БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201демический театр), возглавлявшийся К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Используя достижения мирового, в т. ч. рус. театра, МХТ утверждал иск-во нового типа. В театре складывался подлинный ансамбль всех участников спектакля, утверждались новые принципы режиссуры, актёрской игры. Режиссёр становился идейным и художеств, руководителем труппы. МХТ сделался центром, объединявшим демократии, интеллигенцию. В его репертуаре определяющее значение приобрели пьесы А. П. Чехова и М. Горького. В чеховских спектаклях звучала тема тоски по лучшей жизни, невозможность примириться с мещанским укладом, мечта о счастливом будущем. Постановки горьковских пьес были проникнуты протестом против мира, построенного на эксплуатации человека человеком, утверждали мысль, что хозяином жизни должен стать тот, кто трудится. В МХТ Станиславский разработал систему актёрской игры и режиссуры (см. Станиславского система). Решительно выступая против художеств, дилетантизма, Станиславский особое внимание обращал на воспитание актёра-гражданина. Высшей формой сценич. творчества он считал иск-во переживания, при к-ром игра актёров сводится не к демонстрации законченного результата, а к созданию заново на каждом спектакле живого органич. процесса по заранее продуманной логике жизни образа. В то же время Моск. Камерный театр, осн. в 1914 А. Я. Таировым, утверждал примат актёра-мастера, выступал против бытового и психологич. театра, подчинения его лит-ре. Противоречивый характер носила деятельность В. Э.Мейерхольда (пост, в театре В. Ф. Комиссаржев-ской, Александрийском театре в Петербурге, и др.), связанная с поэтикой символизма, стилизацией, но намечавшая новые пути сценич. выразительности.

В. И. Качалов, М. Горький, К. С. Станиславский. 1928.

В нач. 19 в. возникли проф. театры на Украине (к концу века имелось уже несколько передвижных трупп). В 1850 был создан проф. груз, театр, в 1860- 1870-е гг.-армянский и латышский, в 1870-е гг. -эстонский и азербайджанский, в нач. 20 в.- белорусский и татарский. Развитие театр, иск-ва было обусловлено ростом нац. драматургии. И. К. Карпенко-Карый (Тобилевич), М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий-на Украине, Г. Д. Эристави, А. А. Цагарели - в Грузии, Г. М. Сундукян и М. Ф. Ахундов - в Армении и Азербайджане, В. И. Дунин-Марцинкевич - в Белоруссии заложили основы реалистич. направления в нац. сценич. культуре. Развитие драматургии в нач. 20 в.связано с творчеством писателей - И. Я. Франко и Леси Украинки (Украина), Дж. Мамедкулизаде, Н. Везирова, А. Ахвердова (Азербайджан), А. Ширванзаде (Армения)и др. На формирование театр, иск-ва народов России плодотворное воздействие оказали традиции рус. реалистич. иск-ва. Организаторы и участники первых трупп (актёрских товариществ) выходили обычно из среды прогрессивной интеллигенции. Протест против обществ, неравенства, обличение бурж. строя ярко выражены в творчестве выдающихся актёров-арм. трагика П. Адамяна, основоположника романтич. на правления на груз, сцене В. АлексиМесхишвили, укр. актрисы М. Заньковецкой, претворявшей принципы нар. нац. иск-ва, актёров-реалистов Г. Чмышкяна в Армении, Д. Зейналова в Азербайджане, П. Саксаганского и М. Кропивницкого на Украине, А. Алунана в Латвии, Т. Альтермана в Эстонии.

Развитие сценич. культуры народов России протекало в обстановке острой борьбы иск-ва господствующего класса и иск-ва демократического. Гнёт царской администрации и реакц. буржуазии не мог заглушить демократич. и социалистич. устремлений и в годы тяжёлого творч. кризиса, наступившего после поражения Революции 1905-07, передовые деятели нац. культуры стремились выражать в иск-ве освободит, идеи.

Советский театр. Окт. революция 1917 открыла новый этап в развитии театрального иск-ва народов СССР. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, сов. театр продолжил лучшие традиции дореволюц. реалистич. иск-ва. 9(22) ноября 1917 Декретом СНК театры были переданы в ведение отдела иск-в Гос. комиссии по просвещению (впоследствии Нар. комиссариат просвещения). В Декрете определялось значение театр, иск-ва как одного из важнейших факторов коммунистич. воспитания и просвещения народа. В театр пришли новые зрители: рабочие, крестьяне, красноармейцы. Целые коллективы и отд. крупнейшие актёры выезжали в рабочие клубы, в деревни, на фронты Гражд. войны. 26 авг. 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театров. Старейшие театры были выделены в группу академических (Малый театр, МХАТ, б. Александрийский театр - ныне Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина, и др.). Они подчинялись непосредственно нар. комиссару просвещения и пользовались обширными художеств, правами. В условиях труднейшего экономич. и политич. положения страны создавались новые театры: в Москве - Театр РСФСР 1-й (1920, позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (1921, впоследствии Театр им. Евг. Вахтангова), Театр Революции (1922, ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, ныне Театр им. Моссовета); в Петрограде - Большой драматич. театр (1919); в Одессе - передвижной театр «Красный факел» (1920; с 1932 - в Новосибирске) и др. Были открыты театры для детей - Детский театр им. Моссовета (Москва, 1918), Моск. театр для детей (1921, ныне Центр, детский театр), Театр юных зрителей в Петрограде (1922, ныне Ленингр. театр юных зрителей) и др.

Страница из Декрета СНК об объединении театрального дела, подписанного В. И. Лениным 26 авг. 1919.

Вовлечение в строительство новой жизни широких масс трудящихся вызвало раскрытие талантов народов, расцвет самодеятельного иск-ва, на основе к-рого возникали и проф. театры. В первые годы после установления Сов. власти на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены проф. труппы, театры приняты на гос. бюджет, получили постоянные помещения. В 1919 создан Киевский драматич. театр им. Т. Шевченко. В 1920 основаны Белорус, гос. театр в Минске (ныне им.Я. Купалы), укр. театр им. И.Франко в Виннице (затем переведён в Киев), Азерб. драматич. театр в Баку (ныне им. М. Азизбекова), в 1921- Арм. драматич. театр в Ереване (ныне им. Г. Сундукяна) и Груз, театр им. Ш. Руставели в Тбилиси, в 1922 - укр. театр «Березiль» в Киеве (ныне Харьковский театр им. Т. Шевченко) и театр им. Заньковецкой там же (ныне во Львове). В 20-х гг. были заложены основы театр, иск-ва у народов, не имевших прежде проф. театра. Кружки художеств, самодеятельности послужили базой для создания узбекского (в 1919, ныне Театр им. Хамзы, Ташкент), казахского (в 1925 в Кзыл-Орде, с 1928 в Алма-Ате, ныне Театр им. Ауэзова) и др. театров.

В Москве, Петрограде, Воронеже, Иркутске и др. городах ставились массовые театрализованные зрелища (см. Театрализованные праздники). В развитии агитац. театра определённую роль сыграли коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Вопреки ошибочным взглядам его руководителей (недооценка значения культурного наследия, эпигонское использование приёмов футуризма и символизма и т. д.), во многих коллективах формировались элементы нового революц. театра. С опытом массового агиттеатра первых лет Сов. власти связано возникновение в 20-х гг. коллективов "Синяя блуза", театров рабочей молодёжи (ТРАМов). В кон. 20 - нач. 30-х гг. начали работать театры Красной Армии, колхозно-совхозные театры. Возросло число театров для детей, театров кукол (в 1936 было ок. 150 дет. театров, в т. ч. и кукольных).

Коммунистич. партия уделяла большое внимание театру как проводнику коммунистич. идей. 12-й съезд РКП(б) (1923) указал на необходимость «... усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, с. 466). Становление нового в иск-ве театра проходило в условиях творч. соревнования различных течений. В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) подчёркивалась важность такого соревнования и вместе с тем говорилось о необходимости решительного преодоления бурж. влияний, вульгарно-социологич. и пролеткультовских тенденций. В сер. и кон. 20-х гг. отчётливо определился подъём сов. драматургии (пьесы К. А. Тренёва, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Маяковского, Вс. Иванова, Б. А. Лавренёва, В. В. Вишневского и др.), ставшей основой роста театр, иск-ва.

Большое значение имела деятельность Е. Б. Вахтангова, возглавившего в 1919 Театр, секцию (ТЕО) Наркомпроса. Ученик и последователь Станиславского, руководитель 3-й студии МХТ, он выступал за народность иск-ва, утверждал идею ответственности художника перед народом, творящим революцию. Его спектакль «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (2-я ред. 1921) был направлен против пошлости мещанского мира, утверждал высокое чувство любви к простым людям. Программным для будущего Театра им. Вахтангова стал спектакль "Принцесса Турандот" К. Гоцци (1922)- остросовременный по своему оптимистич. звучанию, открыто театральный, полный ярких красок. С сер. 20-х гг. Театр им. Вахтангова стал уделять осн. внимание созданию современных сценических образов - «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (1925), ч Разлом» Лавренёва (1927) (режиссёр обоих спектаклей А. Д. Попов), «Барсуки» Л. М. Леонова (1927).

Новый характер стало приобретать иск-во Мейерхольда. Режиссёр активно участвовал в строительстве сов. театра, ярко зрелищного, политически острого, агитационного. Пропагандируя идеи революции, он поставил в своём театре публицистически острые спектакли: «Зори» Э. Верхарна (1920), «Мистерию-Буфф» Маяковского (1918, 1921). Затем, продолжая тесное сотрудничество с Маяковским, осуществил пост, его пьес «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), резко осудивших мещанство, бюрократизм, политич. приспособленчество.

Героич. подъём масс, типические образы современников были воссозданы в ярко публицистич. спектаклях Театра им. МГСПС: «Шторм» Билль-Белоцерковского (1925), «Мятеж» Д. А. Фурманова и Д. Поливанова (1927) (режиссёр обоих спектаклей Е. О. Любимов-Ланской). Воздействие революц. действительности сказалось на творчестве МХАТа, Малого театра. Наряду со спектаклями, глубоко и многогранно раскрывавшими идейную сущность и художеств, особенности произв. классич. драматургии («Горячее сердце» Островского, 1926, и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ; «Растеряева улица» по Г. И. Успенскому, 1929, Малый театр), ими были созданы выдающиеся пост, пьес сов. авторов. Стремясь к философски обобщённому, психологически углублённому раскрытию образов, МХАТ создал проникнутые революц. героикой реалистич. спектакли, поев. ист. прошлому и Гражд. войне,- «Пугачёвщина» Тренёва (1925, реж. Немирович-Данченко), «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927, руководитель Станиславский, реж. И. Я. Судаков). Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр поставил также пьесы М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926), В. П. Катаева («Квадратура круга», 1928), Л. М. Леонова («Унтиловск», 1928) и др. Развивая свои традиции, неразрывно связанные с героико-романтич. устремлённостью, Малый театр поставил пьесы, показавшие торжество идей социалистич. революции в условиях вооружённой борьбы за Сов. власть и в годы мирного строительства, - «Любовь Яровая» Тренёва (1926), «Огненный мост» Б. С. Ромашова (1929).

В. Э. Мейерхольд и В.В. Маяковский на репетиции «Бани» В. В. Маяковского. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1930.

Моск. Камерный театр ставил произв., далёкие от совр. жизни («Саломея» О. Уайльда, «Принцесса Брамбилла» Э. Т. А. Гофмана). Театром были созданы и выдающиеся трагедийные спектакли с участием актрисы А. Г. Коонен («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба, 1919, «Федра» Ж. Расина, 1921, и др.). Событием театр, жизни стала постановка Таировым «Оптимистической трагедии» Вишневского (1933), утверждавшая революц. героизм.

Значит, спектакли были поставлены и в др. республиках: «97» М. Кулиша (1924, укр. Театр им. Франко), «Любовь Яровая» Тренёва (1927, арм. Театр им. Сундукяна), «Мятеж» Фурманова и Поливанова (1928, укр. Театр им. Франко), «Разлом» Лавренёва (1928, груз. Театр им. Руставели). В кон. 20 - нач. 30-х гг. были созданы постоянные рус. театры почти во всех столицах союзных республик, организованы новые театры в городах РСФСР (Владивосток, Ростов-на-Дону и др.) и др. республик. В 1926 в Витебске открылся Белорус, театр (ныне Театр им. Коласа), в 1928 - Груз, театр в Кутаиси (ныне Театр им. Марджанишвили в Тбилиси). В 1929 основаны Тадж. драматич. театр в Душанбе (ныне Театр драмы им. Лахути), Туркм. театр драмы в Ашхабаде (ныне Театр им. Молланепеса), в 1941 Кирг. драматич. театр. Начали работать театры народов авт. республик РСФСР (осетинский, коми, якутский, бурятский, кабардино-балкарский и др.). Становлению театр, культуры у народов, не имевших в прошлом сценического иск-ва, способствовала творческая помощь др. народов и прежде всего русского.

Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» содействовало дальнейшему расширению творч. соревнования, направленного на подъём реалистич. сценич. иск-ва. Началась теоретич. разработка проблем, связанных с методом социалистич. реализма. Выдающиеся произв. сов. драматургии кон. 20 - нач. 40-х гг. определили развитие театр, иск-ва республик, утвердили принципы реализма а народности в сценическом иск-ве (пьесы Н. Ф. Погодина, Леонова, К. М. Симонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука, И. Кочерги, М. Кулиша, К. Крапивы, Я. Колоса, Д. Джабарлы, М. Ауэзова, К. Яшена и др.). Гражд. война, жизнь страны, строительство социалистич. общества нашли отражение во многих спектаклях. Были поставлены: «Гибель эскадры» Корнейчука (1933, укр. Театр им. Франко; 1934, укр. Театр им. Шевченко, Центр, театр Красной Армии), «Интервенция» Л. И. Славина (1933, Театр им. Вахтангова), «В кольце» В. Б. Вагаршяна (1930, арм. Театр им. Сундукяна), «Два коммуниста» Яшена (1930, 2-й вариант-«Разгром», 1934, узб. Театр им. Хамзы), «Ночные раскаты» Ауэзова (1935, Казах, театр драмы), «Арсен» Шаншиашвили (1936, груз. Театр им. Руставели), «Партизаны» Крапивы (1938, белорус. Театр им. Купалы), «Краснопалочники» Улуг-зода (1941, тадж. Театр драмы им. Лахути). Социалистич. перестройка деревни показана в пост. «Хлеб» В. М. Киршона (1931, МХАТ), «После бала» Погодина (1934, Моск. театр Революции), «Алмас» Джабарлы (1931, азерб. Театр им. Азизбекова), «Честь и любовь» Яшена (1936, узб. Театр им. Хамзы). Тема социалистич. индустриализации отразилась в пост, пьес «Темп» (1930, Театр им. Вахтангова), «Поэма о топоре» и «Мой друг» (1931 и 1932, обе в Моск. театре Революции) Погодина. Формированию мировоззрения сов. интеллигенции, её идейному росту поев, спектакли: «Страх» Афиногенова (1931, Ленингр. академич. театр драмы, МХАТ), «Платон Кречет» Корнейчука (1934, укр. Театр им. Франко; 1935, МХАТ), «Скутаревский» Леонова (1934, Малый театр, Центр, театр Красной Армии). Образ нового героя раскрывался в пост.: «Слава» В. М. Гусева (1936, Малый театр), «Парень из нашего города» Симонова (1941, Моск. театр им. Ленинского комсомола). Проблемы современности получили также отражение в пост.: «Девушки нашей страны» И. Микитенко (1932, укр. Театр им. Франко), «Яшар» Джабарлы (1932, азерб. Театр им. Азиз-бекова). Получил развитие комедийно-сатирич. жанр: «В степях Украины» Корнейчука (1940, укр. Театр им. Франко; 1941, Малый театр), «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (1933, Моск. театр Сатиры, Ленингр. театр Комедии), «Свадьба колхозника» П. Какабадзе (1938, груз. Театр им. Марджанишвили), «Кто смеётся последним» Крапивы (1939, белорус. Театр им. Купалы) и др. Наряду с тематич. богатством в драматургии и театре утверждалось разнообразие жанровых форм. Ставились эпико-героич. пьесы, психологич. бытовые драмы, комедии - публицистически заострённые, сатирические, лирические и др.

Выдающимся достижением сов. театра стало воплощение образа В. И. Ленина: «Человек с ружьём» Погодина (1937, Театр им. Вахтангова, в роли Ленина - Б. В. Щукин; Воронежский театр; 1938, белорус. Театр им. Коласа), «Правда» Корнейчука (1937, Моск. театр Революции, в роли Ленина - М. М. Штраух; Театр им. Франко) и др. Среди первых исполнителей роли Ленина: А. М. Бучма и М. М. Крушельницкий (Украина), П. С. Молчанов (Белоруссия), В. Б. Вагаршян (Армения).

Глубокое воздействие на развитие сов. театра оказали идейно-художеств. принципы основоположника социалистич. лит-ры М. Горького. К выдающимся горьковским спектаклям 30-40-х гг. принадлежат: «Егор Булычев и другие» (1932, Театр им. Вахтангова; 1933, арм. Театр им. Сундукяна), «Враги» (1935, МХАТ), «Мещане» (1935, Центр, театр Красной Армии), «Дачники» (1939, Ленингр. Большой драматич. театр им. Горького), «Варвары» (1941, Малый театр; 1943, Горьковский театр), а также «На дне» (1932, Ленинаканский театр), «Последние» (1937, укр. Театр им. Франко, белорус. Театр им. Купалы) и др. Сочетание глубокой психологич. правды с острой социальной характеристикой, иск-во типизации, раскрытие социально-филос. сущности образов, отличавшие лучшие горьковские спектакли, способствовали утверждению метода социалистич. реализма, росту режиссёрского и актёрского мастерства.

Развитие принципов социалистич. эстетики и их практич. претворение в работе театров плодотворно сказалось в 30-е гг. в творчестве актёров разных поколений. Во МХАТе наряду с такими мастерами, как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов выросло второе поколение артистов - О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, В. А. Орлов, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и др. В Малом театре представители старшего поколения - М. М. Климов, С. Л. Кузнецов, В. О. Массалитинова, А. А. Остужев, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, П. М. Садовский, А. А. Яблочкина - сотрудничали с актёрами, чьё дарование в полную силу раскрылось уже в сов. время,- Н. А. Анненковым, Е. Н. Гоголевой, В. Н. Пашенной и др. В 30-е гг. в труппу вступили М. И. Жаров, А. И. Зражевский, К. А. Зубов, И. В. Ильинский, Н. М. Радин, М. И. Царёв, Е. М. Шатрова. Коллектив Ленингр. академич. театра драмы, в к-ром работали крупнейшие мастера - Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев, пополнился талантливыми представителями более молодого поколения (Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Симонов, Н. К. Черкасов и др.).

В 30-е гг. сов. театр, всесторонне развиваясь, всё активнее утверждался на позициях социалистич. реализма. Глубокий психологизм спектаклей МХАТа соседствовал с блестящими бытовыми постановками Малого театра. Шли спектакли, отличавшиеся яркой театр, условностью (напр., «Укрощение строптивой» Шекспира, Центр, театр Красной Армии, 1937). Все работы сов. театра были отмечены стремлением к социальной типизации, раскрытию идейного содержания образа. Это сказалось в творчестве мастеров рус. сцены - М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Ю. С. Глизер, А. И. Горюнова, Б. Ф. Ильина, А. Г. Коонен, А. Г. Крамова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой, С. А. Мартинсона, Н. Д. Мордвинова, С. М. Муратова, Д. Н. Орлова, Р. Я. Плятта, А. В. Полякова, М. Ф. Романова, С. Д. Ромоданова, И. А. Слонова, М. А. Токаревой, А. Д. Чудиновой, Б. В. Щукина и мн. др. Глубокая эмоциональность, поэтич. проникновенность, характерные для укр. актёрской школы, с новой силой проявились в иск-ве А. М. Бучмы, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шуйского, Г. П. Юры. Лучшие демократич. традиции реализма белорус, сцены были развиты Г. П. Глебовым, И. Ф. Жданович, А. К. Ильинским, П. С. Молчановым, Б. В. Платоновым. Героико-романтич. патетикой проникнуты образы груз, актёров В. И. Анджапаридзе, А. А. Хоравы, А. А. Васадзе, В. А. Годзиашвили, С. А. Закариадзе. Многогранностью психологич. характеристики, пластич. выразительностью было отмечено иск-во мастеров арм. сцены - А. М. Аветисяна, Асмик, В. Б. Вагаршяна, А. Т. Восканян, Г. Д. Джанибекяна, Р. Н. Нерсесяна, В. К. Папазяна. Романтич. и реалистич. образность нац. театра развивали в Азербайджане Ульви Раджаб, А. Шарифзаде, М. Алиев, М. Давудова. Высокий уровень сценич. культуры, достигнутый театр, иск-вом, получил выражение в творчестве крупнейших актёров Узбекистана - А. Хидоятова, С. Ишантураевой, Ш. Бурханова, А. Ходжаева; Туркменистана - А. Кульмамедова, С. Мурадовой, А. Дурдыева, Б. Аманова; Казахстана - К. Куанышпаева, С. Кожамкулова, Ш. Айманова, X. Букеевой; Таджикистана - А. Бурханова, М. Касымова; Киргизии - М. Рыскулова, Б. Кадыкеевой.

Идейнай глубина, художеств, зрелость сов. театра, многообразие его форм и решений неразрывно связаны с достижениями режиссёрского иск-ва, представленного творчеством Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, Любимова-Ланского, Попова, Ю. А. Завадского, Н. В. Петрова, А. М. Лобанова, Ф. Н. Каверина, С. М. Михоэлса, Р. Н. Симонова, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, Н. П. Охлопкова, Н. П. Акимова и др. Различные искания находили глубокое оригинальное преломление в спектаклях К. А. Марджанишвили, в проникнутых духом романтики темпераментных постановках С. Ахметели в Грузии, в экспериментальных работах Л. Курбаса, в яркой реалистич. образности спектаклей Г. П. Юры на Украине. Развитие театр, культуры 30-х гг. определили также постановки укр. режиссёра М. М. Крушельницкого, арм. режиссёра В. М. Аджемяна, белорус, режиссёра Е. А. Мировича и др.

Принципы социалистич. реализма нашли выражение и в пост, произв. классич. драматургии. Выдающимися образцами раскрытия классики стали спектакли «Воскресение» (1930), «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому и «Три сестры» Чехова (1940), осуществлённые во МХАТе Немировичем-Данченко, «Отелло» Шекспира в Малом театре (1935, в гл. роли Остужев). Русская, а также зап.-европ. классика имела большое значение для театров всех народов СССР. В работе над нею театры овладевали богатым опытом мирового иск-ва. Новое, социально углублённое истолкование получила на сценах театров СССР драматургия Островского: «Гроза» (1935, арм. Театр им. Сундукяна; 1938, укр. Театр им. Шевченко), «На всякого мудреца довольно простоты» (1935, Малый театр), «Лес» (1937, Малый театр),«Без вины виноватые» (1938, груз. Театр им. Руставели), «Последняя жертва» (1939, укр. Театр им. Франко), «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы» (оба в 1941, Малый театр). Среди пост, классич. драматургии: пьесы Шекспира - «Отелло» (в театрах Армении, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и др. союзных, а также авт. республик), «Много шума из ничего» (1936, Театр им. Вахтангова; 1940, Театр им. Франко), «Гамлет» (1935, Театр им. Хамзы), «Король Лир» (1935, Гос. евр. театр), «Ромео и Джульетта» (1935, Моск. театр Революции), «Как вам это понравится» (1940, Моск. театр им. Ермоловой); «Разбойники» Шиллера (1933, груз. Театр им. Руставели), «Уриэль Акоста» Гуцкова (1940, Малый театр), «Тартюф» Мольера (1939, МХАТ), «Школа злословия» Шеридана (1940, МХАТ), «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, Моск. театр Революции), «Трактирщица» Гольдони (1940, Театр им. Моссовета), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940, Камерный театр, в гл. роли А. Г. Коонен). Совр. прочтением классической драматургии отмечены также пост.: «Овечий источник» Лоле де Веги (1922, груз. Театр им. Руставели, реж. К. А. Марджанишвили), «Гайдамаки» по Шевченко (1924, укр. Театр им. Шевченко, реж. Л.Курбас). Новое раскрытие получила и классическая драматургия народов СССР: «Украденное счастье» Франко (1940, укр. Театр им. Франк