БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201х и ячеистых бетонов, железобетонные панели и др. крупноразмерные изделия. Ненесущие С., вес к-рых должен быть минимален, изготовляют из многослойных железобетонных панелей с эффективным утеплителем, панелей из особо лёгких бетонов, асбестоцементных панелей. В малоэтажном стр-ве применяют дерево, силикатный и сырцовый кирпич, шлакобетонные, керамич. и природные камни.

С. во многом определяют конструктивное решение и общий архит. облик здания. Назв. материала С. часто характеризует архитектурно-конструктивный тип дома: крупнопанельный, крупноблочный, кирпичный, деревянный рубленый, каркасно-щитовой и т. п.

Лит.: Конструкции гражданских зданий, под ред. M. С.Туполева, M., 1968; Конструкции промышленных зданий, под ред. A. H. Попова, M., 1972.

3. А. Казбек-Казиев.


СТЕНБЕРГИ, братья Владимир Августович [р. 23.3(4.4). 1899, Москва] и Георгий Августович [7(2O). 10.1900, Москва, -14.10.1933, там же], советские графики, дизайнеры (см. Дизайн), мастера оформительского искусства, театральные художники. Учились в Москве в Строгановском художественно-пром. уч-ще (1912-17) и Свободных художеств, мастерских (1917-20). В первые годы Сов. власти С. участвовали в оформлении массовых празднеств. Чл. Инхука, О?-ва молодых художников (Обмоху).

Представители конструктивизма, участники движения производственного искусства, С. стремились сделать оформит, иск-во действенным средством агитации и эстетич. воспитания масс. С.- одни из создателей сов. киноплаката; для их плакатов характерно соответствие динамике и монтажному принципу фильма, сочетание перерисовки эффектного кадра с крупными цветовыми плоскостями и броским шрифтом.

В. А. и Г. А. Стенберги; Киноплакат. 1920-е гг.

Произведения (совм.): оформление спектакля "Опера нищих" Б. Брехта и К. Вейля (1930, моек. Камерный театр), интерьеров Дворца культуры автозавода (1930) в Москве, праздничное оформление Красной площади (1928-34). Произведения В. А. Стенберга: оформление выставки "Наши достижения" (совм. с Л. А. Стенберг; 1934), праздничное оформление Красной площади (1945, 1947-62) и Ин-та механизации с. х-ва (1967; все совм. с С. В. Стенбергом) в Москве. В. А. Стенберг награждён орденом "Знак Почёта" и медалями. Илл. см. также т. 13, табл. III (стр. 64-65).

СТЕНД (англ, stand), щит для размещения к.-л. экспонатов, книг и т. д., устраиваемый для удобного их обозрения на выставках, в музеях. См. также Стенд испытательный, Стенд сборочный, Стенд стрелковый.


СТЕНД ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ, устройство для контрольных, специальных и приёмочных испытаний объектов. С. и. имеет плиту или станину с приспособлениями для быстрой установки и закрепления испытуемого объекта, контрольно-измерит. аппаратуру, а также коммуникации для подвода электроэнергии, сжатого воздуха, воды, пара, масла, горючего (в зависимости от объекта и программы испытаний). С. и. для испытаний тяжёлых узлов и машин оборудуют поворотными подъёмно-трансп. устройствами. Показания контрольно-измерит. аппаратуры в процессе испытания снимают визуально или самопишущими устройствами. В поточно-массовом и автоматизированном произ-ве применяют встроенные в поток полуавтоматич. или автоматич. С. и.; установка и снятие испытуемых объектов, выполнение всех присоединений и снятие показаний должны производиться в минимальное строго регламентиров. время. В. С. Корсаков.

СТЕНД СБОРОЧНЫЙ, устройство (установка) для выполнения узловой и общей сборки машин', используется при стационарной и поточной сборке средних и крупных объектов (изделий), напр, двигателей, станков. Различают универсальные С. с., применяемые в единичном и мелкосерийном произ-вах, и специальные - в средне- и крупносерийном произ-вах. Собираемый объект размещают на горизонтальной плите (балке), верхняя плоскость к-рой тщательно обработана и снабжена Т-образными пазами для крепления к ней базовой детали (станины, корпуса и т. п.). На спец. стендах используют также быстродействующие устройства и приспособления для установки и крепления собираемых объектов. С. с. оборудуются подъёмно-трансп. средствами, оснащаются средствами механизации и автоматизации вспомогат. сборочных и контрольно-измерит. работ. В ряде случаев С. с. имеют дополнит, устройства: для поворота объекта сборки, заправки смазкой и т. п. Перемещение собираемых объектов с одного С. с. на другой при поточной сборке производят электротельферами, консольными или мостовыми кранами, шаговыми конвейерами (гл. обр. в станкостроении). Для крупногабаритных изделий возможна поточная сборка без передачи изделий с одного С. с. на другой. В этом случае полная сборка изделий производится на одном С. с., а определ. операции сборки осуществляются последовательно бригадами сборщиков на спец. С. с. Кроме собственно сборочных работ, на С. с. производят пригонку сопрягаемых деталей (в случае необходимости), регулировку и контроль. На нек-рых С. с. собранные объекты обкатывают и испытывают, а затем после приёмки на том же стенде разбирают на узлы и элементы для транспортирования и последующего монтажа на месте эксплуатации, что позволяет сократить число перестановок собираемого изделия и уменьшить производств, площади. Лит. см. при ст. Сборка машин.

B.C. Корсаков.


СТЕНД СТРЕЛКОВЫЙ, спортивная площадка для стрельбы из гладкоствольных ружей дробовым снарядом по летящим мишеням-тарелочкам, выбрасываемым метательными устройствами (машинками). Различают С. с. - траншейные и круглые. Траншейный С. с., 25 X 24 л, 5 стрелковых мест на линии стрельбы, блиндаж с 15 метательными машинками и пульт управления ими. Круглый С. с.- площадка в виде полукруга (радиус 19,2 м), ограниченная хордой (36,8 м), 7 стрелковых мест на дуге и 1 в центре хорды, метательные машинки в будках (левая на вышке, правая на земле). См. Стрелковый спорт.

СТЕНДАЛЬ (Stendhal) [псевд.; наст, имя и фам. Анри Мари Б е и л ь (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль,-23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в воен. мин-во. Участвовал в итал. походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и лит. кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806-14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итал. романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во франц. и англ, оппозиц. прессе. В 1830 стал франц. консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни.

Первые произв. С. были посвящены музыке, к-рую он называл своей "самой сильной" страстью. В работах "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), "Жизнь Россини" (1824) эстстич. вкусы и симпатии С. выражены вполне определённо: он больше всего тяготел к итал. опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодич. пением, искусством бельканто, к классич. симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.

В кн. "История живописи в Италии" (т. 1-2) и "Рим, Неаполь и Флоренция" (обе 1817) идеалистич. эстетика критикуется с позиций культурно-ист, метода, развивается взгляд на иск-во как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора иск-ва ("Прогулки по Риму", 1829, и др.). В 1822 С. опубл. трактат "О любви" - опыт конкретного психологич. анализа, обогащённого личными переживаниями и наблюдениями.

Свидетельством активного участия С. в спорах о романтич. и классич. направлениях в лит-ре служат две версии памфлета "Расин и Шекспир" (1823 и 1825), в к-рых он, противопоставляя глубокое и страстное иск-во У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых "трёх единств", создания новой драматургии, современной по духу.

Стендаль.

Стендаль. "Красное и чёрное". Кадр из фильма. Режиссёр К. Оглн-Лора 1954.

Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистич. направления в лит-ре. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирич. изображение мирка светской черни - все эти черты реалистич. метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от нек-рого схематизма романе "Арманс" (т. 1-3, 1827). В новелле "Ванина Ванини" (1829) сочувственно обрисован итал. патриот-карбонарий.

Роман "Красное и чёрное" (1831) носит подзаголовок "Хроника XIX века": в нём С. рисует широкую картину франц. общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе - это описание драматич. единоборства юного Жюльена Coреля с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели.

Ещё большей социальной остроты и обличит, пафоса С. достигает в неоконченном романе "Люсьен Левей" (1834- 1836, опубл. 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомич. фарса. Пользуясь приёмами гротеска. С. обнажает отвратит, сущность гос. аппарата Луи Филиппа, в к-ром царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части франц. интеллигенции.

В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героич. деяний, к-рым, по убеждению С., не было места в совр. ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам нац.-освободит, борьбы итал. народа против австр. поработителей. Толчком для создания романа "Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом дс, е происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского roc-ва в символич. картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

Из тех же источников С. черпал сюжеты для "Итальянских хроник" (создавались на протяжении 30-х гг.; отд. изд. 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов франц. аристократии и буржуазии сер. 19 в. Сатирич. показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены "Записки туриста" (т. 1-2, 1838).

С. оставил немало произв., опубл. уже посмертно. К ним относятся автобиографич. повести "Жизнь Анри Брюлара" (1835, изд. 1890) и "Воспоминания эготиста" (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологич. наблюдений, неоконч. роман "Ламьель" (1839-42, изд. 1889, полностью 1928) и "Чрезмерная благосклонность губительна" (1839, изд. 1912-13), композиционно примыкающие к циклу "Итальянских хроник", а также дневники и обширная переписка.

Творчеству С. свойственно органич. сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологич. глубины. Вся его лит. деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически объёмные, полнокровные об разы, в к-рых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

Заслуживший при жизни признание немногих (П. Меримо, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново "открыт" во 2-й пол. 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвящённых ему монографий и периодич. изданий; ни одно поколение франц. писателей не проходит мимо его творч. наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено неск. фильмов экранизаций произв. С., в т. ч. "Ванина Baнини" (1922), "Пармская обитель" (1948), "Красное и чёрное" (1954).

В России соч. С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. H. Толстой.

С о ч : [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [V. 1 - 79], P., 1927 - 37; в рус. пер.- Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1 - 15, Л.- M., [1933] - 1950, Собр соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1 - 15, M., 1959.

Лит.. Луначарский А. В, Стендаль, Собр. соч , т. 5, M., 1965; P е и з о в Б Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький M., [ Пре дис л. ], в KH .: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, M , 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., M , I960; Э р е Н-6 у р г И., Уроки Стендаля, в его кн.. Французские тетраДи, M , 1958; Фрид Я,, Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., M., 1967; ПревоЖ., Стендаль, М.- Л., 1960; Th i b a u d е t A., Stendhal, P., 1931; Martineau H , Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; "Europe", 1972, № 519 - 521 (номер посвящен Стендалю)

Ю. H. Стефанов.


СТЕНДАЛЬ (Stendal), город в ГДР, на р. Лихте, в округе Магдебург. 39 тыс. жит. (1974). Крупный ж.-д. узел. Предприятия пищевой и металлообр. пром-сти.

СТЕНДЕ, посёлок гор. типа в Талсинском р не Латв. CCP. Ж.-д. станция на линии Вентспилс - Рига. Леспромхоз, з-д комбикормов, предприятия ж.-д. транспорта. Близ С.- Гос. селекционная станция.


СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА, вид стрелкового спорта, спортивная стрельба на траншейном или круглом стенде стрелковом по выбрасываемым метательными устройствами мишеням-тарелочкам.


СТЕНЛИ (Stanley) Уэнделл (р. 1904), американский вирусолог; см. Стэнли У.

СТЕННАЯ ГАЗЕТА, стенгазета, в СССР - газета трудового, студенческого, ученического коллектива, воинского подразделения, отпечатанная на пишущей машинке или написанная от руки и вывешиваемая на стене или специальном стенде. Материалы С. г. отражают осн. деятельность данного коллектива: борьбу за выполнение производств, заданий и социалистич. обязательств, за укрепление трудовой дисциплины, за высокую успеваемость и коммунистич. воспитание учащихся, за лучшие результаты в боевой и политич. подготовке войск. Периодичность выхода номеров С. г. 1-4 раза в месяц. Выпуск С. г. осуществляет избранная на общем собрании коллектива (либо на профсоюзном собрании, конференции) редакционная коллегия, возглавляемая редактором. Исходя из задач, стоящих перед коллективом, она намечает осн. направления газеты, планы отд. номеров и организует работу по их выполнению, опираясь при этом на актив рабочих, сельских, юных корреспондентов. Редколлегия отчитывается о своей работе на собрании избравшего её коллектива.

С. г. появились в первые годы Сов. власти одновременно с массовым раб-селькоровским движением как его опорные пункты. КПСС рассматривает стенную печать как важный участок своей идеологической и организаторской работы. Партийные комитеты, бюро непосредственно направляют деятельность редколлегий С. г. В резолюции 13-го съезда РКП(б) "О печати" (1924) и постановлении Оргбюро ЦК РКП(б)"О стенных газетах" (1924) отмечалось возрастающее значение стенной печати в социалистич. строительстве, указывалось на необходимость её всемерного развёртывания. Значит, внимание вопросам стенной печати ЦК партии уделил также в постановлениях: "Очередные задачи партии в области рабселькоровского движения" (1926), "О перестройке рабселькоровского движения" (1931), "Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати" (1958). В ходе социалистич. и коммунистич. строительства С. г. зарекомендовали себя как боевые помощники парт, орг-ций, как важное средство идеологич. воздействия.

В 1975 в СССР издавалось ок. 2 млн. С. г. и оперативных приложений к ним - "боевых листков", "молний", сатирич. листков и т. д. Десятки миллионов людей сотрудничают в стенной печати в качестве авторов, участников рабселькоровских рейдов и постов. Методич. помощь и проф. учёбу активистов стенной печати осуществляет журн. "Рабоче-крестъян-ский корреспондент", издаваемый редакцией газ. "Правда".

По примеру СССР стенная печать получила распространение в др. социалистич. странах. П. А. Чернущенко.

СТЕННОЙ КВАДРАНТ, астрономич. инструмент для измерения высот светил, применявшийся в средние века. Обладая большими размерами (радиус до 3 м), С. к. крепился на астрономич. обсерваториях неподвижно на каменных стенах, преим. в плоскости меридиана. Дуга С. к. подразделялась на доли градусов и давала возможность отсчитывать направления на светила с точностью до десятых долей минуты дуги. С помощью С. к. Тихо Браге в 16 в. составил один из точнейших для той эпохи звёздных каталогов. В кон. 17 в. С. к. вышли из употребления и были заменены меридианными кругами, к-рые позволили исключить из наблюдений инструментальные ошибки и т. о. значительно повысить точность наблюдений. См. Квадрант.


СТЕННЫЕ РОСПИСИ, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закреплённых на различных поверхностях архит. сооружений. С. р., к-рые выполняются преим. средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к С. р. условно относят мозаику). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для нар. иск-ва (см. Роспись декоративная).

К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Др. Египте (особенно в 3- 1-м тыс. до н. э ). Ко 2-му тыс. до н. э относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. дон. э.- в Урарту.

"Охота фараона" Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись.

Конец 15 в. до н. э Британский музей. Лондон

Ко 2 му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиц. решений. Мастерами Др. Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространств, убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Др. Рима. Если в 7-8 вв. среднеазиат. здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изобра жениямн, то в мусульм. ср.-век. иск-ве Cp. Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для ср.-век. Китая (Дуньхуан) и Индии (Adжанта).

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519

В ср.-век. Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определ. иерархия, порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузии, на Балканах, в Др. Руси.

Д ж. Б. T ь е п о л о. "Пир Антония и Клеопатры" Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.

К ранним примерам др. рус. С. р принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11 -12 вв.); нового подъема иск-во др. рус. С. р. достигло в 14-16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В рус. иск-ве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Зап. Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо драматич. С. р. характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Зап. и Центр. Европы, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.

Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджелр и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражд. пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архит. мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. барокко, приобретающих преим. декоративный характер В 17-18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась гл. обр. для украшения потолков (см. Плафон). BCp. классицизма 18 - нач. 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архит. форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие те-матич. С. р., иногда обращались к наследию раннего итал. Возрождения (напр., нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обостренный интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю "модерн" и нац -романтич. направлениям (П. Пюви де Шаванн, M. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. M Васнецов, M. А Врубель, M. В Нестеров в России), как правило, избегавшие "прорывов" картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористич. и композиц. решениям. В совр. иск-ве капиталистич. стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистич. стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (M. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, P. Тамайо в Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художеств, выражение для прогрессивно-демократич. идей (Д. Ривера, X К. Ороско, Д. А Сикейрос в Мексике, X. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (напр., мекс. "муралисты" применяют для них новые пироксилиновые краски).

В. M. Васнецов Панно "Каменный век" (фрагмент). 1883-85 Исторический музей Москва

Ч Ахмаров. "Фархад и Ширин". Фрагмент росписи театра оперы ч балета им. Навои в Ташкенте. 1944-47.

В СССР развитию иск ва С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величеств, обществ, зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к обществ.-воспитат. аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920-40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров, Л. А. Бруни, А А. Дейнека, П. Д Корин, E. E. Лансере, В. А. Фаворский Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950-196Oe гг ,- А. В. Васнецов, H. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. Иск-во С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

Илл. см. также на вклейках - к стр. 480-481 и табл. XXXVI, XXXVII

Лит.: Ш м и д T , Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем , M , 1934; Ж а д о в а Л. А, Монументальная живопись Мексики, M., 1965, Вое и нова И H., Художники-монументалисты, M., [1969]; Данилова И. E., Итальянская монументальная живопись, M , 1970; Л азарев В H., Древнерусские мозаики и фрески XI -XV вв., M., 1973, Лебедева В., Советское монумен