БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201к области внутр. стока. Сюда поступают воды многих рек, начинающихся в горах Ср. Азии. В рельефе господствуют равнины. Значительны площади грядовых и бугристых песков. Климат резко континентальный, аридный, с жарким летом. Сев. часть страны относится к умеренному поясу, южная - к субтропическому с относительно мягкой зимой. Распространены полупустыни и пустыни, преимущественно глинистые и песчаные на С., глинистые и лёссовые на Ю. Участки каменистых пустынь, солончаков. Растительность псаммофитная, полынно-солянковая, на Ю. с широким участием эфемеров.

Тургай и Центральный Казахстан занимают промежуточное положение между равнинами Ср. Азии и Зап. Сибири. Зап. часть страны соответствует Тургайскому прогибу. Здесь господствуют плоские равнины. Среднюю и вост. части занимает Казахский мелкосопочник. Преобладают равнины с холмами и увалами, сложенные коренными породами. Встречаются островные расчленённые горные массивы. С С. на Ю. в пределах страны сменяются степная и полупустынная широтные зоны.

Западно-Сибирская равнина - аккумулятивная равнина, тектонич. основу к-рой составляет Зап. -Сибирская плита. Равнина очень плоская, слабо дренированная, на её поверхности прослеживается неск. более расчленённых возвышенностей (выс. до 300 м). Сев. часть страны относится к области вечной мерзлоты, которая способствует заболачиванию. В Зап. Сибири с С. на Ю. сменяются тундровая, лесотундровая, лесная (с хвойными и мелколиста, лесами), лесостепная (с берёзово-осиновыми колками), степная зоны. На Ю., в лесостепи и степи, образуются солончаки и солонцы; встречаются бессточные солёные озёра.

Средняя Сибирь. Большую часть её образует Среднесибирское плоскогорье, к к-рому на В. примыкает равнина Центральной Якутии, на С. - Северо-Сибирская низм. и п-ов Таймыр с горами Бырранга. Широко распространены изверженные породы (т. н. сибирские траппы). Плоскогорье наиболее приподнято на С.-З. (плато Путорана), отличается относительно выровненной поверхностью. Климат Ср. Сибири резко континентальный, повсеместно распространена вечная мерзлота. Реки многоводны. На Таймыре господствуют арктич. тундры, на возвышенностях и в горах местами - арктич. пустыни. В Северо-Сибирской низм. преобладает тундра, сменяющаяся к Ю. лесотундрой и редколесьями. В сев. половине Среднесибирского плоскогорья - ландшафты горных тундр, гольцов и лиственничных редколесий. Южнее расположены огромные массивы таёжных лесов, на Ю. - с островными лесо-степями. Широтная зональность ландшафтов затушёвана влиянием высотной поясности (зональности) и вечной мерзлоты. На равнинах Центр. Якутии на фоне таёжных лиственничных лесов встречаются участки луговых и солонцеватых степей.

Алтае-Саянская горная страна включает в себя горные системы Алтая и Саян, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, горы Тувы. Характерны поверхности выравнивания, глубокие межгорные котловины. Климат резко континентальный. На 3., где увлажнение больше, господствуют темнохвойные леса, замещающиеся в верхней части гор кедровыми редколесьями и альп. лугами. В межгорных котловинах и у подножий хребтов на Ю. и В.- степи и полупустыни, сменяющиеся на склонах гор лесами из лиственницы и кедра, а выше - гольцами и горной тундрой. Есть участки вечной мерзлоты. В высокогорьях развиты ледники.

Прибайкалье и Забайкалье - горная страна, состоящая из плосковерхих, местами островершинных высоких хребтов, к-рые разделены продольными котловинами и чередуются с участками средне-горий и плоскогорьями (Алданское и др.). Климат резко континентальный, в котловинах сухой, в горах более влажный и прохладный. Широко распространена вечная мерзлота. В котловинах - лесостепные и (на Ю.) степные ландшафты, сосновые леса и луга, на склонах гор - хвойные леса (лиственничная и кедрово-пихтовая тайга), на вершинах - гольцы.

Камчатка. В Долине гейзеров.

Даурская страна (гл. обр. в МНР и Китае; на терр. СССР - лишь небольшая часть этой страны). Преобладают обширные холмистые равнины с отд. плосковерхими хребтами выс. до 1000- 1500 м. Климат резко континентальный, участки вечной мерзлоты. Господствуют степные и лесостепные ландшафты, местами (в Борзинской степи) солончаки и солончаковые луга, на песках - сосновые боры, на сев. склонах более высоких хребтов - остепнённые лиственничные леса.

Северо-Восточная Сибирь - преим. горная страна, с 3. обрамлена дугообразным Верхоянским хр., имеются плоскогорья (Юкагирское и др.), на С. - заболоченные низменности (Яно-Индигир-ская, Колымская) с многочисл. озёрами. В высших точках гор (Буордахский массив в системе хр. Черского, хр. Сунтар-Хаята и др.) есть ледники, повсеместна вечная мерзлота. Климат суровый, резко континентальный, особенно в нек-рых котловинах (Верхоянская, Оймяконская), где расположены полюса холода Сев. полушария. Господствуют редкостойные лиственничные леса, горно-тундровые и гольцовые ландшафты, на С.- тундра.

Северо - Притихоокеанская страна включает Чукотский п-ов, Анадырское плоскогорье и Анадырскую низм., Корякское нагорье, п-ов Камчатку, Командорские и Курильские о-ва. Характерны горные хребты с острыми вершинами, вулканич. плоскогорья с конусами вулканов, среднегорные массивы. Много действующих вулканов, в юж. половине страны часты землетрясения. В сев. и ср. частях страны - вечная мерзлота. Климат холодный, морской, подверженный отдалённому воздействию муссонов, с пасмурным и дождливым летом, туманами. От Чукотского п-ова далеко на Ю. простираются тундры, таёжные ландшафты встречаются в южной части страны. На Ю. Курильских о-вов - смешанные леса с лианами и бамбуком. На прибрежных низменностях - луга и болота, в горах - разреженные леса из кам. берёзы, заросли кедрового стланика, ольховника. На вершинах - горные тундры, гольцы.

Амуро-Сахалинская страна включает в себя Приамурье с горами и низменностями, Приморье (хр. Сихотэ-Алинь и равнины, расположенные к 3. от него), о. Сахалин; на В. страны значит, сейсмичность. Климат муссонный, с тёплым дождливым летом и холодной зимой. Господствуют таёжные ландшафты с лиственничными и (в вост. половине страны) темнохвойными лесами. Значит, площади чмарей» (болот с угнетённой лиственницей). На вершинах гор - заросли кедрового стланика и гольцы. В ниж. ярусе гор Сихотэ-Алиня, на Ю. Приамурья и на Ю.-З. Сахалина - своеобразные дальневосточные хвойно-широко-лиственные и широколиственные леса (на равнинах в основном сведены). Н. А. Гвоздецкий.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Охрана природы в СССР включает систему гос. и обществ, мероприятий (биотехнич., технологич., экономич. и адм.-правовых), дающих возможность поддерживать продуктивность и привлекательность природы; сохранять природные условия, нужные для обеспечения нар. х-ва сырьём и энергией. Охрана природы необходима и как важное условие обеспечения отдыха и здоровья народа; она помогает сохранять типичные природные комплексы, достопримечательные объекты живой и неживой природы. Основу охраны природы в СССР составляет социалистич. собственность на землю и её ресурсы. Охрана природы входит составной частью в рациональное природопользование.

Правовые вопросы охраны природы в СССР. Задачи и формы охраны природы существенно менялись на различных этапах развития общества, т. к. с эволюцией технологии и экономики природопользования менялись относит, оценки достоинств природных условий и ресурсов и возрастала угроза природе со стороны человека. Стремление охранять природу было свойственно народному сознанию задолго до появления адм.-юридич. форм её охраны. Первые законодат. ограничения природопользования появились в Киевской Руси в 11 в. В «Русской правде» Ярослава Мудрого говорилось об ограничении промысла диких зверей и птиц. В 14- 15 вв. спец. объектом гос. охраны стали лесные засеки в центре Вост.-Европ. (Русской) равнины, имевшие важное оборонное значение. В 16 в. своды законов Вел. княжества Литовского содержали лесо-, рыбо- и охотохозяйств, нормы. В сер. 17 в. в России было издано 67 указов об охоте, созданы первые заповедники (Кунцевский, Семь Островов), взяты под охрану соболиные угодья вдоль ряда рек. В 1683 были запрещены рубки и в соболиных угодьях Сибири. Количество природоохранных актов значительно увеличилось при Петре I. По его инициативе началось организованное лесоводство, защита вод сохранных лесов, охрана нек-рых видов деревьев. В 1888 с ростом угрозы обезлесения Европ. части России оыло издано положение о сбережении и охране лесов; оно, как и закон об охоте (1892), отражало стремление регулировать соответствующие промыслы, интенсивное развитие к-рых в условиях ускорившегося прогресса техники стало угрожать сохранности и восстановит, способностям природы.

В нач. 20 в. идеи охраны природы начала пропагандировать науч. общественность России. В 1909 образована Приро-доохранит. комиссия (с 1912 - Постоянная природ сохранит, комиссия) при Рус. географич. об-ве; в 1916 по её инициативе оьш принят первый в России закон о заповедниках. Однако эти законодательные акты оказались явно недостаточными, и стихийное развитие капиталистич. х-ва принесло природе России, особенно в её Европ. части, значительный, местами необратимый ущерб.

Победа Окт. революции 1917 ознаменовала начало качественно нового этапа в деле охраны природы. За первые пять лет существования Сов. гос-ва было издано более 200 декретов и постановлений, касающихся охраны природы и общих проблем природопользования. Большинство этих документов было разработано по указаниям В. И. Ленина, а часть их и подписана им. Основополагающим законодат. актом был принятый 2-м Всеросс. съездом Советов (1917) Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю; он создал принципиально новые возможности для организации охраны природы. За ним последовали декрет ВЦИК «Основной закон о лесах» (27 мая 1918); декреты СНК РСФСР «О лечебных местностях общегосударств. значения» (4 апр. 1919) и др. Эти декреты, обеспечивавшие рациональное пользование отд. природными ресурсами, были дополнены декретом СНК РСФСР от 16 сент. 1921 «Об охране памятников природы, садов и парков», к-рым было определено, что «...значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявляются заповедниками и национальными парками». Руководство делом охраны природы возлагалось на Наркомпрос, как ведомство, не заинтересованное в эксплуатации природных богатств.

Все эти документы заложили единую систему принципов социалистич. природопользования, на основе к-рой в дальнейшем развилось природоохранное законодательство. Его важной составной частью стали развёрнутые ведомств, положения и инструкции - водоохранные, лесоохранные, почвозащитные, сан.-гигиенич., охотничьи и т. п. Для координации деятельности отдельных наркоматов и ведомств по использованию природных условий и ресурсов был создан междуведомств. Гос. к-т по охране природы. Действовали также местные междуведомств, комиссии при губернских исполкомах Советов. Гос. к-т по охране природы руководил всеми природоохранными мероприятиями, рекомендуя способы предотвращения перепромысла (т. е. чрезмерных вырубок леса, добычи рыбы, пушнины и т. д.), выявлял объекты, заслуживающие охраны.

В 1924 было организовано Всеросс. об-во охраны природы (позднее такие об-ва возникли в др. союзных республиках). В 1933 состоялся 1-й Всесоюзный съезд по охране природы. В его решениях, касающихся преим. ресурсов живой природы, указывалось, что задачи охраны природы включают в себя также борьбу против разрушит, и бесхозяйств, использования её ресурсов, содействие их восстановлению и умножению.

В соответствии с задачами нар. х-ва постановлением ВЦИК и СНК СССР от 20 июня 1930 Гос. к-т по охране природы был реорганизован в Междуведомств, гос. к-т содействия развитию и охране природных богатств при Наркомпросе РСФСР. Центр тяжести его деятельности переносился на рациональное использование и умножение природных богатств. 20 сент. 1933 Междуведомств, к-т был реорганизован в К-т по заповедникам при Президиуме ВЦИК (с 1938 - в ведении СНК РСФСР), а затем (в 1939) в Гл. управление по заповедникам при СНК РСФСР (такие управления были созданы и при СНК др. союзных республик), на к-рое, помимо руководства заповедниками, возлагались также обязанности контроля различных ведомств и проведение мероприятий, связанных с рациональным использованием ценных объектов гл. обр. живой природы. Однако эти мероприятия имели прежде всего биологич. направленность, мало затрагивая другие аспекты природоохранных работ.

Новый уровень развития охраны природы связан с развернувшимся с кон. 50-х гг. обновлением и расширением природоохранного законодательства. В 1957-63 во всех союзных республиках были приняты Законы об охране природы, особенность к-рых заключалась в сосредоточении внимания не только на проблемах живой природы, но и на всём комплексе природных условий и ресурсов с учётом их взаимной связи, на задачах охраны не только консервируемой природы (изымаемой из хозяйств, пользования), но, прежде всего, используемой природы, а также на необходимости обеспечения расширенного воспроизводства природных ресурсов.

В кон. 60-х гг. начался новый этап развития, связанный с разработкой Основ общесоюзного законодательства в области охраны и использования ресурсов и условий разных сторон природы. Были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения (1969) (охрана воздуха, питьевой воды и т. п.), Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975).

Природопользование в СССР ведётся с учётом множественности значений природных ресурсов, среди к-рых различаются ресурсы, расходуемые в ходе добычи, использования и переработки, и ресурсы среды, имеющие почвозащитное, водоохранное и т. п. значения. Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик издали целый ряд постановлений, регламентирующих отраслевые или региональные аспекты охраны природы и определяющих долгосрочные программы природоохранных мероприятий: «О мерах по прекращению загрязнения рек Волги и Дона» (31 дек. 1964), «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (23 ент. 1968), «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна оз. Байкал» (21 янв. 1969), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (март 1972) и др. Наиболее полно решают проблему охраны природы постановление Верх. Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», принятое в сент. 1972, и постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (дек. 1972). Охрана природы и рациональное использование её ресурсов становится на совр. этапе развития нар. х-ва и научно-технич. прогресса одной из важнейших гос. задач.

Эффективную защиту окружающей среды призваны обеспечить: комплексное использование природных ресурсов, внедрение технологич. процессов, исключающих вредные отходы, применение биологич. средств очищения водоёмов и борьбы с с.-х. вредителями, лесонасаждение и мелиорация. Необходимы также научные прогнозы возможных последствий проектируемого природопользования, разработка мероприятий, предотвращающих вредные воздействия на природу, а также совершенствование планирования, так как намечаемые природоохранные меры входят (с 1974) составной частью в перспективные и годовые плавы развития нар. х-ва по всем мин-вам, ведомствам и по стране в целом. Охрана природы должна осуществляться с неменьшей технич. вооружённостью, чем её эксплуатация; для защиты окружающей среды создаётся мощная технич. база, опирающаяся на новейшие достижения науки. Внедряются малоотходные и безотходные произ-ва, замкнутые технологич. циклы, расширяется произ-во синтетич. заменителей природных материалов, упорядочивается планирование и расширяется произ-во оборудования и контрольно-измерит. аппаратуры для очистных сооружений.

Учёт природных ресурсов в СССР обеспечивается системой кадастров (см. Земельный кадастр, Водный кадастр), а также гос. оценкой запасов и добычи полезных ископаемых. Для охраны редких и исчезающих животных и растений Мин-вом с. х-ва СССР 16 окт. 1974 учреждена «Красная книга СССР».

В осуществлении охраны природы в СССР есть большие достижения. Чёткое и разностороннее природоохранное законодательство, высокая общественная сознательность и активность народа помогают сохранять природу в целом продуктивной и привлекательной, способной и впредь обеспечивать растущие потребности населения и хозяйства в сырье, энергии, воде и пище. Однако наряду с успехами охране природы свойственны и нек-рые недостатки. В частности, определённый ущерб природе на терр. СССР был нанесён по необходимости в прошлом (напр., в годы Великой Отечеств, войны и в первые послевоен. годы). Ущерб наносился также и в результате недочётов и ошибок в планировании. Существуют факты бесхозяйственного и даже хищнич. отношения к природе (браконьерство и др.). Значит, часть этих явлений - результат недостаточного использования возможностей, к-рыми располагает социалистич. строй для охраны природы.

Охрана отдельных компонентов природы и природных ресурсов. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения и республиканские законы об охране природы предусматривают меры по охране воздуха. Воздух охраняется как среда обитания населения и всех наземных организмов, как условие здоровья людей, как вещество, участвующее в технологич. процессах производства (загрязнённый химич. и механич. примесями воздух может быть непригодным для применения в технике). В задачи охраны воздуха входит и защита органич. мира от влияния вредных химич. и механич. примесей в атмосфере. Для предотвращения загрязнения воздуха дымом, пылью, газами и др. примесями в пром-сти и коммунальном х-ве используются очистные устройства, технология производства совершенствуется в сторону макс, сокращения или обезвреживания отходов. Предприятия, загрязняющие атмосферу, выносятся за пределы населённых пунктов, осуществляется перевод пром-сти и транспорта на малоотходное топливо и бестопливную энергетику. Улучшению качества возд. среды благоприятствует озеленение населённых пунктов и дорог, развитие пригородных зелёных зон. Сан.-гигиенич. нормы предусматривают предельно допустимые концентрации вредных газов и др. вредных примесей в атмосфере. Сан. надзор налагает санкции на виновных в загрязнении атмосферы, вплоть до запрещения или приостановления деятельности предприятий, загрязняющих воздух. См. также Воздух, Воздушный бассейн. Газов очистка, Очистка воздуха. Санитарная охрана воздушного бассейна.

Охрана вод предусматривается Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и спец. статьями респ. законов об охране природы (см. Водный фонд государственный).

Поверхностные воды подлежат регулированию режима и охране от загрязнения, засорения, истощения как ресурсы водоснабжения населения и нар. х-ва, источники энергии, транспортные пути, места произрастания водной растительности, обитания рыбы и др. водных животных, охотничьи угодья, места отдыха и туризма, лечебные ресурсы (см. Водопользование). Мероприятия по охране вод и их рациональному использованию опираются на изучение водохозяйств. баланса. Водопользователи должны заботиться об экономном расходовании воды, о восстановлении её ресурсов и улучшении её качества. Для этого проводится комплекс технологич., лесомелиоративных, агротехнич., гидротехнич., сан. и др. мероприятий. Запрещён ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и др. объектов, не имеющих очистных устройств. Принимаются спец. меры по предотвращению загрязнения вод смывом удобрений и ядохимикатов с с.-х. угодий. Прекращению сброса сточных вод способствует совершенствование технологии произ-ва (применение безводных технологич. процессов, оборотное водоснабжение и т. п.). Охране вод от истощения содействуют мероприятия по регулированию и поддержанию благоприятного режима водоёмов и рек - установление водоохранных зон, гидротехнич., мелиоративные и др. мероприятия. При эксплуатации водохранилищ и водозаборных сооружений соблюдаются режимы наполнения и сработки уровня ёмкостей с учётом интересов остальных водопользователей.

Особое внимание уделяется охране морей и озёр, прежде всего таких, как Каспийское, Чёрное и Азовское, Байкал. Предмет заботы здесь - поддержание не только чистоты их воды и биологич. продуктивности, но и объёма водной массы. Поддержание уровня Каспийского, Аральского морей и оз. Балхаш связано с решением более широких и комплексных нар.-хоз. проблем, включающих регулирование стока, питающего эти водоёмы, вплоть до применения межбассейновых перебросок воды.

Большое место в бассейнах Чёрного и Азовского м. занимают работы по ликвидации сброса бытовых и пром. стоков в эти водоёмы. В задачи охраны Азовского м. входят, кроме того, мероприятия по предотвращению дальнейшего повышения его солёности и восстановлению рыбной продуктивности. Охрана природы морей осуществляется в СССР как составная часть глобальной системы охраны Мирового океана и поэтому в значит, мере решается в порядке междунар. сотрудничества Мероприятия по охране морей затрагивают не только объекты, находящиеся непосредственно в море, но и прибрежные территории, влияющие на мор. водоёмы.

Подземные воды являются составной частью единого гос. водного фонда и одним из компонентов недр, поэтому их охрана предусмотрена Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, а также респ. законодательством. Подземные воды охраняются как источник хозяйственного и питьевого водоснабжения прежде всего от загрязнения (химич., бактериального, теплового) и от нерационального использования запасов (напр., в самоизливающихся скважинах). Наиболее опасно химич. загрязнение, способное распространяться на значит, расстояния и действовать долгое время. Охране подземных вод содействует система профи лактич. мероприятий, в том числе размещение и оборудование предприятий с расчётом предотвращения их вредных воздействий на подземные воды, предупреждение загрязнений поверхностных вод и воздуха, изоляция стоков, сан. охрана водозаборов, создание водоохранных зон в р-нах формирования и интенсивного использования подземных вод и др. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения подразделяются на локализацнонные (ограничивающие продвижение загрязнений по водоносному пласту) и восстановительные (откачка загрязнённых вод, промывка чистой водой и спец. растворами). Борьба с имеющимся загрязнением реально осуществима лишь при небольших размерах его очагов, требует значит, средств и длит, времени.

Охрана недр обеспечивается Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и включает комплексное геол. их изучение, соблюдение установленного порядка нх использования с целью рационального извлечения запасов полезных ископаемых и сохранения пром. ценности месторождений, а также для нужд, не связанных с разработкой месторождений (сохранение выработок и сооружений в недрах; предотвращение загрязнения недр при устройстве подземных ёмкостей и захоронении пром. стоков; сохранение участков недр, представляющих особую науч. или культурную ценность и др.).

Задачи охраны