БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201фрики и Азии.

Модернизированными П. п. являются высокие антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они применяются "импортирующими странами в дополнение к обычным таможенным пошлинам в том случае, если экспортёр продаёт на внешних рынках товар по ценам ниже действующих на внутр. рынке. Размер антидемпинговой пошлины составляет разницу между ценой товара в стране его происхождения и экспортной ценой. Этот вид П. нашёл широкое применение в США начиная с 20-30-х гг. 20 в.

Разновидностью П. п., имеющих особо высокие ставки (30 и более процентов к цене товара), а иногда даже превышающие цену товара, являются запретительные пошлины. Они появились во 2-й пол. 19 в. как реакция на отмену запретов вывоза и ввоза определённых изделий и введение политики свободной торговли. Широко применяются в ряде развитых капиталистич. стран. В США, напр., в 60-х гг. 20 в. ок. 1/6 всей таможенной номенклатуры имело запретительный характер. В социалистич. странах запретительные пошлины составляют незначит. долю в тарифах.

Одним из видов П. п., имеющих крайне высокие ставки обложения одного или группы иностр. товаров, являются наступательные пошлины. Они применяются США, Францией, участниками "Общего рынка". Такой характер носят, напр., пошлины, установленные в соответствии с принятым в США законом 1971, ограничивающим ввоз из Японии и стран "Общего рынка" текстиля, радио- и телевизионной аппаратуры, автомобилей, обуви и др. товаров. В свою очередь, участники "Общего рынка" применили единые пошлины, носящие наступательный характер, при торговле с др. странами. Это позволило им отвоевать у иностр. конкурентов, прежде всего США, значит, часть рынка ЕЭС, а также ряда государств Азии и Африки. Наступательные пошлины применяются и внутри ЕЭС. Так, в 1974 Италия в результате проведения крупных протекционистских мер, в т. ч. введения наступательных П. п., резко сократила импорт автомобилей, а также мяса, масла, сыра и др. товаров широкого потребления из стран ЕЭС, особенно из ФРГ. Это создало более благоприятные условия для развития нек-рых отраслей нац. пром-сти, но вызвало новый рост цен на продовольствие и снижение уровня жизни трудящихся. Запретительные и наступательные П. п. применяются в качестве орудия сверхпротекционизма для преодоления тарифных барьеров, захвата рынков сбыта в развивающихся и экономически слаборазвитых гос-вах.

В социалистич. странах П. п. используются в целях поддержания отраслей отечественной экономики. Так, в первом Таможенном тарифе Страны Советов (1922) они применялись к товарам отраслей пром-сти, к-рые восстанавливались после разрухи военных лет (кожевенная, хлопчатобумажная и др.). В 1924 был введён новый покровительственный тариф. П. п. устанавливались на оборудование и сырьё в довоенных тарифах СССР 1927, 1930, 1932. В новом Таможенном тарифе СССР 1961 подавляющее большинство пошлин потеряло покровительственный характер. Л. И. Тульчинский.

ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ, государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства (см. также Пошлины). Возникнув как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями, за взвешивание товаров), П. т. при капитализме превратились в средство ограждения внутр. торговли и отд. отраслей нац. экономики от конкуренции иностр. товаров ц по существу являются разновидностью косвенных налогов.

П. т. делятся на вывозные, транзитные и ввозные. Вывозные П. т. получили широкое распространение в Европе в 15-17 вв. Имели гл. обр. фискальное значение, служили источником доходов гос. казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном исчезли из внешнеторг. практики капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и экспорта. Транзитные П. т. в европ. гос-вах повсеместно применялись в 16-18 вв. К 20 в. они утратили своё значение. В совр. условиях преобладают ввозные пошлины, к-рые используются монополистич. капиталом как орудие торг. войн, демпинга, ограбления экономически зависимых стран, поощрения развития отд. отраслей национальной пром-сти (см. Протекционизм). В целях усиления экономич. и политич. влияния после 2-й мировой войны 1939-45 империалистич. державы используют более эластичные П. т., провозглашают их "либерализацию" (т. е. снижение ср. уровня ставок). Страны, освободившиеся от колониального ига, стремятся использовать П. т. в интересах развития и укрепления нац. экономики (П. т. служат средством ограждения их внутр. рынков от конкуренции иностр. товаров, а также важным источником валютных поступлений в доходы бюджетов этих гос-в). Так, в нач. 70-х гг. поступления П. т. в бюджетах превышали 50% общих доходов в Гане, Дагомее, Камеруне, Судане, 40%-в Египте, Мали, Нигерии, 30%- в Афганистане, Кении, 20% - в Бирме, Камбодже, составляли ок. 20% в Индии, Пакистане, Иране (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

П. т. взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом данного гос-ва. В зависимости от структуры этого тарифа различают пошлины дифференциальные, пошлины покровительственные и пошлины преференциальные (см. Преференции).

По способам взимания П. т. делятся на адвалорные (лат. ad valoren - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортного товара, вторые -в твёрдых суммах со штуки, единицы массы товара или его размера. Адвалорные применяются в странах ЕЭС. Специфические имеют место в США, Канаде, Австрии, Норвегии, Швейцарии. П. т., исчисляемые одновременно двумя методами, наз. кумулятивными, или смешанными. Встречаются в тарифах США. В нек-рых странах таможенное законодательство предусматривает исчисление нескольких пошлин по одному и тому же товару, т. н. альтернативные пошлины. В СССР и др. социалистич. странах П. т. используются как вспомогательное средство регулирования внешней торговли, установления и расширения взаимовыгодных отношений с капиталистич. и развивающимися странами и ограждения социалистич. экономики от воздействия стихийного мирового капиталистического рынка. Они опосредствуют связь внутр. и междунар. хоз. оборота.

В СССР в период восстановления нар. х-ва после Гражд. войны 1918-20 П. т. служили целям покровительства развитию промышленности и выступали одним из источников пополнения ресурсов гос. бюджета. В 30-40-е гг. они использовались как активное средство борьбы против империалистич. дискриминации в междунар. торговле. После Великой Отечеств, войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг., когда значительно вырос экономич. потенциал и укрепился междунар. авторитет СССР, расширились объём и структура сов. внешней торговли, был введён новый таможенный тариф (1961). В СССР вывозные пошлины, как правило, не применяются, за исключением пошлин на произведения старины и искусства, к-рые могут экспортироваться по особому разрешению Мин-ва культуры СССР и облагаются вывозной П. т. Мин-ву внеш. торговли СССР предоставлено право (по согласованию с Мин-вом финансов СССР и Мин-вом иностр. дел СССР) на основе действующего тарифа и с учётом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР устанавливать ставки П. т. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а также на изделия, ввозимые в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР, в случаях, когда эти ценности подлежат обложению П. т.

Лит.: Таможенное дело в капиталистических странах, М., 1939; Таможенный тариф СССР, 2 изд., М., 1971; Ничков В. Н., Лесной экспорт СССР и международная лесная торговля, М., 1964; Таможенный кодекс Союза ССР, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, № 20, 13мая, ст. 242; 50 лет советской внешней торговли, М., 1967; Средства внешнеторговой политики империалистических держав, в кн.: Международные экономические отношения, М., 1969; Мазанов Г. Г., Международные расчеты стран - членов СЭВ, М., 1970; Воронов К. Г., Павлов К. А., Организация и техника внешней торговли, М., 1970; Шершнев Е. С., США: таможенный протекционизм, М., 1970; Фалькович М. С., Винокур С. И., Государственная пошлина в органах Госарбитража, М., 1973.

Л. И. Тулъчинский.

ПОЭЗИЯ (греч. poiesis), в широком смысле вся художеств, литература (в 20 в. термин употребляется редко); в узком -стихотворные произведения (см. Стих) в их соотнесённости с художеств. прозой. См. Поэзия и проза.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo - делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa - прямая, простая, от proversa - обращённая вперёд, ср. лат. versus - стих, букв.- повёрнутый назад), два осн. типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих). Прозаич. художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной практич. речи, но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако,- сложное и трудноуловимое явление, его изучение только начинается.

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени резко преобладали стихотворная и близкие к ней рит-мико-интонац. формы. Прозой же называли все нехудожеств. словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т. п. (В России такое словоупотребление господствовало в 18 - нач. 19 вв. и было распространено до нач. 20 в., а в иных случаях встречается и теперь.)

Поэзия (П.). Иск-во слова в собственном смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой осн. жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпич. поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художеств. прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфич. природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание - не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное "деяние". Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках, замечает, что это двустишие само "...хочет проявиться как действие (noislv)...", а не просто сообщить о каком-то лежащем вне его действии (Соч., т. 14, М., 1958, с. 170). Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а создаёт художеств., поэтич. факт, или шире -поэтич. мир, в к-ром, напр., могут говорить мёртвые: "Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу,Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли". И стихотворная форма сразу сигнализирует о "выведении" художеств, мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова) - хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией "художественности ".

Необходимость стиха на ранних ступенях развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё убеждён, что все художеств. словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. Это неприменимо к совр. роману, к-рый полноценно существует и как читаемая "про себя" книга; хотя в прозе слышимы живые голоса автора и героев, но они слышимы "внутренним" слухом читателя. П. же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии, а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей ритмич. закруглённость, законченность, завершённость, к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. "...Древний мир...,- писал К. Маркс,-возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 165). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое "заранее установленное ограничение", к-рое создаёт возвышенность и красоту слова.

Становление художеств. прозы действительно начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как законной формы иск-ва слова происходит даже позднее - в 18 - нач. 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., уже как бы теряют своё значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художеств. мир, а "эстетика завершённости", в сущности, чужда лит-ре нового времени.

Художеств. проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.

П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России нач. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости; отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции - сонет, рондо, газель, танка к т.п., развиваются более свободные формы ритма - дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные интонации.

В новейшей П. раскрылись иные содержательные качества и возможности стихотворной формы. В П. 20 в. у А. Блока, Р. М. Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художеств. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в природе стихотворной речи.

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое сти-хотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич. строения и т. п. - всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, к-рых проза, в сущности, лишена. Мн. прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся гл. обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Это взаимодействие создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художеств. смысла, к-рые невозможно воплотить иным способом.

П. в высшей степени способна воссоздавать живой поэтич. голос и личную интонацию автора, к-рые опредмечивают-ся в самом построении стиха - в ритмич. движении и его "изгибах", рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового времени - прежде всего лирич. П. В далёком прошлом стих выступал как единая и единств, форма всех осн. жанров иск-ва слова; но именно в лирике предельно выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.

В совр. лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит нек-рое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т. е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта.

Проза (П.). Вплоть до нового времени П. развивается на периферии иск-ва cлoва, оформляя смешанные, полухудожеств. явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары, проповеди, религ. соч. и т. п.) или "низкие" жанры (фарсы, мимы и др. виды сатиры).

П. в собств. смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Пре-во, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что совр. П.- письменное (точнее, печатное) явление, между тем как прежние формы ГГ. исходили из устного бытия речи и так или иначе претендовали на звучащее исполнение, что ставило их в один ряд с поэзией.

Изучение природы художеств. П. началось лишь в 19 в. и развернулось в 20 в. Очень многое здесь ещё проблематично, напр. само понятие ритма прозы, имеющего несомненно, более высокую степень организованности, чем ритм нехудожеств. речи. Исследования последних десятилетий показали, что ритм в П., не обладая устойчивой количеств. характеристикой, имеет качеств. определённость. Ускоряясь и замедляясь в зависимости от самого движения повествования, ритм П. всё же выдерживается в едином ключе.

В общих чертах выявлены нек-рые существ. принципы, отличающие проза-ич. слово от поэтического. Слово в П. имеет - сравнительно с поэтическим -принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно ставит перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий, движений, из к-рых и создаются характеры и художеств, мир романа или рассказа в целом).

П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создаёт свой художеств. мир, но делает это прежде всего путём особого взаимоположения предметов и действий. Прозаич. речь предстаёт как прозрачная изобразит. ткань. Слово в П. стремится не к многозначности, а к индивидуализиров. конкретности обозначаемого смысла.

Не менее важно, что в П. слово само становится предметом изображения, как "чужое", в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия по преимуществу монологи ч-н а. Между тем П. насквозь диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом "голоса" (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 309-50). В художеств. П. сложное взаимодействие "голосов" автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово "разнонаправленностью", многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова.

Ритм П., её специфич. изобразит. природа и высвобождение художеств. энергии в результате столкновения различных речевых планов ("голосов") - кардинальные моменты в создании науч. теории П.

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе (у Ш. Бодлера, И. С. Тургенева) - промежуточная форма, близкая к лирич. поэзии по стили-стич., тематич. и композиционным, но не метрическим признакам; и с др. стороны - свободный стих к ритмич. Проза, близкие к стиху именно по метрическим признакам.

Лит.: Потебня А. А., Поэзия и проза, в его кн.: Из записок по теории словесности, Хар., 1905; его же, Поэзия. Проза. Сгущение мысли,, Поли. собр. соч., т. 1- Мысль и язык, 4 изд., Од., 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965; Виноградов В. В., О художественной прозе, М.- Л., 1930; его же,

О языке художественной литературы, М., 1959; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Художественная проза, М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с. 182-343; Бахтин М. М., Слово в романе, "Вопросы литературы", 1965, № 8; Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Р о д-нянская И. Б., Слово и "музыка" в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Поэтический строй русской лирики, Л., 1973; Caudwell С h., Illusion and reality..., L., 1937; Beriger L., Poesie und Prosa, Halle, 1943; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967 (есть лит.); Lubbоk P., The art of fiction, L., 1960; Proza, poezja... Wybor szkicow i recenzji, t. 1-2, Warsz., 1965-66; Wfersz i poezja. Konferencja teoretycznolitera-cka w Pcimiu, Wr., 1966. В. В. Кожаное.

ПОЭМА (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. наз. также древнюю и ср.-век. эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, к-рая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпич. песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём "разбухания" (А. Хойслер) одного или нескольких нар. преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе историч. бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-историч. значения ("Илиада", "Махабхарата", "Песнь о Роланде" и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в т. ч. ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историч. или все-мирно-историч. (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Лузиады" Л. ди Камо-энса, "Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, "Потерянный рай" Дж. Мильтона, "Генриада" Вольтера, "Мессиада" Ф. Г. Клопштока, "Россияда" М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета ("Витязь в барсовой шкуре" Шота Руставели, "Шахнаме" Фирдоуси, в известной мере-"Неистовый Роланд" Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией ср.-век., преим. рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-филос. проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция - особенности, характерные уже для предромантических П. ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.

"Вершинные" в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-филос. или символико-филос. характер ("Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Дзяды" А. Мицкевича, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отд. выдающихся произв. ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистич. лит-ре (синтез нравоописательного и героич. начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историч. потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героич. начало ("Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо!" Маяковского, "Девятьсот пятый год" Б. Л. Пастернака, "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические ("Про это" Маяковского, "Анна Снегина" С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические ("Тобольский летописец" Л. Мартынова) или сочетающие нравств. и социально-историч. проблематику ("Середина века" В. Луговского).

П. как синтетич., лиро-эпич. и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и "музыку", "стихию" мировых потрясений, сокровенные чувства и историч. концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: "Почин стены" и "В бурю" Р. Фроста, "Ориентиры" Сен-Жона Перса, "Полые люди" Т. Элиота, "Всеобщая песнь" П. Неруды, "Ниобея" К. И. Галчиньского, "Непрерывная поэзия" П. Элюара, "Зоя" Назыма Хикмета.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский