БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201Председатель». Реж. А А. Салтыков 1965 3. «Ленин в Польше». Реж. С. И. Юткевич. 1966. 4. «Твой современник». Реж. Ю. Я. Райзман. 1968. 5. «Доживём до понедельника». Реж. С. И. Ростоцкий. 1968. 6. «Белая птица с чёрной отметиной». Реж. Ю. Г. Ильенко. 1971. 7. «Красное яблоко» Реж. I. Океев. 1975. 8. «Бег». Реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов. 1971. 9. «Освобождение». Реж. Ю. Н. Озеров. 1970-71.

Всё чаще центр, и респ. киностудии создают киноленты по заказу телевидения: «Операция „Трест"» (1970, реж. С. И. Колосов), «Адъютант его превосходительства» (1971, реж. Е. И. Ташков), «Семнадцать мгновений весны» (1972, реж. Лиознова), «Красное и чёрное» по Стендалю (1976, реж. Герасимов) и др. Широкое признание получил укр. телефильм «Как закалялась сталь» по роману Н. А. Островского (1973, реж. Р. Н. Мащенко).

Значит, идейные процессы в киноискусстве проходят под плодотворным воздействием пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и вдохновляющих на новые свершения решений съездов КПСС. Всё это открывает новые пути подъёма киноискусства, взаимообогащения кинематографий братских советских республик, усиления роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни народа.

Сов. киноискусство, являясь массовым и действенным в острой идеологич. борьбе с империалистической пропагандой, убедительно показывает людям всего мира преимущества социалистич. строя, гуманизм и интернационализм сов. общества. Оно оказывает положит, воздействие на развитие мирового кинематографич. процесса, вносит принципиальный вклад в обогащение киноязыка. Достижения сов. киноискусства непосредственно повлияли на формирование итал. неореализма, на становление нац. кинематографий социалистич., а также развивающихся стран, способствовали утверждению социальной проблематики в кино-иск-ве развитых капиталистич. стран. Мировое признание получило теоретич. наследие классиков сов. кино - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова. Опираясь на их традиции, продолжает успешно и всесторонне развиваться сов. киноведение (см. раздел Киноведение). Деятели сов. кино объединены в Союз кинематографистов СССР (см. в разделе Творческие союзы).

Лучшие сов. фильмы, подтверждающие высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Междунар. кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Сов. Союзе проводятся представительные смотры киноискусства: Всесоюзный кинофестиваль (с 1958), Междунар. кинофестиваль в Москве (1935, с 1959 регулярно 1 раз в 2 года), Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов (с 1966), Междунар. кинофестиваль стран Азии, Африки (с 1968) и Лат. Америки (с 1976) в Ташкенте и др. О развитии между-нар. связей свидетельствуют совместные постановки сов. киностудий с киностудиями стран социалистич. содружества - Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Югославии, ГДР, Кубы, а также киностудиями Индии, Италии, Франции, Японии, Швеции, США и др.

Производство художественных документальных фильмов и кинопериодики осуществляется во всех союзных республиках. В 1975 выпущено 282 полнометражных фильма, в т. ч. 143 художественных, 30 документальных и 11 научно-популярных, 98 телевизионных и 1376 короткометражных. За год выходит св. 50 назв. периодич. киножурналов, в т. ч. «Новости дня», «Пионерия» (для детей), Всесоюзный сатирич. журнал «Фитиль», «Новости сельского хозяйства», «Наука и техника». На интенсивное развитие научно-популярного и уч.. кино в решающей степени повлияла научно-технич. революция. Сов. кинематография за годы своего существования выпустила (по 1975 включительно) ок. 5000 художеств, фильмов, в т. ч. до 900 мультипликационных.

Подготовка кинематографич. творческих, руководящих и технич. кадров осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, Москва), Ленингр. ин-том театра, музыки и кинематографии, Ленингр. ин-том киноинженеров (ЛИКИ), отделениями кино в театр, ин-тах союзных и авт. республик, а также кинотехникумами.

В СССР работали (1975) 39 киностудий художеств., хроникально-документальных, научно-популярных фильмов. Насчитывалось св. 154 тыс. киноустановок (из них 25628 в городах и 128468 в сел. местности), в т. ч. св. 100 тыс. широкоэкранных. Кроме того, функционировали 71 298 киноустановок без продажи билетов (в школах, на предприятиях и др.).

См. Детское кино, Документальное кино, Киноискусство, Киноведение, Кинодраматургия, Киножурнал, Кинокомедия, Киномузыка, Кинопромышленность, Киносеть, Научно-популярное кино, а также раздел Кино в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. В. Якубович-Ясный.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СССР

Советский Союз поддерживает культурные связи со 120 странами (1976). История междунар. культурных связей СССР показывает, что политика их развития, проводимая Коммунистич. партией и Сов. гос-вом, обусловлена сущностью социалистич. строя. Строительство коммунистич. общества предполагает освоение и использование всего лучшего, прогрессивного, имеющегося в мировой культуре. СССР рассматривает междунар. культурное сотрудничество как равноправный и взаимовыгодный обмен ценностями материальной и духовной культуры в целях укрепления взаимопонимания между народами, обогащения нац. культур. Культурные связи СССР с зарубежными странами проводятся на основе уважения и строгого соблюдения принципов суверенитета, невмешательства во внутр. дела, законов и обычаев каждой страны.

Культурные связи в 1917-39. В первые же месяцы после Великой Окт. социалистич. революции были сделаны шаги по установлению междунар. культурных связей. Сов. пр-во 30 дек. 1917 опубликовало обращение к народам и правительствам др. стран, в котором говорилось, что оно «... имеет своей задачей создание таких условий, при которых... все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве» (Документы внешней политики СССР, т. 1, 1957, с. 68). Провозглашённая В. И. Лениным политика бережного отношения к культурному наследию прошлого, использования богатств мировой культуры в интересах строительства нового общества привлекла к себе внимание международной общественности. Советское пр-во уделяло внимание установлению связей как со странами Европы и Сев. Америки, так и со странами Азии, Африки и Лат. Америки, особенно с Афганистаном, Ираном, Индией, Китаем, Монголией и Турцией. Многие выдающиеся деятели культуры Запада выступили в поддержку Окт. революции и участвовали в установлении первых культурных контактов с рабоче-крест. гос-вом. Яркий пример междунар. поддержки Страны Советов - опубликованный в газ. «Юманите» 26 окт. 1919 манифест «Против блокады» группы видных писателей, учёных и обществ, деятелей (А. Барбюс, Ж. Р. Блок, П. Вайян-Кутюрье, П. Лан-жевен, Г. Манн, Р. Тагор, А. Франс, Б. Шоу и др.). Этот документ был высоко оценён Лениным.

Важную роль в становлении культурных связей сыграли междунар. пролет, орг-ции солидарности с новой Россией. В 20-х гг. возникли организации: Международная рабочая помощь (Межраб-пом), Международное объединение революционных писателей (МОРП), Международное бюро революц. художников и др. Большое значение для развития культурных связей СССР имело создание в 1925 Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В 20-30-х гг. во мн. странах возникли об-ва культурных связей с СССР и союзы друзей СССР.

Литература и книгообмен. Мн. выдающиеся писатели мира горячо приветствовали Окт. революцию (Р. Роллан, А. Франс, Т. Драйзер, 3. Неедлы, М. Андерсен-Нексё, И. Бехер, Шон О'Кейси и др.). Важную роль сыграла деятельность Дж. Рида, написавшего книгу «Десять дней, которые потрясли мир», и А. Р. Уильямса -автора книг «Ленин- человек и его дело», «Сквозь русскую революцию», «76 вопросов и ответов о Советах». Эти книги - результат пребывания их авторов в Сов. России. В 1920 в Сов. Россию приезжал Г. Уэллс, к-рый был принят Лениным. В 20-30-х гг. СССР посетили мн. видные писатели: И. Ольбрахт, Андерсен-Нексё, М. Майерова, Барбюс, Вайян-Кутюрье, Бехер, А. Зегерс, Л. Фейхтвангер, Драйзер, Л. Арагон, Шоу, Роллан, Н. Хикмет, Тагор и др.

В 1927 на празднование 10-летнего юбилея Окт. революции в СССР приехало ок. 1500 иностр. гостей, среди них было немало деятелей культуры. В это же время был проведён конгресс друзей СССР, президиум к-рого включал представителей 38 стран.

Сов. писатели с первых лет установления Сов. власти совершали зарубежные поездки и использовали их для популяризации достижений лит-ры социалистич. реализма. Важное значение имела деятельность М. Горького, жившего несколько лет за границей. Неоднократно был за рубежом В. Маяковский, революц. поэзия к-рого служила укреплению авторитета сов. культуры. Его произведения переводили Бехер, Арагон, Э. Триоде, Дж. Линдсей, П. Неруда и др. За границу выезжали также С. Есенин, Л. Сейфуллина, И. Эренбург, В. Лидии, М. Слонимский, О. Форш, Л. Никулин, Г. Серебрякова, А. Безыменский и др.

В 1918 по инициативе М. Горького было создано изд-во "Всемирная литература", к-рому удалось наладить сотрудничество с более чем 350 учёными, переводчиками и зарубежными писателями. К 1924 изд-во опубликовало 213 книг, 11 номеров журналов «Восток» и «Современный Запад» и 57 произведений в сб-ках «Новости иностранной литературы». Созданием изд-ва «Всемирная литература» были заложены основы переводческого дела в СССР. В 1930-32 было издано 11 тт. собр. соч. Роллана. В 1931 Изд-во художеств. лит-ры выпустило книги 20 иностр. писателей тиражом ок. 1,5 млн. экз., 16 авторов в серии «Новинки иностранной революционной литературы» (ок. 1.3 млн. экз.) и 3 выпуска массовой б-ки (св. 3,1 млн. экз.), включавшей произведения Уэллса, Э. Синклера, Арагона, Драйзера, Бехера, М. Залки, Б. Иллеша, Б. Ясенского и др.

Переводы произв. сов. писателей издавались за рубежом. Вначале это были в основном произв. М. Горького, переведённые на 12 языков. В 1923-25 во Франции и Италии вышли сб-ки стихов и поэм Есенина. В 1921-24 в Чехословакии на долю сов. писателей приходилось ок. 10% всей переведённой художеств, лит-ры, в 1926 - более 30%. В 1930-32 в США, Великобритании и Канаде было опубл. более 20 отд. изданий сов. художеств, лит-ры. В странах Центр, и Юго-Вост. Европы были опубл. «Тихий Дон» М. Шолохова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Железный поток» А. Серафимовича и мн. др. В янв. 1930 ВОКС создал Комитет по изданию за границей сов. лит-ры.

В 20-30-е гг. начал развиваться книгообмен. В 1921 по инициативе Ленина при СНК была создана Центр, межведомств, комиссия по приобретению и распространению иностр. лит-ры (Коминолит). В нач. 1920 создано Бюро по междунар. книгообмену АН СССР. В 1921 в Финляндию впервые было послано 150 изданий. В 1923-25 за рубеж было направлено более 74 тыс. экз. изданий АН СССР и получено св. 50 тыс. Сов. книги направлялись в 48 стран, в СССР поступала лит-pa из 24 стран.

Издания Сов. Союза экспонировались на междунар. выставках: в 1922 - в Праге на выставке совр. изданий и во Флоренции на книжной выставке. В 1925 в Лондоне была организована выставка сов. плаката, книг, периодич. изданий и стенных газет, в 1934 в Варшаве - выставка сов. книги и т. д.

Сов. литераторы участвовали в междунар. конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Зарубежные писатели приняли участие в работе 1-го Всесоюзного съезда сов. писателей (1934) и в мероприятиях в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина (1937).

Кино. Междунар. контакты начались с обмена хроникально-документальными фильмами. Важную роль в создании и распространении за рубежом сов. фильмов сыграл Межрабпом («5 лет Сов. России», «1 мая 1922 г. в Москве», фильмы о 3-м, 4-м и 5-м конгрессах Коминтерна, «Похороны Ленина», «Мать и дитя в России» и др.). Всего за 1924-32 Межрабпом выпустил 241 кинокартину, из них 34% было продано 26 странам. Межрабпом занимался также ввозом зарубежных фильмов в СССР (около 200 фильмов).

В нач. 30-х гг. сов. кинофильмы демонстрировались в 52 странах. При этом показ ряда фильмов запрещался (напр., Вс. Пудовкина «Мать» в Великобритании, Д. Вертова «Энтузиазм» в Германии). Грандиозный успех выпал на долю фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин"», привлекли внимание фильмы «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Сов. кино стало участником междунар. киносмотров. Один из первых сов. художественных фильмов «Поликушка» А. Санина на традиционном киноконкурсе в США (1922) был включён в число 10 лучших фильмов, выпушенных за год на экраны мира. На выставке декоративных иск-в в Париже (1925) сов. фильмы завоевали 2 золотые медали («Стачка» Эйзенштейна и «Из искры пламя» Д. Бассалыго), а также серебряную медаль и почётный диплом. На междунар. киновыставке в Гааге (1928) СССР занял 1-е место по количеству экспонатов и разно-образиюи выставленных материалов. В Нью-Йорке (1930) среди 5 премированных лучших кинофильмов мира было 3 советских («Потомок Чингис-хана» Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Генеральная линия» Эйзенштейна и Г. Александрова). С 1932 СССР стал участвовать в Венецианском кинофестивале. На междунар. кинофестивалях 1932-37 ряд призов был присуждён фильмам «Путёвка в жизнь» Н. Экка, «Весёлые ребята» Александрова, «Петербургская ночь» Г. Рошаля, «Гроза» и «Пётр Первый» В. Петрова, и др.

В конце 20-х - нач. 30-х гг. за рубеж направлялись сов. киноэкспедиции: в Афганистан (1928), Йемен (1929), Монголию (1930). Большое значение для развития мекс. кинематографии имела поездка Эйзенштейна в эту страну (1930- 1931). В 1936 в Монголии И. Траубергом был снят звуковой художеств, фильм «Сын Монголии».

В 1935 в Москве состоялся 1-й Моск. междунар. кинофестиваль. Первые премии получили сов. фильмы «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Крестьяне» Ф. Эрмлера и «Юность Максима».

Изобразительное искусство. В 1918 при Отделе изобразит, иск-в Наркомпроса было создано междунар. бюро. С нач. 20-х гг. Сов. Россия стала организовывать за рубежом художеств, выставки. При активной поддержке Ленина первая выставка открылась в Берлине в 1922 (экспонировалось 600 произведений). Вторая была проведена в США (1924), на ней были представлены работы 100 художников, в т. ч. А. Н. Бенуа, А. М. Васнецова, И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, С. Т. Конёнкова и др.

В 20-30-е гг. начался обмен художеств, выставками. Сов. выставки прошли почти во всех европ. странах, США, Канаде, Японии, странах Азии и Лат. Америки. В 1930 передвижная выставка «Искусство Советского Союза» (150 картин, ок. 100 гравюр, а также скульптура и фаянс) была показана в Швеции, Норвегии и Германии. В 1934 были организованы сов. выставки: иск-ва в США, графики в Финляндии, художественная выставка в Турции; в 1936 - выставка графики в Китае и др.

В 1926 в Москве состоялась 1-я выставка произв. революц. художников Запада. В нач. 30-х гг. в Москве дважды экспонировались произв. художников - членов клуба Дж. Рида. В 1928 организована выставка франц. иск-ва, в 1932 в Москве и Ленинграде - персональная выставка произв. Кете Кольвиц, в 1934 - выставка финл. иск-ва, в 1937 - выставка белы, живописи и т. д.

С сер. 20-х гг. СССР стал участвовать в междунар. художеств, выставках. Сов. художники представили произв. на традиционную 24-ю междунар. выставку иск-ва в Венеции (1924). В 1925 СССР участвовал в междунар. выставке декоративных иск-в (Париж), на к-рой сов. экспонаты получили 185 наград (в т. ч. 9 Гран при и 58 золотых медалей). СССР участвовал в междунар. выставках «Социалистическое иск-во сегодня» (Амстердам, 1930), 1-й междунар. выставке гравюр на дереве (Варшава, 1931), графики (Варшава, 1933) и т. д.

Театр и музыка. В 20-30-е гг. важной формой междунар. связей стал выезд за рубеж театр, и муз. коллективов. В 1921 в Швеции, Норвегии и Финляндии прошли гастроли Гос. квартета домр под упр. Г. П. Любимова. В 1922-24 Моск. художеств, театр (реж. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко) показал зрителям Германии, Югославии, Франции и США 561 спектакль рус. и иностр. классики. В 1925 совершил турне по Европе Моск. Камерный театр (реж. А. Я. Таиров), которому на междунар. выставке в Париже был присуждён Гран при. В 1928 в Германии, Латвии, Швейцарии, Италии состоялись концерты Ленингр. академич. капеллы. Событием в культурной жизни Парижа в 1928 стало выступление театра им. Е.Вахтангова. В 1930 совершил поездку в Германию Театр им. Вс. Мейерхольда. В 1930 состоялась 7-месячная поездка Камерного театра (Европа и Южная Америка). В 1935 группа артистов Большого театра дала 23 концерта в Турции и т. д.

С интересом встречали в Сов. Союзе зарубежные творч. коллективы. Начало этому было положено в 1928 япон. классич. театром «Кабуки» (выступил в Москве и Ленинграде).

Во 2-й пол. 20-х гг. начался обмен самодеятельными рабочими коллективами. В 1927 моек, коллектив «Синяя блуза» выехал на гастроли в Германию. Под влиянием сов. художеств, самодеятельности создавались рабочие самодеятельные коллективы и в ряде стран Запада. В 1929-32 в СССР выступили самодеятельные рабочие коллективы из Германии («Красный рупор», «Тревога», «Театр молодых актёров»), В Москве было создано Междунар. рабочее театральное объединение (МРТО), учредителями к-рого были представители рабочих театров СССР, Германии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, США. По решению МРТО 15 февр. 1931 в СССР и в ряде стран Запада впервые был проведён Междунар. день рабочего театра. В 1933 в Москве состоялась Междунар. олимпиада революц. театров (выступили 26 сов. и зарубежных коллективов).

Вскоре после Окт. революции 1917 начал развиваться обмен отд. исполнителями. В нач. 20-х гг. в Москве выступили нем. дирижёр О. Фрид и венг. скрипач И. Сигети; в 1923-25 - нем. дирижёры Г. Брехер, Б. Вальтер, О. Клемперер, Г. Абендрот и др. В 1928 в Москву приезжал автор музыки «Интернационала» П. Дегейтер. В довоен. годы в СССР побывали дирижёр Л. Стоковский (США), пианисты Б. Барток (Венгрия), А. Рубинштейн (Польша), Э. Петри и А. Шнабель (Германия) и др.

С начала 30-х гг. сов. режиссёры стали получать приглашения на постановку спектаклей в зарубежных театрах. В 1931 Н. Сац в содружестве с О. Клемперером поставила на сцене Берлинского театра оперу «Фальстаф» Дж. Верди, а в театре «Колон» в Буэнос-Айресе-«Свадьбу Фигаро» В. Моцарта.

Со 2-й пол. 20-х гг. деятели сов. театра и музыки начали участвовать в междунар» конкурсах и конгрессах: 1-м конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава, 1927), муз. фестивале (Зальцбург, 1928), театральных конгрессах (Париж, 1928, и Рим, 1930), конкурсе скрипачей (Брюссель, 1937)и др.

Представители культуры СССР участвовали в работе междунар. орг-ций. В сер. 20-х гг. Сов. Союз вступил в Международное общество современной музыки. Всемирную лигу артистич. организаций и др.

Участие СССР во всемирных выставках. На Всемирной выставке в Париже (1937) сов. павильон посетило 20 млн. чел. В зале, посвящённом иск-ву, экспонировались картины, гравюры, скульптуры, макеты театр, постановок, образцы нар. художеств, творчества, в кинотеатре демонстрировались сов. художеств, и документальные фильмы. На сцене парижских театров выступили артисты МХАТ и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Сов. павильону было присуждено ок. 270 наград (95 Гран при, 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей, более 50 почётных дипломов). Высших наград были удостоены статуя В. Мухиной «Рабочий и колхозница», картины художников И. Бродского, С. Герасимова и Б. Иогансона.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) были представлены произв. сов. живописи, графики и скульптуры, изделия нар. умельцев, макеты и эскизы театр, постановок, художественная лит-pa и периодика, образцы детского творчества и др. С сов. экспозицией ознакомились 16,5 млн. чел.

Междунар. культурные связи СССР существенно нарушила 2-я мировая война 1939-45. В тяжёлых условиях войны, в ходе к-рой ещё более возрос интерес к СССР, во мн. странах (Франция, Дания, Бельгия и др.), оккупированных нем.-фаш. войсками, в подполье продолжалась деятельность орг-ций друзей Сов. Союза. Напр., Белы, об-во друзей СССР регулярно издавало тиражом 25 тыс. экз. бюллетень «Радио Москвы» (за время оккупации было распространено 198 номеров).

Культурные связи в 1945-76. Победа Сов. Союза в Великой Отечеств, войне 1941-45 ещё более укрепила междунар. авторитет первого социалистического гос-ва и открыла новые перспективы для всестороннего сотрудничества между странами.

В первые послевоен. годы на развитие культурных связей СССР с зарубежными странами существенно влияли два фактора: с одной стороны, проводимая империалистич. державами политика «холодной войны», а с другой - необходимость сосредоточить все силы и средства на быстрейшем восстановлении нар. х-ва.

Важным фактором духовной жизни человечества стало растущее культурное сотрудничество соцналистич. стран. Масштабы междунар. культурного сотрудничества СССР значительно возросли с выходом на мировую арену с нач. 60-х гг. большой группы независимых гос-в Африки и Азии. Широкое развитие получили многосторонние формы культурных связей. В 50-х гг. СССР вступил в различные междунар. орг-ций. С 21 апр. 1954 Сов. Союз - член ЮНЕСКО. Курс на значит, расширение связей потребовал создания общегос. координирующего и планирующего органа. В 1957-67 функционировал Гос. комитет по культурным связям с зарубежными странами при Сов. Мин. СССР, сыгравший важную роль в развитии культурного сотрудничества. В 1958 на базе ВОКС был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

С 50-х гг. начался процесс заключения долгосрочных соглашений о культурном и научном сотрудничестве. В 1976 Советский Союз имел межправительств, соглашения по культурным обменам с 81 страной.

Культурные связи со странами социалистич. содружества составляют более половины общего объёма междунар. культурных связей СССР. Наряду с общими соглашениями, в к-рых определены основы регулирования культурных взаимоотношений, имеется также св. 100 соглашений по отд. вопросам культурного сотрудничества: об обмене теле- и радиопрограммами, о совместном произ-ве кинофильмов, об обмене студентами, аспирантами и стажёрами. Осуществляется (с 1975) переход на 5-летнее планирование культурного сотрудничества. Только по линии Мин-ва культуры СССР в социалистич. страны выезжало в 1961- 1965 ок. 15 тыс. представителей сов. культуры, в 1966-70 - ок. 25 тыс. и в 1971- 1975 - св. 35 тыс.

В послевоен. десятилетия в СССР было издано 8 тыс. назв. книг 1200 авторов из стран социализма, в т. ч. 1400 болг. и 900 польск. книг. В социалистич. странах переводится значительное число сов. книг.

В 1971-75 из СССР выезжало 495 художеств, коллективов, а приезжало в СССР - 411. За это же время Сов. Союз экспонировал 413 выставок, а в Сов. Союзе было проведено 243. В социалистич. странах состоялось ок. 200 фестивалей и недель сов. фильмов и ок. 150 - в СССР. В 1974 демонстрировалось более 450 советских фильмов (160 млн. зрителей).

Развитию культурных связей способствовало празднование 50-летия Великой Окт. революции (1967), 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия Победы