БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 педагогики союзных республик, кафедры педагогич. вузов имеют тесные творч. связи с научными педагогич. учреждениями социалистич. стран: идёт постоянный обмен планами науч. исследований, организуются совместные двусторонние и многосторонние исследования, проводятся конференции и симпозиумы и др.; сов. учёные-педагоги ведут разработку проблем развития школы и педагогики социалистич. стран, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Н.-и. работа в области педагогики ведётся в н.-и. ин-тах АПН СССР (в 1943-66 АПН РСФСР), министерств просвещения (нар. образования) союзных республик, Всесоюзном н.-и. ин-те профтехобразования Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию, в НИИ проблем высшей школы. Ещё в 20-х гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т науч. педагогики (1924). В 1931 в Москве осн. Ин-т политехнич. образования (в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. За годы Сов. власти сложилась система н.-и. пед. учреждений, охватившая все союзные республики. Во 2-й пол. 20-х гг. пед. н.-и. учреждения открылись на Украине (1926), в Белоруссии (1928), Грузии (1929), Узбекистане (1929), в 30-50-х гг.- во всех др. союзных республиках. См. Педагогические институты научно-исследовательские.

Периодические издания: журналы «Советская педагогика» (с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955); науч.-ме-тодич. журн.: «Дефектология» (с 1969); «Известия АПН» (с 1945), периодич. сборники «Новые исследования в педагогических науках» и др. А. И. Пискунов, М.Ф.Шабаева.

Языкознание

Зачатки рус. языкознания относятся к кон. 16 - нач. 17 вв. Были созданы первые слав, грамматики (Л. Зизаний, М. Смотрицкий). Собственно науч. языкознание начинает развиваться в 18 в. Его основоположником был М. В. Ломоносов, создавший основы рус. науч. грамматики и терминологии, теорию трёх стилей в рус. лит. языке, основы сравнит.-ист. изучения языков. В нач. 19 в. появился интерес к идеям всеобщей грамматики (И. Орнатовский, И. С. Рижский, И. Ф. Тимковский), были заложены основы сравнительного слав, языкознания (А. X. Востоков). В 19 в. для языкознания в России характерны широкий охват теоретич. проблем (напр., определение сущности языка, его отношения к мышлению, обществу и др.), глубина их разработки, филос. осмысление. Призыв М. В. Ломоносова использовать общефилос. понятие о человеческом слове, указание на социальный характер языка были восприняты Н. И. Гречем, к-рый понимал слово как знак, подчёркивал социальную природу языка. К. П. Зеленецкий выделил внеш. и внутр. причины многообразия языков. И. И. Срезневский диалектически объяснял развитие языка постоянным борением, постоянными уступками старины новизне. К. А. Аксаков впервые отметил, что слово представляет единство двух сторон - внутренней и внешней, материальной и идеальной. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. вопрос о связи языка и мышления подробно рассматривался И. А. Бодуэном де Куртенэ, А. А. Потебней, Ф. Ф. Фортунатовым, А. А. Шахматовым, к-рые, оставаясь в целом на позициях идеалистич. психологизма, в трактовке конкретного языкового материала приближались в ряде случаев к материалистич. решению отд. проблем. Тезис о связи истории языка с историей народа, выдвинутый Ф. И. Буслаевым, был развит Фортунатовым, к-рый исследовал дифференциацию и интеграцию языков в связи с историей общества. Шахматов связывал происхождение рус. языка и его наречий с происхождением слав, народов, восточных в частности, исследовал судьбы древних рус. племён в связи с социальными, культурными и ист. условиями их развития.

В 19 в. успешно развивалось сравнительно-ист, языкознание. Для сравнения привлекались не только классические индоевроп. языки (др.-греч., лат., санскрит), но и языки иного строя. Были заложены основы типологич. изучения языков (в области синтаксиса) в работах Ф. Е. Корша, на семантич. уровне - в работах М. М. Покровского. Значительны открытия Б. Н. Ляпунова, Фортунатова, Шахматова в области сравнительно-ист, изучения фонетики индоевроп. языков, рус. языка. Продолжалось изучение классич. языков (лат. и греч.) как в филологич., так и в языковедч. планах.

В рус. языкознании интенсивно разрабатывались проблемы системности языка. Л. Г. Якоб определял язык как систему знаков для выражения мыслей. И. И. Давыдов применил понятие «организма языка», Бодуэн де Куртенэ понимал язык как систему, основанную на существующих в ней отношениях. На материале грамматики системность языка исследовалась в трудах Потебни, Фортунатова. Рассмотрение языка в современном его состоянии и в ист. развитии, выдвинутое Гречем, было развито Потебней и теоретически обосновано Бодуэном де Куртенэ, что предвосхитило учение Ф. де Соссюра о синхронии и диахронии. В трудах Бодуэна де Куртенэ разрабатывалось учение о фонеме. Общетеоретич. проблемы ставились и решались на материале рус. языка в его разных социально-стилевых и диалектных различиях, в сравнительно-ист, аспекте. В сер. 19 в. были заложены основы лингвистич. географии рус. языка. Изучались проблемы словосочетания и предложения, его разных видов (Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.)| соотношение морфологии и синтаксиса, изменения морфологии, структуры слова.

Кроме становления русистики как самостоят, лингвистич. дисциплины, большого развития достигло славяноведение. Ставились и решались вопросы комплексного изучения истории слав, народов, происхождения их языков, слав, письменности, отношения рус. языка к др. слав, языкам и слав, языков между собой (П. С. Билярский, О. М. Бодянский, Е. Ф. Карский, П. А. Лавров, В. И. Ламанский, Шахматов и др.).

Для рус. языкознания 19 - нач. 20 вв. было характерным изучение строя различных языков как в самой России, так и вне её. Интенсивно изучались тюркские языки (И. И. Гиганов, К. Г. Залеман, М.-А. Казем-бек, В. В. Радлов, В. Ы. Татищев и др.). Фонетика и морфология балт. языков исследовалась Г. К. Ульяновым и Фортунатовым. Рус. финyо-угроведение представлено трудами Ф. И. Видемана, М. А. Кастрена и др. Изучались языки С. Европы и Сибири (Кастрен). Значит, успехов достигло изучение кавк. языков (М. И. Броссе, Н. Я. Марр, П. К. Услар), арм. языка [К. П. Патканов (Патканян), А. И. Томсон]. Развитие китаеведения связано с именами Н. Я. Бичурина, В. П. Васильева. Исследовались романские, герм, языки, разрабатывались некоторые вопросы семитологии, изучались др.-вост. языки.

Советская языковедческая наука по мн. вопросам изучения языка продолжила традиции отечеств, языкознания. После Окт. революции 1917 языкознание превратилось в многоотраслевую дисциплину, располагающую богатейшей эмпирической базой. При наличии разных школ и направлений единство языкознания обусловлено марксистско-ленинской методологией. Для лингвистич. теории в СССР характерно марксистское понимание языка как средства общения людей и как практич. действительного сознания, признание социальной природы языка, неизменный учёт передаваемого им внеязыкового содержания (откуда следует верность языкознания теме: язык и мышление), историзм в подходе к языку как объекту исследования. Особенность языкознания в СССР составляет также единство теории языка и практики языкового строительства, связанной с ленинской нац. политикой, к-рая провозгласила равноправие языков всех народов страны. Задачи культурного строительства - создание алфавитов для 50 ранее бесписьм. языков (см. раздел Языки народов СССР), реформы старых алфавитов, в первую очередь русского, а также ряда тюрк, языков (переход с араб, алфавита сначала на латинский, а затем на русский), разработка принципов орфографии и пунктуации, создание терминологии, словарей, грамматик, уч. пособий как для младописьм. языков, так и для языков со старой письм. традицией - всё это стимулировало также создание трудов по теории формирования и развития лит. языков, принципам установления лит. норм, лексикографич. теории (В. В. Виноградов, Б. А. Ларин, Д. Н. Ушаков, Ф. П. Филин, В. И. Чернышёв, Л. В. Щерба и др.), а также развитие фонологич. теорий прежде всего в трудах Щербы и Н. Ф. Яковлева, а также в работах Р. И. Аванесова, С. И. Бернштейна, Л. Р. Зиндера, А. А. Реформатского и др. Изучение языков народов СССР, принадлежащих к разным языковым группам (уральские, тюрк., тунгусо-маньчжурские, кавк., чукотско-камчатские, эскимосско-алеутскиеи др. языки), обогатило сопоставительно-типологические и ареальные методы исследования. Были созданы труды обобщающего характера («Языки народов СССР», т. 1-5, 1966-68), сравнительно-ист, работы по слав., тюрк., герм., иран., кавказским и др. языкам, развернулось изучение условий функционирования языков и, в частности, роли рус. языка как средства межнационального общения, в особенности в связи с возникновением сов. народа как новой ист. общности людей. Изданы двуязычные и толковые словари по многочисл. языкам народов СССР.

Проблемам формирования и развития нац. лит. я з ы к о в в сов. лингвистич. науке уделяется большое внимание. Сов. учёные (И. К. Белодед, Л. А. Булаховский, Виноградов, В. М. Жирмунский, Н. И. Конрад, Филин, Л. П. Якубинский, В. Н. Ярцева и др.) исследуют лит. языки (на материале языков народов СССР и др. языков мира) в связи с конкретно-историч. условиями их функционирования. Становление нац. языков рассматривается в связи с процессами образования наций; решаются проблемы соотношения языка народности и языка нации, связи общенар. языка с его терр. диалектами, распределения диалектов в близкородств. языках. Разрабатывается вопрос о выборе диалектной базы на ранних этапах формирования лит. языка, т. к. для мн. народов СССР задача построения лит. языка приобрела актуальное значение: только после Окт. революции для ряда народов СССР сложились условия для функционирования их языков в качестве литературных.

В сов. языкознании разрабатываются различные аспекты теории и методики. В 30-40-е гг. для развития языкознания в самых разл. направлениях, особенно в исследованиях по типологии и лингвистич. универсалиям, сыграли роль труды И. И. Мещанинова. Несмотря на серьёзные ошибки на пути поисков марксистских методов исследования, работы Марра и Мещанинова дали импульс для широких ист. обобщений при разработке проблем связи языка и общества. В последующие годы исследуются проблемы языкового знака, роли и места языка в процессе познания человеком действительности в свете ленинской теории отражения и др. филос. проблемы языкознания (Э. Б. Агаян, Р. А. Будагов, С. Д. Кацнельсон, В. И. Кодухов, Г. В. Колшанский, В. 3. Панфилов, Б. А. Серебренников, В. М. Солнцев и др.). При этом важнейшим отправным пунктом является слово (в неразрывном единстве его формальной и содержат, сторон) - единица языка, дающая свои специфич. проекции на всех уровнях его структуры. Подчёркивается системный характер языка и иерархич. взаимоотношения его уровней. Отмечается недостаточность его чисто семиотич. рассмотрения.

Расширяются типологич. исследования языков прежде всего в работах Мещанинова, а также в работах М. М. Гухман, Кацнельсона, Г. А. Климова, Панфилова, Солнцева, Б. А. Успенского, Ярцевой и др. Определяются осн. понятия типологии, её отношение к др. лингвистич. дисциплинам. Наряду с имеющими давнюю традицию исследованиями по морфологич. классификации языков ведутся исследования в области синтаксич. и семантич. типологии. В рамках строящейся с опорой на содержание типологич. схемы, ориентированной на различные способы передачи в языках мира субъектно-объектных отношений, выявлены номинативный, эргативнын и активный строй. Исследуются также вопросы диахронной типологии.

С 50-х гг. началось интенсивное развитие сравни т.-и ст. я з ы к о з н а н и я. На базе изучения сложных зависимостей, существующих между языком и обществом, оформилось представление о непрямолинейности процесса развития языковых семей. Сравнит.-ист. исследованию подверглось множество языков. Кроме индоевропейского (с особенно прогрессировавшим слав, и герм, ответвлениями) и, отчасти, уральского языкознания, уже имевших богатые традиции изучения, наиболее развитые отрасли компаративистики в СССР - тюрк., монг., картвельское, афразийское языкознание (П. Аристэ, А. А. Белецкий, Булаховский, Т. В. Гамкрелидзе, А. С. Гарибян, А. В. Десницкая, Г. Б. Джаукян, П. С. Кузнецов, Мажулис, Г. И. Мачавариани, Э. А. Макаев, М. Н. Петерсон, А. Н. Савченко, Серебренников, И. М. Тройский, Я. М. Эндзелин и др.). Развёртывается обсуждение алтайской и ностратич. гипотез, предполагающих родство между рядом языковых семей Старого Света (В. М. Иллич-Свитыч). Начаты работы по изучению генетических связей языков Китая и Юго-Восточной Азии. Широкое направление составляют этимологич. исследования (О. Н. Трубачёв, В. И. Абаев, Э. В. Севортян). Ставятся задачи дальнейшего совершенствования методики внеш. и внутр. реконструкции. Разработка различных алгоритмов дешифровки позволила сов. лингвистам внести вклад п раскрытие таких древних письменностей, как тангутская, майя, протоиндийская, кавказско-албанская и некоторые др.

На основе интенсивной лингвогеографич. работы растёт интерес к а р е а л ь н о й лингвистике (Н. 3. Гаджиева). Широко практикуется картографирование языковых явлений (М. А. Бородина, И. М. Дзендзелевский, Р. И. Аванесов и др.) и составление лингвистич. атласов. Разрабатываются понятия языкового союза, субстрата, суперстрата и адстрата. Ведутся активные топоннмич. исследования (Э. М. Мурзаев, В. А. Никонов, А. В. Суперанская, А. Д. Цагаева и др.).

Неизменно расширяется круг языков, являющихся объектом исследования: языки Др. Шумера и Др. Египта, Урарту, Хеттского царства, древние и совр. индо-европ. языки, языки Бл. Востока и (позднее) Тропич. Африки, тюрк., монг., финно-угорские, палеоазиатские, тунгусские, кавк. языки, языки Юго-Вост. Азии и др.-труды И. М. Дьяконова по древним языкам Передней Азии, Марра по кавк. языкам, Мещанинова по урартскому языку, В. В. Струве по др.-егип. языку, исследования И. Ю. Крачковского и Г. В. Церетели по арабскому, Н. В. Юшманова по семитским языкам, Е. Э. Бертельса, Вс. Миллера по иран. языкам, В. Я. Вла-димирцова, Г. Д. Санжеева по монг. языкам, А. П. Баранникова, Ф. И. Щербатского по инд., Н. И. Конрада по япон. и кит. языкам, работы А. А. Драгунова, Н. Н. Короткова, И. М. Ошанина, В. М. Солнцева, С. Е. Яхонтова по кит. языку, А. А. Холодовича по япон. и кор. языкам, И. Ф. Вардуля, Е. М. Колпакчи, А. А. Пашковского, Н. И. Фельдман по япон. языку, Д. А. Ольдерогге по языкам Тропич. Африки.

Общее направление отечеств, языкознания обусловило значит, развитие лексикологии. Исследуются основные принципы номинации, а также варьирующие по разнотипным языкам закономерности структурной организации лексики (О. С. Ахманова, В. Г. Гак, А. И. Смирницкий, Ю. С. Степанов, А. А. Уфимцева, Д. Н. Шмелёв и др.). Интенсивно изучается словообразование (Г. О. Винокур, Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, В. В. Лопатин, Севортян, И. С. Улуханов и др.). В самостоят, область исследования превратилась фразеология (Виноградов). Создана серия фразеологич. словарей («Фразеологический словарь русского языка», 1967; «Французско-русский фразеологический словарь», 1963; «Англо-русский фразеологический словарь», кн. 1-2, 1967; «Немецко-русский фразеологический словарь», 1975, и др.).

Грамм эти ч. теория строится под знаком системной трактовки синтаксич. и морфологич. явлений и стремится охватить грамматич. строй языка в его цельности (А. В. Бондарко, Кацнельсон, П. С. Кузнецов, Ю. С. Маслов, А. Е. Супрун, А. А. Юлдашев, Ярцева и др.). В центре внимания синтаксич. работ находятся проблемы предложения и словосочетания (В. Г. Адмони, Н. Д. Арутюнова, В. И. Борковский, Н. Ю. Шведова и др.). Анализируются принципы актуального членения предложения. В сферу рассмотрения вовлечены и сверхфразовые единства (Н. С. Поспелов). В области морфологии исследуются морфологич. структура слова, сущность грамматич. категории, строение словоизменнт. парадигмы, части речи как лексико-грамматич. разряды слов и их взаимоотношение с членами предложения. Трактовка всех этих проблем была поставлена в связь с типологич. особенностями языков.

Фонетика и фонология рассматриваются как два аспекта науки о звуковом строе языка. Видную роль в отказе от психологизма в фонологии сыграло сов. языкознание. Наряду с признанием различит, функции фонемы широко осознана и её отождествит, способность. Прогрессу теории фонемы существенно способствовала дискуссия между представителями московской (Аванесов, Кузнецов, Реформатский, В. Н. Сидоров) и ленинградской (прежде всего в трудах Зиндера, М. И. Матусевич, а также Л. В. Бондарко и др.) фонологич. школ.

В сов. славистике центр, место занимает систематич. описание и нормализация вост.-слав, языков. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (т. 1-4, 1935-40) - первый результат этого направления, определивший дальнейшее развитие рус., укр. и белорус, лексикографии (двуязычные и толковые укр. и белорус, словари, серия разнообразных словарей рус. языка, Словарь совр. рус. лит. яз. в 17 тт.). Детально разработана укр. и белорус, науч.-политич. терминология. Созданы своды рус., укр. и белорус, орфографии, «Грамматика русского языка» (т. 1-2, 1952-54), «Грамматика современного русского литературного языка» (1970), грамматики укр. (т. 1-5, 1969-73), белорус, (т. 1-2, 1962-66) языков [до выхода академич. грамматики укр. и белорус. языков их функцию выполняли подготовленные нац. ин-тами языкознания вузовские пособия по совр. укр. (т. 1-2, 1951) и белорус, (т. 1-2, 1961) языкам]. Эти капитальные работы послужили моделью-эталоном для создания аналогичных трудов по др. нац. языкам народов СССР.

На материале рус. и слав, языков зародилась и оформилась в самостоят, и науч. дисциплину фонология, морфонология и диахронич. фонология, значение к-рых в зарубежном языкознании осознано лишь в послевоен. время. Детально описаны фонологич. системы лит. языка и мн. нар. говоров рус. (Аванесов,М. В. Панов), укр. (Ф. Т. Жилко, П. П. Костру-ба, М. Ф. Наконечный) и белорус. (Н. В. Бирило, А. И. Подслужный) языков. Исследуется морфология русского (прежде всего в трудах В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, С. П. Обнорского, Н. С. Поспелова, а также А. В. Бондарко, А. А. Зализняка, Н. М. Шанского), укр. (Л. А. Булаховский, М. А. Жовтобрюх, И. И. Кова-лик, Б. М. Кулик, И. К. Кучеренко, И. Г. Матвияс, В. М. Русановский, Е. К. Тимченко) и белорус. (М. Г. Булахов, М. А. Жидович, Ю. Ф. Мацкевич) языков. Активно изучается синтаксис вост.-слав, языков (В. А. Белошапкова, Е. Ф. Кротевич, А. М. Пешковский, Н. Ю. Шведова и др.).

Фронтально исследованы вост.-слав, нар. говоры, созданы и создаются разнообразные атласы («Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы», [ч. 1-2], 1957; «Дыялекталапчны атлас беларускай мовы», [ч. 1-2], 1963), завершается работа над украинским атласом (Ф. Т. Жилко), опубликован закарпатский атлас (И. О. Дзендзелевский, 1958) и др. региональные атласы. По инициативе сов. диалектологов (Аванесов, С. Б. Бернштейн) создаётся Общеслав. атлас как междунар. науч. исследование (с 1958).

Изучается лексика народных говоров (Б. А. Ларин, Н. И. Толстой и др.), составлены и составляются разнообразные диалектные словари вост.-слав, языков, в т. ч. сводный словарь рус. нар. говоров (под ред. Ф. П. Филина).

В недрах славистики зародилась и оформилась в особую лингвистич. дисциплину история лит. языков (Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, А. И. Ефимов, А. И. Журавский, П. П. Плющ, М. М. Шакун и др.). Описан язык крупнейших писателей (Пушкина, Гоголя, Шевченко, И. Франко и др.), созданы словари языка писателей (Пушкина, Шевченко, Салтыкова-Щедрина и др.).

По памятникам письменности детально прослеживается история рус. языка (С. Ф. Бевзенко, В. И. Борковский, П. Бузук, М. Г. Булахов, Л. А. Булаховский, Н. Н. Дурново, М. А. Жовтобрюх, Вал. В. Иванов, Е. Карский, В. В. Колесов, С. И. Котков, П. С. Кузнецов, Б. А. Ляпунов, С. Ф. Самойленко, Е. К. Тимченко, Ф. П. Филин, П. Я. Черных и др.); издана академич. ист. грамматика рус. языка (Борковский, Кузнецов, 1963). Создаются ист. словари рус., укр. и белорус, языков.

Развиваются лучшие традиции отечественного языкознания в исследованиях по сравнит, грамматике слав, языков (С. Б. Бернштейн, «Очерк сравнительной грамматики славянских языков», т. 1-2, 1961-74); ведутся исследования по праславянскому языку (П. А. Бузук, В. К. Журавлёв, Г. А. Ильинский, П. С. Кузнецов, В. В. Мартынов, А. М. Селищев, В. Н. Топоров), слав, акцентологии (Л. А. Булаховский, В. А. Дыбо, В. В. Колесов) и слав, глоттогенезу (Ф. П. Филин). Создаются этимологич. словари - слав, языков (О. Н. Трубачёв), рус. (Н. М. Шанский), укр. (А. С. Мельничук), белорус. (В. В. Мартынов, Р. В. Кравчук). Изучаются балто-слав. языковые отношения (В. К. Журавлёв, Вяч. В. Иванов, В. М. Иллич-Свитыч, Б. А. Ларин, В. П. Мажюлис, В. Н. Топоров, Я. М. Эндзелин и др.).

Возобновился интерес к Кирилло-Мефодиевской проблематике (Е. М. Верещагин), а также к проблеме роли старо-слав. языка в ист. развитии вост.-слав, языков (Н. И. Толстой). Детально исследуется грамматика (В. В. Бородич, Е. В. Чешко, Н. И. Толстой) и лексика (А. С. Львов) старослав. языка. Совместно с лингвистами Чехословакии создаётся словарь старослав. языка.

Исследуются языки юж. и зап. славян (С. Б. Бернштейн, Ю. С. Маслов, А. М. Селищев и др.), совместно с диалектологами Болгарии создан диалектный атлас болг. языка как продолжение фронтального обследования болг. нар. говоров в СССР и пробного атласа, созданы грамматики совр. болг., чеш., сербскохорв., нижнелужицкого языков, создана серия слав, двуязычных словарей, в т. ч. польско-укр., польско-белорус. и др. Возобновилось науч. издание древнейших памятников слав, письменности (В. В. Аниченко, С. И. Котков и др.).

Сов. языкознание разрабатывало науч. принципы обучения рус. языку нерус. учащихся (С. И. Бернштейн, Н. К. Дмитриев, Е. Д. Поливанов, Л. В. Щерба и др.). В связи с этим была выдвинута идея сопоставит, грамматики неродств. языков (Е. Д. Поливанов), важность которой осознана в зарубежной лингвистике лишь в последнее время. Создана серия сопоставит, грамматик. Организованы спец. журн. («Русский язык в национальной школе», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в азербайджанской школе» и др.) и спец. науч. учреждения.

Широкий размах получили исследования по тюрк, языкам (П. А. Азимов, Н. А. Баскаков, И. А. Батманов, Н. 3. Гаджиева, В. А. Гордлевский, Н. К. Дмитриев, А.-А. Кайдаров, С. К. Кенесбаев, А. Н. Кононов, С. Е. Малов, Е. Д. Поливанов, В. В. Решетов, А. Н. Самойлович, Севортян, Э. Р. Тенишев, Е. И. Убрятова, М. Ш. Ширалиев, А. М. Щербак, К. К. Юдахин и др.). Впервые вышли в свет науч. грамматики кумык., ногайского, каракалпакского, узб., казах., гагаузского и ряда др. языков, многочисл. и разнотипные словари; были почти полностью описаны тюрк, диалекты. Это позволило перейти к подготовке обобщающих трудов, включая атлас тюрк, диалектов, этимологич. словари, древнетюрк. словарь.

Исследованы совр. Иран, языки и диалекты, ранее малоисследованные или совсем не описанные, и в связи с открытием новых материалов в Ср. Азии - древне- и ср.-иран. языки (Абаев, М. Н. Боголюбов, И. И. Зарубин, В. С. Расторгуева, В. С. Соколова, А. А. Фрейман и др.). Начато со