БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201иковые плитки)].

В кон. 17-18 вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лисабона после землетрясения 1755). Эк-лектич. творчеству Ф. Лудовиси противостоит нац. вариант барокко на С. страны (арх. Ж. Антуниш, Н. Назони), где постройкам были присущи компактность и рациональность композиции, относит. сдержанность декора (во 2-й пол. 18 в. обретающего рокайльный характер). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве П. 19 в. преобладает классицизм. Идеи совр. архитектуры получают развитие в основном после 2-й мировой войны 1939-45, когда симметрич. планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строит. конструкции и смелые пространств, решения (арх. Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.)- В 1950-е гг. проведена реконструкция ряда р-нов Лисабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами, в плане иногда полукруглые и извилистые, следующие изгибу улицы.

1. Резное ярмо из бассейна р. Минью. Де рево. 19 в. Национальный музей археологии и этнографии. Лисабон. 2. Поли хромное панно из азулежу в лузитано-восточном стиле. Рубеж 16-17 вв. На циональный музей старинного искусства Лисабон.

В изобразит. иск-ве 17-18 вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и кам. скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках - "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи 18-нач. 19 вв. традиции позднего итал. барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академич. толка (Ф. Виейра Портуэнси). С бурж. революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португ. романтизма. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в иск-ве преобладает реалистич. направление (скульптура А. Соариж душ Рей-ша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту и Ж. М. да Силва Оливейры, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстракционизма М. Э. Виейры ди Силва. В 1947 сложилось течение неореалистов (Ж. Помар и др.), обратившихся к темам из нац. истории и нар. жизни. После свержения фаш. режима ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в процесс прогрессивно-демократич. преобразований (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).

Среди традиц. видов нар. творчества: изготовление майоликовой утвари, кру-жевоплетение, ткачество, резьба по дереву ("презепиу", мебель, ярма).

Илл. см. на вклейках, табл. XIV-XV (стр. 400-401).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2 (кн. 1), т. 3, М., 1960-62; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966, т. 5, М., 1967, т. 7, М., 1969; Pamplona F. d e, Dicionario de pintores e escultores Portugueses, ou que trabalharam em Portugal, v. 1 -4, Lisboa,1954-59; Кub1er G., Sоria M., Art and architecture in .Spain and Portugal and their American dominions 1500 to 1800, [Harmondsworth - a. o.], 1959; Gоnса1ves A. M., Historiografia da arte em Portugal, Coimbra, 1960; Smith R. C., The art of Portugal, 1500-1800, L., 1968.

XV. Музыка

Hap. португ. музыка, как и испанская, с к-рой она имеет общие истоки, обладает древними традициями, отличается богатством и разнообразием. В её ладовом строе наряду с мажороминором сохраняются средневековые лады. Для мет-роритмич. структуры характерно преобладание симметричных периодов; в р-нах, граничащих с Испанией, встречаются переменные и смешанные метры. Песенные и песенно-танц. жанры развиты больше, чем инструментальные. Наиболее древние песни - трудовые, календарные (рождественские - вильянсикуш, новогодние - жанейраш, весенние - май-яш), а также связанные с церк. праздниками (ромариаш). Самая распространённая песенная форма - фаду (сольная лирич. песня под аккомпанемент гитары), популярный танец - вира. Осн. песенно-танц. жанры: шула, мальян, маррафа, канинья-верде, эшталадинью, фаррапей-ра. Нар. муз. инструменты: струнные щипковые-гитара, виола, кавакинью; духовые - гайта (продольная флейта), волынка; ударные - забумба (большой цилиндрич. барабан), тамборил (барабан меньшего размера), пандейру и адуфи (круглый и квадратный бубны). Сел. танцам аккомпанируют небольшие инструментальные ансамбли, в к-рые входят гитары, скрипки и тамборилы, а иногда гайта и треугольник. Проф. музыка также имеет древние традиции. 12-13 вв.- эпоха иск-ва трубадуров; к выдающимся представителям этого иск-ва принадлежали короли Альфонс III и Ди-ниш I. В 15-16 вв. большого развития достигает вокальная и инструментальная полифония. Крупнейшие полифонисты: Д. ди Гоиш, М. Кардозу, М. Р. Коэлью (автор сб.-"Цветы музыки", 1620), Ф. Кор-реа ди Араужу (сб. сочинений для органа, 1626), М. Перейра. С 1733 в Лисабоне выступили итал. оперные труппы. Оперное иск-во Италии оказало сильнейшее влияние на музыку П., сохранявшееся до 20 в. Выдающиеся композиторы 18 в.: К. Сейшаш (соч. для органа и клавесина), Ф. А. д'Алмейда (автор первой в П. оперы "Терпение Сократа", 1733), Ж. ди Соза Карвалью (оперы и инструментальные сочинения). Самый известный оперный композитор - М. Португал, написавший св. 50 опер. Преим. в жанре оперы работали также композиторы 19 -нач. 20 вв. А. Кейл, А. Машаду, Ж. Ар-рою. Наиболее значит. композиторы 1-й пол. 20 в.: Ж. Виана да Мота (известен и как пианист, дирижёр, музыковед), О. да Силва, Л. ди Фрейташ Бранку, Р. Коэлью, К. Карнейру, Ф. Лопиш Граса (также прогрессивный обществ. деятель, муз. публицист). Среди исполнителей выделяется пианист С. Кошта. Центр муз. жизни - Лисабон, где имеются оперный театр "Сан-Карлуш" (осн. в 1793), Нац. консерватория (осн. в 1835), муз. академия, 2 симфонич. оркестра, хоровая капелла "Полифония", несколько муз. об-в. Крупными музыкальными центрами являются также Порту и Коимбра.

П. Ахундов.

XVI. Драматический театр

К 12 в. относятся первые сведения о представлениях импровизац. характера, разыгрывавшихся жонглёрами, о появлении литургической драмы. В кон. 15 в. становление культуры эпохи Возрождения способствовало развитию театра и драматургии. Родоначальник нац. театра - драматург, актёр и композитор Ж. Висенте. В кон. 16 в. в Лисабоне появились публичные театры. Однако преследования инквизиции, церк. цензура привели театр. иск-во во 2-й пол. 16-17 вв. к упадку. Подъём нац. театра связан с утверждением в 20-30-х гг. 19 в. романтич. направления, с постановкой пьес Ж. Б. Алмейды-Гаррета. По его инициативе в Лисабоне была организована Консерватория драматического иск-ва, создан Нац. театр королевы Марии II (в 1846), ставший одним из центров сценической культуры П. Среди известных актёров 19 в.- Ф. да Силва, Э. даж Невиш, бр. Ж. и А. Роза, Э. Бразан, А. Абраншис, Ф. Табор да. В 1-й четв. 20 в. театр находился под влиянием различных модернистских течений. После 2-й мировой войны 1939-45 произведения с общественно значимой проблематикой ставятся гл. обр. на сценах небольших экспериментальных театров (часто не имеющих собств. помещения). Лишь немногие деятели обращаются к мировой и нац. классике, пьесам крупнейших иностр. авторов. Центр театр. жизни - Лисабон, где работают Нац. театр королевы Ма-

рии II, Нац. народный театр, Художеств. театр Лисабона и др. Имеются также труппы в Порту и Коимбре. Большое развитие получила деятельность университетских, как правило, полупроф. трупп. В репертуаре пьесы совр. драматургов Л. С. Монтейру, Б. Сантарену, Л. Ф. Ре-белу, К. Феррейры, А. Редола, Р. Кор-реи и др. В числе известных актёров 1-й пол. 20 в.- Р. Монтейру, А. Рей-Коласу, Л. Симоинш, П. Баштуш, М. Матуш, А. да Кунья, Э. Брага, Р. Паулу.

Лит.: Rebello L. F., Historia do teatro portugues, Lisboa, 1968. В. Б. Оводов.

XVII. Кино

С 1896 снимались отд. киноленты. Кинопроизводство приняло более регулярный характер после создания кинофирмы "Португалия-фильм" (1909). В кон. 20 - нач. 30-х гг. к творческой деятельности обратились крупные португ. режиссёры Л. ди Барруш, М. ди Оливейра и др. В период фаш. диктатуры и строгой цензуры затормозилось развитие нац. ки-ноиск-ва. Выпускались преим. коммерческие кинокартины. Лишь немногие кинопроизв.- "Дору, тяжёлый труд на реке" (1931), "Глупый Аника" (1942), "Охота" (1965) реж. Оливейры, а также кинокартины, созданные в 60-х гг. реж. Ф. Лопишем, Э. ди Суза, П. Роша, характеризуются стремлением отстаивать позиции социально и художественно значимого кинематографа. Работает (1974) ок. 400 кинотеатров.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПКП; Partido Comu-nista Portugues), осн. в марте 1921. В 1922 присоединилась к Коминтерну. После воен. переворота 1926 была объявлена вне закона и ушла в подполье. В те годы партия была слабой и малочисленной, а её руководители не свободны от анархо-синдикалистских влияний. В апр. 1929 состоялась Нац. парт. конференция, к-рая положила начало превращению ПКП в подлинно марксистско-ленинскую партию. В последующие годы партия значит. укрепила свои позиции в профдвижении, приняла руководящее участие в орг-ции и проведении ряда крупных забастовок и политич. выступлений. В 1935 были арестованы многие парт, деятели (среди них ген. секретарь ПКП Б. Гонсалвиш). В 1940-41 была осуществлена реорганизация партии (под руководством А. Куньяла и ряда др. видных деятелей ПКП), направленная на активизацию её деятельности, расширение связей с массами и очищение партии от чуждых элементов.

В нояб. 1943 состоялся 3-й съезд ПКП, указавший на необходимость укрепления рабочего и антифаш. единства. На съезде впервые был избран ЦК как орган коллективного руководства (до съезда был только секретариат). После съезда, преодолевая трудности подполья, партия приняла участие в деятельности объединивших различные антифаш. силы легальных и нелегальных организаций, активизировала работу в "нац. синдикатах". Среди вопросов, поставленных перед португ. коммунистами после 2-й мировой войны 1939-45, одно из важнейших мест занял вопрос о путях свержения фаш. режима. Этот вопрос стоял в центре внимания участников 4-го (июль 1946), 5-го (сент. 1957) и 6-го (авг.- сент. 1965) съездов ПКП. 6-й съезд партии принял новую программу и внёс изменения в устав (впервые программа и устав ПКП были приняты на её 5-м съезде). Принятая съездом программа предусматривала вооруж. свержение фаш. режима, не исключая мирный путь решения нац. проблемы, если бы для этого сложилось благоприятное соотношение сил. В числе важнейших требований программы: ликвидация власти монополий; национализация осн. отраслей экономики; проведение аграрной реформы с передачей земли тем, кто её обрабатывает; проведение глубоких преобразований общества в интересах подавляющего большинства народа; предоставление независимости народам Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбика. Конечная цель ПКП, как указывает её программа,- построение в Португалии социализма и коммунизма.

Таблица IX

К ст. Портрет. 1. Голова статуи зодчего Хемиуна. Известняк. 1-я пол. 3-го тыс. до н. э. Музей Пелицёйса. Хильдесхейм. 2. Круг Лисиппа. "Еврипид". Ок. 330 до н. э. Мраморная римская копия бронзового оригинала. Национальный музей. Неаполь. 3. "Сириянка". Мрамор. 2-я пол. 2 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 4. Портрет мужчины из Фаюма. Восковая живопись. 2 в. н. э. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва, 5. Л. Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502-03. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур. 6. Паоло Веронезе. "Семья Куччина, поклоняющаяся мадонне и святым". 1571. Картинная галерея. Дрезден. Фрагмент. 7. Сяраку. "Актёр Итикава Эбизо в роли Такэмура Саданосин". Цветная гравюра на дереве. 1794. 8. Д. Веласкес. Портрет королевского шута Эль Примо. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид. 9. Ф. Хале. "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия". 1616. Фрагмент. Музей
Таблица X

К ст. Портрет. 1. Ж. Б. С. Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775. 2. Ф. О. Рунге. "Мы втроём" (автопортрет с невестой и братом). 1805. Картина не сохранилась. 3. Ж. Л. Давид. "Старик в чёрной шляпе". 1790-е гг. Рейксмюсеум. Амстердам. 4. Ж. О. Д. Энгр. Портрет Л. Ф. Бертена. 1832. 5. Д ж. Уистлер. Портрет матери. 1871. Музей импрессионизма. Париж. 6. Э. Дега. Портрет отца - О. де Га и гитариста П. Пагана. 1869-72. Музей изящных искусств. Бостон. 7. А. Модильяни. "Рене". 1917. Музей современного искусства. Сан-Паулу. 8. Ж. Грос. Портрет М. Г. Нейсе. 1927. Музей современного искусства. Нью-Йорк. 9. О. Кокошка. Автопортрет. 1917. Городской музей. Вупперталь. (1, 4-Лувр, Париж.)

Таблица XI

К ст. Портрет. 1. Н. Н. Никитин. Портрет Петра I. 1720-е гг. 2. Д. Г. Левицкий. Портрет воспитанниц Смольного института Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773. 3. В. А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818. 4. В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. 5. В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. 6. М. В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907. Музей Л. Н. Толстого. Москва. 7. Н. И. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. 8. П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910. (1, 2, 7 - Русский музей, Ленинград; 3-5. 8 - Третьяковская галерея, Москва.)

Таблица XII

К ст. Портрет. 1. И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького. 1937. 2. М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. 3. В. П. Ефанов. "На новой родине"-. 1937. 4. И. А. Серебряный. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1964. 5. Ф. А. Модоров. Портрет партизана Н. И. Шешко. 1943. 6. А. М. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова. 1944. 7. Л. В. Кабачек. Портрет бригадира А. И. Перепел кина. 1957-59. Русский музей. Ленинград. 8. С. Д. Эрьз я. Женский портрет. Дерево. 1954. (1, 3-6, 8 - Третьяковская галерея, Москва.)

Таблица. XIII

К ст. Португалия. 1. Мыс Сан-Висенти - крайняя юго-западная точка территории Португалии. 2. Ландшафт в районе г. Гуарда. 3. Рыбацкий посёлок Эрисейра на берегу Атлантического океана. 4. Город Порту. Мост через р. Дору (Дуэро). 5. Общий вид г. Лисабон. 6. Город Эвора. 7. Панорама г. Браганса.

Таблица XIV

К ст. Португалия. 1. Храм Дианы в Эворе. 2-3 вв. н. э. 2. Афонсу Домингиш. Церковь монастыря Баталья. 1388-1402. 3. Фонарь над средокрестием собора в Эворе (начат в 1186). 4. Боитак и Ж. диКаштилью. Интерьер церкви Санта-Мария ди Белен в Лисабоне (1502-20). 5. М. В. д и Оливеира. Дворец Келуш близ Лисабона. 1747-52. 6. Н. Назони. Церковь Сан Педру душ Клеригуш в Порту. 1732-48. 7. К. Круш Амаранти. Церковь Бон Жезуш да Монти в Браге. 1773-1827. 8. Типовые дома в промышленном районе Алвалади (Лисабон). 1950-е гг. 9. Дома
на углу улицы Рома в Лисабоне. 1950-е гг.

Таблица XV

К ст. Португалия. 1. Скульптура среднего пилона в портале монастыря Жеронимуш. Мрамор. Нач. 16 в. 2. Надгробие Инеж ди Каштру в монастыре цистерцианцев в Алкобасе. Мрамор. 2-я пол. 14 в. Фрагмент. 3. Ф. Ударте. "Апостол". Терракота. 1530-34. Музей Машаду ди Каштру. Коимбра. 4. В а ш к у Фернандиш. "Св. Пётр". 1-я треть 16 в. Музей Гран Вашку. Визеу. 5. Грегориу Лопиш (?). "Мадонна с младенцем и ангелами". 1-я пол. 16 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон. 6. Д. А. Сикеира. Портрет Г. Ф. ди Кейроша. Пастель. 1823. Частное собрание. Лисабон. 7. М. Э. Виейра да Силва. "Египет". 1948. Частное собрание. Париж. 8. К. Ботелью. "Лисабон". Национальный музей современного искусства. Лисабон.

Таблица XVI

К ст. Постимпрессионизм. 1. В.ван Гог. "Стул вал Гога". 1888-89. Галерея Тент. Лондон. 2. П. Сезанн. "Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра". 1890-94. Национальная-галерея. Вашингтон. 3. В. ван Гог. "Церковь в Овере". 1890. Музей импрессионизма. Париж. 4. А. де Тулуз-Лотрек. "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж с сестрой и под-ругой". 1892. Собрание Д. Леви. Нью-Йорк. 5. П. Гоген. "Nafea Foa Ipoipo" ("Когда ты выйдешь замуж?"). 1892. Публичное художественное собрание. Базель. 6. П. Сезанн. "Курильщик". 1896-1900. Эрмитаж. Ленинград. 7. А. де Тулуз-Лотрек. "Цирк Фернандо". 1888. Институт искусств. Чикаго. 8. П. Гоген. "Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом". 1888. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург.



В 60 - нач. 70-х гг. ПКП, вопреки жестоким репрессиям, руководила рядом забастовок пром. и с.-х. рабочих и деятельно участвовала в выступлениях против фаш. режима. В 1962 под руководством партии была проведена крупнейшая за всю историю фаш. диктатуры забастовка с.-х. рабочих южных областей Португалии, в к-рой приняли участие ок. 200 тыс. чел.; рабочие добились 8-часового рабочего дня. После свержения фаш. диктатуры в Португалии (25 апр. 1974) коммунисты вошли в пр-во. Выдвигая задачу сплочения демократич. сил, ПКП указывает, что постоянная готовность дать отпор возможным выступлениям сторонников свергнутой фаш. диктатуры является необходимой предпосылкой закрепления и дальнейшего развития демократич. завоеваний народа. 20 окт. 1974 состоялся 7-й (внеочередной) съезд ПКП. Съезд подчеркнул, что для успеха революции необходимо создать и укрепить демократич. гос-во, довести до конца процесс деколонизации и добиться экономич. стабильности; решающее условие достижения этих целей - единство действий нар. масс, прогрессивных политич. партий и демократич. организаций с вооружёнными силами. С учётом новой обстановки съезд внёс изменения в программу и устав ПКП.

Делегации ПКП участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий (1957, 1960, 1969, Москва). ПКП одобрила документы этих совещаний.

В соответствии с действующим уставом ПКП строится по принципу демократич. централизма. Высший орган ПКП -парт. съезд, а в промежутках между съездами - ЦК, из состава к-рого избираются Исполнительная комиссия и Секретариат. Генеральный секретарь партии А. Куньял. ЦО ПКП - газ. "Аванте!" ("Avante!").

Съезды Португальской коммунистической партии: 1-й съезд - нояб. 1923, Лисабон; 2-й съезд - май 1926, Лисабон; 3-й съезд - нояб. 1943; 4-й съезд -июль 1946; 5-й съезд - сент. 1957; 6-й съезд - авг.- сент. 1965; 7-й (внеочередной) съезд - 20 окт. 1974, Лисабон. Лит.: Куньял А., Путь к победе, пер. с португ., М., 1967; Programa do Partido Comunista Portugues, edigoles "Avante", 1965; Programa do Partido Comunista Portugues, edicoes "Avante", 1974. Б. Лакин.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1820, бурж. революция, возглавленная либеральной буржуазией, стремившейся к ограничению власти дворянства в Португалии и выступавшей за вывод англ, оккупац. войск из страны.

24 авг. в Порту восстали войска, к-рыми командовали С. Кабрейра, Б. Сепулведа и Сарменту. Руководители повстанцев учредили Врем, жунту верховного пр-ва королевства и начали наступление на Коимбру. Было принято решение созвать кортесы для выработки конституции. В Лисабоне, где восстание поднял 16-й пех. полк (к нему вскоре присоединился весь гарнизон), пр-во 15 сент. было смещено и создана лисабон-ская жунта. 27 сент. обе жунты объединились. Временная жунта запретила высадиться в Португалии англ. главнокомандующему У. Бересфорду, к-рый прибыл из Рио-де-Жанейро с англ. эскадрой в порт Тежу (Тахо), получив полномочия от находившегося в Бразилии короля Жуана VI. Жунта отказалась признать полномочия Бересфорда и потребовала возвращения короля в Лисабон. Созванные именем короля кортесы- в янв. 1821 приняли либеральную конституцию, составленную по образцу Кадисской конституции 1812. Конституция предусматривала создание однопалатного законодат. органа - кортесов, избираемых тайным и всеобщим голосованием, учреждение при короле Гос. совета из 13 лиц, отмену феод. привилегий, упразднение инквизиции, преобразование системы адм. управления, продажу церк. земель. Король, к-рый прибыл в июле 1821 в Португалию, присягнул конституции (вступила в силу 23 сент.). Значительная часть принятых кортесами прогрессивных реформ осталась на бумаге. Стоявшие во главе революции либералы ничего не сделали для привлечения крестьянства, не очистили от сторонников абс. монархии и клерикалов гос. аппарат. Это ослабило позиции конституционалистов, к-рых возглавлял герцог Палмела. Создавшимся положением воспользовались выступавшие за восстановление абсолютизма силы феод. реакции во главе с королевой Кар-лотой Жоакиной и принцем Мигелем Брагансским. В февр. 1823 сторонники абсолютизма (они получили название мигелистов) подняли мятеж в Траз-уж-Монтиш, к-рый положил начало периоду Мшелистскых войн. Занятие Мадрида 23 мая 1823 франц. войсками, вступившими в Испанию по решению Священного союза, укрепило реакцию в Португалии. 27 мая поднял мятеж 23-й пех. полк, а 31 мая - 18-й полк. Король отменил конституцию. В этих условиях кортесы капитулировали. После принятия 30 мая 1823 резолюции, осуждавшей действия короля и Мигела, они самораспустились.

П. р. 1820 открыла длит. период борьбы за бурж. реформы в Португалии.

Лит.: Рiteira S. F., Geografia e есо-nomia da revolucao de 1820, Lisboa, [1962].

ПОРТУГАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1910, бурж. революция, приведшая к свержению монархии и установлению республики в Португалии. Началась в ночь с 3 на 4 окт. 1910, когда группа республиканцев во главе с Машаду душ Сантуш подняла восстание, поддержанное нек-рыми армейскими частями столичного гарнизона. К ним присоединились нар. массы и моряки крейсеров "Сан-Рафаэл" и "Алмаштур". 5 окт., после капитуляции верных пр-ву войск, руководители повстанцев провозгласили Португалию республикой. Было создано врем. пр-во во главе с Т. Брага. Король (Мануэл II) бежал. Врем, пр-во провело ряд декретов: об отделении церкви от гос-ва, об отмене дворянских титулов и др.
19 июня 1911 открылось Учредит. собрание. 21 авг. оно приняло республиканскую конституцию, вошедшую в силу с 11 сент. 1911. Новая конституция предусматривала создание двухпалатного (палата депутатов и сенат) парламента, к-рому принадлежала законодат. власть; сенат избирался муниципальными советами , а палата депутатов - путём прямых выборов при тайном голосовании. Право голоса имели лишь мужчины, достигшие 21 года (за исключением неимущих и солдат). Исполнит. власть передавалась президенту, к-рый избирался парламентом, и Сов. Мин., назначавшемуся президентом. Провозглашались свобода печати и совести, право рабочих на забастовку, 8-часовой рабочий день для пром. рабочих. Однако революция, носившая верхушечный характер, не затронула сложившейся в стране системы агр. отношений и не избавила Португалию от засилья иностр. капитала.

Лит.: Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 39: Montalvor L. de (publ.), Historia do regimen republicano em Portugal, v. 1 - 2, Lisboa. 1930 - 35; Braganca-Cunha V. de, Revolutionary Portugal (1910-1936), L., 1938.

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК, язык португальцев и бразильцев. Распространён в Португалии, Бразилии, Африке (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе, Принсипи), в Азии [Аомынь (Макао) и Тимор]. Число говорящих на П. я. св. 110 млн. чел. (1973, оценка). Принадлежит к иберо-романской подгруппе романских языков. Древнейший памятник на П. я.- деловое письмо Auto de Partilhas (1192). Лит. язык сложился в 16 в. (время появления поэмы Л. Камоэнса "Лузиады"). В Бразилию П. я. проник в 16 в. и к нач. 19 в. почти полностью вытеснил местные индейские языки. П. я. существует в двух осн. вариантах - португальском и бразильском, к-рые различаются гл. обр. фонетикой и лексикой. В Португалии сохраняются 3 диалекта. В Бразилии различаются диалекты севера и юга. Фонетич.