БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201о), «Из-за чести» А. М. Ширванзаде (1939, арм. Театр им. Сундукяна), «Бай и батрак»

Хамзы (1939, узб. Театр им. Хамзы) и др. С 1936 в Москве систематически проходили Декады иск-ва и лит-ры народов СССР (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР; о др. смотрах, конкурсах, фестивалях см. в ст. Театральный фестиваль).

В 1939-40 количество театров СССР увеличилось, к ним присоединились театр, коллективы Зап. Украины, Зап. Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

Крупнейшие художеств, коллективы достигли больших успехов, внесли значит, вклад в развитие многонац. сов. театра: Латв. театр драмы, Художеств, театр Латв. ССР (Рига), Эст. театр драмы (Таллин) и театр «Ванемуйне» (Тарту), Театр драмы Литов. ССР (Вильнюс), Молд. муз.-драматич. театр им. Пушкина (Кишинёв) и др. Режиссура Э. Я. Смильгиса, А. Ф. Амтман-Бриедит (Латвия), Б. Ф. Даугуветиса (Литва), К. Ирда, А. М. Лаутера (Эстония), мастерство актёров А. Филипсона, Л. Берзинь, Я. Осиса, В. Лине (Латвия), А. Тальви, К. Карма (Эстония), К. Штирбул, Д. Дариенко (Молдавия) способствовали подъёму сов. сценич. культуры.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 многонац. сов. театр направил творч. силы на борьбу против фаш. захватчиков. Были созданы фронтовые театры и бригады, выступавшие со спектаклями и концертами в действующей армии. В постановках воен. времени с особой силой проявились свойственные сов. театру ге-роич. пафос, патриотич. дух, глубокая связь с народом: «Нашествие» Леонова (1943, Малый театр, Театр им. Моссовета, белорус. Театр им. Купалы), «Русские люди» Симонова (1943, МХАТ, арм. Театр им. Сундукяна, Свердловский и Ярославский театры), «Фронт» Корнейчука (1942-43, Малый театр, Театр им. Вахтангова, укр. Театр им. Франко, Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина). Героич. борьба на фронте, труд сов. людей в тылу нашли отражение и в таких спектаклях, как: «Гвардия чести» Ауэзова и А. Абишева (Казах, театр драмы), «Монастырское ущелье» Вагаршяна (арм. Театр им. Сундукяна), «Махаббат» К. Ибрагимова (азерб. Театр им. Азизбекова) и др. В предвоенные годы и во время войны создавались спектакли о героич. прошлом страны: «Богдан Хмельницкий» Корнейчука (1939, укр. Театр им. Франко), «Страна родная» Д. М. Демирчяна (1940, арм. Театр им. Сундукяна), «Кеймир Кёр» Б. Аманова и К. Бурунова (1940, Туркм. театр драмы), «Муканна» X. Алимджана (1943, узб. Театр им. Хамзы).

Во 2-й пол. 40-х и в 50-е гг. продолжалась работа над спектаклями, поев, современности. Однако в деятельности театров обозначились нек-рые ошибочные тенденции, к-рым была дана критич. оценка в пост. ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В пост, отмечалось проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисовавших облик современника, а также идеологически чуждых бурж. пьес и пьес псевдоисторических, искажённо, идеализированно показывавших прошлое. Подобным тенденциям противостояла героич. направленность лучших произв. театр, иск-ва этого времени. Образы участников Великой Отечеств, войны были созданы в спектаклях: «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947, Моск. театр драмы, ныне Театр им. Маяковского, арм. Театр им. Сундукяна, укр. Театр им. Франко, азерб. Театр им. Азизбекова), «За тех, кто в море!» Лавренёва (1947, Малый театр), «Константин Заслонов» А. Мовзона (1947, белорус. Театр им. Купалы), «Начальник станции» И. О. Мосашвили (1947, груз. Театр им. Руставели). Проблемам современности были поев, пост.: «В одном городе» Софронова (1947, Театр им. Моссовета), «Макар Дубрава» (1948, Театр им. Вахтангова, укр. Театр им. Франко), «Крылья» (1954, Малый театр, укр. Театр им. Франко) Корнейчука. О сов. человеке, его преданности Родине рассказывалось в спектаклях «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1946, Моск. театр им. Ермоловой), «Любовь на рассвете» Я. Галана (1952, укр. Театр им. Заньковецкой), «Шёлковое сюзане» А. Каххара (1952, узб. Театр им. Хамзы), «Семья Алана» Г. Мухтарова (1946, Туркм. театр драмы), «Правда кузнеца Игнотаса» А. Гудайтиса-Гузявичюса (1950, Литов. театр драмы). Ставились комедии: "Калиновая роща" Корнейчука (1950, Малый театр), «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (1950, Моск. театр Сатиры), «Поют жаворонки» Крапивы (1950, белорус. Театр им. Купалы), «Женихи» А. И. Токаева (1949, Сев.-осет. театр). Были поставлены ист. и историко-революц. пьесы: «Яросяав Мудрый» Кочерги (1947, укр. Театр им. Шевченко), «Абай» по Ауэзову (1949, Казах, театр), «Алишер Навои» Уйгуна и А. И. Сул-танова (1948, узб. Театр им. Хамзы) и др. Большим достижением сов. театра стали новые пост, пьес «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» Маяковского (1953, 1955, 1957, Моск. театр Сатиры), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955, Ленингр. академич. театр драмы).

Новым сс-зр. прочтением классики отмечены спектакли: «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1953, Ленингр. театр им. Ленсовета), «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1955, Ленингр. театр им. Ленсовета), «Иванов» (1955, Моск. драматич. театр им. Пушкина; 1960, Малый театр), «Чайка» (1952, Новосибирский театр «Красный факел»), «Вишнёвый сад» (1951, арм. Театр им. Сундукяна, 1965, Центр, театр Сов. Армии), «Три сестры» (1951, Художеств, театр Латв. ССР) Чехова, «Живой труп» (1950, Ленингр. театр драмы им. Пушкина, азерб. Театр им. Азизбекова), «Плоды просвещения» (1951, МХАТ) и «Власть тьмы» (1955, Малый театр) Л. Н. Толстого, «Маскарад» Лермонтова (1952, Моск. театр им. Моссовета), «Царь Эдип» Софокла (1956, груз. Театр им. Руставели), пьесы Шекспира - «Гамлет» (1954, Театр им. Маяковского), «Юлий Цезарь» (1958, узб. Театр им. Хамзы), «Антоний и Клеопатра» (1955, эст. Театр им. Кингисеппа), «Ричард III» (1957, груз. Театр им. Марджанишвили).

Стремлением к философски углублённому гуманистич. толкованию образа, к широким социально-ист, и социально-психологич. обобщениям отмечены пост, пьес Горького-«Враги» (1946, Литоз. театр драмы), «Васса Железнова» (1952, Малый театр), «Мещане» (1951, Рязанский театр), «Егор Булычев и другие» (1952, укр. Театр им. Франко; 1953. Кирг. театр драмы), «На дне» (1956, Ленингр. академический театр драмы им. Пушкина), «Варвары» (1959, Ленингр. Большой драматич. театр). Большое место в репертуаре заняли пьесы, воплощающие образы современника - строителя коммунизма, поев, проблемам формирования характера сов. человека, утверждающие высокие коммунистические морально-этич. нормы. Эта тенденция ярко проявилась в разнообразных по жанрам и стилям спектаклях: «В добрый час!» В. С. Розова (1954, Центр, детский театр), «Золотая карета» Леонова (1957, МХАТ), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1959, Театр им. Вахтангова, 1960, Театр им. Маяковского, Ленингр. Большой драматич. театр), «Стряпуха» Софронова (1959, Театр им. Вахтангова), «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина (1959, Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина), «Моя старшая сестра» А. М. Володина (1961, Ленингр. Большой драматич. театр). Образ В. И. Ленина воссоздан в спектаклях МХАТ (в роли Ленина - Б. А. Смирнов) - «Кремлёвские куранты» (1956, новая сценич. редакция), «Третья патетическая» (1958) Погодина; «Вечный источник» Д. И. Зорина (1957, Малый театр).

Подъём театр, иск-ва народов СССР в 60-70-х гг. связан с важнейшими событиями в истории Сов. гос-ва - 50-летием Окт. революции 1917, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, 50-летием образования СССР. Были поставлены спектакли: «Океан» (1961, Театр им. Маяковского, Ленингр. Большой драматич. театр) и «Между ливнями» (1964, Театр им. Маяковского) А. П. Штейна, «Совесть» по Д. Г. Павловой (1963, Театр им. Моссовета), «Материнское поле» по Ч. Айтматову (1964, Казах, театр драмы), «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева (1964, МХАТ), «Шестое июля» М. Ф. Шатрова (1965, МХАТ), историко-рево-люц. трилогия - «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П. Свободина и «Большевики» Шатрова (1967, Моск. театр «Современник»), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967, Малый театр), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967, Театр им. Моссовета), «Интервенция» Славина (1967, Моск. театр Сатиры), «Миндаугас» Марцинкявичюса (1969, Литов. театр драмы), «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971, белорус. Театр им. Купалы, Моск. драматич. театр на М. Бронной), «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971, Моск. драматич. театр на М. Бронной, Ленингр. театр им. Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971, Моск. театр драмы и комедии на Таганке), «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972, Малый театр, молд. Театр им. Пушкина), «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972, МХАТ), «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975, МХАТ; «Протокол одного заседания», Ленингр. Большой драматич. театр), «Погода на завтра» Шатрова (1975, Моск. театр «Современник») и др.

Осуществлены значит, пост, произв. классич. драматургии: «Медея» Еврипида (1962, груз. Театр им. Марджанишвили), «Царь Эдип» Софокла (1969, узб. Театр им. Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969, Моск. театр Сатиры), пьесы Шекспира -«Макбет» (1961, литов. Паневежский театр), «Антоний и Клеопатра» (1962, азерб. Театр им. Азизбекова), «Кориолан» (1964, эст. театр «Ванемуйне»), «Юлий Цезарь» (1973, груз. Театр им. Руставели). С 60-х гг. на сцене сов. театров широко ставятся пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960, Театр им. Маяковского), «Карьера Артуро Уи» (1963, Ленингр. Большой драматич. театр), «Добрый человек из Сезуана» (1964, Моск. театр драмы и комедии на Таганке), «Кавказский меловой круг» (1975, груз. Театр им. Руставели). В этот период создали свои лучшие работы режиссёры - Г. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР); К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония); А. Яуну-шан, А. Лининьш (Латвия); Г. Ванцяви-чюс, Ю. Мильтинис (Литва); Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан); В. Аджемян, Р. Капланян (Армения); Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия); Б. Хучаев (Сев. Осетия); С. В. Данченко, С. Смеян (Украина); В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия); А. Мамбетов (Казахстан); актёры - Ю. К. Борисова, И. О. Горбачёв, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов (РСФСР); X. Абрамян, Б. Нер-сесян (Армения); Р. Чхиквадзе (Грузия); В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР); М. Вахидов (Таджикистан); В. Артмане, X. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия); Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва); Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан); Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия) и др.

Основополагающим принципом сов. театра, как и всего сов. иск-ва, является ленинский принцип партийности. Театр - помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистич. идей. Лучшие театр, произв. глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство сов. человека, его преданность Родине. В развитии театра большую роль играет обмен творческим опытом. Характерная черта сов. иск-ва, в т. ч. и театрального,- взаимовлияние и взаимообогащение нац. культур. Единство идейного содержания произв. сочетается с многообразием и богатством нац. форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Сов. театр оказывает большое влияние на театр, культуры всего мира. Мн. театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистич. содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театр, коллективы гастролируют в Сов. Союзе. Укреплению междунар. контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Междунар. ин-та театра (МИТ). В него с 1959 входит Сов. нац. центр МИТ.

Кадры актёров и режиссёров готовят Гос. ин-т театр, иск-ва им. А. В. Луначарского, театр, уч-ща им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, Школа-студия им. Немировича-Данченко - в Москве, Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии, Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и др. театр, ин-ты, ин-ты культуры и училища. Деятели театоа объединены в театр, общества (см. в разделе Творческие союзы).

В 1975 в СССР работало 570 театров, в т. ч. 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли даются более чем на 40 языках народов СССР.

См. Театр, Театроведение, Режиссёрское искусство, Актёрское искусство. Театральное образование, а также раздел Драматический театр в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев, О. Н. Кайдалова.

ЦИРК

Сов. цирк имеет многовековую историю. Уже в 11 в. представления скоморохов содержали в зачатке нек-рые последующие формы циркового иск-ва. Остроумие шутов, рядившихся в маску глупости, стало впоследствии одним из осн. элементов цирковой клоунады. У народов Ср. Азии были популярны площадные комедианты: канатоходцы и комики - дорбозы и масхарабозы. У народов Кавказа издавна славились мастера хождения по высоко натянутому канату и джигитовки (фигурная езда на лошадях). Большим успехом пользовались нар. гуляния с балаганами, школы верховой езды с показом достижений наездников и дрессировщиков лошадей.

Проф. цирки появились в России в 18 в. Сначала это были группы иностр. гастролёров. Постепенно в состав иностранных трупп включались рус. ученики и сотрудники. Так формировалось первое поколение рус. цирковых артистов. Обосновавшись в России, нек-рые гастролёры стали основоположниками цирковых династий, существующих и ныне. В 1873 бывшие балаганные артисты братья Д. А., А. А., П. А. Никитины открыли в Пензе первый рус. цирк. К нач. 20 в. они стали крупнейшими предпринимателями, открывшими цирки во мн. городах (в т. ч. в Москве в 1886 и 1911), а также педагогами и воспитателями нац. кадров. Рассматривая цирк только какпростонар. форму развлечений, царское пр-во до нач. 20 в. не подвергало его цензурным запретам. Но благодаря массовой демократич. аудитории цирка на рубеже 19-20 вв. развилась злободневная сатирич. клоунада - А. Л. и В. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко и др., к-рая стала подвергаться преследованиям полиции и цензуры.

В кон. 19 - нач. 20 вв. мировое признание получили рус. артисты: наездники - П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычёв, П. А. Федосеевский; гимнасты - М. М. Егоров, Ковригины (Каврелис), П, А. Никитин, П. К. Руденко; акробаты - В. П., А. П., Н. П. и А. П. Винкины; канатоходец - Ф. Ф. Молодцов; велофигуристы - М. О. и С. О. Баранские, И. К. Подрезов (Ян Польди); дрессировщики - Дуровы, Жеребиловы (Вояни), И. Л. Филатов; клоуны - С. С. и Д. С. Альперовы, Д. И. Бабушкин, М. И. Бекетов, П. А. Брыкин, Ю. К. и В. К. Костанди; борцы и атлеты - И. М. Заикин, П. Ф. Крылов, И. В. Лебедев («дядя Ваня»), И. М. Поддубный и др. В Ср. Азии пользовались популярностью канатоходцы Ташкенбаевы, цирковые труппы Джумабай-ака, Зариновых, Авзамат-аксакала, М. Мансурова и др.; на Кавказе - мастера джигитовки А. К. Гудцев, А. Т. Кантемиров и др. Талантливые артисты цирка выдвинулись в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии.

Ставились большие представления-пантомимы на историч. и совр. темы, использовались технич. достижения. Несмотря на наличие первоклассных исполнителей и значит, технич. достижения, к нач. 20 в. в цирке наметились кризисные явления, к-рые отчётливо проявились в бессодержательных и нередко пошлых номерах и программах.

Окт. революция 1917 имела определяющее значение для перестройки и развития цирка, признанного настоящим иск-вом. В Декрете СНК об объединении театрального дела от 26 августа 1919 утверждалась демократии, сущность цирка, ставилась задача очистить его репертуар от бурж. пошлости. А. В. Луначарский в ст. «Задачи обновленного цирка» (1919) подчёркивал, что цирк должен стать местом демонстрации физич. красоты человека, злободневной клоунады и пантомимы, призывал расширить его воспитательные функции. Цирки были переданы в ведение Нар. комиссариата просвещения, в системе к-рого была организована спец. секция, позже переименованная в Центр, управление гос. цирками (ЦУГЦ). В годы Гражд. войны 1918-20 артисты выступали на фронте, на фабриках и заводах. В 1921- 1928 гос-во, не располагая достаточными средствами на обновление оборудования номеров, костюмов, ремонт помещений и т. д., сдавало в аренду цирковые здания частным владельцам и коллективам артистов, сохраняя за собой идейно-художеств. и финанс. контроль. В 1927 были организованы передвижные деревенские цирки.

В 20-30-х гг. объединения цирков сложились в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Ср. Азии. К кон. 30-х гг. было создано единое для всей страны Объединение гос. цирков, входившее в систему Комитета по делам иск-в при СНК СССР (с 1953 - Мин-ва культуры СССР). Уже в сер. 20-х гг. для создания цирковых программ привлекались писатели и поэты В. В. Маяковский, Д. Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, В. 3. Масс и др., а также ведущие режиссёры театра и кино, художники и балетмейстеры, композиторы. С сер. 30-х гг. в крупнейших цирковых коллективах была введена система художественных руководителей. Представления и отд. номера ставились режиссёрами, оформлялись художниками, музыку сочиняли или подбирали композиторы. Большое внимание уделялось постановкам сюжетных спектаклей (пантомим на ист. и совр. темы), тематич. цирковым номерам. Начала активно перестраиваться клоунада; её мастера отказались от грубых и абстрактных масок, стали создавать образы бытовые, обычные, более обаятельные (П. А. Алексеев, Карандаш, К. А. Берман, Б. П. Вяткин и др.). Значит, вклад внесли в развитие циркового иск-ва артисты и руководители номеров - дрессировщики А. Н. Буслаев, И. Н. Бугримова, В. Г. и Ю. В. Дуровы, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер, иллюзионист Э. Т. Кио, наездница Л. М. Ходжаева, эквилибристки на проволоке сестры 3. Б., К. Б. и М. Б. Кох; режиссёры А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, Н. Н. Зиновьев, А. А. Федорович, Б. А. Шахет и др., а также историк и теоретик циркового и эстрадного иск-ва Е. М. Кузнецов.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 мн. деятели цирка вступили в ряды Красной Армии, были созданы фронтовые бригады и фронтовой цирк, выступавшие в воинских частях. Деятельность в стационарах не прекращалась, проводились смотры новых произв. циркового иск-ва. Сов. цирк продолжал развиваться как иск-во многонациональное. Начавшееся до войны формирование нац. цирковых коллективов продолжилось и в по-слевоен. годы. Были созд. коллективы: цыганский (1939), литовский (1940), узбекский(1942), азербайджанский (1945), армянский (1956), украинский (1956), грузинский (1957), белорусский (1959), казахский (1976) и др. Всесоюзное и междунар. признание получили номера, созданные в союзных и авт. республиках,-Кирг. акро-батич. ансамбль под рук. Е. А. Джанибе-кова, Рус. акробатич. коллектив под рук. В. Н. Белякова, даг. канатоходцы «Цов-кра» под рук. Р. Г. Абакарова, тув. эквилибристы на проволоке и жонглёры под рук. В. Оскал-Оола, осет. джигиты «Иристон» под рук. Д. М. Тугановой, туркм. наездники под рук. Д. Г. Ходжабаева, узб. джигиты Зариповы и др.

В 50-60-е гг. сложились новаторские коллективы, номера и аттракционы - на проволоке - В. И. Сербина; эквилибристы-жонглёры - Кисе, Черняускас, Ширай, О. А. Ратиани; иллюзионисты - Кио, Ю. К. Авьерино и мн. др. Ведущие режиссёры цирка: Н. Э. Бауман, В. В. Головко, Р. А. Грилье, Е. М. Зискинд, В. М. Лисин, М. С. Местечкин, А. А. Сонин, А. Н. Ширай и др.

Аттракцион «Медвежий цирк» под руководством В. И. Филатова.

«Медвежий цирк», «Цирк на льду», «Цирк на воде» и др. В 60-70-е гг. мировую известность приобрели ведущие мастера сов. цирка: воздушные гимнасты Бубновы, В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, Р. М. и И. Б. Немчинские, С. А. Разумов и П. С. Чернега и др.; канатоходцы - Абакаровы, Волжанские, Гаджикурбановы, Тащкенбаевы и др.; клоуны - Л. Г. Енгибаров, Г. Т. Маковский и Г. А. Ротман, А. Н. Николаев, Ю. В. Никулин и М. Н. Шуйдин, О. К. Попов; дрессировщики - И. Н. Бугримова, В. Ф. и В. К. Ивановы, С. И. Исаакян, Р. Р. Касеев, А. Н. Корнилов, И. Ф. Кудрявцев, М. П. Назарова, Тихоновы, Филатовы; эквилибристы - под рук. Е. Т. Милаева и под рук. Л. Л. Костюка, эквилибристка на проволоке - В. И. Сербина; эквилибристы-жонглёры - Кисе, Черняускас, Ширай, О. А. Ратиани; иллюзионисты - Кио, Ю. К. Авьерино и мн. др. Ведущие режиссёры цирка: Н. Э. Бауман, В. В. Головко, Р. А. Грилье, Е. М. Зискинд, В. М. Лисин, М. С. Местечкин, А. А. Сонин, А. Н. Ширай и др.

Сцена из программы «Сегодня в цирке фестиваль» в постановке и при участии О. К. Попова.

В 1926 в Москве была создана Мастерская циркового иск-ва (с 1961 - Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва), в 1928-ленингр. Музей циркового иск-ва, в 1930 - Мастерская по подготовке новых цирковых номеров в Ленинграде. В СССР работают (1975) 94 цирковых предприятия, в т. ч. 58 стационарных цирков.

См. Цирк, а также раздел Цирк в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев.

ЭСТРАДА

Истоки эстрадного иск-ва народов СССР - в деятельности нар. музыкантов, певцов, острословов, кукольников, жонглёров, дрессировщиков, акробатов (скоморохи у славян, берикаоба у грузин, масхарабозы у узбеков и таджиков, балаганные деды-раёшники; см. Раёшник). С 17- нач. 18 вв. в дивертисментах оперно-балетных и драматич. театров участвовали исполнители певческих (в нач. 19 в. Е. С. Сандунова, А. О. Бантышев и др.) и танц. номеров, впоследствии - музыканты, драматич. артисты с чтением стихов, рассказов (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, позже М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов), куплетисты (И. И. Монахов и др.). С ними на сцену пришли сатирич. произв. Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихи А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В формировании эстрадного иск-ва значительную роль сыграли нар. хоры - русские, украинские, цыганские. Большой успех с 60-х гг. 19 в. имела «Славянская капелла» под рук. Д. А. Агренева-Славянского, выступавшая и за рубежом. В хорах выдвинулись певцы - П. И. Богатырёв, В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, куплетисты - П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов, гармонист и частушечник П. Е. Невский, музыканты, танцовщики. В нач. 20 в. утвердились театры миниатюр («Летучая мышь» в Москве, «Кривое зеркало» в Петербурге). Появились талантливые исполнители. Среди них - чтец И. Ф. Горбунов, куплетист Г. В. Молодцов, певцы - А. Д. Вяльцева, А. Н. Вертинский, конферансье - Н. Ф. Балиев, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибшман и др.

Новый этап в развитии эстрадного иск-ва начался после Окт. революции 1917. В годы Гражд. войны 1918-20 мн. артисты выезжали на фронт, выступали в рабочих клубах. Происходило обновление эстрадного репертуара, создавались новые жанры. Злободневный политич. фельетон утверждали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин. С куплетами газетчика выступал Л. О. Утёсов. В 20-е гг. возникли коллективы «Синяя блуза», соединявшие газ. публицистику с театр, выразительностью. К работе над эстрадным репертуаром были привлечены В. В. Маяковский, Демьян Бедный, В. Е. Ардов и др. В лит. монтажах А. Я. Закушняк (основоположник жанра), В. Н. Яхонтов поднимались до высокой политич. публицистики, фил ос. обобщений. Широкое признание п