БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201оснований и отрицала подлинность ряда др.-рус. памятников. Н. А. Полевой, отвергая концепцию Карамзина и опираясь на положение бурж. историков Запада (Б. Г. Нибура, Ф. Гизо, О. Тьерри), написал «Историю русского народа» (т. 1-6, 1829-33), в к-рой попытался показать связь рус. истории с западноевропейской.

Важнейшую роль в развитии бурж. историографии сыграли труды С. М. Соловьёва, к-рый, выявляя связь между явлениями, подошёл к рассмотрению рус. истории как единого и закономерного процесса развития от родового строя к торжеству гос. отношений. Концепция рус. истории была сформулирована Соловьёвым в его «Истории России с древнейших времен», доведённой до 1774 (т. 1-29, 1851-79), и др. трудах, основанных на многочисл. источниках.

Особо чётко политич. устремления рус. буржуазии проявились в ист. науке в т. н. государственной школе (основоположники - правоведы и видные либеральные обществ. деятели К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин). Её представители считали, что главным и движущим в ист. процессе является гос. начало. Они признавали в истории определ. закономерность, но приходили к выводам о существенном различии закономерностей ист. развития России и Зап. Европы, что имело антиреволюц. направленность. К гос. школе по нек-рым вопросам примыкал и С. М. Соловьёв.

С обществ.-политич. борьбой сер. 19 в. были связаны ист. взгляды славянофилов (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.), к-рые рассматривали рус. историю как мирное сосуществование народа и власти, нарушенное реформами Петра I, идеализировали допетровскую Русь. Интерес славянофилов к нар. быту обусловил их занятия историей народа, этнографией и фольклором (П. В. Киреевский, А. Ф. Гильфердинг). Результатом возросшего интереса к крест, вопросу было появление в 1859 исследования И. Д. Беляева «Крестьяне на Руси» (1859).

Подъём революц.-демократич. ист. мысли в России связан с именами революц. демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, выдвинувших ряд важных общеметодологич. положений: о значении материальных условий и особенно роли нар. масс в истории общества, что явилось в России принципиально новым подходом к ист. науке." В их трудах впервые стала разрабатываться история революционно-освободич. движения в России.

С критикой отд. положений гос. школы и призывом изучать историю народа выступил Н. И. Костомаров, занимавшийся изучением быта народа, экономич. развития, истории нар. движений на Украине и в России. Он положил начало бурж.-националистич. тенденции в укр. историографии.

В 1-й пол. 19 в. расширилась тематика исследований, началось изучение археологических памятников, развивались эпиграфика (А. Н. Оленин) и нумизматика (А. Д. Чертков), в т. ч. восточная (П. С. Савельев). Оформлялась в самостоят, отрасль этнография (работы Н. И. Надеждина, В. И. Даля, И. М. Снегирёва, И. П. Сахарова и др.). Основоположником рус. медиевистики был Т. Н. Грановский. Исходя из идеи обществ, прогресса, он в своих публичных лекциях критиковал феод, порядки в ср.-век. Европе, что в условиях политич. реакции воспринималось как осуждение крепостничества в России. Однако он считал движущей силой истории «абсолютный дух», а воплощением обществ, и культурного развития народов-религию. С именем М. И. Куторги связано создание рус. школы исследования античности.

Подъём нац.-освободит, борьбы слав, народов против тур. ига с сер. 19 в. стимулировал развитие рус. славяноведения (Ю. И. Венелин, Гильфердинг, В. И. Ла-манский и др.) (см. Славяноведение).

Вхождение в состав России народов Закавказья и Ср. Азии и усиление связей с ними, а также освоение Сибири и Аляски оживили интерес к изучению Востока. В 1855 был открыт вост. ф-т Петерб. ун-та. Крупным центром востоковедения стал Казанский ун-т.

Основоположником рус. синологии был Н. Я, Бичурин (Иакинф), собравший огромный и ценный материал по истории Китая и др. стран Азии.

В России с 60-х гг. 19 в. расширилась тематика ист. исследований. Усилился интерес к проблемам социально-экономич. истории. Началось углублённое изучение обществ.-политич. борьбы и обществ, мысли, нар. восстаний и реформ. Представителями официально-монар-хич. направления были Н. П. Барсуков, К. Н. Бестужев-Рюмин, Н. Ф. Дубровин, Д. И. Иловайский, Н. К. Шильдер и др.

Бурж. историография в пореформенный период стала занимать господствующее положение. Ведущим направлением в ней по-прежнему была гос. школа. С новыми работами выступили Кавелин и Чичерин, более отчётливо стал отражать принципы гос. школы Соловьёв, в частности в «Публичных чтениях о Петре Великом...» (1872). Проблему развития гос. власти в Др. Руси исследовал В. И. Сергеевич.

Крупнейшим бурж. историком был В. О. Ключевский. Он создал ряд ценных исследований по вопросам социально-экономич. истории и источниковедения, подверг критике мн. положения гос. школы. Рассматривая в «Курсе русской истории» (т. 1-5, 1904-21) ист. процесс во взаимозависимости экономия., хоз., политич. и социальных факторов, Ключевский видел в крепостном праве явление, мешающее сотрудничеству классов и ведущее к нар. революции, к-рую он считал гибельной для России.

Во 2-й пол. 19 в. оформилось демократич. направление в рус. историографии. Оно зародилось в дореформенный период и развивалось сначала под влиянием идей революционеров-демократов 40- 60-х гг., а затем народничества. А. П. Щапов считал осн. темой ист. исследований историю народа, изучал социальную сущность раскола. Он пытался показать активную ист. деятельность народа. Н. Я. Аристов сделал первую попытку дать характеристику экономич. быта Киевской Руси, а. также изучал историю нар. движений кон. 17 в. К истории рабочего класса России впервые обратился В. В. Берви-Флеровский, работа к-рого получила высокую оценку К. Маркса.

Значит, роль в складывании ист. концепции революц. народничества сыграли труды М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёва, П. А. Кропоткина. В трудах идеологов либерального народничества - Н. Ф. Даниельсона, В. П. Воронцова и др. исследовалась социально-экономическая история пореформенной России. Они пытались доказать, что капитализм для России - явление случайное, что страна может, минуя капиталистич. стадию развития, через крест, общину подойти к социализму. Изучением истории рус. крестьянства, крест, общины и общинного землевладения занимались П. А. Соколовский, В. И. Семевский, И. И. Игнатович, А. Я. Ефименко, В. Е. Постников.

Обострение классовых противоречий в России, особенно в эпоху империализма, и распространение марксистской идеологии привели к идейному кризису бурж. ист. науки. Яркими его проявлениями явились работа П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» (ч. 1-3, 1896-1903), к-рая доводила до апогея принципиальное противопоставление ист. развития России ист. развитию Зап. Европы, а также книга А. С. Лаппо-Данилевского «Методология истории» (в. 1-2, 1910-13) (отрицание науч. достоверности ист. факта и возможности познания объективных закономерностей ист. процесса).

Проблематика ист. исследований в кон. 19 - нач. 20 вв. определялась общими идейно-политич. основами бурж. историографии. Вопросами социальной и экономич. истории занимался Лаппо-Данилевский, поставивший вопрос о генезисе капитализма в России; он относил начало зарождения капиталистич. отношений к 17 в. Много внимания вопросам политич. и социально-экономич. тематики уделяли А. А. Кизеветтер и М. М. Богословский. Экономич. истории посвящены ранние работы G. Б. Веселовского, Ю. В. Готье, С. В. Бахрушина. В кон. 19 - нач. 20 вв. Н. П. Павлов-Сильванский отстаивал идею единства рус. и зап.-европ. ист. процесса и доказывал наличие феодализма (в бурж. понимании) в ср.-век. России. А. Е. Пресняков, проанализировав огромный фактич. материал по политич. истории, выступил против нек-рых положений гос. школы, но не смог в целом преодолеть её влияния. М. В. Довнар-Запольский занимался исследованием истории Литвы и Белоруссии, белорус, крестьянства, пром-сти и торговли России 16-17 вв. и издал ряд работ по истории движения декабристов. Новой темой стало изучение истории бурж. реформ 60-70-х гг. 19 в.. (И. И. Иванюков, Г. А. Джаншиев, А. А. Корнилов).

В развитии источниковедения видную роль сыграли труды А. А. Шахматова, разработавшего методику анализа содержания летописных сводов. Вопросами дипломатики и др. вспомогат. ист. дисциплин занимались Лаппо-Данилевский, Н. П. Лихачёв. Проблемам ист. географии были посвящены труды Н. П. Барсова, С. М. Середонина и М. К. Любавского. В значит, степени влияние бурж. историографии испытал позднейший представитель дворянского направления С. Ф. Платонов.

Ценный фактич. материал (в сочетании с весьма слабыми и зачастую неправильными теоретич. обобщениями и выводами) содержался в работах представителей «легального марксизма» (М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве), опубликованных в кон. 19 - нач. 20 вв.

Кризис переживала и мелкобурж. историография, представленная трудами историков и публицистов народническо-эсеровского направления (В. А. Мякотин, Л. Э. Шишко и др.). Меньшевистскую ист. концепцию наиболее отчётливо выразил сб. «Общественное движение в России в начале XX в.» (т. 1-4, кн. 1-7, 1909-14). Политич. и филос. основы кризиса бурж. идеологии, в т. ч. историографии, отразились в сб. статей «Вехи» (1909).

Эклектичной была система ист. взглядов Н. А. Рожкова, сформировавшегося под влиянием марксизма, с одной стороны, и позитивизма - с другой.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. усилился интерес к вопросам всеобщей истории. Одним из первых изучение новой истории начал В. И. Герье. Идеологом панславизма выступил социолог и публицист Н. Я. Данилевский. Историю франц. крестьянства в период Великой франц. революции исследовали Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий и др.; агр. отношения ср.-век. Англии - П. Г. Виноградов, Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин. Рус. медиевистика последних десятилетий 19 в. была одной из ведущих в Европе. Историей религии и церкви в ср. века и др. проблемами занимался Р. Ю. Виппер. Истории антич. мира посвящены работы В. В. Латышева, В. П. Бузескула, М. М. Хвостова, В. И. Модестова и др.

Большой вклад в развитие ист. знаний внёс М. М. Ковалевский, работы к-рого по истории первобытнообщинного строя были использованы Ф. Энгельсом.

Крупными историками-славистами были П. А. Лавров и М. К. Любавский, а также Ф. И. Леонтович (история слав, права). Значит, внимание рус. историки (В. Г. Васильевский и Ф. И. Успенский) уделяли истории Византии. В области востоковедения во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. работали В. П. Васильев, И. П. Минаев, М. В. Никольский, Б. А. Тураев, В. Р. Розен, В. В. Бартольд и мн. др. Большое значение для изучения истории стран Востока имели собирание и публикация источников древней и ср.-век. истории (А. Я. Гаркави, В. Г. Тизенгаузен, В. С. Голенищев и др.).

Работы А. А. Спицына, В. А. Городцова, Б. В. Фармаковского, М. И. Ростовцева, Н. И. Веселовского, И. Е. Забелина ввели в науку большой археологич. материал. Важное науч. значение имели археологич. съезды, собиравшиеся с 1869.

В кон. 19 - нач. 20 вв. был издан осширный труд В. С. Иконникова «Опыт русской историографии» [т. 1 (кн. 1-2) - 2 (кн. 1-2), 1891-1908], в к-ром приводились многочисл. сведения о накоплении и изучении источников рус. исторшг, о развитии вспомогат. историч. дисциплин и др.

В работах украинских историков 18 в. П. И. Симоновского, С. Лукомского, Г. Полетики, Георгия Конисского и др. обосновывались политич. права шляхты и казацкой старшины. С монархич.-дворянских позиций история Украины освещалась в трудах Д. Н. Бантыш-Каменского, Н. А. Марковича, А. А. Скальковского и др. А. М. Маркович изучал историю закрепощения крестьян на Украине. Видным историком 30-50-х гг. 19 в. был М. А. Максимович.

Бурж. направление в историографии 19 в. проявилось в работах П. А. Кулиша. Большой вклад в исследование фактич. истории Украины сделали бурж.-либеральные историки - Костомаров, В. Б. Антонович, Д. И. Эварницкий, Д. И. Багалей и др. Глава бурж.-националистич. историков М. С. Грушевский впервые в буржуазной историографии дал цельный сводный труд по истории Украины до сер. 17 в. («1стор!я Украши - Pyci», т. 1 - 10, 1898-1936, и др.). Дворянской и бурж. историографии принципиально противостояли ист. воззрения революционера-демократа Т. Г. Шевченко и его последователей - И. Я. Франко, П. А. Грабовского, М. М. Коцюбинского, Леси Украинки и др.

В развитии молд. историографии 18-19 вв. большое значение имели труды Д. К. Кантемира, П. Куницкого, А. Скальковского, К. Стамати, А. Хыждеу, А. Накко, П. Свиньина, Н. Батюшкова, М. Шимановского, А. Яцимирского и др. Значит, историч. и этнографич. материал содержала работа А. О. Защука «Бессарабская область» (ч. 1-2, 1862).

Начиная с 19 в. наблюдался подъём белорус, историографии. И. И. Григорович: составил первый белорус, археографич. сборник, издал «Акты, относящиеся к истории Западной России...» (т. 1-5, 1846-53). Изучением истории Белоруссии и Литвы в кон. 19 - нач. 20 вв. занимались историки либерально-бурж. направления (Любавский, И. И. Лаппо и др.). После поражения Революции 1905-07 сложилось бурж.-националистич. направление, к-рое выдвинуло антинауч. теорию бесклассового развития белорус, нации в ср. века, т. н. «золотого, века» (М. В. Довнар-Запольский, Ластовский).

В историографии Литвы господствовали феод.-монархич. и романтич. направления. Т. Нарбут отрицал классовую борьбу в литов. истории, идеализировал первобытный строй литовцев. С романтич. позиций осветил литов. историю первый литов. историк-разночинец С. Даукантас. О. Б. Ярошевич первым выдвинул тезис о существовании в Литве феодализма. Сбором и публикацией документов по литов. истории занимались И. Ж. Онацевич, И. Н. Данилович и др.

Прибалт.-нем. историография 18 - 1-й пол. 19 вв. отразила начавшееся разложение феод, строя. Группа просветителей 2-й пол. 18 - нач. 19 вв.- И. Эйзен, Г. И. Яннау, К. Снель и особенно Г. Г. Меркел и И. X. Петри - критиковала крепостное право в ряде статей и монографич. ист. исследований. В Эстонии и Латвии в сер. 19 в. зародилась нац. историография. Представителями эст. демократич. ист. мысли были К. Р. Якобсон, Ф. Р. Крейцвальд. В Латвии с критикой крепостничества и засилья нем. баронов выступили «младолатыши» - представители бурж. нац.-либерального течения, ориентировавшегося на Россию. Представители прибалт.-нем. историографии кон. 19 - нач. 20 вв. (Ю. Эккардт, Э. Винкельман, Г. А. Бруйнинг и др.) отстаивали тезис о положит, значении нем. господства в Прибалтике.

Освободит, идеи в арм. историографии 17-18 вв. отразились в работах Григора Даранагеци, Аракела Даврижеци, Закария Канакерци, Степаноса Шаумяна и др. В 1784-86 издана «История Армении» (т. 1-3) основоположника новой арм. историографии Микаэла Чамчяна. Начало прогрессивной демократич. арм. историографии было положено трудами Хачатура Абовяна, Месропа Тагиадяна, Микаэла Налбандяна.

Подъём груз, историографии начался во 2-й пол. 17 в. (историч. поэмы царя Арчила II, соч. Пешанги, И. Тбилели). П. Горгиджанисдзе в своей «Истории Грузии» описал события с 6 в. до 1696. Важную роль в развитии груз. ист. мысли сыграла созданная в нач. 18 в. Вахтангом VI «Комиссия ученых мужей», к-рая отредактировала «Картлис цховреба» и довела историю Грузии до 18 в. Крупнейшим представителем груз. феод, историографии был Вахушти, живший в России. В дальнейшем в груз, историографии усилились националистич. тенденции, идеализация прошлого, клерикализм. П. И. Иоселиани и С. Г. Баратов изучали груз, историю с позиций рус. официально-монархич. историографии. Иоселиани исследовал историю груз, городов, памятников материальной культуры. Баратов написал «Историю Грузии» с 4 в. до н. э. до 13 в., впервые попытался связать историю Грузии со всемирным историч. процессом.

В Азербайджане в 18 в. составлялись придворные хроники, возвеличивавшие правителей. А. Бакиханов в работе «Райский цветник» впервые составил сводный обзор истории Азербайджана с древнейших времён до 1813 (окончена в 1841, изд. 1926).

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. кавказоведы бурж.-либерального направления С. Л. Авалиани, И. Л. Сегаль, С. А. Егиазарян и др. изучали быт крестьян, сел. общину. В Армении изучением и публикацией источников по истории арм. народа занимались бурж. историки М. Эмин, К. Патканов (Патканян), К. Езян (Эзов). Бурж.-клерикальную историографию в кон. 19 - нач. 20 вв. представляли Г. Алишан, С. Паласанян, М. Гарагашян, А. Бабаханян (Лео), М. Орманян, А. Ерицян (Ерицов) и др. Анализ обществ, строя феод. Армении дал Н. Г. Адонц.

Видным представителем груз. бурж. историографии был Д. Б. Бакрадзе. Революц. демократы И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе и др. выступали против крепостнич., реакционных сил груз, общества и либералов. Народнич. идеи выражали Н. Хизанишвили (Урбанели) и А. Пурцеладзе. Собиранием и изучением груз, древностей занимались М. Джанашвили, Ф. Жордания, Э. Такайшвили. Крест, вопросу был посвящён труд С. Авалиани. Большое значение для развития груз, историографии имели труды И. А. Джавахишвили. В 20 в. в бурж. историографии возникли националистич. тенденции, в частности В. Авалишвили отрицал прогрессивность присоединения Грузии к России.

В Ср. Азии в 18 в. были составлены придворные хроники Мир Мухаммед Амина Бухари, Мухаммеда Юсуфа Мунши и др. После присоединения Ср. Азии к России под влиянием рус. востоковедческой науки изменилась и местная историография. Истории присоединения Ср. Азии к России посвящены труды хивинского историка Агахи (на узб. яз.), кокандского историка М. Салиха (на тадж. яз.). Виднейшим ср.-азиат, историком 2-й пол. 19 в. был Ахмад Махдум Дониш. Ист. и археологич. изучением Ср. Азии стала заниматься Росс. АН. Крупная роль в историографии Ср. Азии принадлежит рус. учёным В. В. Бартольду, В. В. Радлову, А. Л. Куну, Н. И. Веселовскому, В. Л. Вяткину и др.

В 80-х гг. 19 в. возникло марксистское направление в рус. ист. науке, связанное вначале с деятельностью группы «Освобождение труда» и выдающегося рус. марксиста Г. В. Плеханова, к-рый первым в России стал рассматривать ист. процесс с материалистич. позиций («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории» и др.). Он начал разработку истории пролетарского революционного движения в России, истории рус. революц.-демократич. общественной мысли. Плеханов дал оценку воззрениям нек-рых рус. историков (Щапова и др.), впервые начал изучать историко-социологич. концепции Белинского, Герцена и Чернышевского. С марксистских позиций он критиковал субъективно-идеалистич. взгляды народнич. социологов и историков. В работе «История русской общественной мысли» (т. 1-3, 1914-17) Плехановым дан глубокий анализ социально-экон. положения России, освещены историч. взгляды всех крупных публицистов, философов и историков, разрабатывавших проблемы рус. историографии.

Со 2-й пол. 90-х гг. 19 в. начался ленинский этап развития ист. науки. В. И. Ленин осветил в своих работах коренные вопросы рус. и ряд проблем всемирной истории («Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «От какого наследства мы отказываемся?», «Развитие капитализма в России», «Гонители земства и Аннибалы либерализма», «Аграрный вопрос в России к концу XIX в.», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Доклад о революции 1905г.» и мн. др.). Ленин внёс крупнейший вклад в учение о взаимоотношении общих, особенных и частных законов развития общества, о классах и классовой борьбе при капитализме, о гос-ве и социальной революции, марксистской партии нового типа, о нации и нац.-освободит, движении, о роли обществ, сознания и идей в развитии общества. Он обосновал тезис о феодализме в ср.-век. истории России и её периодизацию, вопрос об этапах развития росс. гос. строя, разработал периодизацию рус. революц. и освободит, движения, исследовал вопросы пореформенного социально-экономич. и политич. развития России, внутр. и внеш. политику царизма, историю революц. движения и росс, революц. социал-демократии. Существенно дополнив марксистский анализ капитализма, Ленин создал учение об империализме. Он развил марксистскую теорию социалистич. революции и сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих и даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране. Огромное значение для утверждения марксистской историографии имели разработанные Лениным принципы партийности в ист. науке, классового подхода к оценке событий, его критика методологич. основ дворянской, бурж. и мелкобурж., в т. ч. реформистской, историографии. В. И. Ленин показал полную философскую и историч. несостоятельность народнической субъективной социологии (взгляды Н. К. Михайловского и др.).

Марксистское понимание истории отразилось в трудах А. Г. Шлихтера, А. М. Стопани, М. С. Ольминского, Н. Н. Батурина, В. В. Воровского, М. Н. Лядова, А. В. Луначарского, Н. М. Лукина, Ф. А. Ротштейна, И. И. Скворцова-Степанова, В. Мицкявичюса-Капсукаса, Л. Янавичюса, П. Дауге, К. Ландера, С. Г. Шаумяна, С. С. Спандаряна, А. Ф. Мясникяна (Мясникова), В. 3. Кецховели, Ф. И. Махарадзе, А. Г. Цулукидзе и др. М. Н. Покровский создал первую обобщающую марксистскую работу по истории России с древнейших времён до 19 в. А. М. Сахаров.

Советская историческая наука. С победой Октябрьской революции 1917 началось становление и развитие сов. ист. науки. В методологич. отношении основополагающим для сов. ист. науки явилось всё ленинское теоретич. наследие. В ряде работ, написанных или опубликованных после Октябрьской революции («Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «О государстве», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «О диктатуре пролетариата», «Задачи союзов молодёжи», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «О нашей революции» и многие др.), Ленин развил марксистскую теорию обществ, развития, обосновал закономерности социалистич. революции и строительства социализма. Он исследовал соотношение экономики и политики в условиях диктатуры пролетариата, роль нар. масс и гос-ва в переходный от капитализма к социализму период и др.

Большое значение для идейного формирования молодых кадров историков-марксистов имели 1-е (1920-26), а затем 2-е и 3-е издания сочинений Ленина (1925-32), снабжённые науч. комментариями и документальными приложениями (см. Сочинения В. И. Ленина). Становление сов. ист. науки происходило в борьбе с бурж. историографией. Ленинская концепция ист. развития утверждалась в острой борьбе с троцкистами и правыми оппортунистами.

В 20-х - нач. 30-х гг. в основном сформировалась сов. марксистская ист. школа, наиболее известными представителями к-рой были: в области социально-экономич. истории дореволюц. России и СССР - Н. Н. Авдеев, С. М. Дубровский, Э. И. Квиринг, В. П. Милютин, А. М. Панкратова, С. А. Пионтковский, М. Н. Покровский, С. Г. Струмилин, А. 3. Шестаков и др.; истории Коммунистич. партии и революц. движения в России - А. С. Бубнов, О. А. Баренцева, Б. П. Козьмин, Лядов, В. И. Невский, Н. Н. Попов, Ю. М. Стеклов, Е. М. Ярославский и др.; по всеобщей истории - В. П. Волгин, Н. М. Лукин, М. П. Павлович, Ф. А. Ротштейн, Г. С. Фридлянд и др. Постепенно переходили на