БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201BR>Гос. торговля


30,1


62,7
Кооп. торговля


53,4


23,0
Колх. рынок


16,5


14,3
Итого


100,0


100,0

Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в кон. 1947 была отменена карточная система (введена в 1941) и налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технич. базы, восстановление и расширение осн. фондов внутр. торговли, подбор и обучение торг, кадров. К 1950 была восстановлена торг, сеть и превзойдён довоен. уровень розничного товарооборота. Его объём в 1950 достиг 107% к уровню 1940.

Осн. формой сов. торговли является гос. торговля, базирующаяся на общенародной собственности. Через неё реализуется преобладающая масса товаров, поступающих на внутр. рынок, ей принадлежит ведущая роль в розничном товарообороте страны (см. табл. 2). Гос. торговля обслуживает гл. обр. гор. население, через её орг-ции также закупается у колхозов и совхозов значит, часть картофеля, овощей, бахчевых культур и фруктов.

Кооперативная торговля обслуживает в основном сел. население через потребительскую кооперацию, к-рая также закупает с.-х. продукты (яйца, шерсть, меха и нек-рые др. виды сырья, картофель, овощи, бахчевые, фрукты и др.) у колхозов, совхозов и сел. населения. Потребительская кооперация ведёт и комиссионную торговлю с.-х. продуктами, преим. в городах, по ценам, как правило, несколько выше гос. розничных, но ниже цен колх. рынка.

Дом книги в Тольятти.

Табл. 2. - Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли



1940


1950


1960


1970


1975
Общий объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли млрд. руб.


15,7


31,2


71,5


140,2


190,8
о/о


100


100


100


100


100
В том числе: оборот гос. торговли















млрд. руб.


11,2


22,3


49,3


97,1


132,7
%


71,3


71,5


68,9


69,3


69,5
оборот потребительской кооперации млрд. руб.


4,5


8,9


22,2


43,1


58,1
%


28,7


28,5


31,1


30,7


30,5

Наряду с гос. и кооп. торговлей ведётся колх. торговля - продажа колхозами, колхозниками и др. гражданами излишков с.-х. продукции на колхозных рынках. Гос. и кооп. розничная торговля воздействует на колх. рынок: чем лучше и полнее удовлетворяется спрос через гос. торговлю, тем меньше спрос на продукцию колх. рынка и ниже уровень рыночных цен. В соотношении между различными формами торговли предметами нар. потребления обнаруживается определённая тенденция: роль гос. торговли растёт, а колх. рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооп. торговли в общем товарообороте страны (см. табл. 3).

Табл. 3. - Доля государственной, кооперативной и колхозной торговли в фактических ценах в общем объёме розничного товарооборота, %



1950


1960


1970


1975
Гос. торговля


63,9


66,7


68,6


69,1
Кооп. торговля


24,1


28,8


28, 8


28,6
Колх. рынок


12,0


4,5


2,6


2,3

Табл. 4. - Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров вобщем объёме товарооборота государственной и кооперативной торговли, %



1940


1950


1960


1970


1975
Продовольственные товары


63,0


58,4


54,4


55,5


53,6
Непродовольственные товары


37,0


41,6


45,6


44,5


46,4

Развитие внутр. торговли обусловлено расширением произ-ва товаров и увеличением ден. доходов населения и характеризуется динамикой розничного товарооборота, для к-рого закономерны высокие темпы роста. Так, в 1975 розничный товарооборот в 8,5 раз превышал объём товарооборота 1940, а в расчёте на душу населения увеличился с 92 руб. до 827 руб. (в ценах соответствующих лет). Для розничного товарооборота характерны прогрессивные качеств, изменения товарной структуры, отражающие рост материального благосостояния и культурного уровня населения (см. раздел Благосостояние народа). Это выражается, прежде всего, в увеличении доли непродовольств. товаров в общем объёме товарооборота (см. табл. 4), а внутри этой группы - доли товаров культурно-бытового назначения и хоз. обихода (радио-, электро-, спорттоваров, мебели, посуды и др.). В группе продовольств. товаров растёт удельный вес более ценных в питательном отношении продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, овощей, фруктов) и снижается доля хлебопродуктов и картофеля.

Табл. 5. - Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, по союзным республикам, млрд. руб.



1940


1975
СССР


18,0


210,4
РСФСР


11,7


122,4
УССР


3,2


36,9
БССР


0,5


7,4
Узбекская ССР


0,5


7,2
Казахская ССР


0,4


10,2
Грузинская ССР


0,3


3,2
Азербайджанская ССР


0,3


2,8
Литовская ССР


0,2


3,1
Молдавская ССР


0,1


2,6
Латвийская ССР


0,2


2,9
Киргизская ССР


0,1


2,0
Таджикская ССР


0,1


1,7
Армянская ССР


0,1


1,8
Туркменская ССР


0,1


1,5
Эстонская ССР


0,1


1,7

Закономерность развития товарооборота - более высокий темп его роста в расчёте на душу населения в сел. местностях по сравнению с городами способствует постепенному сближению условий жизни гор. и сел. населения (в 1940 товарооборот на душу гор. населения был выше, чем в деревне, в 5,2 раза, в 1960 - в 3,2 раза, а в 1975 - в 2,3 раза). Быстрое развитие экономики и культуры союзных республик также ведёт к более высоким темпам роста товарооборота в этих республиках (см. табл. 5).

Крупную специфич. отрасль внутр. торговли, в к-рой сочетаются функции произ-ва, реализации готовой пищи и организации её потребления населением, представляет собой общественное питание. Оно является важным звеном в системе социальных и экономия, мероприятий гос-ва, оказывает существенное влияние на экономию времени, рост производительности труда, имеет большое значение в социалистич. переустройстве быта, способствует повышению роли женщин в обществ, произ-ве, облегчая их домашний труд. Оборот обществ, питания постоянно увеличивается (см. табл. 6). Важный экономич. показатель эффективности внутр. торговли - издержки обращения, связанные с затратами по доведению товаров от произ-ва до потребителя (см. табл. 7). Общий уровень издержек обращения ко всей сумме розничного товарооборота (включая обществ, питание) снизился с 11% в 1940 до 9% в 1975.

Центральный колхозный рынок в Воронеже.

Ресторан в Норильске.

Табл. 6. - Развитие общественного питания



1940


1950


1960


1970


1975
Товарооборот, млн. руб


2347


4743


7023


15033


19617
Продукция собственного производства, млн. руб.


1312


1268


3364


8851


12221
Число предприятий, тыс.


87,6


95,4


147,2


237,3


274,5
в них мест, тыс.








4459


10026


13714

Материально-технич. б а з а розничной торговли включает разветвлённую сеть магазинов, столовых, кафе, ресторанов и закусочных. С конца 50-х гг. расширилась и укрепилась материально-техническая база внутренней торговли (внедрены более производит, виды торг, оборудования, новые технология, процессы и методы продажи товаров). В розничной торговле преим. создаются универсамы, универмаги, магазины комплексного спроса («Всё для мужчин», «Всё для женщин», «Всё для дома» и т. п.), а также специализиров. магазины по продаже разнообразного ассортимента товаров с прогрессивными методами торговли и обслуживания населения (самообслуживание, продажа товаров по образцам). Эти магазины оснащены совр. торг, оборудованием, предназначенным для доставки и продажи товаров без дополнит, переукладки, холодильным и кассовым оборудованием, средствами комплексной механизации для перемещения товаров на всех стадиях торг, технологич. процесса. В 60-70-е гг. создана совр. торг, сеть и сеть обществ, питания, крупные складские комплексы, холодильники, овоще-, картофеле-, фруктохранилшца и др. В этот период появились крупные торговые центры, как городские, так и сельские, началось создание специализиров. торговых домов. Отрасль оснащается электронной техникой. За 1961-75 торговая площадь магазинов удвоилась (см. табл. 8), обеспеченность населения торговой сетью (в расчёте на 1000 жителей) увеличилась на 88%, возросли общие показатели развития внутр. торговли (см. табл. 9).

На 1 янв. 1976 товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, составил 58% общего товарооборота, в т. ч. продажа по методу самообслуживания - 48%. Кроме того, используются такие формы торговли, как продажа по предварительным заказам, в кредит, доставка товаров на дом, посылочная торговля и др.

Магазин самообслуживания в Таллине (район Мустамяэ).

Т а б л. 7. - Издержки обращения в торговле (в%к товарообороту)



1940


1950


1960


1970


1975
Оптовая торговля


1,77


1,64


1,00


1,25


1,16
Розничная торговля


8,21


6,78


5,74


6,94


6,60
Общественное питание


19,63


13,35


16,29


21,20


21,45

Табл. 8. - Развитие торговой и складской сети



1960


1970


1975
Число магазинов (на конец года), тыс.


413,0


500,0


521,0
Торговая площадь магазинов, млн. м2


17,6


31,5


39,3
Число палаток и киосков, тыс.


154,3


182,0


175,1
Число общетоварных складов, тыс.


66,1


75,3


76,0
площадь, тыс. м*


15087


24143


28346
Число специализиров. товарных складов, тыс.


62,3


76,1


65,7
емкость, тыс. m


5933


9S40


12675

Табл. 9. - Основные показатели развития торговли за 1960-75



1960


1970


1975
Общий объём розничного товарооборота гос., кооп. и колх. торговли, включая обществ, питание, млрд. руб.


82,3


159,4


215,4
Товарные запасы в розничной сети (на конец года) в млрд. руб.


18,2


35,3


45,4
в днях товарооборота


85


88


84
Численность работников розничной торговли и обществ, питания в среднем за год, тыс. чел.


3295


5746


6750
Число предприятий розничной торговли и обществ, питания (на конец года), тыс.


714,5


919,3


970,6

В оптовой торговле строятся крупные механизиров. склады с высотным хранением товаров (площадь хранения до 25 тыс. л2), распределительные холодильники ёмкостью до 15 тыс. т, хранилища для картофеля, овощей и фруктов ёмкостью до 10 тыс. т с устройствами активной и общеобменной вентиляции; применяются комплексная механизация и автоматизация осн. технологич. процессов транспортировки, хранения и товарной обработки, используются пакетные и контейнерные перевозки, внедряются методы централизов. доставки товаров предприятиям розничной торговли по рациональным схемам движения товаров; создаются автоматизиров. системы управления (АСУ) технологич. и коммерч. операциями.

В обществ, питании внедряются индустриальные методы работы с использованием полуфабрикатов и прогрессивной технологии обработки сырья и приготовления пищи на основе механизации всех процессов труда; интенсифицируются производств, процессы на базе высокопроизводит. конвейерного оборудования на основе достижений науки и техники в технологии обработки пищевых продуктов (сверхвысокочастотным и инфракрасным нагревом и др.). Предприятия обществ, питания переводятся на обслуживание комплексными обедами, оснащаются секционным модулированным оборудованием, новейшими видами теплового и технологич. оборудования, унифицированной функциональной тарой, механизированными линиями раздачи обедов типа «Эффект», «Славянка», «Прогресс», к-рые повышают производительность труда в 1,5-2 раза.

о развитии внутр. торговли важное значение имеет торг, реклама. Рекламные службы созданы в гос. и кооп. торговле, в пром. мин-вах и ведомствах, предприятия к-рых выпускают товары массового потребления, в Мин-ве бытового обслуживания и т. п. В системе гос. торговли имеются специализиров. рекламные орг-ции. Междуведомственный Совет по рекламе при Мин-ве торговли СССР координирует рекламную деятельность различных ведомств и орг-ций в стране.

Организация внутр. торговли. Организационно высшим звеном гос. управления внутр. торговли и центром всей торг, системы является Мин-во торговли СССР, к-рое через гл. управления, мин-ва торговли союзных и автономных республик, органы управления торговлей и общественным питанием исполкомов местных Советов координирует развитие оптовой, розничной торговли и обществ, питания, регулирует торг, деятельность др. мин-в и ведомств. Отд. торг, системы имеют свои центр, органы управления (Центросоюз СССР, Главурсы пром. мин-в, Гл. управление книжной торговли и др.).

Универсам в Ереване.

Оптовая торговля сосредоточена в респ. мин-вах торговли, к-рые имеют специализиров. предприятия и объединения по оптовой торговле отд. группами товаров: Мясорыбторг, Бакалея, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Галантерея, Культторг, Хозторг. Оптовая торговля имеет сеть торг, баз, холодильников, хладокомбинатов, размещённых в р-нах произ-ва и потребления товаров. Оптовая торговля потребительской кооперации возглавляется Центросоюзом СССР, имеет внутриведомств. характер. Осн. часть оптовых операций в потребительской кооперации производят универсальные межрайонные базы областных (краевых) и респ. союзов потребительских обществ и склады райпотребсоюзов. Оптовую торговлю нек-рыми товарами нар. потребления ведёт также ряд др. мин-в и ведомств СССР: Мин-во заготовок СССР (хлебопродукты), Мин-во пищ. пром-сти СССР (масложировая продукция), Мин-во рыбного х-ва СССР (рыбная продукция), Госснаб СССР. Кроме торговли товарами нар. потребления, существуют оптовые орг-ции по заготовкам, закупкам и сбыту с.-х. продуктов и сырья, материально-технич. снабжению. См. также Внутренняя торговля, Торговля. А. И. Струев.

Овощная база в Москве.

Бытовое обслуживание

Бытовое обслуживание выполняет важные социально-экономич. функции, направлено на постепенную замену домашнего труда его обществ, формами, способствует экономии обществ, труда, высвобождает значит, материальные ресурсы, обеспечивает более рациональное использование свободного времени трудящихся. Предприятия службы быта (ателье, комбинаты, дома быта, мастерские, салоны) оказывают услуги по ремонту квартир и индивидуальному жилищному стр-ву на средства населения, изготовлению и ремонту мебели, стирке, химич. чистке и крашению вещей, индивидуальному пошиву и ремонту обуви, одежды, меховых и трикот. изделий, профилактике и ремонту автомобилей, ремонту бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, муз. инструментов, хранению вещей в ломбардах, прокату предметов культурного и спортивного назначения и домашнего обихода, уборке квартир, выполнению различных поручений, фото- и парикмахерские услуги и т. д.

В дореволюц. России бытовые услуги оказывали частные предприниматели, кустари и ремесленники. В 50 губерниях Европ. части страны было занято на частной службе в качестве прислуги и подёнщиков ок. 3,4 млн. чел. (св. 10% самодеятельного населения).

За годы Сов. власти бытовое обслуживание по существу создано заново. В 1917-21 приняты первые декреты и постановления Сов. пр-ва, направленные на развитие сферы бытовых услуг. До Великой Отечеств, войны 1941-45 кустарей и ремесленников (для совместного произ-ва товаров и оказания бытовых услуг) объединяла гл. обр. промысловая кооперация. В первые послевоен. годы повысилась роль гос. местной пром-сти и торговли в предоставлении бытовых услуг населению. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. был принят ряд постановлений в целях улучшения работы службы быта, в т. ч. пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 10 авг. 1962 «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения». С 1965 бытовое обслуживание развивается как крупная механизиров. отрасль нар. х-ва: расширяется сеть предприятий с совр. оборудованием, внедряются научтю-технич. достижения, улучшается использование производств, мощностей, повышается обществ, значимость труда по обслуживанию населения. Для организац. руководства и улучшения бытового обслуживания населения в союзных и авт. республиках образованы (1965) мин-ва бытового обслуживания, предприятия к-рых реализуют (1975) ок. 80% общего объёма бытовых услуг. Созданы краевые, областные и городские управления бытового обслуживания, деятельность к-рых находится под контролем местных Советов. Осн. показатели развития бытового обслуживания приведены в табл. 10.

В 1966-75 темпы роста объёма бытовых услуг значительно опережали темпы роста всех других видов услуг как платных, так и предоставленных населению за счёт обществ, фондов: ср.-годовой темп прироста бытовых услуг составил 13,25% (услуг связи -7,7%, всех видов пасс, транспорта - 7,3%, услуг коммунального х-ва - 8,2% и т. д.).

Табл. 10. - Основные показатели бытового обслуживания населения



1965


1975
Число предприятий (на конец года), тыс.


192,9


263,0
в т. ч. в сел. местности


80,2


109,0
Число приёмных пунктов (на конец года), тыс.


28,6


75,2
в т. ч. в сел. местности


11.4


41,4
Объём бытовых услуг (в сопоставимых ценах), млн. руб.


1897


6579
в т. ч. в сел. местности


311


1798
Среднегодовая численность работающих на предприятиях и в приёмных пунктах, тыс.


1321


2293

В 1971-75 гос. капиталовложения в отрасль составили ок. 2 млрд. руб. (в 1,4 раза больше, чем в 1966-70); введено в действие 544 прачечных (мощностью 445 m белья в смену), 234 предприятия химич. чистки на 58 т одежды в смену, 431 станция технич. обслуживания легковых автомобилей на 4,5 тыс. постов и др. (данные о числе предприятий бытового обслуживания по видам услуг см. в табл. 11).

Табл. 11. - Число предприятий бытового обслуживания населения по видам услуг (на конец года), тыс.



1965


1975
Всего предприятий


192,9


263,0
В том числе по видам бытовых услуг:






ремонт и индивидуальный пошив обуви


30,4


31,2
ремонт и индивидуальный пошив одежды


33,1


42,7
ремонт радиотелевиз. аппаратуры, бытовых машин и приборов, трансп. средств, ремонт и изготовление металлоизделий


20,9


33,0
ремонт и изготовление мебели


3,1


4,3
химич. чистка и крашение


0,8


1,8
ремонт, индивидуальный пошив и вязка






трикотажных изделий


2,0


2,9
прачечные


2,2


4,5
бани и души


23,2


31,2
парикмахерские


35,3


46,1
прокатные пункты


7,1


10,2
фотографии


10,2


13,9
стр-во и ремонт квартир


4,2


10,4

Служба быта получила 1,5 млн. единиц спец. технологич. оборудования. Машины, механизмы и инструмент для предприятий бытового обслуживания изготовляют более 130 з-дов. В 1966-75 ср.-годовая численность работающих на предприятиях бытового обслуживания населения увеличилась на 74%, при общем росте численности рабочих и служащих, занятых во всём народном хозяйстве, на 33%.

В СССР 4 технологич. ин-та (в Москве, Владивостоке, Шахтах, Хмельницком) и 28 специализированных техникумов, готовящих кадры для работы в системе бытового обслуживания. В 1965-75 создана сеть подготовки рабочих массовых професси