БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

21681190235521335092016 - в защищённой бухте; в - в полузащищённой бухте; г - на открытом побережье; 1 - территория порта; 2 - акватория порта; 3 -мол; 4 - подходный канал; 5 - направление господствующего волнения.

П.-убежища представляют собой рейды, на к-рых во время штормов под искусств, или естеств. защитой могут становиться на свои якоря или спец. бочки суда каботажного плавания, траулеры, промысловые шхуны, моторные боты. В П.-убежищах обычно имеются судоремонтные мастерские и судоподъёмные средства для оказания помощи судам, получившим повреждения. Военные П. служат для базирования соединений кораблей военного флота и обычно являются составной частью баз военно-морских. По месту расположения мор. П. делятся на устьевые, лагунные, береговые, внутренние (рис. 3). Устьевые П. (наиболее распространённые)сооружаются при выходе в море водного пути, проникающего глубоко внутрь страны и несущего большие потоки грузов. Крупнейшие П. мира - Роттердам, Лондон, Нью-Йорк, Ленинград, Архангельск, Гамбург -находятся в устьях рек. Характерная особенность таких П. - расположение причальных устройств по берегам рек, на нек-ром удалении от моря, что исключает необходимость возведения оградительных сооружений. Лагунные П. устраивают на береговых озёрах (лагунах), отделённых от моря естественно возникшими песчаными косами и соединённых с ним каналами (П. Ильичёвск близ Одессы, иранский П. Пехлеви). Береговые П., создаваемые непосредственно на открытом мор. берегу (напр., Марсельский и Одесский П.), обычно требуют устройства достаточно развитых оградит. сооружений (молов и волномолов); при расположении их в бухтах, имеющих естеств. защиту (напр., в Севастополе, Владивостоке, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско), оградит. сооружения, как правило, не устраивают. Внутренние П. размещают на значит, расстоянии от моря на низовых (глубоководных) участках рек (напр., Херсон, Николаев, Руан) либо на искусств, каналах, прорытых от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель).

По транспортному значению различают П.: мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлы мощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно; международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные, посещаемые преим. судами каботажного плавания или служащие укрытиями для мелких судов. В СССР мор. П. по грузообороту и административным признакам подразделяются на 3 разряда.

Речные порты по назначению делятся на общие, специальные, аванпорты, П.-убежища. Общие и специальные П. предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно. В аванпортах, расположенных на водохранилищах (в верхних бьефах шлюзов), составы судов или плоты переформировываются перед вводом их в камеру шлюза; аванпорты используются также для отстоя судов и плотов, прибывающих из нижнего бьефа в верхний во время шторма. Иногда под защитой одних и тех же оградит, сооружений находятся одновременно аванпорт и П. общего назначения (Куйбышевский, Цимлянский и др.). П.-убежища служат лишь для отстоя судов и плотов во время шторма; они создаются обычно в естеств. бухтах; причальные сооружения в них, как правило, не устраиваются.

По расположению различают П.: на свободных реках, характерной особенностью к-рых являются значит, колебания уровня воды (до 15 м и более); на судоходных каналах, в к-рых амплитуда колебаний уровня всегда невелика; водохранилищные и озёрные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградит. сооружений (эти П. имеют много общего с морскими). Русловые П. на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на к-рых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отд. баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значит. колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном П. и обусловливают применение дебаркадеров и в нек-рых случаях т. н. весенних причалов. Внерусловые П. на свободных реках и П. на судоходных каналах располагаются в естеств. бухтах, в искусств. бассейнах и на уширениях каналов.

Осн. элементы, гидротехнич. сооружения и технич. характеристики речных П. те же, что и у мор. П. По навигац. грузообороту речные П. СССР подразделяются на 5 классов.

Лит.: Ляхницкий В. Е., Проектирование портов, Л., 1956; Порты и портовые сооружения, ч. 1-2, М., 1964-67; Горюнов Б. Ф. и Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Брюм А. И., Технологическое проектирование морских портов, М., 1971.

М. Э. Плакида.

ПОРТА (Porta) Джакомо делла (ок. 1540, Рим, -1602, там же), итальянский архитектор. Ученик Микеланджело; испытал также влияние Винъолы. Строил преим. в Риме. Переосмысливая принципы ренессансного зодчества, П. тяготел к более напряжённым пространственным решениям и подчёркивал внутр. динамику масс. Руководил стр-вом собора св. Петра (с 1573); возвёл гл. купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586-93; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49). Завершил по проекту Виньолы церковь Иль Джезу и создал в 1575 её барочный фасад, послуживший образцом для мно-гочисл. католич. церквей 17-18 вв.; участвовал в стр-ве ансамбля пл. Капитолия (1563-1590-е гг.). Среди самостоят, произв. П.: ун-т в Риме ("Сапиен-ца", начат ок. 1575) и вилла Альдобран-дини во фраскати (1598-1600; достроена К. Фонтанен).

Дж. делла Порта. Фасад церкви Иль Джезу в Риме. 1575.

ПОРТА (Porta) Карло (15.6.1775, Милан,-5.1.1821, там же), итальянский поэт. Писал на миланском диалекте. Ранняя политич. сатира П. направлена против наполеоновского господства; позже П. резко нападал на политич. режим реакции, на австр. монархию. П.-мастер социальной карикатуры, высмеивал ари-стократич. чванство, выступал против социального неравенства. Прославился своими нападками на церковь - остросоциальные карикатуры "Приключения отца Диодата","Чудо", "Молитва", "Видение", "Война священнослужителей", написанные в традициях Ф. Рабле и Дж. Боккаччо. П. писал и ли-рич. стихи, забавные бытовые сценки, где с большой симпатией рисовал простых людей. Его стихи отличаются колоритным языком, по лексике близким к разговорному, изобилуют фольклорными образами.

С о ч.: Le poesie, v. 1 - 2, Mil., 1964.

Лит.: A u г ё a s H., Carlo Porta, P., 1959 (лит.); Роrtinari F., Strumenti del realismo portiano, в кн.: Da Dante al Novecento, [Mil., 1970].

И. К. Полуяхтова.

ПОРТА (франц. Porte, итал. Porta, букв.- дверь, врата), употреблявшееся в европ. дипломатич. документах и литературе название пр-ва Османской империи ("Оттоманская П.", "Блистательная П.", "Высокая П."), а иногда и самой Османской империи.

ПОРТАЛ (Portal) Чарлз Фредерик Алджернон (21.5.1893, Хангерфорд, Беркшир,-22.4.1971, Чичестер, Суссекс), виконт (1946), британский воен. деятель, маршал королевских ВВС (1944). Окончил Оксфордский ун-т (1914), в 1914 добровольно вступил в армию, был лётчиком во время 1-й мировой войны 1914-18. В 1937-38 нач. отдела Мин-ва авиации, с 1939 чл. совета ВВС. В начале 2-й мировой войны 1939-45 возглавлял бомбардировочную авиацию. С окт. 1940 нач. штаба ВВС (фактически главнокомандующий ВВС), с 1946 - в отставке, работал в органах контроля за атомной энергией, был директором одного из крупнейших англ, банков.

Портал Успенского собора во Владимире. 1185-89.

ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta -вход, ворота), архитектурно оформленный проём, чаще всего являющийся входом в здание. Для зодчества Др. Египта и античности наиболее характерны простые по убранству П. с плоскими перемычками, для архитектуры древней Месопотамии -арочные П., для Бл. и Ср. Востока - П.-пештаки. С 11 в. в романской, готич. и др.-рус. архитектуре распространяются арочные, т. н. перспективные, П., оформленные в виде уступов, в углах к-рых помещались колонки, соединённые архивольтами. Ренессансные и барочные П. обычно обрабатывались пилястрами и колоннами, несущими антаблемент или фронтон. Илл. см. т. 5, табл. VII (№ 4), стр. 48-49.

ПОРТАЛ в технике, металлич. несущая конструкция П-образной формы, состоящая из 2 боковых или 4 попарно соединённых между собой стоек (ног) и верхней балки или рамы; является частью некоторых машин, напр. портального подъёмного крана, портального станка и др. П. применяется при установке на постоянной высоте рабочего органа машины и др. узлов. П. бывают неподвижными или передвигающимися по направляющим или рельсовому пути.

ПОРТАЛ сцены, архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала; образует портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. В совр. театре П. обычно имеет форму прямоугольника. Применяется также временный декоративный П. (нередко подвижный), к-рый составляет часть декорац. оформления спектакля и одновременно используется для сокращения зеркала сцены.

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН, см. в ст. Подъёмный кран.

ПОРТАМЕНТО (итал. portamento, букв.- перенесение, от portare - переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.

ПОРТАН (Porthan) Хенрик Габриель [8.11.1739, Витасари,-16.3.1804, Або (Турку)], финский просветитель, историк, этнограф. В 1754 окончил ун-т в Або, с 1777 проф. этого ун-та. В 1766-1804 издал произв. фин. фольклора (5 тт.), документы по истории Финляндии. П.-автор работ по истории фин. церкви, культурным связям фин. и швед. народов. Осн. просветит. об-во "Аура" ("Aura") в Або и первую в Финляндии газ. "Тиднингар утгифне аф эт сельскап и Або" ("Tidningar utgifne af et sallskap i Abo"); её гл. ред. в 1771-78 и 1782-85. Внёс значит. вклад в развитие нац. самосознания фин. народа.

С о ч.: Opera selecta, v. 1 - 5, Hels., 1859 -1873.

ПОРТ-АНТОНИО (Port Antonio), город и порт на сев. побережье Ямайки. 12 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Центр района по произ-ву бананов. Вывоз бананов и сахара. Туризм.

ПОРТ-АРТУР, город в Китае; см. Люйшунь.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), часть г. Тандер-Бей в Канаде, к-рый образовался в 1970 при слиянии городов Форт-Уильям и Порт-Артур.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), город на Ю. США, в шт. Техас. Мор. порт на лагунном оз. Сабин, соединённом каналом с Мексиканским зал. 57 тыс. жит. (1970; с соседним г. Бомонт и общей пригородной зоной 316 тыс.). Центр важного района добычи нефти и серы. Нефтеперерабат. и химич. пром-сть, произ-во оборудования для нефт. пром-сти, судостроение, пищ. пром-сть; вывоз нефти.

ПОРТ-АРТУРА ОБОРОНА, героическая оборона крепости Порт-Артур 27 янв. (9 февр.)-20 дек. 1904 (2 янв. 1905) во время русско-японской войны 1904-05. В 1898 царское пр-во России арендовало на 25 лет часть Ляодунского п-ова (Квантунский п-ов) с Порт-Артуром (ныне Люйшунь). Стр-во укреплений в Порт-Артуре (проект полк. К. И. Величко) из-за отсутствия средств началось только в 1901 (к янв. 1904 на приморском направлении из 25 батарей было построено 9 долговременных и 12 временных; на сухопутном - из 6 фортов, 5 укреплений и 5 долговременных батарей были закончены лишь 1 форт, 3 укрепления и 3 батареи). Из 552 орудий в боевой готовности было 116. Гарнизон Квантун-ского п-ова состоял из 4-й и 7-й Вост.-Сиб. стрелк. дивизий. Нач. Квантунского укреплённого района был ген.-лейт. А. М. Стессель, комендантом крепости -ген.-лейт. К. Н. Смирнов, нач. сухопутной обороны - ген.-лейт. Р. И. Кондратенко, явившийся организатором и вдохновителем П.-А. о. В Порт-Артуре к началу войны находилась 1-я Тихоокеанская эскадра под команд, вице-адм. О. В. Старка [7 броненосцев, 9 крейсеров (в т. ч. 3 старых), 24 миноносца, 4 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 2 минных крейсера]. В ночь на 27 янв. (9 февр.) 1904 10 япон. миноносцев внезапно атаковали рус. эскадру, стоявшую из-за беспечности командования без охранения на открытом
внеш. рейде, и повредили 2 броненосца и 1 крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли гл. силы япон. флота под команд, адм. X. Того (6 броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 4 крейсера), рассчитывая уничтожить ослабленную рус. эскадру, но под огнём её кораблей и береговых батарей вынуждены были отойти. 24 февр. (8 марта) прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адм. С. О. Макаров, принявший решительные меры по усилению обороны базы и повышению боевой активности эскадры. Но уже 31 марта (13 апр.) Макаров погиб. Пассивность принявшего командование эскадрой контр-адм. В. К. Витгефта позволила японцам беспрепятственно начать 22 апр. (5 мая) в районе Бицзыво высадку 2-й армии ген. Я. Оку, к-рая, не встретив сопротивления, перерезала ж. д. на Порт-Артур, 13 (26) мая япон. войска, благодаря значит. превосходству в силах (ок. 35 тыс. чел. против 3800 чел. у русских), захватили рус. позиции на Цзиньчжоуском перешейке, прикрывавшие дальние подступы к Порт-Артуру. Рус. войска отступили на позиции по линии зал. Лунвантань, дер. Суанцайгоу. Опасаясь удара гл. сил рус. армии с С., противник оставил против Порт-Артура одну дивизию, а 3 передислоцировал на С. Направленный для поддержки Порт-Артура 1-й Сибирский корпус под команд, ген. Г. К. Штакельберга (ок. 30 тыс. чел.) из-за неумелого руководства потерпел поражение под Вафангоу 1-2 (14-15) июня. Для захвата Порт-Артура японцами была создана 3-я армия ген. М. Ноги, к-рая 13(26) июня начала наступление и к 17(30) июля вышла на ближние подступы к крепости, начав её осаду. К этому времени её гарнизон насчитывал ок. 50,5 тыс. чел. (из них 8 тыс. моряков), 646 орудий (в т. ч. 350 крепостных) и 62 пулемёта. Противник имел ок. 70 тыс. чел., ок. 400 орудий (в т. ч. 198 осадных) и 72 пулемёта. 28 июля (10 авг.) рус. корабли вновь предприняли попытку прорваться во Владивосток [первая попытка была проведена 10(23) июня], но после неудачного боя в Жёлтом море вернулись в Порт-Артур, где активно поддерживали своим огнём сухопутные войска при обороне крепости, передавали в войска артиллерию и людской состав для усиления обороны. 6(19) авг. противник начал штурм рус. позиций. В ожесточённых боях, продолжавшихся до 11(24) авг., ему ценой больших потерь (ок. 15 тыс. чел.; рус. потеряли св. 6 тыс. чел.) удалось лишь в отд. местах вклиниться в гл. линию обвода крепости. 6-9(19-22) сент. япон. войска предприняли 2-й штурм. Понеся большие потери (7,5 тыс. чел. против 1,5 тыс. чел. у русских), враг захватил 3 укрепления - Кумирненский и Водопроводный редуты и высоту Длинную; гл. объект их атаки -господствовавшая над городом гора Высокая - устоял. С 18 сент. (1 окт.) начался обстрел Порт-Артура из 11-дюймовых гаубиц, разрушавших бетонные казематы крепости, не рассчитанные на такой калибр орудий. Во время 3-го штурма 17-18 окт. (30-31 окт.) япон. войска смогли занять лишь неск. второстепенных укреплений. Получив пополнение, противник 13(26) нояб. возобновил штурм, направив главный удар против горы Высокой, 22 нояб. (5 дек.), несмотря на героизм защитников, овладел ею и начал уничтожение арт. огнём уцелевших кораблей эскадры, запертой на внутр. рейде. 2(15) дек. погиб ген. Р. И. Кондратенко со своими ближайшими помощниками. Начальником сухопутной обороны был назначен ген. А. В. Фок - сторонник капитуляции крепости. 16(29) дек. состоялось заседание воен. совета, большинство участников к-рого высказалось за продолжение обороны. Однако, несмотря на это, Стессель подписал 20 дек. 1904 (2 янв. 1905) капитуляцию. В плен попало ок. 25 тыс. чел. Героич. оборона Порт-Артура отвлекла ок. 200 тыс. чел. с маньчжурского стратегич. направления. Потери япон. войск составили св. 110 тыс. чел. и 15 боевых кораблей; 16 кораблей получили серьёзные повреждения.

В ходе боёв под Порт-Артуром получила дальнейшее развитие оборона с применением инж. сооружений и заграждений, впервые были сконструированы и применены миномёты и ручные гранаты, а при отражении ночных штурмов -прожекторы. Политич. значение падения Порт-Артура В. И. Ленин оценил как свидетельство кризиса самодержавия. "Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть поолог капитуляции царизма" (Поли, собо. соч., 5 изд., т. 9, с. 158).

Лит.: Ленин В. И., Падение Порт-Артура, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9; его ж е, Доклад о новой экономической политике, там же, т. 44; Сорокин А. И., Оборона Порт-Артура, 3 изд., М., 1954; Шварц А. В., РомановскийЮ.Д., Оборона Порт-Артура, ч. 1 - 2, СПБ, 1908 -1910; Русско-японская война 1904 - 1905, т. 8, ч. 1-2, СПБ, 1910. В. П. Глухое.

ПОРТАТИВ (франц. orgues portatives, от лат. porto - ношу, переношу), небольшой ручной (переносный) орган. Наибольшее распространение получил в 15 в.

ПОРТАТИВНЫЙ (франц. portatif, от лат. porto - ношу), небольшой по размерам, удобный для ношения при себе к.-л. предмет, легко передвигаемый с одного места на другое.

ПОРТ-БЛЭР, город и порт в Юж. Индии, на о. Юж. Андаман. Адм. ц. Союзной территории Андаманские и Никобарские о-ва. 15 тыс. жит. (1970). Судостроение, рыболовство; лесопильный з-д; кустарное произ-во изделий из пальмовых волокон, дерева, кож, металла.

ПОРТВЕЙН [нем. Portwein, от назв. г. Порту (Porto) в Португалии и нем. Wein - вино], крепкое вино виноградное, вырабатываемое из белых, розовых или красных сортов винограда путём спиртования бродящего виноградного сусла или мезги этиловым спиртом.

В России произ-во вин типа П. впервые началось в 90-х гг. 19 в. на Юж. берегу Крыма (Массандра и Магарач). В СССР вина типа П. (марочные и ординарные) готовятся во всех винодельческих р-нах со след, кондициями: содержание спирта 17-19% (объёмных), сахаристость -5-13%, титруемая кислотность 4 -6 г/л (в пересчёте на винную кислоту). Лучшие вина типа П. в СССР -"Ливадия", "Массандра", "Фархад" (красные), "Южнобережный", "Крымский" (красные и белые), "Сурож", "Карданахи 14", "Айгешат", "Акстафа", "Алабашлы", "Кизляр" (белые). За рубежом лучшие П. вырабатывают в Португалии ("Порто Баррос", "Порто Колхейта", "Порто Далва" и др.). 3. Н. Кишковский.

ПОРТ-ВИЛА (Port Vila), город на о. Эфате в архипелаге Новые Гебриды; см. Вила.

ПОРТ-ГУРОН (Port Huron), город на С. США, в шт. Мичиган. 35,8 тыс. жит. (1970). Порт на юж. берегу оз. Гурон в месте выхода из него р. Сент-Клэр, текущей к оз. Эри; мостами и туннелем под рекой связан с г. Сарния (Канада). Узел автомобильных дорог. Произ-во бумаги, автомоб. частей, обработка цветных металлов. Судоверфь. Летний курорт. Вблизи - разработки соли. Осн. в 1686.

ПОРТ-ДАРВИН, правильнее Дарвин (Darwin), город в Австралии, адм. ц. Сев. территории. 43 тыс. жит. (1973, с пригородами). Порт на Тиморском м. Конечный пункт шоссе от Аделаиды. Узкоколейной железной дорогой соединён с г. Ларрима. Международный аэропорт. Торг.-распределительный центр Сев. Австралии. 3-ды: мясоконсервный, лесопильные.

ПОРТЕР (Porter) Джордж (р. 6.12.1920, Стейнфорт, Йоркшир), английский физикохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1960). Образование получил в Лидсском и Кембриджском ун-тах (1938-41). В 1941-45 служил в армии. В 1949-54 преподавал в Кембриджском ун-те, в 1955-63 в Шеффилдском ун-те; в 1963-66 проф. химии, а с 1966 директор Королевского ин-та Великобритании. Президент Международного к-та по фотобиологии (с 1968); президент Хим. об-ва Великобритании (с 1970). В 1967 П. удостоен (совм. с Р. Норришем и М. Эй-геном) Нобелевской пр. по химии за исследования сверхбыстрых хим. реакций.

С о ч.: Chemistry for the modern world, L., 1962.

ПОРТЕР (Porter) Родни Роберт (р. 8.10. 1917, Аштон), английский иммунолог, биохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1964). Образование получил в ун-тах Ливерпула и Кембриджа. В 1949-60 сотрудник Нац. ин-та мед. исследований в Лондоне; в 1960-67 проф. мед. школы при больнице Сент-Мэри в Лондоне; с 1967 проф. Оксфордского ун-та; с 1970 чл. Совета мед. исследований. Осн. труды по выяснению хчм. структуры антител. Нобелевская пр. (1972; совм. с Дж. Эделъманом). Почётный иностр. чл. Амер. академии искусств и наук, почётный чл. Амер. об-ва биохимиков.

Соч. в рус. пер.: Структура антител, в сб.: Молекулы и клетки, в. 4., М., 1969, с. 41-55.

ПОРТ-ЖАНТИЛЬ (Port Gentil), город в Габоне, на побережье Атлантич. ок., в дельте р. Огове. 45 тыс. жит. (1970). Первый по грузообороту (5,2 млн. т в 1973; гл. обр. вывоз нефти и древесины) мор. порт Габона. Междунар. аэропорт. Нефтеперерабат. з-д, предприятия лесопильной, фанерной (в т. ч. крупнейший в Африке з-д клеёной фанеры), пищ. пром-сти, кислородно-ацетиленовый з-д, судоверфи, ТЭС. В р-не П.-Ж., на побережье и в шельфовой зоне, ведётся добыча нефти и газа.

ПОРТИК (от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. П. были широко распространены в антич. эпоху (известны с периода архаики в храмах Др. Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие П. (см. Стоя). Особое значение П. получил также и в европ. архитектуре нового времени (преим. в классицизме 18, 1-й трети 19 вв.). В зодчестве 19-20 вв. роль колонн в П. часто выполняют столбы.

Портик садового (рисовального) корпуса Академии художеств в Ленинграде (1819-1821). Архитектор А. А. Михайлов.

ПОРТ-ИЛЬИЧ, город (до 1971 - посёлок) в Ленкоранском р-не Азерб. ССР. Расположен на берегу Каспийского м. Ж.-д. станция на линии Османлы-Новые - Астара, в 12 км к С. от г. Ленкорань. 10 тыс. жит. (1974). Рыбозавод, ремонт рыболовецких судов, 2 овоще-водч. совхоза.

ПОРТИНАРИ (Portinari) Кандидо (29.12.1903, Бродоски, Сан-Паулу, -7.2.1962, Рио-де-Жанейро), бразильский живописец и график. Сын батрака-итальянца. Учился в Нац. художественной школе в Рио-де-Жанейро (1918-28). В 1928-30 жил в Европе. Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, П. Пикассо. С сер. 30-х гг. обратился к реалистич. изображению жизни простого народа - индейцев и негров, батраков и обитателей фавел, порою сообщая своим образам возвышенно героический характер. Его станковые произв. ("Кофе", 1935; портрет Р. Роллана, 1936), серии картин ("Беженцы", 1945), монументальные росписи (в Мпн-ве образования в Рио-де-Жанейро, 1936-45; Б-ке конгресса в Вашингтоне, 1941; колледже в г. Катагуазис, 1948-49; илл. см. т. 3, табл. XXXIX, стр. 592-593) и панно ("Война" и "Мир", 1955, оба - в здании ООН, Нью-Йорк), многочисленные гра-фич. листы отличаются мощью обобщённых форм и вместе с тем мягкостью их светотеневой разработки, точностью рисунка. Проф. ун-та в Рио-де-Жанейро (1936-39). Национальные премии, Меж-дунар. нр. Мира (1950).

К. Портинари, "Голова индианки". Рисунок. 1940.

Лит.: L u r a g h i E., Disegni di Portinari, Torino, 1955.

ПОРТИЧИ (Portici), город, порт в Италии, в пров. Неаполь, в обл. Кампания, на берегу Неаполитанского зал., у подножия вулкана Везувий. 61,1 тыс. жит. (1966). Туризм. Рыболовство.

ПОРТЛАНДСКИЙ ЯРУС, портланд, верхний ярус юрской системы [см. Юрская система (период)}. Выделен франц. геологом А. Д'Орбиньи в 1842 на Ю. Великобритании (на п-ове Портленд, Portland). В стратотипич. разрезе представлен мелководными мор. отложениями - глинами, глауконитовыми песками и песчаниками вни