БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ие предпочтительной ориентировки (текстуры), к-рая встречается у ряда литых металлов (напр., бериллия) вследствие специфич. условий затвердевания расплава. Большой недостаток нек-рых литых сплавов (напр., быстрорежущих сталей и нек-рых жаропрочных сталей) - резкая неоднородность локального состава, вызванная ликвацией при затвердевании. Размеры и форму структурных элементов спечённых материалов легче регулировать, и главное, можно получать такие типы взаимного расположения и формы зёрен, к-рые недостижимы для плавленого металла. Благодаря этим структурным особенностям спечённые металлы более термостоики, лучше переносят воздействие циклич. колебаний темп-ры и напряжений, а также ядерного облучения, что очень важно для материалов новой техники.

П. м. имеет и недостатки, тормозящие её развитие: сравнительно высокая стоимость металлич. порошков; необходимость спекания в защитной атмосфере, что также увеличивает себестоимость изделий П. м.; трудность изготовления в нек-рых случаях изделий и заготовок больших размеров; сложность получения металлов и сплавов в компактном беспористом состоянии; необходимость применения чистых исходных порошков для получения чистых металлов.

Недостатки П. м. и нек-рые её достоинства нельзя рассматривать как постоянно действующие факторы: в значит, степени они зависят от состояния и развития как самой П. м., так и др. отраслей пром-сти. По мере развития техники П. м. может вытесняться из одних областей и, наоборот, завоёвывать другие. Впервые методы П. м. разработали в 1826 П. Г. Соболевский и В. В. Любарский для изготовления платиновых монет. Необходимость использования для этой цели П. м. была обусловлена невозможностью достижения в то время темп-ры плавления платины (1769 °С). В сер. 19 в. в связи с развитием техники получения высоких темп-р пром. использование методов П. м. прекратилось. П. м. возродилась на рубеже 20 в. как способ произ-ва из тугоплавких металлов нитей накала для электрич. ламп. Однако развивавшиеся в дальнейшем методы дугового, электроннолучевого, плазменного плавления и электроимпульсного нагрева позволили получать не достижимые ранее темп-ры, вследствие чего удельный вес П. м. в произ-ве этих металлов несколько снизился. Вместе с тем прогресс техники высоких темп-р ликвидировал такие недостатки П. м., ограничивавшие её развитие, как, напр., трудность приготовления порошков чистых металлов и сплавов: метод распыления даёт возможность с достаточной полнотой и эффективностью удалить в шлак примеси и загрязнения, содержавшиеся в металле до расплавления. Благодаря созданию методов всестороннего обжатия порошков при высоких темп-pax в основном преодолены и трудности изготовления беспористых заготовок крупных размеров.

В то же время ряд осн. достоинств П. м.- постоянно действующий фактор, к-рый, вероятно, сохранит своё значение и при дальнейшем развитии техники.

О свойствах и применении продукции П. м. см. в ст. Спечённые материалы.

Лит.: Федорченко И. М., Андриевский Р. А., Основы порошковой металлургии. К., 1961; Бальшин М. Ю., Научные основы порошковой металлургии и металлургии волокна, М., 1972; Кипарисов С. С., Либенсон Г. А., Порошковая металлургия, М., 1972.

М. Ю. Больший.

"ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ", ежемесячный науч.-технич. журнал, орган Ин-та проблем материаловедения АН УССР. Выходит с 1961 в Киеве. Публикует статьи по теории, технологии и истории порошковой металлургии, о тугоплавких соединениях и высокотемпературных материалах. Тираж (1974) 2,3 тыс. экз. Переиздаётся на англ. яз. в Нью-Йорке.

ПОРОШКОЫЕ КРАСКИ, порошкообразные композиции, применяемые для получения покрытий методом напыления (см. Напыление полимеров). Осн. компоненты П. к.- плёнкообразующие вещества, пигменты и наполнители; иногда они содержат также пластификаторы, стабилизаторы, отвердители, поверхностно-активные вещества и др. Плёнкообра-зователями для П. к. могут служить как олигомеры (напр., эпоксидные и полиэфирные смолы), так и различные полимеры - поливинилбутираль, поли-винилхлорид, полиакрилаты, полиамиды, полиэтилен, фторопласты, пентапласт, эфиры целлюлозы, полиуретаны. П. к. получают смешением сухих порошкообразных компонентов или гомогенизацией их расплавов с последующим измельчением. Наиболее важные характеристики П. к.- размер частиц (обычно 50-500 мкм), полидисперсность (см. Дисперсность), сыпучесть, пригодность для нане^ сения доступными методами, способность к плёнкообразованию. Покрытия из П. к. формируются при повышенных или при обычных темп-pax; в первом случае изделие с нанесённым слоем П. к. нагревают выше темп-ры плавления порошка, во втором - выдерживают в парах или в аэрозоле растворителя. Достоинства П. к.-удобство хранения и транспортировки, простота и экономичность получения покрытий. Отсутствие растворителей в составе П. к. обусловливает их нетоксичность и пониженную пожароопасность. Используют П. к. для тех же целей, что и обычные жидкие краски', иногда покрытия из П. к. наносят вместо металлич. или силикатных.

Лит.: Я к о в л е в А. Д., Здор В. Ф., К а п л а н В. И., Порошковые полимерные материалы и покрытия на их основе, Л., 1971. А. Д. Яковлев.

ПОРОШКОВЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы, полученные методами порошковой металлургии, то же, что спечённые материалы.

ПОРОШОК, тонко измельчённое твёрдое тело, дисперсный сыпучий материал. П. образуются в результате диспергиро-вания твёрдых тел и при выделении твёрдой дисперсной фазы из пересыщенных растворов или паров. Получение высокодисперсных П. обычно требует применения спец. веществ (понизителей твёрдости, диспергаторов, стабилизаторов), облегчающих измельчение и препятствующих слипанию мелких частиц. Размеры частиц П. могут варьировать от 10-4 до 10-1 мм. П. с частицами одинакового размера наз. монодисперсными, разного-поли дисперсными. Тонкие П., особенно гигроскопичные, подвержены комкованию и слёживанию. Сухой высокодисперсный П., увлекаемый потоком газа (воздуха), превращается в пыль. П., смоченный жидкостью, образует пасту или тесто, а при интенсивном перемешивании в достаточно большом объёме жидкости -суспензию.

В виде П. выпускают и применяют разнообразную пром. продукцию: материалы, используемые в металлургич. процессах (см. Порошковая металлургия) и силикатной технологии; минеральные вяжущие вещества, наполнители, пигменты; ингредиенты пластич. масс, резин, красок, взрывчатых веществ; удобрения и пестициды; моющие средства; пищ. продукты; лекарств. препараты (порошки) и др. Для удобства использования, сокращения потерь и улучшения гигиенич. условий труда порошкообразные продукты часто гранулируют или таблетируют. Лит.: Воюцкий С. С., Курс коллоидной химии, М., 1964. с. 374. См. также лит. при ст. Дисперсионный анализ. Л. А. Шиц.

ПОРОШОК, твёрдая лекарств, форма для внутр. и наружного применения, обладающая свойством сыпучести. В форме П. применяют различные синтетич. препараты, антибиотики, вещества растит. и животного происхождения. В П. не выписывают гигроскопичные вещества (напр., хлорид кальция, бромид натрия и т. п.), смеси веществ, разжижающиеся на воздухе (напр., фенилсалицилат и бромкам-фора, антипирин и хинин), легко разлагающиеся (серебра нитрат в смеси с ор-ганич. веществами) или образующие взрывчатые смеси. Различают П. простые (состоящие из одного вещества), сложные, разделённые и не разделённые на отд. дозы.

ПОР-РОЯЛЯ ГРАММАТИКА, "Всеобщая и рациональная грамматика", лингвистич. теория, изложенная аббатами монастыря Пор-Руаяль А. Арно и К. Лансло в кн. "Общая и рациональная грамматика" (1660). Разрабатывалась для серии учебников Пор-Руаяля параллельно с логикой (во мн. аспектах с ней связана, вплоть до повторения разделов). Создана на основе идей картезианства и ср.-век. учений о языке, анализирует проблему соответствия грамматического логическому. Согласно этой теории, людям присуща единообразная мыслит, и речевая способность, в основе всех языков лежит единая идеальная логич. схема, но ни один конкретный язык не тождествен этому потенциально данному человеческому языку. Задача грамматики - установить принципы, общие всем языкам, и осн. различия между ними. Конкретные языки конвенциональны, для борьбы с логич. ошибками можно создать новый язык или установить чёткие однозначные уподобления словам данного языка. Эта теория, наз. "философской грамматикой", противопоставлялась описательным и нормативным грамматикам и получила в 17 -19 вв. широкое распространение в логике и лингвистике (Г. В. Лейбниц, Дж. Харрис, Г. Я. Герман, Э. Гуссерль). Сравнительно-ист, языкознанием П.-Р. г. была отвергнута как антинаучная, но с нач. 60-х гг. 20 в. находит отражение в работах по языковым универсалиям и порождающей грамматике как имеющая существ, значение в развитии науки о языке.

Лит.: D о n z e R., La grammaire generate et raisonnee de Port-Royal, Berne, 1967 (есть лит.). Ю. М. Эделыитейн.

ПОР-РОЯЛЯ ЛОГИКА, логич. учение, изложенное в книге последователей Р. Декарта - аббатов монастыря Пор-Руаялъ А. Арно и П. Николя "Логика, или Искусство мыслить"(1662). Состоит из 4 осн. частей: учение о понятии, учение о суждении, учение об умозаключении, учение о методе. В П.-Р. л. впервые различаются содержани е понятия (т. е. характеризующая его совокупность признаков) и его объём (класс объектов, обладающих этими признаками). Авторы П.-Р. л. выдвигают идею построения спец. логич. языка (см. Формализованный язык), использование к-рого в науч. исследованиях и при изложении результатов позволило бы избежать распространённых логич. ошибок, поскольку такой язык был бы свободен от полисемии и омонимии: каждый его термин должен иметь в точности один смысл, вводимый соответствующим определением. Вообще в П.-Р. л. значит, место занимает теория определений (идущая гл. обр. от Б. Паскаля), строго различающая определения номинальные (вводящие имена -термины, до определения вообще не наделённые никаким смыслом или значением) и реальные (поясняющие значения имён нек-рых "реальных" объектов с помощью терминов, связанных с др. реальными объектами); принятие к.-л. определения 1-го рода есть лишь вопрос терминологич. соглашения, в то время как определение 2-го рода есть предложение, нуждающееся, вообще говоря, в обосновании. Центр. роль в П.-Р. л. играет проблематика, с совр. точки зрения вообще не относящаяся к логике, напр, развивающее идеи Декарта т. н. учение о методе, согласно которому науч. истины должны открываться посредством анализа нек-рых данных, а передаваться и упорядочиваться - с помощью их синтеза. П.-Р. л. разработала систему методологических рекомендаций, относящихся к формированию определений, аксиом, умозаключений, доказательств и науч. методов как таковых. В собственно логическом (в совр. смысле слова) отношении П.-Р. л. можно рассматривать как рационалистич. критику схоластич. логики и реконструкцию логики в духе идей Аристотеля (также с критич. их переосмыслением, напр. в связи с аристотелевским учением о категориях). Наряду с Пор-Рояля грамматикой П.-Р. л. предвосхитила некоторые важные принципы совр. формальной (символич., или математич.) логики, напр, в вопросе о структуре сложных суждений (высказываний).

Лит.: К о т а р б н н ь с к и й Т., Избр. произв., пер. с польск., М., 1963.

ПОР-РУАЯЛЬ, Пор-Рояль (Port-Royal), женский монастырь, осн. около Парижа в 1204. В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в самом Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся же в старом здании монастырь стал наз. П.-Р. де Шан (Port-Royal des Champs). Благодаря усилиям и личным связям аб-батиссы Анжелики Арно и её братьев в 17 в. оба монастыря стали значит, центрами франц. лит-ры и филос. мысли, с 30-х гг. 17 в.- центрами янсенизма, привлекали к себе просвещённую молодёжь для науч. занятий и лит. бесед; мужчины селились по соседству с осн. жен. обителью. С монастырём П.-Р. де Шан были тесно связаны крупные философы, учёные, писатели - Б. Паскаль, Ж. Расин и др. Близок к нему был и Р. Декарт. П.-Р. и члены пор-руаяльского кружка активно участвовали в ожесточённой борьбе с иезуитами. В 1710 П.-Р. де Шан по приказу короля был разрушен. Парижский П.-Р. существовал до 1790.

ПОРСАНГЕР-ФЬОРД (Porsanger Fjord), залив Баренцева м., на С. Норвегии, между п-овами Порсангер и Сверхольт. Дл. 120 км. Ширина в ср. части до 20 км. Преобладающие глуб. 50-100 м. Берега высокие, крутые. Много скалистых островов. Приливы полусуточные, их величина до 2,2 м.

ПОРСГРУНН (Porsgrunn), город и порт в Юж. Норвегии, в фюльке Телемарк, на берегу Лангесунс-фьорд. 31,7 тыс. жит. (1971). Известен произ-вом фарфоровых изделий. Лесопиление и деревообработка; электрометаллургия и электрохимия.

ПОРСЕЛЛИС (Porcellis) Ян (ок. 1584, Гент,-29.1.1632, Зутервауде, Юж. Голландия), голландский живописец-маринист. Работал в Антверпене, Харлеме, Амстердаме, Зутервауде. Преодолевая композиц. дробность и колористич. пестроту ранних голл. морских пейзажей, П. стремился к убедительной передаче свето-воздушной среды. Марины П. ("Кораблекрушение", 1631, Нац. морской музей, Гринвич) выдержаны в строгой тональной гамме, построенной преим. на тонких градациях серого цвета.

Я. Порселлис. "Море с кораблями в пасмурную погоду". Эрмитаж. Ленинград.

ПОРСЕНА, Порсенна (лат. Роrsena) (6 в. до н. э.), царь этрусского г. Клузий. Согласно преданию, вёл войну с Римом в 508-507 до н. э. за восстановление власти этрусской династии Тарквиниев, изгнанных из Рима в кон. 6 в. до н. э. Рим. традиция об этой войне восхваляет героизм защитников Рима, заставивший якобы П. снять осаду города и заключить почётный для Рима мир. Согласно иной, более достоверной версии, сохранённой римским автором Тацитом ("История", III, 72, 1), П. взял Рим.

ПОРТ Март Янович (р. 4.1.1922, Пярну), советский архитектор, засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). Учился в Таллинском политехнич. ин-те (1940-41 и 1945-50). Преподаёт в Художеств, ин-те Эст. ССР (с 1961). Председатель Союза архитекторов Эст. ССР (с 1955). Работы: планировка жилых районов Мустамяэ (1963-1974) и Ласнамяэ (с 1964), здание ЦК Коммунистич. партии Эст. ССР (1968), гостиница "Виру" (1972; Гос. пр. Эст. ССР, 1972) - все с соавторами, в Таллине; ген. план Таллина (с соавторами; утверждён в 1971). Награждён 2 орденами, а также медалями.

М. Я. П о р т и др. Здание Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонской ССР в Таллине. 1968.

ПОРТ (франц. port, от яат. portus - гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищённые от волнения и оборудованные для стоянки и обслуживания судов, выполнения перегрузочных и др. операций. Различают П. морские, обслуживающие морское судоходство, и речные - на внутр. водных путях.

Краткая историческая справка. Возникновение П. относится к глубокой древности. Первоначально стоянками судов служили естественно защищённые от волнения места (залив, губа, устье реки, прикрытый островом берег). По мере развития торговли и судоходства возникла необходимость в возведении причальных и оградительных сооружений; этим было положено начало портострое-нию. Известно о существовании мор. П. у г. Месара на о. Крит (3400 до н. э.), двух больших П. у гг. Сидон и Тир на Средиземном море. В период Римской империи были основаны П. на о-вах Сицилия и Сардиния. Обширным П. (с внешними и внутр. бассейнами) обладал Карфаген. Одним из крупнейших римских П. был П. Остия, сооружённый в устье р. Тибр. В ср. века развитию порто-строения способствовали Великие географические открытия, расширение торговли и судоходства, сосредоточение больших количеств грузов в портовых пунктах на морских побережьях. Были созданы крупные П. в Нидерландах, Испании, позднее в Англии.

На территории СССР одни из первых П., через к-рые осуществлялась торговля со странами Зап. Европы, возникли в 11 -12 вв. на месте совр. Таллина и Риги. Ряд крупных мор. П. был основан при Петре I: Таганрогский, Петровский (ныне Махачкала), Петербургский (Ленинградский, в устье р. Невы), Кронштадтский (на о. Котлин в Финском заливе), Петропавловский (на Камчатке). Однако значит/ развитие портостроение (как в России, так и в др. странах) получило лишь с нач. 19 в. в связи с появлением парового флота, увеличением размеров судов, их грузоподъёмности и осадки, а также использованием землечерпательных машин для создания искусственно углублённых акваторий П. и подходов к ним. Строительство железных дорог существенно облегчило доставку грузов к П. и во многом содействовало их интенсивному развитию.

Общие характеристики порта. Основные элементы порта (рис. 1): акватория (водная часть) и территория (береговая часть). В состав акватории обычно входят водные подходы к П., рейды и внутренние бассейны. Водные подходы могут быть естественными (в виде участка моря или реки) или искусственными (с устройством подходных каналов, связывающих П. с естеств. глубинами). Рейды - участки акватории, защищённые от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании разрешения на подход к причалам или на выход из П. При отсутствии в П. глубоководных причалов, на рейдах также производят перегрузочные операции, для чего используют вспомогат. мелкосидящие суда - лихтеры и баржи. Внутр. бассейны (иногда наз. гаванями или портовыми бассейнами), прилегающие непосредственно к портовой территории, предназначаются для стоянки судов у причалов; в них производят основные и нек-рые вспомогательные грузовые операции. Судоходная трасса к П. оборудуется знаками навигационной обстановки.

Рис. 1. Схема крупного порта: 1 - акватория порта: 2 - территория порта; 3 -волнолом; 4 - мол; 5 - пирс; 6 -набережная; 7 - бассейн; 8 - маяк; 9 - портовые огни; 10 - предпортовая железнодорожная станция.

Территория П. включает: сухопутные подходы к П. (ж.-д. пути, автомобильные дороги, трубопроводы транспортного назначения); прикордонную часть, примыкающую к причальной линии, на к-рой размещаются т. н. при кордонные ж.-д. линии и автомобильные проезды, перегрузочные устройства и механизмы, склады и площадки для кратковрем. хранения грузов, пасс, вокзал (морской вокзал, речной вокзал), тыловую часть, обычно занимаемую внутрипортовыми ж.-д. путями, автомобильными дорогами (в т. ч. для гор. транспорта), складами долгосрочного хранения грузов, подсобными предприятиями П., служебными и адм. зданиями.

Гидротехнические сооружения П.: оградительные сооружения - молы, волноломы', причальные сооружения - пирсы, портовые набережные; судоподъёмные и судоремонтные сооружения - эллинги, слипы, доки. К портовым гидротехнич. сооружениям относятся также морские маяки и знаки судоходной обстановки, расположенные в пределах акватории П.

В состав основного оборудования П. входят: перегрузочные устройства и механизмы цикличного действия (портальные, гусеничные, козловые и мостовые краны, вагоноопрокидыватели) и непрерывного действия (передвижные и стационарные транспортёры, пневматические и гидравлические установки и насосные станции); устройства для бункеровки (снабжения судов топливом), энергосиловые установки, системы освещения и связи, противопожарные устройства и т. д.

Внутри портовый транс-пор т П.: железная дорога (обычно норм, колеи), грузовой автотранспорт, спец. безрельсовый транспорт (самоходные тележки, погрузчики, автолесовозы и др.). Внутрипортовые водные перевозки осуществляются служебно-вспомогат. флотом (гл. обр. баржами с буксирами).

Основные технические характеристики П.: глубина у причала, длина причальной линии и отметка портовой территории. Глубина у причала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня воды и определяется расчётными осадками судов и запасом глубины под килем судна. В совр. мор. П. глубина у причалов для сухогрузных судов составляет 10-15м, нефтеналивных-15-20л. Дли-на причальной линии определяет кол-во судов, к-рые могут одновременно стоять у причалов и подвергаться обработке. Количество причалов устанавливается отдельно по каждой категории грузов. Кроме причалов, необходимых для выполнения грузовых и пассажирских операций, в П. предусматриваются также вспомогат. причалы, обслуживающие бункеровку, стоянку служебно-вспомо-гат. флота и судоремонт. Отметка портовой территории (возвышение над уровнем воды) выбирается с таким расчётом, чтобы территория П. при высоком стоянии уровня не затоплялась и были созданы наиболее благоприятные условия для выполнения грузовых и др. операций. Отметка прикордонной части портовой территории, как правило, постоянна, что облегчает движение ж.-д. транспорта.

План П. - общее взаимно увязанное расположение всех его частей - составляется с учётом рельефа, метеорологич., гидрологич. и др местных условий и согласуется с планом примыкающего города. Так, напр., мор. П. не должен "отрезать" город от моря и в то же время необходимо, чтобы в городской застройке была оставлена свободной часть прибрежной территории для дальнейшего развития П. Пассажирская часть П., располагаемая, как правило, поблизости от центр. части города, должна обеспечивать удобный для гор. транспорта доступ к морскому (или речному) вокзалу.

Причальные линии могут располагаться фронтально (вдоль берега), вдоль молов, на выступающих в акваторию пирсах, а также вдоль внутр. береговых бассейнов. Размещениепричалов должно обеспечивать, с одной стороны, удобство подхода и швартовки судов, а с другой -возможность обслуживания причалов ж.-д. и автомобильным транспортом.

Основные транспортно-экономические характеристики П.: его грузооборот, пропускная способность, судооборот. Грузооборот (главный показатель работы П.) -суммарное кол-во грузов (в тоннах), прошедших через П. в обоих направлениях (с суши на воду и наоборот) в течение года. Пропускная способность П. - наибольшее количество грузов, к-рое П. может пропустить (переработать) в течение года в обоих направлениях при его заданных технич. характеристиках, определённом режиме перевозки грузов и при использовании прогрессивной технологии перегрузочных работ. Под судооборотом П. понимается кол-во судов, посещающих П. в течение данного периода (год, месяц, сутки).

Классификация современных портов Морские порты разделяются в основном на гражданские (торговые, рыбные и др.) и военные. Торговые П. обычно служат перевалочными пунктами для грузов, направляемых мор. путём за границу (экспорт) или обратно (импорт), а также для грузов, перевозимых между П. одной страны (каботаж). Среди торговых П. различают П. общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые операции (к ним относится большинство крупных П. международной торговли -Ленинград, Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), и специализированные П., предназначенные гл. обр. для операций с грузом одной категории, определяющим характер всей работы П., напр., с углем (Кардифф), лесом (Архангельск), нефтью (Абадан); сюда же могут быть отнесены пассажирские П. (напр., Ялта, Сочи, франц. П. Кале), для к-рых грузовые операции имеют второстепенное значение. Особый вид морских П. -морские станции, обеспечивающие снабжение проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием. Рыбные П. (напр., Калининградский или Мурманский, рис. 2)служат базами рыболовецкого флота; в них помимо складов-холодильников нередко размещаются и предприятия по переработке рыбы.

Рис. 2. Общий вид Мурманского рыбного порта.

Рис. 3. Схемы расположения морских портов: а - в лагуне;