БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201й для службы быта - 242 проф.-технич. уч-ща (1975).

В результате роста благосостояния, культурного уровня и потребностей трудящихся, увеличения выпуска бытовой техники, легковых автомобилей и др. изменяется структура бытовых услуг. Уд. вес осн. видов услуг в общем объёме реализации бытовых услуг составил (1975, в скобках - 1965; в % ): пошив и ремонт одежды - 19,8 (30,4), ремонт бытовых машин и приборов - 10,5 (8,7), услуги парикмахерских - 7,8 (13,5), пошив и ремонт обуви - 7,5 (9,9), ремонт и стр-во жилищ - 13,6 (3,0), услуги прачечных- 4,2 (4,2), ремонт и технич. обслуживание трансп. средств - 4,5 (0,2), химич. чистка и крашение одежды - 2,2 (2,2), услуги прокатных пунктов - 1,3 (0,8).

Одно из гл. направлений развития бытового обслуживания - укрупнение предприятий и специализация производств, деятельности. Осуществляется интенсивный процесс перестройки структуры управления отраслью, направленный на создание специализированных отраслевых производств, объединений. В 1975 св. 3 тыс. специализированных предприятий и объединений оказывали 60% бытовых услуг. Развивается кооперирование производств. деятельности между специализированными и многоотраслевыми предприятиями, к-рое способствует повышению качества услуг, сокращению сроков выполнения заказов, позволяет экономить трудовые затраты и полнее использовать производств, мощности. Особое внимание уделяется улучшению обслуживания сел. населения, сближению бытовых условий в городе и на селе. В 1966-75 ср.-годовой темп прироста бытовых услуг в сел. местности составлял 19,2%, а в городах - 11,7%. В 1965 в среднем на одного сел. жителя было оказано услуг на 2,78 руб., а в 1975 - на 17,61 руб. Предприятия бытового обслуживания в сел. местности оказывают целый комплекс бытовых услуг, в т. ч. по ремонту бытовых машин и приборов, химич. чистке одежды, стирке белья, изготовлению мебели, ремонту и стр-ву жилья. В большинстве районных центров созданы (1975) комбинаты бытового обслуживания, на центр, усадьбах св. 70% колхозов и совхозов - дома быта и комплексные приёмные пункты, жителей отдалённых селений обслуживают более 8 тыс. передвижных мастерских и приемных пунктов.

Табл. 12. - Объём бытовых услуг населению по союзным республикам (в сопоставимых ценах)



1965, млн. руб.


1975
Всего, млн. руб.


На душу населения, руб.
СССР


1897


6579


25
РСФСР


1148


3565


26
УССР


334


1362


27
БССР


57


257


27
Узбекская ССР


51


265


19
Казахская ССР


77


299


21
Грузинская ССР


32


115


23
Азербайджанская ССР


23


89


16
Литовская ССР


29


114


34
Молдавская ССР


28


101


26
Латвийская ССР


41


113


45
Киргизская ССР


16


69


21
Таджикская ССР


14


61


18
Армянская ССР


16


63


22
Туркменская ССР


10


48


19
Эстонская ССР


21


58


40

Развиваются прогрессивные формы обслуживания бытовыми фирмами и спец. бюро добрых услуг, приём заказов на дому и по телефону, доставка заказов на дом, ремонт бытовой техники мастерами на дому, выполнение заказов в присутствии заказчика, прокат предметов культурного и спортивного назначения и домашнего обихода, организация обслуживания по месту работы и др.

Быстрыми темпами развивается бытовое обслуживание во всех союзных республиках (см. табл. 12).

В целях более полного удовлетворения потребностей сов. людей в бытовых услугах, коренного улучшения службы быта принято пост. ЦК КПСС "О работе Министерства бытового обслуживания населения РСФСР по улучшению качества выполнения заказов и повышению культуры обслуживания трудящихся" (февр. 1977).

См. также Общественное питание. Коммунальное хозяйство. А. А. Мещанкин.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономич. отношений, посредством к-рых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов ден. средств для обеспечения расширенного воспроиз-ва, повышения уровня жизни народа и удовлетворения др. потребностей социалистич. общества. Их сущность определяется действием экономич. законов социализма, социалистич. системой х-ва, базирующейся на обществ, собственности на средства произ-ва; природой и функциями Сов. гос-ва и закономерностями его развития.

Осн. функции финансов СССР: распределение и перераспределение обществ, продукта и нац. дохода в интересах планомерного развития обществ, произ-ва; экономич. контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финанс. ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономич. инструментом социалистич. экономич. интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися гос-вами, расширения взаимовыгодных экономич., научно-технич. и культурных связей с капиталистич. странами. На всех этапах социалистич. строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производит, сил, в становлении и совершенствовании социалистич. производств, отношений.

Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюц. России отражали антагонистич. противоречия её хоз. системы: они служили средством дополнит, эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финанс. политика царского самодержавия, а затем Врем. бурж. пр-ва сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономич. отсталость и зависимость от иностр. капитала, оказывала разрушит, воздействие на экономику страны. 1-я мировая война 1914-18 резко обострила внешние и внутр. противоречия России и показала непрочность её финанс. системы: в 1916 бюджетный дефицит составил св. 75% объёма бюджета и покрывался гл. обр. выпуском бум. денег; стремительно рос гос. долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 янв. 1914 до 60 млрд. руб. к кон. 1917); ден. обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к кон. 1917 до 7 коп.

С победой Окт. революции 1917 началось становление сов. финанс. системы. Финанс. мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономич. силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой гос. машины и создание сов. гос. аппарата, освобождение страны от иностр. финанс.-экономич. зависимости. Сов. власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюц. займы, ввела гос. социальное обеспечение трудящихся, гос. монополию страхового дела. Финанс. программа, разработанная Коммунистич. партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и др. регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение ден. реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над произ-вом и распределением продуктов. Был создан новый финанс.-кредитный аппарат - Нар. комиссариат финансов, Нар. банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражд. войной и иностр. интервенцией 1918-20. В эти годы сократились гос. доходы, резко возросло значение ден. эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках гос-ва и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.

С переходом к новой экономич. политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922-24 проведена ден. реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая сов. валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-ден. отношения, планово регулируемые гос-вом. Важное значение для укрепления финансов имел перевод пром-сти, а затем и др. отраслей нар. х-ва на хоз. расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисл. налогов и сборов доходы гос-ва начали поступать гл. обр. по двум осн. каналам - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали осн. формой доходов бюджета; в 1934 они составили св. 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов гос. бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего гос. бюджет использовались в качестве одного из гл. рычагов ограничения и вытеснения капиталистич. элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистич. гос. и кооп. предприятий, развития производит, сил и укрепления социалистич. производств, отношений. Важную роль сыграли финансы и их центр, звено - Гос. бюджет СССР в восстановлении нар. х-ва, в проведении социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской нац. политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов гос. бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистич. х-ва, расходы-направляться на развитие нар. х-ва, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоен. пятилеток (1929- 1940) на развитие нар. х-ва из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия - 22,7 млрд. (25%), на оборону - 17,1 млрд. руб. (ок. 19%).

Великая Отечеств, война 1941-45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и ден. ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с воен. расходами и возмещением причинённых нар. х-ву потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы гос. предприятий и хоз. орг-ций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистич. х-ва - 83 млрд. руб. Поступления воен. налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значит, средства были получены путём реализации гос. займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.

После окончания войны перед финанс. системой встали задачи, связанные с переводом нар. х-ва на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В дек. 1947 была проведена ден. реформа и отменена карточная система. Повысилась покупат. способность рубля и укрепилось ден. обращение, возросла роль стоимостных рычагов в нар. х-ве - хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948-50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система гос. дотаций. С марта 1950 исчисление сов. рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли сов. рубля в 1961 был изменён масштаб цен, старые ден. знаки заменены новыми по соотношению 1 : 10. Одновременно было повышено золотое содержание сов. рубля до 0,987412 г чистого золота и изменён его паритет к иностр. валютам.

Начавшийся в 1965 перевод нар. х-ва на новую систему планирования и экономич. стимулирования существенно повысил роль экономич. методов управления нар. х-вом. Были внесены изменения в систему формирования доходов гос. бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за осн. производств, фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва, развития произ-ва.

В условиях развитого социализма усилилась роль финанс. системы в формировании рациональной структуры обществ, произ-ва, повышении эффективности использования трудовых, материальных и ден. ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистич. строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.

Финансы СССР включают финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва и общегосударственные финансы.

Финансы социалистич. предприятий (объединений) и отраслей х-ва образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным произ-вом, где создаются совокупный обществ, продукт и нац. доход - источники финанс. ресурсов социалистич. общества.

Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта. Финанс. отношения предприятий регулируются «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждённым Сов. Мин. СССР 4 окт. 1965.

С созданием в 1974 производств, объединений и всесоюзных и респ. пром. объединений в них образуются централизов. фонды и резервы (централизов. фонды экономич. стимулирования, фонды науч. исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финанс. помощи предприятиям и хоз. орг-циям, резервы амортизац. отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации ден. ресурсов на гл. направлениях, усилению связи науки и произ-ва.

Из полученной прибыли предприятия и орг-ции вносят в бюджет плату за производств, фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собств. оборотных средств, производят отчисления в фонды экономич. стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и др. плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход гос. бюджета (распределение прибыли гос. предприятий и хоз. орг-ций отражено в табл. 1).

Прибыль нар. х-ва СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960-75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении х-ва,- почти в 5 раз, что способствовало укреплению финанс. базы предприятий. Увеличение амортизац. отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой осн. производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

Значительно увеличились финанс. ресурсы предприятий и орг-ций, используемые на расширение произ-ва и экономич. стимулирование.

Финанс. ресурсы кооп.-колхозного сектора составляют собственность отд. коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроиз-ву в колхозах и кооп. орг-циях финансируются прежде всего за счёт их собств. средств. Вместе с тем гос-во оказывает колхозам и кооп. орг-циям большую материальную, технич. и финанс. помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на с.-х. продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации с.-х. произ-ва и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в осн. и оборотные фонды колхозов).

Общегосударственные финансы включают гос. бюджет, гос. социальное страхование, гос. имущественное и личное страхование, гос. кредит. Главное назначение общегос. финансов - образование централизов. фондов ден. средств путём распределения и перераспределения нац. дохода для обеспечения потребностей расширенного воспропз-ва и развития непроизводств, сферы, создания общегос. резервов. Централизация фондов ден. средств в непосредств. распоряжении гос-ва достигается гл. обр. через гос. бюджет, что способствует обеспечению единства финанс. политики социалистич. гос-ва.

Гос. бюджетСССР - осн. финанс. план образования и использования общегос. фонда ден. средств Сов. гос-ва. Гос. бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам.

Табл. 1. - Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций



1960


1970


1975
млрд.

руб.


%


млрд.

руб.


%


млрд. руб.


%
Прибыль - всего


27,7


100


87,4


100


111,0


100
Из неё:


















Внесено в бюджет


17,8


64,4


51,0


58


62,9


56,7
В том числе:


















плата за осн. производств, фонды и оборотные средства


-


-


13,7


16


22,6


20,3
фиксированные платежи


-


-


2 , 6


3


2,5


2,2
взносы свободного остатка прибыли








24,1


28


30,4



отчисления от прибыли


17,2


62,1


10,0


11


6,3


5,6
Оставлено в распоряжении предприятий и хоз. орг-ций


9,9


35,6


36,4


42


48,1


43,3
В том числе:


















направлено на капитальные вложения и формирование осн. стада (в совхозах)


3,3


11,9


11,4


13


10,8


9,7
отчислено в фонды экономич. стимулирования


1,5


5,4


12,5


15


19,0


17,1
направлено на финансирование оборотных средств


3,5


12,6


4,3


5


5,5


4,9

Гос. бюджет выполняет координирующую роль в единой системе сов. финансов. По мере развития социалистич. экономики, усиления её планомерности и расширения хоз.-организаторской и культурно-воспитат. деятельности гос-ва возрастает роль гос. бюджета в расширенном социалистич. воспроиз-ве (см. табл. 2).

Табл. 2.-Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе



1960


1965


1970


1975
Гoс. бюджет СССР (доходы), млрд. руб.


77,1


102,3


156,7


218,8
Удельный вес в произведённом нац. доходе, %


53,2


52,9


54,1


60,4

Гос. бюджет органически связан с нар.-хоз. планом и др. финанс. планами и утверждается высшими органами гос. власти как закон. Гос-во через гос. бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производств, и непроизводств, сферами, между отраслями нар. х-ва, республиками и экономич. р-нами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях обществ, произ-ва.

Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хоз.-финанс. деятельностью предприятий (объединений) и отраслей х-ва. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финанс. планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематич. проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

Табл. 3. - Доходы Государственного бюджета СССР



8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975


8-я пятилетка (1966-1970)


В том числе 1970


9-я пятилетка (1971-1975)


В том числе 1975
млрд. руб.


%
Доходы - всего


651,0


156,7


948,9


218,8


100,0


100,0


100,0


100,0
В том числе: Поступления от социалистич, хоз-ва


593,8


142,9


863,5


199,1


91,2


91,2


91,0


91 ,0
из них:
























налог с оборота


214,1


49,4


299,3


66,6


32,9


31,5


31,5


30,4
платежи из прибыли


227,7


54,2


309,8


69,7


35,0


34,6


32,6


31,9
средства гос. социального страхования


35,5


8,2


49,8


11,3


5,5


5,2


5,2


5,2
подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий обществ, организаций


5,9


1,2


7,2


1,5


0,9


0,8


0,8


0,7
Поступления средств от населения


57,2


13,8


85,4


19,7


8,8


8,8


9,0


9,0
из них гос. налоги


52,6


12,7


79,8


18,4


8,1