БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201
Б. С. Мезенцев, А. И. П и л и х и н. Дом Советов в Перми. 1975.

А. Т. Полянский, Д. С. В и т у х и н. Один из комплексов Артека. 1960 -70-е гг.

Разработаны прогрессивные типы лечебно-оздоровит. зданий: выразительнее стал их архит. облик, улучшилось сочетание застройки с природной средой [санаторий «Сочи» в Сочи (1965, арх. Ю. Л. Шварцбрейм), пансионат в Пицунде (1959-67, арх. Посохин, Мндоянц и др.), новые комплексы Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» им. В. И. Ленина (1960 -70-е гг., арх. А. Т. Полянский, Д. С. Витухин и др.)].

С сер. 60-х гг. быстро растёт капитальное стр-во в сел. местности. Повсеместно разрабатываются проекты районной планировки с.-х. р-нов и ген. планы переустройства и перспективного развития отд. сёл, учитывающие перспективы постепенного укрупнения сёл и деревень, преобразования их в посёлки гор. типа с благоустроенными жилищами, культурно-бытовым обслуживанием и инженерным оборудованием (водоснабжение, канализация, центр, отопление). Важную роль в развитии переустройства сел. населённых мест сыграло поинятое в 1968 пост. ЦК КПСС и Сов. М-ш. СССР «Об упорядочении строительства на селе». Значительно расширилось стр-во благоустроенных посёлков с удобными квартирами в 1-, 2-, 4-этажных домах, школами, клубами, поликлиниками, магазинами. Таковы посёлки Кузнецовский (1970, арх. А. М. Каминский, С. К. Капский, Ю. Ф.Стефанчук и др.), Вороново (1970, Г. Г. Гоциридзе, С. К. Исмаилов, Ю. В. Лопаткин) в Моск. обл., в к-рых функционально оправданно сочетаются жилые кварталы, обществ, центр и производств, зона. Мн. сел. посёлки гоо. типа построены на Украине, в Молдавии и Белоруссии, в прибалт. республиках. Пример переустройства старого села - с. Кодаки в УССР (1966-70, арх. В. Я. Крючков, М. М. Мельников, Б. А. Прицкер, Л. Л. Семенюк и др.), где создана гл. площадь с торг, центром и клубом; пример стр-ва новых сел. посёлков - с. Вертилишки в БССР (нач. 1970-х гг., арх. В. Н. Емельянов, Г. В. Заборский и др.). В пос. Саку Эст. ССР (строится с 1958, арх. В. А. Херкель и др.), где располагается респ. Н.-и. ин-т земледелия и мелиорации, зона жилых двухэтажных и одноэтажных усадебных домов органично сочетается с н.-и. и производственно-экспериментальными корпусами, образуя выразит, архитектурно-пространств. среду. Рациональность планировки, предусматривающей удобную взаимосвязь жилой и производств, зон, привлекательность облика жилых и др. зданий характерны для посёлка Даанава в Литов. ССР (строится с 1965, арх. Р. Камайтис, В. К.Шимкус и др.). Большой объём работ по переустройству сел. населённых мест вызвал необходимость создания специализиров. строит, орг-ций, входящих в состав Мин-ва сел. стр-ва СССР.

Ю. Л. Шварцбрейм, В. Э. Эдельская н др. Цирк в Сочи. 1974.

А. Ахмедов и др. Республиканская библиотека им. К. Маркса в Ашхабаде. 1965- 1976.

М. Порт и др. Здание ЦК КП Эстонии в Таллине. 1968.

В архитектуре пром. зданий и сооружений произошла значит, творческая перестройка: созданы новые типы производств, зданий (в т. ч. универсальные и блокированные производств, корпуса), комплексы пром. узлов; сооружены новые гор. пром. районы; разработаны унифицированные типовые секции цехов и а дм.-бытовых зданий. Повсеместно применяется сборный железобетон, внедрены большепролётные конструкции 24 X 12 м и 40 х 40 м (напр., на шёлкоткацкой фабрике им. Я. М. Свердлова в Москве, 1960-61, арх. С. И. Бурдо, инж. С. Н. Добрынин, А. С. Шевелёв). Улучшаются озеленение и благоустройство пром. территорий и их сочетание с окружающей застройкой. Архитектура мн. объектов отличается простотой композиционных приёмов, логичностью применения конструкций и отделочных материалов, индивидуализирующих внешний облик и интерьеры зданий и сооружений [Волжский автомоб. завод ям. 50-летия СССР (1967-72, архит. часть М. М. Меламед, И. О. Куркчи и др.) в Тольятти, комплекс заводов большегрузных автомобилей (1970-75, архит. часть Л. К. Дятлов, Меламед, А. П. Степанец и л.п.)в Набережных Челнах; архит. решение ГЭС: Волжской им. 22-го съезда КПСС в Волгограде (1951 - 1962, архит. часть Р. А. Якубов, А. ф. Белов и др.) и Братской им. 50-летия Великого Октября (архит. часть проекта, осуществлённая в 1960-68, Орлов, Ю. Н. Гумбург и др.), Красноярской (завершена в 1972, архит. часть - М. И. Брусиловский, А. И. Горицкий и др.)].

Проведены крупные работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры, сохранению их градоформирующей роли и обеспечению их эффективного использования. В городах с исторически сложившимися центрами или отд. ансамблями (напр., в Москве, Риге, Таллине, Баку и др.) сохраняются не только отд. здания и ансамбли, но и комплексы застройки старых кварталов, улиц, определяющих архит. своеобразие городов. Ведутся поиски органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Проведена не имеющая по объёму и сложности аналогий в мировой практике реставрация Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского и Казанского соборов, Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Елагина дворца и мн. др. зданий и ансамблей в Ленинграде (арх. Бенуа, Н. Н. Белехов и др.), дворцово-парковых комплексов в Павловске, Петродворце и Пушкине (И. И. Варекина, А. Э. Гессен, А. И. Земнова, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Л. П. Либединский, С. В. Попова-Гунич, В. М. Савков и др.), где восстановлены парки, фонтаны, дворцы и павильоны с их интерьерами, созданными выдающимися архитекторами и мастерами декоративно-прикладного иск-ва. Яркие примеры комплексной реставрации памятников архитектуры - Суздаль (А. Д. Варганов, И. А. Столетов и др.), Троице-Сергиева лавра в Загорске ('В. И. Балдин) и Регисгпан в Самарканде (А. Зайнутдинов, П. Захидов, К. С. Крюков и др.). Крупные рестав-рац. работы проведены в Москве (П. Д. Барановский, Л. А. Давид, Е. А. Дейстфельд, Е. П. Жаворонкова, В. Я. Либсонидр.), Пскове, Новгороде, Владимире, Горьком, Туле, Астрахани, Бухаре, Киеве, Чернигове, Риге, Таллине, Вильнюсе и др. городах, а также в Грузии, Армении и Азербайджане. В 1976 принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», призванный обеспечить наилучшие условия для сохранения ист. и художеств, (в т. ч. архит.) наследия народов СССР.

Н. И. Р и п и н с к и й, Л. Л. Ух оботов и др. Дворец культуры имени В. И. Ленина в Алма-Ате. 1970.

Г. М. Орлов, Ю. Н. Гумбург и др., главный инженер Г. К. Суханов. Братская ГЭС им. 50-летия Великого Октября. Архитектурная часть - 1960-68.

Для успешного осуществления огромного по масштабам стр-ва создана необходимая производств, база строит, орг-ций: построено более 415 больших домостроит. предприятий, многочисл. заводы и полигоны сборного железобетона. В крупных городах были сформированы мощные строит, opr-ции (Главмосстрой - в Москве, Главленинградстрой - в Ленинграде, Главкиевстрой - в Киеве и др.) и система др. крупных орг-ций, входящих в состав общесоюзных и респ. строит, министерств. Совершенствуются крупные проектные орг-ций гор. значения (Моспроект, Ленпроект, Киевпроект, Донецкгражданпроект и др.), областного (облгражданпроекты), республиканского (Гипрогоры, Гипроград) и союзного значения (Центр, н.-и. и проектный ин-т градостроительства, Центр, н.-и. ин-т типового и экспериментального проектирования жилища и др.). Создан ряд новых крупных пром. проектных ин-тов различного производств, профиля.

Для гос. руководства пром. стр-вом, градостроительством и архитектурой учреждены Гос. к-т Сов. Мин. СССР по делам стр-ва (Госстрой СССР) и К-т по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР (Госгражданстрой), а также госстрои союзных республик, областные управления по стр-ву и архитектуре и управления и отделы гл. архитекторов городов. Плодотворно развиваются междунар. связи сов. архитекторов (участие сов. зодчих в междунар. конгрессах и конкурсах и т. д.).

См. Архитектура, Градостроительство, Жилище, Планировка сельских населённых мест, Промышленные здания, а также раздел Архитектура и изобразит, иск-во в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Н. В. Баранов.

МУЗЫКА

Сов. музыка отличается разнообразием нац. форм, жанров п средств выражения. В своём развитии она опирается на богатейшее наследие нар. творчества и классич. музыки народов СССР. Мн. виды нар. музыки, сохранившиеся на терр. Сов. Союза, имеют глубокие корни. С течением времени нар. музыка развивалась, частично изменялась под влиянием новых ист. условий. Древними являются многие рус., арм., груз., узб. и др. обрядовые, трудовые, эпич. песни. Исключительно богат муз. инструментарий народов СССР. В области нар. творчества постепенно формировались черты своеобразного нац. склада, присущего муз. культуре каждого народа в отдельности. При всём различии форм и типов многонац. иск-ва СССР в нём существуют и сходные элементы, обусловленные общностью ист. судеб народов СССР. Их длит, борьба за независимость, против иноземного угнетения нашла отражение в героич. эпосе, ист. песнях, проникнутых горячим патриотич. чувством и пафосом свободолюбия.

Давние традиции имеет и проф. музыка мн. народов СССР. В Грузии и Армении в 4 в. зародились формы церк. пения, а с 8 - 9 вв. вырабатывалась особая система их нотации. О формах светского музицирования имеются сведения в арм. героич. эпосе «Давид Сасунский» (10 в.) и поэме груз, поэта Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (12 в.). Высоко развито было муз. иск-во в эпоху Киевской Руси (9-12 вв.), к к-рой восходит культура трёх братских слав, народов: русского, украинского, белорусского. К этому же времени относится появление наиболее ранних образцов рус. муз. письменности, применявшейся для записи церк. напевов, т. н. знаменное письмо (см. Крюки). Носителями светской муз. традиции в Др. Руси были певцы-сказители, а также скоморохи, иск-во к-рых, несмотря на преследования церкви, пользовалось большой популярностью и было любимо народом. Мн. народы СССР вплоть до Окт. революции 1917 не имели муз. письменности, и развитие их муз. иск-ва опиралось только на устную традицию. В проф. музыке ряда народов, передающейся в устной традиции, возникли многочастные вокально-инструм. произв.: у таджиков и узбеков - маком, у азербайджанцев - мугам. В 16 в. сложился среднеазиат. шашмаком - цикл из шести макомов. На рубеже 17 -18 вв. в Армении и Азербайджане наблюдался подъём творчества проф. нар. музыкантов - ашугов, Формирование рус. нац. композиторской школы относится к последней трети 18 в., когда проф. муз. иск-во высвободилось из-под власти церкви и приобрело большое обществ, значение. Творчество композиторов: М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, И. Е. Хандощкина, В. А. Пашкевича и др. развивалось в тесной связи с передовой отечеств, культурой того времени. В своих операх, инструм. и хоровых произв. они правдиво воплощали сюжеты из жизни народа, разрабатывали мелодии нар. песен. Существ, роль в культурной жизни играли крепостные театры Шереметевых, Воронцовых и др., где ставились оперы и балеты. В 1776 кн. П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали труппу российского театра; в 1780 в Москве открылся Петровский театр, в котором шли драматические, оперные и балетные спектакли; ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге музыкальные спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Рус. музыка 19 в., отразившая рост освободительного движения в стране, отличалась яркой демократич. направленностью, реалистич. глубиной и многогранностью содержания, народностью образов и муз. языка, высоким художеств, совершенством формы. Основоположник классич. рус. музыки М. И. Глинка создал в области оперной, симф. и камерной вокальной музыки произв., глубоко национальные по духу и вместе с тем стоящие на уровне высочайших достижений мирового муз. иск-ва. Его оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», оркестровая фантазия «Камаринская» и др. сочинения стали высокими образцами реализма и глубины содержания, художеств, мастерства. А. С. Даргомыжский в опере «Русалка» (по Пушкину) выдвинул тему социального неравенства, показав драму людей из народа. Глубины и силы реалистич. отображения действительности, богатства,,, форм и средств художеств. выразительности достигла рус. музыка во 2-й пол. 19 в. в творчестве П. И. Чайковского и участников "Могучей кучки" -М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. В их произв. звучал страстный протест против обществ, бесправия, угнетения народа, насилия над человеческой личностью, вера в нар. силы, в светлое будущее. Свободолюбие рус. народа отражено в операх на ист. сюжеты - «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Поэзию рус. нар. сказки тонко передал Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Огромной силы драматизма в воспроизведении душевных переживаний человека достиг Чайковский в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии. Композиторы нач. 20 в. А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов ярко отразили в своём творчестве бурные настроения предреволюц. лет.

Сцена из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Московская частная русская опера. 1897-98.

В кон. 19 и нач. 20 вв. у ряда народов складываются национальные муз. школы, на формирование и развитие к-рых оказала воздействие рус. классич. музыка. Общим для всех этих школ было стремление к правдивому отображению жизни своего народа и развитию самобытных начал его музыкального творчества. В укр. музыке велика была роль Н. В. Лысенко - автора опер («Тарас Бульба» по Н.В.Гоголю и др.), хоровых и др. произв., выдающегося исследователя и пропагандиста нар. творчества, педагога и музыка льно-обществ. деятеля. М. А. Баланчивадзе и 3. П. Палиашвили создали первые груз, оперы на нац. историко-легендарные сюжеты, в к-рых широко использованы интонации и формы груз, нар. музыки. Классич. значение приобрела опера «Абесалом и Этери» Палиашвили. В Армении Комитас (С. Г. Согомонян) заложил основы арм. композиторской школы своими обработками нар. песен, А. Т. Тигранян создал первую арм. оперу «Ануш». В Азербайджане были поставлены первые азерб. оперы У. Гаджибекова, основанные на традиц. формах нар. музыки. Группу видных мастеров, способствовавших формированию нац. композиторских школ, выдвинуло муз. иск-во Латвии (А. Юрьян, Я. Витол, Э. Дарзинь), Эстонии (Р. Тобиас, А. Капп), Литвы (М. Петраускас, М. Чюрленис). Многие из этих композиторов были учениками, а впоследствии друзьями и соратниками выдающихся мастеров рус. музыки. В свою очередь рус. композиторы-классики, обращаясь к муз. фольклору братских народов, обогатили тем самым своё творчество. Они отражали темы из жизни различных народов, а также пользовались мелодиями, ритмами и интонациями нар. музыки. Высокохудожественно и правдиво воплощены образы укр. нар. творчества в произв. Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Глинка, М. А. Балакирев, Римский-Корсаков, Бородин, А. Г. Рубинштейн глубоко проникли в интонац. строй музыки народов Закавказья и Ср. Азии, развили её элементы в формах оперного и симф. иск-ва. Большое значение имела также практпч. деятельность видных передовых рус. музыкантов в центрах нац. культуры. Так, М. М. Ипполитов-Иванов, работавший в Тбилиси в 1882 - 93, способствовал развитию муз. культуры Грузии и укреплению дружественных связей между рус. и груз, музыкантами.

Высокого расцвета достигло в 19 - нач. 20 вв. муз.-исполнит, иск-во. Рус. фортепьянная (А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, Рахманинов и др.), виолончельная (К. Ю. Давыдов, А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович и др.), скрипичная (Н. Д. Дмитриев-Свечин, Л. С. Ауэр, И. В. Гржимали, В. В. Безекирский и др.), а также оперная (О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.) школы завоевали мировое признание. Однако в условиях тяжёлого нац. гнёта, отличавшего политич. строй дореволюц. России, муз. иск-во большинства народов не могло получить свободного развития.

Ф. И. Шаляпин в партии Кончака (опера« Князь Игорь» А. П. Бородина).

Советская музыка. Окт. революция 1917, установившая равноправие наций, открыла перед народами СССР возможность проявления творческих сил во всех видах искусства. Советское музыкальное искусство - качественно новый этап развития мирового муз. творчества и музыки народов СССР, преемственно связанный с классич. традициями и вместе с тем принципиально отличный от
всех предшествовавших этапов. Сов. музыка продолжает и развивает наиболее прогрессивные черты наследия прошлого: демократизм, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде, нац. своеобразие, внимание и уважение к культурам др. народов. В то же время она вдохновляется новыми идеями - сознательного революц. преобразования мира и построения коммунистич. общества, руководствуется эстетич. принципами социалистич. реализма, партийностью, народностью, интернационализмом. Сов. муз. иск-во активно участвует в духовной жизни общества, в формировании идейных убеждений, нравственных качеств и эстетич. вкусов сов. людей, в воспитании нового человека. Сов. музыка многонациональна, в её развитии участвуют представители всех сов. республик, всех наций и народностей. Входящие в неё нац. культуры всё полнее реализуют свои внутр. возможности, активно между собой взаимодействуют, обогащают друг друга и сближаются на базе общих идейно-эстетич. принципов, лежащих в основе единой социалистич.муз.культуры. Важнейшим условием успешного формирования социалистич. муз. культуры стало гос. муз. строительство. Этот тезис впервые был выдвинут в подписанном В. И. Лениным Декрете СНК о Моск. и Петрогр. консерваториях (12 июля 1918). В ведение гос-ва перешли крупнейшие муз. учреждения (консерватории, Большой и бывший Мариинский театры, нотные издательства, фабрики муз. инструментов и др.). Были созданы новые концертные и музыкально-просветит. орг-ции (Русский нар. оркестр, 1919, с 1946 им. Н. П. Осипова, Петрогр. филармония, 1921, и др.), музыкально-учебные заведения. В первые послереволюц. годы в области муз. иск-ва решались гл. обр. задачи просвещения трудящихся, их приобщения к основам муз. культуры. При участии квалифицированных музыкантов проводились многочисл. популярные концерты и лекции о музыке, были организованы самодеятельные хоры, оркестры, уч. студии, в т. ч. в частях Красной Армии. Важную роль в сохранении и распространении ценностей муз. классики сыграла деятельность композиторов А. К. Глазунова, Ипполитова-Иванова и Р. М. Глиэра, возглавлявших соответственно Петроградскую, Московскую и Киевскую консерватории, А. Д. Кастальского, руководившего Нар. хоровой академией в Москве, и мн. др. В годы Гражд. войны 1918-20 появились первые сов. муз. произв. - гл. обр. песни. Они были созданы как самодеятельными авторами (с оригинальной музыкой - «По долинам и по взгорьям», слова политработника Красной Армии П. С. Парфёнова; на изменённые нар. и бытовые напевы - «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Смело мы в бой пойдём», «Расстрел коммунаров»), так и композиторами, связанными с красноармейской средой («Марш коммунаров» Д. С. Васильева-Буглая, его же «Проводы» на напев укр. нар. песни с новыми словами Демьяна Бедного, «Песня Коммуны» А. С. Митюшина, «Марш Будённого» Дм. Я. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» С. Я. Покрасса, «Всё выше» Ю. А. Хайта). Среди произв. др. жанров - 5-я симфония Н. Я. Мясковского (1918), хоры Кастальского и мастеров укр. музыки Н. Д. Леонтовича, Я. С. Стенового, К. Г. Стеценко.

С окончанием Гражд. войны и переходом к мирному строительству муз. иск-во вступило в новую полосу развития. В 20-х и нач. 30-х гг. происходила интенсивная перестройка муз. быта, деятельности всех муз. учреждений и орг-ций. Возникли тысячи кружков и коллективов самодеятельности (хоры, оркестры нар. инструментов). Развивалось самодеятельное песенное творчество, особенно в комсомольской среде («Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» на мелодии зарубежных и рус. песен). Обновился театр, и концертный репертуар, в к-рый вошли многочисл. произведения сов. и зарубежных композиторов. Активно пропагандировались классич. оперы на сюжеты, связанные с народно-освободит. борьбой. Впервые была поставлена опера «Борис Годунов» Мусоргского в подлинной авторской редакции (1928, Ленингр. театр оперы и балета). Открылись новые муз. театры и консерватории, в т. ч. в Азербайджане (1921), Армении (1923) и др. Большую творческую и музыкально-просветит. работу вели композиторы У. Гаджибеков (Азербайджан), А. А. Спендиаров (Армения), Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, 3. П. Палиашвили (Грузия). В частности, вклад в нац. муз. культуры внесли оперы «Даиси» 3. П. Палиашвили (1923) и «Алмаст» Спендиарова (1928). Большую помощь в развитии муз. культур народов СССР оказали рус. сов. музыканты - Глиэр (Азербайджан, позднее Узбекистан), А. В. Затаевич (Казахстан), В. А. Успенский (Узбекистан, Туркменистан); в 30-х гг. также - Е. Г. Брусиловский (Казахстан), С. Н. Василенко (Узбекистан), В. А. Власов и В. Г. Фере (Киргизия), В. А. Золотарёв (Белоруссия).

Продолжали плодотворно трудиться мастера старшего поколения: оперные и симф. дирижёры - Н. А. Малько, К. С. Сараджев, В. И. Сук; хоровые дирижёры - Н. М. Данилин, М. Г. Климов, П. Г. Чесноков; пианисты - Ф. М. Блуменфельд, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Л. В. Николаев; певцы - П. 3. Андреев, И. В. Ершов, Нежданова, Собинов. Наряду с ними проявили себя исполнители и педагоги, выдвинувшиеся уже после Окт. революции: оперные и симф. дирижёры - А. В. Гаук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, В. А. Дранишников; хоровой дирижёр А. В. Свешников; пианисты - Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг, М. В. Юдина; скрипачи - К. Г. Мострас, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский; виолончелисты - С. М. Козолупов, А. Я. Штример; арфисты - Н. И. Амосов, К. А. Эрдели; певцы - В. В. Барсова, Бюль-Бюль (Мамедов), 3. М. Гайдай, А. Б. Даниэлян, К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. П. Максакова, Ш. Г. Мамедова, С. И. Мигай, Н. А. Обухова, И. С. Паторжинский, О. А. Петрусенко, А. С. и Г. С. Пироговы, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, Е. А. Степанова. Активно действовали исполнительские коллективы, созданные за годы Сов. власти: Персимфанс («Первый симфонический ансамбль»- оркестр без дирижёра), укр. хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им. Бетховена, им. Комитаса, им. Вильома, им. Страдивари. Сов. муз. творчество в 20-х и нач. 30-х гг. в ряде жанров уже накопило ценный опыт. К решению гл. задачи - отразить в музыке дух революц. эпохи - в большей мере удалось приблизиться на первых порах в произв., связанных со словом и сценич. действием. Рельефные (хотя и лишённые пока что психологич. конкретизации) муз. образы новых коллективных героев - революц. масс, созданные на интонационно-жанровой основе нар. солдатских, крест., пролет, песен, предстали в хоровых сценах и фресках А. А. Давиденко («Улица волнуется», «Море яростно стонало», «На десятой версте от столицы»), в песнях Давиденко («Конная Будённого», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели»), В. А. Белого («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), М. В. Коваля («Юность»), Б. С. Шехтера («Железными резервами»). В области муз. театра примечательным фактом (несмотря на неровность, а то и явную слабость музыки) было появление первых произв. на совр. темы: оперы «За Красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака (1925), балета «Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова (1924), оперетт «Женихи» (1927) и «Ножи» (1928) И