БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201овного Совета СССР, его 1-го заместителя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой союзной республики), Секретаря Президиума и 21 члена.

Президиум Верховного Совета СССР: созывает сессии Верховного Совета СССР; координирует деятельность постоянных комиссий палат; осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие Конституций союзных республик Конституции СССР; даёт толкование законов СССР; ратифицирует и денонсирует междунар. договоры СССР; отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону; устанавливает воинские звания, дипломатич. ранги и иные спец. звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатич. ранги и иные спец. звания; учреждает ордена и медали СССР и награждает ими; устанавливает и присваивает почётные звания СССР; принимает в гражданство СССР, решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища; издаёт общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование; назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностр. государствах и при междунар. орг-циях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатич. представителей иностр. гос-в; образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР; объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране; объявляет общую или частичную мобилизацию; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения междунар. договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.

В период между сессиями Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР с последующим представлением на утверждение на очередной сессии вносит в случае необходимости изменения в действующее законодательство СССР, утверждает изменения границ между союзными республиками, по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и гос. комитеты СССР; по предложению Председателя Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает отдельных членов Совета Министров СССР. Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы и принимает постановления. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесённых к ведению Верховного Совета СССР, содействия проведению в жизнь законов СССР и др. Палаты могут создавать совместные комиссии на паритетных началах. Верховный Совет СССР контролирует деятельность всех подотчётных ему гос. органов, образует Комитет народного контроля СССР, возглавляющий систему органов нар. контроля.

Совет Министров СССР - Правительство СССР - высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти СССР. Он образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих его палат в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых его заместителей и заместителей, министров СССР, председателей гос. комитетов СССР. В состав Совета Министров входят по должности председатели Советов Министров союзных республик. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен.

Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы гос. управления, отнесённые к ведению Союза ССР, поскольку они в силу Конституции не входят в компетенцию Верховного Совета СССР и его Президиума. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР: обеспечивает руководство нар. х-вом и социально-культурным строительством, проведение единой политики в области науки и техники; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по укреплению единой денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, организации гос. страхования и единой системы учёта и статистики; организует управление пром., строит., с.-х. предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными орг-циями и учреждениями общесоюзного подчинения; разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные гос. планы развития нар. х-ва и социально-культурного строительства СССР, гос. бюджет СССР; принимает меры по осуществлению гос. плана и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчёты о выполнении плана и исполнении бюджета; осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистич. собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав граждан; принимает меры по обеспечению гос. безопасности; осуществляет общее руководство строительством Вооружённых Сил СССР, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу; осуществляет общее руководство в области отношений с иностр. гос-вами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные междунар. договоры.

Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства нар. х-вом и др., в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действует Президиум Совета Министров СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, его первых заместителей и заместителей.

Совет Министров СССР на основе и в исполнение законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории СССР; объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, гос. комитетов СССР и других подведомственных ему органов.

Высшие органы гос. власти и управления образуются в союзных и автономных республиках. В союзных республиках высшим органом гос. власти является Верховный Совет союзной республики, к-рый решает все вопросы, отнесённые к ведению союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. Он избирает Президиум Верховного Совета союзной республики - постоянно действующий орган, подотчётный Верховному Совету союзной республики (состав и полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики определяются Конституцией союзной республики), образует Совет Министров - Правительство союзной республики, ответственное перед Верховным Советом союзной республики и ему подотчётное. Совет Министров союзной республики объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и гос. комитетов союзной республики.

Высшим органом гос. власти авт. республики является Верховный Совет авт. республики, к-рый избирает Президиум Верховного Совета авт. республики и образует Совет Министров - Правительство авт. республики.

Местные органы гос. власти в краях, областях, авт. областях, авт. округах, городах, районах, районах в городах, посёлках, сельских населённых пунктах - Советы народных депутатов, к-рые решают все вопросы местного значения, исходя из общегос. интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих гос. органов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Решения местных Советов, принимаемые в пределах прав, предоставленных им по закону, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Местные Советы избирают из числа депутатов свои исполнительные и распорядительные органы - исполнительные комитеты.

Раздел Конституции СССР «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор» всесторонне раскрывает глубоко демократическую природу сов. правосудия, к-рое способствует, с одной стороны, дальнейшему укреплению социалистич. законности и правопорядка, а с другой - наиболее полному осуществлению прав и свобод граждан СССР, соблюдению их равенства перед законом и судом.

Правосудие в СССР осуществляется только судом. Действуют: Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды авт. республик, краевые, областные, городские суды, суды авт. областей, авт. округов, районные (городские) суды, а также военные трибуналы в Вооружённых Силах.

Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет; народные заседатели районных (городских) народных судов- на собраниях трудящихся по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на 2,5 года. Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на 5 лет. Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на 5 лет, а народные заседатели - собраниями военнослужащих сроком на 2,5 года.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган СССР - избирается Верховным Советом СССР на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов и нар. заседателей; в состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных республик.

Конституция СССР закрепляет основные принципы сов. правосудия: рассмотрение гражд. и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально, а в суде первой инстанции - с участием нар. заседателей, к-рые пользуются всеми правами судьи; судьи и нар. заседатели независимы и подчиняются только закону; правосудие осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом; разбирательство дел во всех судах открытое (слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в установленных законом случаях, с соблюдением всех правил судопроизводства); обвиняемому обеспечивается право на защиту; судопроизводство ведётся на языке союзной или авт. республики, авт. области, авт. округа или на языке большинства населения данной местности; участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на к-ром ведётся судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке; никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным законом.

Разрешение хоз. споров между орг-циями, учреждениями, предприятиями осуществляется органами Гос. арбитража. Руководство деятельностью всех арбитражных органов возлагается на Гос. арбитраж СССР. Главный арбитр Гос. арбитража СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, гос. комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными орг-циями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Ген. прокурора СССР и подчинённых ему прокуроров.

Ген. прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчётен. Прокуроры союзных республик, авт. республик, краёв, областей и авт. областей назначаются Ген. прокурором СССР. Прокуроры авт. округов, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик и утверждаются Ген. прокурором СССР. Срок полномочий Ген. прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров 5 лет.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Ген. прокурору СССР.

Конституция СССР содержит описание Гос. герба СССРи Гос. флага СССР; Гос. гимн СССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

Конституция СССР обладает высшей юридич. силой. Все законы и иные акты гос. органов создаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР.

Конституция СССР действует со времени её принятия. Изменение Конституции СССР производится решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из его палат.

Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население герр. СССР (в совр. границах) менялось след, образом (млн. чел.): 86,3 на 1 янв. 1870; 124,6 на 1 янв. 1897; 159,2 на кон. 1913; 194,1 на 1 янв. 1940; 178,5 на 1 янв. 1950; 208,8 на 15 янв. 1959; 241,7 на 15 янв. 1970; 257,9 на 1 янв. 1977. Несмотря на огромные потери, связанные с двумя мировыми войнами и Гражд. войной, население росло довольно быстро. К 1940 в СССР было на 22% больше жителей, чем в России в 1913. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 прямые потери СССР составили св. 20 млн. чел.; велики были и косвенные потери (снижение рождаемости и увеличение смертности). Довоен. численность населения была восстановлена лишь к 1955. За последующий 21 год население увеличилось на 61,1 млн. чел., или на 31,4%. К 1976 население СССР выросло по сравнению с 1913 на 60,6%. Однако прирост населения как по союзным республикам, так и внутри них (по отдельным р-нам) был неодинаков (см. табл. 1). В РСФСР за последние 36 лет население р-нов Урала увеличилось на 46,2%, Вост. Сибири - на 60,8%, Д. Востока - в 2 раза, в то же время население Волго-Вятского экономич. р-на уменьшилось на 6,5%, Центральночернозёмного - на 14,6% . В УССР население Юж. экономич. р-на выросло на 39,5%, а Юго-Западного - только на 6,7%.

Воспроизводство населения. Для Росс. империи был характерен высокий естеств. прирост населения при высоком уровне рождаемости и смертности. После Окт. революции (до 1941) естеств. прирост ещё больше увеличился, гл. обр. за счёт снижения смертности (см. табл. 2). Более существ, сдвиги в его структуре произошли после Великой Отечеств, войны. К 1950 смертность населения уменьшилась почти в 2 раза по сравнению с 1940 (прежде всего за счёт снижения детской смертности). Для 1950-59 характерны стабильный уровень рождаемости и довольно высокий естеств. прирост (между 16 и 17,4 на 1000 чел.). Демографич. ситуация начала заметно меняться с 1960. За 1960-70 ср. годовая рождаемость снизилась с 24,9 до 17,4 на 1000 чел., смертность неск. повысилась (что отразило резкое возрастание доли лиц старших возрастов), а естеств. прирост уменьшился с 17,8 в 1960 до 8,8 в 1975. В 1975 рождаемость составляла 18,1 на 1000 чел., смертность - 9,3.

Табл. 1. -Численность населения СССР и союзных республик, тыс. чел.





1940


всего


В т. ч. город с к oг о





доля гор. населения. %
СССР


194077


255524


156590


61
РСФСР


110098


134650


92101


68
УССР


41340


49075


29341


60
БССР


9046


9371


4868


52
Узбекская ССР


6551


14079


5484


39
Казахская ССР


6148


14337


7706


54
Грузинская ССР


3612


4954


2507


51
Азербайджан-

ская ССР




3274




5689




2943




52
Литовская ССР


2925


3315


1903


57
Молдавская

ССР




2468




3850




1433




37
Латвийская ССР


1886


2497


1650


66
Киргизская ССР


1528


3368


1312


39
ТаджикскаяССР


1525


3486


1300


37
Армянская ССР


1320


2834


1806


64
Туркменская

ССР




1302




2581




1254




49
Эстонская ССР


1034


1438


982


68

Табл. 2. - Естественное движение населения





На 1000 человек населения


Умерло детей в воз-





число родившихся


число умерших


естеств. прирост


расте до 1 года на 1000 родившихся
1913


45,5


29,1


16,4


268,6
1926


44,0


20,3


23,7


174,0
1939


36,5


17,3


19,2


167,3
1940


31,2


18,0


13,2


181,5
1950


26,7


9,7


17,0


80,7
1960


24,9


7,1


17,8


35,3
1965


18,4


7,3


11,1


27,2
1970


17,4


8,2


9,2


24,7
1974


18,0


8,7


9,3


27,9

Табл. 3.- Рождаемость в союзных республиках, на 1000 чел.






1940


1970


1975
РСФСР


33,0


14,6


15,7
УССР


27,3


15,2


15,1
БССР


26,8


16,2


15,7
Узбекская ССР


33,8


33,6


34,5
Казахская ССР


40,8


23,4


24,1
Грузинская ССР


27,4


19,2


18,2
АзербайджанскаяССР


29,4


29,2


25,1
Литовская ССР


23,0


17,6


15,7
Молдавская ССР


26,6


19,4


20,7
Латвийская ССР


19,3


14,5


14,0
Киргизская ССР


33,0


30,5


30,4
Таджикская ССР


30,6


34,8


37,1
Армянская ССР


41,2


22,1


22,4
Туркменская ССР


36,9


35,2


34,4
Эстонская ССР


16,1


15,8


14,9

По сравнению с дореволюц. временем общая смертность снизилась в 3,3 раза, а детская в 10 раз. Снижение смертности наблюдается во всех возрастных группах. Характерен рост ср. продолжительности жизни населения: 32 года в 1896 -1897; 44 - в 1926-27; 47 - в 1938-39; 70 лет в 1971-72 (64 у мужчин и 74 - у женщин).

Различия в структуре воспроизводства населения наблюдаются по союзным республикам особенно в показателях рождаемости (см. табл. 3). Показатели смертности различаются по республикам значительно слабее: так, в 1975 они были равны 7,2-8,1% в ср.-азиат, республиках, 9,8% в РСФСР, 9,5-12,1% в прибалтийских республиках. Естественный прирост населения в ср.-азиат, республиках колебался в 1975 от 2,2 до 2,9%, а в прибалт. республиках, БССР, УССР, РСФСР - от 0,2 до 0,7%. Быстрый рост доли городского населения, повышение возраста вступления в брак и др. причины вызывают снижение рождаемости. Заметное воздействие оказывают также традиции, быт, семейный уклад отд. народов, социально-психологич. факторы. В частности, республики с высокой рождаемостью отличаются повышенным процентом сел. населения и ранними браками (особенно женщин). Традиции ранних браков характерны для населения ср.-азиат, республик и Азербайджана; в прибалтийских республиках, наоборот, в брак люди вступают позднее.

Продление сроков обучения и распространение высшего образования, подъём культурного уровня приводят к более поздним бракам, особенно среди женщин (см. табл. 4).

Табл. 4.-Число состоящих в браке в возрасте 16-19 лет, на 1000 чел. данного пола и возраста





1939


1959


1970
Мужчины


27


26


21
Женщины


140


112


105

Возрастная и половая структура населения. Изменение возрастной структуры по сравнению с довоен. временем показано в табл. 5.

Табл. 5. -Динамика возрастной структуры населения, %





1939


1959


1970
До 15 лет


37,7


30,4


30,9
16-59 лет


55,5


60,2


57,2
60 лет и старше


6,8


9,4


11,8

Эти изменения - следствие увеличения средней продолжительности жизни и колебаний уровня рождаемости в различные годы. Общий процент детей в возрасте до 15 лет в 1959 и 1970 примерно одинаков, но их возрастной состав претерпел существ, изменения. Так, в результате наблюдавшегося снижения рождаемости процент детей до 4 лет уменьшился с 11,7 в 1959 до 8,5 в 1970. Сокращение рождаемости в 1915-20 и 1942-45 сказалось в том, что в 1970 удельный вес возрастных групп 50-54 года и 25-29 лет был относительно мал. В 1975 в возрасте 16-59 лет (мужчины) и 16-54 года (женщины) было 56,3% всего населения.

На возрастной структуре сказывается непрерывное и довольно быстрое увеличение числа лиц старших возрастов. Число лиц в возрасте 60 лет и старше увеличилось с 13 млн. в 1939 до 33,5 млн. на 1 янв. 1975, т. е. выросло за 36 лет в 2,6 раза. СССР по праву считается страной долголетних; перепись 1970 зарегистрировала 19,3 тыс. лиц в возрасте 100 лет и старше, пли 8 чел. на каждые 100 тыс. жит. (в США - 1,5 чел., в Японии-0,1). Возрастная структура населения заметно разнится и по отдельным республикам и по районам. Наибольшая доля лиц молодого возраста характерна для республик Ср. Азии и Закавказья (см. табл. 6).

Табл. 6.- Возрастная структура населения (по переписи 1970),%





До 14 лет


15-59 лет


60 лет и