БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201мета - иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

Современная 10-летняя С. о. ш. является единой трудовой политехнической. В р-нах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Сов. Мин. СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. С. о. ш. условно подразделяется на три ступени: начальную - 1-3-п классы, неполную среднюю (4-

8-е классы) и собственно ср. школу - 9-10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные С. о. ш. (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физич. и умственного развития существуют С. о. ш. интернатного типа.

Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской С. о. ш. определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего ср. образования для всех детей школьного возраста.

В 1974 95% уч-ся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, ок. 93% из них охвачены различными формами ср. образования. Это означает, что в основном завершён переход к всеобщему ср. образованию. Размах ср. образования повлёк за собой изменения в сети и структуре об-

щеобразоВат школ всех видов число их сократилось за счет значит увеличения числа С о ш (50 тыс из всех 152 4 тыс школ) В 1974 86,4% детей в городах и 62,3% в сел местности обучалось в С о ш , на дочю нач школ приходилось 0,8% в городах и 4,9% в сел мест ности

Главные задачи сов С о ш дать уч ся ср образование отвечающее требованиям обществ и научно технич прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их, способствовать формированию марксистско ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию С о ш связывает уч воспитат работу с практикой коммунистич строительства и осуществляет нравственное воспитание уч ся в духе требований Морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии Согласно постановле нию ЦК КПСС и Сов Мин СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (10 нояб 1966) Мин во просвещения СССР и мин-ва просвещения (нар образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в ср школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение уч материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7 го класса факультативные занятия

Работа по модернизации содержания ср. образования завершена к концу 60-х гг комиссией АН СССР и АПН СССР Новый уч план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение уч времени на гуманитарное (42,4%) и естеств математич (38 4%) образование На занятия музыкой и изобразит иск вом отводится 4,8% уч времени, на физкультуру - 7,2%, на трудовую и политехнич подготовку - 7,2% уч времени При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы В каждом уч предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения уч ся

Линейно ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета Новые программы значительно повышают научно теоретич уровень образования на протяжении всего обучения Длительная опытно экспери ментальная работа показала что нач обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твердых навыков письма, счета и чтения Сокращение срока нач обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематич курсов основ наук, к рое начинается с 4 го класса Созданы более прочные связи между уч материалом младших, средних и старших классов.

Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

Предметы

Число часов по классам

Всего недельных часов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

поданному плану 1976

по плану 1959



Русский язык

12

10

10

6

6

3

3

2

2/0

_

53

57



Литература

-

-

-

2

2

2

2

3

4

3

18

19



Математика

6

6

6

6

6

6

6

6

5

5

58

59



История

-

-

-

2

2

2

2

3

4

3

18

20



Обществоведение

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

2

2



Природоведение

-

2

2

2

-

-

-

-

-

-

6

2



География

-

-

-

-

2

3

2

2

2

-

11

12



Биология

-

-

-

-

2

2

2

2

0/2

2

11

11



Физика

-

-

-

-

-

2

2

3

4

5

16

17



Астрономия

-

-

-

-

-

-

-

-





1

1

1



Черчение

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

3

4



Химия

-

-

-

-

-

-

2

2

3

3

10

11



Иностранный язык

-

-

-

-

4

3

3

2

2

2

16

20



Изобразит искусство

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

6

7



Пение и музыка

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

7

8



Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

22



Трудовое обучение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

58



Всего обязательных занятий

24

24

24

24

30

30

30

30

30

30

276

330



Факультативные занятия

-

-

-

-

-

-

2

4

6

6

-

-



Итого

24

24

24

24

30

30

32

34

36

36

-

-




Осуществляя всестороннее, гармоническое развитие личности, сов С о ш организует уч воспитат процесс на основе активной практич деятельности уч ся, включения их в различные виды оощественно полезного труда Коммунистич воспитание проводится в единстве с деятельностью Всесоюзной пионерской организации им В И Ленина и Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодежи, к рые объединяют 35 млн школьников С о ш поддерживает тесную связь с внешкольными учреждения ми Ежегодно для С. о ш издается OK 300 млн учебников на 47 языках народов СССР Учитечей готовят ев 400 пед уч щ и 200 педагогических институтов (см Педагогическое образование) OC o ш в СССР см соответствующие разделы в статьях о союзных и авт республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР а также в 24 м томе БСЭ, книге II - "СССР"

В др социалистич стран а х С о ш имеет две ступени обязательная основная школа с различными сроками обучения (напр , в НРБ, ВНР, ПНР, СФРЮ - 8 лет, ЧССР - 9 лет, ГДР и CPP - 10 лет) и собственно ср школа с 2-4 летним сроком обучения, носящая разные названия (гимназия в ВНР, СФРЮ, ЧССР, лицей в ПНР и CPP расширенная ср школа в ГДР, полная ср школа в МНР) В большинстве стран собственно С о ш функционируют как самостоятельные уч заведения и час то имеют внутри дифференциацию (в ЧССР, CPP, СФРЮ выделяются гуманитарное и естеств математич отделения, в ГДР - естеств математич , совр и классич языков) В ряде случаев дифференциация осуществляется путем введения в уч план факультативных и альтернативных дисциплин

Большое внимание уделяется практич работам уч ся, вводятся спец предметы, знакомящие с основами совр производства, его экономикой, организацией, с важнейшими отраслями, проводится производств практика Осн тенденция в развитии С о ш - повышение науч уровня образования, его расширение, усиление политехнич направленности и связи с жизнью

В капиталистических странах существуют гуманитарные и реальные С о ш (гимназия, лицей, грамматич школа) Часто в школе имеется неск отделений, где дается углубленная подготовка в области одного или неск уч предметов, существуют С о ш (или их отделения)с практич направленностью, фактически не обеспечивающие достаточной подготовки для получения дальнейшего образования (совр ср школа в Великобритании, т н общее и практич отделения ср школы в США и др ) В большинстве стран С о ш не имеют органической связи с начальной школой и являются самостоятельными учебными заведениями (обычно раздельно для мальчиков и девочек) Имеется значительное число частных школ ОС о ш. в отдельных странах см раздел Просвещение (Нар образование) в соответствующих статьях (напр , Великобритания, Венгрия)

См также статьи Народное образование, Всеобщее обучение, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Школа

Лит Ленин В И О воспитании и образовании [M 1970] Крупская H К, Педагогические сочинения т 1 - 10, M , 1957-61 Луначарский А В, О народном образовании M 1958 Народное образование в СССР Сб документов, 1917 - 1973 гг M 1974 Константинов H А, Медынский E H Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет M 1948 Королёв ? ? Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917 - 1920 M , 1958 Королёвф Ф. Корнеичик T Д Равкин 3 И, Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 M 1961 Г а н ел и н Ш И Очерки по истории средней школы в России 2 и пол XIX в 2 изд M , 1954 Смирнов В 3, Реформа началь ной и средней школы в 60? годах XIX в M . 1954 Народное образование в СССР, 1917 - 1467 Под ред M А Прокофьева [и др ] M 1967, Прокофьев M А, Советская общеобразовательная школа на современном этапе M 1975 Кондаков M И , Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса M , 1974 World survey of education III Secondary Education UNESCO [P 1961] K ? ? g E J , Other schools and ours, N Y , [1958] Emheithchkeit und Differenzierung im Bildungswesen, B 1971

M И Кондаков А И Пискунов

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ человека, см. Продолжительность жизни.

СРЕДНЯЯ ТУНГУСКА, река в Красноярском крае РСФСР (верховья в Иркутской обл.), правый приток р. Енисей; см. Подкаменная Тунгуска.

СРЕДОКРЕСТИЕ, в средневековых (преим. романских и готических) христианских храмах пространство, образованное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом.

СРЕДОСТЕНИЕ, анатомич. область в грудной полости человека, ограничена спереди грудиной, сзади грудным отделом позвоночника, с боков плеврой и поверхностями лёгких, снизу диафрагмой (см. Грудобрюшная преграда); верхней границей считают условную горизонтальную линию, проходящую по верхнему краю грудины. Различают переднее и заднее С., разделённые корнями легких. В переднем С. расположены сердце с околосердечной сумкой (перикардом), восходящая часть аорты и её дуга с отходящими от них артериальными сосудами, лёгочный ствол, верхняя и нижняя полые вены, лёгочные вены, диафрагмальные нервы. В заднем С. находятся грудная часть нисходящей аорты и её ветви, пищевод, непарная и полунепарная вены, грудной лимфатич. проток, блуждающие и чревные нервы. Закрытые повреждения органов С. возникают при ушибах, сдавлениях груди, переломах грудины. При повреждении лёгких или бронхов и скоплении воздуха развиваются эмфизема С. и сдавление его органов. Открытые повреждения С. сочетаются с повреждением лёгких и нередко органов брюшной полости. Лечение этих повреждений хирургическое. Из заболеваний С. чаще встречаются медиастинит, загрудинное расположение увеличенной щитовидной железы, кисты и опухоли органов С., поражение лимфатич. узлов С., напр, при лимфогранулематозе.

Лит.: Петровский Б. В., Хирургия средостения, M., 196U; Елизаров-с кий С. И., Кондратьев Г. И., Атлас "Хирургическая анатомия средостения", M., 1961; Г о л ь б е ? т 3. В., Л а в-н и к о в а Г. А., Опухоли и кисты средостения, M., 1965.

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. КС. и. относятся меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и измерительные системы. С. и. являются носителями единиц, в к-рых хотят выразить измеряемые величины. В связи с большим количеством видов измеряемых величин принципы действия С. и. весьма разнообразны. Существуют С. и., в основе действия к-рых лежат механич., электрич., электронные, магнитные, оптич., термич., химич. и другие явления, а также их сочетания. Многие виды С. и. подразделяются на классы точности. Для ускорения проведения измерений и высвобождения человеческого труда всё шире применяются полуавтоматич. и ав-томатич. С. и. Кроме чисто измерительных целей, С. и. широко используются также в устройствах контроля, сигнализации, регулирования, управления производственными процессами, а также для сбора всякого рода информации, подлежащей в дальнейшем обработке с помощью вычислительных машин (см. Измерительно-информационная система). Лит.: Б у р д у н Г. Д., M а р к о в Б. H., Основы метрологии, M., 1972.

К. П. Широков.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе произ-ва материальных благ. С. п. составляют вещественный фактор производительных сил\ включая технологию произ-ва, образуют материально-технич. базу общества (см. Материально-техническая база коммунизма). Средство труда есть "...вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 190). Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью к-рых человек воздействует на природу, а также производств, здания, землю, каналы, дороги и т. д. Применение и создание средств труда - характерная черта трудовой деятельности человека. Предметы труда - вещество природы, на к-рое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производств, потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, наз. сырьем. Нек-рые готовые продукты также могут вступать в процесс произ-ва в качестве предмета труда (напр., виноград в винодельч. пром-сти, животное масло в кондитерской пром-сти). "Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата - продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд - как производительный труд" (там же, с. 192).

Определяющая роль в С. п. принадлежит орудиям труда. По мере их развития и совершенствования растёт технич. вооружённость труда, меняется роль человека в процессе произ-ва, возрастает его господство над природой. Уровень развития средств труда - важнейший показатель технич. прогресса. Совершенствование их приводит к глубоким качественным сдвигам в технике и технологии произ-ва, к изменению производственных отношений; определяет переход от одного способа производства к другому. Непрерывное изменение структуры обществ, потребностей связано с созданием новых С. п. Научно-техническая революция внесла коренные изменения в орудия труда, заменяя машины традиционного типа комплексами машин-автоматов, содержащих в себе элемент автоматич. регулирования и управления производств, процессом; обусловила качественные сдвиги в предметах труда, состоящие в применении искусств, синтетич. материалов, ослабив зависимость произ-ва от предметов труда, данных природой.

Форма собственности на С. п. характеризует общественно-производств. отношения людей, классовую структуру общества и способ соединения производителя со С. п. В условиях капитализма С. п. находятся в частной собственности, что предполагает продажу рабочей силы частному собственнику С. п.- капиталисту. Поэтому С. п. выступают орудием эксплуатации. При социализме экономич. природа С. п. определяется господством обществ, собственности (см. Социалистическая собственность). Все трудящиеся находятся в равном положении по отношению к С. п., к-рые перестают быть средством эксплуатации. С. п. представляют собой производственные фонды нар. х-ва, используемые в интересах всего общества. Социалистич. собственность коренным образом изменила и способ соединения со С. п. рабочей силы, создала простор для дальнейшего их развития. Преимущественный рост производства С. п. по сравнению с производством предметов потребления - экономический закон расширенного воспроизводства, основанного на крупном машинном произ-ве [см. Опережающего (преимущественного) роста производства средств производства закон].

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5. Маркс К. пЭнгельсФ , Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20, с. 486 - 500; Проблемы соци'-листической собственности, M., 1973, гл. 10, 11. См. также лит. при статьях Производительные силы, Способ притводства.

И. Л. Григорьева.

СРЕДСТВА ТРУДА, см. в ст. Среаства производства.

СРЕЗНЕВСКИЙ Борис Измаилович [ 19(31 ).3.1857-24.3.1934], советский метеоролог, акад. АН УССР (1920). Сын И. И. Срезневского. В 18/9 окончил Петерб. ун-т. В 1882-92 работал в Главной физич. обсерватории, в 1894-1918 проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та, с 1919 директор Киевской метеорологич. обсерватории. Осн. труды по синоптич. метеорологии, гидрографии, с.-х. метеорологии. Изобрёл ряд метеорологич. приборов.

Лит.: С а в и н о в С., Борис Измаилович Срезневский. [Некролог], "Метеорологический вестник", 1934, № 8 - 9.

СРЕЗНЕВСКИЙ Вячеслав Измаилович [21.9(3.10).1849, Петербург, -1937], русский учёный в области научно-технич. фотографии. Сын И. И. Срезневского. Окончил Петерб. ун-т (1870). Один из основателей (1878) и руководитель (до 1916) фотографич. отдела Рус. технич. об-ва. Основал и редактировал журн. "Фотограф" (1880-84). Автор первого рус. справочника по фотографии "Справочная книжка фотографа" (1883). Один из основателей и проф. (с 1918) Высшего ин-та фотографии и фототехники в Петрограде. Им создан ряд спец. фотоаппаратов: портативная походная аппаратлаборатория (1875), устойчивый против внешних воздействий фотоаппарат (1882) для экспедиции H. M. Пржевальского, первый аэрофотоаппарат и водонепроницаемая камера для морских съемок (1886), камера для регистрации фаз солнечного затмения (1887). Разработал и впервые изготовил спец. фотопластинки для аэрофотографии (1886).

СРЕЗНЕВСКИЙ Измаил Иванович (1.6.1812, Ярославль,-9.2.1880, Петербург), русский славист, филолог и этнограф, акад. Петерб. АН (1851). Окончил Харьковский ун-т (1829), проф. там же (1842). Преподавал (с 1847) в Петерб. ун-те и Пед. ин-те (1848-59). Осн. труды по истории рус. языка (лекции "Мысли об истории русского языка", 1849, 2 изд. 1959, заложили основы ист. изучения рус языка), диалектологии, памятникам древней слав, и рус. письменности, а также по палеографии, археологии, библиографии, методике преподавания языка, истории др.-рус. лит-ры. Изучал совр. нар. речь, поэзию и быт слав, народов. Инициатор и ред. "Известий" (т. 1-10, 1852-63) и "Учёных записок" (т. 1-7, 1854-63) Отделения рус. языка и словесности АН. Основатель школы петерб. славистов; среди его учеников были H. Г. Чернышевский, H. А. Добролюбов. С сер. 40-х гг. работал над созданием словаря на основе памятников 11 -14 вв., отчасти 15-16 вв. ("Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам", т. 1-3, 1893-1912, 3 изд., 1958).

Соч.: Древние глаголические памятники, сравнительно с памятниками кириллицы, СПБ, 1866; Древние славянские памятники юсового письма с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка, СПБ, 1868; Древние памятники русского письма и языка (X-XIV веков), 2 изд., СПБ, 1882; Славяно-русская палеография XI - XIV веков, СПБ, 1885.

Лит.: Л а м a H с к и и В. И., И. И. Срезневский (1812-1880), M., 1890; Измаил Иванович Срезневский. Краткий биографический очерк, СПБ, 1913; Памяти Измаила Ивановича Срезневского, кн. 1, П., 1916; Смирнов С. В., Измаил Иванович Срезневский (1812-1880), "Русская речь", 1972,