БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201нсивно складывались нац. художеств, школы, связанные с прогрессивными слоями петерб. Академии художеств, а с 70-х гг. с Товариществом передвижных художеств, выставок. Основоположником демократич. реализма в живописи и графике Украины стал укр. поэт и худ. Т. Г. Шевченко. Во 2-й пол. 19 в. и в нач. 20 в. выдающимися мастерами, продолжателями традиций Шевченко, явились живописцы и графики Д. И. Безперчий, К. А. Трутовский, Н. И. Мурашко, С. И. Васильковский, К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко и др. Представителями демократич. реализма были: в Грузии - живописцы А. Беридзе, Г. Габашвили, Р. Гвелесиани, А. Мревлишвили, М. Тоидзе; в Армении - С. Агаджанян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян; в Латвии - живописцы К. Гун, Ю. Федер, Я. Розентал, Я. Валтер; в Эстонии - А. Адамсон, К. Дюккер, И. Кёлер. Известное влияние на творчество мн. живописцев России, Украины, Прибалтики с кон. 19 в. оказывали принципы импрессионизма.

Прогрессивное рус. иск-во способствовало преодолению ср.-век. норм в художеств, культуре Ср. Азии, вошедшей в 19 в. в состав России. Однако классовый и нац. гнет самодержавия тормозил культурное развитие всех народов страны, особенно тех, к-рые населяли её отсталые окраины. Важнейшей областью их художеств, культуры в 19 - нач. 20 вв. было декоративно-прикладное творчество, основанное на богатейших нар. традициях (резьба по камню и художеств, работа по металлу у народностей Сев. Кавказа, керамика, вышивка, ковроделие, иск-во декоративной резьбы и росписи в Азербайджане и Ср. Азии, резьба по кости у народностей Сибири и т. д.).

Чороны (якутские деревянные сосуды для кумыса). 19 в.

Накануне Окт. революции 1917 общая картина художеств, жизни была крайне неоднородной и чрезвычайно противоречивой. Наряду с иск-вом, накопившим опыт острой идеологич. борьбы в капиталистич. условиях, существовало иск-во ср.-век. типа, а также иск-во, сохранившее все характерные признаки первобытного художеств, творчества (у ряда народов Севера и Сибири).

В архитектуре России и нек-рых др. наций, населяющих территорию СССР, во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. прогресс в строит, технике, применение более совершенных конструкций, появление новых материалов (металл, железобетон и т. д.) и типов сооружений (промышленных, транспортных, торг, зданий, многоэтажных жилых домов и г. д.) первоначально сочетались с эклектич. подражанием самым .различным стилям. В кон. 19 - нач. 20 вв. в отд. регионах (преим. Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика) распространился стиль «модерн», представители к-рого искали единства конструктивного и художеств, начал, применяли асимметричные построения, многие металлич. конструктивные и декоративные элементы, новые отделочные материалы, из к-рых составлялись живописные, обогащённые изысканной орнаментикой композиции. Параллельно с «модерном» (и нередко сливаясь с ним) в зодчестве этой эпохи существовали течения, тяготевшие к творческому переосмыслению форм нац. ср.-век. и нар. зодчества; возникновение нац.-, романтических тенденций во многом способствовало дифференциации и выявлению своеобразия местных архит. школ. Среди наиболее интересных зодчих данного периода - А. Е. Белогруд, И. В. Жолтовский, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, В. А. Покровский, И. А. Фомин, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев в России; П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов, В. Г. Кричевский на Украине; Э. Лаубе в Латвии и др. Однако в целом наиболее прогрессивные тенденции в предреволюц. зодчестве не могли получить органич. развития в условиях капиталистич. действительности (что особенно сказалось в градостроительстве).

Витраж в особняке Рябушинского (ныне - Музей-квартира М. Горького) в Москве. 1902-06.

В рус. изобразит, иск-ве нач. 20 в. наиболее остро отразился зреющий перелом; в сложных формах проявилось столкновение двух культур - кризисной буржуазно-дворянской и рождающейся пролетарской. Под влиянием социальных движений расширилась сфера обществ, воздействия иск-ва; переживала подъём журнальная, книжная, а также станковая тиражная графика, предпринимались попытки возродить монументально-декоративное иск-во, нар. промыслы и т. д. Одновременно с этим распространялись течения, программно противопоставлявшие себя обществ, жизни, нередко тяготевшие к остросубъективным художеств, экспериментам, порою обретавшим реакционно-утопич. смысл. Изменения в реалистич. иск-ве нашли наиболее яркое отражение в редких по цельности художеств, стиля и остроте характеристик произв. Вал. А. Серова, в мятежно-роман-тич. творчестве М. А. Врубеля, лирически-мечтательных произв. П. В. Нестерова, празднично-чувственных образах К. А. Коровина, элегич. произв. В. Э. Борисова-Мусатова, пейзажах И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, красочных, с оттенком стилизации композициях Б. М. Кустодиева, в изысканном творчестве мастеров, отстаивавших принципы объединения "Мир искусства" (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.), в скульптуре А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, П. П. Трубецкого. Бурный расцвет пережили в этот период рус. гравюра, книжная графика, театр, живопись, имевшая общеевроп. резонанс благодаря творчеству мастеров, участвовавших в Русских сезонах за границей (Бакст, Головин, Н. С. Гончарова). Стиль «модерн», возродивший проблему синтеза иск-в, оказал значит, воздействие на декоративно-прикладное творчество (изделия мастерских, организованных Е. Д. Поленовой в Абрамцеве, М. К. Тенишевой в Талашкине).

В нач. 20 в. рус. иск-во развивалось в резких столкновениях реализма и модернистских тенденций, гуманизма и декаданса. В живописи "Голубой розы" туманно-мистич. мотивы сосуществовали с красочной поэзией Востока (П. В. Кузнецов, М. Сарьян и др.). Художники "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков) соединяли формальные живописные искания с традицией рус. нар. иск-ва, стремясь выразить материально-чувственную природу предметного мира. Особый мир возник в одухотворённых эпико-символич. полотнах К. С. Петрова-Водкина. М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова от красочных гротескно-экспрессивных образов в духе примитивизма перешли к полному отказу от изобразительности в иск-ве. Крайние формы кризиса бурж. иск-ва нашли своё выражение в творчестве первых представителей абстрактного искусства (В. В. Кандинский, К. С. Малевич).

Кризисные противоречия в предреволюц. период были в значит, мере свойственны художеств, культурам мн. народов Росс, империи. Традиции реализма обогащались поисками национально-самобытных форм (а иногда сочетались с веяниями «модерна») в творчестве живописцев Ф. Г. Крччевского, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкого, графиков Е. Л. Кульчицкой, Г. И. Нарбута на Украине; скульптора Я. Николадзе в Грузии; живописца В. Суреньянца в Армении; живописца А. Жмуйдзинавичюса, скульптора П. Римши в Литве; живописца В. Пурвита, скульптора Т. Залькална в Латвии; живописцев П. Рауда и К. Рауда в Эстонии. Тонкое нац. своеобразие присуще проникнутым многочисл. музыкальными и фольклорными ассоциациями произведениям литов. живописца и композитора М. Чюрлениса. Остроэкспрессивные полотна создавал груз, мастер-примитивист Н. Пиросманашвили. Фантастич. алогичный мир возник в полотнах выходца из Белоруссии М. 3. Шагала. Представители крайних модернистских направлений (укр. скульптор А. П. Архипенко и др.) порывали связи с местными художеств, традициями, примыкая к интернац. кругу мастеров т. н. парижской школы.

Традиции демократич. реализма, интенсивно развивавшегося в нач. 20 в., особенно укрепились в период Революции 1905-07, когда на первое место выдвинулась активно сражавшаяся с царизмом журнальная графика (Добужинский, Д. Н. Кардовский, Кустодиев, Е. А. Лансере, Вал. А. Серов в России; Ф. С. Красицкий, М. Г. Сластион на Украине; А. Азимзаде в Азербайджане; О. И. Шмерлинг в Грузии; Я. Тилберг, Р. Заринь в Латвии; А. Лайкмаа, Н. Трийк в Эстонии и др.). Тематика, связанная с революц. событиями 1905-07, с жизнью и борьбой рабочего класса и трудового крестьянства, заняла ведущее место в творчестве таких мастеров, как А. Е. Архипов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, Л. В. Попов в России; Я. М. Кру-гер в Белоруссии; Лайкмаа в Эстонии. Огромное значение для борьбы с бурж. идеологией в иск-ве имела статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905).

Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в истории иск-ва народов СССР, коренным образом изменив его содержание, а также его роль в обществ, жизни. Иск-во было поставлено на службу народу. Проникнутое духом коммунистич. партийности и народности, вдохновившееся идеалами социализма, оно перешло к образному воплощению революц. борьбы масс и их энтузиазма в построении нового общества.

Создание качественно новой художеств, культуры социализма приняло форму двустороннего процесса эстетич. воспитания трудящихся и демократизации, возрастания идейно-воспитат. роли самого иск-ва. Преобразования в области культуры были обращены ко всем народам страны, получившим возможность свободного и полнокровного развития нац. художеств, традиций. Социалистич. революция уничтожила границы, изолировавшие иск-во многих национальностей от магистральных путей мирового ист.-художеств, процесса. Сколь бы ни были различны исходные позиции, с к-рых начинало свою историю в сов. время иск-во различных народов, общей целью было формирование всесторонне развитой художеств, культуры, владеющей тем богатым арсеналом средств, видов и жанров, к-рый позволяет ей отвечать на запросы социалистич. общества, являть собой совершенную эстетич. форму обществ, сознания.

Уже в первые годы Сов. власти, в тяжёлых условиях Гражд. войны и хоз. разрухи, гос-во делало всё возможное для развития культуры, сохранения художественных ценностей, организации музейного дела. Этим целям служили декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины» (1918), реформа художеств, образования, учреждение закупочных комиссий, в задачу к-рых входило приобретение для гос. фондов произв. изобразит, иск-ва, выделение крупных денежных средств для устройства художеств, выставок и конкурсов и т. д. Огромную роль в формировании нового, сов. иск-ва сыграл план монументальной пропаганды, выдвинутый В. И. Лениным и предусматривавший пропаганду идей коммунизма средствами иск-ва и прежде всего скульптуры. Началом монументальной пропаганды явился декрет СНК от 12 апр. 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В произв. скульпторов, участвовавших в осуществлении этого плана (Н. А. Андреев, С. Т. Конёнков, М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд в РСФСР; М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе на Украине и др.), ярко проявилось тяготение к созданию обобщённых, героизированных образов.

В период Гражд. войны и иностр. воен. интервенции 1918-20 острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснять народу политику Сов. власти, нести в массы лозунги партии обусловила расцвет иск-ва плаката, крупнейшими мастерами к-рого были В. Н. Дени и Д. С. Моор, опиравшиеся на традиции нар. лубка и опыт прогрессивной зарубежной и отечеств, политич. графики. Наряду с печатными создавались плакаты рисованные, размножавшиеся с помощью

Д. С. Моор. "Ты записался добровольцем?". Плакат. 1920.

трафарета (обычно сопровождавшиеся краткими стихотворными текстами), т. н. «Окна РОСТА», инициатором к-рых был М. М. Черемных, а ведущим художником и поэтом В. В. Маяковский. Эта форма агитац. иск-ва получила значительное распространение («Окна ЮгРОСТА», «УкрРОСТА», «БакКавРОСТА», «Арм КавРОСТА», «ГрузКавРОСТА»). Средствами агитации, в общедоступной форме раскрывающими всемирно-ист, смысл происходящих событий, служили также героически-призывные, жизнерадостные композиции, украшавшие города в дни революц. празднеств, росписи агитпоездов и агитпароходов.

В. Д. Е р м и л о в. Эскиз оформления вагона агитпоезда «Красная Украина». Акварель. 1921. Фрагмент.

Новое содержание проникло в эти годы во все виды графики - газетную, журнальную, книжную, станковую. В иск-ве книги на протяжении 20-х гг. (преим. в РСФСР и на Украине) совершился процесс её демократизации, переход к оформлению массовых изданий (политических, просветительных, детских и т. д.), к углублённому решению художником всего комплекса иллюстраций и макета в целом; художественно оформленная массовая книга начинала играть всё более заметную роль в общем процессе социалистич. культурной революции. В различных видах графики в первые послереволюц. годы успешно выступали Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков, Бенуа, Н. Н. Купреянов, Ф. А. Малявин, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, П. Я. Павлинов, И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин в РСФСР; Нарбут на Украине; Азимзаде в Азербайджане; Л. Л. Бурэ в Узбекистане и др. В живописи, мастера к-рой также искали пути для отражения того нового, что принесла с собой революция, наряду с работами символико-аллегорич. характера (произв. Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона в РСФСР) появились картины, имеющие значение художеств, документов эпохи (произв. И. И. Бродского, И. А. Владимирова в РСФСР).

Для изобразит, иск-ва 20-х гг. в целом было характерно существование многих художеств. объединений, декларации к-рых порой существенно различались между собой. В борьбе за художеств, осмысление революц. действительности, за формирование метода социалистич. реализма постепенно преодолевались формалистич. и натуралистич. тенденции, эстетские взгляды на задачи и цели иск-ва. Значит, заслуга в утверждении в изобразит, иск-ве тем революц. борьбы и становления нового быта принадлежала мастерам, входившим в Ассоциацию художников революц. России (АХРР). Филиалы АХРР и родственные ей орг-ции возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Узбекистане, Башкирии, Татарии. Большую роль в художеств, жизни 20 - нач. 30-х гг. сыграли стремившееся выразить энергию и бодрость молодой страны Общество художников-станковистов (ОСТ), общество художников «Четыре искусствам, объединившее крупнейших мастеров, владевших высокой проф. культурой; Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ) и нек-рые др. объединения.

Важной составной частью общего процесса культурной революции в 1920-е гг. явилось складывание принципов совр. художеств, творчества у народов, до Окт. революции 1917 не имевших развитого проф. иск-ва. Переосмысление традиц. художеств, форм в иск-ве народов Ср. Азии и Сибири происходило в условиях братской помощи со стороны мастеров др. нац. школ (особенно значительным было содействие представителей рус. иск-ва).

В живописи 20 - нач. 30-х гг. на первый план выдвинулась ист.-революц. тематика (Ф. С. Богородский, Бродский, С. В. Герасимов, М. Б. Греков, А. А. Дейнека, А. А. Осмёркин, Петров-Водкин, П. П. Соколов-Скаля, П. М. Шухмин в РСФСР; Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, Н. С. Самокиш на Украине; В. В. Волков в Белоруссии; А. Коджоян в Армении и др.). Обновление бытового жанра было связано с пристальным интересом художников к приметам социалистического образа жизни, утверждавшегося в среде, хранившей традиц. черты и нац. формы быта (Дейнека, Е. А. Кацман, А. В. Моравов, Ю. И. Пименов, С. В. Рянгина, Ц. С. Сампилов, Е. М. Чепцов в РСФСР; Светлицкий на Украине; П. П. Беньков, А. Н. Волков в Узбекистане; Б. Нурали в Туркменистане и др.). Стремление создать жизнеутверждающие образы нового человека, рождённого революцией, определило ведущую тенденцию портретной живописи (С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Г. Г. Ряжский в РСФСР; П. Г. Волокидин на Украине; С. Агаджанян в Армении и др.). В пейзажной живописи особое значение приобрели индустриальные мотивы, связанные с преобразоват. деятельностью сов. людей (К. Ф. Богаевский, Куприн, Б. Н. Яковлев в РСФСР; Г. Гюрджян, Ф. Терлемезян в Армении и др.), но создавались и обобщённые лирич. образы природы (В. Н. Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Лентулов, Машков, Юон в РСФСР; А. Цимакуридзе в Грузии; Сарьян в Армении и др.). Предпринимались отд. попытки возрождения лучших традиций монументальной живописи (В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере и др.).

Продолжали успешно развиваться различные виды графики, в т. ч. книжная и журнальная иллюстрация, книжное оформление, плакат, эстамп, рисунок, карикатура. Известность завоевали рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, ксилографии А. И. Кравченко, П. Н. Староносова, Фаворского, литографии Г. С. Верейского, офорты И. И. Нивинского, акварели Л. А. Бруни, карикатуры Б. Е. Ефимова (РСФСР), плакаты А. И. Страхова, ксилографии В. И. Касияна, офорты В. X. Заузе, акварели А. А. Шовкуненко (Украина), рисунки А. М. Бразера (Белоруссия), И. Шарлеманя (Грузия), гравюры А. Коджояна (Армения), В. А. Рождественского, рисунки А. В. Николаева (Узбекистан).

Осн. направление скульптуры 20-х гг. по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произв., содержащих значит, ист. обобщения (Конёнков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И. Д. Шадр в РСФСР). Наряду с монументальными произв. возникло немало замечательных работ в жанре скульптурных портретов (Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева в РСФСР; Николадзе в Грузии и др.)- Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произв. и монументов, посвящённых В. И. Ленину (серия «Лениниана» Андреева, 1919-32; памятники: перед Финляндским вокзалом в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх; на Земо-Авчальской ГЭС, Груз. ССР, бронза, гранит, 1927, скульптор Шадр, арх. С. Е. Чернышёв).

В театрально-декорационном иск-ве наряду с приверженцами жанрово-обстано-вочной и живописной системы декораций выступили сторонники эксцентрич. зрелищности и театрального конструктивизма. Среди видных театральных художников этого периода - А. А. Веснин, Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР; М. И. Драк, Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине и др. Художники (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, С. В. Козловский в РСФСР) активно участвовали в создании первых сов. кинофильмов. В оформит, иск-ве 20-х гг. особое значение обрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистич. строя (Л. М. Лисицкий в РСФСР).

Важное значение для формирования декоративно-прикладного иск-ва имел декрет ВЦИК от 26 апр. 1919 «О мерах содействия кустарной промышленности». В 1920-е гг. росло произ-во кустарных изделий (гончарство, ткачество и т. д.), восполняющих недостаток пром. товаров; нар. художеств, изделия получили популярность во мн. странах. Сов. декоративно-прикладное иск-во развивалось на базе старинных и вновь созданных художеств, промыслов [лаковая миниатюра с. Палех (И. И. Голиков и ДР-), Федоскино, хохломская роспись (Ф.. Ф. и С. Ф. Красильниковы и др.), богородская скульптурная резьба (А. Я. Чушкин и др.) в РСФСР; художеств, обработка металла в Дагестане (А. Ахмедов и др.); ковроделие на Кавказе и в Ср. Азии и т. д.] и предприятий художеств, пром-сти (фарфоровый з-д им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, текст, ф-ки Москвы, Иванова и др.). Отходя от отвлечённого формотворчества, мастера т. н. производственного искусства (Л. С. Попова и др.) обратились к конструированию пром. изделий (мебели, одежды, тканей и т. д.) и к работе в полиграфии.

С. В. Чехонин. Блюдо «РСФСР». Петроградский фарфоровый завод. 1918. Музей Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова.

В художеств, пром-сти успешно работали также Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Чехонин, Р. К. Щекатихина-Потоцкая и др. Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций», на основе к-рого в разное время в союзных и авт. республиках были созданы союзы сов. художников, способствовало сплочению мастеров художеств, культуры и ознаменовало новый этап в развитии многонац. сов. иск-ва. С этим этапом было связано утверждение теории социалистич. реализма. Иск-во 30-х гг., проникнутое сознанием успехов социалистич. строительства, отражало жизнь и борьбу сов. народа, активно раскрывало оптимистич. пафос эпохи первых пятилеток. Важной для творческой практики стала также проблема художеств, наследия, его глубокого и всестороннего освоения. Характерной чертой художеств, жизни 30-х гг. были большие тематич. выставки («15 лет РККА», 1933; «20 лет РККА и Военно-Морского Флота», 1938; «Индустрия социализма», 1939), где центральное место занимали крупные по размерам и масштабные по образному смыслу живописные полотна.

Л. М. Лисицкий. Оформление вводного зала советского павильона на международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928.

В живописи 30-х гг. к ист.-революц. тематике успешно обращались Б. В. Иогансон в РСФСР, Ф. Г. Кричевский на Украине. Мажорные композиции, посвящённые жизни трудящихся, создавали Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимов, Дейнека, Пименов, А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов в РСФСР; К. Д. Трохименко на Украине; У. Джапаридзе, И. Тоидзё в Грузии; А. Кастеев в Казахстане; Н. Карахан, 3. М. Ковалевская в Узбекистане; С. А. Чуйков в Киргизии. В портретах А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, П. Д. Корина, Нестерова (РСФСР) раскрылись богатый внутр. мир и огромная творческая активность сов. людей. Важный вклад в развитие пейзажа и натюрморта внесли Кончаловский, Лентулов, Машков в РСФСР; Н. Г. Бурачек на Украине; Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе в Грузии; М. Абегян, С. Аракелян, Сарьян в Армении. Размах стр-ва способствовал успехам монументально-декоративной живописи (Дейнека, Е. Е. Лансере, Фаворский в РСФСР и др.).

В области театрально-декорац. живописи в 30-е гг. плодотворно работали Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, И. М. Рабинович, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин в РСФСР; Г. Мустафаев в Азербайджане; М. Арутчян в Армении; И. Гамрекели в Грузии и др. Принцип объёмно-пространственных декораций обогащался использованием живописи. В кинематографии 30-х гг. заметный след оставила деятельность художников Н. Г. Суворова, И. А. Шпинеля (РСФСР) и др. Значит, образцы оформления выставочных ансамблей были связаны с организацией в Москве Всесоюзной с.-х. выставки 1939 (гл. худ. В. Н. Яковлев) и участием СССР во всемирных о выставках в Париже 1937 и Нью-Йорке 1939 (обе - гл. худ. Н. М. Суетин).

В книжном оформлении на первый план выдвинулась иллюстрация, ставящая целью глубокое сюжетно-психологич. раскрытие событий и характеров. Замечат. образцы книжной графики создавали А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, К. И. Рудаков, Фаворский, Д. А. Шмаринов в РСФСР; И. И. Ижакевич, Касиян на Украине; Г. Абакелия, Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, И. Тоидзё в Грузии; Е. Кочар в Армении. В станковой графике этого периода видное место заняли сатирич. композиции Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Н. Э. Радлова, К. П. Ротова, цветные линогравюры И. А. Соколова, рисунки Н. П. Ульянова, акварели А. В. Фонвизина (РСФСР), гравюры Д. Кутателадзе (Грузия).

Для скульптуры было особенно характерно распространение монументальных произв., обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистич. эпохи. Всемирную известность приобрело произв. Мухиной «Рабочий и колхозница», символич. монументальная группа, венчавшая павильон СССР на Всеми