БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201в, И. А. Смирнова, Н. В. Яворская и др.), художественных культур народов Азии, Африки, а также древних народов Америки (Веймарн, Н. А. Виноградова, Ю. Н.Глухарёва, Б. П. Денике, М.М.Дьяконов, Р. В. Кинжалов, В. Б. Мириманов, Д. А. Ольдерогге, С. И. Тюляев и др.).

В 1950-70-е гг. подготовлен ряд коллективных обобщающих трудов: выпущены 13-томная «История русского искусства»- (1953-69), 6-томная «Всеобщая история искусств» (1956-66), 3-томное издание «Русское декоративное искусство» (1962-65), 6-томная «История украинского искусства» (1966-70), 12-томная «Всеобщая история архитектуры» (1966-76). Создаются энциклопедия «Искусство стран и народов мира» (с 1962), серия «Памятники мирового искусства» (с 1967), биобиблиографический словарь «Художники народов СССР» (с 1970), «История искусства народов СССР» (с 1971).

Центрами искусствоведческой науч. работы являются музеи и н.-и. ин-ты, из к-рых главные - Третьяковская галерея (осн. в 1892), Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина (открыт в 1912) и Музей архитектуры им. А. В. Щусева [объединивший в 1964 Музей архитектуры Академии стр-ва и архитектуры СССР (осн. в 1934) и Музей рус. архитектуры им. А. В. Щусева (осн. в 1945)] в Москве, Русский музей (осн. в 1895) и Эрмитаж (открыт для публичного обозрения в 1852) в Ленинграде, Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР (осн. под рук. Грабаря в 1944, до 1961 - в системе АН СССР), Н.-и. ин-т теории и истории изобразит, иск-в Академии художеств СССР (осн. в 1948), Н.-и. ин-т теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры (осн. в 1946), Н.-и. ин-т художеств, пром-сти (осн. в 1934), Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (осн. в 1962) Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и технике - все в Москве.

Науч. исследования в области теории и истории иск-ва создают базу для интенсивного развития художеств, критики, решения актуальных вопросов художеств, жизни, творческой практики. Конкретная связь искусствознания как науч. дисциплины с художеств, критикой выражается, в частности, в том, что большинство авторов важных критич. статей (Бернштейн, Дрампян, Каменский, Ке-менов, В. И. Костин, К. С. Кравченко, И. Крейтусе, П. И. Лебедев, М. В. Мюнц, Ю. Э. Осмоловский, Г. Г. Поспелов, И. И. Сапего, И. Е. Светлов, О. И. Сопоцинский, О. А. Сурский, Толстой, Умаров, 3. В. Фогель, Ю. Я. Халаминский, А. Т. Ягодовская и др.) является также авторами многочисл. науч. исследований. Основополагающее значение для укрепления марксистско-ленинских принципов искусствоведческого освещения проблем художеств, жизни в эпоху развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), а также «О работе с творческой молодежью» (1976).

Интенсивно ведётся в СССР науч. популяризация иск-ва. Большое внимание пропаганде художеств, творчества уделяют печать, радио, кино, телевидение. Успешно развиваются междунар. связи сов. искусствознания (сов. учёные активно участвовали в работе Междунар. искусствоведческих конгрессов в Бонне в 1964, Будапеште в 1969 и Гранаде в 1973).

Подготовка искусствоведческих кадров осуществляется Моск., Ленингр. и Свердловским ун-тами, Ленингр. ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также рядом респ. уч. заведений.

Период и ч. издания: журналы «Искусство» (с 1933), «Творчество» (с 1957), «Декоративное искусство СССР» (с 1957), «Архитектура СССР» (с 1933), информац. бюллетень «Техническая эстетика» (с 1964), издания респ. искусствоведческих и архитектуроведческих журналов, а также многочисл. сборники пе-риодич. типа [«Советское искусствознание» (с 1973) и др.]. См. также Искусствознание. П. А. Павлов.

Музыковедение

Муз.-теоретич. мысль, зародившаяся в странах древнего мира, достигла значит, развития в ср. века у народов Ср. Азии. Вопросы музыки занимали большое место в трудах аль-Фараби (10 в.), Ибн Сины (10-11 вв.) и др. В 17 в. были созданы выдающиеся труды: «Азбука знаменного пения» рус. монаха Александра Мезенца, обобщающая многовековый опыт одноголосного певческого иск-ва Др. Руси, «Мусикийская грамматика» укр. теоретика Н. П. Дилецкого, обосновывающая многоголосный стиль партесного пения, пришедший на смену старой традиции. Развитие муз. науч. мысли в 18-19 вв. было тесно связано с борьбой за передовое нац. муз. иск-во, с защитой и обоснованием его творч. и эстетич. идеалов. Важным этапом рус. музыковедения была деятельность В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, Ц. А. Кюи (Серов ввёл термин «музыкознание»). Передовое рус. музыковедение способствовало утверждению прогрессивных творч. принципов нац. классической муз. школы. В этом отношении важную роль сыграли работы Одоевского, Серова и Стасова о М. И. Глинке и А. С. Даргомыжском; Стасова о М. П. Мусоргском и А. П. Бородине; Н. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Серов, Ларош и др. деятели рус. музыковедения стремились рассматривать муз. явления на широком историч. фоне. Стасов выступал как пламенный пропагандист рус. иск-ва, борец за передовые идеалы реализма и народности. Рус. музыковедению принадлежат также значит, заслуги в разработке отд. музыкально-теоретич. дисциплин (учебники гармонии Н. А. Римского-Корсакова и Чайковского, труды «Основы оркестровки» Римского-Корсакова и «Подвижной контрапункт строгого письма»С. И. Танеева), в создании капитальных работ о зап.-европ. музыкальной классике (3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, работы Серова о Л. Бетховене), в разоблачении эстетики муз. формализма в зарубежном бурж. музыковедении (критика Серовым, Стасовым, Чайковским и др. формалистической сущности взглядов, высказанных в книге австр. историка музыки и критика Э.Ганслика «О музыкально-прекрасном»). Большое внимание рус. музыковедение уделяло нар. муз. иск-ву. В теоретич. трудах Одоевского, Серова, Ю. Н. Мельгунова, П. П. Сокальского охарактеризованы нек-рые существ, особенности муз. склада нар. песни. В кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с формированием и развитием различных нац. школ украинскими (Сокальский, Н. В. Лысенко), грузинскими (3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили), армянскими (Комитас), латышскими (А. Юрьян, Э. Мелнгайлис) и др. исследователями был внесён значит, вклад в изучение муз. фольклора различных народов.

Советское музыковедение. После Окт. революции 1917 активно развивалась наука о музыке. В первые послереволюц. годы были созданы науч. учреждения, разрабатывавшие проблематику различных иск-в, в т. ч. и музыки: в Ленинграде - Гос. ин-т истории иск-в (1921, позднее н.-и. отдел Ин-та театра, музыки и кинематографии), в Москве - Гос. ин-т муз. науки (ГИМН, 1921) и Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921).

В работах сов. музыковедов утверждалось марксистско-ленинское понимание музыки как одной из форм обществ, сознания. Это позволило по-новому раскрыть и объяснить ряд явлений муз. иск-ва прошлого и настоящего. Сов. музыковедение с первых своих шагов активно боролось против чуждых влиянии, реакц. бурж. тенденций, за подлинно народное муз. иск-во. Основополагающими для развития сов. музыковедения явились идеи В. И. Ленина о лит-ре и иск-ве. Укреплению методологич. позиций сов. музыковедения способствовали работы А. В. Луначарского о музыке, в к-рых даны образцы марксистского идейно-художеств. анализа муз. творчества, подвергнуты критике проявлявшиеся в 20-х гг. вулыарно-социологич. и формалистич. тенденции.

В 30-х гг. были достигнуты определ. успехи в разработке важнейших проблем муз. теории и эстетики, касающихся полноценного отражения сов. действительности в музыке, применения в ней метода социалистич. реализма.

Большое значение имела деятельность Б. В. Асафьева (псевд.- Игорь Глебов), работавшего в различных отраслях теории и истории музыки. Одним из крупных достижений сов. муз. теоретич. и эстетнч. мысли явилась созданная им теория интонации, дающая ключ к объяснению конкретного механизма отражения действительности в музыке («Музыкальная форма как процесс», ч. 2, Интонация, и др.). Науч. ценность представляет обширный цикл работ Асафьева по рус. муз. классике, совр. сов. и зарубежной музыке. Основы сов. музыковедения в 20 - 30-х гг. разрабатывали также Н. А. Гарбузов, М. В. Иванов-Борецкий, К. А. Кузнецов, А. В. Оссовский, Б. Л. Яворский. Гарбузов существенно обогатил муз. акустику, доказав зонную природу восприятия человеком муз. интонации, ритма, темпа, тембра. Выдвинутая Яворским теория ладового ритма объясняла ряд закономерностей музыки как выразит, речи.

Одной из важнейших задач музыковедения было создание новых методов анализа, помогающих раскрытию идейно-образного содержания муз. произведений. Большое значение имели работы Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, ещё в 30-х гг. начавших разработку метода т. н. целостного анализа, исследующего форму муз. произв. как систему организации всех выразит, средств, служащих для воплощения определ. замысла. Ценный вклад в развитие этого метода в 50-70-х гг. внесли С. С. Скребков, В. В. Протопопов, В. П. Бобровский.

В области гармонии Г. Л. Катуар, И. В. Способин, С. В. Евсеев и др. в 20 - 30-е гг. оригинально трактовали и творчески развивали положения т. н. функциональной школы. В. О. Берков разработал вопрос о формообразующей роли гармонии, Ю. Н. Тюлин создал теорию переменных функций, дающую ключ к пониманию нек-рых гармонич. явлений в музыке 20 в. Совр. гармонии посвящены работы Скребкова, Ю. Н. Холопова и др., классич. гармонии - труд Мазеля (1975). С. С. Богатырёв развил нек-рые стороны учения Танеева о подвижном контрапункте; Протопопов создал серию работ по истории полифонии. Вопросам теории жанров посвящены работы В. А. Васиной-Гроссман (романс и песня), М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского (оперная драматургия).

В области истории музыки усилия исследователей сосредоточены в первую очередь на изучении путей развития отечеств, муз. культуры. В 1928-29 вышел в свет фундаментальный труд Н. Ф. Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века»; позднее появились включающие новые материалы исследования о рус. музыке 18 в. Т. Н. Ливановой (в 1938, 1952-53) и Ю. В. Келдыша (в 1947-54), коллективные общие курсы истории русской музыки. В 40-60-х гг. были созданы капитальные монографич. труды о классиках рус. музыки (Асафьева о Глинке, М. С. Пекелиса о Даргомыжском, Н. В. Туманиной о Чайковском, А. Н. Сохора о Бородине, Г. Н. Хубова о Мусоргском, А. А. Соловцова о Римском-Корсакове и др.), а также работы, поев. отд. жанрам рус. музыки: книги А. Д. Алексеева и В. И. Музалевского о фп. музыке, Васиной-Гроссман и О. Е. Левашёвой о камерной вокальной лирике, А. А. Гозенпуда об оперном театре, И. М. Ямпольского о скрипичной музыке, Л. С. Гинзбурга о виолончельном иск-ве, Л. Н. Раабена о камерном инструм. ансамбле, и др.

В 1956-63 вышла в свет 4-томная «История советской музыки», написанная коллективом сотрудников Ин-та истории искусств. Отд. жанры сов. муз. творчества рассматриваются в работах В. М. Богданова-Березовского (опера), Сохора (песня) и др. В 50 - 60-х гг. создано много монографич. исследований, критико-биографич. и аналитич. очерков о творчестве выдающихся сов. композиторов - книги И. В. Нестьева и М. Е. Тараканова о Прокофьеве, Бобровского, Л. В. Данилевича, М. Д. Сабини-ной о Шостаковиче, А. А. Иконникова, Ливановой о Мясковском, Хубова о Хачатуряне, Сохора о Свиридове и др.

Многие явления зарубежной музыки по-новому освещены в трудах А. А. Альшванга, Р. И. Грубера, Д. В. Житомирского, В. Д. Конен, Ю. А. Кремлёва, И. И. Соллертинского, В. Э. Фермана и др.

В большинстве союзных республик широкий размах получила работа по собиранию и изучению нар. муз. творчества. Новые пласты казах., узб. и туркм. фольклора были открыты А. В. Затаевичем и В. А. Успенским. Крупный вклад в исследование ср.-азиат, муз. культур внесли В. М. Беляев и В. С. Виноградов. Большую ценность имеют труды «Основы азербайджанской народной музыки» (1945) У. Гаджибекова и «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958) X. С. Кушнарёва; их значение не исчерпывается теоретич. осмыслением особенностей муз. культур этих народов.

Уже в 20-х гг. появились работы по истории укр. музыки Н. А. Гринченко, груз, музыки - Д. И. Аракишвили. В последующие десятилетия, особенно в 50-60-х гг., ценных результатов достигли Э. А. Абасова, К. А. Касимов (Азербайджан), Р. А. Атаян, Г. Г. Тигранов, А. И. Шавердян (Армения), Г. И. Цитович (Белоруссия), В. Г. Донадзе, А. Г. Цулукидзе (Грузия), А. К. Жубанов, В. Г. Ер-закович (Казахстан), Я. Я. Витолинь (Латвия), Ю. К. Гаудримас (Литва), Ф. М. Кароматов, Т. С. Вызго (Узбекистан), Л. Б. Архимович, Н. М. Гордейчук (Украина) и др. В работах А. М. Листопадова, Е. В. Гиппиуса и А. В. Рудневой утверждается принцип дифференцированного изучения рус. нар. песни по областным стилям. Укр. музыковед-фольклорист К. В. Квитка выдвинул и обосновал метод сравнит, изучения фольклора слав, народов. Дальнейшее развитие этот метод получил в работах В. Л. Гошовского на Украине и Ф. А. Рубцова в РСФСР. В 1970-74 вышел в свет 5-томный коллективный труд «История музыки народов СССР от 1917 года».

Значит, успехов достигла в 60-70-е гг. муз. критика. Пост. ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба", „Богдан Хмельницкий", „От всего сердца"» (1958), подчеркнувшее основополагающее значение принципов реализма, народности, партийности иск-ва, способствовало изживанию догматич. тенденций в сов. муз. критике. Важное значение для её развития имело пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), к-рое помогло преодолеть поверхностность, описательность, недостаточную глубину, свойственные нек-рым прежним критич. выступлениям.

В качестве особой дисциплины оформились теория и история муз.-исполнит, иск-ва. Работы в этой области опубликовали Алексеев, Л. А. Баренбойм, Л. С. Гинзбург, Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, А. А. Николаев, Раабен, Б. А. Струве, Ямпольский. Большое внимание уделяется источниковедческой и справочно-библиографической работе как базе для исследований по истории музыки. В 1970-х гг. развернулись муз.-социологич. исследования. Сов. музыковедение вносит значит, вклад в строительство муз. культуры развитого социалистич. общества.

Музыковедов готовят многочисл. консерватории, ин-ты иск-в РСФСР и др. союзных республик.

Проблемы музыковедения изучаются в Ин-те истории иск-в (Москва, 1944), н.-и. отделении Ин-та театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Ин-те искусствоведения, этнографии и фольклора АН УССР (Киев, 1945) и ряде др. респ. ин-тов, в секторах искусствоведения, входящих в состав институтов АН союзных республик.

Укрепились контакты сов. музыковедов с учёными др. стран, в особенности социалистических. Музыковеды СССР участвуют в деятельности Интернац. об-ва музыковедения и др. междунар. орг-ций. На различных междунар. конгрессах и симпозиумах они отстаивают принципы реализма и народности, подвергают критике реакционные идеалистич. и формалистич. тенденции в области музыки и науки о ней. Важную роль в упрочении междунар. авторитета сов. музыковедения и сближении передовых муз. исследователей разных стран сыграл 7-й конгресс Международного муз. совета при ЮНЕСКО, состоявшийся в Москве в 1971.

Периодические издания: журналы «Советская музыка» (с 1933), «Музыкальная жизнь» (с 1957), «Музика» (К., с 1923), а также тематич. сборники «Музыка и современность», «Вопросы музыкальной формы», «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» и др.

См. раздел Музыка, а также Музыковедение. Ю. В. Келдыш.

Театроведение

Развитие театроведч. мысли было связано с усилением роли театра в жизни общества. Один из теоретиков классицизма А. П. Сумароков, как и др. передовые деятели рус. культуры, считал театр носителем прогрессивных идей, трибуной гражданских идеалов. К демократизму, самобытности рус. театра, усилению его воспитат. значения призывал просветитель Н. И. Новиков, к-рый опубликовал в 1772 «Опыт исторического словаря о российских писателях». В словарь вошли его статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове, В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Среди первых исследований по истории рус. театра выделяется работа Я. Штелина « Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года» (1779). На рубеже 18-19 вв. за правдивое изображение жизни на сцене выступали Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, позднее принципы гражданственности иск-ва отстаивали А. Д. Улыбышев, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич. Опыту зарубежного театра было поев. соч. А. Н. Веселовского «Старинный театр в Европе» (1870). Значит, вкладом в изучение рус. театра стали работы П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия» (1889), А. А. Ярцева «Основание и основатель русского театра (Ф. Г. Волков)» (1900), Б. В. Варнеке «История русского театра» (1908- 1910), В. Н. Всеволодского-Гернгросса о театре эпохи Отечественной войны (1812) и театр, образовании в России, Н. И. Стороженко о театре У. Шекспира и др. В дореволюц. период стало складываться театроведение и у др. народов России, имевших проф. театр (грузин, армян и др.). Наука о театре как самостоят, отрасль окончательно сложилась в нач. 20 в.

Советское театроведение. Быстрый подъём театроведения начался уже в первые годы после Октябрьской революции 1917. Сов. театроведение в своём развитии опиралось на богатое эстетич. наследие А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, идейные и эстетич. принципы сценич. иск-ва и драматургии, разработанные революц. демократами В.Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, А. И. Герценом, на метод марксистского изучения театра, основы к-рого были заложены в трудах Г. В. Плеханова, В. В. Воровского, А. В. Луначарского. Возникли науч. учреждения, изучавшие историю и теорию театра: секции театр, отдела Наркомпроса (1918), Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921-31) в Москве. На её базе в 1931 была создана Гос. академия искусствознания (ГАИС), в 1933 переведённая в Ленинград и слившаяся с Гос. ин-том истории иск-в (ГИИИ, осн. в 1921), после ряда преобразований - с 1962 Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. В борьбе с формальным и формально-социологич. методами, вульгарным социологизмом сов. театроведение овладевало марксистско-ленинской методологией. Важное значение для сов. театроведения имели парт, документы по вопросам лит-ры и иск-ва: письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920), резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), парт, совещание по вопросам театра при агитпропе ЦК ВКП(б) (1927). Театр, отдел ГИИИ с 1922 возглавлял крупнейший исследователь театра А. А. Гвоздев. Здесь работали А. С. Булгаков, Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов, К. Н. Державин, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, А. А. Смирнов, И. И. Соллертинский, к-рые изучали проблемы зарубежного, рус. и сов. театров; уделялось большое внимание вопросам методологии. Театроведы, работавшие в Москве,- Б. В. Алперс, Н. Д. Волков, С. Н. Дурылин, Е. М. Кузнецов, П. А. Марков, П. И. Новицкий, Ю. В. Соболев, Д. Л. Тальников, В. А. Филиппов, А. М. Эфрос, Н. Е. Эфрос группировались вокруг театр, секции ГАХН. Нигилистич. отношению к культурному наследию и старым театрам со стороны Пролеткульта, программам «Театрального Октября», к-рые были выдвинуты В. Э. Мейерхольдом, а затем РАППом, они противопоставляли работы, обобщающие богатый опыт и реалистич. традиции Малого театра и МХАТа.

Пост. ЦК ВКП(б) ч О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) способствовало преодолению вульгарного социологизма в сов. театроведении, сближению его с творч. практикой. Значит, вкладом в развитие театроведческой мысли стали труды К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (1926) и «Работа актёра над собой» (1938), В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» (1936), работы Е. Б. Вахтангова, Л. Курбаса, К. А. Марджанова, Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.

Основываясь на теории народности иск-ва и на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. театроведение добилось значит, успехов в разработке теории социалистич. реализма. Драматургия рассматривалась в тесной связи с её сценич. воплощением, углублённо изучались актёрское иск-во, режиссура. С реорганизацией в 30-х гг. театр, вузов (Гос. ин-т театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве, 1935, Ленингр. театр, ин-т, 1939) науч. работа велась на их кафедрах, создавались учебники и уч. пособия по истории театра. Новая методология нашла отражение в коллективном труде «История советского театра», т. 1 (1933), исследованиях зарубежного театра - «История западноевропейского театра», т. 1-2 (1936-39) Мокульского, «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939) Гвоздева, «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (1941) А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева. Появилась новая плеяда театроведов - И. Л. Альтман, Г. И. Гоян, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, А. П. Мацкин, П. И. Новицкий, Б. И. Ростоцкий, Ю. И. Слонимский, Е. Д. Сурков, Н. Н. Чушкин, И. И. Юзовский и др., занимающихся изучением разнообразного по формам многонац. сов. театра. На основе достижений театроведения поднялся теоретич. уровень театр, критики.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 выходили сб. статей, альманахи Всеросс. театр, об-ва, активно работали театр, критики. В 1944 в Москве создан Ин-т истории иск-в (с 1977 Всесоюзный н.-и. ин-т искусствознания) с сектором театра народов СССР, ставший ведущим н.-и. учреждением в области театроведения (в 1944-61 в системе АН СССР, с 1961 - Мин-ва культуры СССР).

Дальнейший рост театроведения в 40- 50-е гг. связан с борьбой за высокую идейность театрального искусства, с преодолением догматич. тенденций, суженного понимания реализма. Расширился фронт науч. исследований, в них отчётливо проявилось стремление к подлинному историзму, привлечению большого фактич. материала и новому его осмыслению. Творч. наследие Станиславского рассматривается с совр. позиций в трудах Н. А. Абалкина, В. Я. Виленкина, И. Н. Виноградской, Калашникова, Г. В. Кристи, Н. А. Крымовой, Е. И. Поляковой, В. Н. Прокофьева, М. Н. Строевой, И. Н. Соловьёвой, Т. М. Суриной; Немировичу-Данченко поев, работы Маркова, Виленкина, Л. Я. Фрейдкиной. С новых позиций глубоко анализируется творчество Мейерхольда (К. Л. Рудницкий) и Таирова (Ю. А. Головашенко). Продолжая традиции участия практиков театра в развитии театроведения, проблемы режиссуры разрабатывались ведущими сов. реж. Ю. А. Завадским, М. О. Кнебель, Н. В. Петровым, А. Д. Поповым, Г. А. Товстоноговым.

Появляются монографии об отд. театр, коллективах, спектаклях, драматургах, актёрах, режиссёрах, театр, художниках, теоретич. работы, в к-рых рассматривается совр. театр, процесс (А. Н. Анастасьев, А. О. Богуславский, И. Л. Вишневская, С. В. Владимиров, Е. Н. Горбунова, В. А. Диев, Н. В. Зайцев, Ю. А. Зубков, А. В. Караганов, Ю. А. Оснос, В. Ф. Пименов, Б. И. Ростоцкий, В. А. Сахновский-Панкеев, М. И. Туровская, Л. Г. Тамашин, В. В. Фролов, Г. А. Хайченко, X. Н. Херсонский, Е. Г. Холодов, С. Л. Цимбал, Г. А. Шахов, А. 3. Юфит и др.). Общие процессы театр, иск-ва, его отд. стороны и периоды освещены в трудах Алперса, Б. В. Асеева, Л. Я. Альтшуллера, Всеволодского-Гернгросса, Данилова, Дмитриева, Дурылина, Зографа, Хайченко.

В 60-70-е гг. были созданы театроведч. коллективные труды по истории рус. и многонац. сов. театров силами театроведов