БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201

8,1


8,4


8,4

Табл. 4. - Расходы Государственного бюджета СССР



8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975


8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971 - 1975)


В том числе 1975
млрд. руб.


%
Расходы - всего


642,5


154,6


933,2


214,5


100


100


100


100
В том числе:
























На нар. х-во


293,6


74,5


467,1


110,7


45,7


48,3


50,0


51,6
из них:
























пром-сть и стр-во


123,9


30,5


190,6


47,0


19,3


19,7


20,4


20,4
с. х-во


45,8


12,4


78,3


19,1


7,1


8,0


8,4


8,9
На социально-культурные мероприятия и науку


240,4


55,9


338,6


77,0


37,4


36,2


36,3


35,9
На оборону


80,2


17,9


88 , 7


17,4


12,5


11,5


9,5


8,1

Социалистич. гос-во получает необходимые ему финанс. ресурсы (в 1960-75 более э/ю общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистич. х-ва. Гос. предприятия и орг-ции вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и нек-рые др. неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооп. орг-ции вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов гос. бюджета гл. обр. путём уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Гос. бюджета СССР см. в табл. 3.

Решающая часть аккумулируемых гос. бюджетом ресурсов направляется на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Гос. бюджета СССР приведены в табл. 4.

Гос. бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Осн. начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и авт. республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Гос. бюджет СССР объединяет союзный бюджет и гос. бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют респ. и местные бюджеты (бюджеты авт. сов. социалистич. республик, краёв, областей, р-нов, городов, посёлков и сел. бюджеты). Всего гос. бюджет СССР объединяет ок. 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократич. централизма и ленинской нац. политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.

Табл. 5. - Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов



1960


1965


1970


1975
Расходы гос. бюджета - всего, млрд. руб.


73,1


101,6


154,6


214,5
В том числе:












союзного бюджета, млрд. руб.


30,1


43,2


80,6


109,7
%


41,2


42,5


52,1


51,1
бюджетов союзных республик, млрд. руб.


43,0


58,4


74,0


104,8
%


58,8


57,5


47,9


48,9
из них:












респ. бюджетов, млрд. руб.


28,6


37,3


45,2


66,4
мес гных бюджетов, млрд. руб.


14,4


21,1


28,8


38,4

Союзный бюджет обеспечивает необходимыми ден. средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хоз. и культурного строительства и обороны страны. Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финанс. ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ции союзного подчинения, таможенные и др. доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.

Гос. бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми ден. средствами финансирование хоз. и культурного строительства, осуществляемого органами гос. власти и органами гос. управления союзных республик. В доходы гос. бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и др. поступления от предприятий и хоз. орг-ции, подведомственных мин-вам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооп. орг-ции, с.-х. налог, отчисления от подоходного налога с населения, гос. пошлина, местные налоги и нек-рые др. доходы. Кроме того, в гос. бюджет союзных республик поступают средства гос. социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и др. общесоюзных гос. доходов в размерах, предусматриваемых в Гос. бюджете СССР.

Гос. социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, орг-ций и учреждений и средств Гос. бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансируются санаторно-курортное обслуживание и нек-рые др. расходы. С 1938 бюджет гос. социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Гос. бюджета СССР. Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт ден. взносов колхозов и roc-ва. Общий объём бюджета гос. социального страхования в 1975 составил 26,2 млрд. руб.

Гос. имущественное и личное страхование проводится на началах гос. монополии страхового дела: создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооп.-колхозному произ-ву и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооп.-колхозных предприятий, обществ, орг-ций и населения и представляет собой составную часть нар.-хоз. резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистич. производства. Средства гос. страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению; выступают в качестве дополнит, материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов.

В соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28 авг. 1967 «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» все убытки, возникающие в колхозном произ-ве вследствие неблагоприятных природно-климатич. явлений, включая засуху, землетрясения и т. п., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преим. смешанное страхование жизни).

Особую отрасль страховой деятельности представляет иностр. страхование, распространяющееся гл. обр. на внешнеторг. и др. экономич. связи с зарубежными гос-вами. в. ф. Гарбузов.

Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистич. воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит - монополия гос-ва. Кредитование нар. х-ва осуществляют гос. кредитные учреждения - банки на основе утверждаемых пр-вом кредитных планов. Кредит выполняет след. осн. функции: аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности ден. средств нар. х-ва, бюджета и сбережений населения в интересах планового развития производства и обращения товаров; замещение наличных денег как в налично-денежном, так и безналичном обороте (что играет важную роль в плановом регулировании ден. обращения и укреплении советского рубля).

В дореволюц. России кредитная система была разнотипной. Она включала Гос. банк, акц. коммерческие, ипотечные банки, банкирские конторы, об-ва взаимного кредита, гор. банки, гор. и губ. кредитные об-ва, кредитную кооперацию (куда входили кредитные и ссудо-сберегат. товарищества).

Кредитная система СССР развивалась в ходе социалистич. строительства на основе ленинских принципов организации банковского дела при социализме (национализация банков, введение гос. монополии банковского дела; слияние национализированных банков в один общегос. банк страны, концентрация в нём всего ден. оборота, краткосрочного кредитования, расчётного и эмиссионно-кассового обслуживания нар. х-ва; развитие безналичных расчётов; организация контроля за произ-вом и распределением обществ, продукта).

Преобразование кредитной системы началось с захвата Гос. банка 25 окт. (7 нояб.) 1917, затем национализации акц. коммерч. банков - в дек. 1917. В янв. 1918 Гос. банк был переименован в Нар. банк РСФСР; в 1918 ликвидированы все ипотечные банки, об-ва взаимного кредита и гор. банки. Кредитная кооперация была сохранена, а её центр - Моск. нар. банк преобразован в кооп. отдел Нар. банка (упразднён в 1920). Сохранившиеся операции банка (эмиссия денег, распределение ден. знаков, междунар. расчёты, кредитование промысловой кооперации и нек-рые др.) перешли к Наркомфину. С переходом к нэпу сов. банковская система была создана и начала развиваться.

Принципы организации социалистич. кредитной системы были определены решениями 10-го (1921) и 11-го (1922) съездов партии. Декретом ВЦИК (1921) был учреждён Гос. банк РСФСР (выполнял только кредитные и расчётные операции, а с кон. 1922 стал эмиссионным банком). В 1923 он преобразован в Государственный банк СССР, к-рому принадлежит важная роль в строительстве социалистич. экономики, внедрении осн. принципов хоз. расчёта в гос. и кооп. предприятиях и орг-циях. В 1922-24 были созданы специализированные кредитные учреждения - кооп. банки и отраслевые спец. банки - торг.-пром. банк (Промбанк), банк по электрификации (Электробанк), Внешторгбанк, Центр.с.-х. банк, Центр, банк коммунального х-ва и жил. стр-ва (Цекомбанк) и местные коммунальные банки. На отраслевые банки, находившиеся под непосредств. контролем Гос. банка СССР, возлагались функции по долгосрочному кредитованию отд. отраслей нар. х-ва. В восстановит, период краткосрочные кредиты составляли 75- 80% всех кредитных вложений.

С переходом к социалистич. индустриализации кредитная система была перестроена. Кредитная реформа 1930-32 ликвидировала коммерч. кредит и ввела прямое банковское кредитование. Гос. банк стал единым банком краткосрочного кредитования произ-ва и обращения товаров, расчётным и кассовым центром страны; остальные банки - специализированными банками долгосрочных вложений. В 1959 система банков долгосрочных вложений была реорганизована: Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были упразднены (Торгбанк был ликвидирован ещё в 1956); их функции переданы Госбанку СССР и Промбанку СССР, преобразованному во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР, на к-рый возлагались функции кредитования и финансирования капитальных вложений во всех отраслях нар. х-ва (кроме сел., лесного и водного х-ва, а также потребит, кооперации, кредитование и финансирование к-рых сосредоточились в Госбанке СССР). С 1963 в ведение Госбанка СССР перешли сберегат. кассы.

Кредитование нар. х-ва осуществляется на основе след, принципов: плановость кредита (ссуды выдаются в соответствии с установленными плановыми заданиями в меру выполнения нар.-хоз. планов); прямое кредитование (банк выдаёт ссуды непосредственно предприятию, объединению или орг-ций); обеспеченность кредита материальными ценностями или соответствующими расчётными документами; целевое направление кредита (под определённые в плане объекты и на потребности, связанные с выполнением плана произ-ва и реализации продукции); срочность и возвратность кредита.

По срокам и целевому назначению различают краткосрочный кредит, обслуживающий кругооборот оборотных средств и предоставляемый, как правило, на срок до 1 года, и долгосрочный, используемый на создание, расширение и обновление осн. фондов различных отраслей нар. х-ва, а также на индивидуальное и кооперативное жил. стр-во, предоставляемый на срок от 2 до 20 лет. Объектами краткосрочного кредита, в зависимости от участия их в кругообороте оборотных средств, выступают в пром-сти, напр., производств, запасы (сырьё, материалы, топливо, тара); затраты произ-ва (незавершённое произ-во и полуфабрикаты собственного изготовления); готовая продукция и товары; товары отгруженные. Объекты долгосрочного кредита - затраты на стр-во производств, объектов, зданий непроизводств. назначения (кинотеатров и др.); затраты на внедрение новой техники и прогрессивной технологии, на кооперативное и индивидуальное (в городах и рабочих посёлках) жил. стр-во.

В условиях развитого социализма возросла роль кредита в воспроизводстве основных и оборотных фондов, расширились его границы. Госбанк стал предоставлять ссуды под сверхнормативные производственные запасы, накапливаемые в связи с выпуском новых видов продукции, повышением качества изделий; на расходы, связанные с освоением новых предприятий или новых цехов, на наладку оборудования, создание систем автоматич. управления производств, процессами; на затраты по разработке, освоению и произ-ву новых видов машин и оборудования и т. п. За счёт долгосрочного кредита осуществляются наряду с финансированием капитальные вложения на действующих предприятиях при их реконструкции и расширении, а также часть капитальных вложений в новое стр-во в пром-сти (в пределах пятилетнего срока окупаемости). В с. х-ве долгосрочные кредиты предоставляются на стр-во животнозодч. комплексов, птицефабрик, подсобных предприятий и промыслов, приобретение с.-х. техники и др.

Одно из осн. направлений совершенствования кредитных отношений в нар. х-ве в условиях интенсификации обществ. произ-ва и усиления роли качественных факторов экономич. роста - повышение эффективности кредита.

В целом по нар. х-ву доля кредита в общей сумме оборотных средств на нач. 1976 составила 44,8%, в т. ч. по пром-сти 47,3%, с. х-ву - 45,9%, торговле- 60,1%. Задолженность по краткосрочным и долгосрочным ссудам по нар. х-ву, свидетельствующая об объёме предоставленных кредитов, на нач. 1976 - 204 млрд. руб., из них 87% -по краткосрочным кредитам Госбанка. Данные о динамике роста банковских кредитов в СССР см. в табл. 6.

За пользование заёмными средствами гос-во устанавливает в плановом порядке плату в форме процента. Размеры процентных ставок дифференцированы по отраслям нар. х-ва, по видам ссуд и по срокам их использования. Ср. процентная ставка по всем ссудам Госбанка СССР в 1975 2,22%.

Кредитная система СССР характеризуется единством и высоким уровнем концентрации банковского дела. Она включает Госбанк СССР, Гос. трудовые сберегат. кассы (Гострудсберкассы СССР), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

Гос. банк СССР - единый эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр, осн. кредитное учреждение страны. Один из крупнейших банков мира, имеющий разветвлённую сеть (в 1975 св. 4300 банковских учреждений). Госбанку принадлежит монопольное право выпуска в обращение на терр. СССР банковских и казначейских билетов и разменной монеты. На основе гос. нар.-хоз. плана Госбанк организует и регулирует ден. обращение в стране, составляет и исполняет кассовый план, отражающий движение потоков наличных денег; организует сберегат. дело. Госбанк предоставляет краткосрочные и долгосрочные кредиты нар, х-ву, а также населению; составляет и исполняет кредитные планы, в к-рых определены размеры и направления кредитных ресурсов; организует и осуществляет безналичные расчёты предприятий, орг-ций и учреждений за товарно-материальные ценности и услуги с банками и госбюджетом; финансирует капитальные вложения гос. предприятий и орг-ций сел., лесного и водного х-ва, потребит, кооперации, а также капитальный ремонт осн. фондов (Госбанк финансирует св. 50% всех капитальных затрат по нар. х-ву, включая операции по поручению Стройбанка); осуществляет кассовое исполнение Государственного бюджета СССР; Госбанк организует и проводит международные расчёты, кредитование внешней торговли, операции с иностранной валютой, золотом и др. драгоценными металлами.

Табл. 6. - Кредитование банками народного хозяйства и населения (задолженность на 1 января), млн. руб.



1961


1966


1971


1976
Краткосрочные кредиты - всего


42 100


66 690


104 739


160 715
Из них:












Пром-сть


14 143


22 884


33 880


48 612
С. х-во


2 938


4 496


8 632


25 553
в т. ч. колхозы


666


365


2452


10 076
Транспорт и связь


302


480


1 043


1 550
Строительство


1 691


3 441


8 774


15 837
Снабжение и сбыт


3 339


4314


8 469


11 724
Торговля


16 238


25 465


34 746


48 178
Заготовки


3 272


5 238


8 326


8 518
Прочие отрасли


177


372


869


743
Долгосрочные кредиты - всего


4 435


7 340


21 495


43 329
Из них:












Государственные, кооп. предприятия и орг-ции


1 030


2 641


10 553


25 006
В том числе:












совхозы и др. гос. с.-х. предприятия, переведённые на полный хозрасчёт


_


_


469


5 061
жилищно-строительная кооперация


-


627


2 069


3 104
межколхозные предприятия и орг-ции





107


962


3 597
Колхозы


2 378


3 890


10 296


17 789
Население


1 027


809


646


534

Выполняя функцию расчётного центра страны, Госбанк СССР организует и производит безналичные расчёты между предприятиями за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также расчёты предприятий по их финанс. (перераспределительным) и др. нетоварным операциям с вышестоящими звеньями х-ва и с финанс.-банковской системой. Совокупность всех безналичных платежей составляет безналичный платёжный оборот, являющийся частью единого ден. оборота. Безналичные расчёты производятся путём перечислений денег с одного счёта на другой или путём зачёта взаимных требований (клиринга). Безналичный платёжный оборот, совершаемый через Госбанк, составил в 1975 (по расчётным данным) 2042 млрд. руб. (рост по сравнению с 1970 на 38% ).

Госбанк СССР осуществляет общее руководство Правлением Банка для внеш. торговли СССР и Правлением Гострудсберкасс СССР.

Гострудсберкассы (созданы в 1922) производят операции по привлечению средств населения во вклады, размещению гос. займов и ден.-вещевых лотерей; во всё более широких масштабах они осуществляют расчетно-кассовое обслуживание населения и предприятий. О росте сети сберегательных касс и вкладов населения см. табл. 7.

Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) аккумулирует средства, выделяемые гос. бюджетом, предприятиями и хоз. орг-циями в качестве источников финансирования капитальных вложений; осуществляет финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений, краткосрочное кредитование и расчётное обслуживание строит, орг-ций; производит долгосрочное кредитование кооп. и индивидуального жил. стр-ва в городах и рабочих посёлках. Роль Стройбанка усилилась в связи с расширением сферы долгосрочного кредитования нар. х-ва. Сеть его учреждений за 1960-75 увеличилась с 746 до 1583 контор, отделений и пунктов уполномоченных.

Табл. 7.-Сеть сберегательных касс и вклады населения (на конец года)



1960


1965


1970


1975
Число сберегат касс, тыс.


66,5


73,6


78,3


79,9
Число вкладов млн.


52,2


57,4


80,1


106,6
Сумма вкладов млрд. руб.


10,9


18,7


46,6


91,0

Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк) осу