БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201инии фронта» (1946). Политич. проблематике посвящены романы «Наступит день» (1948) М. Ибрагимова, «Тегеран» (1952) Г. Севунца и др.

Подлинный драматизм, захватывающая достоверность накопленного за годы войны жизненного материала вызвали интенсивное развитие документальной литературы, проникнутой благородным стремлением - оповестить Родину о беспримерных подвигах её героев-партизан: «Люди с чистой совестью» (1946) П. П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» (1945) С. А. Ковпака, «Подпольный обком действует» (кн. 1-2, 1949) А. Ф. Фёдорова, «В Крымском подполье» (1947) И. А. Козлова, «Это было под Ровно» (1948) Д. Н. Медведева и др. Опираясь на действит. человеческие судьбы, писатели поднимались до больших художеств, обобщений, раскрывали глубокий фил ос. смысл победы над фашизмом - военной, политич., экономич., нравственной. Образы реальных героев Великой Отечеств, войны, в характерах и жизненном поведении к-рых заложены типич. черты сов. человека, нарисованы в романе «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Н. Полевого, повестях ч Золотая звезда» (1946) А. Каххара, «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова и др. В романе Фадеева «Молодая гвардия» (1945-51) - о беспримерной деятельности подпольной комсомольской организации - правда документа, сочетающаяся с правдой художеств, образа, помогла раскрыть нравственно-филос. сущность характера героич. поколения, воспитанного партией, несгибаемых борцов за власть Советов. Тема вечной памяти о погибших, кровной боли за страдания Родины как реквием звучала в произв. Твардовского (поэма «Дом у дороги», 1946, стих. «Я убит подо Ржевом»), Исаковского (стих. «Враги сожгли родную хату») и др. Об испытаниях воен. времени рассказывали поэмы «Прометей» (1947) А. С. Малышко, «Над Ленинградом» (1948) М. Рагима и др. Воен. проблематика определила творч. поиски начинающих путь в лит-ре К. Я. Ваншенкина, Е. М. Винокурова, С. П. Гудзенко, В. Давтяна, Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, А. П. Межирова, С. С. Наровчатова, С. С. Орлова, Р. Парве, Э. Раннета, Б. А. Слуцкого, Г. Эмина и др. В романах и повестях «Спутники» (1946) Пановой, «Звезда» (1947) Э. Г. Казакевича, «Белая берёза» (кн. 1-2, 1947-52) М. С. Бубен-нова, трилогии «Знаменосцы» (1946-48) О. Гончара, «Глубокое течение» (1949) И. П. Шамякина, «Минское направление» (1952) И. П. Мележа и др. были созданы полнокровные образы сов. воинов, патриотов и гуманистов, раскрыто миропонимание людей, в самых тяжёлых испытаниях сохраняющих веру в торжество тех идеалов, к-рые выковывались Великим Октябрём. Художественная убедительность жизненных конфликтов этих произведений противостояла ложному монументализму, который давал о себе знать в некоторых произведениях той поры.

М. Р ы л ь с к и и. «Радуга над миром» (Москва, 1962). Рисунок на обложке А. Сапожникова.

На всех этапах сов. лит-pa ставила перед собой задачу создания образа положительного героя. В кон. 40 - нач. 50-х гг. таким героем являлся коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь. Тема возвращения к мирному труду впервые заявлена в очерковой повести В. В. Овеч-кина «С фронтовым приветом» (1945). Эта же тема разрабатывалась в романах «Счастье» (1947) Павленко, «Ветер Золотой долины» (1950) Айбека, «Миллионер» (1948) Мустафина, «Весна в Сакене» (1948) Г. Д. Гулиа, «Кавалер Золотой Звезды» (кн. 1-2, 1947-48) С. П. Бабаевского, «Земля» (1954-55) С. Ханзадяна, «В Заболотье светает» (1950) Брыля, «Большие события в Науяместисе» (1951) И. Довидайтиса и др.; в поэмах «Флаг над сельсоветом» (1947) А. И. Недогонова, «Весна в „Победе"» (1948) Н. М. Грибачёва, «Рабочий день» (1948) Луконина, «Утро над Минском» М. Танка, «Новое русло» (1948) А. Кулешова и др. Тема труда в дни войны и в дни мира, творч. труда как созидат. сущности сов. человека, сов. общества, тема рабочей гордости за свой труд поднята в романах «Далеко от Москвы» (1948) В. Н. Ажаева, «В гору» (1948) А. Саксе, «Честь» (1947) Г. Баширова, «Сыр-Дарья» (1947-48) Муканова, «Люди наших дней» (1948) Сыдыкбекова, «Донбасс» (1951) Горбатова, «Водители» (1950) А. Н. Рыбакова, «Высота» (1952) Е. 3. Воробьёва, «Иван Иванович» (1949) А. Д. Коптяевой, «Апшерон» (1947) Гусейна Мехти, «Караганда» (1952) Мустафина и др.

Сов. лит-pa выступала в эти годы в своей окрепшей многонац. общности и многообразии эстетич. средств и возможностей. Но в самом процессе её развития возникали немалые сложности. В условиях трудностей послевоен. периода стали появляться безыдейные, аполитичные произведения. С др. стороны, давала себя знать тенденция облегчённого обобщённо-поэтич. изображения трудовых будней, поступки героев мотивировались психологически прямолинейно. Определяя первоочередные задачи идеологич. работы, ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, в к-рых были отмечены достижения сов. культуры и одновременно вскрыты недостатки в развитии лит-ры и иск-ва. Постановления партии, редакционные статьи в газ. «Правда» 1946-52 утверждали особую актуальность незыблемого принципа партийности лит-ры, нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы.

Лучшие произв. сов. лит-ры этих лет доказывали неиссякаемую жизненность метода социалистич. реализма. Многостороннее изображение внутр. мира и обществ, отношений сов. человека отличало романы «Кружилиха» (1947) В. Ф. Пановой, «Жатва» (1950) Г. Е. Николаевой, «Дни нашей жизни» (1952) В. К. Кетлинской, «Журбины» (1952) В. А. Кочетова, «Буря» (1945-48) Лациса, «Заря Колхиды» (1931-52) Лордкипанидзе и др. Сочетание эпич. монументальности и тонкого лиризма характерно для романов «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-48, позднее продолженных романом «Костёр», 1961- 1965) Федина, в к-рых масштаб конфликтов эпохи, требующей категорически чёткого к себе отношения, придал характерам героев жизненность, типичность, глубину. В автобиографич. трилогии Гладкова «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954) рассказ о детстве героя перерастал в эпопею народной борьбы за лучшую жизнь. В произведениях исторического и историко-революционного жанров писатели выясняли закономерности путей своих народов, генезис их интернационалистских устремлений, вопросы нац. самосознания («Давид-Строитель», 1946-58, Гамсахурдия, «Степан Разин», 1951, С. П. Злобина, «Встретимся на баррикадах», 1948-52, Ф. Пестрака, «Весенние ветры», 1948, К. Наджми, «Правда кузнеца Игнотаса», 1948-49, ГудайтисаТузявичюса, и др.). В трилогии «Хлеб и соль» (1959), «Кровь людская - не водица» (1957), «Большая родня» (1949-51) М. Стельмах нарисовал путь укр. крестьянства от Революции 1905-07 до Великой Отечеств, войны 1941-45. В жанре семейной хроники, тяготеющей к социально-ист, эпопее о прошлом и настоящем Сибирского края, созданы романы «Строговы» (1939-46) Г. М. Маркова, «Хребты Саянские» (1940-54) С. В. Сартакова, «Даурия» (1942-48) К. Ф. Седых, «Амур-батюшка» (1941-46) Н. П. Задорнова, «Алитет уходит в горы» (1947-48) Т. 3. Сёмушкина, и др. Важный вклад в освоение ист. проблематики внесли пьесы Сельвинского, И. Кочерги, Шаншиашвили и другие; поэмы «Тысяча восемьсот сорок восьмой» (1948) Антокольского, «Первороссийск» (1950) Берггольц, «Павлик Морозов» (1950) С. П. Щипачёва, «Хата рыбака» (1947) Я. Коласа, «Дневник мира» Танка, «Ленин» (1950) Расула Рзы, «Мугань» (1949) Вургуна, «Портохала» (1951) Г. Леонидзе, «Хасан-арбакеш» (1954) Турсун-заде, «Своими глазами» (1952) А. Токомбаева, «Песня зари» (1948) Г. Менюка, «На земле литовской» (1949) Т. Тильвитиса, «Вероника» (1952) В. Вальсюнене, и др. В лит-ре, особенно в поэзии, выдвинулись новые писательские имена, принёсшие национальную проблематику и поэтическую традицию, обновлённую новым содержанием, выражающим принцип интернационализма; разворачивалось творческое дарование Р. Гамзатова, К. Кулиева, М. Карима, Д. Кугультинова, С. Мауленова, Дж. Мул-дагалиева и др. Всё настоятельнее ощущалась потребность в художеств, синтезе новых процессов современности. В романе Леонова «Русский лес» автору удалось рассмотреть в глубоком историко-философском аспекте сложную специфику переживаемого страной периода.

Значит, изменения, происшедшие в мире в 50-х гг., взятый Коммунистич. партией курс на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-poro явилось преодоление последствий культа личности, утверждение партией ленинских норм жизни определили проблематику и направленность произв., отразивших назревающие потребности обществ, развития. Поэма Твардовского «За далью - даль» (1950 - 60) стала как бы лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего об ист. значении послевоен. пути его Родины. Конкретность анализа, публицистичность, стремление вскрыть жизненные противоречия с парт. позиций, искать пути их преодоления отличали произв. Овечкина «Районные будни» (1952-56), а также проблемные очерки А. В. Калинина, Г. Н. Троепольского, В. Ф. Тендрякова, С. Жураховича, А. Михалевича, Я. Брыля, А. Кулаковского, И. Авижюса, И. Довидайтиса, Ф. Мухаммадиева, А. Сидки, И. Антонова и др. В повести Тендрякова «Не ко двору» (1954), романах Пановой «Времена года» (1953), Д. А. Гранина «Искатели» (1954), пьесах В. С. Розова «В добрый час» (пост. 1954) и А. П. Штейна «Персональное дело» (1954) в полемически заострённой форме ставился вопрос о месте человека в обществе, его гражданском самосознании. С рассказами и повестями, пронизанными острым чувством современности, лиризмом и тонким юмором выступили Ч. Айтматов, В. П. Аксёнов, С. П. Антонов, Т. Ахтанов, И. Гусейнов, Ю. М. Нагибин, Д. Шенгелая и др. Повести «Жестокость» и «Испытательный срок» (обе 1956) П. Ф. Нилина, романтрилогия Ю. П. Германа: «Дело, которому ты служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за всё» (1964) ставили проблемы социалистич. гуманизма, доверия к человеку. Тенденцией к возможно полному, объективному изображению совр. общественно-ист, развития отличался роман Николаевой «Битва в пути» (1957). Важными событиями лит. жизни сер. 50-х гг. явилось завершение Ауэзовым работы над эпопеей «Путь Абая» (1942-56), в к-рой скрупулёзное исследование социально-экономич. процессов жизни казах, народа сочеталось с тонким реалистич. показом истории человеческих судеб, выход в свет последних романов тетралогии Катаева «Волны Чёрного моря» (1936- 1961), трилогии Каверина «Открытая книга» (1949-56), тетралогии А. Хинта «Берег ветров» (1951-66).

В. Лацис. «Звёзды над морем» (Рига, 1964). Илл. Д. Скулме.

В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение нац. и интернац. начал в художеств, творчестве, уровень художеств, развития советской лит-ры, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития сов. лит-ры. Важные изменения в лит. жизни страны выразились в оживлении деятельности творч. союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их «расселения». Альманах «Дружба народов» превратился в ежемесячный лит.-художеств, и обществен-но-политич. журнал. В Москве было создано новое изд-во «Советская Россия». Новые изд-ва организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской авт. республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая лит. газета «Литература и жизнь», в дальнейшем реорганизованная в еженедельник «Литературная Россия». Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР.

Формирование и развитие сов. лит-р в неразрывной связи с общественно-ист, развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост - количественный и качественный - важнейшая закономерность духовной жизни сов. общества и одна из характерных типологич. черт лит. процесса.

К. М. Симонов. "Живые и мёртвые" (Москва, 1964). Илл. А. А. Васина.



Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету нац. лит-р, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернац. единства.

В кон. 50 - нач. 60-х гг. достижения сов. поэзии были связаны в первую очередь с теми произв., в к-рых ставились наиболее масштабные, кардинальные для совр. эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей - такие темы стали предметом художеств, исследования в эпич. поэмах "Середина века" (опубл. 1958) В. А. Луговского, «Строгая любовь» (1956) Я. В. Смелякова, «Любава» (1958-62) Б. А. Ручьёва, «Палестина, Палестина...» И. В. Абашидзе, «Голос Азии» (1956) Турсун-заде, «Кровь и пепел» (1960), «Стена» (1965) Ю. Марцинкявичюса, «Проданная Венера» (1958) В. Д. Фёдорова, «Суд памяти» (1962) Е. И. Исаева и др.; в больших стихотворных циклах, претендующих на глубокие филос. и социальные обобщения, «Человек» (1961) Э. Межелайтиса, «Розы и виноград» (1957) Рыльского, «Когда разгуляется» (1956-59) Пастернака и др.; в поэтич. сб-ках «Стихотворения» (1957) Н. А. Заболоцкого, «Лад» (1961) Асеева, «Стихотворения» (1961) Мартынова, «Избранная лирика» (1962) Маршака, «Охотничий домик» (1964) Светлова, «Бег времени» (1965) Ахматовой, «Белые запахи» (1969) С. Эралиева, «След молнии» (1957) Танка, «А дни идут» (1961) Бровки и др.; в произв. Леонидзе, Г. Табидзе, Чиковани, К. Каладзе, А. Сагиян, С. Капутикян, В. Миколайтиса-Путинаса, А. Лупана, Л. Деляну, Б. Шинкубы, И. Драча, В. А. Рождественского, А. А. Тарковского, Ваншенкина, Д. С. Самойлова, Гамзатова, Кулиева, Кугультинова и др. Духовное богатство своего молодого современника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б. А. Ахмадуллина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Н. Н. Матвеева, М. Мачавариани, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Д. Чарквиани и др.

На каждом этапе развития сов. общества естественно возвращение писателей к теме Ленина. В создании многожанровой и многопроблемной ленинианы, открывающей перспективы художеств, воплощения типического образа человека на качественно новом уровне понимания этой задачи, находит своё выражение многонац. общность сов. лит-ры. Значит, достижения в этой области ознаменованы такими произв., как последняя часть драматич. трилогии Погодина «Третья патетическая» (1959), романы-хроники М. С. Шагинян «Семья Ульяновых» (1938,^ перераб. изд. 1957), «Первая Всероссийская» (1965), повесть Казакевича «Синяя тетрадь» (1961), лирич. дневник Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964), художественно-документальная книга Е. Я. Драбкиной «Чёрные сухари» (1957-60).

Углубление историзма в сов. лит-ре вызвало в 60-70-е гг. новый подъём историко-революц. прозы. В произв. этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного, героич. отношения к жизни, в широком историко-филос. контексте вскрывают важные тенденции обществ, развития: романы «Отец и сын» (1963-64), «Сибирь» (1969-73) Маркова, «Заре навстречу» (кн. 1-2, 1956-57) В. М. Кожевникова, «Сотворение мира» (кн. 1-2, 1955-1967) В. А. Закруткина, «Земля и народ» (1956) Р. Сирге, «Рассвет над морем» (1956) Ю. К. Смолича, «Двенадцать ворот Бухары» (1967-68) Д. Икрами, «Люди на болоте» (1962) Мележа, «Кровь и пот» (1961-70) А. Нурпеисова и др. Остродраматич. картины классовой борьбы в послевоенной литов. деревне нарисовал М. Слуцкие в романе «Лестница в небо» (1963). Многие из этих произв., а также романы и повести М. Н. Алексеева «Вишнёвый омут» (1961), «Хлеб - имя существительное» (1964), «Карюха» (1967), Залыгина «Солёная падь» (ч. 1-2, 1967-68), «Комиссия» (1975), А. С. Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963), «Вечный зов» (1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Свидетельство зрелости советской многонац. лит-ры в целом - появление значит, эпических полотен в лит-pax небольших по численности народов: романы чуваш, писателей В. Краснова-Асли, Н. Ильбекова, кабардинцев X. Теунова и А. Шортанова, адыгейца Д. Костанова, осетин Д. Мамсурова и Н. Гаглоева, чеченского прозаика М. Мамакаева, каракалпакского - Т. Каипбергенова, мордовского - К. Абрамова, хакасского - Н. Доможакова и др.

Ч. Айтматов. «Джамиля» (Москва, 1965). Илл. Л.А.Ильиной.

Р. Гамзатов. «Чётки лет» (Москва, 1973). Илл. А. Добрицына.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюц. деревне, сочетается в сов. лит-ре с пристальным вниманием к личности человека, его нравств. облику, его месту в системе обществ, отношений. Трилогия Ф. А. Абрамова «Пряслины» (1958-73), романы П. Л. Проскурина («Горькие травы», 1964; «Судьба», 1972), Авижюса («Деревня на перепутье», 1964), а также такие произв., как « Липяги» (1963-65) С. А. Крутилина, «Деревенский дневник» (1956-71) Е. Я. Дороша, «Деньги для Марии» (1967) В. Г. Распутина, «Привычное дело» (1966) В. И. Белова, «В камышах» (1963) Троепольского; рассказы Е. И. Носова, В. П. Астафьева и др. характеризуются точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей. Широкую галерею самобытных нар. характеров создал В. М. Шукшин, утверждавший в своих произв. нравств. максимализм, высокий пафос духовности.

Важное место в лит. процессе по-прежнему занимает т. н. военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактич. материала, углублённость размышлений о трагич. и героич. военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-71). С глубокой психологич. достоверностью анализируется внутр. мир человека на войне, социальные и нравств. мотивы его поведения в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в повестях «Пядь земли» (1959) и «Мёртвые сраму не имут»(1961) Г. Я. Бакланова, «Последние залпы» (1959) Ю. В. Бондарева, «Расстаёмся ненадолго» А. Кулаковского, «А зори здесь тихие» (1969) Б. Л. Васильева, «Пастух и пастушка» (1971) Астафьева, «Третья ракета» (1962), «Сотников» (1970) и «Дожить до рассвета» (1972) В. Быкова, в рассказе «Иван» (1958) и романе «В августе сорок четвёртого» (1974) В. Богомолова, в главах из романа Шолохова «Они сражались за Родину» (1943- 1969). Значительный вклад в создание военного эпоса внесли произв. К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, Н. Думбадзе, Р. Джапаридзе, О. Иоселиани, А. Абульгасана, С. Велиева, П. Куусберга, Ф. Ниязи, П. Толиса, Р. Кочара, М. Шатиряна, Я. Брыля, И. Шамякина, Б. Овсепяна, Т. Ахтанова и др. Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах «Горячий снег» (1969) и «Берег» (1975) Бондарев, «Дыхание грозы» (1965) Мележ, «Блокада» (1968-75) А. Б. Чаковский, «Война» (1970-74) И. Ф. Стаднюк и др.

Постановкой сложных социальных проблем, стремлением проникнуть в нац. психологию, показать её классовую обусловленность, изобразить характер нового человека отличаются романы «Крик стрижа» (1969) В. Бешлягэ, «Луна, как жерло пушки» (1970) С. Шляху, «Битва» (1961-66) У. Абдукаимова, «Каска с каштанами» (1966) И. Индране, «О хлебе, любви и винтовке» (1967) В. Петкя-вичюса, «Жаждущая земля» (1972) В. Бубниса, «Маленький реквием для губной гармошки» (1968) Э. Ветемаа, «Глухие бубенцы» (1968) Э. Беэкман и др. В романе Авижюса -«Потерянный кров» (1970) на материале борьбы литов. народа с фашизмом с особой остротой поставлены проблемы социалистич. гуманизма и интернационализма. Широкое признание получили повести и рассказы Айтматова «Джамиля» (1958), «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары!» (1966) и др., отмеченные высокой идейностью, масштабностью поднятых проблем, кровной связью с нац. художеств, опытом.

Расширяется жанровый и стилистич. диапазон документальной прозы, обогащённой лиризмом, глубиной филос. обобщений, страстной публицистичностью. Значит, страницы в летопись Великой Отечеств, войны вписал С. С. Смирнов книгами «Брестская крепость» (1957), «Рассказы о неизвестных героях» (1963) и др. Одному из трагических эпизодов воен. прошлого посвящена «Хатынская повесть» (1973) А. М. Адамовича. Стремление полнее выразить в непосредственном разговоре с читателем личный опыт, отношение к жизни вызвало появление таких оригинальных в жанровом отношении книг, как «Дневные звёзды» (1959) Берггольц, «Ледовая книга» (1959) Ю. Смуула, «Капля росы» (1960) В. А. Солоухина, «Северный дневник» (1961) Ю. П. Казакова и др. «лирических повестей». В лирико-прозаич. книге «Мой Дагестан» (1968) Гамзатов размышляет о красоте своей Родины, о судьбе её истории и культуры, о месте традиции в формировании духовного облика современника. Своё место в лит. процессе заняла собственно мемуарная лит-ра, представленная книгами Эренбурга, Паустовского, Маршака, Каверина, В. Б. Шкловского и др. К этому жанру тяготеют и книги Н. И. Рыленкова, П, Козланюка, Лсонидзе, Г. Маари, Айбека и др. Получили распространение романы и повести о детстве («Открытие мира», 1947-67, В. А. Смирнова, «Повесть о светлом мальчике», 1961-66, С. Сарыг-оола и др.). Значительно возрос удельный вес научно-художеств. междунар. публицистики, очерка, в жанре к-рого исследуются самые разнообразные пласты жизни (Грибачёв, Ю. Жуков, А. Кривицкий, Б. Г. Стрельников, М. Стуруа и др.).

В. Шукшин. «Земляки» (Москва, 1970). Илл. А. А. Васина к рассказу «Как помирал старик».

Новые успехи детской лит-ры ознаменованы произв. Н. Н. Носова, Н. Н. Дубова, М. П. Прилежаевой, С. А. Баруздина, А. Н. Рыбакова, В. Ю. Драгунского и др.

Развиваются жанры научно-социальной фантастики - романы И. А. Ефремова, А. Н. и Б. Н. Стругацких и др.

Разрабатывая социально-нравств. проблемы, писатели используют приёмы «многоголосия» повествования, открывающего возможность сопоставления разных точек зрения, характеров и жизненных позиций, «раскованности» романного времени, позволяющей полнее выразить напряжённый самоанализ героев, их «исповедальные» раздумья (произв. А. Г. Битова, Ю. В. Трифонова, Слуцкиса и др.). Аналогичные процессы наблюдаются и в драматургии. В пьесах А. В. Вампилова острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутр. культуры героев.

Близость сов. лит-ры к жизни народа выразилась, в частности, в том, что она повела решит, борьбу с пережитками патриарх, отношений, с замаскированным мещанством (произв. М. и Р. Ибрагимбековых, Эяьчина, Д. Досжанова, А. Таганова и др.).

Стремлением по-новому осознать национальные традиции, опереться на их непреходящие ценности, отбросив временное, устаревающее, отмечены произведения Белова, Друцэ, С. Курилова, Г. И. Матевосяна, Рытхэу, Ю. Н. Шесталова, Ф. А. Искандера, Г. Г. Ходжера, В. М. Санги и др.

Советская литература всесторонне раскрывает философский и культурно-экономический смысл происходящих перемен, отражает новые производственные отношения людей в морально-этической сфере их бытия: романы В. Кожевникова«3накомьтесь, Балуев!» (1960), Г. Н. Владимова«Большая руда» (1961), А. Е. Ре