БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201М. И. Артамонов, Б. Н. Граков, П. Д. Либеров, С. И. Руденко, А. И. Тереножкин и др.). Известность получили раскопанные на Украине царские курганы скифов - Гайманова могила, Толстая могила и др. Раскопками многочисл. памятников в Подонье и Предкавказье, Поволжье и степях Казахстана удалось воссоздать историю и культуру сарматских племён (К. Ф. Смирнов, В. П. Шилов и др.). Получены также важные материалы для изучения х-ва, быта и идеологии лесостепных племён раннего жел. века. Проводится археол. изучение ранних гос. образований на терр. СССР (Урарту, Иберия, Кавк. Албания, Скифское царство, Боспорское царство, Хорезм, Согдиана, Бактрия) и античных городов Сев. Причерноморья (Херсонеса, Ольвии, Горгиппии, Фанагории, Илурата, Танаиса и др.) (А. М. Апакидзе, Б. Н. Аракелян, В. Д. Блаватский, М. Ф. Гайдукевич, Я. Г. Гулямов, И. Т. Кругликова, Б. А. Литвинский, А. А. Мартиросян, М.Е.Массой, Б. Б. Пиотровский, Н. И. Сокольский, С. П. Толстов Д. А. Хали-лов, Д. Б. Шелов и др.). Важными результатами увенчались археол. исследования древностей финно-угров на Волге и Урале (Е. И. Горюнова, А. В. Збруева, А. X. Халиков и др.) и племён Прибалтики (X. А. Моора, Э. Д. Шноре, Р. К. Волкайте-Куликаускене и др.). Систематич. раскопки дали ценные материалы по истории, ремеслу, торговле, экономике и культуре ср.-век. городов Закавказья, Ср. Азии и Казахстана, Волжской Болгарии, Хазарии и Золотой Орды (Артамонов, Т. М. Ахмедов, А. М. Беленицкий, О. Г. Большаков, Иессен, К. Г. Кафадарян, Н. Н. Негматов, С. А. Плетнёва, А. П. Смирнов, Г. А. Фёдоров-Давыдов, Л. А. Чилашвили и др.). Широкий размах получили исследования в Сибири (С. В. Киселев, Л. Р. Кызласов, Окладников). На основе археол. материалов успешно исследовались проблема происхождения славян и вопросы расселения слав, племён, проблема возникновения рус. феод, гос-ва, история быта, культуры, идеологии Киевский Руси и более позднего периода (Д. А. Авдусин, И. И. Ляпушкин, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Г. Б. Фёдоров, М. В. Фехнер и др.). Значительны достижения в области исследования др.-рус. городов (Киева, Новгорода, Чернигова, Владимира, Москвы, Старой Рязани и др.). Установлены планировка и фортификация городов, историч. рост посада, детально изучено гор. ремесло, торговля, исследована архитектура (А. В. Арциховский, Н. Н. Воронин, М. К. Каргер, Б. А. Колчин, А. Л. Монгайт, М. Г. Рабинович, Рыбаков, В. Л. Янин и др.). Крупным событием было открытие берестяных грамот. Сов. учёные трудятся над изучением проблем зарубежной археологии. Изданы труды по археологии Зап. Европы, Румынии, Польши, древним цивилизациям Мезоамерики, Перу и Боливии. Археол. экспедиции АН СССР вели раскопки в Албании, Египте, проводят полевые исследования в Афганистане, Ираке, Монголии, Болгарии. Ин-ты археологии имеются в составе АН Украины, Узбекистана и Армении. Крупные археол. центры созданы также при Сиб. отделении, Дальневост. центре и филиалах АН СССР и во всех респ. АН. Значит, археол. исследования проводят многочисл. музеи и высшие уч. заведения. Подготовка кадров археологов ведётся на кафедрах археологии во многих ун-тах страны. P.M. Мунчаев.

Этнография. Первые этногр. сведения о древних народах, населявших терр. СССР, содержатся в ср.-век. хрониках и рус. летописях. Образование рус. многонац. гос-ва в кон. 15 - сер. 16 вв. привело к расширению этногр. знаний о народах, вошедших в его состав и соседних с ним (путешествие Афанасия Никитина в Индию во 2-й пол. 15 в.; описание Китая, составленное Спафарнем з 1675 - 78). В кон. 17 в. С. У. Ремезов составил первый сиб. геогр. атлас («Чертежная книга Сибири», 1701) с нанесёнными на картах названиями народов и «Описание о сибирских народах и граней их земель» (1697 - 98). В 18 в. на основе материалов неск. больших экспедиций (2-я камчатская экспедиция 1733- 1743, комплексные академич. экспедиции 1768 - 74) были написаны важные этногр. труды: «История Сибири» Г. Ф. Миллера (1750), «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова (1776), «Дневные записки...» И. И. Лепёхина (ч. 1 - 4, 1795 - 1805), особенно «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...» И. И. Георги (ч. 1 - 3, 1776 - 77). Развитию этнографии народов мира способствовали кругосветные плавания в нач. 19 в. И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др., экспедиции Г. Лангсдорфа в Бразилию, Иакинфа Бичурина в Китай, К. Т. Хлебникова и И. Вениаминова в рус. колонии в Сев. Америке, К сер. 19 в. этнография в России сформировалась как самостоят, дисциплина в системе геогр. наук. В 1845 в Рус. геогр. об-ве было создано отделение этнографии (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин), ставшее центром этногр. исследований. Возникли и др. об-ва, где этнография занимала важное место: Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (1864), Об-во археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те (1878). Развитию интереса к этнографии способствовала Всеросс. этногр. выставка (1867), материалы к-рой составили основу экспозиции этногр. отдела Румянцевского музея. В кон. 19 - нач. 20 вв. крупными этногр. учреждениями стали Музей антропологии и этнографии (возник на основе Кунсткамеры Петра I в 1878) и этногр. отдел Русского музея, созданный в 1902 (оба - в Петербурге). Появились этногр. музеи в провинции, особенно в городах Сибири. Большой этногр. материал в разных странах мира собрали П. К. Козлов, И. П. Минаев, М. В. Певцов, Г. Н. Потанин, Н. М. Пржевальский, В. В. Юнкер и особенно Н. Н. Миклухо-Маклай. В Сибири большую научно-собирательскую работу вели политич. ссыльные - В. Серошевский, В. Г. БогоразТан, Д. А. Клеменц, Л. Я. Штернберг, Ем. Ярославский и др. Значит, вклад в дореволюц. этнографию внесли Д. Н. Анучин, Н. И. Зибер, М. М. Ковалевский, семья Харузиных.

После Окт. революции 1917 формируется сов. этногр. школа. Её гл. особенностью стала тесная связь с практикой социалистич. строительства. Осуществление ленинской нац. политики, необходимость коренного преобразования культуры и быта отставших в своём развитии народов требовали углублённого изучения их этнич. состава, культуры и быта, Было учреждено неск. новых этногр. центров: в 1917 - Комиссия по изучению плем. состава России, в 1930 на её базе - Ин-т по изучению народов СССР. В 1933 в Ленинграде был создан Ин-т антрополо-гии, археологии и этнографии, из к-рого в 1937 выделился Ин-т этнографии АН СССР. Важное значение имела деятельность К-та содействия народностям сев. окраин при Президиуме ВЦИК (1924 - 35) и научно-исследоват. ассоциации при Ин-те народов Севера (Ленинград). В 30-е гг. этногр. наука концентрировала осн. внимание на вопросах обществ, строя (особенно на изучении различных форм патриарх, и патриарх.-феод, отношений). Не порывая связи с географией, этнография стала одной из важнейших частей историч. науки, Появился ряд обобщающих этногр. работ, написанных с историко-материалистич., марксистско-ленинских позиций (А. М. Золотарёв, М. О. Косвен, П. И. Кушнер, В. К. Никольский, С. А. Токарев, С. П. Толстов и др.).

Значительно расширились этногр. исследования с сер. 40-х гг. Они ведутся в основном в двух направлениях: изучаются проблемы первобытной истории и этнографии народов мира (от этногенеза до совр. культурно-бытовых и этнич. процессов). Особое внимание уделяется изучению преобразований совр. сов. быта, социалистич. образа жизни. Важное мировоззренческое значение имеет исследование первобытного общества. Совместно с антропологами и археологами систематизирован большой науч. материал, сви-детельствующий об историч. универсальности первобытнообщинного строя; установлена сложная структура патриархального рода, уточнены схема семейно-брачных отношений, периодизация истории первобытного общества, соотношение рода и общины, процесс разложения первобытнообщинного строя (Д. А. Ольдерогге, А. И. Першиц, Ю. П. Петрова-Аверкиева, Ю. И. Семёнов и др.). Изучаются культурно-бытовые особенности отд. народов, их вклад в сокровищницу культуры всего человечества. Изданы обобщающие работы по материальной (Е. Э. Бломквист, Г. С. Маслова, А. А. Попов, Г. Е. Стельмах, Г. С. Читая и др.) и ду-ховной культуре народов СССР (С. И. Вайнштейн, С. В. Иванов, В. К. Соколова, С. А. Токарев, К. В. Чистов и др.). Опубликованы «Историко-этнографический атлас Сибири» (1961) и атлас «Русские» (1967). Проведено комплексное этногр. изучение большинства народов СССР: вост. -славянских (Д. К. Зеленин, Е. Г. Кагаров, В. А. Александров, М. Я. Гринблат, К. Г. Гуслистый, Л. М. Сабурова и др.), Прибалтики (М. К. Степермание, Г. И. Строд, Л. Н. Терентьева и др.), Поволжья (В. Н. Белицер, Н. И. Воробьёв, Т. А. Крюкова, Р. Г. Кузеев и др.), Кавказа (В. В. Бардавелидзе, В. К. Гарданов, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. А. Калоев, Л. И. Лавров, С. Д. Лисициан, А. И. Робакидзе, Р. Л. Харадзе и др.), Ср. Азии (С. М. Абрамзон, М. С. Андреев, Т. А. Жданко, И. А. Кисляков, Г. Е. Марков и др.), Сибири (Г. М. Василевич, И. С. Гурвич, Б. О. Долгих, Л. П. Потапов и др.). Многие историко-этногр. исследования посвящены зарубежным странам. Ведётся изучение их этнич. истории (С. А. Арутюнов, Р. Ф. Итс, Ольдерогге, С. Р. Смирнов и др.), совр. этнич. процессов (работы по Передней, Юж. и Юго-Вост. Азии, США, Канале, Центр. Америке, Океании и др.). Положено начало сравнительно-типологич. изучению культуры (работы по типологий жилища и обрядам народов Европы). Разработаны методологич. основы этнич. картографирования (С. И. Брук, Кушнер, П. Е. Терлецкий) и составлены крупномасштабные этногр. карты по всем регионам земного шара, Ведутся этносоциологич. исследования нац. процессов (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов и др.). Важную науч. и политич. роль играют работы, в к-рых на основе этногр. и антропологич. данных разоблачаются расизм, неоколониализм (И. Р. Григулевич, Г. Ф. Дебец, Э. Л. Нитобург, Я. Я. Рогинский и др.). Большое значение для понимания общих закономерностей развития культуры, а также складывания её специфич. черт у отд. народов имеет разработанное сов. этнографами учение о хоз.-культурных типах и историко-этногр. областях (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров). Ведётся теоретич. разработка понятий «этнос», «этнич. общность», «этнич. процессы» и их типологии (Ю. В. Бромлей, В. И. Козлов, Чебоксаров).

Этногр. исследования проводятся в многочисл. ин-тах и музеях союзных и автономных республик и областей, в ряде высших учебных заведений. Итоги работы сов. этнографов обобщены в 13-том-ой (18 книг) серии «Народы мира» (1954 - 66). С. И. Брук.

Изучение объективных закономерностей истории человечества, жизни и борьбы трудящихся масс, интернационалистич. подход к истории каждого народа, раскрытие диалектики явлений и процессов на фактах истории - всё это характеризует сов. ист. науку как одно из важных орудий коммунистич. воспитания трудящихся.

Расширяются и развиваются междунар. связи сов. ист. науки. Идёт обмен науч. лит-рой и фотокопиями архивных документов между сов. и зарубежными науч. учреждениями, уч. заведениями и архивами. Практикуется взаимное посещение архивов, библиотек и т. п. Ряд сов. историков избран в члены различных зарубежных ист. об-в и учреждений. Сов. историки активно участвуют во многих междунар. конгрессах, встречах и совещаниях, ряд k-рых состоялся в СССР (4-й Междунар. съезд славистов, Москва, 1958; 7-й Междунар. конгресс антропологич. и этногр. наук, Москва, 1964; 5-й Междунар. конгресс историков-эко-номистов, Ленинград, 1970; 13-й Между-нар. конгресс ист. наук, Москва, 1970; 7-й Междунар. конгресс архивов, Москва, 1972, и др.). В работе 13-го конгресса ист. наук участвовало св. 3 тыс. учёных из 50 стран (в т. ч. ок. 1300 чел. из СССР). Сов. историки выступили с докладами на Междунар. конференции, посвящённой 50-летию образования СССР (Прага, 1972), с участием представителей 47 коммунистич. и рабочих партий. Особенно тесные и деловые контакты у сов. историков с учёными др. социалистич. стран. Систематически происходят сессии и симпозиумы постоянных двухсторонних комиссий историков СССР, ГДР, ВНР, ПНР и др. Историки социалистич. стран участвовали во Всесоюзной науч. конференции «Актуальные проблемы сен циалистического строительства в европейских странах социализма» (Москва, 1974). Учёные СССР и ГДР осуществляют совместное издание Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (MEGA). Укрепляются и развиваются науч. связи историков СССР и ряда др. зарубежных стран. Так, только в 1-й пол. 70-х гг. состоялись: 1-й симпозиум сов. и инд. историков (1973), 6-я конференция сов. и франц. историков (1973), 6-я конференция сов. и итал. историков (1974), 4-й симпозиум историков СССР и Финляндни, 6-й коллоквиум историков СССР и Великобритании и т. д.
В системе АН СССР имеются н.-и. ин-ты: Всеобщей истории, Истории СССР, Славяноведения и балканистики, Востоковедения, Африки, Лат. Америки, Д. Востока, США и Канады, Междунар. рабочего движения, Археологии, Этнографии (все в Москве); ин-ты истории есть во всех респ. АН (в Узб. ССР он наз. Ин-том истории и археологии; в Груз. ССР и Казах. ССР - Ин-том истории, археологии и этнографии). В АН закавк. и ср.-азиат, республик существуют ин-ты востоковедения (Душанбе, Ташкент, Ереван), Ин-т народов Бл. и Ср. Востока (Баку), Отдел востоковедения (Фрунзе). В авт. республиках действуют ин-ты: Истории, языка и лит-ры (Языка, лит-ры и истории). Сиб. отделение АН СССР имеет Ин-т истории, филологии и философии. При ЦК КПСС имеется Ин-т марксизма-ленинизма (ИМЛ); при ЦК компартий союзных республик, Моск. и Ленингр. горкомах и обкомах КПСС - ин-ты истории партии, филиалы ИМЛ. В системе Мин-ва обороны СССР работает Ин-т воен. истории. Исследования по истории ведутся также в ун-тах и др. вузах страны.

П е р и о д и ч. издания: «Вестник древней истории» (с 1937), «Военно-исторический журнал» (с 1959), «Вопросы истории» (с 1926), «Вопросы истории КПСС» (с 1957), «Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия Общественные науки» (с 1963), «История СССР» (с 1957), «Народы Азии и Африки» (с 1955), «Новая и новейшая история» (с 1957), «Советская археология» (с 1957), «Советская этнография» (с 1931), «Советские архивы» (с 1966), «Советское славяноведение» (с 1965), «Вестник Ленинградского университета. Серия Истории, языка и литературы» (с 1956), «Вестник Московского университета (с 1946). Серия IX - История, серия XIV - Востоковедение» и др.

В СССР выходит ряд непериодич. продолжающихся изданий по различным отраслям и разделам ист. науки: «Исторические записки» (с 1937), «Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР» (с 1952), «Археографический ежегодник» (с 1958), «Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы» (с 1959), «История и историки» (с 1965), ист.-биографич. альманах «Прометей» (с 1966), «Освободительное движение в России» (с 1971), «Источниковедение отечественной истории» (с 1973).

«Византийский временник» (с 1947), «Палестинский сборник» (с 1954), «Скандинавский сборник» (с 1956), «Средние века» (с 1942), «Балканский исторический сборник» (с 1968), «Французский ежегодник» (с 1959), «Американский ежегодник» (с 1971), «Ежегодник германской истории» (с 1969).

«Краткие сообщения Института археологии» (с 1939), «Материалы и исследования по археологии СССР» (с 1940), «Труды Института этнографии» (с 1947), «Нумизматика и эпиграфика» (с 1960), «Нумизматика и сфрагистика» (с 1963), ежегодник «Расы и народы» (с 1971) и др.

См. Историография, Историческое образование, а также раздел Историческая наука в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ.

Экономическая наука

Экономич. мысль народов СССР прошла длит, путь развития, в ходе к-рого между ними установились связи, особенно усилившиеся после возникновения единого Росс, гос-ва. В течение многих веков экономич. мысль народов СССР находила своё отражение в произведениях нар. творчества, гос.-правовых актах, церк. трактатах, сочинениях политич. и обществ, деятелей.

В Др. Руси (9-11 вв.) самыми ранними памятниками, содержавшими экономич. идеи, были церк. документы, договорные акты князей, произведения фольклора («Повесть временных лет», ч. 1; «Правда Русская», т. 1-2, тексты и комментарии под ред. Б. Д. Грекова, 1940-47; «Патерик Киевского Печерского монастыря», 1911). В документах князей утверждались права их собственности на землю и труд подневольных крестьян.

Рус. экономич. мысль 14-15 вв. отражала борьбу прогрессивных сил за ликвидацию раздробленности страны и образование централизов. гос-ва. Гл. проблемы экономич. мысли России кон. 16 и 17 вв.- это сохранение боярского и вотчинного землевладения, защита поместного землевладения, создание мануфактур, расширение внутр. и внеш. торговли (см. «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV - XVI вв.», 1950; «Акты феодального землевладения и хозяйства», ч. 1, 1951). А. Л. Ордин-Нащокин, а позднее Пётр I проводили экономич. политику, направленную на развитие отечеств, пром-сти, торговли, укрепление гос. финансов. Деятельность Петра I расширила функции и укрепила роль гос-ва в решении экономич. задач. Рус. экономич. мысль 1-й четв. 18 в. получила яркое выражение в соч. И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» (1724), в к-ром он указывал на необходимость развития пром-сти и торговли как важнейшего условия благосостояния гос-ва и народа. Прогрессивные экономич. идеи выдвигал М. В. Ломоносов. Он выступал за изучение природных богатств страны, стр-во фабрик и заводов, развитие торговли. Ему принадлежит идея использования Сев. мор. пути для хоз. нужд страны. На Украине в кон. 16 в. вышли соч. X. Филалета, в к-рых он критиковал католич. духовенство, живущее за счёт «десятины» (сбора десятой доли продукции крест, двора). Писатель И. Вишенский (2-я пол. 16 - нач. 17 вв.) выступал за социальное и правовое равенство всех людей. Идейным выразителем протеста укр. крест, масс против крепостннч. эксплуатации был Г. С. Сковорода (18 в.).

Белорус, экономич. мысль с 14 в. развивалась во взаимодействии с литовской и польской. Ф. Скорина (кон. 15-16 вв.) полагал, что путём распространения знаний о естественной природе, морали, нравственности, добродетели можно будет добиться равномерного распределения материальных благ между людьми. В 18 в. в Белоруссии И. Хрептович в сочинении о ежегодном национальном воспроизводстве, разделяя взгляды А. Р. Ж. Тюрго, подчёркивал преимущества крупного сельскохозяйственного производства.

Социально-экономич. взгляды литов. общества 16-18 вв. отражены в летописях - Литовских статутах 1529, 1566, 1588 и «Литовской метрике» (1786-94). Видный представитель обществ, мысли 16 в. М. Летувис критиковал пороки феод, строя и разделял идеи меркантилистов. В 17 в. активную роль в формировании общественной мысли Литвы играла Вильнюсская академия. В Латвии и Эстонии нем. завоеватели составляли «хроники», в к-рых содержится материал для исследования истории экономич. мысли. Во 2-й пол. 18 в. идеологи крепостничества стремились сохранить в неприкосновенности права нем. баронов на землю и труд крепостных крестьян, пытались обосновать возможность повышения производительности с.-х. труда на базе барщинного и оброчного х-ва (А. Хупель). В сер. 18 в. в Латвии и Эстонии возникло социально-экономич. направление, подвергавшее критике крайности крепостничества (И. Г. Эйзен, Г. Яннау и др.).

В Ср. Азии 15-18 вв. среди обществ, деятелей и мыслителей выделяются А. Навои (Узбекистан, 15 - нач. 16 вв.), Д. Азади и Махтумкули (Туркмения. 18 в.). Навои требовал оказания гос. помощи крестьянам, реформы налоговой политики, призывал к расширению торговых связей с др. странами. Он считал, что только труд является источником богатства общества. Навои полагал, что противоречия феодализма можно преодолеть путём справедливой экономич. политики просвещённого правителя. Азади в трактате «Вагзи-Азад» писал, что правитель обязан заботиться о развитии экономики, торговли и науки. Основой экономич. роста Азади считал земледелие, что для туркмен, занимавшихся в основном скотоводством, было прогрессивным. Последователем Азади был Махтумкули. Он обличал роскошь богатых, решительно выступал против ислама, оправдывающего имуществ. неравенство, посреднической торговли и ростовщичества .

Рус. экономич. наука кон. 18- 1-й пол. 19 вв. отражала кризис крепостнической системы хозяйства страны. Ярким представителем антикрепостнической идеологии был А. Н. Радищев - сторонник революционного уничтожения крепостного права. В своём труде «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) и др. он решительно выступал за передачу помещичьих земель в собственность крестьян, уничтожение сословных привилегий, за полное уравнение всех в гражд. правах и демократич. свободы. Он критиковал финанс. и налоговую политику царизма, призывал к развитию пром-сти. В его трудах содержались суждения по проблемам ден. обращения, цены, кредита и прибыли. В 1-й пол. 19 в. противоборствовали 3 течения: реакционно-консервативное (Е. Ф. Канкрин, Н. М. Карамзин и др.), выступавшее за сохранение господствовавших в России социально-экономич. условий; либеральное (М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов и др.), предлагавшее ряд реформ в области пром-сти, финансов, таможенной политики, но при сохранении крепостнич. отношений; революционное (декабристы). Круг экономич. проблем, занимавших декабристов, был весьма широк - агр. вопросы (включая уничтожение крепостного права), проблемы развития пром-сти, торговли, перестройки финанс. системы и др. Своими радикальными взглядами выделялись П. И. Пестель, высказывавшийся за отчуждение части помещичьих земель и создание особого зем. фонда, из к-рого каждый мог бы получить землю в своё пользование, Н. И. Тургенев - «Опыт теории налогов» (1818), М. Ф. Орлов - «О государственном кредите» (1833).

В сер. 19 в. с пропагандой крепостнических экономических идей выступали Е. Ладыженский, Г. Бланк, Н. Безобразов и др. Серьёзная борьба о путях экономич. развития России велась между славянофилами и западниками. Идеологи рус. буржуазии (В. А. Кокорев, Д. Н. Струков, И. В. Вернадский и др.) не выдвигали к.-л. радикальных требований, питая надежду, что буржуазия получит от самодержавия полицейскую защиту своих интересов от растущего пролетариата.

В середине и во 2-й пол. 19 в. большую роль в развитии рус. экономич. мысли сыграли революц. демократы - В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Революц. уничтожение помещичьей зем. собственности и сохранение рус. поземельной общины они рассматривали как условие для осуществления «крестьянского социализма». Чернышевский определил предмет и метод экономич. теории, показал её классовый характер, дал критику бурж. определения предмета политич. экономии, сформулировал задачи и предмет экономич. «теории трудящихся». В «Примечаниях к „Основаниям политической экономии" Милля» и «Очерках из политической экономии (по Миллю)» дана развёрнутая критика капитализма. Маркс высоко ценил работы Чернышевского, указывая, что «...из всех современных экономистов Чернышевский представляет единственного действительно оригинального мыслителя...», вскрывшего банкротство бурж. политич. экономии (цит. покн.: ЛопатинГ. А., Автобиография..., П., 1922, с. 71). В трудах Чернышевского нашла теоретич. обоснование идея «крестьянского социализма». Учение Чернышевского оказало большое влияние на экономич. взгляды Н. А. Серно-Соловьевича, Д. И. Писарева, В. В. Берви-Флеровского, А. Н. Энгельгардта и Н. В. Шелгунова.

На Украине в 1-й пол. 19 в. одним из представителей либерального н