БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201олучил Гос. эстрадный оркестр под рук. Утёсова (1929).

Выступает К. И. Шульженко.

В жанре лирич. эстрадной песни выступали Т. С. Церетели, И. Юрьева. Рождение в 30-е гг. массовой и лирич. песни (И. О. Дунаевский, М. И. Блантер, бр. Дм. Я. и Дан. Я. Покрасс и др.) способствовало формированию творчества мн. певцов и целых коллективов. Выдвинулись эстрадные певицы К. И. Шульженко, Л. А. Русланова; исполнители нар. песен различных национальностей - А. И. Загорская, И. П. Яунзем, Р. Бейбутов; артисты сатирич. жанров - рассказчик В. Я. Хенкин, куплетисты Б. С. Борисов, И. С. Набатов, оригинального жанра - Р. В. Зелёная; конферансье М. Н. Гаркави, «дуэты» - Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (затем М. В. Новицкий), М. В. Миронова и А. С. Менакер, с 40-х гг.- Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин и др. Значит, успехов достигло иск-во эстрадного танца в творчестве балетм. К. Я. Голейзовского, артистов А. А. Редель и М. М. Хрусталё-ва, культивировался нар. танец (рус., укр., белорус., груз., арм., узб. -певица и танцовщица Тамара Ханум и др.). В 1939 создан Ленингр. театр миниатюр (художеств, руководитель и ведущий исполнитель А. И. Райкин).

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 мн. эстрадные артисты в составе фронтовых бригад выступали в деиствующей армии, в госпиталях, на оборонных предприятиях, в колхозах. В послевоен. годы всё более утверждается многонац. характер эстрадного иск-ва СССР.

Сцена из спектакля «Время в пути» Ленинградского театра миниатюр под руководством и при участии А. И. Райкина.

В 50-60-е гг. возникли новые эстрадные коллективы - в Грузии, Армении, республиках Прибалтики и др., Саратовский театр миниатюр, Моск. театр миниатюр, Моск. мюзик-холл, Ленингр. мюзик-холл, Театр миниатюр в Одессе. Созданы вокальные ансамбли «Дружба» (1955), «Песняры» (1969), «Орэра» и мн. др. Популярность приобрели певцы Л. Г. Зыкина, М. Н. Бернес, М. М. Магомаев, Г. М. Великанова, О. И. Воронец, Р. Т. Багланова, М. Кодряну, М. В. Криста-линская, Э. С. Пьеха, Э. А. Хиль, И. Д. Кобзон, балалаечник П. И. Нечипоренко, исполнитель танцев народов мира М. Эсамбаев, баянист А. В. Беляев и мн. др.

В 60-70-е гг. развивались различные жанры эстрадного иск-ва. Наряду с концертными номерами кукольников - С. В. Образцова, «дуэта» И. Н. Дивова и С. Я. Мей (ныне И. Н. Дивова и Н. А. Степановой) и др., появились новые, напр, игра с куклами; возрождается иск-во пантомимы (А. А. Елизаров и др.). Произв. для эстрады создали писатели В. А. Дыховичный, М. Р. Слободской, В. 3. Масс, М. А. Червинский, Ф. А. Липскеров и др., композиторы Т. Н. Хренников, А. И. Островский, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др. В СССР систематически устраиваются концерты артистов зарубежной эстрады. Мн. сов. артисты с большим успехом гастролируют, участвуют в конкурсах, фестивальных смотрах в различных странах. В СССР работают студии, училища (в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске), готовящие артистов эстрады, ставящие для них номера. Отделение для режиссёров эстрады имеется в ГИТИСе им. А. В. Луначарского в Москве.

См. также Эстрада. Ю.А.Дмитриев.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самодеятельные коллективы возникли сразу после Окт. революции 1917. Только на фронтах Гражд. войны 1918-20 выступало около тысячи драматич. кружков. При Театр, отделе (ТЕО) Наркомпроса в 1919 был создан подотдел рабоче-крест. театра, занимавшийся развитием театр, самодеятельности. В 20-х гг. выступления самодеятельных коллективов носили преим. агитац. характер. Распространились коллективы «Живая газета», «Синяя блуза» (в городе), «Красная рубаха» (в деревне), показывавшие различные обозрения, лит. монтажи, отд. концертные номера, поев, междунар., производственным и др. острозлободневным вопросам, часто связанным с жизнью данного предприятия, учреждения и т. п. Тексты и постановки этих представлений принадлежали обычно самим участникам кружков. Большое значение для становления самодеятельности имело трамовское движение (см. Театр рабочей молодёжи, ТРАМ). На основе коллективов художеств, самодеятельности, в т. ч. и ТРАМов, возникли нек-рые проф. театры (им. Ленинского комсомола в Москве, Ленинграде и др. городах, а также драматич. и муз.-драматич. театры в Узбекистане, Казахстане и др. республиках). В 1930 было опубликовано пост. СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела», направленное на усиление взаимодействия проф. и самодеятельного театра. В 1936 в Москве для руководства и помощи художеств, самодеятельности был создан Дом народного творчества им. Н. К. Крупской. С 1940 дома нар. творчества начали создаваться во всех республиках и областях. Были образованы отдел художественной самодеятельности в составе Комитета по делам иск-в при СНК СССР и сектор художественной самодеятельности ВЦСПС (1940). В кон. 30-х гг. в самодеятельность пришли мастера проф. иск-ва, стремившиеся передать творческий опыт начинающим артистам (И. М. Москвин взял шефство над Домом культуры Автозавода им. Лихачёва в Москве, М. М. Тарханов - над Домом культуры им. Горбунова, там же, и др.). В репертуар коллективов стали входить лучшие пьесы сов., а также классич. драматургии. Появились муз. самодеятельные театры.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 коллективы художеств, самодеятельности выступали на фронте, в воен. госпиталях, на оборонных предприятиях. На Всесоюзных смотрах художеств, самодеятельности профсоюзов в 1948, 1951 и 1954 были показаны значит, работы: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Ленингр. ун-т), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука и «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), «Егор Булычев и другие» М. Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград; Дворец культуры автозавода в г. Горьком), «Аттестат зрелости» Л. Б. Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачёва, Москва), оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (Уржумский Дом культуры), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (оперный коллектив Дома культуры им. Кирова в Ленинграде) и др.

Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Танцевальный коллектив Дома культуры им. Чкалова. Москва.

Выступление танцевального коллектива Трудовых резервов. Грузинская ССР.

В СССР проводятся всесоюзные фестивали самодеятельного художеств, творчества трудящихся (один раз в 5 лет). В их рамках организуются всесоюзные, республиканские, краевые, областные, городские и районные выставки изобразит, и прикладного иск-ва, фотоискусства, конкурсы и смотры любительских фильмов, хоров, духовых и эстрадных оркестров, вокально-инструм. ансамблей, драматич. коллективов и нар. театров, агитбригад, оркестров нар. инструментов, ансамблей нар. танца, солистов- вокалистов, чтецов и др. Лучшие коллективы художеств, самодеятельности участвуют в творческих отчётах и смотрах на ВДНХ СССР. Самодеятельные коллективы с большим успехом выступают на фестивалях и конкурсах (см. Смотр художественной самодеятельности), в т. ч. международных. В коллективах самодеятельности началась деятельность мн. известных артистов - И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, И. И. Петрова, А. П. Огнивцева (Большой театр), И. О. Горбачёва (Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина), С. Ю. Юрского (Ленингр. Большой драматич. театр), В. К. Васильевой (Моск. театр Сатиры), В. С. Ланового (Театр им. Вахтангова), И. С. Саввиной (Моск. театр им. Моссовета, МХАТ), С. Ишантураевой, А. Хидоятова (Узб. театр драмы им. Хамзы) и мн. др.

Выступление хора Поронайского дома культуры. Сахалинская область.

Художеств, самодеятельности СССР свойственны стабильность работы коллективов, повсеместность распространения и массовость, жанровое разнообразие.

В кон. 50-х гг. в результате тщательной подготовки спектаклей, концертных номеров, всесторонне поставленной учеб-но-воспитат. работы лучшие коллективы стали приближаться по своему уровню к проф. театру (постоянная труппа, сложившийся репертуар, систематич. выступления перед зрителями), ансамблю, хору и др. С 1959 лучшим из них стали присваивать звание «народный» (театр, ансамбль и др.; их более 4,5тыс. на 1975).

Наиболее популярные и массовые коллективы-хоровые, вокальные и хореографические. При мн. дворцах культуры существуют ансамбли нар. танца (Челябинского металлургич. завода; «Дншро», г. Днепродзержинск; «Лявониха», Минск; «Мэрцишор», Кишинёв; Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского МВД Груз. ССР и др.), песни и танца (Вильнюсского ун-та; ансамбль «Арира» Абашского районного дома культуры Груз. ССР и др.), хоры (рус. нар. хор Дворца культуры металлургов Липецка; «Двентус» и «Дзинтарс» в Латв. ССР и др.).

В 60-70-е гг. ряд интересных спектаклей показали нар. театры при дворцах культуры: Автозавода им. Лихачёва в Москве («Синяя тетрадь» по Э. Г. Казакевичу), «Большевик» в Киеве («Мать» К. Чапека), Текстильщиков в Ташкенте («А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева), Ангарских нефтехимиков («Разбитое окно» А. Ю. Кузнецова), Омских нефтехимиков («Варшавский набат» В. Н. Коростылёва), Железнодорожника в Тбилиси («Генерал Леселидзе» Г. Д. Нахуцришвили), Минских автомобилестроителей («Сталевары» Г. К. Бокарёва); при Доме офицеров в Харькове («Барабанщица» А. Д. Салынского), при Доме учителя во Львове (играет на польском яз., пост. «Свадьба» С. Выспянского, и др.); нар. театры - им. Эд. Вильдев Тарту («Хозяин Кыррбоя» А. Таммсааре), им. Пауля Пинна в Таллине («Верю в тебя» Коростылёва), Енисейский нар. театр («Человек, здравствуй!» по А. С. Макаренко). Распространение получили студенческие театры, существующие при Домах культуры высш. уч. заведений (народные театры Моск. и Ленингр. ун-тов, Моск. энергетич. ин-та, Челябинского политехнич. ин-та и др.), молодёжные театры, работающие над созданием собств. репертуара. Среди пост.: «Хорошо» Маяковского (Пермский нар. театр молодёжи), «Университетский двор» (т. н. Дворовый театр Вильнюсского ун-та) и др.

Выступление Оркестра молдавских народных инструментов Каларашского дома культуры. Молдавская ССР.

Помимо драматических, имеются и муз. нар. театры: оперные - Центр, дома культуры железнодорожников в Москве («Зори здесь тихие» К. В. Молчанова), Дома культуры им. Кирова в Ленинграде («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Клайпедский («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ташкентского з-да транспортного машиностроения («Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса); балетные - Дома культуры им. Горького в Ленинграде («Жизель» А. Адана) и др.

См. раздел Клубные учреждения и парки культуры и отдыха, статьи Художественная самодеятельность, Клубные учреждения, а также раздел Художественная самодеятельность в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ.

КИНО

Рождённое социалистич. эпохой, сов. киноискусство стало важнейшей составной частью многонац. культуры Сов. Союза. Его путь тесно связан с жизнью сов. народа, отражает многообразие явлений и процессов развития сов. общества. Оно вносит большой вклад в сокровищницу мировой культуры. По своим социальным функциям, коммунистич. идейности, гуманистич. направленности и художеств, достоинствам сов. киноискусство - самое передовое в мире.

Вскоре после изобретения кинематографа (1895) в Петербурге и Москве, а затем во мн. городах России состоялись первые киносеансы, ставшие популярными зрелищными аттракционами. В 1896- 1897 харьковский фотограф-профессионал А. К. Федецкий, моек, кинолюбитель В. А. Сашин и др. сняли неск. документальных лент. С 1903 появились стационарные «электротеатры», или т. н. иллюзионы, где демонстрировались первые фильмы. Активную деятельность наряду с франц. кинокомпаниями «Пате» и «Гомон» вели рус. кинопредприниматели, в т. ч. А. О. Дранков и особенно А. А. Ханжонков, к-рый открыл в 1906 торг, контору по продаже заграничных кинолент и аппаратуры, а в 1912 построил в Москве крупнейшее для того времени киноателье. В Тбилиси, Ереване, Баку, ряде городов Украины с 1907 местные кинооператоры-любители снимали хронику, с 1916 ставились художественные (т. н. игровые) фильмы.

Начало проф. кинематографу в России положил игровой фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница», 1908, реж. В. Ф. Ромашков). В 1911 снят фильм «Оборона Севастополя» (реж. В. М. Гончаров и Ханжонков) - первая полнометражная кинолента. Реж. и оператор В. А. Старевич разработал технику трюковой съёмки и создал в 1911 -13 первые в мире объёмные мультипликац. фильмы. Ведущие дореволюц. кинорежиссёры Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин и др., операторы А. А. Левицкий, Е. И. Сла-винский, Л. П. Форестье и др. ставили фильмы (гл. обр. экранизации), часть из к-рых обладала значит, художеств, достоинствами («Пиковая дама», 1916, «Отец Сергий», 1918). Подавляющая часть кинопродукции состояла из салонных мелодрам, примитивных комедий-фарсов; официально поощрялись кинокартины с псевдопатриотич. сюжетами.

Кадры из фильмов: 1. «Броненосец „Потёмкин"». Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. 2. «Арсенал». Реж. А. П.Довженко. 1929. 3. «Потомок Чингисхана». Реж. В. И. Пудовкин. 1929.

Советское кино. Победа Окт. революции 1917 положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Могучее средство политич. и культурного воспитания народа - кино сразу получило всестороннюю поддержку Сов. гос-ва. В. И. Ленин, высоко оценивая возможности кинематографа как одного из наиболее действенных видов агитации и средства популяризации знаний, отмечал, что «...из всех искусств для нас важнейшим является кино» (см. «Самое важное из всех искусств». Сб., 19S3, с. 124). Одной из первых встала задача творческой и технической перестройки кинопроизводства. От дореволюц. времени осталось неск. полуразрушенных киноателье, менее 1 тыс. кинотеатров и небольшой фонд старых фильмов.

В 1917 начала работать первая гос. сов. киноорганизация - Киноподотдел Наркомпроса, в 1918 - Моск. и Петрогр. кинокомитеты. 27 авг. 1919 Декретом СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным, фотографич. и кинематографич. пром-сть и торговля были переданы в ведение Наркомата просвещения. Работу национализированных кинофабрик, прокатных контор и кинотеатров возглавил Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО), преобразованный в «Госкино» (1923; с 1926- «Совкино»), Аналогичный процесс проходил в др. республиках, где сформировались гос. киноорганизации: ВУФКУ (Всеукра-инское фотокиноуправление) на Украине, АФКУ (Азерб. фотокиноуправление) в Азербайджане, «Госкино» в Армении, «Госкинопром Грузии» в Грузии - все в 1920-23, «Белгоскино» в Белоруссии (первоначально из-за отсутствия технич. базы фильмы снимались в Ленинграде), «Бухкино» (в Узбекистане) - оба в 1924 и др. Коммунистич. партия целеустремлённо направляла развитие сов. кинематографии, что нашло отражение в решениях 12-го и 13-го съездов ВКП(б), материалах Всесоюзного партсовещания по кино (1928). Вопросам кино уделяли много внимания парт. и гос. деятели (Н.К.Крупская, А. В. Луначарский и др.), помогая творческим работникам осмыслить революц. действительность, поставить мастерство и опыт на службу народу. В годы Гражд. войны 1918-20 агитпоезда и агитпарохо-ды обслуживали красноармейцев, рабочих и крестьян; лекции, доклады, митинги сопровождались показом кинохроники о событиях на фронтах, о начале мирного строительства. Возглавлявшаяся Д. Вертовым группа документалистов (И. И. Беляков, М. А. Кауфман, И. П. Копалин, Е. И. Свилова) прокладывала путь от хроники к «образной кинопублицистике», составившей основу сов. документального кино. Для 20-х гг. характерны тематич. журнал «Киноправда», документальные фильмы «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба в 1926) реж. Вертова (опыты и достижения к-рого в этой области оказали большое влияние на развитие сов. и мирового кино), новаторские историко-оеволюц. ленты «Падение династии Романовых» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), созданные реж. Э. И. Шуб на основе архивных материалов, а также кинопоэма В. А. Турина «Турксиб» (1929). Фильм «Гидроторф» (1920, реж. Ю. А. Желябужский), получивший одобрение В. И. Ленина, положил начало учебно-производств. и научно-популярному кино. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе в 1918-21 выпускались игровые агитфильмы, имевшие большое значение для становления художеств, кинематографии. Среди них-«Уплотнение» (1918, сценарий Луначарского, реж. А. П. Пантелеев), «За Красное знамя» (1919, реж. В. П. Касьянов), «На Красном фронте» (1920, реж. Л. В. Кулешов), а также антирелигиозный фильм «Чудотворец» (1922, реж. Пантелеев), высоко оцененный В. И. Лениным. В 20-е гг. развивалось художеств, кино в Грузии, Армении, Узбекистане, Белоруссии; первые фильмы (часто экранизации) посвящались борьбе с пережитками прошлого, строительству новой жизни: «Арсен Джорджиашвили» (1921, реж. И. Н. Перестиани), «Намус» (1925, по А. М. Ширванзаде, реж. А. И. Бек-Назаров), «Лесная быль» (1927, по М. Чароту, реж. Ю. В. Тарич) и др. Революционно-приключенческая картина «Красные дьяволята» (1923, по П. А. Бляхину, реж. Перестиани), поставленная в Грузии, стала заметным явлением киноискусства. Для подготовки творческих кадров в 1919 в Москве было создано первое в мире гос. уч. заведение в области кино - 1-я Госкиношкола (с 1925 Гос. техникум кинематографии, ГТК), k-рой руководил Гардин. Вместе с учениками он поставил фильм «Серп и Молот» (1921) - первую полнометражную художеств, картину на революц. тему. Большой вклад в развитие молодой кинематографии внёс режиссёр и один из первых сов. кинотеоретиков Кулешов, снявший с учениками возглавлявшейся им мастерской фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926) и др.; в них были применены новые методы постановки, продолжены поиски в области киномонтажа и актёрского творчества.

С наибольшей полнотой и силой новаторская сущность сов. киноискусства проявилась в творчестве реж. С. М. Эйзенштейна. Он создал историко-революц. фильм «Броненосец „Потёмкин"» (1925), в к-ром вооружённое восстание моряков вырастало в обобщённый образ рус. Революции 1905-07. Идею непобедимости народа режиссёр воплотил в монументально-патетической, документально-достоверной, целостной художеств, форме. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классич. стройность композиции отличали этот фильм. Он получил мировую известность и на референдуме Всемирной выставки в Брюсселе (1958) был назван первым в числе 12 лучших фильмов всех времён. В картине «Октябрь» (1927) Эйзенштейн развивал принципы революционно-героич. эпопеи. Смелыми поисками были отмечены его фильмы «Стачка» (1925), «Старое и новое» (1929).

Режиссёр-новатор В. И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) - одно из лучших произв. мирового экрана, свидетельствующее о высоких достижениях актёрской и изобразит, культуры сов. киноискусства. Разработку историко-революц. темы Пудовкин продолжил в фильмах « Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Заметный след в истории «немого» кино оставили фильм Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга - «Новый Вавилон» (1929), киноленты энтузиастов совр. темы С. И. Юткевича - «Кружева» (1928), Б. В. Барнета -«Дом на Трубной» (1928), Е. В. Червякова - «Девушка с далёкой реки» (1928), Ф. М. Эрмлера-«Обломок империи» (1929), Ю. Я. Райзмана - «Земля жаждет» (1930), А. М. Роома - «Привидение, которое не возвращается» (1930) и др. Революц. борьбе и становлению нового быта посвящались картины режиссёра старшего поколения Протазанова - «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927, по Б. А. Лавренёву), «Дон Диего и Пелагея» (1928) и др. Становление сов. кинематографии, школы неотделимо от творчества первых сов. кинодраматургов - Н. Ф. Агаджановой, О. М. Брик, К. Н. Виноградской, Г. Э. Гребнера, Д. Джабарлы, С. А. Ермолинского, Н. А. Зархи, Б. Л. и О. Л. Леонидовых, В. В. Маяковского, В. К. Туркина, В. Б. Шкловского, операторов - А. Д. Головни, А. Н. Москвина, Э. К. Тиссэ, актёров - Н. П. Баталова, О. А. Жизневой, И. В. Ильинского, Е. А. Кузьминой, В. П. Марецкой, Ф. М. Никитина, Н. К. Симонова, В. П. Фогеля, И. П. Чувелёва, М. М. Штрауха. Крупнейший укр. режиссёр А. П. Довженко создал революц. киноэпопею «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929), поэтич. кинодраму «Земля» (1930) о борьбе за новую социалистич. деревню. В фильмах Довженко совершенствовалось мастерство оператора Д. П. Демуцкого. На студиях Киева и Одессы снимались укр. актёры - И. Э. Замычковский («Два дня», 1927, реж. Г. М. Стабовой), А. М. Бучма («Ночной извозчик», 1929, реж. Г. Н. Тасин) и др. Начавший работу в рус. дореволюц. кино Бек-Назаров в 20-е гг. активно выступал как организатор и режиссёр груз., азерб. и арм. кино (его имя в 1966 присвоено киностудии «Арменфильм»). Одним из зачинателей груз, кино стал актёр и режиссёр Перестиани. Груз, режиссёры Н. М. Шенгелая и М. Э. Чиаурели соединили опыт революционного кинематографа с колоритным, эмоционально насыщенным наследием нац. иск-ва. Шенгелая поставил ист. драму «Элисо» (1928), Чиаурели - драму «Саба» (1929) и памфлет «Хабарда» («Посторонись», 1931). С 1923 начался выпуск мультипликационных фильмов, первыми режиссёрами и художниками к-рых были B.C. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др. В 20-е гг. заметно укрепилась производств, база сов. кино. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны- «Мосфильм» (осн. в 1924, с 1935 совр. назв.), «Ленфильм» (осн. в 1918, с 1935 совр. назв.). В 1928 была создана Киевская киностудия ВУФКУ (с 1957 Киевская киностудия им. А. П. Довженко), в 1930-«Таджиккино» в Душанбе и др. Одновременно со стр-вом крупных киностудий вводились в строй предприятия по произ-ву киноаппаратуры, химич. материалов и др. К нач. 30-х гг. сов. кинематография представляла собой многонац. и самобытное иск-во. К этому времени было поставлено ок. 1000 «немых» художеств, и более 100 мультипликационных фильмов. Киносеть обслуживала ежегодно около 300 млн. зрителей.

Кадры из фильмов: 1. «Обломок империи». Реж. Ф. М. Эрмлер. 1929. 2. «Чапаев». Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 3.«Пэпо». Реж. А. И. Бек-Назаров. 1935. 4. «Возвращение Максима». Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. 1937. 5. «Мы из Кронштадта». Реж. Е. Л. Дзиган. 1936. 6. «Волга-Волга». Реж. Г. В. Александров. 1-938. 7. «Ленин в Октябре». Реж. М. И. Ромм. 1937. 8. «Трактористы». Реж. И. А. Пырьев. 1939.

Введение звука в кино потребовало коренной технической, а затем и творческой перестройки кинематографии. В 1926-27 лаборатории под рук. П. Г. Тагера в Москве и А. Ф. Шорина в Ленинграде разработали сов. систему звукового кино: в 1929 в Ленинграде открылся первый кинотеатр, где демонстрировались экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 был создан Ин-т киноинженеров звукового кино (ЛИКИ); в этом же году - Гос. техникум кинематографии преобразован в ин-т (ГИК, с 1938 - ВГИК). Появились специализированные киностудии: «Союзкинохроника» (в 1931, с 1944 Центральная студия документальных фильмов), «Мостехфильм» (1933, с 1966 "Центрнаучфильм"), «Союзмультфильм» (1936), «Союздетфильм» (1936, с 1948 Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) и др.

В 1932 было принято пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее большое значение и для подъёма сов. кинематографии. Для работников кино боевой программой стало овладение методом социалистич. реализма. С наибольшей полнотой творческая зрелость сов. художеств, кино проявилась в выдающемся фильме Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» (1934). В романе Д. А. Фурманова р