БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ев в Белоруссии; И. Д. Китман, К. С. Кобизева в Молдавии; Т. Мамедов, О. Эльдаров в Азербайджане; Б. Авалишвили, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Э. Какабадзе, Д. Микатадзе, В. Ониани в Грузии; А. Арутюнян, А. Григорян, С. Манасян, К. Нуриджанян в Армении; X. Наурзбаев в Казахстане; М. Мусабаев в Узбекистане; Т. Садыков в Киргизии; К. Жумагазин в Таджикистане; В. Вильджюнас, Б. Вишняускас, Йокубонис в Литве; В. Алберг, Буковский, Л. Давыдова-Медене в Латвии и др.

Интенсивные поиски новых форм и ансамблей предметов бытовой обстановки, а также наиболее удачных способов оформления обществ, интерьеров ведутся в декоративно - прикладном и с к - в е. Разрабатываются новые простые и изящные по формам образцы малогабаритной мебели и др. предметов бытового назначения, усиливается выразительность цвета и фактуры в декоративных тканях, многообразие и богатство ритма, цвета и формы в декоративной керамике, художеств, стекле и т. д. Богатые эстетич. возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются в различных видах керамики (В. С. Васильковский, И. Е. Лясс, В. Н. Ольшевский, В. Н. Цыганков в РСФСР; Н. Кикнадзе, Ш. Нариманишвили, Ж. Почхидзе, Р. Яшвили в Грузии; Ю. Адомонис, М. Врубляускас в Литве; С. Озолиня в Латвии и др.), художеств, стекле (Г. А. Антонова, С. М. Бескинская, Д. Н. и Л. Н. Шушкановы, Е. И. Рогов в РСФСР; М. А. Павловский на Украине; В. С. Мурахвер, С. Я. Раудвеэ в Белоруссии и др.), чеканке по металлу, особенно развитой в Грузии (К. Гурули, М. Кутателадзе, И. Очиаури и др.), художеств, текстиле (А. А. Андреева, Н. М. Жовтис, А. Л. Забелина в РСФСР; Ю. Бальчиконис, Р. Блустова, Э. Вигнере, 3. Вогелене, Р. Ясудите в Литве, Р. Хеймрат в Латвии; М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм в Эстонии). Наряду с изделиями новых форм производятся и традиционные художественные предметы с элементами ручного изготовления (керамика Дагестана и Закарпатья, фарфор Гжели, расписные изделия Хохломы, дымковская глиняная игрушка и т. д.), придающие совр. жилому интерьеру индивидуальную выразительность и теплоту. Важное значение для создания благоприятных условий дальнейшего развития традиц. форм декоративно-прикладного иск-ва имело пост. ЦК КПСС от 27 февр. 1975 «О народных художественных промыслах».

Д. Уметов. Ковёр «Хозяин гор». Войлок. 1969-70.

П. В. Леонов. Сервиз «Суздаль».

Фарфор. 1967. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

К. Гурули. «Руставели». Латунь, дерево. 1965. Музей искусства народов Востока. Москва.

Плодотворно развиваются различные отрасли художеств, конструирования пром. продукции, чему способствовало пост. Сов. Мин. СССР от 28 апр. 1962, обязавшее все министерства, ведомства и организации «обеспечить систематическое повышение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем широкого использования методов художественного конструирования, позволяющих создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия», и постановление Сов. Мин. СССР от 18 октября 1968 «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве», дополнительно стимулировавшее внедрение методов дизайна в художественную промышленность.

В. С. Мурахвер. Декоративный комплект «Ярило». Стекло. 1967.

Решения партии способствовали укреплению связи сов. иск-ва с жизнью, с практикой строительства коммунистич. общества, с борьбой за мир. В центре внимания художников оказались нравственные идеалы, этич. проблемы, характерные для периода развитого социалистич. общества. Непосредств. участие иск-ва

А. С т о щ к у с. «Песня жизни». Витраж.

1963-65. Галерея витража и скульптуры. Каунас.

А. А л а м а а. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

в созидательной деятельности народа получило новое выражение в работе коллективов художников на ответственных участках нар. х-ва, в тематич. выставках [среди крупнейших из них - «50 лет Советской власти» (1967) и «Слава Труду!» (1976), посвящённая 25-му съезду КПСС; обе выставки были проведены в Москве], организованных в городах, на предприятиях и новостройках, в колхозах и совхозах. Расширяются междунар. связи сов. иск-ва (совместные выставки и обмен выставками, укрепление творческих контактов сов. художников с мастерами иск-ва др. социалистических стран, с представителями прогрессивных направлений в иск-ве капиталистич. и развивающихся стран). См. также раздел Архитектура и изобразительное искусство в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. И. Сопоцинский,

Советские архитектура и градостроительство

Великая Окт. социалистич. революция, упразднив частную собственность на орудия и средства произ-ва, землю и крупное гор. домовладение, а также положив начало гос. планированию нар. х-ва, определила принципиально новый, соответствующий интересам всего народа этап развития архитектуры и градостроительства. Рождённые революцией социально-экономич. условия позволили решать крупные градостроит. задачи, вызвали необходимость разработки ранее не существовавших в стране типов жилых и обществ, зданий (дворцов культуры, рабочих клубов, дет. садов и др.). Уже в 1918-19 были созданы первые архит. мастерские в Москве (под рук. А. В. Щусева) и в Петрограде (под рук. И. А. Фомина) для работы над проектами упорядочения их планировки и застройки; началась работа над ген. планами Ярославля и др. городов. Однако в тяжёлые годы Гражд. войны 1918-20 творч. деятельность архитекторов ограничивалась преим. проектированием, участием в осуществлении плана монументальной пропаганды, созданием конкурсных проектов крупных обществ, зданий нового социального назначения. Эти проекты ярко отразили революц. размах и романтику первых лет Сов. власти.

После окончания Гражданской войны и перехода к восстановлению нар. х-ва началось выполнение составленного в 1920 плана ГОЭЛРО. Были построены Волховская ГЭС (1918, 1921-26, арх. О. Р. Мунц, В. А. Покровский, инж. Г. О. Графтио и др.), Земо-Авчальская ГЭС в Грузии (1-я очередь - 1923-27, арх. А. Н. Кальгин и др.) и др. электростанции, ставшие одними из первых произв. сов. пром. архитектуры. Сооружение Волховской ГЭС было также одним из первых примеров комплексного стр-ва гидротехнич. сооружения и рабочего посёлка при нём. С сер. 20-х гг. развернулось значит, жил. стр-во в крупных пром. центрах. При этом решалась важная социальная задача преобразования неблагоустроенных рабочих окраин в красивые и удобные для жизни районы с дет. садами и яслями, школами, мед. и культур-но-просветит. учреждениями. Так, напр., в Ленинграде была реконструирована часть р-на Нарвской заставы, где на Тракторной улице и др. участках в 1925-27 были построены кварталы многоэтажных домов (арх. А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), школа (арх. Никольский и др.), а в 1929-31 фабрика-кухня - универмаг (арх. А. К. Барутчев, И. А. Гильтер и др.). Перестройка рабочих р-нов велась в Москве [жилые массивы в районе Дубровских улиц (1926- 1927, арх. М. И. Мотылёв, Д. Н. Молоков, А. В. Юганов и др.) и быв. Дангауэровки (1929-35, арх. Мотылёв, Б. Н. Блохин и др., инж. В. Кардо-Сысоев и др.)], Баку (посёлок им. С. Шаумяна, 1921-30, арх. А. В. Самойлов), в Донбассе. В 1923 в Москве открылась Всеросс. с.-х. и кустарно-пром. выставка. Под рук. арх. И. В. Жолтовского и Щусева был создан яркий и праздничный комплекс деревянных павильонов и сооружений, в к-рых изобретат. использование деревянных конструкций своеобразно сочеталось как с традиц. формами нац. архитектуры народов СССР, так и с новыми творч. приёмами.

В ходе социалистич. индустриализации страны в годы 1-й пятилетки (1929-32) развернулось интенсивное стр-во многочисл. пром. предприятий, шахт, крупных ГЭС и др. Среди них были такие индустриальные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургич. комбинаты, Волгоградский, Челябинский и Харьковский тракторные з-ды, Моск. шарикоподшипниковый з-д, Уральский з-д тяжёлого машиностроения и мн. др. Уже в эти годы определился качественно новый характер архитектуры пром. зданий: большое внимание уделялось бытовым помещениям (столовым, душевым и пр.), улучшающим условия работы трудящихся. Значит, достижением архитектуры и строит, техники стало стр-во Днепрогэса им. В. И. Ленина (1927-32, А. А., К. А. и Л. А. Веснины, С. Г. Аидриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров). Лаконичная, функционально оправданная архитектура станции определила выразительный образ мощного гидротехнического сооружения. В связи с массовым промышленным стр-вом был создан ряд крупных специализиров. проектных орг-ций, в т. ч. Ин-т по проектированию маш.-строит. заводов (Гипромаш), Ин-т по проектированию металлургич. заводов (Гипромез), Ин-т по проектированию гидростанций (Гидропроект и др.), что способствовало быстрому проф. росту кадров инженеров и архитекторов, работающих в области пром. стр-ва (И. С. Николаев, Е. М. Попов, А. С. Фисенко и мн. др.).

В. А. Щ у к о, В. Г. Г с л ь ф р е и х. Театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930-35. Восстановлен и частично перестроен в 1962-63.

Братья Веснины, С. Г. Андриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров. Днепрогэс имени В. И. Ленина. 1927 - 32. Восстановлен в 1947- 50.

П. А. Голосов. Комбинат газеты «Правда» в Москве. 1929-35.

Индустриализация вызвала быстрый рост небольших старых городов, часто почти полностью изменивших свой прежний облик [напр., Дзержинск (арх. О. А. Сергеев), Запорожье (арх. И. И. Малозёмов), Караганда (арх. А. И. Кузнецов), Новокузнецк (арх. Б. Е. Светличный) и др.], а также стр-во новых городов [Комсомольск-на-Амуре (Б. И. Данчич)и др.]. Наряду с Москвой и Ленинградом большие работы по реконструкции развернулись в Свердловске (по ген. плану 1926-1927, арх. С. В. Домбровский и др.), Ереване (по ген. плану 1924, арх. А. И. Таманян). Реконструкция старых и стр-во новых городов проводились на основе ген. планов перспективного развития населённых пунктов, рассчитанных на 20-25 лет. Для их разработки были созданы крупные ин-ты по проектированию городов - Гипрогор в Москве и Ленинграде, Гипроград в Харькове, архитектурно-планировочные управления в ряде крупных городов. Под новую застройку отводились наиболее благоприятные в санитарно-гигиенич. отношении территории. Эти требования учитывались и при планировке городов на основе составленных норм плотности застройки, озеленения минимальных разрывов между жилыми массивами и пром. предприятиями. Наряду с жилищами строились школы, дет. сады, магазины, клубы и др. учреждения культурно-бытового обслуживания, создавались парки и скверы, сооружались системы водоснабжения и канализации. За годы 1-й пятилетки были построены жилые дома общей площадью 56,9 млн. м2. Строились и крупные общественные здания, в т. ч. Дворец культуры им. М. Горького (1925- 1927, арх. Гегелло, Д. Л. Кричевский) и Кировский райсовет (1930-35, арх. Н. А. Троцкий) в Ленинграде, Ин-т В. И. Ленина (ныне Ин-т марксизма-ленинизма; 1924-27, арх. С. Е. Чернышёв), дом газеты «Известия» (1925-27, арх. Г. Б. Бархин) и комбинат газеты «Правда» (1929-35, арх. П. А. Голосов), 1-я очередь Дворца культуры Пролет, р-на (ныне Дворец культуры автомобильного завода им. И. А. Лихачёва; 1930- 1934, арх. братья Веснины) в Москве; Дом Госпрома (1925-29, арх. С. С. Серафимов и др.) и Дворец культуры железнодорожников (завершён в 1932, арх. А. И. Дмитриев) в Харькове. Много внимания уделялось стр-ву заводских и сел. клубов; большую изобретательность в их проектировании проявили арх. К. С. Мельников [напр., клубы им. Русакова (1927-29) и з-дачКаучук» (1927)], И. А. Голосов [клуб им. Зуева (1928) - все в Москве] и др. В архитектуре многих из этих зданий в контрастном и порой несколько схематичном сопоставлении геометризованных лаконичных объёмов больших глухих плоскостей стен и остеклённых поверхностей, в асимметричном, функционально обоснов. расположении помещений проявились черты конструктивизма, одного из направлений в сов. архитектуре тех лет. Выдающимся произведением сов. архитектуры стал Мавзолей В. И. Ленина (выстроен в 1924 из дерева и в 1929-30 заменён каменным, арх. Щусев); здание органично вписано в исторически сложившийся архит. ансамбль Красной площади и определило её новое идейно-художественное содержание.

А. И. Г е г е л л о, Д. Л. Криченский. Дворец культуры имени М. Горького в Ленинграде. 1925 - 27.

На новом пути советской архитектуры наряду с достижениями проявились и недостатки (однообразная строчная застройка ряда новых жилых районов, отставание городского хозяйства старых городов от быстро выросших потребностей населения и др.). В 1931 Пленум ЦК ВКП(б) принял широкую программу мероприятий по реконструкции гор. х-ва Москвы и др. городов. Его решения оказали положит, влияние на развитие градостроительства. Становление сов. архитектуры проходило в острой борьбе творч. архит. группировок, наиболее активными из к-рых были АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов; осн. в 1923) и ОСА (Общество совр. архитекторов; осн. в 1925). Чл. АСНОВА (Н. А. Ладов-ский, В. Ф. Кринский и др.) провозглашали необходимость полного изменения образного строя архитектуры на основе новых стройматериалов и конструкций и синтеза искусств, но практически многие из них придерживались формалистич. взглядов. Члены ОСА предлагали т. н. функциональный метод, основанный на всестороннем учёте функционального назначения зданий, на использовании новых строит, конструкций и материалов. В своей практич. деятельности ведущие члены ОСА (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) придавали важное значение идейно-художеств. стороне зодчества, но мн. др. последователи конструктивизма её недооценивали и игнорировали архит. наследие, нац. своеобразие архитектуры, порой не считались с требованиями экономич. и технич. целесообразности стр-ва. Часть архитекторов старшего поколения (Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.) стремились творчески использовать наследие классич. архитектуры, что, как правило, приводило к архаизации архит. образа, к противоречиям между обликом и новым содержанием зданий. Пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литера-турно-художеств. организаций» (1932) положило конец групповой изолированности архитекторов, сплотив их в едином Союзе сов. архитекторов (см. в разделе Творческие союзы). Важную роль в определении творч. направленности сов. архитектуры сыграл конкурс (1931-33) на проект Дворца Советов в Москве. Пост. Совета стр-ва Дворца Советов по 2-му туру конкурса призывало к творч. применению лучших приёмов классич. и новой архитектуры и достижений совр. строит, техники. В одобренном затем для стр-ва проекте дворца арх. Б. М. Иофана, В. Г. Гельфрейха и Щуко широко использовалось наследие мировой архитектуры. Эти черты проекта оказали большое влияние на формирование сов. архитектуры 2-й пол. 30 - нач. 50-х гг.

В 30-е гг. интенсивно развернулось стр-во новых и реконструкция старых городов. Возникли города Электросталь в Моск. обл. (ген. план - 1938, арх. Кузнецов и А. Н. Карнаухов), Мончегорск в Мурманской обл. (ген. план - 1937, арх. С. Е. Бровцев и др.) и мн. др. Характерный пример нового градостроительства - столица Тадж. ССР г. Душанбе, к-рый быстро превратился из кишлака в большой совр. красивый, хорошо озеленённый город (ген. план - 1937, арх. Н. В. Баранов, В. А. Гайкович и др.). Огромную роль в развитии градостроительства сыграло пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 «О генеральном плане реконструкции Москвы», к-рое определило осн. принципы социалистич. переустройства городов. Ген. план (арх. В. Н. Семёнов, Чернышёв и др.) предусматривал ограничение роста города, разуплотнение интенсивно застроенных р-нов и новую планировочную организацию жилых кварталов с яслями, садами, школами и др. учреждениями обслуживания населения. Сохраняя исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, план наметил их значит, реконструкцию, создание новых магистралей, озеленение и благоустройство города. Вокруг Москвы проектировалось создание лесопаркового пояса. Почти полностью перестраивались водоснабжение и канализация. Благодаря стр-ву (1932-37) канала Москва - Волга (ныне им. Москвы; архит. часть - А. М. Рухлядев, Кринский, В. Я. Мовчан и др.) была решена проблема водоснабжения столицы, а р. Москва стала судоходной. В 1936-39 были построены мосты - Крымский (арх. А. В. Власов, инж. Б. П. Константинов), Большой Каменный (арх. Щуко, Гельфрейх, инж. Н. Я. Калмыков), Москворецкий (арх. Щусев, инж. В. С. Кириллов) и др. Старая Москва с её хаотич. застройкой узких улиц превращалась в город просторных проспектов, площадей и набережных. Была создана Манежная площадь (ныне им. 50-летия Октября), полностью перестроен Охотный ряд (ныне часть проспекта Маркса), где были возведены гостиница «Москва» (1932-38, арх. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев) и дом СНК СССР (ныне Госплана СССР; 1932-36, арх. А. Я. Лангман), перестроена ул. Горького (арх. А. Г. Мордвинов и др.), реконструированы Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939-40, арх. Г. П. Гольц, Мордвинов, Д. Н. Чечулин и др.), 1-я Мещанская ул. (ныне часть проспекта Мира) и др. В 1935-41 в Москве было построено жилых домов общей площадью 5,2 млн. м2, детских садов и яслей почти на 50 тыс. мест, св. 400 школ. Среди крупных зданий, построенных в эти годы,- новые корпуса Библиотеки СССР им. В. И. Ленина (строительство начато в 1928, завершено в 1958; арх. Щуко, Гельфрейх), Воен. академия им. М. В. Фрунзе (1937, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц), Театр Советской Армии (1934-40, арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев) и др. Большим достижением явилось стр-во Моск. метрополитена [первый участок вступил в строй в 1935; в числе лучших станций - -«Красные ворота» (ныне-«Лермонтовская»; 1935) и «Площадь Свердлова» (1938) - обе арх. И. А. Фомин и др.; «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935, арх. А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) и «Маяковская» (1938-39, арх. Душкин)]; был построен комплекс Всесоюзной с.-х. выставки.

А. Н. Душкин, Я. Г. Л и х т е н б е р г. Станция метро «Кропоткинская». Москва. 1935.

Вслед за ген. планом реконструкции Москвы был разработан ген. план развития Ленинграда (1935-36, арх. Л. А. Ильин, В. А. Витман и др.; 1938- 1940, арх. Баранов, А. И. Наумов и др.). Здесь не было неотложной необходимости в коренной реконструкции центра - новое стр-во развернулось на свободных терр. в юж. и вост. районах: на Моск. проспекте (арх. Гегелло, Г. А. Симонов, Троцкий и др.), на М. Охте (арх. Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), на Щемиловке (арх. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин и др.) и в Автово (арх. А. А. Оль, С. М. Бровцев и др.). В 1933-41 было построено 1,6 млн. м2 жилой площади, 221 школа, дет. садов и яслей почти на 30 тыс. мест, Дом Советов (1936-40, арх. Троцкий и др.), здания Московского (1930-35) и Невского (1937-40) райсоветов (оба - арх. И. И. Фомин и др.).

Реконструкция охватила сотни городов, в т. ч. столицы союзных республик и пром. центры. Осуществлялись ген. планы развития Харькова (1934, арх. А. М. Касьянов и др.), Тбилиси (1934, арх. Малоземов, Э. Курдиани, Г. Гогава), Баку (1937, арх. Баранов, В. А. Гайкович, Ильин и др.), Еревана (1936, арх. Малоземов, Н. Заргарян, С. Клевицкий), Горького (1937, арх. Н. А. Солофненко и др.), Ярославля (1936-37, арх. Баранов, В. А. Гайкович), Казани (1936-37, арх. И. С. Носов), Челябинска (1937, арх. Витман и др.), Минска (утверждён в 1938; арх. Витман, Ю. М. Киловатов и др.), Ташкента (1938, арх. Кузнецов и др.) и мн. др. городов. Началось активное преобразование курортов Кавказа и Юж. берега Крыма.

Увеличились объёмы жилищного стр-ва: во 2-й пятилетке построены жилые дома общей площадью 67,3 млн. м2. В 1936 было принято пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». Развивались индустр. методы возведения зданий, основанные на заводском изготовлении стандартизированных строит, элементов (лестничных маршей, частей перекрытий и др.), применении поточно-скоростного метода стр-ва, концентрации жилых домов в крупных массивах, что позволило уменьшить сроки стр-ва и снизить его стоимость. Увеличились количество квартир на одну лестничную площадку (с 2 до 4-6 квартир) и глубина жилых корпусов, улучшились оборудование и отделка квартир. В годы 2-й и 3-й пятилеток в Москве и Ленинграде началось стр-во жилых домов из крупных блоков. В 1933-40 большой размах получило стр-во массовых обществ, зданий (построены 24103 школы на 7169 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 420 тыс. мест). Среди мн. крупных обществ, построек - здания Верх. Совета УССР (1936-39, арх. В. И. Заболотный) и СНК УССР (1934-38, арх. И. А. Фомин и П. В. Абросимов) в Киеве, Груз, филиала Ин-та марксизма-ленинизма в Тбилиси (1938, арх. Щусев), адм. здание в Сочи (1934-36, арх. Жолтовский), Дом пр-ва Арм. ССР в Ереване (1926-41, арх. А. И. и Г. А. Таманян), Музей им. Низами в Баку (завершён в 40-е гг., арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов), Дом пр-ва БССР в Минске (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), Дом пр-ва Тадж. ССР в Душанбе (полностью завершён в 1948-49, арх. С. Л. Анисимов и др.). Архитектура Сов. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже впечатляюще отразила величие первой страны социализма (арх. Иофан, скульптор Мухина). В облике обществ, зданий наиболее полно проявилось характерное для этого времени стремление к идейно-художеств. выразительности архит. образов, основанных на использовании классич. наследия и традиций нац. зодчества. Однако некритич. обращение к архит. формам прошлого нередко приводило к архаизму, чрезмерной монументализации, механич. применению многочисл. декоративных элементов, перегружающих фасады, к схематизации функциональных решений общественных зданий и, как следствие, к эксплуатационным неудобствам, к увеличению стоимости строи тельства.

Во 2-й и 3-й пятилетках в нарастающем объёме строились новые крупные пром. предприятия, транспортные и гидротехнические сооружения: продолжались коренная реконструкция Моск. автомоб. з-да (архит. часть - Е. М. Попов и др.), стр-во Горьковского автомоб. з-да (руководитель архит. части А. С. Фи-сенко), Сталинградского тракторного завода (рук. архит. части И. С. Николаев), сооружён Беломорско-Балт. канал, ряд ГЭС и др. Значительно расширилось применение металлич. конструкций и сборного железобетона, улучшилось благоустройство и озеленение заводских территорий, совершенней стали градостроит. решения, определяющие сочетание планировки и застройки предприятий с окружающими их гор. районами.

В 30-е гг. в сел. местности формировались новые типы жилых, обществ, и хоз. построек; проектные организации приступили к созданию типовых проектов животноводческих помещений и др. Зерносовхоз «Гигант» (проект - 1928, арх. Е. И. Ермишанцев, Голосов и др.)- один из первых комплексов, включающих сооружения для крупного с.-х. производства с благоустроенным посёлком.

В начальный период Великой Отечеств, войны 1941-45 осн. задачей архитектуры стало ускоренное стр-во производств, зданий для размещения перебазиров. на Восток пром. предприятий и жилищ для рабочих. Архитекторы осваивали местные строит, материалы, разрабатывали экономичные типовые жилые секции, облегчённые деревянные и кам. конструкции зданий; развивалось деревянное домостроение. В Москве, несмотря на трудности воен. времени, в 1943-44 были введены в эксплуатацию 2 новые линии метрополитена. В годы войны фаш. захватчики разрушили сотни городов и с