БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201атизированная информационно-управляющая система С. и метрологии СЭВ; единая система проектно-конструкторской документации СЭВ; единая система допусков и посадок СЭВ), а также комплексных стандартов на продукцию, являющуюся предметом товарообмена между странами - членами СЭВ. Нормы и требования стандартов СЭВ соответствуют международным стандартам. К 1 января 1975 принято 4900 рекомендаций СЭВ по С. и 120 стандартов СЭВ. 28-я сессия СЭВ (21 июня 1974) утвердила "Положение о стандарте СЭВ (CT СЭВ)" и одобрила Конвенцию о прямом (непосредственном) применении стандартов СЭВ. Конвенция о применении CT СЭВ ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР указом от 17 сентября 1974. Разработка и применение стандартов СЭВ оказывают решающее влияние на интенсификацию процессов социалистич. экономич. интеграции, совершенствование междунар. социалистич. разделения труда, повышение уровня произ-ва и качества продукции, на усиление конкурентоспособности продукции социалистич. стран на мировых рынках и дают значит, экономич. эффект. Использование стандартов СЭВ в нар. х-ве стран - членов СЭВ обусловливает дальнейшее сближение национальных систем С.


Стандартизация в капиталистических странах. Для проведения работ по С. в капиталистических странах существуют нац. орг-ции. В большинстве промышленно развитых стран эти орг-ции неправительственные - ассоциации, общества, институты, членами к-рых являются фирмы, компании, торговые корпорации и частные лица. Вместе с тем в ряде капиталистич. стран пр-ва оказывают финанс. поддержку орг-циям по С. В Японии, Италии, Мексике и др. капиталистич. странах действуют правительств, орг-ции по С.

Подавляющее большинство нац. стандартов не имеет законодат. силы, за исключением стандартов по технике безопасности, здравоохранению и защите окружающей среды. Для своей практич. деятельности фирмы и компании разрабатывают и используют также фирменные стандарты, учитывающие спрос, конкуренцию на внутр. и внеш. рынках и т. п. Всё большее распространение и использование получают междунар. стандарты.


Международная стандартизация связана с развитием многостороннего науч.-технич. и экономич. сотрудничества. 70-е гг. 20 в. характеризуются интенсивным развитием работ по междунар. С. Вопросами С., метрологии, повышения качества продукции, кроме нац. орг-ции, занимается более 300 международных и региональных орг-ции (1975). В области С. действуют крупнейшие междунар. организации: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Междунар. орг-ция по стандартизации (ИСО), Междунар. электротехнич. комиссия (МЭК).

Междунар. стандарты и рекомендации, разрабатываемые этими орг-циями, устанавливают показатели, соответствующие совр. науч.-технич. требованиям к качеству, надёжности, безопасности, и др. важнейшие свойства и характеристики различных видов продукции, являющейся предметом междунар. торговли, а также определяют унифицированные методы и средства испытаний и аттестации материалов и товаров. Применение междунар. стандартов способствует расширению науч.-технич., экономич. и торговых связей. Междунар. стандарты широко используются при разработке нац. стандартов, что позволяет значительно сократить сроки и стоимость их разработки и получить большой экономич. эффект.

Лит.: Кржижановский Г. M., Куйбышев В. В., Осадчий П. С., Перспективы стандартизации и реконструкция ^народного хозяйства СССР, M.,1929; Бойцов В. В., Стандарт и качество, M., 1966; Стандартизация в народном хозяйстве СССР. 1917 - 1967, M., 1967; Стандартизация и социалистическая экономическая интеграция, M., 1974; ГОСТ 1.0-68; ГОСТ 1.5-68; ГОСТ 1.9-67; ГОСТ 1.20-69; ГОСТ 1.11-75; ГОСТ 1.13-75; ГОСТ 1.19- 75; Стандартизация в СССР. 1925 - 1975. M., 1975. В. В. Бойцов.


СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ, статистич. показатели, применяемые для сравнения совокупностей разного состава с целью устранения различий. Так, сравнение показателей смертности лиц двух разных профессий может затрудняться различием их возрастной структуры. Чтобы устранить его влияние на коэффициенты смертности, для обеих групп принимают условно одну и ту же возрастную структуру, после чего исчисляют С. к., характеризующие показатели смертности обеих групп, пригодные для сопоставления. С этой целью по той и другой профессии из повозрастных показателей смертности вычисляются средние с одними и теми же весами для возрастных групп. Возможны и более сложные способы получения С. к. В демографич. статистике С. к. применяются и для сравнения др. показателей (напр., рождаемости, брачности) и не только по профессиям, но и по территориям, периодам времени и т. п. В экономич. статистике с С. к. сходны индексы, в исчислении к-рых принимаются, напр., одинаковые для обоих сравниваемых периодов наборы продуктов. А. Я- Боярский.


СТАНДАРТНАЯ АТМОСФЕРА, см. Атмосфера стандартная.


СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ, то же, что квадратичное отклонение.


СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ, вещества (материалы) с достаточно точно известными и официально удостоверенными значениями специфических для данного вещества параметров. С. о. количественно характеризуют содержание изотопов, элементов, соединений (напр., С. о. нержавеющей стали, аттестованный по хим. составу), свойства данного вещества (напр., С. о. бензойной к-ты, аттестованный по удельной теплоте сгорания), нек-рые технич. параметры (напр., С. о. толщины эпитаксиальных структур кремния). По своему назначению С. о. относятся к классу мстрологпч. средств - мер. С. о. изготовляются по спец. технологии; значения аттестованных величин устанавливаются по результатам заданной программы исследования С. о. каждого типа.

С. о. широко используются для контроля правильности результатов количеств, определений характеристик веществ и градуирования измерит, приборов для выполнения таких определений. Осн. области применения С. о.: разведка, добыча и переработка минерального сырья; произ-во и потребление металлов, сплавов, горюче-смазочных материалов; контроль сырья и материалов, поставляемых в рамках междунар. экономич. сотрудничества; здравоохранение (клинико-химическис анализы): наблюдение и контроль загрязнений окружающей среды. В связи с большим значением С. о. проблемы их произ-ва и применения привлекают внимание метрологич. органов ряда стран и находятся в сфере деятельности ряда междунар. орг-ции. Иностр. эквиваленты термина -Reference Materials (англ.), Materiaux de Reference (франц.), Normalproben (нем.).

Мит.: Ш а е в и ч Л. Б., Измерение и нормирование химического состава веществ, M., 1971; О л е и н и к Б. H., Точная калориметрия, 2 изд., M., 1973; Стандартные образцы, выпускаемые в СССР. [Справочник], под ред. А. Б. Шаевнча. [M.], 1973; US National Bureau of Standards. Standard reference materials: 1973 (Catalog), Wash., 1973.

А. Б. Шаевич.






2434.htm
СТАНДАРТНЫЕ ЭТАЛОНЫ, то же, что стандартные образцы.


СТАНДАРТНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕНСКИЙ АРЕАЛ (CMA), стандартный метрополитенский статистический ареал (CMCA), терр.-статистич. единица, используемая в США для приближённого выделения и количеств, характеристики городских агломераций. CMA выделяются для всех городов США, имеющих более 50 тыс. жит. и не являющихся пригородами более крупных городов. В состав каждого CMA входит одно или неск. графств, отбираемых по спец. критериям, характеризующим плотность населения, уровень развития гор. жизни и тесноту экономия, и культурных связей. В 1974 Бюро ценза США публиковало данные по 283 CMA, в к-рых менее чем на 10% терр. страны было сосредоточено 70% её населения и почти 75% экономич. деятельности. Границы CMA периодически пересматриваются по мере терр. роста пригородных зон.

Метрополитенские ареалы выделяются и в других странах (напр., в Канаде).

В. M. Гохман.


СТАНДАРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, то же что нормальный потенциал.


СТАНДАРТНЫЙ РАСТВОР, титрованный раствор, раствор с точно известной концентрацией реактива химического. С. р. применяется в методах титриметрического анализа для установления кол-ва определяемого вещества посредством титрования до точки эквивалентности, обычно фиксируемой по изменению окраски индикатора химического или титруемого раствора. Для расчётов результатов устанавливают кол-во (объём, иногда масса) С. р., затраченного на взаимодействие с определяемым веществом. Точность определений зависит от правильности установления концентрации С. р. Обычно её выражают нормальностью. Для практич. целей пользуются также титром.

С. р. получают: а) растворением точной навески вещества в точном объёме растворителя; при этом исходное вещество должно быть химически чистым, устойчивым при хранении в твёрдом виде и в растворе, состав должен точно соответствовать формуле химической; б) титрованием по другому раствору, имеющему точно известную концентрацию; удобство метода в том, что он позволяет, не прибегая к точным навескам, устанавливать концентрацию мн. растворов; в) с помощью фиксанала, представляющего собой сухое вещество или раствор в кол-ве, необходимом для приготовления 1 л раствора определённой концентрации (фиксаналы выпускаются пром-стью в форме запаянных стеклянных ампул). С. р. должны храниться в условиях, обеспечивающих постоянство их состава с учётом хим. природы растворённого вещества.

Лит.: Кольтгоф И. M., Стенге р В. А., Объёмный анализ, пер. с англ., т. 1, М.- Л., 1950; Крешков А. П., Основы аналитической химии, 3 изд., [т. 2], M., 1970; Алексеев В. H., Количественный анализ, 4 изд., M., 1972.

Л. В. Нифантъева,


"СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО", ежемесячный науч.-тсхнич. журнал, орган Госстандарта СССР. Издаётся в Москве с 1927. В 1927-41 наз. "Вестник стандартизации", в 1952-65-"Стандартизация", с 1966-"С. и к.", с сер. 1941 до 1952 не издавался. Публикует материалы по созданию и внедрению систем повышения качества продукции на основе стандартизации, а также по стандартизации и унификации пром. изделий, внедрению стандартов различных категорий, организации работы служб стандартизации и нормоконтроля, комментарии к важнейшим стандартам, методикам и положениям. Тираж (1975) 36,5 тыс. экз. С 1969 имеет ежемесячное приложение "Надёжность и контроль качества".

CTАНEВ Емилиан (псевд.; наст, имя Никола Стоянов) (р. 14.2. 1907, Велико-Тырново), болгарский писатель, Герой Социалистич. Труда (1967), нар. деятель культуры Болгарии (1966). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1944. Учился в Художеств, академии, затем изучал финансы и торговлю в Свободном ун-те в Софии. Печатается с 1931. В сб-ках рассказов "Манящие огни" (1938), "Мечтатель" (1939), "Будни и праздники" (1945), в повести "Похититель персиков" (1948) изобразил серые будни провинциального городка. Известность приобрели анималистич. рассказы С. (сб-ки "Одни", 1940; "Последняя борьба", 1942; "Январское гнездо", 1953). Роман "Иван Кондарев"(кн. 1-2, 1958-64, Димитровская пр. 1965, рус. пер. 1967) - эпич. полотно о жизни и борьбе болг. народа во время Сентябрьского антифаш. восстания 1923. Нравственно-этическими проблемами борьбы добра и зла проникнуты ист. романы "Легенда о Сибине, князе Преславском" (1967, рус. пер. 1970) и "Антихрист" (1970).

С о ч.: Избрани разкази и повести, София, 1965; Търновската царица.-Крадецът на праскови.- Вълкът.- Скот Рейнолдс и непостижимото. София, 1973; в рус. пер.- Избранное, M., 1970; Похититель персиков. Рассказы и повести, M., 1966; Чернушка. Повести, M., 1971.

Лит.: Ж еч е в Т., Э. Станев, в кн.: Эстетика и литература, M., 1966; Марков Д., Болгарская литература наших дней, M., 1969; Зарев П., Емилиян Станев, София, 1973. В. И. Злыднев.


СТАНИMAKA, старое название города Асеновград (Болгария).

СТАНИНА, основная, как правило, неподвижная часть машины, на к-рой размещаются и по к-рой перемещаются остальные её узлы. Для перемещения узлов на С. имеются направляющие. С. воспринимает усилия от узлов и деталей машины. Обычно закрепляется на фундаменте. С. отливают из чугуна или сваривают (реже) из низкоуглеродистых сталей. Она имеет сложную, иногда коробчатую форму, с перегородками, рёбрами и окнами; крупные С. делают составными. Наиболее типичными являются С. металлорежущих станков и прессов. При обработке особо тяжёлых изделий С. станка перемещается по направляющим, а изделие неподвижно. Основные требования к С.: высокие жёсткость, виброустойчивость, точность и износоустойчивость направляющих и пр.

СТАНИСЛАВ, до 1962 название города Ивано-Франковска.


СТАНИСЛАВ АВГУСТ (Stanisiaw August) (17.1.1732 - 12.2.1798), польский король в 1764-95; см. Понятовский С. А.

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам,- Алексеев) Константин Сергеевич [5(17). 1.1863, Москва,-7.8.1938, там же], советский актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, нар. арт. СССР (1936). С. заложил фундамент совр. науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценич. реализма (см. Станиславского система).

Родители С. принадлежали к прогрессивным торг.-пром. кругам, из к-рых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели рус. культуры - П. M. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совм. с реж. А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Koмиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения" Л. H. Толстого, 1891; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898, и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств, театр (MXT, см. Московский Художественный академический театр), в труппу к-рого вошли актёры Общества искусства и лит-ры и ученики Немировича-Данченко по Муз.-драматич. уч-щу Моск. филармонич. об-ва. Первый спектакль -"Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина).

K. С. Станиславский.

Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового направления в мировом сценич. иск-ве связано с пост. "Чайки" Чехова (1898, реж. С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899), "Той сестры" (1901), "Вишнёвый сад" ^904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира совр. человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художеств, образ. В 1902 С. поставил пьесы M. Горького "Мещане" и "На дне" (совм. с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших ре-волюц. событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана обществ.-политич. линия в репертуаре MXT: в спектакле "Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произв. рус. классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909, пост. С. и И. M. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совм. с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на иск-во актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. проявился в разноплановых сценич. образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистич. интересами бурж. общества был проникнут образ доктора Штокмана ["Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирич. обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирич. дарование С. проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).

С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при MXT 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

Победа Окт. революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценич. иск-ва. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценич. воплощения, но и социальной заострённостью: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистич. реализма стал поставленный под рук. С. (реж. И. Я. Судаков) спектакль"Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей "Унтиловск" Леонова (1928), "Мёртвые души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др.

С. стремтся осуществить реформу сценич. иск-ва и в области муз. театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. "Евгений Онегин" Чайковского, 1922, "Царская невеста" Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматич. студию.

С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценич. творчества. К нач. 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.

Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценич. реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь совр. театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.

Илл. см. на вклейке, табл. XXX (стр. 384-385).

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 8, M., 1954-61.

Лит.: Эфрос H. E., К. С. Станиславский, П., 1918; Г у р е в и ч Л., Девять ролей К. С. Станиславского, "Театр", 1938, № 9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863- 1938, M., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, M., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, M., 1953; К р ыжидкий Г., Великий реформатор сцены, M., 1962; Марков П.,О Станиславском, "Театр", 1962, № 1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, M., 1963; Луначарский А. В , Собр соч., т. 3, M., 1964; Полякова E., Станиславский - актёр, M., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863-1938, т. 1-3, M., 1971-1973; Строева M. H., Режиссёрские искания Станиславского. 1898-1917, M., 1973; Сибиряков H. H., Мировое значение Станиславского, M-, 1974.

В. H. Прокофьев.


СТАНИСЛАВСКИЙ (Stanisfawski) Ян Гжегож [12(24).6.1860, с. Олыпана, ныне Черкасской обл. УССР,-6.1.1907, Краков], польский живописец-пейзажист, близкий к эстетич. программе "Молодой Польши"·. Учился в Варшаве у В. Герсона, в Школе изящных иск-в в Кракове (1883-85) у В. Лущкевича и в Париже (1885-88), где жил до 1895. С 1897 проф. AX в Кракове. Часто бывал на Украине. Картины С. сочетают принципы импрессионизма с традициями польской живописи 19 в.; они просты по мотивам, полны простора, света, воздуха, сияния чистых красок ("Гумно на Украине", после 1900, "Ветряные мельницы", ок. 1904, обе - в Нац. музее, Краков). Лит.: Juszcz ak W., Jan Stanislawski, Warsz., 1972.

Я. Г. Станиславский. "Тополя". 1900.

Национальный музей. Краков.


СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА, условное наименование теории и методологии сценич. творчества, разработанных К. С. Станиславским. Задуманная как практич. руководство для актёра и режиссёра, С. с. приобрела значение эстетической и профессиональной основы иск-ва сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим театр, системам, С. с. строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органнч. перевоплощения актёра в образ.

С. с. возникла как обобщение творческого и педагогич. опыта Станиславского, его театр, предшественников и современников, выдающихся деятепей мирового сценич. иск-ва. Он опирался на традиции А. С. Пушкина, H. В. Гоголя, A. H. Островского, M. С. Щепкина. Особое влияние на формирование эстетич. взглядов Станиславского оказала драматургия А. П. Чехова и M. Горького. Развитие С. с. неотделимо от деятельности Моск. Художеств, театра (см. Московский Художественный академический театр) и его студий, где она прошла длит, путь экспериментальной разработки и проверки практикой. В сов. время С. с. под воздействием опыта строительства социалистич. культуры оформилась в стройную научную теорию сценич. творчества.

С. с. является теоретич. выражением того реалистич. направления в сценич. иск-ве, к-рое Станиславский назвал и скусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссёра осн. мотив ("зерно") произв , исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, назв. Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа С. с. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетич. и этич. начал в иск-ве. Целенаправленное, органич. действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актёрского иск-ва. Сценич. действие представляет собой психофизический процесс, в к-ром участвуют ум, воля, чувство актёра, его внеш. и внутр. артистич. данные, назв. Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т. д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя