БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 возрастающие финанс. и материальные средства, направляемые гос-вом на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП. Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники.

В СССР насчитывается более 1,2 млн. (1975) науч. работников. Общая численность занятых в сфере науки и науч. обслуживания достигла 4 млн., а в области просвещения и культуры - 9,1 млн. чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в нар. х-ве, составило 3,7 млн. чел. 121,5 млн. чел. имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58,7 млн. чел. в 1959). В народном хозяйстве было занято 22,8 млн. специалистов с высшим и средним спец. образованием (в т. ч. 9,5 млн. с высшим и 13,3 млн. со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюц. России.

На нач. 1976 доля лиц с высшим образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) - 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно - 1% и 12%).

После Окт. революции 1917 число науч. работников росло быстрыми темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс. науч. работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех науч. работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук - в 3,3 раза (см. табл. 1). Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число науч. работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть науч. работников мира.

При сохранении высоких темпов роста НТП важнейшее значение Коммунистич. партия придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности использования НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления н.-и. учреждениями и внедрением новой техники в произ-во.

Общее руководство научно-технич. исследованиями в стране осуществляет Сов. Мин. СССР. Спец. органом, ответственным за научно-технич. прогресс, является Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике (ГКНТ). Высшее науч. учреждение СССР - Академия наук СССР (см. табл. 2).

Развитие НТП было направлено на развёртывание науч. базы не только в традиц. культурных центрах, но и в новых пром. и с.-х. районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвлённая и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличит, черты - охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистич. строительства.

Табл. 1. - Численность научных работников (на конец года), тыс. чел.





1950


1960


1970


1975
Всего научных работников, включая научно-педагогич. кадры вузов


162,5


354,2


927,7


1223,4
В том числе имеют учёную степень: доктора наук


8,3


10,9


23,6


32,3
кандидата наук


45,5


98,3


224,5


326,8
Из общего числа научных работников имеют учёное звание:












академика, члена-корреспондента, профессора


8,9


9,9


18,1


22,9
доцента


21,8


36,2


68,6


87,9
старшего науч. сотрудника


11,4


20,3


39,0


53,3
младшего науч. сотрудника и ассистента


19,6


26,7


48,8


45,0

Табл.2. - Численность научных работников и число научных учреждений в составе АН СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий (на конец 1975)





Численность научных работников


Численность академиков, действит. членов и чл.-корр.


Число научных учреждений, принадлежащих АН
АН СССР


41836


678


246
АН УССР


12102


282


76
АН БССР


4640


131


33
АН Узбекской ССР


3699


96


31
АН Казахской ССР


3731


132


33
АН Грузинской ССР


5493


109


40
АН Азербайджанской ССР


4222


90


32
АН Литовской ССР


1534


39


12
АН Молдавской ССР


883


37


19
АН Латвийской ССР


1760


52


16
АН Киргизской ССР


1434


44


19
АН Таджикской ССР


1213


42


19
АН Армянской ССР


2835


90


31
АН Туркменской ССР


866


49


16
АН Эстонской ССР


949


44


16
Всесоюзная ордена Ленина академия с.-х. наук им. В. И. Ленина


10339


211


166
Академия мед. наук СССР


5480


271


40
Академия пед. наук СССР


1711


131


14
Академия коммунального х-ва РСФСР


427


-


5

Важную роль в развитии НТП играют высшие уч. заведения и созданные при них науч. орг-ции. На начало 1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюц. России). За годы Сов. власти подготовлено св. 12 млн. специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: ун-ты, политехнич. ин-ты и специализированные (отраслевые) ин-ты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет Мин-во высшего и среднего спец. образования СССР.

Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки науч. кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960-75 увеличилась в 2,6 раза.

Финансирование НТП складывается из расходов из гос. бюджета и собственных средств предприятий и орг-ций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из гос. бюджета и др. источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 - в 1940, 6,9 - в 1965, 11,7 - в 1970, 17,4 - в 1975.

Важной составной частью НТП являются н.-и. учреждения, проектные ин-ты, конструкторские бюро пром-сти, в к-рых сосредоточена значит, часть прикладных н.-и. работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в нач. 70-х гг. было ок. 45% всех науч. работников. В этих орг-циях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К технич. потенциалу произ-ва относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских орг-ций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др. Для развития НТП характерна тенденция усиления связей между его различными составляющими. По мере роста научно-технич. уровня пром. произ-ва всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере произ-ва, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физич. трудом. Одно из проявлений этого процесса - увеличение числа изобретателей (см. Изобретательство) и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн. руб. Связь науки с произ-вом приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса - от зарождения науч. идей, науч. экспериментов, инженерно-технич. разработок до организации внедрения новой техники и технологии в произ-во. Важнейшая задача в совр. условиях - всемерное ускорение этого процесса.

В 1971-75 освоено произ-во и начат серийный выпуск 16,5 тыс. новых видов машин, оборудования и приборов (8,4тыс. в 1966-70). Доля отраслей, в наибольшей степени определяющих технич. прогресс и эффективность нар. х-ва (машиностроения, электроэнергетики, химич. и нефте-химич. пром-сти) в общем объёме пром. произ-ва повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1,8 раза, в т. ч. вычислит, техники - в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним - в 1,9 раза. Если за 1966-70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971-75 - 2364, из них 321 и 1457, соответственно, - для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965-75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в пром-сти возросло с 1,9 тыс. до 5,4 тыс., а участков, цехов и производств - с 22,4 тыс. до 66,2 тыс.; количество механизированных поточных линий увеличилось с 42,9 тыс. до 114,1 тыс., автоматич. линий - с 6 тыс. до 17,1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер обществ, произ-ва, что является свидетельством успешного развертывания научно-технич. революции в СССР.

Составная часть НТП - информац. служба в области науки и техники, к-рая строится в СССР как единая общегос. система. В 1975 в научно-технич. информац. сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 86 центральных отраслевых органов и 93 терр. центра информации. Непосредственно в н.-и. и проектно-конструкторских орг-циях, на фабриках я заводах имелось более 11 тыс. бюро и отделов научно-технич. информации. Всего в системе научно-технич. информации занято ок. 166 тыс. чел.

Важнейшая черта сов. науки, продолжающей традиции росс, науки,- тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование междунар. кооперации в области науки и техники, растущее междунар. сотрудничество - существенное условие роста НТП. Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что мн. проблемы приобрели глобальный характер (напр., мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды, обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с нек-рыми болезнями). Важнейшее значение междунар. науч. связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политич. отношения между гос-вами, содействуя обеспечению междунар. безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами.

Сотрудничество в области науки и техники становится важной предпосылкой развития стран социализма, основой их экономич. интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистич. содружества, укрепляющим его междунар. позиции. На основе сотрудничества социалистич. стран осуществляется эффективное объединение НТП стран - членов СЭВ, углубление междунар. разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов.

Позитивные сдвиги в междунар. обстановке в конце 60-70-х гг. позволили значительно расширить объём научно-технич. связей СССР со мн. капиталистич. странами и внесли качеств, изменения в их формы и методы. Научно-технич. связи с развитыми капиталистич. странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительств, соглашений, намечающих осн. задачи и формы экономич. и научно-технич. связей. Заключение этих соглашений - свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, науч. и политич. кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технич. сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в макс, степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономич. самостоятельности, создание собств. НТП.

Важную роль в развитии научно-технич. сотрудничества играют междунар. орг-ции. СССР - член ок. 600 междунар. политических, экономич., научно-технич., культурных и др. орг-ций. Из них ок. 320 занимаются изучением и решением вопросов экономики, науки, техники. Сов. учёные и специалисты участвуют в научно-текнич. программах ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной орг-ции здравоохранения (ВОЗ), Организации Объединённых Наций по пром. развитию (ЮНИДО) и др. СССР проводит также работу в орг-циях неправительств, характера [напр., Междунар. орг-ции по стандартизации (МОС), Междунар. электротехнич. комиссии (МЭК) и др.]. Актуальные проблемы разрабатываются в рамках орг-ции, занимающихся вопросами энергетики [Мировая энергетич. конференция (МИРЭК), Междунар. конференция по большим электрич. системам высокого напряжения (СИГРЭ) и др.]. Плодотворно участие сов. учёных и специалистов в междунар. орг-циях, занимающихся решением актуальных проблем теоретич. и прикладной физики, химии, механики, биологии и др. науч. дисциплин. Интенсификация междунар. научно-технич. сотрудничества, многообразие его форм - характерная особенность совр. научно-технич. революции, действенное средство развития научно-технич. и экономич. потенциала каждой из участвующих стран.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии НТП СССР призвана сыграть впервые разработанная Комплексная программа научно-технич. прогресса и его социально-экономич. последствий на 1976-90. Намеченное в ней ускоренное развитие науки и техники, всего НТП послужит основой решения задач коммунистич. строительства в СССР.

См. разделы Народное образование, Экономика. Д. М. Гвишиани.

НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Научные учреждения до 1917

Совегский Союз - страна давних науч. традиций. Деятельность мн. центров знаний, первые из к-рых возникли на терр. СССР ещё в ср. века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, ун-ты: Гладзорский (13 - 14 вв.) и Татевский (14-15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелат-ская (12 в.) академии в Грузии. Крупными культурными центрами были школы кн. Владимира в Киеве (10 в.), Ярослава Мудрого в Новгороде (11 в.).

С нач. 16 в. в органах гос. управления России - приказах складывались группы специалистов, как русских, так и приглашаемых из-за границы, накапливались сведения по отдельным отраслям знания. К кон. 17 в., напр., Аптекарский приказ располагал значит, штатом, разнообразным по специальностям и квалификации (лекари, «химисты», «алхимисты», ученики и т. п.), богатой спец. библиотекой (в 18 в. вошла в состав б-ки Академии наук). При нём работал Аптекарский огород. В этом приказе изучали свойства трав, создавали руководства и труды по фармакологии и медицине, обучали лекарей и аптекарей. Пушкари, металлурги, «зелейники» и др. мастера Пушкарского приказа осваивали работу с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Приказ располагал обширной библиотекой по вопросам фортификации, гидравлики, баллистики и т. п.

Появление собственно науч. учреждений - исследовательских и научно-образовательных по осн. содержанию своей работы - связано с гос. преобразованиями 1-й четв. 18 в. Потребности гос-ва в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, в создании собств. кадров специалистов заставили пр-во Петра I осуществить систему важных общекультурных и науч. мероприятий.

По инициативе гос-ва были предприняты первые экспедиции по изучению страны: Каспийского м. (1720); 1-я Камчатская (1725-30); Сибирская (1720- 1727) и др. Созданы Петерб. аптекарский огород (1714, с 1823- Ботанич. сад); науч. б-ка (1714, позднее - б-ка АН, открыта для публичного пользования в 1728); Кунсткамера (осн. в 1714, открыта в 1719) - первый в России естественно-науч. музей.

В 1724 в Петербурге была основана Академия наук (начала работать в дек. 1725; см. Российская академия наук). На АН была возложена забота о развитии науч. исследований и образования, об организации и проведении необходимых гос-ву научно-технич. работ. В 18 в. с АН была связана вся науч. и культурная жизнь страны. Действовавший в составе АН Академич. ун-т подготовил первые кадры отечеств, учёных. В АН сосредоточилось географич. и естествен-нонауч. изучение страны: 2-я Камчатская (Великая северная) экспедиция 1733-43; комплексные (т. н. академические) экспедиции, охватившие Европ. Россию, Урал и Сибирь 1768-74, и научно-картографич. работы. При АН формировались новые исследоват. учреждения. В её состав вошли: Кунсткамера, физ. кабинет (1725), обсерватория (30-е гг.), географич. департамент (1739), хим. лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова), мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции. В 1755 был открыт Московский ун-т, ставший вскоре одним из крупнейших центров науки и просвещения. Пополнилась сеть высших спец. уч-щ. В 1765 возникло первое рус. науч. об-во - Вольное экономич. об-во. В 1783 с целью изучения и совершенствования рус. лит. языка осн. Российская академия. Во 2-й пол. 18 в. появились науч. учреждения в Прибалтике: астрофизич. обсерватория (1753), ботанич. сад и зоологич. музей (80-е гг.) в Вильно (Вильнюс), астрономич. обсерватория в Митаве (Елгава).

В 1-й пол. 19 в. в науке наметилась тенденция к углублённому изучению процессов и явлений природы, определению их внутр. единства. Появились новые математич., физич., химич., биологич. и др. науч. дисциплины. Возрастала потребность в объединении учёных. Процесс создания новых науч. учреждений, диктовавшийся развитием страны и рус. науки, постоянно тормозился крепостнич. строем, непоследовательным и противоречивым отношением правящих кругов к науч. работе.

Ведущим науч. учреждением страны оставалась АН. Расширился состав её подразделений. Пополнялись созданные при АН музеи (азиатский, ботанич., зоологич., минералогич., этнографич., нумизматич.). В 1841 в АН была включена Российская академия (отделение рус. языка и словесности, ОРЯС). Значит, событием стало создание Гл. астрономич. обсерватории (Пулковской, 1839) и Гл. физ. обсерватории (осн. в 1849 при Мин-ве финансов), в к-рых работали учёные АН. Потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах и др., особенно остро выявившаяся после реформы гос. управления и создания мин-в (1802), вызвала рост числа уч. заведений. Были созданы лицеи, ун-ты в Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве; основаны уч. ин-ты: лесной, корпуса инженеров путей сообщения, практич. технологический; возобновил работу (1828) главный педагогический ин-т.

С нач. 19 в. возникали науч.-организационные подразделения при гос. ведомствах: военно-топографич. отдел генерального (главного) штаба (1812, осн. в 1797 как Депо карт), учёный к-т горного ведомства (1834), с.-х. учёный к-т Мин-ва гос. имуществ (1857) и др. Они контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые науч. изыскания (в ведомственном масштабе). Большую роль в развитии науки и культуры стали играть науч. об-ва, создававшиеся в крупных губернских городах (преим. университетских). В науч. жизни Москвы видное место заняли науч. об-ва при Моск. ун-те: истории и древностей российских (1804), мед. и физич. наук (1804), московское испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. В Петербурге активно работали минералогич. об-во (1817, при Горном уч-ще), физико-медицинское (1805), лесное (1834). Подобные об-ва появились в Прибалтике, Белоруссии, на Украине: рижское естествоиспытателей (1805), дерптское врачебное (1811), виленское науч.-медицинское (1805), белорусское вольное экономическое (Минск, 1824), филотехнич. (Харьков, 1811) и др. Первоначально их осн. функцией было объединение учёных в целях взаимной информации , однако постепенно они начали брать на себя также и организацию исследований, выпуск лит-ры и т. п., превращаясь в центры науч. работы.

К сер. 19 в. число учреждений, проводивших науч. исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с кон. 18 в. Сложилась сеть науч. учреждений, практически не изменявшаяся вплоть до 1917: АН с её подразделениями, обсерватории, науч. подразделения высших уч. заведений, учёные к-ты ведомств, науч. об-ва.

Во 2-й пол. 19 в. науч. деятельность развивалась в обстановке быстрого роста капитализма. Подъём пром. и с.-х. произ-ва после отмены (1861) крепостнсго права вызвал появление новых высш. уч. заведений - Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, Рижского политехнич. ин-та, Моск. высшего технич. уч-ща, Харьковского техно-логич. ин-та, Петерб. электротехнич. ин-та и др. Науч. жизнь всё больше сосредоточивалась в высшей школе. В ун-тах и вновь созданных спец. уч. заведениях формировались науч. школы и направления. Было учреждено неск. новых науч.-адм. органов ведомств: Статистич. к-т Мин-ва внутр. дел (1852), Геологич. к-т (1882), Гл. гидрографич. управление мор. ведомства (1885).

Исследоват. работа протекала в тяжёлых условиях. Испуганный ростом революц. движения, царизм не останавливался перед закрытием и разгромом ун-тов, запрещением науч. об-в. «Казённые» исследоват. учреждения были бедны и малочисленны, новые росли крайне медленно, старые почти не расширялись. В АН, напр., за этот период были открыты всего 3 небольшие лаборатории (физиологическая, особая зоологическая, анатомия и физиологии растений). В 1860-1900 было создано ок. 100 науч. орг-ций, в основном небольшие метеостанции, опытные участки, архивы, музеи и т. п. и лишь неск. крупных естественнонауч. учреждений: Ин-т эксперимент. медицины (1890; существовал гл. обр. на частные средства), Ин-т эксперимент, ветеринарии (1898), Гл. палата мер и весов (1893, по инициативе Д. И. Менделеева). Позже, в 1914, к ним прибавилась Центр, научно-технич. лаборатория воен. ведомства, разрабатывавшая вопросы вооружения и воен. произ-ва.

Отличит, чертой развития науки этого времени была тесная связь науч. и передовой обществ, мысли, стремление учёных к решению не только исследоват., но и важных для страны экономич., а также обществ.-политич. проблем. Наиболее характерным типом организации исследоват. работы стали науч. об-ва. Крупными центрами науки стали Рус. географич. об-во (1845), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Моск. математич. об-во (1867), Рус. физико-химич. об-во (1878), об-ва естествоиспытателей в Петербурге, Казани, То