БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201. О. Дунаевского. Вместе с тем в этих сочинениях наметились противоположные творческие тенденции. Часть композиторов стремилась отойти от привычных форм, что порой приводило к утрате контакта с публикой. В частности, не удержались в репертуаре театров оперы оГражд. войне - «Лёд и сталь» Дешевова (1930) и «Северный ветер» Л. К. Книппера (1930), балеты на совр. темы - «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Д. Шостаковича. Из произв. этой группы выделилась сатирич. опера «Нос» Шостаковича (по Гоголю, 1930), возрождённая вновь на сов. сцене в 1970-х гг. В др. же произв. на историко-революц. и совр. сюжеты были воспроизведены (б. ч. пассивно) старые приёмы оперной и балетной драматургии и средства муз. языка, облегчавшие восприятие, но нередко противоречившие новому содержанию. Таковы оперы «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко (1925) о восстании Пугачёва, «Прорыв» С. И. Потоцкого (1930) о Гражд. войне. В 1927 был создан балет «Красный мак» Глиэра-первое произв. сов. балета, надолго вошедшее в репертуар мн. театров (2-я ред. 1949; с 1957 под назв. «Красный цветок»). Популярность приобрела оперетта «Холопка» Н. М. Стрельникова (1929), в к-рой сочетались традиции рус. бытовой музыки и неовенской оперетты.

Выступление Государственного академического русского хора Союза ССР под руководством А. В. Свешникова в Большом зале Московской консерватории.

Процесс сближения с современностью рельефно обозначился в симф. творчестве. Драматич. события и конфликтные переживания революц. лет глубоко отразились в трагедийной 6-й симфонии Мясковского (1923); дух строительства новой жизни ощутим в 1-й симфонии Шостаковича (1925). Эти произв. уже в 20-х гг. получили большую известность. Были предприняты первые попытки создания программных симф. произв. на темы революции и современности (2-я симфония с хором Шостаковича - «Посвящение Октябрю», 1927; его же 3-я симфония с хором -«Первомайская», 1929; симфонич. монумент «1905-1917» М. Ф. Гнесина, 1925), воплощения ленинской темы («Траурная ода» А. А. Крейна, 1927; симфония «Ленин» В. Я. Шебалина по Маяковскому, 1931). Частично продолжилась линия лирико-драматич. и лири-ко-эпич. симфонизма предреволюц. периода (2-я «Блоковская» симфония В. В. Щербачёва, 1925; 2-я симфония Л. Н. Ревуцкого, 1927).

В 20-е гг. исполнялось много новых произв. С. С. Прокофьева (в 1918-32 жил за границей, в 1927 и 1929 приезжал в СССР с концертами), в т. ч. опера «Любовь к трём апельсинам» (1919, пост. в Ленинграде - 1926, в Москве - 1927), 3-й фп. концерт (1921), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1920, пост. 1928 в Киеве). В этот же период Прокофьев написал оперу «Огненный ангел» (1927), симфонии - 2-ю (1924), 3-ю (1928) и 4-ю (1930) и др. произв.

В муз. творчестве 20-х - нач. 30-х гг. шли активные поиски методов отражения новой действительности, преобразования интонац. строя и др. сторон муз. языка, обновления муз. жанров и форм на основе освоения и переработки самых разных стилевых источников, в т. ч. революц. и сов. песен, творчества рус. и зарубежных композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Новизна содержания сов. музыки обусловила обострённый, порой односторонний интерес ряда композиторов к экспериментаторству, к поискам необычных, нетра-диц. средств выразительности. Однако в целом преемственность в развитии отечеств, муз. культуры не прерывалась, в частности, благодаря педагогич. и творческой деятельности композиторов старшего поколения (Василенко, А. Ф. Гедике, Глиэр, Гнесин, Ипполитов-Иванов, А. А. Касьянов, Рязанов, В. Н. Трамбицкий, М. О. Штейнберг; основоположники композиторских школ - Мясковский и Щербачёв). В спорах о задачах и путях сов. музыки сталкивались различные творческие группировки. В 1925 возникло Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), участники к-рого (Д. С. Васильев-Буглай, М. И. Красев, К. А. Корчмарёв, Г. Г.Лобачёв и др.) тяготели к агитац. актуальности тематики, но, как правило, не могли преодолеть эпигонства. В 1924 была организована Ассоциация совр. музыки - АСМ (Москва), имевшая отделение в Ленинграде. В неё входили А. Н. Александров, Асафьев, Мясковский, Л. А. Поло-винкин, Фейнберг, Ю. А. Шапорин, Щербачёв, композиторы молодого поколения А. В. Мосолов, Г. Н. Попов, Шебалин, Шостакович и др. АСМ не имела чёткой эстетич. программы. Аполитичность, идейный индиферентизм, свойственные этой орг-ции, не удовлетворяли многих её членов, и в 1931 АСМ фактически распалась. В 1925 был основан Производств, коллектив студентов Моск. консерватории (Проколл) во главе с Давиденко (включал Белого, Коваля, Н. К. Чемберджи, Шехтера и др., позднее также Д. Б. Кабалевского, А. И. Хачатуряна), стремившийся гл. обр. к созданию массовой музыки революц. содержания на интонац. основе рус. нар. песни и пролет, гимнов. Зародившаяся в 1923 Росс, ассоциация пролет. музыкантов (РАПМ; аналогичные орг-ции АПМ возникли и в ряде др. республик, в т.ч. на Украине), творческое ядро к-рой с 1929 составили композиторы Проколла, боролась за идейную перестройку сов. музыки, но при этом допускала грубую вульгаризацию в духе пролеткультовских догм (см. Пролеткульт). Сектантская узость АПМ стала тормозом для дальнейшего роста муз. культуры.

Общие перемены, связанные с решающими победами социализма, требовали новых форм организации творческой работы в области лит-ры и иск-ва. 23 апреля 1932 было принято пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Вместо ранее существовавших разрозненных объединений были созданы творческие союзы (в 1932-40 в Москве, Ленинграде, Армении, Белоруссии, Грузии, на Украине и в др. республиках), призванные соединить всех деятелей иск-ва, стремившихся участвовать в строительстве социализма. Создание союзов сов. композиторов способствовало сплочению творческих сил сов. музыки на основе принципов социалистич. реализма. Рамки содержания муз. творчества намного раздвинулись, охватив наряду с совр. и историко-революц. темами также нац. историко-патриотические. Произошла консолидация осн. творческих тенденций, кристаллизация нац. школ и индивидуальных стилей. Новаторство сов. композиторов стало более разносторонним и целеустремлённым. Упрочилась и расширилась связь композиторского творчества с классич. традициями и с нар. музыкой. В результате появились выдающиеся реалистич. произв., ставшие первыми образцами сов. муз. классики,- 5-я симфония и др. произв. Шостаковича, балет «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский» Прокофьева, фп. и скрипичный концерты Хачатуряна. Усилилось взаимодействие нац. культур. Оперы, балеты, симф. произв. появились и в тех республиках, к-рые не знали ранее проф. муз. иск-ва письменной традиции (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Башкирия, Татария и др.).

В 30-е гг. сов. муз. культура достигла высокого подъёма. Её перестройка в основном завершилась. Во всех союзных и нек-рых авт. республиках работали нац. муз. театры. Во мн. республиках впервые возникли симф. оркестры, камерно-инструм. ансамбли. Были организованы симф. оркестр СССР (1936), ансамбль нар. танца СССР (1937), открыты новые консерватории (Минск, 1932; Свердловск, 1934; Ташкент, 1936; Кишинёв, 1940), многочисленные муз. училища и школы. Одновременно получили ещё больший размах собирание и популяризация образцов нар. муз. творчества. Обмену достижениями между нац. культурами содействовали проводившиеся с 1936 декады иск-в сов. республик (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР). С 1933 началось проведение всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей, на к-рых выдвинулись воспитанники сов. исполнит, школы, получившие в дальнейшем междунар. признание: дирижёры - К. К. Иванов, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Н. Г. Рахлин, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин; пианисты - Э.Г. Гилельс, Я.И. Зак, П. А. Серебряков, Р. В. Тамаркина, Я. В. Флиер; органист И. А. Браудо; скрипачи - Г. В. Барннова, Е. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц; виолончелисты - С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран; арфистка В. Г. Дулова. Ведущее положение в оперных театрах заняли певцы Л. П. Александровская, П. В. Ами-ранашвили, К. Байсеитова, 3. М. Гайдай, А. Б. Даниэлян, М. Д. Михайлов, X. Насырова, Г. М. Нэлепп, Н. К. Печковский, Т. Т. Сазандарян, Н. С. Ханаев.

Выступление Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.

Сов. песня стала подлинно массовой, всенародной по содержанию и общедоступной по форме, обобщив широчайший круг демократич. интонаций: от рус. старинной крест, песни и частушки до революц. рабочей песни, бытового романса, эстрадной музыки, сов. песенного творчества. Полнее и ярче всего новые качества проявились в гимнах и песнях-маршах Дунаевского на слова В. И. Лебедева-Кумача, передававших любовь к родной стране и оптимизм сов. молодёжи: «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк»), «Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»), «Спортивный марш» (из фильма «Вратарь»). Популярность приобрели песни о Родине, партии, труде, Красной Армии и лирич. песни А. В. Александрова («Гимн партии большевиков»; его музыка легла в основу Гос. гимна СССР), М. И. Блантера («Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Катюша»), В. Г. Захарова («Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает»), Книппера («Полюшко»), К. Я. Листова («Тачанка»), Дм. Я. и Дан. Я. Покрасс («Москва майская», «Прощанье», «Три танкиста»), Шостаковича («Песня о встречном»). Сов. песня оказала значит, воздействие на др. жанры муз. творчества этого периода (опера, оперетта, симфония, романс), она глубоко вошлав быт народа. Большую роль в её пропаганде сыграли такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А. В. Александрова (осн. в 1928), Рус. нар. хор им. М. Е. Пятницкого (осн. в 1910), эстрадный оркестр под рук. Л. О. Утёсова (осн. в 1929), отд. исполнители (К. И. Шульженко). Их выступления передавались по радио, были записаны на грампластинки. Мн. песни были написаны для кино. Вклад в киномузыку внесли не только композиторы-песенники, но также композиторы-симфонисты- Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Щербачёв. Решительный перелом произошёл в сов. оперном творчестве, где впервые удалось создать полнокровные реалистич. образы не только коллективных, но и индивидуальных героев; появились произв., органически сочетающие опору на традиции с воплощением нового содержания, поисками новых форм. При этом обозначились различные творческие течения, активно взаимодействующие между собой. С одной стороны, были созданы оперы, в к-рых использованы язык совр. симф. музыки, развитые муз. формы и разнообразные средства муз. драматургии, включая речитатив и ансамбли - среди них выдающиеся произв., вошедшие в сов. оперную классику: «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Шостаковича (1932; 2-я ред. 1962), «Кола Брюньон» Кабалевского (1938; 2-я ред. 1968), «Щорс» Лятошинского (1938), «Семён Котко» Прокофьева (1939). С другой стороны, сформировалась т. н. песенная опера, опиравшаяся на интонации и формы,типичные для сов. массовой песни. Один из её первых и ярких образцов - «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935). Сильные стороны песенной оперы (демократичность языка, мелодич. насыщенность), а также слабые (фрагментарность муз. драматургии, нередко - интонац. натурализм) проявились в последующих произв. такого рода, в их числе «Поднятая целина» Дзержинского (1937), «Броненосец „Потёмкин"» О. С. Чишко (1937), «Мать» В. В. Желобинского (1938). Высшим достижением в этом жанре стала опера «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939). В ряде республик (главным образом Ср. Азии и др.) популярностью пользовался особый жанр муз. спектакля - муз. драма (драматич. пьеса с большим количеством вокальных и танц. номеров на фольклорном материале). Среди муз. драм-«Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского (1934, Казахстан), «Фархад и Ширин» В. А. Успенского и Г. А. Мушеля (1937, Узбекистан), «Гюльсара» Глиэра и Т. Садыкова (1937, Узбекистан), «Алтын кыз» В. А. Власова и В. Г. Фере (1937, Киргизия). Частично в результате последующей переработки муз. драм, частично независимо от них в республиках были созданы разнообразные оперные произв. на основе фольклорного материала, в т. ч. в Азербайджане -«Кёроглы»Гаджибекова (1937), в Казахстане- «Ёр-Таргын» Брусиловского (1936), в Белоруссии - «В пущах Полесья» А. В. Богатырёва (1939) и «Михась Подгорный» Е. К. Тикоцкого (1939), в Армении - «Лусабацин» А. Л. Степаняна (1938), в Киргизии-«Айчурек» Власова, Фере и А. Малдыбаева (1939), в Таджикистане - «Восстание Восе» С. А. Баласаняна (1939), в Узбекистане - «Лейли и Меджнун» Глиэра и Т. Садыкова (1940), в Татарии-«Алтынчач» Н. Г. Жиганова (1940). В балетной музыке важными завоеваниями реалистич. метода явились претворение идей, образов, сюжетов из истории и лит-ры, социальная, историческая и нац. конкретизация характеров и ситуаций, проведение в партитуре единой линии драматич. действия. Инициатором обновления жанра выступил Асафьев, создавший музыку балетов «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» по поэме Пушкина (1934), «Партизанские дни» о Гражд. войне (1937) и др. Заметными вехами на том же пути явились балеты «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе (1936) и «Лауренсия» Крейна по драме Лопе де Веги (1939). Вершина реализма в сов. и мировой балетной музыке - «Ромео и Джульетта» Прокофьева по трагедии У. Шекспира (1936, пост. 1940). Поставленные в 1937 оперетты «Золотая долина» Дунаевского и «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова обозначили начало расцвета этого жанра на основе нар. и сов. массовой песни.

В области ораториально-кантатного творчества появились монументальные полотна, поев, особо актуальной в предвоен. период теме борьбы рус. народа против иноземных захватчиков и ознаменовавшие собой становление геройко-эпич. направления в сов. вокально-симфонич. музыке: кантата «Александр Невский» Прокофьева (1939; создана на основе музыки к одноим. фильму) и симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. А. Шапо-рина(поА. А. Блоку, 1939). Историко-революц. линию в этом жанре продолжила оратория «Емельян Пугачёв» Коваля (1939), приближающаяся по драматургич. особенностям к опере (в 1942 на её основе автор создал оперу). Оригинальный опыт воплощения революц. темы-«Кантата к 20-летию Октября» Прокофьева (1937) на подлинные тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. В симф. творчестве вслед за недолгим увлечением т. н. песенным симфонизмом (соединение симфонии с песней или др. вокальными жанрами) утвердилась симфония серьёзного филос. содержания, с развитой муз. драматургией, героич., драматич. или лирико-драматич. характера. Крупнейшим достижением сов. музыки стала 5-я симфония Шостаковича (1937). Выдающимися произв. этого жанра явились его же 6-я симфония (1939), а также 16-я (1936) и 21-я (1940) Мясковского. В Грузии успешно развивалась симф. поэма (Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе). Расцвета достиг жанр инструм. концерта, представленный фп. (1936) и скрипичным (1940) концертами А. И. Хачатуряна, 2-м скрипичным концертом Прокофьева (1935) и др. Характерное для сов. музыки 30-х гг. внимание к класснч. традициям благотворно сказалось на развитии камерных жанров, о чём свидетельствовали инструм. ансамбли Шостаковича - соната для виолончели и фп. (1934), 1-й квартет (1938), фп. квинтет (1940), а также 5-й (1939) и 6-й (1940) квартеты Мясковского, трио для кларнета, скрипки и фп. Хачатуряна (1932) и др. Яркие образцы появились в области романса - пушкинские циклы Ю. А. Шапорина (1935), Г. В. Свиридова (1935), Ю. В. Кочурова (1938), цикл Шапорина «Далёкая юность» на слова Блока (1940).

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 деятели сов. музыки, как и др. видов иск-в, активно включидись в борьбу с врагом. Мн. музыканты ушли в армию и ополчение. Композиторы и исполнители вели постоянную творческую деятельность в армии. Продолжали действовать крупнейшие муз. учреждения, были созданы новые исполнит, коллективы (Гос. рус. хор СССР под рук. А. В. Свешникова, 1942; Новосибирский театр оперы и балета, 1945). Работа ряда рус., укр., белорус, композиторов в республиках Сев. Кавказа, Закавказья и Ср. Азии активизировала процессы сближения нац. муз. культур народов СССР. В муз. творчестве гл. место заняла тема Родины и всенар. борьбы с врагом, впервые претворённая преим. на современном, нередко конкретном, документальном материале того периода. На 1-й план выступили героич. образы. Ещё более усилился интерес к отечеств, истории, к патриотич. традициям народов. Получили раскрытие в музыке философско-этический смысл войны как гигантского столкновения света и мрака, человечности и фаш. варварства, утверждение высоких идеалов социалистич. гуманизма. Наряду с драмой и эпосом развивалась лирика (особенно в песне). Песня сохранила ведущее положение в нар. быту как самый действенный и быстро откликающийся на события жанр. Символом всенар. борьбы, её «муз. эмблемой» стала созданная в первые же дни войны песня «Священная война» А. В. Александрова. Патриотич. значение приобрели также др. боевые гимны и марши («Святое ленинское знамя» А. В. Александрова, «Песня о Днепре» М. Г. Фрадкина, «Песня артиллеристов» Хренникова), песни-повествования о героях войны («Ой, туманы мои» Захарова, «Шумел сурово Брянский лес» С. А. Каца, «Заветный камень» Б. А. Мокроусова), многочисл. лирич. и шуточные песни («В лесу прифронтовом», «Моя любимая» Блантера, «Тёмная ночь» Н. В. Богословского, «В землянке» Листова, «Смуглянка» А. Г. Новикова). Всенар. признание получили песни В. П. Соловьёва-Седого-«Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Соловьи», «На солнечной поляночке». Композиторы широко обращались к жанру симфонии. Уже в июле 1941, в Ленинграде, Шостакович приступил к созданию 7-й (Ленинградской) симфонии, ставшей одним из бессмертных памятников эпохи. Исполнение её во время войны в городах СССР (в т. ч. в Ленинграде, август 1942) и за рубежом (Великобритания, США) стало впечатляющей демонстрацией патриотизма и мужества сов. народа, сплочения анти-фаш. сил. Достижениями стали насыщенная глубоким филос. содержанием 8-я симфония Шостаковича (1943), эпич. симфония - 2-я («Симфония с колоколом») Хачатуряна (1943), 2-я симфония («Родина») Г. Н. Попова (1943), 5-я Прокофьева (1944), к-рую автор задумал как «симфонию величия человеческого духа». Первые груз, симфонии создали Ш. М. Мшвелидзе (1943) и А. М. Баланчивадзе (1944). Событиям войны поев, героич. опера «Вэтэн» («Родина») Дж. Гаджиева и К. А. Караева (1945). Патриотизм и жизнелюбие сов. людей нашли красочное воплощение в музыке балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942), благородные нравственные идеи классич. лит-ры - в музыке балета «Золушка» Прокофьева (1941). Яркие примеры развития эпич. традиций рус. музыки - опера «Война и мир» Прокофьева (1944), его же музыка к 1-й серии фильма «Иван Грозный» (1942), 7-я соната для фп. (1942). Эпич. тенденции, характерные для этого периода, воплотились и в оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, кантате-симфонии «Украина моя» А. Я. Штога-ренко. Дальнейший рост интереса к музыке народов СССР и братских слав, стран дал значит, творческие результаты в таких произв., как 2-й квартет (на каб.-балк. темы) Прокофьева (1941), 5-й («Славянский») квартет Шебалина (1942), Укр. квинтет Лятошинского (1942; 2-я ред. 1945). Среди др. камерно-инструм. ансамблей - остродраматичные фп. трио Шостаковича (1944) и Свиридова (1945), 2-й квартет (1944) и 2-я соната для фп. (1942) Шостаковича, 9-й квартет Мясковского (1943). Велась активная творческая работа в области духовой музыки (марши Н. П. Иванова-Радкевича, В. И. Мурадели, В. С. Рунова, М. Л. Старокадомского, Хайта, Хачатуряна, С. А. Чернецкого, Шостаковича).

В первое послевоен. десятилетие была восстановлена и расширена довоен. сеть муз. театров, концертных учреждений, уч. заведений. С 1950 возобновилось проведение в Москве декад нац. иск-ва. Больших успехов достигло муз. исполнительство. Развернулась творческая работа хоровых деятелей Г. Р. Ширмы, Г. Г. Эрнесакса. Выдвинулось новое поколение талантливых артистов: дирижёры - К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ниязи; хоровой дирижёр В. Г. Соколов; пианисты - С. Т. Рихтер, Т. П. Николаева; скрипачи-И. С. Безродный, Л. Б. Коган, Ю. Г. Ситковецкий; певцы - И. К. Архипова, Г. М. Гаспарян, Ж. Гейне-Вагнер, Б. Р. Гмыря, 3. А. Долуханова, Т. Куузик, Л. Л. Линховоин, П. Г. Лисициан, А. П. Огнивцев, Г. К. Отс, И. И. Петров, Л. А. Руденко, А. Фринберг, Е. И. Чавдар.

Государственный академический мужской хор Эстонской ССР под руководством Г. Г. Эрнесакса.

Концерт Государственного симфонического оркестра СССР под руководством Е. Ф. Свет-ланова в локомотивном депо Москва-Сортировочная.

Были созданы значит, произв. на актуальные темы современности. Среди них - посвящённые сов. Родине: «Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна (1948), кантата «Сердце Картли» А. И. Чимакадзе (1952), 6-я «Латгальская» симфония Я. А. Иванова (1949). События войны предстали в операх «Семья Тараса» Кабалевского (1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1950), «Певец свободы» Э. А. Каппа (1950). Картины труда показаны в оратории «Песнь о лесах» Шостаковича (1949), хоровой сюите «Река-богатырь» В. А. Макарова (1950), опереттах «Трембита» Ю. С. Милютина (1949), «Самое заветное» Соловьёва-Седого (1951), «Белая акация» Дунаевского (1955). О борьбе за мир повествуют оратория «На страже мира» Прокофьева (1950), симф. поэма «За мир» Дж. Гаджиева (1951), оперетта «Вольный ветер» Дунаевского (1947), мн. песни (в т. ч. «Гимн демократической молодёжи» А. Г. Новикова, 1947). По-прежнему привлекали внимание композиторов сюжеты из классич. лит-ры (опера «Укрощение строптивой» Шебалина, 1955; балеты «Медный всадник» Глиэра, 1949; «Семь красавиц» К. А. Караева, 1952; симф. поэма «Миндия» Мшвелидзе, 1950; вок. цикл «Песни на слова Р. Бёрнса» Свиридова, 1955). Историко-революц. тематику воплотили «Десять хоровых поэм» Шостаковича (1951), оперы «Великая дружба» Мурадели (1947), «Декабристы» Шапорина (1953) и «Севиль» Ф. М. Амирова (1953), балет «Спартак» А. И. Хачатуряна (1955); историко-патриотическую - оперы «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (1946), «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькеви-ча (1953), 5-я «Русская героическая» симфония Щербачёва (1948); нар.-эпич. и сказочную -оперы «Биржан и Сара» М. Тулебаева (1946), «Берег бурь» Эрнесакса (1949), балеты «Калевипоэг» 3. А. Каппа (1948), «Каменный цветок» Прокофьева (1950), «Сакта свободы» А. П. Скулте (1950). В жанре симфонии особо выделились произв. рус. сов. композиторов - 27-я Мясковского (1949), 6-я (1946) и 7-я (1952) Прокофьева, 9-я (1945) и 10-я (1953) Шостаковича, на Украине- 3-я Лятошинского (1951; 2-я ред. 1954), в Грузии - 1-я и 2-я О. В. Тактакишвили (1949 и 1953). Среди инструм. концертов приобрели известность скрипичный Б. Д. Дварионаса (1948), скрипичный Кабалевского (1948), фп. Г. А. Гасанова (1948), «Героическая баллада» для фп. с оркестром А. А. Бабаджаняна (1950), фп. концерт О. В. Тактакишвили (1951), симфония-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (1952). Среди оркестровых поэм на нар. темы -«Эпическая поэма» Г. Г. Галынина (1950), «Симфонические мугамы» Ф. М. Амирова (1948) и Ниязи (1949). Появились значит, камерно-инструм. ансамбли, в т. ч. 13-й квартет Мясковского (1949), 5-й квартет Шостаковича (1952), 2-й квартет (1948) и квартетные миниатюры (1950) С. Ф. Цинцадзе, а также фп. произв. (24 прелюдии и фуги Шостаковича, 1951). В области хоров а капелла успешно работали М. Бурханов, Коваль, Попов, Шебалин, Эрнесакс. В жанре песни, наряду с рус. композиторами, азербайджанские - Т. А. Кулиев, С. А. Рустамов, грузинские - Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе, тата