БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201кемчука «Молодо-зелено» (1961), О. Гончара «Тронка» (1963), Г. И. Коновалова «Истоки» (1959-67), Сартакова «Барбинские повести» (1957- 1967), Гранина «Иду на грозу» (1962), В. В. Липатова «Сказание о директоре Прончатове» (1969), О. М. Куваева «Территория» (1975), Ананьева «Годы без войны» (1975), произведения Ш. Рашидова, Р. Файзи, А. Мухтара и др. Острые проблемы совр. произ-ва, отношения в рабочей среде становятся всё более привлекательным материалом для лит-ры, ищущей новых, действенных средств изображения человека, гражданина, борца. Большой общественный резонанс вызвали пьесы «Человек со стороны» (1972) И. М. Дворецкого, «Сталевары» (1973) Г. К. Бокарёва, «Заседание парткома» (1975) А. И. Гельмана, «День приезда - день отъезда» (1976) В. Черных, и др.

В произв., созданных в период зрелого социализма, находят отклик осн. проблемы жизни общества, к-рые стали частью судеб сов. людей. С большой художеств, выразительностью разрабатывается т. н. производств, тема. Созданы глубокие, волнующие произв., всесторонне исследующие подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. Большое внимание уделяется утверждению в лит-ре нравственных позиций сов. человека. Постоянной темой лит-ры остаётся тема борьбы за мир, за освобождение народов, за интернац. солидарность трудящихся в этой борьбе.

Э. М е ж е л а й т и с. «Человек» (Москва, 1963). Илл. С. Красаускаса.

Партия высоко оценивает достижения сов. лит-ры, отмечает активизацию деятельности творч. интеллигенции, к-рая вносит всё более весомый вклад в общепарт., общенар. дело строительства коммунистич. общества. Партия призывает к дальнейшему повышению роли социалистич. культуры и иск-ва в идейно-политич., нравств. и эстетич. воспитании сов. людей, формировании их духовных запросов. Пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) призывает бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. искусства, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе. Постановление оказало существ, воздействие на развитие лит. критики и литературоведения, к-рые стремятся более активно, с парт. позиций воздействовать на ход лит. процесса, формировать убеждения и вкусы читателей. Возрастает обществ, авторитет, усиливается марксистско-ленинская методологич. вооружённость, повышается профессиональный уровень литературно-критич. работ (см. Литературоведение в разделе Наука, а также ст. Литературная критика). Большое внимание партия уделяет подготовке и воспитанию творч. смены как одной из важнейших задач плодотворного развития советской художественной культуры. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью» (1976) дана развёрнутая программа совершенствования всей системы профессионального обучения и идейно-политической закалки молодого поколения художественной интеллигенции.

Формирование сов. лит-ры как нового этапа в развитии духовной культуры человечества всегда привлекало к себе внимание прогрессивной художеств, интеллигенции различных стран. В обществ, деятельности и творчестве А. Барбюса и Р. Роллана, Б. Брехта и И. Бехера, Т. Драйзера и М. Андерсена-Нексё, Премчанда и Лу Синя, Р. Фокса, Н. Хикмета и мн. др. выдающихся представителей лит-ры 20 в. утверждалось всемирно-ист, значение революц. опыта сов. писателей в создании единой социалистич. многонац. лит-ры и прочерчивались трассы её будущего решающего воздействия на ход развития«...интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения» (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120). Воплощаясь в произведениях сов. лит-ры, идеи социалистич. интернационализма вооружают писателей разных стран новым видением мира, открывают реальную перспективу выхода из тупиков буржуазного общества. В растущем международном авторитете советской литературы со всей очевидностью выражается торжество ленинской национальной политики (см. раздел Международные культурные связи).



АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дольмен близ Каменномостского посёлка (Краснодарский край). 2-е тыс. до н. э.

Женские статуэтки из стоянки Выхва-тинцы (на территории Украинской ССР). Трипольская культура. Глина. Начало 2-го тыс. до н. э.

Эрмитаж. Ленинград.

Фрагмент росписей Каповой нещеры (Башкирская АССР). Палеолит.

Терр. СССР - область древних художеств, культур. Первые памятники иск-ва, обнаруженные гл. обр. на терр. РСФСР и Укр. ССР (росписи Каповой пещеры в Башкирской АССР, фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне и т. д.), восходят к верхнему палеолиту. В эпохи мезолита и неолита различные виды художественной культуры интенсивно развивались также на территории Белоруссии, Закавказья, Ср. Азии, Прибалтики (к 6-2-му тыс. до н. э. относятся расписная керамика Приднепровья и Ср. Азии, художественные изделия из металла древних племён Кавказа и Ср. Азии). В эпохи энеолита и бронзы почти на всей территории СССР существовали самобытные художественные культуры.

В 1-м тыс. до н. э. и нач. 1-го тыс. н. э. наряду с первобытным иск-вом железного века развивалось иск-во классового общества (культуры Урарту, Мидии, Албании Кавказской). Юг Ср. Азии стал р-ном распространения культуры Бактрии, Север - культуры Хорезма.

С сер. 1-го тыс. до н. э. в юж. р-нах существовали регионы, испытавшие интенсивное воздействие антич. цивилизации. Высокого расцвета достигло иск-во античных городов Северного Причерноморья. Отличавшаяся местными чертами антич. культура гос-в на терр. Груз. ССР и Арм. ССР просуществовала до первых веков н. э. Иск-во, сочетавшее антич. художеств, опыт (а иногда и влияние инд. изобразит, культуры) с местными традициями, развивалось также в Ср. Азии: в Парфянском царстве, Греко-Бактрийском царстве, Кушанском царстве, Согде. Культура рабовладельческих гос-в постоянно взаимодействовала с культурами народов, стоявших на первобытнообщинной или раннеклассовой стадии развития (скифов, сарматов, саков, народов Сибири, Алтая, Д. Востока). Обе эти культурные традиции сыграли важную роль в становлении ср.-век. иск-ва на терр. СССР. Значит, самобытности достигло ещё в дофеод. период иск-во славян.

Единая по ист. типу ср.-век. художеств, культура обрела в разных регионах своеобразные черты, обусловленные различиями социально-экономич. укладов и особенностями местных религий. В 5-8 вв. на терр. Ср. Азии существовали отмеченные местным своеооразием художеств, культуры раннефеод. гос-в - Согда, Тохаристана, Хорезма, Уструшаны и др. С исламизацией Ср. Азии и Азербайджана (8-11 вв.) они оказались втянутыми в культурную орбиту мусульм. мира. В Ср. Азии получили глубоко оригинальное истолкование типы мусульм. культовых построек (мечеть, мавзолей и т. д.), а также характерных для Переднего и Ср. Востока светских сооружений (крытые рынки, караван-сараи и т. д.). Монументальные, нередко богато украшенные изысканным орнаментом (исполненным в технике резной терракоты, майоликовой мозаики и т. д.) архит. памятники 10-19 вв., созданные народами Ср. Азии и Азербайджана, заняли выдающееся место в истории мирового зодчества [мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, кон. 9 - нач. 10 вв.; караван-сарай Даяхатын (Туркм. ССР), И в.; мавзолей в Серахсе (Туркм. ССР), 11 в.; мечеть-мавзолей Талхатан-Баба (Туркм. ССР), 11 в.; мавзолей Мухаммеда Башшара (Тадж. ССР), ок. 11-12 вв.; Девичья башня в Баку, 12 в.; мавзолей Султана Санджара в Старом Мерве (Туркм. ССР), 12 в.; ансамбль Пои-Калян в Бухаре, 12-16 вв.; мавзолей Манаса (Кирг.. ССР), 14 в.; мемориальный ансамбль Шахи-Зинда, 14-15 вв., культовый комплекс Биби-Ханым, 1399-1404, мавзолей Гур-Эмир, 1404, все - в Самарканде; дворец Ширваншахов в Баку, осн. стр-во - 15 в.; ансамбль пл. Регистан в Самарканде, 15-17 вв.; хивинские дворцы 19 в. и др.].

«Пантера» из Келермесского кургана (на территории Адыгейской АО). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Торговое сооружение Таки-Заргаран в Бухаре. 16 в.

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404.

Стуковая панель из дворца Саманидов в Афрасиабе. 9-10 вв. Самаркандский музей истории культуры и искусства народов Узбекской ССР.

Выдвинутое исламом запрещение изображать божество обусловило отсутствие религ. тематики в ср.-век. ср.-азиат, изобразит, иск-ве и привело к ограничениям в создании изображении человека и др. живых существ. Однако высочайшего расцвета достигло иск-во орнаментики (геометрич., эпиграфич., стилизованно-растительные, иногда зооморфные мотивы). Блестящее развитие получило в ср.-век. Ср. Азии и Азербайджане иск-во книжной миниатюры, а также нар. декоративное и прикладное иск-во (резьба по камню, дереву, декоративные росписи, вышивка, ткачество, ковроделие, художеств, обработка металла, керамика и т. д.).

Дворец Ширваншахов в Баку. Основное строительство - 15 в.

Укреплённые жилища в селе Шатили (Хев-суретия, Грузинская ССР). Позднее средневековье.

В ср.-век. Грузии и Армении сооружались величеств, замки-крепости и дворцы; после принятия христианства (3-4 вв.) возводились отличающиеся чёткостью и компактностью композиции, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, красотой кладки храмы, имеющие общие черты с ранне-христ. памятниками Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят, архит. школы. Среди наиболее значит, памятников ср.-век. зодчества Закавказья храмы Джвари (586/587-604), Цроми (626-634), кафедральный собор Светицховели в Мцхете (1010-29), замок-крепость в Ананури (16-17 вв.)- все в Груз. ССР; церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618), Татевский монастырь (9-11 вв.), монастырь Санаин (10- 13 вв.), монастырь Гегард, частично вырубленный в скалах (преим. 12- 13 вв.) - все в Арм. ССР. Храмы украшались мозаиками, росписями, резьбой по камню. Интенсивно развивались также книжная миниатюра (крупнейший мастер - армянский миниатюрист 2-й пол. 13 в. Торос Рослин), чеканка по металлу (знаменитые грузинские мастера Бешкен и Бека Опизари и др.), вышивка и т. д.

Натерр. Европ. части СССРв 10-Нвв. сложилась художеств, культура Киевской Руси, впитавшая традиции иск-ва славян, а в дальнейшем своеобразно претворившая мощное влияние Византии. Для др.-рус. храмов, в к-рых самобытно интерпретировался визант. тип крестово-купольного культового здания, характерны ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Мировое значение имеют такие др.-рус. памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045-50). В 12-13 вв. сложились самобытные архит. школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и др. городах и княжествах. Среди значительнейших произв. этого периода: отмеченные пластич. мощью и лаконизмом объёмов новгородские соборы нач. 12 в.- Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архит. и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2-й пол. 12 в.- Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и мн. др. Отд. монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Тяжелейший удар др.-рус. культуре в 13 в. был нанесён татаро-монгольским завоеванием.

С 14 в. на базе художеств, традиций Киевской Руси формировались прочно связанные между собой рус., укр. и белорус, ср.-век. художеств, культуры, постепенно обретавшие всё более яркие нац. особенности. Рус. иск-во вступило к 14 в. в период нового постепенного подъёма.

Всецело подчинённое религ. идеологии, оно вместе с тем проникалось глубокой человечностью, нередко - большими обществ, идеями. В кон. 13-15 вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2-я пол. 14 в.; островыразит. иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась псковская школа. Развивались также архит. и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С 14 в. на первое место постепенно вышла художеств, школа Москвы. Величайшими достижениями рус. и мирового иск-ва 15-16 вв. явились моек, памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Моск. Кремля, 15 - 17 вв.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555-60). К шедеврам др.-рус. иск-ва этого периодЗ принадлежат также иконы и фресковые циклы работы А. Рублёва (15 в.) и Дионисия (кон. 15- нач. 16 вв.), многочисл. др. произв. иконописи, книжной миниатюры, декоративно-прикладного иск-ва (художеств, шитьё, резьба по дереву, изделия из металла и т. д.). В 17 в. усилились светские тенденции, фольклорное и декоративное начала; эти процессы были характерны как для зодчества, где пространственные решения сочетались с интересом к пёстрому, «узорочному» внешнему убранству (церкви в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и др.), так и для живописи (насыщенные реалистич. элементами иконы и парсуны С. Ушакова и др.; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы и др.). Более интенсивным стало взаимодействие рус. иск-ва с художеств, культурами Зап. Европы и Востока.

Софийский собор в Новгороде. 1045-50.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194-97.

«Людогощенский крест». Дерево. 1359. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крепостъ в Сороках (Молдавская ССР). 1543.

В основном те же процессы характерны и для ср.-век. иск-ва Украины, накопившего к моменту воссоединения с Россией (1654) богатый ист.-художеств, опыт. В 14-16 вв. здесь сооружались мощные живописно расположенные крепости (замки в Хотине, 13-15 вв., Каменце-Подольском, 14-16 вв., Остроге, 14- 16 вв., и др.), глубоко самобытные культовые постройки (церковь-крепость в Сутковцах, 1467). В кон. 16 в. мастера зап.-укр. областей творчески освоили в кам. стр-ве элементы архитектуры и скульптуры Возрождения (украшенная богатым пластич. декором часовня Трёх святителей во Львове, 1578-91, и др.). Монументальная живопись и иконопись с 15 в. обогащались фольклорными и реалистически-жанровыми мотивами. Новым стимулом для развития архитектуры и изобразит, иск-ва стала освободит, борьба укр. народа.

В Белоруссии в ср. века интенсивно развивалось крепостное и культовое зодчество (церковь-крепость в Малом Можейкове, 16 в.), высокого уровня достигло искусство скульптуры, испытавшее влияние зап.-европ. готики. В 16 в. наметились отдельные черты художественной культуры Возрождения. В 17 в. в Белоруссии и на Украине распространилось барокко.

В художественной культуре Прибалтики, развивавшейся в тесном контакте с иск-вом стран Зап. Европы, глубоко своеобразное нац. истолкование получили в 13-16 вв. принципы готики (Домская церковь в Риге, первоначально строившаяся в романском стиле, 13- 15 вв.), в 16-17 вв.- ренессансные тенденции (здание братства Черноголовых в Таллине, 1597, арх. А. Пассер, и др.), с 17 в.- барокко, наиболее пышное в Литве (внутреннее убранство церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, 1668-75, и др.). Использование зап.-европ. опыта сочеталось с творческим применением местных нар. традиций в прибалтийской ре-лиг, монументальной и станковой живописи, скульптуре (кам. надгробия, лепной декор интерьеров, деревянная пластика) и декоративно-прикладном иск-ве 10- 11 вв.

На рубеже 17-18 вв. начался качественно новый этап в истории иск-ва мн. народов, живущих на терр. СССР, вызванный глубокими причинами, коренившимися в обществ, развитии страны. Иск-во и архитектура, в значит, мере освобождённые от подчинения ср.-век. религ. идеологии (в собственно России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, отчасти в Грузии и Армении), стали на путь, к-рый в целом характеризовался преобладанием светского реалистич. начала. В 1757 была создана Академия художеств в Петербурге. Существенную роль в стилистике рус. иск-ва 18 в. сыграло установление широких связей с зап.-европ. художеств, культурой. Исключит, успехов достигло нашедшее наиболее яркое выражение в стр-ве Петербурга градостроительство, насыщенное гражд. пафосом, отражающим процесс формирования нации и мощный подъём рус. государственности. Развитое барокко в рус. архитектуре завершилось в сер. 18 в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747-52; Смольный монастырь, 1748-54, и Зимний дворец, 1754-62,- оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752-57, и др.) и С. И. Чевакинского (Никольский морской собор в Петербурге, 1753-62). В дальнейшем получил распространение рус. классицизм, претворивший на нац. почве художеств, принципы античности и воплотивший гуманистич. идеи философии Просвещения. Классицистич. направление представлено творчеством выдающихся рус. архитекторов 18-1-й трети 19 вв.: в Москве и её окрестностях - В. И. Баженова (дом Пашкова, ныне старое здание Б-ки им. В. И. Ленина, 1784-86, и др.), М. Ф. Казакова (здание Сената, ныне Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР, 1776-87, и др.), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях - А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота (Академия художеств, 1764-88 ), Ч. Камерона (дворец в Павловске, 1780-1801), И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783-89, и др.),Дж. Кваренги (Смольный ин-т, ныне здание Ленингр. обкома и горкома КПСС, 1806-08, и др.), А. Н. Воронихина (Казанский собор, 1801-11), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства, 1806-23), К. И. Росси (Михайловский дворец, ныне Русский музей, 1819-25; ансамбль Гл. штаба, ныне адм. учреждения, 1819- 1829, и мн. др.), В. П. Стасова (Павловские казармы, иыне здание «Ленэнерго», 1817-20, и др.)- По размаху градостроительных мероприятий, жизненности решения поставленных задач, выразительности образов русская архитектура этого времени заняла одно из первых мест в мировом зодчестве. Традиции ср.-век. зодчества нашли наиболее органичное продолжение в замечательных памятниках деревянной архитектуры (комплекс деревянных сооружений в Кижах Карельской АССР, преимущественно 18 в., и др.).

Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (Украинская ССР). До 1631.

Церковь Онос в Вильнюсе. 16 в.

С. Д. Ковнири др. Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры (Украинская ССР). 1696-1773.

В творчестве рус. живописцев И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, Ф. С, Рокотова, выходцев с Украины В. Л. Боровиковского и Д. Г. Левицкого, скульптора Ф. И. Шубина большой высоты достигло иск-во портрета, проникнутое глубоким гуманистич. содержанием. Зародился бытовой жанр (М. Шибанов), самостоят., значение во 2-й пол. 18 в. получил пейзаж (Ф. Я. Алексеев). Передовые тенденции рус. иск-ва кон.

18 - нач. 19 вв. ярко проявились в поэтически-одухотворённой классицистич. скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в ист. живописи А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова. Высокого уровня достигло рус. декоративно-прикладное (мебель, фарфор, художеств, изделия из металла, стекла, камня и т. д.) и театрально-декорационное иск-во, в к-ром выделялись декорации Дж. Валериани и П. Гонзаго.

В 18 в. на Украине сложился один из наиболее праздничных, декоративно-насыщенных вариантов стиля барокко [постройки Киево-Печерской лавры (произв. С. Д. Ковнира и др.), общественные здания и церкви, созданные И. Г. Григоровичем-Барским, наметившим в своём творчестве переход к классицизму, и мн. др. сооружения]; на рубеже 18-19 вв. господствующим направлением в архитектуре стал классицизм. Новое, светское начало ярко сказалось также в укр. скульптуре и живописи этого периода. Аналогичная эволюция от принципов барокко к иск-ву классицизма в 18 в. была свойственна и архитектуре (а отчасти и изобразит, иск-ву) Белоруссии и Прибалтики. В укр., белорус, и прибалт. градостроительстве кон. 18 - нач. 19 вв. под влиянием рус. позднего классицизма широко применялись «образцовые» проекты культовых, обществ, и жилых зданий. В 18 в. отд. принципы европ. зодчества (особенно в офиц. гор. стр-ве), а также различные жанры светского изобразительного иск-ва (преимущественно портрет) стали характерными для художеств, культуры Грузии и Армении (особенно после их присоединения к России).

В 19 - нач. 20 вв. иск-во большинства народов, входивших в Росс, империю, переживало общеевроп. этапы эволюции. В архитектуре самой России (а также Украины, Белоруссии и Прибалтики) со 2-й трети, 19 в. преобладающее значение получил эклектизм. В то же время велись поиски совр., конструктивно и функционально оправданных архитектурных решений.

С нач. 19 в. в тесной связи с ростом нац. самосознания и подъёмом освободит, революц. движения в России формировалась демократич. культура, породившая мощное течение передового реалистич. иск-ва (см. Реализм), первоначально сочетавшегося в творчестве ряда мастеров с тенденциями романтизма. Развивались портретная живопись (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский), пейзаж (С. Ф. Щедрин), поэтичный крест, жанр (А. Г. Венецианов и его школа), политич. карикатура, портретная и книжная графика. Продолжался расцвет монументальной и декоративной скульптуры (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и др.). К вершинам рус. изобразит, иск-ва 1-й пол. 19 в. принадлежит творчество К. П. Брюллова и особенно А. А. Иванова; каждый из них по-своему отразил в монументальных произв. важные обществ, идеи, внёс в иск-во новые темы и художеств, методы. В кон. 1-й пол. 19 в. П. А. Федотов в жанровых картинах и рисунках выступил родоначальником критич. реализма в рус. иск-ве. Ведущими представителями демократич. реализма 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., беспощадно обличавшего самодержавно-крепостнич. строй и последовательно отстаивавшего принципы народности иск-ва, были передвижники, участники Товарищества передвижных художеств, выставок, сплотившего с 1870-х гг. в своих рядах большинство прогрессивных художников. Мастера критич. реализма создали типические образы рус. дореволюц. действительности и дали ей оценку с передовых, демократич. позиций. Они сумели с большой художеств, убедительностью показать в иск-ве народ, его душевную силу и красоту. Широкое развитие получили бытовой жанр, портрет, пейзаж, ист. живопись. Среди крупнейших рус. художников-реалистов 2-й пол. 19 и нач. 20 вв.- В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, величайшие мастера рус. иск-ва И. Е. Репин, создавший яркие образы нар. жизни, и В. И. Сури ков, воскресивший в красочных полотнах драматические страницы истории народа. Исторические образы и жанровые сюжеты нашли воплощение и в скульптуре (М. М. Антокольский и др.). Основополагающее значение для развития критич. реализма в рус. изобразит, иск-ве имели материалистич. эстетика В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и передовая художеств, критика (особенно В. В. Стасов).

О. И. Бове, А. А. Михайлов. Большой театр в Москве. 1821-24. Перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом.

Несмотря на реакц. политику царизма, препятствовавшего развитию нац. культур народов России, прогрессивное рус. иск-во 19 в. оказало революционизирующее воздействие на иск-во др. народов, питавшееся социальными и национально-освободит. идеями. На протяжении 19 в. инте