БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Фёдоровым в 1574. В 17 в. в Москве стали создаваться греко-лат. школы, а в 1687 была осн. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее уч. заведение, где обучались М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Карион Истомин и мн. др.

В зап. и юго-зап. областях, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, в 16 в. белорусы и украинцы в борьбе против польско-католич. гнёта организовали во Львове, Киеве, Могилёве, Ьгльнюсе, Полоцке и др. местах т. н. братские школы, ставшие центрами просвещения, тесно связанными с нац.-освободительными движениями. В этих школах преподавали Стефан и Лаврентий Зизании, Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и др. видные педагоги-просветители. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и школа Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 - академия).

Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I. Создание большого гос. аппарата, развитие пром-сти и торговли, появление регулярной армии и флота, рост междунар. связей породили настоятельную потребность в специалистах, владеющих науч. знаниями. В результате многочисл. реформ организуются светские гос. уч. заведения: навигацкие, математич., мед., горные и др. уч-ща, содержание образования в к-рых имело ярко выраженное реальное направление. Крупнейшими из них были открытые в Москве в 1701 Школа математических и навигацких наук и Арт.-инженерная (Пушкарская) школа, мед. школа (1707), а затем в Петербурге - Мор. академия (1715), мед. школа (1716), инж. школа (1719), т. н. разноязычные школы для обучения иностр. языкам.

В 1726 при АН открыты Академическая гимназия и Академический университет.

Средние и высшие уч. заведения предназначались для дворянских детей, но в них учились дети и др. сословий. В интересах развивавшейся экономики, торговли и пром-сти, укрепления обороноспособности создавались и нач. школы - т. н. цифирные (с 1714), горнозаводские (с 1716), адмиралтейские (с 1717), гарнизонные (с 1721). Детям крепостных крестьян доступ в них, как и во все др. школы, был закрыт.

Для развития образования большое значение имели введение нового гражданского шрифта (1708) и правописания, создание рус. учебников и перевод уч. книг с иностр. языков.

Со 2-й четв. 18 в. в связи с расширением прав и привилегий дворян для них создавались закрытые сословные учебно-воспитательные заведения: кадетские корпуса - в 1732 Шляхетский корпус в Петербурге, в 1752 на базе Мор. академии - Мор. шляхетский корпус; с 1759 - Пажеский корпус для детей дворянской знати. В 30-40-х гг. 18 в. дворянам было предоставлено право определять своих детей в школы по выбору или обучать наукам на дому до 20 лет.

В 1755 по инициативе и при непосредств. участии М. В. Ломоносова был создан Московский университет, превратившийся в подлинный форпост рус. науки. При ун-те работали 2 гимназии - одна для дворян, другая для детей свободных сословий недворянского звания. В 1779 при разночинной гимназии открылась Учительская семинария - первое пед. уч. заведение в России. В том же году при ун-те учреждён Благородный пансион - платное закрытое уч. заведение для детей дворян.

Во 2-й пол. 18 в. положено начало гос. жен. образованию (в интересах дворянского сословия). В 1764 осн. Смольный институт благородных девиц, в 1765 при нём открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. Создавались частные пансионы для дворянок.

В последней четверти 18 в. большой размах получило движение гор. общественности и демократич. интеллигенции за организацию нар. училищ и демократизацию системы образования. По их инициативе в Петербурге, Москве, Воронеже, Владимире, Курске, Туле и др. городах открывались нар. уч-ща, воспитательные и сиротские дома. Екатерина II решила создать видимость заботы о нар. уч-щах. В 1782 создана Комиссия об учреждении нар. училищ Росс, империи, разработавшая «Устав народных училищ» (1786), в соответствии с к-рым в губернских городах создавались главные (4-классные), а в уездных - малые (2-классные) нар. уч-ща. В уч-ща по уставу принимались дети всех сословий. Правительство не взяло на себя содержание нар. училищ, однако они были подчинены строжайшему контролю губернаторских чиновников. Источником их финансирования являлись местные средства и добровольные пожертвования. Это было фактически декларативное, феодально-крепостническое решение вопроса о нар. школе. Антинар. политика самодержавия сказалась и в том, что эти уч-ща были тупиковыми уч. заведениями, не дававшими права поступать в ср. и высш. уч. заведения.

В 1802 было учреждено Мин-во нар. просвещения, при к-ром создано Гл. правление училищ. По уставу 1804 система нар. образования, подчинённая министерству, включала приходские уч-ща, уездные уч-ща, губернские гимназии и ун-ты; между уч. заведениями устанавливалась преемственность. Россия была разделена на уч. округа во главе с попечителями. Центрами местного управления уч. заведениями становились ун-ты. По «Уставу университетов» (1804), кроме существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803), основаны ун-ты в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при ун-тах открылись пед. ин-ты. Ведущую роль в подготовке учителей для гимназий в эти годы сыграл самостоятельный пед. ин-т в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 в Главный педагогический институт. В 1819 на его базе был создан Петерб. ун-т (см. Ленинградский университет). Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле и др.

После подавления восстания декабристов 1825, в обстановке реакции, правительство Николая I приняло меры к усилению сословного принципа в образовании. По уставу 1828 исключалась преемственность в системе школ; приходские уч-ща (2-летние) предназначались для «самого низшего сословия», уездные уч-ща (3-летние) - для купечества, гимназии (7-летние) - для детей дворян. Только окончание гимназии давало право поступления в ун-т. Усилился правительств, надзор за благонадёжностью преподавателей и учителей. Расширилась система закрытых женских уч. заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, в к-рых строго выдерживался сословный принцип.

С нач. 19 в. развитие производит, сил и капиталистич. отношений требовало создания системы профессионально-технич. образования. При мн. уездных уч-щах и гимназиях открывались спец. классы и курсы - коммерческие, с.-х., мореходные и др. Одновременно стали появляться и спец. проф. уч. заведения (коммерческие, пром., водные, земледельч., горные и др.). Технич. высшие уч. заведения в это время открылись в Петербурге (ин-ты - лесной, 1803; корпуса инженеров путей сообщения, 1809; технологический, 1828) и в Москве (Высшее технич. уч-ще, 1830, и др.).

Под натиском обществ.-демократич. движения 60-х гг. в России начались реформы в области образования; созданы 2 типа ср. школ - классич. гимназия и реальная гимназия; увеличилось число жен. гимназий и училищ; положено начало высшему жен. образованию (см. Высшие женские курсы); земствам было предоставлено право открывать нач. школы в сел. местности (в 1864-74 открыто св. 10 тыс. земских школ). Политич. реакция 70-80-х гг. отразилась на нар. образовании. Вместо земских школ пр-во насаждало церковно-приходские, усиливалось влияние на школу духовенства. В 1872 вместо реальных гимназий учреждены реальные уч-ща, являвшиеся неполноправными, в сравнении с гимназией, ср. уч. заведениями. В 70-х гг. стали открываться 2-классные нач. уч-ща с 5-летним сроком обучения (первые 3 года обучения именовались 1-м классом, 4-й и 5-й год - 2-м классом), а также гор. уч-ща с 6-летним сроком обучения (в 1912 реорганизованы в высшие нач. уч-ща). Сложившаяся в 70- 80-х гг. 19 в. система школьного образования сохранялась почти без изменения до Окт. революции 1917 и носила классово-сословный характер. Управление нар. образованием оставалось рассредоточенным по мн. орг-циям, главными среди к-рых были Мин-во нар. просвещения, Ведомство православного исповедания и Ведомство учреждений имп. Марии. (См. схему.)

По отношению к многочисл. народам нерусской национальности царизм проводил реакционную, русификаторскую политику, тормозил развитие нац. культур: запрещалось преподавание в школах на родном языке учащихся, ограничивался приём детей нерусских национальностей в уч. заведения и т. д. В результате антинар. политики самодержавия в России, по переписи 1897, грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4%; особенно низкий уровень грамотности был среди киргизов (0,6%), туркмен (0,7%), узбеков (1,6%), казахов (2%). Десятки народов и народностей не имели своей письменности. Ок. 4/5 детей и подростков не могли посещать даже нач. школу; среднее и тем более высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения. Характеризуя состояние просвещения в России, В. И. Ленин в 1913 писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). В предоктябрьский период большевики возглавляли борьбу прогрессивных сил общества за новую, демократич. школу, руководствуясь требованиями в области нар. образования, сформулированными в Программе РСДРП (1903): всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по нац. признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

Народное образование после Октябрьской революции 1917

Основы политики Коммунистич. партии и Сов. власти в области нар. образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), в к-рой поставлена задача огромной социальной значимости - создать новую, социалистич. систему нар. образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистич. преобразования общества. «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 301).

Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26 дек. 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и уч.-методич. лит-pa. К этой работе привлекались учителя, работники культ.-просвет, учреждений и обществ, орг-ций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы. Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 было создано об-во «Долой неграмотность». Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. За 1920-40 было обучено грамоте ок. 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19, организация дела нар. образования была перестроена на новых, социалистич. началах: все общеобразоват. школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от гос-ва; запрещалось преподавание в уч. заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религ. культа; отменялись физич. наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию сов. системы обществ, дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.

Всеросс. органом по руководству и управлению нар. образованием стал Наркомат просвещения, в ведение к-рого перешли уч. заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике». Важнейшее значение имело ч Положение о единой трудовой школе РСФСР» (опубл. 16 окт. 1918), в соответствии с к-рым создавалась основанная на подлинно демократич. принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном яз. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народи остей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отд. народов Ср. Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на рус. графич. основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).

Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы уч.-воспитат. работы, началась подготовка новых уч. планов, программ и учебников. Общеобразоват. школа сближалась с жизнью, учение увязывалось с трудом и обществ, работой учащихся. В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920) В. И. Ленин в качестве гл. задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. морали, формирование у молодёжи материалистич. мировоззрения, коммунистич. взглядов и убеждений, вооружение её подлинно науч. знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистич. строительства, с общественно полезным, производит, трудом. Призывая молодёжь учиться, Ленин подчёркивал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, т. 41, с. 305). Проведение в жизнь ленинских идей в области нар. образования и культурного строительства неразрывно связано с деятельностью первых руководителей Наркомпроса РСФСР - А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, М. Н. Покровского. Создание сов. школы проходило в трудных условиях Гражд. войны и военной интервенции, хоз. разрухи.

В нач. 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-пед. основы сов. школьной системы: «О начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), сентябрь 1931], «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), август 1932], «Об учебниках для начальной и средней школы» [пост. ЦК ВКП(б), февраль 1933], «О структуре начальной и средней школы в СССР» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934], «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), сентябрь 1935] и др.

Право граждан Сов. Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Сов. государство создало прочные материальные гарантии, обеспечивающие гражданам СССР реальные возможности использования этого права. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократич. система воспитания и образования, результаты к-рой во многом способствовали победе сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941- 1945 против нем.-фаш. захватчиков. В послевоенный период сов. система нар. образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало св. 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технич. прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразоват. уровню молодёжи, вливающейся в нар. х-во. Совершенствовались содержание и методы работы ср. и высших уч. заведений. Гигантские планы перестройки всего нар. х-ва потребовали расширения высш. и ср. спец. образования, и эта задача успешно решается в стране.

В 1973 Верх. Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения сов. народа в строительстве развитого социалистич. общества и задачи нар. образования на совр. этапе. «Целью народного образования в СССР,- указывается в «Основах законодательства»,- является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» («Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 - 1973 гг.», 1974, с. 93). «Основы законодательства» направлены на дальнейшее совершенствование дела нар. образования в развитом социалистич. обществе. В них записаны руководящие принципы нар. образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; гос. и обществ, характер всех учебно-воспитат. учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке др. народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном гос. обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы нар, образования и преемственность всех типов уч. заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистич. строительства; науч. характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистич. и высоконравств. характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.

Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее ср. образование; внешкольное воспитание; проф.-технич. образование; ср. спец. образование; высшее образование.

Коммунистич. партия и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о нар. образовании, мобилизуют силы общества для его улучшения. Воспитание и образование в СССР стало делом общенародным, в его совершенствовании участвуют все обществ, орг-ции; используются средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работают постоянные комиссии по нар. образованию, науке и культуре. ЦК КПСС и местные парт, органы в своих аппаратах имеют отделы науки и уч. заведений. Развитие нар. образования в СССР опирается на передовой пед. опыт и достижения сов. педагогики.

Дошкольное воспитание. Первое звено системы нар. образования - дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию сов. детских садов «ростками коммунизма», указывал на их важную роль в раскрепощении женщины (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 24). В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений - детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармонии, развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практич. навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетич. воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Социалистич. Родине и родному краю. Дошкольные учреждения организуются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов, а также (с их разрешения) гос. предприятиями, учреждениями и орг-циями, колхозами, кооперативными и др. обществ, орг-циями. (О развитии сети дошкольных учреждений см. табл. 1.)

Табл. 1. - Рост сети дошкольных учреждений






1914


1940


1950


1960


1970


1975
Число постоянных дошкольных учреждений - всего


177


46031


45251


70584


102730


115173
в т. ч. детских садов и яслей-садов


150


23999


25624


43569


83134


99392
Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях - всего, тыс.


5,4


1953


1788


4428


9281


11523
в т. ч. в детских садах и яслях-садах


4,0


1172


1169


3115


8100


10470

Работа в дошкольных учреждениях строится на науч. основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы пед. уч. заведения. Пед. руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования) СССР и союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактич. работу с детьми ведут учреждения здравоохранения. Издаются журн. «Дошкольное воспитание» и др.

Общеобразовательная школа - осн. форма получения общего ср. образования. С первых лет Сов. власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитат. процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте нац. особенностей народов Сов. Союза. Политехнич. и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.

По мере экономич, и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре уч. заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и проф. образования. С 1921 наряду со ср. школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 - школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе - фабрично-заводские семилетки. К 1930 во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 авг. 1930 приняли постановления о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного нач. обучения детей в возрасте 8-10 лет, а в городах и рабочих посёлках - всеобщего обязательного 7-летнего обучения. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7