БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201чение для развития юридич. науки имели также пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» (1964) и «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967).

Сов. учёными были разработаны теоретич. положения, лёгшие в основу важнейших законодат. актов, принятых Верх. Советом СССР в 1958-77: Основ законодательства СССР и союзных республик практически по всем отраслям права (гражд. законодательства, уголовного законодательства, уголовного судопроизводства, гражд. судопроизводства, судоустройства, законодательства о браке и семье, о земле, о т.руде, о здравоохранении, о народном образовании, водного и лесного законодательства, о недрах и др.). Учёные-юристы активно участвовали в разработке новой Конституции СССР 1977, законов, регулирующих деятельность Советов, в подготовке респ. кодексов законов.

Реализуя задачи, поставленные съездами КПСС, спец. постановлениями и другими парт. и гос. документами, сов. учёные исследуют закономерности развития социалистич. гос-ва и права, политической системы развитого социалистич. общества, функции и механизм общенародного гос-ва; разрабатывают такие важные для развития социалистич. общества вопросы, как гос.-правовые средства воздействия на процесс формирования коммунистич. обществ, отношений, пути совершенствования законодательства, дальнейшего углубления социалистич. демократии, коммунистич. воспитания трудящихся. В центре внимания исследователей находятся актуальные проблемы социалистич. общества, эффективность социального действия права, система правового регулирования, соотношение права и экономики, развитие системы сов. права. Шире развёртывается изучение социально-психологич. аспектов действия права, правового регулирования, вопросов юридич. воспитания июридич. культуры. Большое внимание уделяется вопросам правового положения личности в социалистич. обществе, системе гарантий прав и свобод граждан, а также проблемам, связанным с обязанностями граждан по отношению к обществу и гос-ву и др. Разрабатываются проблемы общей теории гос-ва и права, ведётся изучение совр. бурж. правовой идеологии, критика реформистских и ревизионистских взглядов на гос-во и право, разоблачение антикоммунизма в этих вопросах; изучаются закономерности развития государственности зарубежных стран (работы Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. А. Аржанова, Г. В. Барабашева, С. А. Голунского, А. И. Денисова, Д. Л. Златопольского, Д. А. Керимова, В. Ф. Котока, И. Д. Левина, А. И. Лепёшкина, А. А. Мишина, П. Е. Недбайло, В. С. Петрова, И. С. Самощенко, Б. Н. Топорнина, И. П. Трайнина, В. А. Туманова, И. Е. Фарбера, Н. П. Фарберова, В. Е. Чиркина, Г. X. Шахназарова, А. Ф. Шебанова, В. С. Шевцова, К. Ф. Шеремета, Б. В. Щетинина, Л. С. Явича и др.).

Важнейшее значение имеет изучение правовых аспектов гос. управления, гос. и обществ, начал в системе управления, правового положения и роли обществ, орг-ций в социалистич. обществе, разработка направлений совершенствования деятельности гос. аппарата (работы Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунёва, Г, И. Петрова, М. И. Пискотина, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, Ц. А. Ямпольской и др.).

Велика роль юридич. науки в разработке правовых проблем планирования, хоз. связей, правовых форм обеспечения науч.-технич. прогресса и научной организации труда, а также укрепления юридич. гарантий личных и имуществ. прав граждан (работы М. М. Агаркова, Г. Н. Амфитеатрова, С. Н. Братуся, А. В. Бенедиктова, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, С. М. Джорбенадзе, О. А. Красавчикова, О. С. Иоффе, В. В. Лаптева, В. Ф. Маслова, Г. К. Матвеева, И. Б. Новицкого, Н. В. Орловой, П. Е. Орловского, А. И. Пергамент, В. А. Рясенцева, О. Н. Садикова, Г. М. Свердлова, В. Н. Серебровского, Е. А. Флейшиц, Р. О. Халфиной, Ю. К. Толстого).

Особое значение имеет развитие науки трудового права, к-рая изучает эффективность норм трудового права, проблемы расширения трудовых прав и совершенствования их юридич. гарантий, роль трудовых коллективов, правовые аспекты стимулирования материальной заинтересованности и др. (работы В. С. Андреева, Л. Я. Гинцбурга, К. П. Горшенина, В. М. Догадова, С. А. Иванова, С. С. Карийского, В. И. Никитинского, А. Е. Пашерстника, А. С. Пашкова, О. В. Смирнова, В. И. Смолярчука и др.).

Сов. учёные-юристы работают над проблемами дальнейшего совершенствования правового регулирования в области управления сельским хозяйством, хоз. связей в этой отрасли нар. х-ва, изучают правовые аспекты развития межколхозной собственности, кооперирования и специализации сельскохоз. произ-ва, исследуют правовые проблемы охраны природы и окружающей среды (работы Г. А. Аксенёнка, Л. И. Дембо, М. И. Козыря, Н. И. Краснова, О. С. Колбасова, И. В. Павлова, Г. Н. Полянской и др.).

Задача всемерного укрепления социалистич. правопорядка обусловила появление большого числа работ, посвящённых вопросам теории и практики социалистич. законности. Разрабатываются проблемы совершенствования системы сов. уголовного права (работы Н. Д. Дурманова, Н. И. Загородникова, М. М. Исаева, Б. С. Никифорова, А. А. Пионтковского, П. С. Ромашкина, Н. А. Стручкова, Б. С. Утевского, Т. В. Церетели, В. М. Чхиквадзе, М. Д. Шаргородского и др.). Сов. криминологи ведут изучение причин преступности, разработку комплекса мер по профилактике правонарушений (работы А. А. Герцензона, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского, А. Б. Сахарова, А. М. Яковлева и др.). Над методикой расследования преступлений с применением новейших технических средств работают сов. криминалисты (работы Р. С. Белкина, А. И. Винберга, С. М. Потапова, Н. В. Терзиева, А. С. Шляхова и др.). Совершенствованию сов. судебной системы, процессуальных прав граждан посвящены работы М. М. Гроздинского, М. А. Гурвича, А. Ф. Клейнмана, И. Д. Перлова, М. С. Строговича, К. С. Юдельсоиа и др.

Значит, внимание в сов. юридич. науке уделяется проблемам истории гос-ва и права, а также истории политич. учений (работы Б. М. Бабия, П. Н. Галанзы, М. Н. Гернета, О. А. Жидкова, С. 3. Зиманова, А. И. Ишанова, С. Ф. Кечекьяна, А. И. Королёва, К. А. Мокичева, С. А. Раджабова, М. 3. Уразаева, 3. М. Черниловского, О. И. Чистякова, С. В. Юшкова и др.).

Ответств. задачи решает сов. юридич. наука в разработке правовых вопросов совр. междунар. отношений, в т. ч. и проблем экономич. сотрудничества, социалистич. интеграции (работы М. М. Богуславского, В. Н. Дурденевского, Г. П. Жукова, Ф. И. Кожевникова, В. М. Корецкого, Е. А. Коровина, С. Б. Крылова, М. И. Лазарева, Л. А. Лунца, С. А. Малинина, А. П. Мовчана, И. С. Перетерского, В. С. Позднякова, А. И. Полторака, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова и др.).

Расширяется сфера правовых исследований в союзных республиках. В большинстве из них изданы обобщающие труды по истории государства и права данной республики, по проблемам нац.-гос. строительства, появились труды по общей теории гос-ва и права, гос., адм., гражд. и трудовому праву, по гражд. и уголовному процессу, криминологии, по вопросам совр. бурж. гос-ва и права.

В разработке теоретич. проблем гос-ва и права всё более широкое применение получают спстемно-структурный и функциональный анализ, конкретные социологич. исследования. В 60-70-х гг. был издан ряд значит, монографич. правовых исследований, в т. ч. «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» (т. 1-4, 1970-73); «Современное империалистическое государство» (т. 1-6, 1963-74); серии «Государство и право стран, освободившихся от колониальной зависимости» (т. 1-5, 1967-75), «Курс международного права» (т. 1-6, 1967- 1973), «Трудовое право и научно-технический прогресс» (1974), «Курс советского уголовного права» (т. 1-6, 1970- 1971); «Международное частное право» Л. А. Лунца (1970) и др.

Проблемы юридич. науки разрабатываются в Ин-те гос-ва и права АН СССР, в АН союзных республик - ин-ты (отделы, секторы). Крупнейшим уч. и науч. юридич. центром СССР является юридич. ф-т МГУ; были восстановлены и вновь созданы юридич. ф-ты и вомн. др. ун-тах. При Прокуратуре СССР работает Всесоюзный ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Крупное науч. учреждение - Всесоюзный ин-т сов. законодательства Мин-ва юстиции СССР. В 1974 создана Академия внутр. дел МВД СССР.

Сов. учёные активно участвуют в деятельности междунар. орг-ций: Ассоциации междунар. права, Междунар. ассоциации юридич. наук, Междунар. ассоциации политич. наук, Междунар. академии сравнит, правоведения, Междунар. ассоциации юристов-демократов и др.

Периодические издания: журналы «Советское государство и право» (с 1927), «Социалистическая законность» (с 1934), «Советы депутатов трудящихся» (с 1957), «Известия высших учебных заведений. Правоведение» (с 1957), «Советская юстиция» (с 1922).

См. также раздел Юридическая наука в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Г. Н. Манов, Н. П. Фарберов.

Педагогика

Педагогич. мысль в Др. Руси первоначально выражалась в устном нар. творчестве (былинах, сказках, пословицах, поговорках и др.). Воспитат. идеалы христианства и феодальных кругов чётко сформулированы в «Поучении» Владимира Мономаха (12 в.). В ряде сборников 11-12 вв. содержались оригинальные и переводные пед. сочинения. Так, в сб. «Пчела» помещена работа неизвестного киевлянина «Слово... о чтении книг»; в тот же сборник и ряд др. («Измарагд», «Изборник» Святослава, «Златоструй» и т. д.) включались переводные отрывки из работ Сократа, Аристотеля и др. античных, а также визант. авторов.

В период становления централизов. Рус. гос-ва господствовавшие взгляды на воспитание были изложены в «Домострое» (16 в.). Возникновение книгопечатания (сер. 16 в.) дало мощный толчок развитию просвещения и уч. лит-ры. Первый рус. учебник (Азбука) был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 во Львове.

В 16-17 вв. в противовес христианско-феод. концепции воспитания начинают распространяться гуманистич. взгляды в области просвещения (Ф. Скорина, деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.).

Реформы Петра I (нач. 18 в.) способствовали оживлению пед. мысли, развитию уч. лит-ры, организации системы нар. образования. Введение гражд. шрифта и араб, цифр вместо буквенных обозначений (1708) облегчило усвоение широкого круга знаний (матем., астрономии, навигации и т. д.). В пед. отношении лучшим учебником было «Первое учение отроком...» Феофана Прокоповича (1720), в предисловии к к-рому он высказал прогрессивные взгляды на воспитание.

В 18 в. в России началось становление гос. системы школ. Развитие пед. мысли было связано с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков и др.). Одним из первых организаторов и теоретиков рус. нар. школы и проф. образования был В. Н. Татищев, открывший т. н. горнозаводские школы на Урале и разработавший систему обучения в них. Значительный вклад в организацию университетского образования и пед. мысль России внёс М. В. Ломоносов. По его инициативе был создан Московский университет (1755). Он составил регламенты московских (университетских) и академич. гимназий, основанные на достижениях русской и зарубежной педагогики. Исходя из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека, Ломоносов главными средствами воспитания считал науку и труд. Пед. идеи Ломоносова развивали просветитель Н. И. Новиков, профессора Моск. ун-та Н. Н. Поповский, X. А. Чеботарёв, А. А. Барсов и др., выступавшие против феод.-крепостнич. взглядов на воспитание и просвещение.

В кон. 18 в. начала создаваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть нар. училищ (по Уставу 1786) учебниками и уч. пособиями, а учителей - методич. лит-рой. Дидактику разрабатывал Ф. И. Янкович, к-рый совместно с др. сотрудниками (из АН и Моск. ун-та) составил «Руководство учителям первого и второго классов Народных училищ» на основе принципов передовой педагогики, в частности дидактич. учения Я. А. Каменского.

Рус. пед. мысль углубил А. Н. Радищев, к-рый с революц.-демократич. позиций определил гл. цель воспитания как подготовку «истинных сынов отечества», борцов против насилия и деспотизма. Единомышленниками Радищева были Ф. В. Кречетов, В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. Ф. Бестужев, декабристы. Пед. воззрения декабристов нашли практич. выражение в их деятельности в сибирской ссылке (И. Д. Якушкин, М. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. и М. К. Кюхельбекеры, Д. И. Завалишин и др.).

В 40-60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи были связаны преимущественно с революц.-демократической обществ мыслью, составляя её органич. часть (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания революц. демократы считали подготовку гражданина-патриота с революц.-материалистич. мировоззрением, широко образованного и трудолюбивого.

Для разработки проблем педагогики и нар. образования многое сделал В. Ф. Одоевский. Он занимался организацией дет. приютов, положил начало дошкольному воспитанию в России, создал ряд уч. книг для учащихся и дидактич. пособий для учителей.

Передовые представители культуры и просвещения мн. народов Росс, империи в 18-19 вв. выступали за демократизацию образования, за воспитание в духе гуманизма, патриотизма, народности. К их числу относятся: на Украине- Г. С. Сковорода, В. Н. Каразин, А. В. Духнович; в Белоруссии и Литве - И. Ф.Копиевич, Г. Конисский, С. Даукантас; в Латвии - Г. Меркел, И. Брауншвейг; в Эстонии - К. Р. Якобсон, Г. Ф. Паррот; в Грузии - И. Багратиони, Г. Бараташвили; в Армении - А. Аламдарян, X. Абовян; в Азербайджане - А. К. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. Большинство из них разделяли идеи рус. просветителей и революц. демократов, особенно Белинского и Герцена.

Подъём освободит, движения, начавшийся в сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение, к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы участвовали видные учёные, писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п., началось движение за создание нац. системы воспитания. Всё это способствовало выделению педагогики в самостоят, отрасль науч. деятельности, разработке её на проф. уровне.

Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушин-ского, к-рый, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к сер. 19 в., создал стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно педагогикой. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для теории образования и обучения, на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы и разрабатывались методы уч.-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в кон. 19 - нач. 20 вв. стали исследоваться как общие проблемы педагогики и дидактики (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отд. уч. предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.). Идеи Ушинского оказали влияние на развитие пед. мысли др. народов России - Г. Агаян (Армения), И. Алтынсарин (Казахстан), Я. С. Гогебашвили (Грузия), Р. Эфендиев (Азербайджан), И. Я. Яковлев (Чувашия) и др.

С кон. 19 в. благодаря деятельности первых рус. социал-демократов в России стали известны идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании (см. Коммунистическое воспитание). Осн. положения марксистского учения о воспитании были развиты в новых ист. условиях В. И. Лениным.

Советская педагогика. После победы Окт. революции 1917 пути развития народного образования и связанные с этим задачи сов. педагогики были определены Программой Коммунистической партии, принятой 8-м съездом (1919). Выступления Ленина в первые послереволюц. годы содержали решения сложных вопросов: о связи политики с педагогикой, о пролет, культуре и отношении рабочего класса к культурному наследству и др. Ленин определил сущность коммунистич. морали. В социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества; средства для достижения этой цели - широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит, трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Претворяя в жизнь марксистско-ленинские демократические принципы воспитания и образования, сов. педагогика главное внимание уделила разработке основ построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации уч.-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, М. Н. Покровский и др.). Работу в этой области возглавляла Н. К. Крупская, видный педагог-марксист, к-рая внесла большой вклад в разработку проблем детского коммунистич. движения, дошкольного воспитания, политехнич. образования и трудового обучения, массовой политико-просветит. работы со взрослыми и др.

Первые годы развития сов. школы и педагогики отмечены смелыми поисками новых форм и методов уч.-воспитат. деятельности, к-рые в целом давали плодотворные результаты. Вместе с тем имели место серьёзные ошибки: некритич. отношение к новым буржуазным теориям, случаи вульгаризации марксистских идей, переоценка значения личного опыта детей, их практич. деятельности, недооценка научного образования, овладения теоретич. знаниями, сведение деятельности учителя к функциям консультанта учащихся и др. В нач. 30-х гг. Коммунистич. партия и Сов. пр-во приняли ряд постановлений, определивших коренную перестройку процесса уч.-воспитат. работы в сов. общеобразовательной школе (см. раздел Народное образование). Перед школой была поставлена задача дать каждому учащемуся науч. образование на основе твёрдо зафиксированного в уч. планах и программах объёма и уровня знаний по гуманитарным и естеств.-науч. дисциплинам. В постановлениях осуждены попытки некритич. использования «новаторских» систем и методов обучения. Классно-урочная система организации уч. работы признана основной.

В 20-х - 1-й пол. 30-х гг. получила распространение точка зрения, согласно к-рой педагогика может дать учителю лишь эмпирич. рекомендации, а теоретически обосновать их призвана «наука о детях» - педология. Идеалистич. и механистич. установки педологии, её антипсихологизм отрицательно сказались на развитии психологии и педагогики и причинили большой вред школе. Пренебрежительное отношение к педагогике было осуждено партией [пост. ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 1936], однако одностороннее понимание критики педологич. ошибок привело к тому, что в течение длит, времени недооценивалась важность применения психологич. методов изучения детей.

В 30-е гг. активно разрабатывались проблемы сов. дидактики, методологии, основой к-рой стала ленинская теория отражения. Признана необходимость использования разнообразных методов обучения в зависимости от содержания образования, уровня знаний учащихся и дидактич. задач.

Выдающимся достижением сов. педагогики явилась система воспитания, созданная А. С. Макаренко. В его трудах разработана теория организации и деятельности дет. коллектива, получили детальное освещение такие вопросы, как опора на положительное в характере и личности воспитанника, усиление эффективности воспитания при одновременном воздействии педагога и коллектива воспитанников, воспитание в труде и др.

Развитие сов. педагогики связано с именами таких видных педагогов, авторов науч. исследований, учебников для высшей школы, как Ш. И. Ганелин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, И. Т. Огородников, А. П. Пинкевич, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко (дидактика); Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. А. Каиров, Э. И. Моносзон, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский (теория и методика воспитания); А. Э. Измайлов, И. К. Кадыров, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королёв, А. А. Курбанов, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынский, М. М. Мехти-заде, В. 3. Смирнов, С. Р. Раджабов, С. X. Чавдаров (история педагогики) и др. Обобщению и систематизации достижений сов. педагогики способствовал выпуск пед. энциклопедич. изданий («Педагогическая энциклопедия», т. 1-3, 1927-29; «Педагогический словарь», т. 1-2, 1960; «Педагогическая энциклопедия», т. 1-4, 1964-68). За годы Сов. власти подготовлены науч. издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэла, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу подвергнуты осн. течения в бурж. педагогике (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

Главное направление совр. пед. исследований - отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения. Сов. педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приводит его в соответствие с потребностями развитого социалистич. общества. Для эпохи науч.-технич. революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч. образования, к-рое должна давать ср. школа. В связи с этим разрабатываются новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизма как одного из ведущих критериев отбора науч. материала, подлежащего изучению, и т. п. В области организации уч. работы ведутся поиски путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим проводятся модернизация классич. формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у уч-ся познавательных интересов и способностей, формирования у них умений рационализировать свой труд. Значит, внимание уделяется выработке системы трудового воспитания и профориентации учащихся. Расширились исследования по общей, пед. и социальной психологии, по педагогике и психологии проф.-технич. образования, возрастной физиологии, дефектологии, психо-физиологич. проблемам дошкольного воспитания. Продолжается работа в области изучения истории школы и пед. мысли народов СССР.

Академия педагогических наук СССР, научно-исследоват. ин-ты