БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201р. безопасность. При подготовке мирных договоров с побеждёнными гос-вами СССР стремился заключить с быв. союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, к-рые сохраняли бы их экономич. независимость, ограждали от вмешательства во внутр. дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февр. 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистич. странами и в послевоен. время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечении равноправия всех её членов; о выводе войск с терр. невражеских гос-в и ликвидации иностр. воен. баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Ген. Ассамблеи ООН в дек. 1946 «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений». Однако империалистич. круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать амер. экономич. помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной гос-вах Зап. Европы, остановить путём амер. вмешательства подъём революц. движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны нар. демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-франц. империалистич. кругами, лишить суверенитета европ. гос-ва и сделать их зависимыми от амер. монополистич. капитала.

Первый антисов. воен.-политич. блок зап.-европ. гос-в был создан в марте 1948. Под покровительством США в «Западный союз» вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения сов.-амер. отношений отвергались США. В экономич. области большинство зап. держав установило дискриминационные ограничения, к-рые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и др. странами социализма. Созданная в апр. 1949 Opr-ция Североатлантич. договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также др. миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию терр. сов. зоны оккупации быв. фаш. рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений создав в сент. 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруж. сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Вост. Германии, на территории к-рой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

И на Д. Востоке политика Сов. Союза была направлена на утверждение прочного мира. После нанесения поражения япон. милитаризму и капитуляции Японии СССР выступил за восстановление её полного суверенитета и независимости, осудил стремление США превратить Японию в свой воен. плацдарм. Тем не менее в 1951 США заключили сепаратный мирный договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951).

В наиболее острых формах империалистич. политика США проявилась в Корее. После освобождения Кореи от япон. войск СССР твёрдо отстаивал свободу и независимость кор. народа, создавшего КНДР, признал её и оказал большую экономич. помощь, вывел в 1948 из Кореи свои войска и призвал к этому США. Но амер. правящие круги прямым вмешательством во внутр. дела кор. народа не допустили образования единой независимой Кореи. 25 июня 1950 послушное США пр-во Юж. Кореи развязало войну против КНДР. Затем последовало прямое амер. вторжение под флагом «войск ООН». Опираясь на всестороннюю помощь СССР и др. стран социализма, нар. армия КНДР и кит. добровольцы дали отпор агрессорам. 30 нояб. 1950 президент США выступил с угрозой применить атомное оружие. Сов. внеш. политика мобилизовала все миролюбивые силы, чтобы сорвать этот преступный план. Готовность СССР выполнить обязательства по договору о дружбе, союзе и взаимной помощи (14 февр. 1950) предотвратила воен. нападение США на КНР. В то же время США помогали франц. колонизаторам в Войне Сопротивления вьетнамского народа 1945-54. Лишь Женевские соглашения 1954, большую роль в подготовке и заключении к-рых сыграл Сов. Союз, создали условия для укрепления мира на Индокитайском п-ове и в Юго-Вост. Азии, для закрепления в междунар. соглашениях побед вьетнамского народа над колонизаторами. Углубляя международную напряжённость, в сент. 1954 США создали новый агрессивный воен. блок в Юго-Вост. Азии - СЕАТО.

Желая ослабить впечатление от сов. предложений на Берлинском совещании 1954 заключить «Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе» и ликвидировать воен. группировки, зап. державы развернули широкую пропаганду, пытаясь представить НАТО как «оборонительный союз». Чтобы показать фальшь этой пропаганды, 31 марта 1954 Сов. Союз предложил рассмотреть вопрос об участии СССР в Североатлантич. пакте. Это обращение было отклонено.

Подписание зап. державами Парижских соглашений 1954 создало обострение напряжённости в центре Европы. Несмотря на многократные предостережения Сов. пр-ва, они 5 мая 1955 вступили в силу. Это и заставило принять необходимые меры предосторожности Сов. Союз и 7 социалистич. гос-в Европы, подписавших 14 мая 1955 оборонительный Варшавский договор. Эта крупная, продиктованная обстановкой акция сыграла и продолжает играть огромную роль в обеспечении европ. безопасности.

Стремления СССР выработать условия справедливого решения послевоен. проблем Европы на Женевском совещании глав правительств четырёх держав 1955 и Женевском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1955 не были поддержаны зап. гос-вами, взявшими курс на ремилитаризацию Зап. Германии.

Успехом сов. внеш. политики было заключение 15 мая 1955 Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, к-рую зап. державы стремились также включить в НАТО. Австрия обязалась придерживаться политики постоянного нейтралитета, а СССР, США, Великобритания и Франция - уважать её нейтралитет.

По инициативе СССР были установлены дипломатич. отношения с ФРГ (сент. 1955). Была подписана сов.-япон. декларация, провозгласившая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя странами (19 окт. 1956). Были осуществлены меры по улучшению на взаимной основе отношений со Швецией, Норвегией, Данией и Исландией. Эти миролюбивые акции Сов. Союза, основанные на ленинских принципах внеш. политики, способствовали сковыванию сил агрессии, дальнейшему упрочению мира.

Иной курс политики проводили крупные страны Запада. Защищая интересы империалистических нефт. монополий на Бл. Востоке и стремясь подавить нац.-освободит. борьбу араб, народов, они предприняли англо-франко-израильскую агрессию против Египта в 1956. Решит, предупреждение СССР заставило их прекратить воен. действия. В нач. 1957 США приняли Эйзенхауэра доктрину -конгресс предоставил президенту право посылать войска в любую страну Ближнего и Ср. Востока под предлогом борьбы с «международным коммунизмом». СССР противодействовал этому и 11 февр. 1957 предложил зап. странам подписаться под принципами, обязывающими все страны решать спорные вопросы мирным путём, не вмешиваться во внутр. дела гос-в этого р-на, отказаться от вовлечения их в воен. блоки, ликвидировать иностр. базы и вывести иностр. войска с их территорий, содействовать экономич. развитию этих гос-в без навязывания к.-л. условий. Зап. державы не согласились принять такие принципы. США предприняли попытку вооруж. интервенции против Сирии. СССР предупредил, что окажет помощь жертве агрессии. Принятые меры помогли Сирии отстоять независимость. В 1958 СССР, активно поддержанный в ООН, не допустил амер.-англ, оккупации Ливана, Ирака, Иордании.

Последовательно проводя политику мира, Сов. Союз осенью 1957 предложил 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН принять декларацию о мирном сосуществовании гос-в. Ассамблея приняла решение, признав, что в основу отношений между гос-вами - членами ООН, независимо от их обществ, системы, должны быть положены принципы ненападения, взаимного уважения, суверенитета, равенства и терр. неприкосновенности, невмешательства во внутр. дела.

Неоднократно, 10 дек., 21 дек. 1957, 8 янв. 1958, СССР обращался к гос-вам - участникам НАТО, а также ко всем гос-вам - членам ООН и пр-ву Швейцарии с предложениями, направленными на ослабление междунар. напряжённости. Сов. предложения были поддержаны широкими кругами общественности во всех странах, но не нашли отклика со стороны пр-в стран - членов НАТО. 15 июля 1958 СССР предложил европ. странам заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Пр-во США приглашалось принять участие в этом договоре. Это предложение также не было принято зап. державами, как и ряд др. предложений, выдвигавшихся Сов. Союзом в 1956-59.

Придавая большое значение в укреплении мира установлению прочных отношений сотрудничества между двумя крупнейшими державами мира, Сов. Союз ещё в 1956 предложил США заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Но и эта инициатива не встретила понимания. В 1959 СССР предпринял новые усилия. Была достигнута договорённость об организации встречи глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960. Однако вторжение амер. разведывательных самолётов в возд. пространство СССР и заявление Эйзенхауэра о том, что такие полёты представляют нац. политику американского пр-ва, к-рую оно будет проводить и впредь, сделали невозможным проведение совещания глав 4 держав.

По-прежнему важным направлением сов. внеш. политики являлась борьба за упрочение мира и безопасности на Д. Востоке и в бассейне Тихого ок. В 1957 СССР предложил созвать совещание по вопросам сближения Северной и Юж. Кореи. Но это предложение зап. державы не приняли, как и предложение о выводе иностр. войск из Юж. Кореи. Использование США Юж. Кореи, Тайваня и Японии в качестве воен. баз для ведения войны в Индокитае осложнило обстановку. В целях обеспечения безопасности СССР и КНДР заключили в 1961 договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Придавая большое значение позиции Японии, Сов. пр-во в кон. 1958 заявило, что она могла бы внести вклад в обеспечение мира, став на путь нейтралитета. Со своей стороны СССР выразил готовность (20 апр. 1959) гарантировать уважение соблюдению постоянного нейтралитета Японии и согласился обсудить вопрос о заключении соответствующего договора. В унисон с позицией США япон. пр-во заняло отрицат. позицию, выдвигая необоснованные терр. претензии к СССР. В янв. 1960 Япония заключила т. н. договор безопасности с США, по к-рому на япон. терр. сохраняются амер. воен. базы.

Два противоположных курса во внеш. политике столкнулись в связи с обстановкой, к-рая складывалась вокруг Кубы. Попытка вооруж. вторжения США на Кубу (1962) провалилась. Твёрдая позиция Сов. Союза, выдержка и трезвый учёт им сложившейся обстановки предотвратили тяжёлую трагедию для человечества и обеспечили ликвидацию Карибского кризиса 1962.

Вмешательство США во внутр. дела стран Индокитая после прекращения войны в 1954 вновь обострило обстановку в Юго-Вост. Азии. Усилиями СССР было созвано совещание по Лаосу, но достигнутые Женевские соглашения 1962 США нарушили, воен. действия в Лаосе возобновились; в 1964 началась неприкрытая вооружённая Американская (США) агрессия во Вьетнаме. (В 1970 США перенесли войну на терр. Камбоджи.)

По предложению СССР 20-я сессия Ген. Ассамблеи ООН 1965 приняла Декларацию о недопустимости вмешательства во внутр. дела гос-в, об ограждении их суверенитета и независимости. В 1967 по инициативе Сов. Союза была созвана Чрезвычайная спец. сессия Ген. Ассамблеи по Бл. Востоку. При его активном участии Совет Безопасности ООН принял 22 нояб. 1967 резолюцию, предусматривающую вывод израильских войск с оккупированных в июне 1967 территорий.

Верный своей политике уважения ООН и необходимости использования этой всемирной орг-ции для дела укрепления мира, Сов. Союз вновь ставил в ООН важные вопросы поддержания мира и уменьшения напряжённости. Большое значение имеет принятая в 1970 Ген. Ассамблеей по предложению СССР и др. социалистич. стран Декларация об укреплении междунар. безопасности.

С первых дней своего существования Сов. гос-во, руководствуясь ленинскими идеями, прилагало и прилагает усилия для развития экономич. связей СССР с капиталистич. гос-вами. 30 окт. 1964 СССР и Франция подписали торг, соглашение на 1965-69, увеличившее товарооборот примерно в 2 раза. 5 янв. 1968 СССР и Великобритания заключили соглашение об урегулировании взаимных финанс. и имуществ. претензий; товарооборот между ними в 1969 составил 600 млн. руб. Крепли деловые связи с Италией - 4 мая 1966 был подписан протокол об участии фирмы ФИАТ в стр-ве пром. комплекса предприятий по произ-ву легковых автомобилей. Несмотря на сопротивление реакц. кругов Японии, налаживалось сов.-япон. сотрудничество; в 1956 товарооборот составлял 3,6 млн. руб., в 1970 - 653 млн. руб., в 1974 - 1683,2 млн. руб. В упорной борьбе, добиваясь разрядки напряжённости в мире, сов. внеш. политика неизменно обеспечивала рост авторитета СССР и др. социалистич. стран.

В результате принципиальной и последовательной политики СССР в Европе, в т. ч. в вопросах отношений с ФРГ, в Зап. Германии постепенно возобладала более реалистич. тенденция в политике и в отношениях со странами социализма. Произошёл серьёзный сдвиг в сов.-западногерм. отношениях. В дек. 1969 начались переговоры, а в авг. 1970 был подписан договор СССР с ФРГ. Этот договор, а также заключённые затем договоры ГДР, ПНР, ЧССР с ФРГ прежде всего закрепили нерушимость послевоен. границ в Европе.

С начала возникновения Сов. гос-ва борьба за разоружение является важным направлением ленинской внеш. политики. В условиях создания ядерного оружия особенно опасной стала гонка вооружений, подстёгиваемая странами НАТО. Сразу же после 2-й мировой войны СССР выступил с требованием запрещения атомного оружия и сокращения вооружений и вооруж. сил вообще. Зап. державы во главе с США взяли курс на сохранение огромных армий, создание сети воен. баз на чужих территориях, на гонку в производстве ядерных вооружений. Ликвидация Сов. Союзом монополии США на атомное оружие на рубеже 50-х гг., а затем создание совершенных средств доставки такого оружия привели к утрате США относительной неуязвимости. Большой размах и более организованный характер приобрело движение против гонки вооружений. В 1959 СССР выдвинул на 14-й сессии Ген. Ассамблеи ООН программу всеобщего и полного разоружения, а на 15-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1960) Советское пр-во внесло проект ч Основных положений договора о всеобщем и полном разоружении». Страны Запада под разными надуманными предлогами не поддержали сов. предложение. Осн. противниками, как и в др. аналогичных случаях, были страны НАТО. Добиваясь всеобщего и полного разоружения, Сов. гос-во всегда проявляло готовность договориться и о частичных мерах. Так, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. сов. внеш. политика возглавила борьбу за прекращение ядерных испытаний. Проявив настойчивость и гибкость, СССР добился крупного успеха - подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космич. пространстве и под водой. Этот пример показал, что возглавляемая СССР борьба миролюбивых сил вынуждает империалистич. державы идти на подписание междунар. договоров, ограничивающих возможности агрессии и отвечающих задаче уменьшения междунар. напряжённости. Договор о космосе 1967 исключает использование космич. пространства и небесных тел в воен. целях. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 явился также крупным успехом внеш. политики СССР в борьбе против гонки вооружений. По инициативе Сов. пр-ва Комитет по разоружению разработал в 1969-70 Договор о морском дне, запрещающий размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного и др. оружия массового уничтожения. Конвенция о бактериологическом оружии, проект к-рой СССР предложил в сент. 1969 (одобрена Ген. Ассамблеей ООН в дек. 1971), также представляет собой реальную меру разоружения. Сов. Союз выступил инициатором созыва Всемирной конференции по разоружению, промежуточным этапом на пути к к-рой могла бы стать спец. сессия Ген. Ассамблеи ООН, посвящённая разоружению.

Ленинская Программа мира в действии.

Руководствуясь ленинскими принципами внеш. политики, КПСС на 24-м съезде (1971) выработала реалистический план действий внеш. политики Сов. Союза в совр. условиях. Этот план прогрессивная общественность всех стран справедливо назвала Программой мира.

Гл. целью сов. внеш. политики КПСС считает обеспечение мирных условий для построения коммунистического общества в СССР, развития мировой системы социализма; избавление человечества от мировых истребительных войн. Агрессивной политике империализма сов. держава противопоставляет политику активной борьбы за мир и укрепление междунар. безопасности. Осн. задачи внеш. политики СССР и практич. деятельности КПСС во внеш. делах в совр. обстановке состоят в том, чтобы давать твёрдый отпор любым актам агрессии и междунар. произвола и создавать преграды на пути агрессивных войн, предотвращать их. Отказ от применения силы и угрозы её применения для решения спорных вопросов должен стать законом междунар. жизни. Все спорные вопросы в отношениях между гос-вами должны решаться только мирным путём.

Сов. Союз последовательно добивается того, чтобы в своих междунар. отношениях гос-ва исходили из окончат, признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате 2-й мировой войны, из факта осуществления коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте и делали всё для обеспечения надёжной безопасности в Европе.

Сов. Союз, будучи участником Варшавского Договора, в то же время подтверждал неоднократно совместно выраженную всеми странами - его участницами готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или - в качестве первого шага - к ликвидации их военных организаций.

Со времени появления ядерного оружия Сов. Союз придаёт важное значение борьбе за его запрет, а также за запрет др. видов оружия массового уничтожения. Одновременно с запрещением применения ядерного оружия должно быть запрещено применение силы вообще в отношениях между гос-вами. Важной задачей сов. внеш. политики была и является борьба за прекращение всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные; создание безъядерных зон в различных р-нах мира.

СССР выступает неизменно за полное ядерное разоружение всех гос-в, обладающих ядерным оружием, и за использование ядерной энергии только в мирных целях; за прекращение гонки вооружений всех видов, за ликвидацию иностр. воен. баз, сокращение вооруж. сил и вооружений, прежде всего в районах, где военное противостояние особенно опасно, в первую очередь - в Центральной Европе.

Сов. народ стоит за углубление отношений взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с гос-вами, к-рые со своей стороны стремятся к этому, и готов участвовать совместно с др. заинтересованными гос-вами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетич. и др. природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространённых заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана, защита прав человека, выработка и внедрение в практику межгос. отношений прогрессивных норм междунар. права. Сов. гос-во, ЦК КПСС на деле осуществляют эту грандиозную программу борьбы за мир и безопасность всех народов. Всё большее междунар. значение приобретают многосторонние и двусторонние встречи руководителей братских партий и пр-в. Они позволяют углублять взаимопонимание между странами социализма, обмениваться опытом и совершенствовать межгос. и межпарт, связи. Сотрудничество социалистич. стран имеет огромные масштабы во всех сферах деятельности. Напр., между СССР и ГДР в 1964-74 заключено св. 70 соглашений только в области пром. произ-ва, 30 министерств и центр, ведомств ГДР имеют прямые контакты с более чем 50 министерствами и центр, ведомствами СССР. 25-я сессия СЭВ в июле 1971 приняла Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. эко-номич. интеграции стран - членов СЭВ, рассчитанную на 15-20 лет. Решению мн. задач этой программы служат междунар. хоз. объединения и орг-ции - «Интерэлектро», «Интертекстильмаш», «Интератомэнерго» и др.

Сов. Союз продолжает уделять большое внимание оздоровлению обстановки в Европе и исходит из того, что достигнутые успехи должны рассматриваться в качестве основы для создания надёжного, гарантированного мира на континенте, основанного на совместных усилиях всех гос-в - больших и малых. По предложению СССР заинтересованные стороны провели сложные переговоры по вопросам, относящимся к Зап. Берлину. Заключение Четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину (3 сент. 1971) устранило опасный очаг провокаций в центре Европы и значительно оздоровило обстановку.

Важные последствия для оздоровления обстановки в Европе имеет развитие сов.-франц. отношений. Этим отношениям Сов. Союз всегда придавал большое значение. В результате встреч на высшем уровне в 1971 были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией» и др. документы.

Существенные сдвиги произошли в сов.-амер. отношениях в результате прежде всего серии переговоров между руководителями СССР и США. В 1971-75 были подписаны многие важные документы, знаменующие начало поворота от недоверия к разрядке, нормализации и в ряде сфер междунар. жизни - сотрудничеству. Важнейшее значение имеют «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения о предотвращении ядерной войны, об ограничении стратегич. вооружений.

Последовательно проводимая ленинская сов. внеш. политика способствует укреплению междунар. позиций социализма, всех прогрессивных сил, оказывает серьёзное влияние на изменение обстановки в пользу мира и безопасности народов.

Всесторонняя помощь и поддержка Сов. Союза и др. братских стран способствовали тому, что героич. вьетнамский народ победоносно отразил империалистич. агрессию и перед всем Вьетнамом открылся путь мирного социалистич. строительства. СССР принял участие в Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973), сыгравшей свою роль в ликвидации крупного очага войны в Юго-Вост. Азии, к-рый долгое время отравлял всю междунар. обстановку.

Неизмеримо возросший масштаб внеш-неполитич. деятельности СССР и её положительные результаты свидетельствуют о правильности и дальновидности внеш. политики СССР. Рост междунар. авторитета СССР в послевоен. период выразился и в установлении им в 1946-76 ди-пломатич. отношений почти с 80 гос-вами. На апрель 1977 Сов. Союз имел диплома-тич. отношения со 129 гос-вами мира. Более 160 сов. посольств и консульств представляют гос. интересы СССР за рубежом. СССР принимает участие в деятельности более че