БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ежиссёры нашли богатый источник для создания нар.-героич. драмы, где в классически завершённой форме была раскрыта красота и могучая сила рус. революц. характеров, показаны роль народа - творца истории, становление полководца революционной эпохи (в гл. роли Б. А. Бабочкин). Историко-революц. тема получила всестороннее развитие в лучших фильмах 30 - нач. 40-х гг.: «Златые горы» (1931), «Яков Свердлов» (1940) (реж. обоих фильмов Юткевич), «Окраина» (1933, реж. Барнет), «Первый взвод» (1933, реж. В. В. Корш-Саблин), «Последний маскарад» (1934, реж. Чиаурели), трилогия о Максиме-«Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима -Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936, реж. Е. Л. Дзиган), «Депутат Балтики» (1937, реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), «Последняя ночь» (1937, реж. Райзман), «Зангезур» (1938, реж. Бек-Назаров), «Щорс» (1939, реж. Довженко), «Всадники» (1939, реж. И. А. Савченко). Опыт постановки историко-революционных фильмов подготовил почву для создания особо важных по своему идейно-художеств. воздействию произв. о В. И. Ленине: «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), реж. М. И. Ромм (в роли В. И. Ленина - Б. В. Щукин), «Человек с ружьём» (1938), реж. Юткевич (в роли В. И. Ленина - М. М. Штраух). Авторы этих фильмов показали монументальный, глубоко человечный образ вождя революции В. И. Ленина.

Жизнь страны, её герои-труженики, быт и характеры строителей социализма были представлены в картинах разных жанров. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Н. В. Экк) - первый сов. звуковой фильм; «Встречный» (1932, реж. Эрмлер и Юткевич), «Иван» (1932, реж. Довженко), «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) (реж. всех фильмов С. А. Герасимов), «Великий гражданин» (1938-39, реж. Эрмлер), «Член правительства» (1940, реж. Зархи и Хейфиц), «Большая жизнь» (1-я серия, 1940, реж. Л. Д. Луков), «Валерий Чкалов» (1941, реж. М. К. Калатозов). Новые черты в психологии советского человека, его трудовой энтузиазм, нетерпимость к пережиткам прошлого отражены в жизнерадостных комедиях Г. В. Александрова - «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), Барнета - «У самого синего моря» (1936), А. И. Медведкина-«Чудесница» (1937), И. А. Пырьева -«Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), К. К. Юдина - «Девушка с характером» (1939), Корш-Саблина -«Моя любовь» (1940), А. В. Ивановского -«Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941) и др. В предвоен. годы создавались картины, показывавшие героич. прошлое сов. народа, его борьбу против чужеземных захватчиков,- «Пётр I» (1937-39, реж. В. М. Петров), «Александр Невский» (1938, реж. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941) (реж. обоих фильмов Пудовкин), «Амангельды» (1939, реж. М. 3. Левин), «Богдан Хмельницкий» (1941, реж. Савченко) и др. Широкое политич. звучание приобрели антифаш. фильмы: «Профессор Мамлок» (1938, по Ф. Вольфу, реж. Г. М. Раппапорт, А. И. Минкин), «Болотные солдаты» (1938, реж. А. В. Мачерет), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль).

Большие возможности для развития звукового кино открыло обращение к экранизации классич. лит-ры. Были поставлены фильмы: «Иудушка Головлёв» (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), «Гроза» (1934, по А. Н. Островскому, реж. Петров), «Пышка» (1934, по Г. Мопассану, реж. Ромм), «Пэпо» (1935, по Г. М. Сундукяну, реж. Бек-Назаров), «Бесприданница» (1937, по Островскому, реж. Протазанов), трилогия М. С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939) (по А. П. Чехову, реж. обоих фильмов И. М. Анненский), «Маскарад» (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов) и др.

Успехи детского кино наиболее полно проявились в фильмах: «Рваные башмаки» (1933, реж. М. А. Барская), «Белеет парус одинокий» (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), «Дума про казака Голоту» (1937, по А. П. Гайдару, реж. Савченко), «Тимур и его команда» (1940, по Гайдару, реж. А. Е. Разумный), киносказках «По щучьему велению» (1938, реж. А. А. Роу), «Золотой ключик» (1939, по А. Н. Толстому, реж. А. Л. Птушко). Для детей выпускались многочисл. мультипликационные киноленты («В Африке жарко», 1937, реж. Д. Н. Бабиченко; «Колобок», 1937, реж. В. Г. Сутеев; «Дядя Стёпа», 1938, реж. Сутеев; «Мой-додыр», 1939, реж. Иванов-Вано, и др.). Был создан полнометражный объёмный мультфильм «Новый Гулливер» (1935, реж. Птушко). Первую цветную кинокартину «Груня Корнакова» (1936) поставил реж. Экк.

Значительный вклад в киноискусство наряду с режиссёрами внесли: кинодраматурги - М. Ю. Блейман, М. В. Большинцов, В. В. Вишневский, Е. И. Габрилович, А. Я. Каплер, А. Е. Корнейчук, Н. Ф. Погодин, Е. М. Помещиков, Л. Н. Рахманов, А. Н. Толстой; операторы - Б. И. Волчек, А. В. Гальперин, М. Е. Гиндин, А. Н. Гинцбург, В. В. Горданов, Ю. И. Екельчик, А. Н. Кольцатый, Л. В, Косматов, М. П. Магидсон, Ж. К. Мартов, В. Е. Павлов, Б. А. Петров, Ф. Ф. Проворов, В. А. Рапопорт, В. Т. Яковлев; художники - Б. В. Дубровский-Эшке, В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, В. П. Каплуновский, И. А. Махлис, В. В. Сидамон-Эристави, Н. Г. Суворов, М. Б. Уманский, И. А. Шпинель; композиторы - И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, Г. Н. Попов, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, В. В. Шербачёв, Д. Д. Шостакович и др. Заметных успехов в этот период достигла сов. многонац. реалистич. актёрская школа. Иск-во актёра стало осн. средством воплощения идейно-художеств. замысла кинодраматурга и режиссёра. Яркие образы-характеры в фильмах 30-40-х гг. создали П. М. Алейников, Б. Ф. Андреев, Бабочкин, М. Н. Бернес, Н. И. Боголюбов, В. В. Ванин, Н. Вачнадзе, Э. П. Гарин, О. П. Жаков, М. И. Жаров, Я. Б. Жеймо, А. Карлиев, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Н. Д. Мордвинов, Г. Н. Нерсесян, Л. П. Орлова, Н.- П. Охлопков, Е. В. Самойлов, Л. Н. Свердлин, С. Д. Столяров, А. К. Тарасова, Н. М. Ужвий, 3. А. Фёдорова, Н. К. Черкасов, Чирков, Штраух, Щукин и др. В лучших произведениях киноискусства утвердился метод социалистич. реализма.

Крупным достижением сов. документального кино были кинопоэмы Вертова «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934), фильмы «Челюскин-1» (1934, реж. Я. М. Посельский, авторы-операторы А. М. Шафран и М. А. Трояновский), «Испания» (1939, реж. Шуб), научно-популярного кино - картины «Рукописи Пушкина» (1937, реж. С. И. Владимирский совместно с А. Егоровым), «В глубинах моря» (1938, реж. А. М. Згуриди совм. с Б. Г. Долиным) и др.

С 1931 до начала 40-х гг. кинематография СССР выпустила ок. 500 звуковых художеств, фильмов, в т. ч. св. 120 мультипликационных. Количество киноустановок в 1940 составило 28 тыс., число кинозрителей 900 млн.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 сов. кинематография сыграла большую роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Были созданы фронтовые киногруппы, куда входили ветераны-документалисты и молодёжь - выпускники ВГИКа, операторы художеств, кинематографии; регулярно выходили киножурналы и спец. выпуски. Киностудия «Воентехфильм» (организована на базе «Мостехфильма») в 1941-44 создавала военно-инструктивные и учебные фильмы. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых киноновелл, документально-хроникальных очерков, поев, борьбе народа против нем.-фаш. захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художеств, кино - Пудовкин, Юткевич, Савченко, Донской, Герасимов, Козинцев и др. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия(Н. В. Быков, Б. В. Вакар, М. И. Сухова, В. А. Сущинский, А. П. Эльберт и другие погибли при исполнении служебных обязанностей) от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. м отснятой плёнки. За годы войны было выпущено ок. 100 документальных фильмов, ок. 490 киножурналов. Среди произведений боевой кинопублицистики, поев, событиям войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. Копалин, Л. В. Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель, Н. Г. Комаревцев, Р. Л. Кармен), «Черноморцы» (1942, реж. В. Н. Беляев), «День войны» (1942, реж. М. Я. Слуцкий; снимали 160 операторов), «Сталинград» (1943, реж. Варламов), «Орловская битва» (1943, реж. Р. Б. Гиков, Л. Н. Степанова), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. Довженко, Ю. И. Солнцева), «Народные мстители» (1943, реж. Беляев), «Урал куёт победу» (1943, реж. Ф. И. Киселёв, В. Н. Бойков), «Освобождённая Франция» (1944, реж. Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Райзман), «Разгром Японии» (1945, реж. Зархи, Хейфиц), «Суд народов» (1946, реж. Кармен).

Кадры из фильмов: 1. «Член правительства». Реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц. 1940. 2. «Радуга». Рчж. М. С. Донской. 1944. 3. «Сорок первый». Реж. Г. Н. Чухрай. 1956. 4. «Летят журавли». Реж. М. К. Калатозов. 1957. 5. «Тихпйдон». Реж. С. А. Герасимов. 1957-58. 6. «Судьба человека». Реж. С. Ф. Бондарчук. 1959. 7. «Отец солдата». Реж. Р. Д.-Чхеидзе. 1965.

Продолжался выпуск художеств, фильмов. Киностудии зап. и центр, р-нов страны эвакуировались в Ср. Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались (до 1944) в Алма-Ату, где была организована Центр, объединённая киностудия; «Союздетфильм» стал работать на основе местной студии в Душанбе; Киевская киностудия работала в Ашхабаде. В 1942 был выпущен первый полнометражный художеств. фильм о войне -«Секретарь райкома» (реж. Пырьев). С большой страстностью решаемая здесь тема нар. мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает Родину» (1943, реж. Эрмлер), «Радуга» (1944, по В. Л. Василевской, реж. Донской), «Зоя» (1944, реж. Л. О. Арнштам), «Человек № 217» (1945, реж. Ромм), «Нашествие» (1945, по Л. М. Леонову, реж. Роом) и др. Высокой патриотич. и нравств. силой отличались фильмы о бойцах и командирах Сов. Армии, снятые по сценариям и пьесам К. М. Симонова,-«Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943) (реж. обоих фильмов А. Б. Столпер, Б. Г. Иванов), «Во имя Родины» (1943, по пьесе «Русские люди», реж. Пудовкин, Д. И. Васильев), а также «Фронт» (1943, по Корнейчуку, реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943, реж. А. Г. Иванов), «Два бойца» (1943, реж. Луков), «Март - апрель» (1944, реж. В. М. Пронин), «Подвиг разведчика» (1947, реж. Барнет), «Повесть о настоящем человеке» (1948, по Б. Н. Полевому, реж. Столпер). О преимуществе сов. воен. стратегии над авантюристич. планами нем.-фаш. захватчиков рассказывал фильм «Великий перелом» (1945, реж. Эрмлер). Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости сов. людей поев, кинокартины: «Машенька» (1942, реж. Райзман), «В 6 часов вечера после войны» (1944, реж. Пырьев), «Большая земля» (1944, реж. Герасимов), «Жила-была девочка» (1944, реж. В. В. Эй-сымонт), «Родные поля» (1945, реж. Бабочкин, А. Ф. Босулаев). Традиции довоенных историко-биографич. фильмов продолжили постановки фильмов: «Георгий Саакадзе» (1942-43, реж. Чиаурели), «Кутузов» (1944, реж. Петров), «Давид-Бек» (1944, реж. Бек-Назаров), «Иван Грозный» (1945, 1-я серия, реж. Эйзенштейн). Историко-революц. событиям были поев, киноленты о Гражд. войне 1918- 1920: «Оборона Царицына» (1942, реж. бр. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942, реж. Луков), «Котовский» (1943, реж. А. М. Файнциммер), а также фильм о нац.-освободит, борьбе в Монголии «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, реж. Зархи, Хейфиц). Успехом на фронте и в тылу пользовались сатирич. кинокомедии: «Антоша Рыбкин» (1942, реж. К. К. Юдин), «Новые похождения Швейка» (1943, реж. Юткевич) и др.

Победоносное окончание войны выдвинуло перед киноискусством новые задачи творч. отражения всенар. подвига в битве против фашизма, жизни сов. людей, вернувшихся к мирному труду. В кон. 40- нач. 50-х гг. были созданы картины: «Молодая гвардия» (1948, по А. А. Фадееву, реж. Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (1948, реж. Пырьев), «Далёкая невеста» (1948, реж. Е. А. Иванов-Барков), «Константин Заслонов» (1949, реж. Корш-Саблин, Файнциммер), «Возвращение Василия Бортникова» (1953, реж. Пудовкин). О подъёме сов. киноискусства кон. 50-х гг., притоке новых творч. сил, более углублённом решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» (реж. Калатозов), «Дом, в котором я живу» (реж. Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель)- оба в 1957, «Судьба человека» по М. А. Шолохову (реж. С. Ф. Бондарчук), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай)- оба в 1959, получившие мировое признание. В лучших фильмах о войне нашли развитие творческие завоевания киноискусства воен. лет -документализм, стремление максимально точно и полнокровно воссоздать реальные события. Рост интереса к ист. прошлому и его выдающимся деятелям и достижениям, к военным подвигам отразился в биографич. фильмах: «Алишер Навои» (1947, реж. К. Я. Ярматов), «Мичурин» (1947, реж. Довженко), «Адмирал Нахимов» (1947, реж. Пудовкин), «Райнис» (1949, реж. Райзман), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950) (реж. обоих фильмов Рошаль) и др. Актуальной теме борьбы за мир поев, фильмы: «Русский вопрос» (1948, реж. Ромм), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Александров).

Психологии, раскрытие человеческих характеров нового послевоен. поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956, реж. М. А. Швейцер), «Высота» (1957, реж. Зархи), «Дело было в Пенькове» (реж. С. И. Ростоцкий), «Поэма о море» (по Довженко, реж. Солнцева) - оба в 1958, и др. В эти же годы поставлены комедии, которые отличались яркой музыкальностью, мастерством актёров разных поколений: «Стрекоза» (1954, реж. С. В. Долидзе), «Карнавальная ночь» (1956, реж. Э. А. Рязанов). События Гражданской войны и первых послереволюционных лет были воссозданы в фильмах «Дохунда» (1957, по С. Айни, реж. Б. М. Кимягаров), «Коммунист» (реж. Райзман), «По путёвке Ленина» (реж. Л. Файзиев) - оба в 1958. Многожанровость, характерная для картин 50-х гг., раскрылась и в фильмах-экранизациях: «Сорок первый» по Лавренёву (1956, реж. Чухрай), «Отелло» по Шекспиру (1956, реж. Юткевич), «Тихий Дон» по Шолохову (1957-58, реж. Герасимов), «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому («Сестры», 1957, «Восемнадцатый год», 1958, «Хмурое утро», 1959; реж. Рошаль).

Начатая в 30-е гг. кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949, реж. Ромм и В. Н. Беляев), включившим все сохранившиеся съёмки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957, реж. Юткевич).

Наряду с моск, и ленингр. студиями научно-популярных фильмов активизировали также работу киностудии в Киеве и Свердловске. В числе значит, кинолент: «Они видят вновь» (1947, реж. Н. В. Грачёв), «История одного кольца» (1948, реж. Долин), «Первые крылья» (1949, реж. А. А. Гендельштейн), «Лесная быль» (1950, реж. Згуриди). Совершенствовалось мастерство мультипликаторов: «Лиса и дрозд» (1946, реж. А. В. Иванов), «Конёк-Горбунок» (1948, по П. П. Ершову, реж. Иванов-Вано), «Цветик-семицветик» (1949, реж. М. М. Цехановский), «Федя Зайцев» (1949, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), «Олень и волк» (1951, реж. Бабиченко), «Аленький цветочек» (1952, реж. Л. К. Атаманов).

В 50-е гг. стал увеличиваться выпуск художеств., документальных, научно-популярных фильмов, началась реконструкция киностудий в РСФСР и др. союзных республиках. Были построены киностудии в Литве, Латвии, Эстонии, а также в Молдавии, Киргизии, ранее не имевших собств. кинопроизводства. Более разнообразными по тематике и жанрам стали кинопроизведения Украины, Белоруссии, Грузии, значительные кинокартины созданы в Узбекистане. Процесс роста национальных кинематографий происходил и в Армении, Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.

Вместе с мастерами старшего поколения с кон. 50-х гг. на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, гл. обр. выпускники ВГИКа, Высших сценарных (с I960) и режиссёрских (с 1966) курсов: режиссёры-Т. Е. Абуладзе, III. К. Айманов, А. А. Алов, В. П. Басов, Бондарчук, Р. А. Быков, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, В. П. Жалакявичюс, В. И. Ивченко, Ю. Ю. Карасик, Э. Г. Климов, А. С. Кончаловский, Кулиджанов, Т. М. Лиознова, А. Н. Митта, В. Н. Наумов, А. М. Неретниек, Ю. Н. Озеров, Г. И. Панфилов, Ростоцкий, Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Л. А. Файзиев, Д. Я. Храбровицкий, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Чухрай, Р. Д. Чхеидзе, Швейцер, Э. М. и Г. Н. Шенгелая, В. М. Шукшин; сценаристы - О. А. Агишев, Ю. Т. Дунский, В. И. Ежов, Б. А. Метальников, Ю. М. Нагибин, И. Г. Ольшанский, Т. Г. Сытина, Н. Н. Фигуровский, В. С. Фрид; операторы - И. А. Грицюс, В. К. Дербенёв, Л. И. Калашников, Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. М. Шумский, В. И. Юсов. Строгий отбор выразит, средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнит, манеры наиболее видных представителей актёрской школы. Среди них-Л. М. Абашидзе, Ш. К. Айманов, Н. У. Аринбасарова, В. Ф. Артмане, Д. Ю. Банионис, А. В. Баталов, Бондарчук, М. Г. Булгакова, Быков, М. В. Володина, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, О. Н. Ефремов, С. А. Закариадзе, 3. М. Кириенко, М. М. Козаков, Л. В. Куравлёв, К. Ю. Лавров, И. Г. Лапиков, Е. П. Леонов, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Г. А. Польских, Н. Н. Рыбников, М. Р. Рыскулов, И. С. Саввина, Т. Е. Самойлова, И. М. Смоктуновский, О. А. Стриженов, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов, Е. Я. Урбанский, С. М. Чиаурели, И. М. Чурикова, Л. А. Чурсина, Шукшин и др.

К нач. 60-х гг. производилось в среднем 120-140 полнометражных художеств, фильмов в год. На крупнейших киностудиях были созданы творч. объединения. Увеличился выпуск цветных кинокартин, внедрялись широкий экран, кинопанорама и стереозвук. В 1961 выпущен первый сов. широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (по Довженко, реж. Солнцева).

В 60-70-е гг. сов. киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразит, средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме сов. народа. К наиболее значит, работам относятся: «Мир входящему» (1961, реж. Алов и Наумов), «Иваново детство» (1962, реж. Тарковский), «Вступление» (1963, реж. Таланкин), «Живые и мёртвые» (по Симонову, 1964, реж. Столпер), «Сказ о матери» (1964, реж. А. А. Карпов), «Отец солдата» (1965, реж. Чхеидзе), «Никто не хотел умирать» (1966, реж. Жалакявичюс), «Яблоки сорок первого года» (1969, реж. Б. Батыров), «А зори здесь тихие...» (1972, реж. Ростоцкий), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71, реж. Озеров).

Центр, место занимают фильмы, посв, совр. действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников - рабочих, колхозников, интеллигенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художеств, манер, жанрово-стилистич. исканий: «Простая история» (1960, реж.Ю. П. Егоров), «Серёжа» (1960, реж. Данелия и Таланкин), «Девять дней одного года» (1962, реж. Ромм), «Мне 20 лет» (1964, реж. Хуциев), «Председатель» (1965, реж. Салтыков), «Листопад» (1967, реж. О. Ш. Иоселиани), «Твой современник» (1968, реж. Райзман), «Доживём до понедельника» (1968, реж. Ростоцкий), «Влюблённые» (1969, реж. Э. Ишмухамедов), «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972)- реж. обоих фильмов Герасимов; «Обвиняются в убийстве» (1970, реж. Б. И. Волчек), «Невестка» (1971, реж. X. К. Нарлиев), «Белая птица с чёрной отметиной» (1971, реж. Ю. Г. Ильенко), «Укрощение огня» (1972, реж. Д. Я. Храбровицкий), «Это сладкое слово - свобода» (1973, реж. Жалакявичюс), «Калина красная» (1974, реж. Шукшин), «Любовь земная» (1974, реж. Е. С. Матвеев), «Романс о влюблённых» (1974, реж. Кончаловский), «Красное яблоко» (1975, реж. Т. Океев), «Премия» (1975, реж. С. Микаэлян), «Прошу слова» (1976, реж. Панфилов) и др.

О творческой зрелости советского кино 60-70-х гг. свидетельствуют фильмы о революции и Гражд. войне. Важным вкладом в кинолениниану явились фильмы «Синяя тетрадь» (1963, реж. Кулиджанов), «Ленина Польше» (1966, реж. Юткевич), дилогия Донского «Сердце матери» и «Верность матери» (1966-67), «Шестое июля» (1968, реж. Карасик).

Эпич. широта мысли, достоверность, основанная на документах, характерны для историко-революц. фильмов этого периода; пафос революц. героики объединяет такие творчески различные картины, как «Первый учитель» (1965, реж. А. С. Кончаловский), «В огне брода нет» (1968, реж. Панфилов), «Белое солнце пустыни» (1970, реж. В. Я. Мотыль). Лит. первоисточником мн. историко-революц. кинокартин явились известные произв. сов. лит-ры: «Оптимистическая трагедия» (по Вишневскому, 1963, реж. Самсонов), «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу, 1967, реж. Дзиган), «Комиссары» (по Ю. Н. Либединскому, 1970, реж. Н. П. Мащенко), «Бег» (по М. А. Булгакову, 1971, реж. Алов и Наумов) и др. Экранизировалась также рус. и зарубежная классика: «Дама с собачкой» (по Чехову, 1960, реж. Хейфиц), «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) (оба по Шекспиру, реж. Козинцев), четырёхсерийный фильм «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1966- 1967, реж. Бондарчук), «Дон Кихот» (по М. Сервантесу, 1967, реж. Козинцев), «Братья Карамазовы» (по Ф. М. Достоевскому, 1968, 1-3-я серии, реж. Пырьев) и др. Лучшие традиции сов. кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976) (реж. обоих фильмов Рязанов), «Кавказская пленница»(1967, реж. Гайдай), в эксцентрич. комедии Быкова «Айболит-66» (1966), лирическом детском фильме реж. Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и др.

Совершенствуется иск-во мультипликации. Киностудии Москвы, Киева, Тбилиси, Таллина и др. ежегодно выпускали св. 30 мультфильмов. Среди наиболее популярных -«Каникулы Бонифация» (1965, реж. Ф. С. Хитрук), «Бременские музыканты» (1969, реж. И. Ковалевская), «Крокодил Гена» (1969, реж. Р. А. Качанов), «Ну, погоди!» (1969-74, вып. 1-8, реж. В. М. Котёночкин), «О, мода, мода!» (1969, реж. В. Д. Бахтадзе), «Остров» (1973, реж. Хитрук).

Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий. Достижение на этом пути - трилогия «Рукопись Ленина», «Знамя партии» и «Ленин. Последние страницы» (1960-63, реле. Ф. А. Тяпкин). В числе наиболее значит, лент -«Разноэтажная Америка» (1961, реж. Г. И. Асатиани), «Катюша» (1964, реж. В. П. Лисакович), «Обыкновенный фашизм» (1965, реж. Ромм), «Великая Отечественная» (1965, реж. Кармен, И. В. Венжер), "Если дорог тебе твой дом" (1967, реж. В. С. Ордынский), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967, авторы Кармен, Симонов), «Товарищ Хо Ши Мин» (1969, реж. Е. И. Вермишева), «Нарынский дневник» (1971, реж. А. Видугирис), «Трудные дороги мира» (1974, реж. А. А. Колошин), «Сердце Корвалана» (1975, реж. Кармен).

Кадры из фильмов: 1. «Никто не хотел умирать». Реж. В. П. Жалакявичюс. 1966. 2. «