БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201рной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед сев. входом ВДНХ СССР в Москве). Многочисл. памятники и примечат. образцы монументально-декоративной скульптуры создали также И. С. Ефимов, Манизер, Меркуров, Г. И. Мотови-лов, Н. В. Томский в РСФСР; М. Г. Лысенко на Украине; 3. И. Азгур, А. О. Бембель в Белоруссии; П. Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника возникли в станковой пластике (работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала, Синайского, Шервуда в РСФСР и др.), а также в жанре скульптурного портрета (работы Б. Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И. М. Чайкова в РСФСР и др.).

Интенсивно развивалась в 30-е гг. и художеств, пром-сть (фарфоро-фаянсовая, стекольная, обойная, текстильная), ориентировавшаяся в основном на традиц. нац. формы изделий и типы декора. Большая организационная работа велась в артелях нар. художеств, промыслов (интенсивно расширялась система подготовки творческой молодёжи в спец. профтехшколах и техникумах). Развивалось иск-во лаковой миниатюры (Н. П. Клыков в Мстёре, К. В. Костерин, С. А. Монин, В. Д. Пузанов в Холуе). Было восстановлено произ-во дымковской игрушки (в Дымково близ Вятки; Е. А. Кошкина, А. А. Мезрина). Много ярких творческих индивидуальностей выдвинулось в самых различных областях нар. художеств, культуры: Н. С. Курзин, А. И. Лёзнов (жостовские подносы), Я. А. Герасименко, И. Т. Гончар (укр. керамика), М. П. Примаченко, Г. Ф. Со-бачко-Шостак (укр. декоративные росписи). Произв. нар. иск-ва (ковры, керамика, изделия из металла, дерева, кости и т. п.) стали выполнять декоративные функции в больших обществ, сооружениях или выставочных ансамблях.

В. Д. Л о т о н и н а. Декоративная ткань «Морской флот». Ситец. 1933.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 сотни художников разных национальностей работали на фронте и в тылу, средствами иск-ва помогая мобилизовать силы армии и всего народа для отпора врагу. Огромную роль играло суровое, драматически-напряжённое иск-во графики; плакат, политич. карикатура, станковая графика получили многообразное развитие, став действенным средством идейной борьбы с фашизмом. Боевые традиции «Окон РОСТА» возродились в «Окнах ТАСС» (художники Кукрыниксы, Радлов, Г. К. Савицкий, Черемных, П. М. Шухмин в РСФСР; И. Ахундов в Азербайджане; Л. Абдуллаев и Рождественский в Узбекистане и др.). Глубоко патриотические, ярко эмоциональные образы создавались в печатном плакате (плакаты Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Иванова, А. А. Кокорекина, В. Б. Корецкого, Шмаринова в РСФСР; Касияна на Украине; И. Тоидзе в Грузии). Были распространены политич. карикатура (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы в РСФСР; С. Арутчян в Армении), агитац. листовки, периодически выходившие в Ленинграде плакаты «Боевой карандаш» (И. С. Астапов, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, Тырса), фронтовые иллюстрированные журналы и газеты (О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Б. И. Пророков в РСФСР). Самобытным явлением иск-ва военных лет стали серии станковых рисунков, посвящённых тяжёлым и героич. будням фронта и тыла (С. С. Боим, Курдов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов в РСФСР). В большие циклы обычно складывались и многочисл. фронтовые зарисовки (В. В. Богаткин, Горяев, Н. И. Дормидонтов, Жуков, А. В. Кокорин, Д. К. Мочальский в РСФСР). Значит, успехи были достигнуты как в станковом графич. портрете и пейзаже, так и в книжной иллюстрации (Г. С. Верейский, С. В. Герасимов, А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. С. Родионов, Фаворский в РСФСР и др.). События войны нашли правдивое, многогранное отражение в лучших произв. живописи этого периода - тематич. полотнах Ф. С. Богородского, С. В. Герасимова, Дейнеки, Б. М. Йеменского, В. Г. Одинцова, Пластова, мастеров Студии военных художников им. М. В. Грекова, портретах сов. воинов, полководцев, партизан работы А. М. Герасимова, П. И. Котова, Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, Вл. А. Серова, Б. Н. Яковлева и др. Патриотич. подъём сов. народа отразился также в пейзажах В. В. Мешкова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, проникнутых горячей любовью к родной земле, в произведениях, посвящённых ист. прошлому (историч. композиции М. И. Авилова, А. П. Бубнова, Н. П. Ульянова). Продолжало развиваться и театрально-декорац. иск-во, важное место в к-ром заняла героико-патриотич. тема.

Л. Ф. Голова н о в. «Дойдём до Берлина!». Плакат. 1944.

Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с к-рым были связаны многие работы Е. В. Вучетича, Мухиной, Томского в РСФСР; Азгура в Белоруссии; Нико-ладзе в Грузии. Героизм нар. подвига был запечатлен и в станковой скульптуре (Е. Ф. Белашова, В. В. Лишев, Манизер в РСФСР).

Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему развитию нар. х-ва поставили перед сов. художеств, культурой новые задачи. Ещё интенсивнее стали выставочная деятельность и пропаганда иск-ва (смотры новых произв. по областям и республикам, периодически организуемые большие всесоюзные выставки). Всё более важное значение в художеств, жизни получали бурно развивавшиеся нац. школы, творчество художников различных краёв и областей РСФСР. В 1947 был учреждён науч. и творческий центр сов. иск-ва - Академия художеств (АХ) СССР. В 1957 на 1-м съезде сов. художников был создан единый Союз художников СССР. В живописи по-прежнему большое место занимала тема войны. Наряду с батальными, эпическими по своему образному строю полотнами, были созданы произв. лирич. и драматич. содержания, многообразно, нередко в остропсихологич. манере, повествующие о повседневной жизни советских людей на фронте и в тылу. В лучших картинах на исторические темы проявились глубокое понимание роли народа в революц. событиях, интерес к раскрытию идейного смысла исторических эпизодов (Иогансон, Вл. А. Серов в РСФСР; А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. В. Шаталин на Украине; А. Бекарян в Армении; О. Скулме в Латвии и др.). В батальной и жанровой живописи, посвящённой событиям воен. лет (П. А. Кривоногов, А. И. Лактионов, Неменский, Ю. М. Непринцев, Серов в РСФСР; В. А. Костецкий, В. Г. Пузырьков на Украине; Н. М. Воронов, В. П. Суховерхов, А. Д. Шибнев в Белоруссии и др.), взволнованно рассказывалось о героизме народа, о переживаниях сов. людей в воен. годы. Стремясь отразить послевоен. действительность, раскрыть типические явления сов. быта в его национальном своеобразии у различных народов, исполненные жизненной правды и поэзии полотна создали А. П. Левитин, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Пластов, Ф. П. Решетников в РСФСР; С. А. Григорьев, Т. Н. Яблонская на Украине; Р. В. Кудревич в Белоруссии; Н. И. Бахчеван, М. Е. Гамбурд в Молдавии; М. Абдуллаев в Азербайджане; Джапаридзе, А. Кутателадзе, Р. Стуруа в Грузии; О. Зардарян, Э. Исабекян в Армении; 3. Иногамов, Н. В. Кашина в Узбекистане; В. М. Боборыкин в Таджикистане; Е. М. Адамова, М. Данешвар в Туркменистане; Э. Калнынь, А. Скриде в Латвии; Э. Ките, Р. Уутмаа в Эстонии и др. В портретной живописи выделялись воплощающие образы людей труда, деятелей культуры произв. Ефанова, Корина, Д. А. Налбандяна, В. М. Орешникова, Серебряного в РСФСР; М. М. Божия, Шовкуненко на Украине; К. Магалашвили в Грузии; А. Абдуллаева в Узбекистане; А. Гудайтиса в Литве; Р. Треумана в Эстонии. Важными достижениями было отмечено развитие пейзажной живописи, где преобладали пейзажи-картины эпического или лирич. характера, воспевающие неповторимое своеобразие и красоту природы страны. Среди лучших пейзажных произв. этих лет - картины С. В. Герасимова, А. М. Грицая, Г. Г. Нисского, Ромадина, Ромаса, Б. Я. Ряузова, С. X. Юнтунена в РСФСР; И. И. Бокшая, А. М. Кашшая, А. А. Коцки, Ф. Ф. Манайло, С. Ф. Шишко, И. Н. Штильмана на Украине; В. К. Цвирко в Белоруссии; С. Бахлул-заде в Азербайджане; Г. Гюрджяна, X. Есаяна, Сарьяна в Армении; А. Исмаилова в Казахстане; Тансык-баева в Узбекистане; Г. Айтиева в Киргизии; М. Хошмухаммедова в Таджикистане; Л. Свемпа, К. Убана в Латвии; Китса, Р. Сагритса в Эстонии. К значит, образцам монументально-декоративного иск-ва этого периода принадлежат мозаики Дейнеки, Корина для станций Моск. метрополитена, резьба по ганчу (Т. Асланкулов, А. Болтаев) и роспись (Ч. Ах-маров) в интерьерах Театра оперы и балета в Ташкенте.

Г. Кишев. Сахарница в форме средневекового кубачинского котла (пос. Кубачи, Дагестанская АССР). Серебро. 1947.

Л. К е р и м о в, К. К я з и м з а д е. Ковёр по мотивам поэм Низами (Азербайджанская ССР). 1940-е гг.

Обогащённое опытом воен. лет, мастерство художников графики кон. 40- 50-х гг. наиболее ярко проявилось в политич. графике и книжной иллюстрации. Теме борьбы за мир посвящены многочисл. произв. Бродаты, Ганфа, Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Сойфертиса и др. карикатуристов, а также графические композиции Пророкова. В книжной графике, отличающейся многообразием творческих индивидуальностей, глубина проникновения в образный строй лит. произв., мастерство психологич. характеристик сочетались с возрастающим интересом к ритмич. согласованности отд. изображений, входящих в иллюстративный цикл. В РСФСР в области книжной иллюстрации плодотворно работали О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Д. А. Дубинский, Каневский, Кибрик, Шмаринов. Больших успехов достигла книжная гравюра на дереве (Гончаров, Константинов, М. И. Пиков, Фаворский) и иллюстрирование дет. книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. М. Рачев); плодотворно работали такие мастера книжного оформления, как С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер и др., а в области станковой графики - Н. Н. Волков, А. В. Кокорин, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарёв и др. Значит, образцы книжной и станковой графики создали также М. Г. Дерегус, В. Г. Литвиненко, А. С. Пащенко, А. И. Резниченко, И. М. Селиванов на Украине; М. Рахман-заде в Азербайджане; Д. Габашвили, В. Григолиа, А. Шаликашвили в Грузии; В. Айвазян, Ханджян в Армении; К. Я. Баранов, X. Ходжиков в Казахстане; И. Икрамов, В. Кайдалов в Узбекистане; Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв в Киргизии; Б. И. Серебрянский в Таджикистане; И. Кузминскис, А. Кучас, В. Юркунас в Литве; А. Апинис, П. Упитис в Латвии; Р. Кальо, М. Лаарман, Э. Окас, Г. Рейндорф, Э. Эйнманн в Эстонии.

Стремление глубоко проникнуть в замысел драматурга и композитора, создать наилучшие условия для игры актёров, колористич. и композиционно-рит-мич. целостность общих решений были свойственны лучшим работам театр, художников (декорации и костюмы Вильямса, Б. И. Волкова, А. И. Константи-новского, В. Ф. Рындина, Ф. Ф. Федоровского в РСФСР; Петрицкого, Ф. Ф. Нирода на Украине; О. П. Марикса, П. В. Масленникова, Е. Г. Чемодуро-ва в Белоруссии; Н. Фатуллаева в Азербайджане; С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе в Грузии; М. Арутчяна в Армении; П. Я. Зальцмана в Казахстане; Г. Вилкса, А. Лапиня, О. Скулме в Латвии). Продолжало развиваться и иск-во оформления кинопостановок (М. А. Богданов, Г. А. Мясников в РСФСР).

Одним из важнейших жанров скульптуры этих лет оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов для установки их в городах и сёлах (согласно правительств, постановлениям о сооружении бюстов дважды и трижды Героев Сов. Союза и Героев Социалистич. Труда на их родине). Возводились многочисл. памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в совокупности составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Вучетич, арх. Я. Б. Белопольский). Значит, известность получили станковые и монументальные произв., созданные М. К. Аникушиным, Белашовой, А. П. Кибальниковым, Конёнковым, Лебедевой, Мухиной, Томским, В. Е. Цигалем в РСФСР; И. М. Гончаром, В. И. Знобой, В. М. Клоковым, А. А. Ковалёвым, Лысенко, А. П. Олейником, О. А. Супрун на Украине; Азгуром в Белоруссии; Л. И. Дубиновским в Молдавии; Ф. Абдурахмановым, Сабсаем в Азербайджане; Н. Канделаки, К. Мерабишвили, Ш. Микатадзе, Николадзе, В. Топуридзе в Грузии; С. Багдасаряном, Е. Кочаром, А. Сарксяном, С. Степаня-ном, А. Урарту, Г. Чубаряном в Армении; X. Найзбаевым в Казахстане; Ф. И. Грищенко в Узбекистане; О. М. Мануйловой в Киргизии; П. Александравичюсом, Р. Антинисом, Ю. Кедайнисом, Ю. Микенасом, Н. Петрулисом, Б. Пундзюсом, П. Римшей в Литве; А. Бриеде, Я. Заринем, Э. Мелдерисом в Латвии; Э. Роосом, А. Старкопфом, Р. Тимотеусом в Эстонии.

Для декоративно-прикладного иск-ва было особенно характерно изготовление уникальных выставочных произв. (фарфоровых и стеклянных ваз, многофигурных керамич. композиций, многометровых ковров и т. д.), но художники-прикладники всё чаще обращали внимание и на повышение художеств, качества массовых бытовых вещей. В области керамики плодотворно работали Н. И. Бессарабова, П. В. Леонов, А. А. Лепорская, С. М. Орлов, В. Г. Филянская, С. Е. Яковлева в РСФСР; Д. Ф. Головко, Е. С. Железняк на Украине; Г. Картвелишвили, Д. Цицишвили в Грузии; художеств, стекла - Э. М. Криммер, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов в РСФСР; резьбы по кости - С. П. Евангулов в РСФСР; текстиля - С. А. Заславская, Н. В. Кирсанова, Т. К. Озёрная, В. К. Склярова, К. А. Штих, Е. Я. Шумяцкая в РСФСР. Видное место заняли отмеченные тонким национальным своеобразием изделия художеств, пром-сти республик Прибалтики: керамика и стекло (Л. Дзегузе, Г. Г. Круглов, Р. Панциховская, 3. Улете в Латвии; И. Микенас, Л. Стролис в Литве; Э. Пийпуу, М. Роосма, В. Эл-лер в Эстонии и др.), тиснение по коже (Э. Адамсон-Эрик, А. Рейндорф в Эстонии и др.), ювелирные изделия (Э. Куррель, X. Пихельга-Рауд в Эстонии и др.). В продукции художеств, промыслов выделялись работы мастеров лаковой миниатюры [Т. И. Зубковой, А. А. Котухиной (Палех), И. Н. Морозова, И. А. Фомичева, Е. В. Юрина (Мстёра), В. Д. Липицкого, С. П. Рогатова, И. И. Страхова (Федоскино), В. А.Белова, В. Д. Пузано-ва-Молева (Холуй)], вышивки (В. Н. Косновой, Г. М. Дмитриевой-Шульпиной в Мстёре и др.), ковроделия (Н. Е. Вовк на Украине, Л. Керимов в Азербайджане и др.). Тончайшие резные изделия из кости, выразительную мелкую скульптуру из кости, рога, камня и т. д. создавали холмогорские, тобольские, чукотские и др. мастера.

Новый этап в эволюции сов. иск-ва связан с воплощением в жизнь величеств. программы строительства коммунизма. Гл. линия в развитии художеств, культуры развитого социалистич. общества была определена Программой КПСС как «...укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед» (1976, с. 131). В сов. иск-ве 60-70-х гг. особенно интенсивным становится творческое взаимообогащение нац. школ. Развивая метод социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках, краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции нац. художеств, культур. Характерная черта сов. искусства 60-70-х гг.- складывающаяся гармонич. совокупность разных видов и отраслей художеств, творчества - от декоративно-прикладных до обращающихся в изобразит, форме к масштабным идеологич. проблемам. В.результате создаются предпосылки для формирования целостной эстетич. среды, охватывающей все стороны духовной и материальной жизни сов. людей. Наряду с активно работающими мастерами, утвердившими своё место в иск-ве ещё в 20-40-х гг., всё успешнее выступают художники последующих поколений, что приводит к особому разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается тяготение к созданию значит, типических образов, к максимальному использованию выразит, возможностей художеств, формы. Интерпретируя жизнь, художники сочетают романтич. обобщённость с драматич. экспрессией или лирич. проникновенностью образов. В пост. ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (от 21 окт. 1976) указано на необходимость «...дальнейшего усиления внимания партийных, государственных и общественных организаций к профессиональному и идейному воспитанию творческой молодежи»(«Правда», 1976, 21 окт., с. 1).

М. О с и с. «Знамя Октября мы пронесем через века!», Плакат. 1965.

В живописи создаются произв., в к-рых находят выражение борьба народов за коммунистич. идеалы, духовный рост людей социалистич. общества, героика труда, многообразие форм быта народов СССР; усиливается тяготение к яркой эмоциональной образности, к активности художеств, воздействия произв.; возрастает психологич. выразительность ритмов и колорита. Оригинальную разработку получают ист.-революционный и бытовой жанры, темы индустриального развития СССР, гор. быта и жизни колх. деревни, портрет. В этих жанрах успешно выступили Д.Д. Жилинский, В.Ф. Загонек, В. И. Иванов, Л. В. Кабачек, Г. М. Коржев, Ю. П. Кугач, Е. Е. Моисеенко, Д. К. Мочальский, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Д. К. Свешников, А. П. и С. П. Ткачёвы, Ю. Н. Тулин в РСФСР; В. Ф. Задорожный, А. Л. Наседкин, В. В. Токарев, К. В. Филатов, А. А. Хмельницкий, В. А. Чеканюк на Украине; М. В. Данциг, М. А. Савицкий в Белоруссии; М. Г. Греку, В. Г. Руссу-Чобану в Молдавии; Н. Абдурахманов, А. Джафаров, Т. Нариманбеков, Т. Салахов в Азербайджане; А. Бандзеладзе, Г. Геловани, Э. Каландадзе, Г. Кутателадзе, 3. Нижарадзе, Г. Тоидзе в Грузии; М. Аветисян, Л. Бажбеук-Меликян, А. Мелконян, С. Мурадян, М. Петросян в Армении; С. Айтбаев, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов в Казахстане; Р. Ахмедов, Н. Кузыбаев, М. Саидов, Г. Улько, Р. Чарыев в Узбекистане; Б. Джумабаев в Киргизии; 3. Хабибулаев, X. Хушвахтов в Таджикистане; Д. Байрамов, И. Клычев в Туркмении; С. Джяукштас, В. Каратаюс, А. Савицкас, Л. Тулейкис в Литве; Б. Берзинь, И. Заринь, Э. Илтнер в Латвии; Э. Аллсалу, Л. Мууга в Эстонии и др. К достижениям пейзажного жанра относятся произведения Б. Ф. Домашникова, Е. И. Зверькова, В. Ф. Стожарова, В. Я. Юкина „(РСФСР), В. К. Цвирко (Белоруссия), И. Шважаса (Литва) и др.

В. Е. Попков. «А. С. Пушкин». 1974.

В условиях интенсивного развития градостроительства и архитектуры раскры-



Е. Е. М о и с е е н к о. «9 мая». 1973- 1975.

ваются новые художеств, возможности монументальной живописи, обогащается её техника. Мозаики, композиции из майолики, стенные росписи и др. монументальные произв., отмеченные символич. обобщённостью образов, играют всё более важную роль в зрительной организации плоскости стены, пространства интерьера, а иногда и общей композиции архит. комплекса. Успехи монументально-декоративной живописи, связаны с именами Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, Ю. К. Королёва, Мыльникова, Б. А. Тальберга в РСФСР; Э. И. Котова, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук на Украине; Н. Ю. Игнатова, 3. Церетели в Грузии и др. Важный вклад в монументально-декоративное иск-во внесли мастера витража (К. Моркунас, А. Стошкус в Литве и др.). Разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, появлению новых форм наглядной агитации активно содействовала мастера оформительского иск-ва [особенно примечательны были павильоны СССР на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970), обе - гл. худ. К. И. Рождественский; Всемирной выставке в Монреале (1967) и Всемирной выставке по охране окружающей среды в Спокане (США, 1974), обе - гл. худ. Р. Р. Клике].

В. И. И в а н о в. «В кафе „Греко"». 1974.

X. А. Я к у п о в. «Челнннскне красавицы (КамАЗ)». 1975.

Мышление пространств, категориями, стремление подчеркнуть выразительность сценич. конструкции, использование эмоциональных возможностей цвета и освещения характеризуют театрально-декорационное иск-во (Н. Н. Золотарёв, Э. Г. Стенберг, С. М. Юнович в РСФСР; А. Саидов в Азербайджане; Т. Мирзашвили, И.Сумбаташвили в Грузии; Г. Исмаилова в Казахстане; М. Юлдашев в Узбекистане; А. Алмамедов в Туркменистане; Г. Земгал в Латвии). Усилению психология, и пластич. выразительности кадра способствовали художники кино (Б. К. Немечек, К.А. Черняев в РСФСР; Ф. А. Гамурарь в Молдавии; В. Калинаускас, А. Ничюс в Литве).
Большую идейно-филос. сложность и драматич. насыщенность обрела графика, чутко откликающаяся на всё многообразие явлений окружающей действительности. Значит, место не только на выставках, но и в быту занял эстамп. Книжная графика, преодолевшая разрыв между иллюстрацией и полиграфич. оформлением, стремится к внутр. единству и взаимообусловленности всех элементов книги. Множество удачных работ в области станковой и книжной графики создали А. В. Бородин, Д. С. Бисти, В. А. Ветрогонский, И. В. Голицын, Го-ряев, Б. Н. Ермолаев, Г. Ф. Захаров, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, И. П. Об-росов, А. А. Ушин в РСФСР; А. Г. Данченко, В. С. Куткин, Н. А. Родин, Г. В. Якутович на Украине; Е. Г. Лось, Г. Г. и Н. Н. Поплавские в Белоруссии; И. Т. Богдеско, Л. Г. Григорашенко в Молдавии; Т. Кубанейшвили, М. Лолуа, Р. Тархан-Моурави, Д. Эристави в Грузии; Е. М. Сидоркин в Казахстане; К. Башаров, Т. Мухамедов в Узбекистане; В. Б. Валюс, Р. Б. Гибавичюс, Я. Жилите, С. Красаускас, А. Макунайте, А. Скирутите, А. Степонавичюс в Литве; Г. Кролис, Д. Рожкалн в Латвии; В. Толи, X. Ээльма в Эстонии. Плодотворно развивается также иск-во плаката (С. И. Дацкевич, В. С. Каракашев, О. М. Савостюк, Б. А. Успенский, Е. С. Цвик в РСФСР; Э. Шахтинская в Азербайджане; Л. Дундуа в Грузии; Ю. Галкус в Литве и др.).

К у к р ы н и к с ы. Иллюстрация к сказу Н. Лескова «Левша». Акварель. 1974.

О. К. К о м о в. «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв». Бронза. 1975.

Широтой гуманистич. проблематики, обострённым интересом к специфич. особенностям материала, нередко романтич. символикой, строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произв. совр. сов. скульптуры. В монументальной пластике, наряду с многочисл. памятниками традиц. типа, всё чаще создаются величеств. архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память сов. воинов и жертв фаш. террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта [мемориалы - на Пискарёвском кладбище в Ленинграда (1960, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фаш. террора в Пирчюписе (Литов. ССР; 1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас), Саласпилсе (Латв. ССР; 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др.), Хатыни (Белорус. ССР; 1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов и др.), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Вучетич и др., арх. Белопольский, В. А. Дёмин), комплекс мемориальных памятников и ансамблей «Зелёный пояс славы» на рубежах героич. обороны Ленинграда (1964-67, авторы общей планировки архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская), комплекс -«Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы Кибальников, А. О. Бембель

Скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитекторы О. Н. Закаменный и др. Мемориал в Саласпилсе. 1961-67.

и др., арх. В. А. Король и др.), мемориал защитникам Ленинграда (1975, скульптор Аникушин, арх. С. Б. Сперанский)]. Значит, произв. в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры создали П. И. Бондаренко, Л. Н. Головницкий, Исаева, О. К. Комов, Г. Ф. Ланкинен, Ю. Г. Нерода, А. Г. Пологова, И. А. Тенета, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. М. Шаховской в РСФСР; В. 3. Бородай, Г. Н. Кальченко, Д. П. Крвавич на Украине; Л. Н. Гумилевский, Г. И. Муромц