БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201-х классов- на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразоват. школ всех видов достигло 35,6 млн. Особенно разительны были достижения школьного образования в ср.-азиат, республиках. Так, в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. число учащихся общеобразоват. школ в Туркм. ССР увеличилось в 37 раз, в Кирг. ССР - в 47 раз, в Узб. ССР - в 75 раз, в Тадж. ССР - в 854 раза.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся нем. оккупации, 82 тыс. школ, в к-рых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Нои в эти годы Коммунистич. партия и Сов. пр-во делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразоват. школы. Были созданы школы для рабочей и сел. молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

По окончании войны осн. задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразоват. школы в городах и районах, освобождённых от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных пром. и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего ср. образования в остальных городах и сел. местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верх. Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе к-рого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершённое повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи ср. образование без отрыва от произ-ва. Перспективы развития народного просвещения наметил 22-й съезд КПСС (1961) в новой Программе партии.

Большое значение для общеобразоват. школы в условиях развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.

Динамика развития школьного образования характеризуется данными, приведёнными в табл. 2.

В соответствии с Уставом ср. общеобразоват. школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно нач. школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и ср. школы в составе 1 -10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего ср. образования. Срок обучения в ср. школах 10 лет; в школах Литов. ССР, Латв. ССР и Эст. ССР продолжительность обучения составляет 11 лет.

Сеть общеобразоват. школ включает также ср. школы с производств, обучением, ср. школы с углублённым изучением отд. предметов, школы-интернаты, ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физич. и умственными недостатками, спец. школы.

Школы с производств, обучением и школы с углублённым теоретич. и практич. изучением отд. предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их проф. ориентации. Объём общеобразоват. знаний в этих школах соответствует требованиям единых уч. планов и программ.

Общеобразоват. школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие обществ, воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.

Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.

Табл. 2. - Общеобразовательные школы всех видов и численность учащихся в них (на начало уч. года)





1914/15


1940/41


1950/51


1960/61


1970/71


1975/76
Число общеобразовательных школ всех видов, тыс.


123,7


198,8


222,1


224,4


190,3


167,0
В том числе:


















начальные, неполные средние и средние школы


123,7


191,5


201,6


199,2


174,6


149,5
вечерние (сменные) общеобразовательные школы (включая обучающихся заочно)*


-


7,3


20,5


25,2


15,7


17,5
Численность учащихся, млн.


9,7


35,6


34,7


36,2


49,4


48,8
В том числе:








14,0


14,2


15,3


12,7
в 1- 3-х классах


8,1


16,1












в 4- 8-х классах


1,5


18,2


19,8


19,4


26,3


24,1 12,0
в 9- 10(11)-х классах.


0,1


1,3


0,9


2,6


7,8




* Включая дневные общеобразовательные школы, при к-рых организованы классы для обучения работающей молодёжи, самостоятельные заочные школы и средние профтехучилища; за 1940/41 уч. г.- включая рабфаки и школы взрослых.

Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физич. развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы спец. общеобразоват. школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. уч-ся).

Ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8-11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, к-рые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отд. случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения - вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971-75) в них получило ср. образование 3,4 млн. чел., что составляет немногим более 1/4 окончивших общеобразоват. школы всех видов.

Уч. год во всех общеобразоват. школах страны начинается 1 сент. и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Уч. год делится на уч. четверти: 1-я - с 1 сент. по 4 нояб., 2-я - с 10 нояб. по 29 дек., 3-я - с 11 янв. по 23 марта, 4-я - с 1 апр. до конца уч. года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние).

В типовом уч. плане школы допускается след, максимальное количество обязат. уч. часов в неделю: в 1-4-х классах- 24 ч, в 5-8-х классах - 30 ч и для 9-10 (11)-х классов - 32 ч. В 10-летних школах с нерус. языком обучения допускается увеличение недельной уч. нагрузки на 2-3 ч.

Осн. форма организации учебно-воспитат. работы в школе - урок продолжительностью в 45 мин. В процессе обучения и воспитания применяются разнообразные виды самостоят, работы школьников, лабораторно-практич. занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке, в ученич. производств, бригаде, а также производств, практика на предприятиях, в колхозах и т. д.

Знания учащихся по большинству уч. предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как «примерное», « удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отд. союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразоват. школ, в ср. спец. и профессионально-технич. уч. заведения; окончившим ср. школу выдаётся аттестат о ср. образовании. Учащиеся школ, достигшие значит, успехов по всем уч. предметам и активно участвующие в обществ, жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отд. предметам - похвальной грамотой ч За особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники ср. школы - золотой медалью "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение".

За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966-75) в соответствии с постановлениями партии и пр-ва проведена реформа содержания ср. образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения совр. науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобождённые от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематич. преподавания основ наук с 4-го года обучения, уч. планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математич. циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного размещения уч. материала по годам обучения. В целях дальнейшего развития всесторонних интересов и способностей школьников, начиная с 7-х классов проводятся факультативные занятия по выбору. Учитывая важность овладения совр. техникой, во мн. школах введено изучение автодела, с.-х. машин. Школы оснащаются совр. оборудованием, приборами, технич. средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В уч. процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практич. занятий, политехнич. практикумов, опытничества, летним практич. работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производств. комбинаты.

Важнейшие задачи совр. сов. школы - формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание учащихся в духе высокой коммунистич. нравственности, сов. патриотизма и социалистич. интернационализма. В школах повышается идейно-воспитат. направленность уроков и бесед классных руководителей, активизирована деятельность комсомольских и пионерских орг-ций школ и ученического самоуправления.

Спортивный зал (1), актовый зал (2) и один из классов школы-новостройки в Ленинграде (3),

Ист. победа ленинской политики КПСС в области развития нар. образования состоит в том, что в основном завершён переход ко всеобщему ср. образованию. В 1975 97% выпускников 8-х классов поступили в уч. заведения, дающие ср. образование.

За годы Сов. власти создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. В 1975 подготовка учителей и воспитателей велась в 200 пед. ин-тах и 404 пед. уч-щах, а также в 65 ун-тах. В 1975 в общеобразоват. школах работало 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4-10 (11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее пед. или университетское образование; из учителей нач. классов каждый 5-й окончил пед. ин-т. Для повышения квалификации пед. кадров создана сеть методич. учреждений, в т. ч. 186 ин-тов усовершенствования учителей и св. 4,5 тыс. методич. кабинетов (см. также Педагогическое образование).

За выдающиеся успехи в области коммунистич. воспитания учителям присваивается почётное звание заслуж. учителя школы республики. Работники органов нар. образования, учителя, особо отличившиеся в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждаются медалью Н. К. Крупской. Нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» награждаются лучшие учителя, воспитатели и др. работники учреждений Мин-ва просвещения СССР за большие успехи в области нар. образования и активное участие в обществ.-политич. жизни. С 1975 введены проф. звания старшего учителя и учителя-методиста, присваиваемые лучшим учителям. «Народный учитель - гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека» (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 5, 1976, с. 148). Забота об улучшении материального положения учителей отражена в многочисл. постановлениях партии и пр-ва. К нач. 1977 среди учителей имеется 83 Героя Социалистич. Труда, св. 280 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание заел. учителя школы.

Постоянно укрепляется учебно-материальная база школ. За 1918-70 за счёт гос. и кооп. предприятий и орг-ций (без колхозов) введены в действие почти 98 тыс. школ на 31,7 млн. ученич. мест. Колхозы страны только за 1946-70 построили 59 тыс. общеобразоват. школ на 8 млн. ученич. мест. За годы 9-й пятилетки вошло в строй ещё более 16 тыс. новых школ, в т. ч. ок. 13 тыс. в сел. местности. В каждой союзной и авт. республике издаётся необходимое количество учебников и уч. пособий. Ежегодно издаётся на языках народов СССР св. 2 тыс. наименований школьных учебников тиражом св. 300 млн. экз. В библиотеках ср. школ созданы фонды учебной и методической литературы, достигшие почти 100 млн. экз.

В 1966 образовано союзно-респ. Мин-во просвещения СССР. Для всестороннего учёта нац. особенностей в союзных республиках при Мин-ве просвещения СССР учреждён Совет по вопросам ср. общеобразоват. школы, в к-рый входят министры просвещения (нар. образования) всех союзных республик. При Мин-ве просвещения СССР создана Академия педагогических наук СССР. Издаются журн. «Народное образование», науч.-методич. журналы, «Учительская газета» (орган Мин-ва просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений). В союзных и автономных республиках непосредств. руководство и управление нар. образованием осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования), в краях, областях, округах, городах и районах - соответствующие отделы нар. образования. Респ. и местные органы нар. образования имеют свои н.-и. учреждения, ин-ты усовершенствования учителей, методич. кабинеты, пед. периодич. издания. См. также Средняя общеобразовательная школа.

Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков - воспитывают обществ, активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. На нач. 1976 действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, св. 7 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских жел. дорог, 6 тыс. детских муз., хореографич. и художеств, школ, 5 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 7,6 тыс. детских библиотек и др. Миллионы детей и подростков ежегодно отдыхают в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха, на городских и загородных детских площадках, в домах санаторного типа. Внешкольные учреждения находятся в ведении мин-в просвещения, культуры и др. и работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской орг-циями, решая вместе с ними задачи коммунистич. воспитания детей и подростков. См. также Внешкольные учреждения.

Пионерский парад в «Артеке». 1974.

Профессионально-техническое образование. Начало развитию сов. профессионально-технич. образования было положено в 1919 декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». В 1921 утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ за 1929-40 подготовлено св. 2,3 млн. квалифициров. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и школы фаб.-зав. обучения (ФЗО). В 1959 Гл. управление трудовых резервов преобразовано в Гос. комитет Сов. Мин. СССР по профессионально-технич. образованию, в систему к-рого входят след. осн. типы профессионально-технич. уч. заведений: 1-2-годичные гор. и сел. профтехучилища (ПТУ), ср. профтехучилища (3-4 г. обучения), работающие на базе 8-летней общеобразоват. школы, технич. уч-ща (1 -1,5 г.) для молодёжи, окончившей полную ср. школу.

Профессионально-технич. уч. заведения готовят для народного х-ва культурных, технически образованных, квали-фициров. рабочих, владеющих проф. мастерством, отвечающим требованиям совр. произ-ва и науч.-технич. прогресса. Уч. заведения специализированы по группам родственных профессий (всего ок. 1100 профессий) и тесно связаны с базовыми предприятиями. Окончившим профессионально-технич. уч. заведения присваивается соответствующая квалификация и выдаётся аттестат. (См. табл. 3.)

Уч. заведения профессионально-технического образования за 1941-75 подготовили 33 млн. квалифициров. рабочих; в 1975 - 2 млн.

Новый этап в развитии профессионально-технич. образования ознаменован организацией с кон. 60-х гг. ср. профтехучилищ, в к-рых молодёжь получает профессию и общее ср. образование. Это перспективная форма подготовки молодого поколения рабочего класса и осуществления всеобщего ср. образования. Пути улучшения системы профессионально-технич. образования определены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972), в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973). Особое внимание уделяется подготовке молодых квалифициров. технич. кадров в с. х-ве, что отражено в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975). В профессионально-технич. уч. заведениях широко развито технич. и художеств, творчество уч-ся. Физкультурно-спортивную работу с учащимися организует Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». Издаётся ежемесячный журн. «Профессионально-техническое образование».

Преподавателей и мастеров производств, обучения готовят (1975) 13 инженерно-педагогич. ф-тов политехнич. ин-тов, 69 индустриально-педагогич. техникумов. В 1966 создан Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (Ленинград). См. также Профессионально-техническое образование.

На занятиях в учебном магазине Тульского ПТУ, готовящего работников торговли и общественного питания на селе.

Табл. 3. - Рост числа профессионально-технических учебных заведений и численности учащихся в них (на 1 янв.)





1941


1946


1951


1961


1971


1976
Число профессионально-технических учебных заведений


1551


2488


2593


3684


5351


6272*
Численность уч-ся, тыс. чел. .


602


603


520


1064


2380


3081

* Из них 2713 средних ПТУ.

Среднее специальное образование- один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования и подготовки квалифициров. кадров в различных областях нар. х-ва и культуры. Их готовят средние спец. учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, с. х-ва, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В 1914 в России насчитывалось 450 ср. спец. уч. заведений с 54 тыс. уч-ся. За годы Сов. власти подготовлено св. 20 млн. специалистов со ср. спец. образованием. Рост числа ср. спец. уч. заведений и учащихся в них представлен в табл. 4.

Ср. спец. уч. заведения строятся на базе 8-летнего образования (3-4 г. обучения) и на базе 10-летней школы (2- 3 г. обучения). Ср. спец. образование складывается из общего ср. образования и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. умений и навыков по специальности. Оно ведётся более чем по 450 специальностям, объединённым в отраслевые группы (горные, энергетич., метал лургич ., маш.-строит., электротехнич., трансп., с.-х., торг., мед., педагогич., муз., художеств, и т. д.). Для каждой специальности установлены определ. комплекс и объём уч. дисциплин, разделённых на 3 цикла - общеобразоват., общетехнич. (общемедицинский, общепедагогич. и т. д.) и специальный в соответствии с уч. планами и уч. программами, утверждаемыми Мин-вом высшего и ср. спец. образования СССР. Осн. типы уч. заведений в системе ср. спец. образования - техникумы и училища, обучение в к-рых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на произ-ве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и уч-ща присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом и нагрудный знак.

ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР в 1974 приняли пост. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки спе-

циалистов со средним специальным образованием», на основании к-рого руководство техникумами и уч-щами сосредоточивается в меньшем числе мин-в и ведомств, ср. спец. уч. заведения специализируются по отраслевому принципу с учётом необходимой кооперации в подготовке специалистов; при Мин-ве высшего и ср. спец. образования СССР созданы Совет по ср. спец. образованию и Гос. инспекция; расширена подготовка в вузах инженеров-педагогов для техникумов и т. п. Издаётся журн. «Среднее специальное образование». См. также Среднее специальное образование.

Будущие киномеханики на практических занятиях. Брянское ПТУ.

Высшее образование. Создание сов. системы высшего образования и подготовка кадров нар. интеллигенции - одно из крупнейших завоеваний Окт. революции 1917. В 1914/15 насчитывалось 105 высших уч. заведений, в к-рых обучалось 127 тыс. студентов, гл. обр. из имущих слоев населения. Большинство этих уч. заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и нек-рых др. городах Европ. части страны; в Ср. Азии, Белоруссии, на Кавказе и в ряде др. районов страны высших уч. заведений не было.

В первые годы Сов. власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утверждённым СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации уч. процесса в вузах была положена ленинская идея об органич. связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи