БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201тальное искусство шестидесятых годов, M , 1973, Philippot P , Die Wandmalerei, W - Munch., [1972]. H В. Воронов.

СТЕНО, Стеной, Стенсен (Steensen, латинизир. Steno, Stenonius) Николаус (Нильс) (10.1 1638, Копенгаген,-25.11. 1686, Шверин), датский естествоиспытатель. Учился в Копенгагенском ун-те (не окончил) и в Амстердаме. Позже работал в Голландии и Италии (во Флоренции). Изучая анатомию человека, открыл проток околоушной слюнной железы, назв его именем (1660); описал строение мышц из продольных волокон и сделал попытку объяснить механич. процесс мышечного сокращения (1664); установил тождество яичника млекопитающих.с яичником яйцекладущих животных (1667). Известны также работы С. в кристаллографии и геологии. Установил закон постоянства углов кристаллов (см. Стена закон), описал кристаллы алмаза, кварца, марказита С его именем связывается также закон последовательности напластования горных пород; он показал, что наклонное положение слоев осадочных пород является следствием тектонич. нарушений, и выявил значение несогласий.

Лит.: Белоусов В. В., Николаус Стено -основоположник геотектоники, "Природа", 1938, №5; Шафра невский И. И., Николай Стеной - кристаллограф, геолог, палеонтолог, анатом, Л., 1972; E у 1 е s V. A., Nicolaus Steno, seventeenth-century, anatomist, geologist and ecclesiastic, "Nature", 1954, v. 174, № 4418.

CTEHO ЗАКОН, закон постоянства углов кристаллов, утверждает, что вовсех кристаллах данного вещества приданных температуре и давлении двугранные углы между соответствующими гранями кристаллов (вне зависимости от размеров и формы граней) всегда одинаковы. Установлен H. Стено в 1669 на основании наблюдения многогранных форм природных кристаллов и объясняется тем, что грани кристаллического многогранника соответствуют плоским атомным сеткам в кристаллич. решётке. С. з. лежал в основе классификации и определения кристаллич. веществ (измерение углов с помощью гониометра).

Лит.: Попов Г. M., Шафрановс кий И. И., Кристаллография, 5 изд., M., 1972. M. П. Шасколъская.

СТЕНОБАТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий и bathos - глубина), водные животные с ограниченным диапазоном вертикального распространения, населяющие к.-л. одну вертикальную зону моря (напр., литораль, батиаль, абиссаль). С. ж. противопоставляют эврибатным животным, способным существовать в широком диапазоне глубин. Стенобатность ограничивает возможность расселения животных, поэтому С. ж. обычно свойственны узкие ареалы.

СТЕНОБИОНТЫ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и бионт), животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды (т. е. выдерживающие лишь небольшие колебания темп-ры, солёности, влажности, гидростатич. или атм. давления и т. п.). Для нек-рых С. ограничивающим может быть к.-л. один фактор внеш. среды (напр., характер пищи). Так, нек-рые виды южноамер. колибри питаются нектаром цветков определ. вида растений, и область их распространения ограничивается узким ареалом данного растения. Австрал. сумчатый медведь коала может жить только на тех видах эвкалиптов, листьями к-рых он питается. Для других С. возможность их существования и распространения ограничена одновременно неск. факторами. Напр., одна из самых глубоководных рыб Pseudoliparis amblystomopsis известна только с глубин 6-7 км, где она обитает при полном отсутствии света, гидростатич. давлении в 600-700 am, при постоянной низкой темп-ре и неизменной солёности. К С. относятся мн. паразиты и симбионты (см. Паразитизм, Симбиоз), способные существовать только совместно с представителями одного определ. вида, мн. животные океанич. глубин, обитатели пещер, влажных тропич. лесов, высокогорных р-нов, изолированных океанич. о-вов. Стенобионтность ограничивает возможность расселения и обусловливает локальное распространение видов (узкие ареалы). С. противопоставляют зврибионтам, способным выдерживать колебания факторов внеш. среды в широких пределах.

Г. M. Беляев.


CTEHOBЫE МАТЕРИАЛЫ, строит, материалы и изделия, применяемые при возведении стен зданий. Важнейшие требования к С. м. (определяемые несущими и ограждающими функциями стен): достаточная прочность (обычно в пределах 5-20 Мн/м2), незначит. объемная масса, низкие тепло- и звукопроводность, высокие морозостойкость (как правило, не менее 15 циклов), водостойкость и огнестойкость. Существ, характеристика С. м.- трудоёмкость устройства из них стен.

В совр. капитальном стр-ве наибольшее распространение получили каменные С. м., к-рые обычно подразделяют на мелкоштучные, укладываемые вручную, и крупноразмерные, монтируемые с помощью кранов. К мелкоштучным кам. С. м. относят глиняный и силикатный кирпич, керамич. многопустотные камни, бетонные и шлакобетонные камни, пилёные камни из лёгких горных пород (известняк, туф и т. п.). Макс, размеры мелкоштучных С. м. 50 X X 30 X 20 см. Крупноразмерные кам. С. м.- блоки из обычного, лёгкого или силикатного бетона (см. Крупноблочные конструкции) и стеновые панели - однослойные (из лёгкого бетона) и многослойные (из обычного бетона с теплоизоляц. слоем) (см. Крупнопанельные конструкции).

При устройстве стен малоэтажных зданий, врем, построек и т. п., как правило, применяют местные С. м.- древесные материалы (брёвна, брусья), изделия из камыша, соломы, торфа (камышит, соломит, торфоплиты) и др. Сравнительно дешёвые, эти С. м. имеют, однако, невысокую долговечность и требуют защиты от увлажнения. В сборном малоэтажном стр-ве в качестве С. м. получили распространение материалы, изготовляемые на основе органич. заполнителей и минеральных вяжущих (арболит, фибролит), а также деревянные щиты с теплоизоляц. вкладышами заводского изготовления.

Весьма перспективные С. м.- облегчённые стеновые панели из листовых материалов (асбестоцемент, алюминий, стеклопластик и т. п.) с эффективной теплоизоляцией (пеноплосты, сотопласты и т. п.). Условно к С. м. относят также бетонные смеси, применяемые при возведении монолитных бетонных стен.

Лит. см. при ст. Строительные материалы. К. H. Попов.

СТЕНОГАЛИННЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и halinos - солёный), водные животные, не способные выдерживать значит, колебания солёности воды. К С. ж. относится подавляющее большинство обитателей морей и пресных водоёмов, а также нек-рые солоноватоводные виды. С. ж. противопоставляют эвригалинным животным.


СТЕНОГРАММА (от греч. stenos - узкий, тесный и ...грамма), текст, представляющий собой дословную запись устной речи (доклада, лекции и пр.) по методу стенографии или стенотипическим способом (см. Стенографическая машина).


СТЕНОГРАФ, шестизубый короед (Ips sexdentatus), самый крупный жук сем. короедов фауны СССР. Тело дл. до 8 мм, цилиндрическое, покрыто длинными буровато-жёлтыми волосками, на вершинах надкрыльев по 6 зубцов (отсюда второе назв.), окраска коричневая. Распространён в Европе и Сев. Азии. Обитает на сосне, сибирском кедре, ели, пихте, лиственнице; заселяет толстые стволы мёртвых, но ещё не засохших деревьев, нападает на живые ослабленные деревья и приводит их к гибели. Генерация одногодовая. Меры борьбы: вырубка и окорение поражённых С. деревьев до вылета жуков, раскладка ловчих деревьев и окорение их в период окукливания личинок.


СТЕНОГРАФИЧЕСКАЯ МАШИНА, пишущая машина для стенографии. При машинной записи стенограмм вместо спец. стенографич. знаков используют обычные буквы и сочетания двух и более букв (аккорды). Стенограмму печатают на узкой (шириной неск. см) бумажной ленте построчно (поперёк ленты) нажатием одной или одновременно неск. клавиш; при этом в каждой строке помещается только одна буква или один аккорд. Для повышения скорости стенографирования клавиатуру С. м. делают с ограниченным набором букв, а недостающие буквы алфавита данной стенографич. системы заменяют аккордами, напр, букву Б сочетанием BM, III - TBM и т. д. Скорость стенографирования на С. м.- до 120 и более слов в мин. Запись стандартными печатными знаками исключает влияние индивидуальных особенностей почерка стенографистки на точность расшифровки текста стенограммы др. человеком. С. м. не получили широкого распространения; в связи с развитием техники магнитной записи звука, в частности с появлением диктофонов, с 50-х гг. 20 в. их выпуск прекращён.





2442.htm
СТИРОЛ, фенилэтилен, винилбензол, бесцветная жидкость со специфич. запахом; tпл -30,6 0C, tКИП145,2 0C, плотность 0,906 г/см3(20 0C); практически нерастворима в воде, смешивается с большинством органич. растворителей. С. легко окисляется, присоединяет галогены, полимеризуется и сополимеризуется с различными мономерами. Полимеризация происходит уже при комнатной темп-ре (иногда со взрывом), поэтому при хранении С. стабилизируют антиоксидантами (напр., mpem-бутилпирокатехином, гидрохиноном). Осн. пром. способ получения С.- каталитич. дегидрирование этилбензола в токе водяного пара при 500-630 0C.

Применяют С. гл. обр. для произ-ва полистирола, а также различных сополимеров, в т. ч. бутадиен-стиральных каучуков, полиэфирных смол"', сополимеры стирола с дивинилбензолом служат ионообменными смолами.

Пары С. раздражают слизистые оболочки; предельно допустимая концентрация их в воздухе 0,005 мг/дм3.

СТИХ (от греч. stichos - ряд, строка), художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также наз. С.), к-рые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Членение на стихи обычно отмечается графич. оформлением текста (печатание отд. строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фоническими признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр - чередование внутри стиха сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тонич., свободном стихе и пр.).


СТИХЕЕВЫЕ (Stichaeidae), семейство морских рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое (до 60 см, обычно меньше); спинной и анальный плавники длинные, первый из них с колючками, брюшные - короткие, у нек-рых отсутствуют; у кораллового вьюна (Azygopterus corallinus) нет и грудных плавников. Боковая линия у ряда С. очень сложная (состоит из нескольких продольных линий с короткими, иногда соединяющимися ответвлениями). 8 подсем., объединяющих 54 вида. Наиболее разнообразны С. вдоль берегов сев. части Тихого ок.; в Сев. Атлантике и Сев. Ледовитом ок. лишь 5 видов. В морях СССР ок. 30 видов (из родов Stichaeus, Lumpenus, Chirolophis, Alect-rias и др.). Прибрежные донные рыбы, редко живут на глубине св. 200 м. У ряда видов самцы охраняют кладку икры. Mн. С. служат пищей промысловым рыбам.

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, "...несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 367). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией учёных-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в специально-научном исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т. п.). Однако С. м. не идёт дальше убеждения в независимости внеш. мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, не поднимается до сознательной филос.-материалистич. позиции.


СТИХИЯ (от греч. stoicheion - первоначало, первооснова, элемент), 1) у до.-греч. философов-материалистов - основные элементы природы (у Эмпедокла - огонь, воздух, вода и земля; в др.-кит. философии - металл, земля, вода, дерево, огонь). 2) Явление, сила природы, обнаруживающиеся как неудержимое начало, стремление (напр., буря). 3) В п ереносном смысле - окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело, занятие.

СТИХОВЕДЕНИЕ, метрика, наука о звуковой форме лит. произведений. Осн. материалом С. являются стихи (отсюда и назв.), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха - см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статич. характеристика значимых звуковых элементов и динамич. характеристика принципов их сочетания: так, собств. метрика распадается на просодию (классификацию стогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных лит. традициях различны: иногда из С. выпадают нек-рые разделы (в антич. С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. входит рассмотрение фигур стилистических). Нек-рые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно поэтич. синтаксиса) лежит явление переноса, на границе С. и композиции лежит явление "твёрдых форм" (сонега, рондо и пр.), а такое важное стиховедч. понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (напр., "восходящая интонация"), и стилистики (напр., "напевная интонация"), и тематики ("религиозно-дидактическая интонация" и т. п.).

Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в различных лит-pax письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредств. слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтич. культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, "классической" системой стиха (так, лат. С. опиралось на понятия греч. С., а новоевропейское- на понятия лат. С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой "правил" и "вольностей", учившей, как "должны" писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из осн. методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, к-рые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его "константами", "доминантами" и "тенденциями"), достигается .вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнит, методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1)в разные периоды лит. истории, 2) в лит-ре разных языков, 3) в поэтич. произведении и в "естественном ритме" (или "естественной фонике") данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой н образной.

Развитие рус. С. неотрывно от развития рус. стихосложения: первый подъём его (18 в.- работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, M. В. Ломоносова) связан с освоением силлаботонического стихосложения, второй (нач. 19 в. - работы A. X. Востокова и др.) - с освоением имитаций антич. и нар. размеров, третий (1910-20-е гг.- работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. M. Жирмунского, P. Якобсона и др.) - с освоением тонич. стихосложения. Новый этап развития рус. С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений совр. языкознания, семиотики ц теории информации..

Стихеевые: / - карликовый стнхей (Stichaeopsis папа); 2 - мохоголовая собачка (Chirolophis snyderi); 3 - морской петушок (Alectrias alectrolophus).

Лит. см. при ст. Стихосложение.

M. Л. Гаспаров.


СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаич. речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза). Проза также естественно членится на речевые такты (колоны), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксич. членением текста. В стихах же это членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии - мелодией, в письменной - чаще всего графикой, т. е. записью отд. строками) и может не совпадать с синтаксич. членением текста (несовпадение наз. enjambement - перенос).

Заданное членение на стихи - необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию - независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С.

Осн. единица соизмеримости стихов во всех языках - слог. Осн. фонетич. характеристики слога (слогового гласного) - высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов (силлабическое стихосложение), так и количество слогов определённой высоты (мелодич. С.), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение) и силы (тоническое стихосложение). T. к. обычно эти фонетич. признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до нек-рой степени и остальные, поэтому возможны системы С., осн. на двух и более признаках. Чаще всего т. о. одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодич., силлабо-метрич., силлабо-тоническое стихосложение). Это упорядоченное расположение неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций в стихе называется метром. T. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация, ассонанс), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматич. конструкций (параллелизм) и пр.

Пример силлабич. С.- сербскохорв. нар. эпич. стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел (цезура) после 4-го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха (клаузула) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонич. С.- др.-герм. стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот - тоже, оба слова 1-го полустишия и первое слово 2-го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодич. (точнее, силлабо-мелодич.) С.- кит. 5-сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, чётные позиции (сильные) - одна слогом "ровного", другая слогом "неровного" (повышающегося или понижающегося) тона, причём "ровному" слогу 1-го стиха соответствует на той же позиции "неровный" во 2-м и 3-м и "ровный" в 4-м стихе (и наоборот); 1-й, 2-й и 4-й стих объединены рифмой. Пример метрич. (точнее, силлабо-метрич.) С.- др.-греч. гекзаметр: 12 метрич. позиций в стихе, нечётные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, чётные (слабые) - 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция - 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий - одной, так что весь стих (12- 17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тонич. С.- рус. 4-стопный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или !-сложными ударными словами), чётные (сильные) - произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8-м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилич. клаузулы).

Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий: 1) определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия) - какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются "ровными" и "неровными", "долгими" и "краткими", "ударными" и "безударными", 2) определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа), на каких - с возможными исключениями (как доминанта), на каких - лишь предпочтительно (как тенденция - напр., ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.

В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого - двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистич. причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодич. особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, осн. на том звуковом явлении, к-рое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно): напр., в рус. яз., где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодич. и метрич. С., а во франц. яз., где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тонич., и силлабо-тонич. С. Культурно-историч. причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действит. развитие в поэзии. Так, фонология др.-греч. или сербскохорв. яз. допускала и мелодич., и метрич., и тонич., и силлабич. С., а развитие получило в др.-греч. яз. только метрическое, а в сербскохорв. только силлабич. и отчасти силлабо-тонич. С.; так, фонология рус. яз. допускает и силлабич., и силлабо-тонич., и тонич. С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-историч. факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюрк, языки восприняли из араб. яз. метрич. систему С. (аруз), хотя долгота звуков в тюрк, яз. не фонологична. Точно так же культурно-историч. причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров в нац. С. Так, в европ. яз. более длинные размеры (5- и 6-стопный ямб, 10-, 11-, 12-сложный силлабич. стих) восходят к антич. образцу ("ямбич. триметру"), а более короткие (4-стопный ямб, 8-сложный силлабич. стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтич. культурах, где антич. влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространёнными стали более длинные размеры, а в культурах, где антич. традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская),- более короткие размеры.

История рус. С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлаботоники (17-18 вв.), господство силлаботоники (18-19 вв.), господство силлаботоники и чистой тоники (20 в.). До становления письменного стихотворства в 17 в. рус. поэзия знала 3 системы С.: "свободный стих" церк. песнопений (иногда наз. "молитвословный стих"), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпич. и лирический) и чисто-тонич. говорной стих (иногда наз. "скоморошьим"); последний и стал основным С. ранних (до 1660-х гг.) произведений рус. поэзии, а в низовой, "лубочной" лит-ре существовал и далее. В 17 - нач. 18 вв. были сделаны три п