БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201взятыми. Развитие автомоб. транспорта (см. табл. 10) сопровождается стр-вом сети дорог. Создаётся каркас магистральных дорог гос. и респ. значения - автомагистралей высокого класса. На участках с большой интенсивностью потока автомобилей сооружены первоклассные дороги с многополосным движением (Москва - Минск - Брест, Москва - Харьков - Симферополь, Харьков - Ростов - Новороссийск, Москва - Ленинград, Киев - Львов, Москва - Горький, Москва - Воронеж - Ростов, Ленинград - Одесса и др.).

Развитие автомоб. транспорта опирается на крупную автомоб. пром-сть СССР, выпускающую (1975) ок. 700 тыс. грузовых и более 1,2 млн. легковых автомобилей. Грузовой парк составляют автомобили различной грузоподъёмности: маленькие фургончики на базе легковых автомобилей Москвич грузоподъёмностью 250 кг, автомобили грузоподъёмностью 0,8; 3; 5; 8; 12 га; карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 30, 47, 75 т. Грузовые автомобили специализированы: фургоны, цистерны, самосвалы и др. Эксплуатируются автопоезда: панеле-, фермо-, металле-, контейнеровозы и т. п. На внегородских дорогах применяются автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа (наиболее эффективны при дальних перевозках). По бездорожью, в распутицу на грунтовых и зимой на заснеженных дорогах перевозки выполняются на автомобилях высокой проходимости со всеми ведущими колёсами.

Табл. 10. - Основные показатели работы автомобильного транспорта





1913


1928


1940


1950


1960


1970


1975
Перевозки грузов, млн. т


10,0


20,0


859,0


1859,0


8493,0


14663,0


20955,0
Грузооборот, млрд. т*км


0,1


0,2


8,9


20,1


98,5


220,8


338,0
Ср. дальность перевозок на 1 m грузов, км


10,0


10,0


10,4


10,8


11,6


15,1


16,1
Перевозка пассажиров, млн. чел.







66


590


1053


11316


27344


36469
Пассажирооборот, млрд. пассажиро-к.м


__


0,2


3,4


5,2


61,0


202,5


303,6
Ср. дальность поездки одного пассажира, км


_


3,0


5,7


4,9


5,4


7,4


8,3
Протяжённость автомоб. дорог общего пользования, тыс. км


1450,0


1452,1


1531,2


1550,4


1365,6


1363,9


1403,0
В том числе:

































дороги с твёрдым покрытием


37,3


32,0


143,4


177,3


270,8


511,6


660,5
из них с усовершенствованным покрытием


-


-


7,1


19,2


77,1


207,0


296,7

Табл. 11. - Использование грузового автомобильного парка





1940


1950


1960


1970


1975
Коэфф. использования грузового автомоб. парка, %


39,0


48,0


62,6


63,3


63,0
Ср. продолжительность работы автомобиля в сутки, ч


11,1


9,5


9,0


9,3


9,4
Среднесуточный пробег автомобиля, км


104,0


96,4


128,1


154,5


167,0

Табл. 12. - Протяжённость сети трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов (на конец года), тыс. км





1913


1928


1940


1950


1960


1970


1975
Всего трубопроводов


1,11


1,6


4,1


5,4


17., 3


37,4


56,9
В том числе:

































нефтепроводов


0,25


0,7


3,2


3,9


13,0


30,7


46,7
нефтепродуктопро-водов


0,86


0,9


0,9


1,5


4,3


6,7


10,2

Табл. 13. - Показатели грузооборота н грузонапряжённости по магистральным нефте- и нефтепродуктопроводам





1940


1950


1960


1970


1975
Грузооборот, млрд. т*км


3,8


4,9


51,2


281,7


665,8
В том числе:























нефтепроводов


2,8


2,9


40,4


259,8


638,8
нефтепродуктопроводов


1,0


2,0


10,8


21,9


27,0
Грузонапряжённость сети, млн. т*км


0,94


0,90


2,95


7,52


11,7
В том числе:























нефтепроводов


0,88


1,9


3,11


8,5


13,7
нефтепродуктопровсдов


1,14


1,31


2,52


3,27


2,6

Преобладающая часть парка сосредоточена в крупных (150 и более машин) автохозяйствах общего пользования или специализированных, обслуживающих определённую отрасль нар. х-ва. Укрупнение автохозяйств способствует централизованному выполнению перевозок, что повышает эффективность использования автомобилей (см. табл. 11).

Технич. перевооружение автомоб. транспорта позволило значительно поднять уровень его экономичности. За I960-75 себестоимость перевозок 10 приведённых т 'км снизилась с 27,60 коп. до 21,15 коп. Производительность труда на автомоб. транспорте общего пользования возросла за этот период в 2,4 раза. В 1975 рентабельность составила 26,2%.

См. Автомобильный транспорт, Автомобильная промышленность.

Трубопроводный транспорт. Св. 90% добытой нефти доставляется (1975) трубопроводным транспортом. Рост удельного веса трубопроводного транспорта в перемещении нефти и нефтепродуктов виден из табл. 1. Рост протяжённости сети нефте- и нефтепродуктопроводов характеризуется данными табл. 12.

За 1950-60 были построены мощные нефтепроводы Туймазы - Омск, Туймазы - Иркутск, Альметьевск - Горький (1-я нитка) и др., а также нефтепродуктопроводы Уфа - Омск и Уфа - Петропавловск. В 1961-70 продолжалось стр-во трубопроводов, сеть к-рых возросла более чем в 2 раза по сравнению с 1960. Вошли в эксплуатацию нефтепроводы «Дружба», Альметьевск - Горький (2-я и 3-я нитки), Горький - Ярославль- Кириши, Горький - Рязань - Москва, Усть-Балык - Омск, Узень - Гурьев - Куйбышев, нефтепродуктопроводы Омск - Новосибирск, Куйбышев - Пенза - Брянск. За 1971-75 сеть трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов увеличилась на 19,5 тыс. км. К наиболее крупным нефтепродуктопроводам относятся: Рязань - Москва, Хашури - Батуми, Полоцк - Вентспилс, Московское кольцо. Одно из осн. направлений технич. прогресса в стр-ве трубопроводов - увеличение диаметра труб (до 1956 применялись в основном трубы диаметром 219-377 мм, затем - преим. диаметром 530 мм и выше). С 1964 эксплуатируется 1-й нефтепровод диаметром 1020 мм («Дружба»). В 1975 более 70% сети состояло из труб диаметром 530 мм и ок. 20% - из труб диаметром 1020-1220 мм.

Для управления транспортным процессом применяется автоматика и телемеханика, что позволяет перекачивать продукты без стр-ва ёмкостей на промежуточных насосных станциях. Использование действующих мощностей нефте- и нефтепродуктопроводов см. в табл. 13.

Ведётся также стр-во газопроводов. За 1950-60 были построены газопроводы Дашава - Киев - Брянск - Москва, Туймазы - Уфа, Кохтла-Ярве - Ленинград, Ставрополь - Москва (3 нитки), Шебелинка - Харьков и др. В 1970 сеть газопроводов увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с 1960. Действуют газовые магистрали: Ср. Азия - Центр (2 нитки), Бухара - Урал, Ухта - Торжок, Вуктыл - Ухта, Киев - Зап. р-ны Украины, Дашава - Минск - Вильнюс - Рига. В 1971-75 сеть газопроводов увеличилась на 32 тыс. км: введены газопроводы Медвежье - Надым (2 нитки), Надым - Пунга (З ниттки), Торжок - Ивацевичи, Пунга - Н. Тура (3 нитки), Н. Тура - Пермь (2 нитки), Пермь - Казань - Горький, Горький - Центр, Ср. Азия - Центр (3 и 4 нитки) и др. Одно из осн. направлений технич. прогресса в стр-ве газопроводов - увеличение диаметра труб и повышение давления. Уже в 10-й пятилетке (1976-80) диаметр труб возрастёт до 1620 мм и рабочее давление до 100 am. Будут введены в эксплуатацию газопроводы диаметром 1420 мм при давлении 75 am: Уренгой -Надым (2 нитки), Ср. Азия - Центр (4-я нитка), Надым - Пунга - Н. Тура.

Технич. оснащение позволило за 1961 - 1975 снизить себестоимость транспортировки 10 приведённых т-км нефти с 1,2 коп. до 0,8 коп., газа с 4,7 коп. до 2,9 коп. Производительность труда повысилась на нефтепроводном транспорте в 3,5 раза, на газопроводном - в 4,7 раза. В 1975 рентабельность на трубопроводном транспорте достигла 12,9%. См. Трубопроводный транспорт.

Воздушный транспорт. Воздушные линии СССР связывают более 3500 городов и крупных населённых пунктов страны. Первая воздушная линия Москва - Н. Новгород (ныне г. Горький) открыта в 1923. До 1930 преобладала иностр. техника, но уже к 1935 почти весь парк состоял из отечеств, самолётов. Общая сеть внутр. возд. линий в 1940 составляла 144 тыс. км; 295,4 тыс. в 1950, 360 тыс. в 1960, 596 тыс. в 1970, 645,4 тыс. км (с учётом междунар. авиалиний - 827 тыс. км) в 1975.

Аэровокзал в Днепропетровске .

Самолёты Аэрофлота совершают полёты в 70 гос-в мира (1976) по таким магистралям, как транссибирская (из Токио через Москву в Париж, Лондон, Копенгаген, Франкфурт-на-Майне, Лиссабон, Гавану), ^трансатлантическая (из Москвы в Нью-Йорк, Вашингтон), трансазиатская (из Москвы в Бангкок, Сингапур, Дели), из Москвы во все столицы стран - членов СЭВ и др. Междунар. полёты совершаются также из Ленинграда, Киева, Минска, Вильнюса, Еревана, Ташкента, Иркутска, Хабаровска. Высокие темпы развития возд. транспорта в послевоен. период связаны с вводом в эксплуатацию скоростных реактивных самолётов большой грузоподъёмности. В 1956 Ту-104 - 1-й в мире пасс, реактивный самолёт-начал регулярные полёты. В 50-х гг. в эксплуатацию поступили 80-100-местные турбовинтовые самолёты Ил-18 и Ан-10, имеющие крейсерскую скорость ок. 600 км/ч, а в 1961- 170-местный самолёт Ту-114 с дальностью беспосадочного полёта более 7000 км и скоростью 800 км/ч. С 1962 реактивные самолёты используются также на межобластных и внутриресп. возд. линиях протяжённостью 500-1000 км. В 19/1- 1975 мн. возд. линии оснащены лайнерами Ил-62М (до 200 пассажиров, крейсерская скорость ок. 900 км/ч, макс, дальность полёта св. 10000 км), Ту-154 (152- 164 пассажира, крейсерская скорость 900 км/ч, макс, дальность полёта ок. 4000 км), Ту-134А (76 пассажиров, крейсерская скорость 890 км/ч, макс, дальность полёта 2900 км). На местных авиалиниях используются реактивные самолёты Як-40 (24-27 пассажиров, скорость 510 км/ч, макс, дальность полёта ок. 1500 км). В 1975 на возд. трассы вышел сверхзвуковой пасс, самолёт Ту-144, способный развивать скорость 2500 км/ч. Ведутся испытания 120-местных самолётов Як-42 для внедрения в эксплуатацию на авиалиниях ср. протяжённости (1000- 1300 км), а на линиях с наиболее мощными пассажиропотоками - самолётов-аэробусов на 350 пассажиров (Ил-86).

1. Пассажирский самолёт Ту-154. 2. Грузовой самолёт Ил-76. 3. Вертолёт Ми-10. 4. Грузовой самолёт Ан-22.

Велось стр-во и реконструкция взлётно-посадочных полос на аэродромах в Анапе, Астрахани, Белгороде, Бресте, Вологде, Ижевске, Казани, Оренбурге и мн. др. Введены в строй аэровокзальные комплексы в Ленинграде, Риге, а также в Алма-Ате, Тбилиси, Воронеже, Волгограде, Днепропетровске, Ташкенте, Кишинёве, Быкове (Москва), Паланге, Мирном, Сургуте.

Самолётами Аэрофлота в 1975 перевезено 98,1 млн. пассажиров, ок. 2,5 млн. т грузов и почты, в т. ч. оборудование, запасные части, товары нар. потребления для работников нефт. и газовой пром-сти Тюменской обл., для золотодобывающей и алмазной пром-сти Северо-Востока СССР, для многочисл. геолого-разведочных партий.

Самолёты и вертолёты гражд. авиации используются в различных отраслях нар. х-ва. Объём авиахимич. работ в сел. и лесном х-вах составил (1975)85 млн. га. Улучшились экономич. показатели возд. транспорта. За 1961-75 себестоимость перевозок 10 приведённых т*км снизилась с 276 коп. до 158 коп. Рентабельность возд. транспорта в 1975 составила 9,8%. См. Воздушный транспорт, Авиационная промышленность, Гражданская авиация.

Сов. Союз активно участвует в различных междунар. орг-циях по транспорту: в Постоянной комиссии СЭВ по транспорту (с 1958), К-те по внутр. транспорту Экономич. комиссии для Европы ООН (с 1954), К-те по внутр. транспорту и связи Экономич. и социальной комиссии для Азии и Тихого ок ООН (с 1953), Межправительств, морской консультативной орг-ции (с 1958), Орг-ции сотрудничества жел. дорог (с 1956) и др. Б. С. Козин.

СВЯЗЬ

Средства связи - мощный инструмент распространения массовой информации, служащий целям удовлетворения личных и обществ, потребностей, важное условие благосостояния трудящихся. На этапе научно-технич. революции отрасль связи, обеспечивающая передачу информац. потоков на всех уровнях управления страной, между звеньями автоматизиров. систем управления, стала важным фактором повышения обществ, производительности труда. Средства связи находятся в ведении Мин-ва связи СССР и мин-в связи союзных республик, имеющих разветвлённую сеть предприятий связи (отделений, узлов связи, почтамтов, гор. и междугородных телеф. станций, телеграфов). Кроме связи общего пользования, существует связь внутриведомств. пользования (в ведении мин-в и ведомств), а также внутрипроизводственного (шахты, з-ды, совхозы, колхозы и т. п.), организуемая с учётом особенностей структуры и технологических процессов производства.

В дореволюц. России отрасль связи была отсталой и не имела единой организации. Почта и телеграф находились в ведении гос-ва.Помимо гос. почты, 53% всех уездов имели земскую почту со своими правилами, таксами и марками. Телеф. сеть была в собственности гл. обр. концессионеров и частично - земств. Пром. база связи контролировалась иностр. капиталом. Почтовая связь охватывала в основном города. Почтовые учреждения функционировали при ж.-д. станциях, волостных управлениях. В 1913 только в 3% насел, пунктов почтовая корреспонденция доставлялась на дом. Электрич. связь начала развиваться в сер. 19 в. Телегр. линии первоначально сооружались исключительно в военно-стратегич. целях. В 1855 телеграф был объявлен гос. «регалией» (монополия гос-ва на получение доходов), и пр-во предоставило право пользования телегр. связью частным лицам. Были построены телегр. линии Петербург - Москва, Петербург - Варшава (1854), Петербург - Выборг - Гельсингфорс, Николаев - Перекоп - Симферополь - Севастополь (1860), Петербург - Москва - Владивосток (1871). Телегр. аппаратура для предприятий связи приобреталась у иностр. фирм. Стр-во почти всех телегр. линий осуществляла герм, компания «Сименс». В 1913 имелось более 8 тыс. телегр. аппаратов, гл. обр. системы Морзе. На нек-рых линиях работали буквопечатающие аппараты системы Юза. Телегр. обмен был невелик: в 1913 было переслано 42,3 млн. телеграмм.

Начало развития телеф. связи в России относится к 80-м гг. 19 в. Стр-во гор. телеф. сети велось иностр. фирмами. Первые гор. телеф. станции появились в 1882 в Петербурге (128 абонентов), Москве (61), Одессе (66), Риге (57 абонентов). К 1914 гор. телеф. станции обслуживали 187 тыс. абонентов. Первая линия междугородной телеф. связи Петербург - Гатчина была построена в 1882; в 1898 вступила в эксплуатацию междугородная телеф. линия Петербург - Москва, сооружённая на средства казны. В 1910-12 частное акционерное общество «Телефон» построило телеф. линии Москва - Нижний Новгород (ныне Горький), Москва - Иваново, Харьков- Екатеринослав (ныне Днепропетровск) и др. К 1916 действовало 194 междугородные телефонные линии общей протяжённостью св. 16 тыс. км. С 1895, после изобретения А. С. Поповым радио, начала развиваться радиосвязь (см. Электроника, радиотехника и электросвязь в разделе Наука).

К нач. 1-й мировой войны 1914-18 осн. видами связи были почта и телеграф, обслуживавшие население через 11 тыс. предприятий, 80% к-рых размещалось в Европ. части страны. В Сибири, на Кавказе, в Ср. Азии они имелись только в крупных городах.

После Окт. революции 1917 Сов. пр-во провело ряд мер, заложивших основы социалистич. организации связи. В 1917 -18 средства связи были национализированы и перешли в ведение Нар. комиссариата почт и телеграфов. Декрет СНК от 16 апр. 1918, подписанный В. И. Лениным, определил основы организации почтово-телегр. ведомства. Наряду с пересылкой писем Декретом СНК от 21 нояб. 1918 на почтовые предприятия была возложена функция распространения советской периодич. печати. В янв. 1921 СНК по предложению Ленина принял пост, о стр-ве радиотелеф. станций. При ВСНХ был образован электротехнич. трест з-дов слабого тока (1922), возглавивший деятельность предприятий, выпускающих аппаратуру связи. В 1922 в Москве была создана первая в мире радиовещат. станция мощностью 12 кет (регулярные передачи с 1924). В 1925 стали работать радиовещат. станции в Ленинграде, Киеве, Минске, Н. Новгороде и др. городах. В 1924 была создана передвижная почта для обслуживания сел. местности. В 1925 доставка почты на дом охватывала тсрр., где проживало 68% населения страны (27% насел, пунктов). В нач. 20-х гг. стали использовать авиацию для перевозки почты. К 1929 разрушенные в годы Гражд. войны 1918-20 телеф. сети были восстановлены, телегр. обмен достиг довоен. уровня.

В период довоен. пятилеток (1929- 1940) интенсивно развивалась пром-сть средств связи. Для организации междугородной связи начали использовать высокочастотные устройства, передающие одновременно 3-4 и 12 телеф. переговоров по паре проводов и 16 телегр. сообщений по одному телеф. каналу. Были построены: высокочастотная 3-канальная линия Москва - Хабаровск (8600 км), обеспечившая организацию надёжной связи центральных районов страны с Д. Востоком (1939); 12-канальная линия Москва - Ленинград, позволявшая по одной паре проводов одновременно передавать 12 телеф. переговоров (1941). Телегр.связь стала переводиться на буквопечатающую аппаратуру. Первая линия фототелегр. связи была открыта в 1929. К кон. 1940 Моск. центр, телеграф имел уже 22 фототелегр. линии. В 1929 была введена в эксплуатацию АТС на 6 тыс. номеров в Ростове-на-Дону, в 1930 - 2 районные АТС в Москве. В 30-е гг. началось развитие сел. (внутрирайонной) телеф. связи. В 1940 телефонной связью было охвачено 70% сельсоветов, 76,3% совхозов, 9,2% колхозов. Значительно расширилась сеть радиовещания. В нач. 30-х гг. были построены радиостанция им. Коминтерна мощностью 500 кет и ряд др. станций мощностью 100 кет каждая; развивались радиоприёмная сеть, система проводного вещания по радиотрансляц. узлам; началась передача регулярных телевиз. программ (1939).

Проверка блоков на одной из московских телефонных станций.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 осуществлялась связь Ставки Верх. Главнокомандования с фронтами, всех отраслей пром-сти и с. х-ва между собой. Миллиарды писем были пересланы через сеть почтовой связи и полевую почту действующей армии. Во время войны была выведена из строя почти половина телеф. станций, но уже к 1948 довоен. уровень был превзойдён как по монтированной ёмкости, так и по количеству установленных телеф. аппаратов. К нач. 60-х гг. была завершена телефонизация сельсоветов, совхозов и колхозов (за исключением очень отдалённых). Получила развитие сеть радиовещания и телевидения. Радиовещание в диапазоне ультракоротких волн к нач. 1966 осуществлялось в 146 городах. Были построены телевиз. центры в Киеве, Риге, Свердловске, Таллине, Минске, Ташкенте, Тбилиси и ряде др. городов.

В 1966-70 была разработана и начала внедряться Единая автоматизиров. система связи (ЕАСС); с этой целью развернулось интенсивное стр-во кабельных и радиорелейных линий - основы совр. магистральной связи. Общая их протяжённость за 1966-70 возросла в 2 раза. Наряду с симметричными кабелями, к-рые позволяют организовать 60 телеф. каналов по 2 парам проводов, стали использоваться коаксиальные кабели, в к-рых пара коаксиальных трубок служит для передачи 1920 телеф. переговоров или одной телевиз. программы и 300 телеф. переговоров. Линии радиорелейной связи обеспечивают передачу 600 и более телеф. переговоров или передачу телевиз. программы.

Справочно-информа-ционный узел Московской телефонной сети.

В 1971-75 работа по созданию ЕАСС была продолжена. В результате стр-ва новых и лучшего использования действующих линий в 1966-75 страна получила в 2,7 раза больше междугородных телеф. каналов, чем за 1946-65. В 1966-75 ёмкость гор. и сел. телефонной сети увеличилась в 2,8 раза. Осуществлялась дальнейшая автоматизация междугородной телеф. связи. К 1976 58,2% междугородных телеф. каналов были переведены на полуавтоматич. и автоматич. способы соединений. Интенсивно развивалась телегр. связь. Введение на телеграфной сети автоматизиров. системы прямых соединений позволи