. В 1940 в СССР были утверждены первые типовые правила, на базе к-рых разрабатывались местные правила. Ещё большая унификация стала возможной после утверждения типовых правил движения в 1957, к-рые исключали мн. ограничения. В 1957-59 в большинстве союзных республик на базе этих типовых правил были введены в действие республиканские правила движения. В 1959 СССР присоединился к международной "Конвенции о дорожном движении" и "Протоколу о дорожных знаках и сигналах", принятым в 1949 на конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту. С учётом этих междунар. документов в СССР были введены с 1 янв. 1961 первые единые для всей территории страны П. д. д. (с доработками и уточнениями). С янв. 1965 введены в действие "Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР". В рамках Комитета по внутр. транспорту Экономич. комиссии ООН для Европы при участии СССР были разработаны два новых международных соглашения: "Конвенция о дорожном движении" и "Конвенция о дорожных знаках и сигналах", к-рые были приняты на конференции ООН в 1968 (Вена). Передовой отечеств. и международный опыт в области автомобильного транспорта и дорожного движения нашёл отражение в П. д. д., вступивших в действие с 1 янв.

1973. См. также Регулирование дорожного движения.

Лит.: Правила дорожного движения, М., 1974. В. В. Лукьянов.

ПРАВИЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ, в СССР социальные нормы, регулирующие поведение членов социалистич. общества и направленные на создание обществ. порядка, организованности и дисциплины. В широком смысле П. с. о. охватывают все социальные нормы социалистич. общества: нормы права, морали, обществ. орг-ций, обычаи. В узком смысле к П. с. о. относится та группа норм, к-рая связана с регулированием гл. обр. общественно-бытовых отношений: они включают и определённые нормы морали, и т. н. правила вежливости, приличия, регулирующие поведение людей в обществ. местах, в семье, быту. П. с. о. выражают социалистич. обществ. сознание и волю сов. народа, в них воплощены принципы морального кодекса строителей коммунизма, товарищеской взаимопомощи, уважения и доброжелательности друг к другу. П. с. о. способствуют развитию социалистических взаимоотношений между людьми.

Исполнение П. с. о. обеспечивается сочетанием методов убеждения и принуждения (государственных или общественных); подавляющее большинство сов. людей соблюдают эти нормы добровольно и сознательно. Принуждение применяется лишь в отношении незначит. части членов общества, к-рые нарушают П. с. о. Обычно эти нарушения связаны с низким уровнем сознания и культуры, с влиянием пережитков прошлого. Добровольное, в силу глубокого убеждения выполнение сов. гражданами своих обязанностей, вытекающих из П. с. о., свидетельствует о неуклонном росте социалистич. правосознания и культуры сов. людей, укреплении социалистич. законности и правопорядка, формировании общественно полезных привычек и навыков социального поведения.

ПРАВИЛО, предложение, выражающее при определённых условиях разрешение или требование совершить или воздержаться от совершения нек-рого поступка (под "поступком" может подразумеваться нек-рое действие или бездействие). Такие П., называемые соответственно разрешениями и требованиями (приказами), естественно считать "простейшими" (или П. первого ранга) и объединять общим термином "предписание". "Сложные" П.- это П. (n+l)-гo ранга, получаемые применением предписаний к совокупностям П. не выше в-го ранга (причём среди такой совокупности непременно должно быть хоть одно П. и-го ранга). Примером П. различных (впрочем, не слишком больших) рангов могут служить обычные П. грамматики. Системы П. различных рангов, включающие в себя П.-указания о "порядке включения и переключения" др. П. той же системы, представляют собой методы (способы). П., систематическое изучение к-рых есть предмет т. н. деонтической логики (нормативной логики), играют важную роль в любой отрасли науки, особенно в математике, логике, лингвистике, этике, юриспруденции, социологии, политич. экономии и в практической жизни.

ПРАВИЛО ВЫВОДА, правило преобразования нек-рой формальной системы, дедуктивное правило, правило-разрешение, регламентирующее допустимые способы переходов от нек-рой совокупности утверждений (суждений, высказываний или выражающих их формул), называемых посылками, к нек-рому определённому утверждению (суждению, высказыванию, формуле) - заключению. П. в., вид посылок н заключения к-рого указан явно, наз. прямы м; таково, напр., П. в. исчисления высказываний, позволяющее переходить от произвольной конъюнкции к любому её члену, или П. в., разрешающее присоединить к произвольному высказыванию любое др. высказывание посредством операции дизъюнкции. Если в посылках и заключении указаны лишь виды выводов, от одного из к-рых разрешается переходить к другому, то налицо правило косвенного вывода; типичный пример -т. н. теорема о дедукции (правило введения импликации из натурального исчисления высказываний или предикатов), позволяющая от любого вывода A1, А2, ..., An-1, An|-В перейти (при нек-рых естественных ограничениях) к выводу вида A1, А2, ..., An|- An)B. П. в., выражающие способы и приёмы содержательных рассуждений, были частично систематизированы ещё в рамках традиционной формальной логики (в виде т. н. модусов силлогизма), откуда затем (иногда с видоизменениями) перешли в математич. логику, как, напр., правило modus ponens (схема силлогизма, или правило зачёркивания), разрешающее от любой импликации и её антецедента (посылки) перейти к её сукцеденту (заключению). Кроме того, П. в. делятся на исходные (основные, постулированные) и выводимые из исходных (посредством нек-рых метатеорем). Для исходных П. в. формальных систем (исчислений), являющихся, как и аксиомы, постулатами данной системы, встают обычные для аксиоматич. систем проблемы непротиворечивости, полноты и независимости. Поскольку П. в. в той или иной мере выражают отношение логич. следования, а между этим отношением и операцией импликации для большей части логич. исчислений существует тесная связь, то такая связь имеется между П. в. и теоремами любого исчисления, в частности между исходными П. в. и аксиомами (напр., аналогами упомянутых выше П. в. натурального исчисления являются, соответственно, аксиомы исчисления высказываний А&В)А, А&В)В, A)AVB и B)BVB).

Лит.: Слупецкий Е., Борковский Л., Элементы математической логики и теория множеств, пер. с польск., М., 1965; Серебрянников О. Ф., Эвристические принципы и логические исчисления, М., 1970; Смирнов В. А., формальный вывод и логические исчисления, М., 1972 См. также лит. при статьях Аксиоматический метод, Дедукция.

ПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ, дробь, знаменатель к-рой больше числителя напр., 1/2, 5/6 и т.д.

ПРАВИЛЬНАЯ МАШИНА, применяется для правки металлич. изделий. Существует неск. типов П. м. Роликовые П. м. имеют 2 ряда роликов, расположенных параллельно в шахматном порядке (рис.). Эти П. м. получили наибольшее распространение для правки как листов (см. Листоправилъная машина), так и сортового проката. Роторные П. м. применяют для правки с высокой точностью и для устранения овальности в поперечном сечении трубы, если она при этом не может вращаться вокруг своей оси (напр., при обработке труб, смотанных в бунты). Косовалковые П. м. (для правки профилей круглого сечения и труб) имеют одну или неск. обойм, состоящих из 2 или 3 валков. Применение трёхвалковых обойм позволяет подвергать правке тонкостенные трубы и обеспечивает высокое качество поверхности. Раскруточные машины служат для устранения скручивания некруглых труб. При постоянном сечении по длине одновременно производят продольную правку растяжением; П. м. в этом случае наз. раскруточно-растяжными. Для правки тонких листов и полос применяются растяжные П. м. Правильные прессы применяются гл. обр. для правки крупносортных профилей, рельсов, труб больших размеров. Р. М. Голубчик.

Схема расположения роликов правильной машины.

ПРАВИЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОЧЕК (матем.), бесконечная система точек плоскости (пространства), удовлетворяющая следующим условиям: 1) существует такой радиус R, что в любом круге плоскости (шаре пространства) радиуса R содержится по крайней мере одна точка системы (условие однородности); 2)существует такой радиус r>0, что в круге (шаре) этого радиуса, описанном вокруг точки системы, нет других точек системы; 3) какие бы две точки А и В системы ни взять, существует такое движение (см. Движение в геометрии), при к-ром система совмещается с собой, и точка А совмещается с точкой В. На рис. дан пример П. с. т.

Правильная система точек на плоскости.


ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОГРАННИК, многогранник, все грани к-рого - одинаковые правильные многоугольники и все многогранные углы при вершинах равны между собой. Существует пять видов выпуклых П. м.: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, выпуклый многоугольник с равными сторонами и углами.

"ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК", газета, орган Министерства внутр. дел. Выходила ежедневно в Петербурге с 1(13) янв. 1869 по 26 февр. (11 марта) 1917. Заменила "Северную почту". Публиковала распоряжения и сообщения пр-ва, отчёты о заседаниях Совета министров и Гос. совета, внутренние и зарубежные известия, статьи и рецензии на книги, биржевой указатель, метеосводки и т. п. Приложения: газеты "Сельский вестник" (1881-1905, далее -самостоят, изд.), -"Вечерние известия" (1904, март - окт.), "Русское государство" (1906, февр.- май; далее-"Вечернее прибавление" к "П. в.") и др. После Февральской революции 1917 "П. в." заменён "Вестником Временного правительства ".

ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший исполнит. орган гос-ва. П., именуемые иногда советом или кабинетом министров, возглавляются премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров), а в отдельных странах - главой гос-ва (напр., в США - президентом). Члены П. (министры, секретари, гос. секретари и т. п.) руководят конкретными центр. ведомствами гос. управления. П. может быть однопартийным или коалиционным. В федеративных гос-вах существует центр. (федеральные) П. и П. входящих в состав федерации гос. образований (штатов, провинций).

В капиталистич. странах П. формируется парламентом или назначается главой гос-ва (монархом или президентом). В ФРГ, Ирландии и Японии глава гос-ва назначает премьером (канцлером) лицо, избранное парламентом. Во многих странах юридически П. ответственно перед парламентом, фактически же, как правило, вся полнота власти находится в руках П. и его главы (т. н. система "министериализма", пришедшая на смену парламентаризму). Большое значение в гос. практике капиталистич. стран имеет нормотворческая деятельность П.- делегированное законодательство. Бурж. П. находится в сфере постоянного воздействия со стороны крупнейших капиталистич. объединений, к-рые в основном и определяют его состав и политич. курс. Это означает, что П. фактически превратилось в политическое орудие небольшой группы ведущих монополистов, использующих его ради контроля над остальным обществом.

В социалистич. гос-вах П. образуется высшим органом нар. представительства, перед к-рым оно несёт ответственность и к-рому подотчётно. П. социалистич. стран выступают как высшие исполнит, и распорядит. органы гос. власти, порядок их образования, состав и компетенция определены конституциями или кон-ституц. законами. См. также Совет Министров СССР.

"ПРАВИТЕЛЬСТВО ЮГА РОССИИ", белогвард. правительство на терр. Крыма в 1920. Создано в июне в составе: А. В. Кривошеий (глава пр-ва и пом. главнокомандующего ген. П. Н. Врангеля по гражд. части), П. Б. Струве (мин. иностр. дел), М. В. Бернацкий (мин. финансов), С. Д. Тверской (нач. гражд. управления), Н. В. Савич (гос. контролёр), В. С. Налбандов (мин. торговли и пром-сти), Г. В. Глинка (мин. земледелия), Н. Н. Таганцев (мин. юстиции). Получая помощь от союзников (преим. от Франции) и используя трудности Сов. гос-ва в связи с войной с Польшей, пр-во надеялось "отсидеться" на полуострове и добиться от Сов. правительства гарантии неприкосновенности Крыма и казачьих терр. (Дона, Кубани и Терека), а при неблагоприятных обстоятельствах - окончить Гражд. войну эвакуацией с Крымского п-ова."П.Ю.Р." в своей деятельности пыталось учесть ошибки предшествовавших белогвард. пр-в на терр. России, но по существу проводило ту же контрреволюц. политику (см. Врангелевщина). 10 авг. "П. Ю. Р." было признано Францией (до этого белогвард. пр-ва западноевроп. державами не признавались). После разгрома врангелевских войск "П. Ю. Р." 17 нояб. прекратило своё существование, а члены правительства эвакуировались за границу.

ПРАВКА в металлообработке, устранение или уменьшение ненужной кривизны металлич. изделий приложением внешних сил; применяется при произ-ве листов, труб, рельсов, балок и др. прокатных изделий, реже - при их потреблении (в цехах металлич. конструкций, кузнечных и др.). Различают однократную (периодическую) П. на правильных прессах, многократную (непрерывную) П. на правильных машинах, П. раскручиванием и растяжением на раскруточных и растяжных машинах. При однократной П. выправляемое изделие лежит на 2 опорах, а усилие, прилагаемое к выпуклой образующей поверхности, упругопластически изгибает изделие. Осн. недостатки этого метода -низкая точность П. и значит. остаточные напряжения. В процессе многократной П. изделия, передвигаясь в осевом направлении, подвергаются многократному упругопластич. изгибу (тела вращения имеют и винтовое движение, при к-ром устраняется также овальность сечения). П. растяжением применяется для тонких листов и полос, удлинение к-рых при П. достигает 1,5-2,5%. Скрученные трубы некруглого сечения исправляют упругопластич. раскручиванием, иногда совмещая его с растяжением. Р. м. Голубчик.

ПРАВКА НАБОРА, исправление в наборе ошибок, помеченных на пробном (корректурном) оттиске. При ручном или буквоотливном наборе заключается в замене ошибочных литер или переборке строк; при строкоотливном наборе строки с ошибками заменяются правильными. Большая П. н. приводит к перевёрстке, т. е. переброске строк или др. частей набора из одной полосы в другую. Правка в фотонаборе заключается в удалении из диапозитива (негатива) неверных строк с заменой их правильными или в смене всего диапозитива (негатива).

ПРАВО, совокупность установленных или санкционированных государством об-щеобязат. правил поведения (норм), соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках гос. власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те обществ. отношения, к-рые отвечают их интересам. Помимо того, что господств. классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание к-рого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором обществ. отношений. В развитом roc-ве сфера действия П. охватывает прежде всего область произ-ва, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П. закрепляет также формы правления, гос. устройства, организацию и порядок деятельности гос. механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на гос. строй и существующие обществ. отношения.

П. неразрывно связано с гос-вом. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, к-рые либо непосредственно созданы и установлены гос-вом, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит гос. принуждение. П."...есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П. не может иметь иную классовую сущность, чем гос-во, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с гос-вом - один из специфич. признаков, отличающих П. от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т. д.) классового общества. В свою очередь, гос-во немыслимо без П. Сама орг-ция гос. механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс гос. управленческой деятельности. Наконец, отношения гос-ва и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.

П. - возведённая в закон гос. воля, но оно не волюнтаристское порождение гос-ва. Как один из важнейших элементов надстройки над экономич. базисом классового общества (см. Базис и надстройка) П. обусловлено экономич. строем общества, характером существующих производств. и классовых отношений. На формирование и развитие П. существ. воздействие оказывают также политич. факторы, господствующая идеология, религия (в нек-рые эпохи), историч. особенности и нац. традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе гос-во вынуждено в определ. мере считаться с уже сложившейся системой П. Известна формула К. Маркса о том, что
П. не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов П. отражает экономия, условия в сильно опосредствованном виде.

Будучи порождением социально-эконо-мич. строя, П., в свою очередь, оказывает существ. воздействие на ход обществ. развития, содействуя или препятствуя ему (напр., феод. П. по отношению к развивающимся капиталистич. отношениям). Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т. к. II. не может упразднить действие объективных закономерностей обществ. развития.

Наличие в обществе П. означает, что значит. круг обществ. отношений принимает характер правоотношений, т. е. отношений, участники к-рых выступают как носители юрид. прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует обществ. правопорядок. Как система законодат. и иных нормативных актов П. находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.

Важным аспектом П. являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П. в отличие от объективного П.- системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер к объём этих прав и свобод (напр., право на труд, право на образование, свобода совести и т. д.) определяются социально-экономич. строем общества, положением человека в процессе обществ. производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юри-дич. гарантиями.

В целом роль П. как нормативного регулятора обществ. жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, к-рая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономич., политич., нац. и др. отношений. Такие свойства П., как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность в процессе воздействия П. на обществ. отношения придаёт последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологич. роль П., его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).

Марксизм подчёркивает классовый характер П. Это выражается прежде всего в том, что с помощью П. господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер П. выражается также в том, что в нём находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на к-рые вынуждены идти господствующие классы.

В домарксистской социальной мысли господствовала идеалистич, трактовка П., видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах человеческого духа и мышления ("идея права"), либо в "божественной воле". Для господствующих бурж. школ П. 19-20 вв. характерен откровенно идеалистический либо позитивный подход к пониманию сущности П. Даже в тех случаях, когда бурж. авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на П., это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономич. строя по отнош