БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201здание крупных обобщающих трудов по иран. языкознанию.

После Окт. революции 1917 были изучены и описаны многочисл. языки и диалекты Дагестана (Е. А. Бокарев, А. Н. Генко, Ю. Д. Дешериев, А. С. Чикобава, Н. Ф. Яковлев и др.), картвельские языки, а также а б х. - а д ы г. языки (К. Д. Дондуа, К. В. Ломтатидзе, Г. В. Рогава, В. Т. Топуриа, А. Г. Шанидзе, Яковлев и др.). Плодотворно развивалось сравнительно-ист, изучение картвельских языков, рассматривалась древнейшая структура корня (Т. В. Гамкрелидзе, Г. И. Мачавариани), был создан первый этимологич. словарь картвельских языков.

Начало сов. финно-угроведению положил Д. В. Бубрих. Оно получило развитие в трудах П. Аристэ, В. И. Лыткина, К. Е. Майтинской, Серебренникова и др. В этой области создаются крупные обобщающие исследования. С 20-х гг. развёртывается система-тич. изучение языков народов Севера (В. А. Аврорин, В. Г. Богораз, А. В. Дульзон, Е. А. Крейнович, Г. А. Меновщиков, Панфилов, П. Я. Скорик, О. П. Суник, В. И. Цинциус и др.).

Расширяются лингвистич. исследования в области романо-герм. языков. Интенсивно изучается история герм, языков. Была создана сравнит, грамматика этих языков, использовавшая новые языковые материалы. Большое внимание было уделено исследованию вопросов лексикологии, фразеологии, стилистике отд. герм, языков. Герм, языки стали объектом сравнительно-типологич. штудий. Множество работ посвящено изучению разных сторон структуры англ., нем., нидерландского, скандинавских и др. языков.

Появились крупные оригинальные труды по истории романских и герм, языков, получившие широкое признание за рубежом. По романистике - Р. А. Будагова, М. В. Сергиевского, Г. В. Степанова, В. Ф. Шишмарёва; по германистике - И. Р. Гальперина, Гухман, Жирмунского, Б. М. Задорожного, Б. А. Ильиша, Кацнельсона, Макаева, О. И. Москальской, Смирницкого, М. И. Стеблин-Каменского, Ярцевой и др. Были изданы обобщающие работы по романским и герм, языкам: серия -«Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков» (1972), содержащая сведения о малоизученном каталанском, ретороманском и др. языках, «Сравнительная грамматика германских языков» (т. 1-4, 1962-66) и «Историко-типологическая морфология германских языков» (т. 1-2, 1976).

Социолингвистика изучает закономерности функционирования языка в обществе (Виноградов, Жирмунский, Ларин, Л. П. Якубинский); она решает задачи создания и развития теории языковой нормы и лит. языка, разработки письменностей для бесписьм. языков, норм лит. языков, проблем культуры речи, многоязычия, поэтич. речи и др. (работы Аврорина, Будагова, Дешериева, Л. Б. Никольского, И. Ф. Протченко и др.). В широкое направление превратилось связанное с этим кругом вопросов исследование психофизич. механизмов речи. Поставлены и решаются новые проблемы социолингвистич. характера на материале рус. языка и языков народов СССР: «Русский язык и советское общество», кн. 1-4, 1968; «Русский язык в современном мире», 1974; «Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху», т. 1-4, 1969-76; «Проблемы двуязычия и многоязычия», 1972.

В связи с актуальными задачами развития нар. х-ва всё большее значение приобретают исследования по прикладной лингвистике. Ведутся работы по созданию информац. языков для различных областей науки и техники, систем автоматич. обработки информации, а также в области автоматич. перевода. При решении указанных задач и разработке формализованного описания языка большую роль играет сотрудничество математиков, кибернетиков, лингвистов (А. И. Берг, А. Н. Колмогоров, А. А. Ляпунов, И. И. Ревзин). Исследования такого рода, ведущиеся в СССР с 50-х гг., имеют и большое теоретич. значение.

Расширение задач и проблематики отечеств, языкознания после Окт. революции обусловило и новую организацию лингвистич. работы. Начиная с 30-х гг. растёт число вузов и исследоват. ин-тов, где разрабатываются лингвистич. проблемы. В каждой республике и авт. области созданы языковедч. центры, что способствует росту нац. кадров языковедов.

В лингвистич. ин-тах Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, Эстонии постепенно складываются крупные коллективы учёных. Во всех республиках ведутся всесторонние исследования нац. языков, их диалектов. Создаются академич. грамматики, фундаментальные труды по отд. проблемам нац. языков, толковые, двуязычные и др. виды словарей, диалектологич. атласы. Кроме того, в Азерб. ССР ведутся обширные общетюркологич. исследования. Идёт подготовка к составлению диалектологич. атласа тюрк, языков СССР. В Баку издаётся журн. «Советская тюркология» (с 1970). Ведущую роль в развитии арменистики играют учёные и науч. центры Армении, где разрабатываются также проблемы общего языкознания (Р. А. Ачарян, Агаян, А. С. Гарибян, Г. Б. Джаукян, Г. А. Капанцян, Г. Г. Севаки др.). Большой вклад в изучение кавк. филологии, древних языков Передней и Малой Азии, иран. языков, араб, языка, бесписьм. языков Дагестана вносят учёные Груз. ССР (Г. С. Ахвледиани, Гамкрелидзе, Т. Е. Гудава, Топуриа, Г. В. Церетели, Чикобава, Шанидзе и др.). В Казах. ССР изучаются памятники др.-тюркской и уйгурской письменности (А.-А. Кайдаров), казах, язык исследуется в связи с общетюркологич. и алтаистич. проблемами (Г. Айдаров, А. Аманжолов, А. Есенгу-лов и др.). С помощью ЭВМ создан Обратный словарь казах, языка, частотно-комбинаторный словарь романа М. Ауэзова «Путь Абая». В Латв. ССР предпринят анализ древних памятников лексикографии балт. языков (Д. Земзаре). В Молд. ССР публикуются работы по вопросам романского языкознания, проблемам языковых контактов молд. и вост.-слав, языков, исследуется роль рус. языка как языка межнац. общения. В Тадж. ССР изучаются памирские языки (Д. Карамшоев). В Узб. ССР, помимо всестороннего изучения совр. узб. языка и его диалектов, создана грамматика староузб. языка, выявлены взаимосвязи староузб. языка с древнеуйгурским, старотуркменским (Г. А. Абдурахманов, К. Каримов, С. М. Муталлибов, А. Мухтаров, Э. И. Фазылов, Ш. ТТТ. Шаабдурахманов, Ш. Шукуров и др.). Созданы нач. курсы языков урду и хинди, преподавание к-рых введено в ср. школах. Исследуются проблемы словообразования (А. Н. Тихонов), осуществляется координация ведущихся в СССР работ по фразеологии (Самарканд). В Эст. ССР изучаются языки и диалекты Кольского п-ова, а также все прибалт.-фин. языки (П. Аристэ, А. Каск и др.).

Исследование общетеоретич. языковедческих проблем и конкретных языков концентрируется в н.-ц. цн-тах АН СССР (Ин-т языкознания, Ин-т рус. языка, Ин-т славяноведения и балканистики, Ин-т востоковедения - все в Москве), её филиалах и АН союзных республик, в ин-тах авт. республик и авт. областей, а также во всех ун-тах и др. вузах, где имеются филологич. ф-ты. Эта работа осуществляется в условиях всё большей координации науч. сил советского языкознания.

Периодические издания: «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка» (с 1940), «Вопросы языкознания» (c 1952), «Русская речь» (с 1967), «Научные доклады высшей школы. Филологические науки» (с 1958), «Вестник Московского университета. Серия филологическая» (с 1966), «Мовознавство» (с 1967), «Советское славяноведение» (с 1965); «Советское финно-угроведение» (Таллин, с 1965), «Учёные записки» и «Труды» филологич. ф-тов ун-тов и ин-тов СССР.

См. также Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (раздел Языкознание), Арабистика, Ассириология, Германистика, Индология, Иранистика, Романистика, Семитология, Синология, Скандинавистика, Славяноведение, Тюркология, Финноугроведение. В. Н. Ярцева. Г. А. Климов, В. К. Журавлёв.
Литературоведение

Литературоведение зародилось в России во 2-й трети 18 в., когда появились работы, посвящённые отечеств, поэзии, реформе стихосложения (В. К. Тредиаковский), проблемам становления рус. лит. языка (М. В. Ломоносов). Однако эти работы носили в основном описательный и нормативный характер. В нач. 19 в. теоретич. основы лит-ры разрабатывались в стиховедческих (А. X. Востоков), ист.-лит. (Н. И. Греч) и др. работах. До 40-х гг. 19 в. изучение лит-ры развивалось гл. обр. в форме критики, стимулировавшей писателей к отражению новых обществ, настроений (А. А. Бестужев-Марлинский, А. Ф. Мерзляков, В. К. Кюхельбекер и др.). В работах Н. И. Надеждина, развивающих мысль о внутр. законах художеств, истории человечества, доказывалась необходимость возникновения «новейшей поэзии», синтезирующей достижения классицизма и романтизма. Требование «исторического» способа рассмотрения ист.-лит. и теоретич. проблем утверждал А. С. Пушкин. В творчестве революц. демократов литературоведение начало складываться в стройную систему. В. Г. Белинский, рассмотрев развитие рус. лит-ры в единстве со всей рус. культурой 18 - нач. 19 вв., поставил вопрос о специфике иск-ва, разработал проблемы конкретности художеств, произведения, единства содержания и формы, самодвижения характеров, классификации лит-ры. Теория реализма Белинского, разрабатывавшаяся им эстетика «натуральной школы» обосновывали прогрессивную роль рус. лит-ры в освободительном движении; народность лит-ры усматривалась критиком в её нац. самобытности, в защите интересов народа, в её демократическом характере. Гражданственность, широта и историзм мышления, внимание к социальному содержанию лит-ры определяли пафос его борьбы с теорией «чистого искусства». Лит. критика и эстетика Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева была направлена на материалистич. истолкование природы иск-ва, защиту его обществ, роли, дальнейшую разработку проблем народности; ими была выработана целостная концепция развития рус. критики и эстетики 20-40-х гг. 19 в. Идеи рус. революц. демократов развивались их единомышленниками и последователями в укр. (Т. Шевченко, И. Франко, Леся Украинка, П. Грабовский и др.), арм. (М. Налбандян и др.), азерб. (М. Ф. Ахундов и др.), груз. (И. Чавчавадзе, А. Церетели и др.), осет. (К. Хетагуров и др.)и др. лит-pax. Постепенно история и теория лит-ры обособлялись от критики; разработка связанных с ними проблем велась представителями т. н. академич. литературоведения, тесно связанного с передовыми течениями рус. обществ, мысли и представленного 3 осн. школами. Мифологич. школа (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер и др.), ориентируясь на ист. бытование жанров, сюжетов, конфликтов и т. п., выясняла своеобразие, генезис явлений словесности различных национальностей. Культурно-историч. школа (А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов и др.) выдвинула идею единого изучения художеств, наследия писателей в широком контексте духовной культуры их эпохи; идею непрерывности и преемственности лит. развития, его нац. своеобразия и самобытности. Школа призывала к массовому изучению словесных произведений народа; её заслугой является публикация памятников нар. творчества, применение палеографич. критики текста. Недостатком историко-культурного метода была недооценка эстетич. анализа памятников и их художеств, специфики, отождествление истории лит-ры и истории обществ, мысли, оперирование идеей «среды» без учёта обусловливающих эту «среду» социально-классовых факторов. Сравнительно-историч. школа (Ал. Н. Веселовский и др.), включив в круг исследования новые культурные регионы, выдвинула проблему лит. традиции и влияния; однако игнорирование в нек-рых работах внутр. законов развития каждой лит-ры приводило к поверхностному компаративизму, произвольному установлению связей. В работах Ал. Н. Веселовского, синтезирующих позитивные положения мифологич. гипотезы, теории заимствования и самозарождения художеств, представлений, сюжетов и образов, развивающих традиции культурно-историч. школы, сравнительно-историч. метод реализовался как высшее достижение домарксистского литературоведения не только в России, но и на Западе. Учёный широкого диапазона, создатель наиболее обстоятельной для своего времени ист. поэтики, Ал. Н. Веселовский наметил закономерности единого процесса лит. развития в его культурно-историч. обусловленности, эволюцию осн. элементов поэтич. стиля и сюжетности, по-новому осмыслил роль личности в ист.-лит. процессе, по-новому поставил проблему традиций и новаторства.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. определились значит, успехи в области практич. текстологии и комментирования (Я. К. Грот, М. И. Сухомлинов, Л. Н. Майков и др.), филологич. изучения древних текстов (А. А. Шахматов и др.), изучения лит-ры как важнейшего документа общественной психологии (Н. А. Котляревский, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.); с точки зрения гносеологической природы образа рассмотрел явления лит-ры А. А. Потебня, работы к-рого стимулировали интерес к исследованию психологии творчества и природе художеств, мышления. В 1900-х гг. активно выдвигалась задача выяснения социальной функции лит-ры: Евг. Соловьёв (Андреевич), С. А. Венгеров и др. Постепенно социологи, метод принял у его приверженцев (П. Н. Сакулин, П. С. Коган и др.) универсальное значение; внутри его складывалась тенденция, получившая позднее, в советское время, название вульгарного социологизма (В. М. Шулятиков, В. М. Фриче и др.).

На рубеже 19 и 20 вв. эстетич. и литера-туроведч. мысль испытывает влияние идей марксизма, методологич. принципов марксистского литературоведения; намечается эволюция нек-рых академич. школ к марксизму. Г. В. Плеханов разработал концепцию отношения иск-ва (в т. ч. лит-ры) к обществ, жизни. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) В. И. Ленин сформулировал принципы теории отражения, ставшей филос. фундаментом марксистско-ленинской эстетики, литературоведения и искусствознания. В ст. «Партийная организация и партийная литература» (1905), в статьях о Л. Н. Толстом, А. И. Герцене, в высказываниях о М. Горьком, Чернышевском, М. Е. Салтыкове-Щедрине, И. С. Тургеневе и др. писателях В. И. Ленин создал цельную концепцию роли идей социализма в развитии иск-ва, отношения иск-ва (прежде всего лит-ры) к революции, теоретически обосновал принцип партийности лит-ры. А. В. Луначарский видел в ленинском наследии, взятом «во всем объеме», «надежнейший компас» и для литературоведения. «Характерный для всего наследства Ленина дух боевой партийности, присущая этому наследству политическая заостренность в соединении с философской глубиной и исторической конкретностью должны оплодотворить, уже оплодотворяют и будут оплодотворять марксистское литературоведение» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 8, 1967, с. 464). Лит.-критич. выступления В. В. Воровского, М. С. Ольминского, Луначарского, Горького, С. Шаумяна, Ф. Махарадзе, А. Цулукидзе и др. критиков-марксистов ввели критику и литературоведение в «контекст» развития обществ, эстетич. мысли и революц. движения в России.

Советское литературоведение. Окт. революция 1917 поставила перед советской наукой о лит-ре новые конкретные задачи, в решении к-рых пришлось ей идти непроторёнными путями. Возникавшие ошибочные концепции преодолевались в острых дискуссиях, имевших большое теоретич. и практич. значение для развития литературоведения: об отношении к классич. наследию (см. Пролеткульт), о "формальном методе", о концепции В. Ф. Переверзева. Важную роль в становлении сов. лит-ры и литературоведения сыграли письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920) и совещания по лит. вопросам при агитпропе ЦК РКП(б)(1924-25). Знаменательным этапом в развитии литературоведения явилось преодоление в 30-х гг. вульгарного социологизма. Решающую роль сыграло теоретич. освоение эстетич. наследия классиков марксизма-ленинизма. В эти годы были опубликованы письма К. Маркса и Ф. Энгельса к Ф. Лассалю, Ф. Энгельса к М. Каутской и М. Гаркнесс, вышел сборник «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», в 1932 появилась статья Луначарского «Ленин и литературоведение», положившая начало углублённому изучению трудов и высказываний Ленина, непосредственно касающихся лит-рь: и иск-ва. В 20-е гг. изучение рукописного наследия рус. классиков привело к возникновению сов. текстологии (работы Н. К. Пиксанова, Б. В. Томашевского, Г. О. Винокура и др.). В 50-60-х гг. это изучение было продолжено в текстологич. трудах Ин-та мировой лит-ры им. А. М. Горького (ИМЛИ; осн. в 1932) и работах Д. С. Лихачёва.

30-е гг. вошли в историю сов. литературоведения как основополагающий этап теоретич. разработки принципов социалистического реализма. Широкое обсуждение лит. проблем, прошедшее перед 1-м съездом сов. писателей (1934), доклад и выступления Горького на съезде, его статьи «О социалистическом реализме», «Беседа с молодыми» и др. активизировали эстетич. поиски литературоведов. Большое значение имели статьи Луначарского, А. А. Фадеева, в сб. «В спорах о методе» (1934) и др. Преодолевалась распространённая ошибка - отождествление стиля и метода; возрастал интерес к разработке на новом творч. уровне вопросов поэтики, проблем художеств, формы. Преодолевалась односторонность вульгарно-социологич. и формалистнч. концепций; появлялись синтетич. исследования художеств, специфики и социальных сторон (корней) лит-ры, являющиеся важным завоеванием сов. литературоведения. Успехи сов. лит-ры 30- нач. 40-х гг., в особенности завершение художеств, эпопей, получивших мировую известность («Жизнь Клима Самгина» Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и др.), подводили теоретич. мысль к попыткам определить место социалистич. реализма в мировом лит. процессе, в художеств, развитии человечества. Теоретич. поиски 30-х гг. определили осн. линии развития сов. литературоведения 2 последующих десятилетий. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 сов. литературоведы вносили вклад в общенар. дело, раскрывая в своих исследованиях красоту и богатство духовного наследия Родины, великие патриотам, традиции классич. рус. лит-ры и лит-ры народов СССР. Литературоведение послевоенных лет, руководствуясь постановлениями ЦК ВКП(б) 1946-48, укрепляло теоретич. позиции социалистич. реализма. Активно участвуя в лит. процессе, литературоведение боролось также против схематизма в изображении жизненных противоречий, против мелкотемья и «лакировки» действительности. Дискуссии о реализме и социалистич. реализме 1957 и 1959, проведённые ИМЛИ (2-я совм. с Союзом писателей СССР), утвердили представление о социалистич. реализме как новом закономерном этапе развития мирового иск-ва, единственно верном ответе на искания передовой художеств.

культуры человечества, форме художеств, самосознания народов, борющихся за социальное освобождение. Тогда же были впервые сформулированы и обсуждены 2 важнейшие проблемы: стилевое богатство и многообразие лит-р народов СССР и взаимоотношения социалистического реализма с др. лит. направлениями в мировом лит. процессе. В ревизионистском литературоведении и эстетике за рубежом в 60-х гг. возникла конформистская концепция «синтеза», слияния реализма с модернизмом в некоем «новом реализме», «реализме без берегов». Сов. литературоведы и эстетики убедительно доказали, что подлинный прогресс иск-ва возможен только на почве социалистич. реализма, а водораздел между основными направлениями лит. развития следует видеть отнюдь не в формальных различиях. В трудах конференции «Современные проблемы реализма и модернизм» (1964) раскрыты новые перспективы теоретич. осмысления лит. процесса, определилась программа исследований и борьбы за совершенствование творч. метода сов. лит-ры, за расширение его влияния на мировое лит. развитие. Этой программе и её реализации посвящалась конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (1966), на к-рой анализ явлений лит. процесса был развёрнут в 2 направлениях: характеристика совр. стилевых исканий и исследование теоретич. проблем творч. метода сов. лит-ры, рассматривавшихся в тесной связи с задачами полемики, к-рую марксистско-ленинская эстетика ведёт с направлениями идеалистич., субъективистской эстетики. Конференции 60-х гг., а также конференция «Новая историческая общность людей - советский народ и литература социалистического реализма» (1972), всесоюзные дискуссии по реализму и социалистич. реализму - важные этапы истории сов. литературоведения. В 60-70-х гг. всесторонне и плодотворно исследовались теоретич. проблемы литературоведения, реализма и социалистич. реализма (Ю. Я. Барабаш, А. С. Бушмин, В. И. Борщуков, А. Л. Дымшиц, Д. Ф. Марков, А. С. Мясников, В. В. Новиков, В. М. Озеров, С. М. Петров, Г. Н. Поспелов, Ю. И. Суровцев, Б. Л. Сучков, Л. И. Тимофеев, М. Б. Храпченко, Н. 3. Шамота, В. Р. Щербина, У. Р. Фохт, Я. Е. Эльсберг, Л.Г.Якименко и др.).

В разработке проблем теории и истории критич. и социалистич. реализма, истории лит-р дооктябрьской и октябрьской эпох ведущую и организующую роль сыграли ин-ты АН СССР. Ещё в 30-е гг. Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР (ИРЛИ; осн. в 1905) стал организац. центром изучения творчества Пушкина, проблем народности рус. лит-ры и широкого круга проблем теории и истории рус. реализма 19 в. В 30-40-е гг. успехи пушкиноведения ознаменовались рядом крупных трудов (М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. В. Виноградов, Г. А. Гуковский, Б. С. Мейлах, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. А. Цяв-ловский, П. Е. Щегол ев и др.); на протяжении многих лет выходят серийные пушкиноведческие издания («Временник Пушкинской комиссии», в. 1-11, 1963- 1975; «Пушкин. Исследования и материалы», 1-7, 1956-74, и др.). ВЗО-хгг. начало складываться и гоголеведение, ставшее в 50-70-х гг. с появлением фундаментальных монографий и исследований (Виноградов, В.В. Гиппиус, С.И. Машинский, Н. Л. Степанов и др.) одной из наиболее результативных областей сов. литературоведения. Возрождались лучшие традиции дооктябрьского академич. литературоведения в изучении др.-рус. лит-ры. Совершалось коренное обновление принципов подхода к лит. памятникам, а также методов их анализа, формировалось новое понимание связи древней лит-ры с историей, разрабатывались проблемы художеств, методов и специфики др.-рус. лит-ры, вопросы о преемств. связи с нею последующих периодов развития рус. лит-ры (В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий, И. П. Ерёмин, Лихачёв, А. С. Орлов, В. Н. Перетц, В. Ф. Ржига, Б. А. Рыбаков, С. К. Шамбинаго и др.). Обновлялись принципы исследования памятников народного творчества. Сов. фольклористика складывалась в трудных исканиях новой методологии (М. X. Абегян, М. К. Азадрвский, Н. П. Андреев, П. Г. Богатырёв, В. М. Жирмунский, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.). Такую же перестройку переживало изучение рус. лит-ры 18 в. Разрушались вульгарно-социологич. представления об ученич. подражательности рус. классицизма и художеств, несостоятельности рус. лит-ры от А. Д. Кантемира до Н. М. Карамзина, исследовалась её связь с нац. историей, её художеств, специфика и оригинальность, ист. значение рус. лит-ры 18 в. как источника художеств, идей для лит-ры предпушкинской и пушкинской поры (П. Н. Берков, Гуковский, В. А. Десницкий, Г. П. Макогоненко, В. Н. Орлов). Преодоление догматич. трактовки художеств, реализма как неподвижной, исторически не развивающейся категории, науч. подход к анализу связей реалистич. метода с мировоззрением и творч. индивидуальностью писателя открывали путь к всестороннему изучению творчества Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, их роли в мировом лит. развитии и художеств, прогрессе (М. М. Бахтин, Б. И. Бурсов, Гудзий, Н. Н. Гусев, В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур, В. Я. Кирпотин, К. Н. Ломунов, Т. Л. Мотылёва, Г. М. Фри длен дер, Храпченко, А. В. Чичерин, Б. М. Эйхенбаум, А. С. Долинин, В. Б. Шкловский и др.). В монограф