БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 магнитофонные записи муз. произведений в исполнении лучших коллективов и выдающихся исполнителей.

Филиалы: Музей-квартира нар. артиста СССР проф. А. Б. Гольденвейзера и Творческая лаборатория дирижёрского мастерства Н. С. Голованова (оба в Москве).

Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушин а в Москве. Основан А. А. Бахрушиным в 1894, но только после 1917 музей стал доступен массовому посетителю. В 1975 в фондах имелось св. 800 тыс. единиц хранения, представляющих историю рус., сов. и мирового театра. В экспозиции - эскизы декораций, рукописи воспоминаний, фонозаписи, первые издания драматургич. произведений, театральные костюмы, афиши, фотографии, подлинные вещи и автографы выдающихся деятелей театр, иск-ва, произведения изобразит, иск-ва. В 1975 музей посетило ок. 110 тыс. чел.

Крупнейшие технические и естественнонаучные музеи. Политехнический музей в Москве. Создан в 1872 на основе первой в России политехнич. выставки. В 1877 для музея было построено здание (к-рое он занимает и ныне). В экспозициях отражены осн. этапы истории развития техники и фундаментальных наук (физики, химии и др.), а также достижения отраслей социалистич. экономики (отделы: Энергетика, Машиностроение, Металлургия, Горный, Автоматика, Радиоэлектроника и электросвязь, Космонавтика и др.). В 1975 музей посетило св. 900 тыс. чел. В 1972 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Музей антропологии и этнографии в Ленинграде. Открыт в 1878 на основе антропологич. и этнографич. коллекций Кунсткамеры. В 1975 его фонды насчитывали св. 300 тыс. предметов. Имеются собрания, купленные Петром I, а также составленные рус. экспедициями 18 в. акад. И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, П. С. Палласа, материалы из кругосветных путешествий И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, О. Е. Коцебу, экспедиций Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Н. Н. Миклухо-Маклая и мн. др. В экспозиции представлены коллекции по этнографии народов Азии, Океании, Юж. Америки, Австралии, Африки, обширный антропологич. материал (в т. ч. остатки неандертальца из пещеры Киик-Коба, скелеты мезолитич. людей и т.д.).

Минералогический музей им. А. Е. Ферсманав Москве. Создан в 1716 как Минеральный кабинет в Кунсткамере (Петербург). В 1836 выделился в Минералогич. музей, к-рый в 1898 вместе с др. геологич. собраниями АН был преобразован в Геологич. и минералогич. музей им. Петра Великого. С нач. 20 в. руководитель музея - В. И. Вернадский, с 1919 - А. Е. Ферсман. После 1917 в музей стали поступать минералы из всех крупнейших геологич. экспедиций. В 1934-35 музей переведён в Москву. В 1975 в фондах насчитывалось ок. 118 тыс. образцов минералов. Работают и систематически обновляются постоянные тематич. выставки (Систематика и история минеральных видов в земной коре; Минералогия химич. элементов Земли и др.).

Зоологический музей в Ленинграде. Ведёт начало от Кунсткамеры, как самостоятельный музей существует с 1832. Один из крупнейших в мире естественной сторич. музеев, имеет (1975) в экспозиции ок. 50 тыс. видов животных, науч. фонды составляют ок. 15 млн. экз. беспозвоночных и ок. 500 тыс. экз. позвоночных животных. Зоологич. материалы, собранные экспедициями рус. и сов. исследователей: Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, Н. А. За-рудного, Л. С. Берга, дрейфующими станциями «Северный полюс» и мн. др., характеризуют фауну СССР, всей Палеарктической области.

Ботанический музей в Ленинграде. Основан в 1823 в составе Имп. ботанич. сада. В 1917-30- Главный ботанич. сад РСФСР, в 1930 передан АН СССР. Фонды музея (1975) содержат до 60 тыс. образцов, сгруппированы в 4 отдела (экономич. ботаника, карпологич. коллекция, дендрологич. коллекция, био-логич. коллекция). Коллекции собраны многими поколениями отечеств, ботаников и путешественников. Экспозиция рассказывает об истории и эволюции растит, мира, о растительности мира по ботанико-географич. областям и о флоре СССР. Крупнейшие музеи под открытым небом. Латвийский этнографический музей под открытым небом (под Ригой). Основан в 1928 в период бурж. Латвии. Вначале экспонатами были постройки зажиточных крестьян. В Сов. Латвии осн. внимание направлено на пополнение экспозиции экспонатами, отражающими быт различных слоев всего сел. населения. Помимо жилищных построек, представлены дом-мастерская гончара 19 в., ветряные мельницы, бани, корчмы, школы, культовые сооружения, характеризующие хозяйственный и бытовой уклад латыш, народа 18-19 вв. Музей расположен на берегу озера, где в естеств. природных условиях представлены нар. зодчество и предметы материальной культуры 4 культурно-историч. областей Латвии-Курземе, Земгале, Латгале, Видземе.

Государственный историко-а рхитектурный музей-заповедник «К и ж и». Осн. в 1960 на одноимённом острове на Онежском оз., где сохранились памятники рус. деревянного зодчества. В состав музея входят 26 архит. памятников: церкви, часовни, крест, дома (многие из к-рых свезены сюда из близлежащих мест). Уникальны памятники архитектуры 18 в. - 22-главая Преображенская церковь (1714), Покровская церковь (1764). В экспозиции собрано ок. 5 тыс. бытовых вещей, произведения нар. творчества, др.-русской живописи. В 1975 музей посетило 160 тыс. чел.

См. также Музеи; статьи о музеях по профилям (напр., Исторические музеи, Краеведческие музеи и др.), а также об отд. музеях (напр., Музей Революции СССР, Политехнический музей и др.). И. А. Анощенко.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

Многонациональная сов. лит-pa представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, общностью гуманистических идеалов и эстетических принципов, сов. лит-pa складывалась после Великой Окт. социалистической революции.

Народы Сов. Союза по праву гордятся духовными ценностями, накопленными за их многовековую историю, богатыми культурными традициями. В глубокой древности создавались героич. сюжеты и образы эпоса об Амирани (у грузин), сказания о Рустаме (у предков совр. таджиков), о Давиде Сасунском (у армян), о Манасе (у киргизов), о Джангаре (у калмыков), «Лачплесис» (у латышей), «Калевала» (у карело-финнов) и др. Эти произв. в течение веков воспринимались как энциклопедии истории, быта, нравств., религ., эстетич. представлений создавших их народов. Разнообразные по фабуле, характерам героев, степени композиц. завершённости, эпосы родственны друг другу утверждением народности, любви к родной земле, отрицанием и осуждением зла и несправедливости. Многообразное ист. и социальное содержание художественно обобщено в рус. былинах, в гл. героях к-рых персонифицированы типические черты нац. характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович и др. - выразители неисчерпаемой силы нар. духа, его безграничных творч. возможностей. Осознание народом своего конкретного ист. опыта закреплялось в песнях, легендах, сказаниях, посв, реальным событиям и личностям. Нар. память опоэтизировала образы Разина, Пугачёва, Хмельницкого, Довбуша, Кармелюка как выразителей свободолюбивых чаяний народа. В сказках народ утверждал торжество добра, находчивость, ловкость, храбрость, самопожертвование, так ярко воплощённые в образах рус. и укр. Иванушки, белорус. Нестерки, азерб. и тадж. Моллы Насреддина, казах. Алдар-Косе и др. Идейное и образное богатство фольклора стало живительным источником для творчества А. С. Пушкина, М. К). Лермонтова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Я. Райниса, Важа Пшавелы, О. Туманяна Г. Тукая, Янки Купалы и др. писателей 19 - нач. 20 вв.

Арм. и груз, лит-ры насчитывают около двух тысячелетий. В нач. 5 в. арм. учёный, просветитель Месроп Маштоц создал арм. алфавит. В том же веке появилось соч. Мовсеса Хоренаци «История Армении» - произведение, к-рое благодаря высокому уровню лит. языка и выразительности описания ист. событий считается выдающимся памятником древней культуры. Самобытная агиографич. беллетристика развивается с 5 в. в груз, лит-ре («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, анонимное «Житие Нины Каппадокийской» и др.). В эпоху феодализма сформировалась богатейшая поэтич. культура таджиков; вследствие общности исторических судеб, культуры и языка, существовавших в период средневековья между таджикским и персидским народами, выдающиеся представители этого периода развития литератур - Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз и др. стали классиками как персидской, так и таджикской лит-ры. Их творчество получило мировую известность.

Эпич. произв. древности восходят к образам фольклора, обогащаются его идеями, сконцентрированным в них жизненным опытом. В колоссальной по размеру поэме «Шахнаме» (976-1010; ок. 100 тыс. строк) Фирдоуси создал многогранный, драматически сложный образ героя-патриота богатыря Рустама, образы простых людей, способных на высокие чувства и подвиги во имя справедливости и человеческого достоинства, воспел разум, как высший дар, как залог бессмертия человека. Высокая гуманистич. устремлённость, героич. дух, ёмкость и благородство мысли, классич. ясность выражения отличают такие шедевры мировой лит-ры, как созданные почти одновременно (во 2-й пол. 12 в.) «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели, «Пятерица» Низами и выдающееся произв. др.-рус. лит-ры «Слово о полку Игореве». Эти поэмы оказывали существ, воздействие на формирование обществ, сознания народов, их представлений о добре, мужестве, дружбе. В лёгких, музыкальных стихах, складывающихся в сложную, но гармонически совершенную поэтич. форму, Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как «отрасль мудрости», продемонстрировал глубокое проникновение во внутр. сущность явлений и психологию человека, создал мир идей, имеющих всеобщее значение, предвосхитил гуманистич. концепции Раннего Возрождения. Пять поэм Низами, оказавших влияние на развитие мн. вост. лит-р, свидетельствуют о выдающемся культурном, филос. диапазоне автора, излагающего свои смелые и оригинальные представления о мире, гос-ве и человеке в стихах, отличающихся высокой поэтич. техникой, сложностью образного строя, тонким лиризмом и эпич. размахом. Органически впитав богатства рус. нар. поэзии, автор «Слова о полку Игореве» создал непреходящие по своей художеств, ценности образы верности патриотич. долгу и любовному чувству. В «Слове...» рус. народ заявил о своих политических интересах, суть к-рых К. Маркс определил как «...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 16). Черты героич. самосознания, патриотизма содержатся во мн. памятниках др.-рус. лит-ры, в т. ч. в ряде «поучений» и посланий, в апокрифах, агиографич. сочинениях, летописях (напр., «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского», «Повесть временных лет» и др.). Лит-pa периода Киевской Руси - общий источник рус., укр., белорус, лит-р.

С 13 в. начался период разрушит, нашествий монголо-тат. полчищ, перс., тур., нем. завоевателей. Передовые писатели и мыслители, носители художеств, традиций и культурного прогресса повсюду становились на защиту интересов своих народов. В 15 в. значит, воздействие на ход лит. процесса на Востоке оказало творчество узб. поэта Алишера Навои. Его стихи (ок. 30 сборников), поэмы, из к-рых выделяются составляющие знаменитую «Пятерицу» (своеобразный «ответ» на аналогичное произв. Низами), прозаич. сочинения и науч. трактаты всесторонне раскрывали духовную жизнь современной поэту Ср. Азии, утверждали ценность человеческой личности.

В 16 в. развернулась просветит, деятельность основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Фёдорова и основоположника вост.-слав, книгопечатания белорус, учёного-гуманиста Франциска Скорины. В сер. 17 в. Украина воссоединилась с Россией; в думах и песнях укр. народ воспевал товарищество-побратимство, воен. доблесть, презрение к личным страданиям, красоту родной земли. К 18 в. относится творчество выдающегося укр. философа-просветителя, человека энциклопедич. культуры, писателя и педагога Г. Сковороды; его поэтич. произведения, собранные в кн. «Сад божественных песней», восхваляли свободу, силу человеческого духа, обличали крепостничество. Гуманистич. традиции Руставели развивались в дидактическо-воспитат. произведении груз, писателя и по-литич. деятеля, одного из основателей новогруз. лит. языка С. Орбелиани «О мудрости вымысла», в к-ром утверждалась мысль о том, что невежество - первопричина обществ, зла. Традиции Руставели были продолжены и в творчестве последнего крупного груз, поэта 18 в. Д. Гурамишвили. В поэме «Беды Грузии» (1787), повествующей о трагич. периоде истории страны, опустошаемой внеш. врагами и внутр. междоусобицами, открыто проводилась мысль о разложении светской и духовной феод, знати, на к-рую автор возлагает ответственность за судьбу родины. В поэме «Пастух Кацвия» (1787) Гурамишвили проявил себя как мастер нар.-поэтич. формы, тонкий знаток нар. языка и специфики нар. мышления. Глубоко народными по духу, содержанию и форме были лирич. произведения азерб. лириков 18 в. Вагифа и Видади, однако общеполитич. ситуация в стране способствовала развитию в их творчестве мотивов пессимизма и религ. мистики. Крупнейшим нар. певцом-импровизатором, тонким лириком и мыслителем явился арм. поэт Саят-Нова, на арм., груз., азерб. языках воспевавший любовь как вечный источник жизни мира и высшую ценность жизни - человека. Просветит, идеи оказали влияние на творчество литов. поэта 18 в. Кристионаса Донелайтиса, давшего в дидактич. поэме «Времена года» (изд. 1818) яркое изображение картин нар. быта, и на преобразователя туркм. поэтич. языка Махтумкули, утверждавшего в своих стихах принципы нар. мудрости и морали.

В России Просвещение как осн. направление обществ, мысли 18 в. возникло на благоприятной идеологич. почве, подготовленной реформами Петра I. Культурно-политич. концепция рус. Просвещения основывалась на идее гражд. долга и общего блага нации. Необходимость создания общенац. лит-ры, лит. реформ утверждалась в теоретич. выступлениях, творч. практике А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, торжеств, оды к-рого вместе с трагедиями А. П. Сумарокова сделались основными лит. жанрами времени, знаменовали начало новой рус. лит-ры. Важным шагом в развитии поэтич. иск-ва стало творчество Г. Р. Державина; его стихи, несмотря на типичную для классицизма дидактику и аллегоризм, оживлялись введением личных биографич. мотивов, конкретностью изображения, пластичностью образов, элементами живой разговорной речи. Этапное произведение рус. лит-ры - первая социальная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (пост. 1782, опубл. 1783), сыгравшая важную роль в развитии рус. нац. театр, иск-ва. В комедии с блестящим остроумием подвергались критике созданные крепостным правом общественные отношения. Сатирическое направление русской литературы получило яркое выражение в проникнутых подлинной народностью баснях И. А. Крылова. Широтой охвата рус. действительности кон. 18 в., глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи отличается революц. энциклопедия рус. Просвещения - книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). В произведениях Фонвизина, Радищева, а также в сатирах Кантемира зарождались элементы критич. реализма. В прозе Н. М. Карамзина, признанного главы рус. сентиментализма, была создана новая для рус. лит-ры эмоционально-психологич. структура повествования; предпринятые писателем попытки выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости оказали несомненное влияние на дальнейшее развитие рус. прозы. В элегич. поэзии В. А. Жуковского выявлялись тенденции своеобразного мистико-романтич. тяготения к поэтич. фантастике (см. Романтизм).

Лит. процесс 16-18 вв. подготовил новый этап - этап становления нац. лит-р и создания лит. языков. В 19 в. процессу взаимодействия и взаимовлияния лит-р в немалой степени способствовало освободит, движение в России. На всех трёх этапах - дворянском, разночинном, пролетарском - оно формировало передовую обществ, мысль, определяло содержание нац. лит-р.; в совместной борьбе с царизмом складывались и крепли их интернац. связи. Это нашло выражение в развитии активного романтизма и критич. реализма, в идеях свободолюбия, обществ, долга, деятельного патриотизма, ненависти к любому проявлению зла и насилия, мракобесия и отсталости.

Вершинные образцы рус. классич. лит-ры 19 - нач. 20 вв. стали достоянием духовной культуры человечества. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) с позиции декабристской идеологии были раскрыты коренные социально-политич. проблемы рус. жизни, обострившиеся в период 1812-25. Осуществлённое Грибоедовым соединение разговорной речи со стихом, ёмкость, афористичность выражения стали важным этапом в развитии рус. реалистич. языка. Всемирно-историч. значение приобрели завоевания реализма в произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, идейно-эстетич. концепции революц. демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В Пушкине рус. народ впервые со всей полнотой осознал себя художественно, в его творчестве выразился глубокий нравств. смысл народных идеалов. Достоевский указывал на «всемирность и всечеловечность» гения Пушкина, имея в виду не только место поэта в истории мировой культуры, но и органическое усвоение им духовного опыта человечества, заложенную в пушкинской концепции мира нац. рус. идею всечеловечески братского единения людей. Историзм мышления, попытки уяснить предпосылки обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса привели Пушкина к глубокому осмыслению «судьбы человеческой» и «судьбы народной». Исторически конкретно осознавая дисгармоничность мира, поэт противопоставлял ей идеал новой жизни. Светом этого идеала, опирающегося на сознание универсальности всемирной истории и культуры, на веру в безграничность духовных возможностей личности и заложенные в нар. сознании нравств. ценности, освещён весь путь рус. лит-ры. В поэзии Ф. И. Тютчева была создана романтич. концепция личности; мир, природа и человек предстают в его стихах в постоянной борьбе, в столкновении противодействующих сил. Трагич. мотивы сочетаются у него с прославлением сильных духом, с поэтизацией гроз и бурь в природе и душе человека. В безграничном максимализме лермонтовского мировосприятия, в сознании фатальной неосуществимости идеала и одновременно принципиальной невозможности отступиться от него возникла новая последекабристская романтич. революционность и гражданственность. Объективно-ист, предопределённость и плодотворность драмы лирич. героя Лермонтова - в предощущении того необходимого духовного кризиса, в к-ром рождаются новая, нерацио-налистич. нравственность и новый, неметафизич. гуманизм. Остросатирич. осмеяние противоестественности господствующих в крепостнич. России обществ, форм, пагубной необузданности царивших в ней социальных привилегий, власти денег, уродливых представлений о ценности и достоинстве человека сочеталось в творчестве Гоголя с утверждением всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Перспективу духовного обновления рус. людей Гоголь видел в самой природе рус. нац. характера.

Особенности пушкинского и гоголевского направлений рус. лит-ры синтезированы в реализме Тургенева, создавшего широкую картину умств. движений, борьбы идей, духовной жизни общества. Обнаружив трагич. разлад между мыслью и действием лучших представителей передового дворянства, Тургенев создал образы, в к-рых воплотил свои представления о новом типе героя-деятеля. Новаторское творчество Некрасова, выступавшего как бы от имени униженного крепостничеством крестьянства, со всей полнотой выразило революционно-демократич. взгляд на рус. действительность и тенденции её развития. В гротескных, фантастич. формах Салтыков-Щедрин показал «призрачность» реальной жизни пореформенной России - мира реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. Видное место в утверждении рус. реалистич. драматургии принадлежит А. Н. Островскому, нравственно-обличительные, социально-бытовые пьесы к-рого Добролюбов называл «пьесами жизни». Широта эпич. охвата действительности и беспримерное проникновение в психологию человека, отражение в частной жизни людей истории народа, небывалая интенсивность духовных исканий делают творчество Л. Н. Толстого уникальным явлением рус. и мировой лит-ры. Писатель вынес суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призвал к нравств. возрождению. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 19). Стремительный драматизм идеологич., социально-филос. романов Достоевского выявлял через изображение «глубин души человеческой» узловые идейные и обществ, конфликты истории и переходной эпохи в жизни России. Со всей бескомпромиссностью ставя вопрос о социальной несправедливости, писатель, при отрицании революц. способов воздействия на мир, вскрыл тем не менее неизбежность идеи бунта против мира страданий. Новым этапом в развитии критич. реализма явилось творчество Чехова, предельно объективировавшего художеств, изображение характеров и событий. Мысль о гибели человека, задавленного тусклой обыденщиной, ощущение неизбежности перемен в жизни рус. общества определили особенности его новеллистики и драматургии.

Рус. писатели 19 в., от Грибоедова до Чехова, разоблачая страшный мир «мёртвых душ» царской России, всегда верили в её будущее; образ «птицы-тройки» стал глубоко символичным воплощением рус. представления о высоком ист. предназначении России. Защита «маленького» человека, суверенных прав его личности, трагич. противоречивость «лишних людей» - «героев нашего времени», протест против устоев «тёмного царства», настойчивое стремление понять «кто виноват?» и «что делать?», пути восхождения человека по ступеням нравств. совершенства, жизнь рус. общества в дни «войны и мира», поиски образа «положительно прекрасного человека», противостоящего всей силе и мерзости «карамазовщины», появление «новых людей», носителей революц. сознания, историко-социальный аспект конфликта «отцов и детей», защита человеческого достоинства и прав женщины, духовное умирание «людей в футлярах» - такова только малая часть той проблематики, к-рая была выдвинута рус. лит-рой 19 в., ставшей для передовых писателей всех национальностей, входивших в состав Росс, империи, неисчерпаемым источником идей и образов, школой реализма, примером высокого обществ, служения.

Творцы нац. лит-р были убеждёнными пропагандистами передовой рус. лит-ры и первыми её переводчиками на родные языки. А. Н. Толстой писал об этом: «Если обратиться к биографиям виднейших национальных деятелей середины и конца прошлого века, станет очевидно, что передовые идеи, понимание жизни и истории они черпали в нашей классической литературе...». Имена великих рус. писателей и критиков «...мы найдем в записных книжках, письмах, в признаниях друзьям, наконец, в самих произведениях писателей: в Грузии - у Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, в Азербайджане - у Мирзы Фатали Ахундова, в Армении - у Налбандяна, Сундукяна, Ованеса Туманяна, на Украине - у Леси Украинки, Коцюбинского и, конечно, у Шевченко, в Белоруссии