БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201не (перикратону), ограниченной с С. Норвежским м., с 3., Ю. и С.-В.- каледонскими складчатыми сооружениями Великобритании и Норвегии, на В. и Ю.-В.- Балтийским щитом и Белорусской антеклизой Вост.-Европ. платформы. Впадина выполнена отложениями палеозоя, мезозоя и кайнозоя мощностью св. 10 км; на большей части бассейна распространены соленосные отложения верхней перми (цехштейн), образующие различные соляные структуры (купола, гряды и др.). Месторождения нефти и газа приурочены к платформенным поднятиям и соляным куполам. Осн. залежи нефти связаны с отложениями кембрия, юры, мела и палеогена; скопления газа - с нижней Пермью (красный лежень) и триасом.

Первое месторождение было открыто в 1858 вблизи Ганновера. В 1960-е гг. обнаружены крупные нефт. и газовые месторождения в Прибалтике, Нидерландах и Северном м. и Нидерландов остаточные запасы составляют 114 млн. m нефти и 2,5 трлн. л3 газа (1975).


Общие извлекаемые запасы нефти в Северном м. составляют 4,2 млрд. m и газа - 4 трлн. м3, а на терр. ФРГ


Самые крупные нефт. месторождения открыты в акватории Северного м.: Брент (извлекаемые запасы 335 млн. т), Экофиск (310), Фотиз (250), Хаттон (134); значит, месторождения газа - в Нидерландах и в Северном м.: Гронинген (1648 млрд. м3), Леман-Банк (340), Фригг (311), Индиффатигабл (226).

Нефти - тяжёлые, лёгкие и средние (плотностью 0,85 г/см3 преим. в Северном м.), с незначит. или средним содержанием серы. Газы в основном метановые, однако к Ю.-В. обогащаются азотом и переходят почти в чисто азотные.

Лит.: Успенская H. Ю., T а усон H. H., Нефтегазоносные провинции и области зарубежных стран, M., 1972; Месторождения нефти и газа Северо-Западпоевропейской нефтегазоносной провинции, M., 1975. M. К. Калинко.

СРЕДНЕЗАПАДНЫЙ ШТАТ, штат на Ю.-З. Нигерии (до февр. 1976; 3 февр. 1976 в стране введено новое адм. деление). Пл. 38,6 тыс. км2. Нас. 3,24 млн. чел. (1973), гл. обр. народности бини, иджо. Адм. ц.- г. Бенин. Поверхность - низменная равнина, прорезанная рукавами и протоками pp. Нигер, Бенуэ и др. Растительность - влажные тропические леса; на побережье - мангровые заросли. Осн. отрасли х-ва - земледелие и лесоразработки (св. 4/5 произ-ва древесины в Нигерии). Товарные культуры: гевея (ок. 4/з произ-ва каучука страны), масличная пальма, какао; из потребит, культур возделывают ямс, маниок, таро, кукурузу, рис. Деревообр., пищ., текст., обув., стек, предприятия. Кустарные промыслы. Добыча нефти (1/3 общенигерийской добычи нефти; месторождения Угелли, Окан).

СРЕДНЕИРАНСКИЕ ГОРЫ, горная система во внутр. части Иранского нагорья, в Иране. Дл. ок. 1000 км, шир. до 300 км. Осн. простирание горных хребтов с С.-З. на Ю.-В. (гл.- Кухруд и Кухбенан). Вые. до 4420 м (потухший вулкан Хезар), относит, превышения над прилегающими равнинами - 2000-2500 м. С. г. сложены осадочными и вулканич. породами, многочисл. осыпи. Осадков 100-300 мм в год. В межгорных долинах и ниж. частях склонов - полынно-эфемеровые пустыни; в верх, поясе гор - фриганоидная растительность. По долинам рек - заросли тополя, ивы, лоха, грецкого ореха. Кочевое животноводство.

СРЕДHEКОЛЫMCK, город, центр Среднеколымского р-на Якутской АССР. Пристань на левом берегу р. Колыма. Молочный з-д, животноводч. совхоз. С. осн. как острог в 1644.

СРЕДНЕРУССКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность в центре Европ. части СССР. Расположена в пределах Вост.-Европ. равнины - от широтного отрезка долины Оки на С. до Донецкого кряжа на Ю. Дл. ок. 1000 км, шир. до 500 км, вые. 220-250 м (наибольшая- 293 м); юго-вост. часть наз. Калачской возвышенностью. Докембрийский кристаллич. фундамент наиболее приподнят в ср. части возвышенности и выходит на поверхность в долине р. Дон, между гг. Павловск и Богучар. На С. сложена известняками девона и карбона, перекрытыми песчано-глинистыми отложениями юры и нижнего мела, на Ю.- мелом и мергелем верхнего мела с покровом палеогеновых песков, глин, песчаников. На поверхности повсеместно распространены лёссовидные суглинки и лёссы. Полезные ископаемые: железные руды Курской магнитной аномалии (наиболее значит. Михайловское месторождение), бурый уголь и др. Рельеф эрозионный - овражно-балочно-долинный, с густотой расчленения до 1,3-1,7 м на 1 км2 и глуб. от 50 м до 100-150 м. С. в. является водоразделом между Каспийским, Чёрным и Азовским морями. С возвышенности стекают крупные реки - Ока (с притоками Зуша, Упа, Жиздра и др.), Десна, Сейм, Псёл, Ворскла, Дон (с притоком Северский Донец). С. в. располагается в подзоне широколиственных лесов лесной зоны, в лесостепи и степи; почвы чернозёмные (на С.- серые лесные). Терр. сильно распахана. На С. в.- Центральночернозёмный заповедник им. В. В. Алёхина, заповедник Таличъя гора.

Лит.: Средняя полоса Европейской части СССР, M., 1967. В. К. Жучкова.

СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ, обширное плоскогорье в центр, части Сев. Азии, в пределах Якут. АССР, Красноярского края и Иркутской обл. РСФСР. Ограничено на Ю. горами Вост. Саяна, Прибайкалья и Сев. Забайкалья, на 3.- Западно-Сибирской равниной, на С. и В. Северо-Сибирской низменностью и Центральноякутской равниной. Пл. ок. 1,5 млн. км2. С. п. располагается в пределах Сибирской платформы. Cp. высота плоскогорья 500-700л. Б. ч. терр. плоскогорья, расположенная в басе. pp. Нижней Тунгуски и Подкаменной Тунгуски, Ангары и верховьев Вилюя, характеризуется сглаженным рельефом, здесь широко распространены плоские и широкие междуречья. Наиболее приподнятые участки располагаются на С.-З., где массивы плато Путорана достигают вые. 1500-1700 м. Вилюйское плато и плоские междуречья в верховьях р. Лены- 900-1100 м. Из полезных ископаемых наибольшее значение имеют никелевые и медные руды (р-н Норильска), жел. руды (Ангаро-Илимский р-н и Ангаро-Питский басе.), кам. уголь (Тунгусский, Черемховский, Канский басе.), графит, кам. соль, природный газ.

Реки относятся к басе. Сев. Ледовитого ок. Большинство рек многоводны, текут преим. в глубоких и узких долинах, имеют быстрое течение, изобилуют порогами. Крупнейшие реки: Ниж. Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена с Вилюем, Хатанга, Анабар, Оленек.

Климат резко континентальный, с холодной (ср. темп-pa января от -20 0C на Ю.-З. до -44 "С на С.-В.) и продолжительной зимой и тёплым (ср. темп-ра июля от 12 0C на С. до 20 0C на Ю.) летом. Осадков выпадает от 200-350 мм на В. до 400-500 мм на 3. (на плато Путорана до 700-800 мм) в год. Широко распространены многолетнемёрзлые горные породы.

Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги, среди к-рой преобладают лиственничные леса (даурская лиственница на В. и сибирская на 3.) на слабоподзолистых и дерново-подзолистых почвах, а на С.- на глеевато-подзолистых. На Ю., в басе. Ангары широко распространены сосновые и сосново-лиственничные боры на дерновоподзолистых почвах; к С. от Подкаменной Тунгуски - гл. обр. редкостойные и низкорослые заболоченные лиственничники. На Ю. среди тайги в Канской,

Иркутско-Черемховской впадинах и в басе. р. Куды - острова лесосгепей (Красноярская лесостепь, Канская лесостепь, Балаганские степи). На С. плато Путорана, Сыверма и возвышенностях Анабарского массива обширные пространства заняты горной тундрой; на Лено-Ангарском плато и Енисейском кряже (на вые. более 1000 м) - острова горной тундры. Для животного мира тундры характерны лемминги, песец, заяц-беляк, сев. олень, для тайги - лось, кабарга, бурый медведь, росомаха. Из птиц - глухарь, рябчик. Реки богаты рыбой (сиб. осётр, сиг, таймень и др.). Промысловое значение имеют белка, соболь, ондатра.

Лит.: Воскресенский С. С., Геоморфология Сибири, M., 1962; Средняя Сибирь, M., 1964 (Природные условия и естественные ресурсы СССР): Равнины и горы Сибири. (Геоморфология СССР), M., 1975.

СРЕДНЕСЛОВАЦКАЯ ОБЛАСТЬ (Stredoslovensky kraj), адм.-терр. единица в Чехословакии, в Словацкой Социалистич. Республике. Пл. 18 тыс. км2. 1,4 млн. жит. (1974). Адм. ц.- Банска-Бистрица. Большая часть терр. занята хребтами Зап. Карпат, разделённых многочисл. котловинами, к-рые орошаются гл. обр. pp. Bar и Грон.

С. о.- развитый индустриальный район. На область приходится ок. 8% пром. и св. 7% с.-х. продукции страны (св. 1/3 пром. произ-ва республики). Добыча бурого угля, лигнита, магнезита (Римавска-Собота), полиметаллов. ТЭС Новаки, каскад ГЭС на р. Ваг. Чёрная и цветная металлургия (качеств, сталь - Подбрезова, ферросплавы - Мокра дь, Истебне, алюминий - Жар на Гроне), машиностроение, преим. транспортное (мотоциклы, электровозы, вагоны и т. п.), произ-во подшипников, электронная (в т. ч. телевизоры), деревообр. промышленность (Зволен, Банска-Бистрица, Турани, Жилина, Мартин), предприятия хим., стройматериалов, текст, и пищ. пром-сти.

В горах на естеств. пастбищах разводят кр. рог. скот и овец (б. ч. поголовья страны). В долинах возделывают рожь, ячмень, картофель; на юге области, в котловинах и в предгорьях выращивают кукурузу, пшеницу, сах. свёклу, табак; виноградарство. Через терр. области пролегает ж.-д. магистраль, связывающая СССР и ЧССР. Горные минера-ловодческие курорты, из к-рых наиболее известен Слиач. Л. А. Авдеичев.

СРЕДНЕУРАЛЬСК, город в Свердловской обл. РСФСР, подчинён Верхнепышминскому горсовету. Расположен на берегу Исетского озера, в 6 км от ж.-д. станции Шувакиш (на линии Свердловск - Ниж. Тагил). 18 тыс. жит. (1974). ГРЭС, з-ды: металлоконструкций, деревообрабат., железобетонных изделий; птицефабрика.

СРЕДНЕФОРМАТНЫЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат с форматами кадров (согласно ГОСТу): 45 X 60; 60 X 60; 60 X 70 и 60 X 90 мм. Получаемые на фотоплёнке изображения имеют соответственно размеры: 41 X 57; 57 X 57; 57 X 72 и 57 X 82,5 мм с допуском ± 1 мм.

СРЕДНЕЧЕШСКАЯ ОБЛАСТЬ (Stredocesky kraj), а дм.-терр. единица в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике. Пл. 11,2 тыс. км2 (включая Прагу, являющуюся самостоят, адм. единицей). Нас. 1,2 млн. чел. (с Прагой 2,4 млн. чел., оценка 1974). Адм. ц.- Прага. Сев. часть области преим. равнинная (Полабье), южная - более пересечённая, лесисто-холмистая терр. (басе, р. Влтава).

С. о.- высокоразвитый индустриальный район с интенсивным с. х-вом. На область приходится 9% пром. (вместе с Прагой - 18%) и 11% с.-х. продукции страны. Добыча кам. угля (Кладно, Paковник), жел. руды, полиметаллов. ТЭС (в гг. Мельник, Прага), ГЭС на р. Влтава. Металлургия (Кладно), машиностроение (Прага с окружением, Млада-Болеслав, Колин, Кладно): выпуск различного пром. оборудования, станков, электротехнич. изделий, автомобилей и т. п. Хим. пром-сть (минеральные удобрения, искусств, волокно, искусств, каучук) - в гг. Колин, Кралупи, Нератовице; произ-во стройматериалов (цемент), деревообработка, лёгкая и пищ. (особенно сахарная) пром-сть. Высокоинтенсивное с. X-BO специализировано на произ-ве зерна (пшеница, ячмень) и сах. свёклы в сочетании с развитым мясо-молочным животноводством. Крупное овощеводство и садоводство; на 3. области культивируют хмель С/з продукции страны).

Л. А. Авдеичев.

СРЕДНЕШВЕДСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность в центр, части Швеции, между Балт. м. и прол. Каттегат. Дл. ок. 500 км, шир. до 200 км. Рельеф пересечённый; скальные останцы (вые. до 300 м) чередуются с холмисто-моренными и озёрно-ледниковыми ландшафтами. Многочисленны озёра (Beнерн, Веттерн, Меларен, Ельмарен и др.) и реки (Гёта-Эльв). По С. н. проходит судох. Гёта-канал. Низины обычно распаханы и густо заселены, на холмах и скальных останцах - леса из ели, сосны, местами с примесью дуба. На С. п.- гг. Стокгольм, Вестерос, Норчёпинг, Упсала, Эребру.

СРЕДНЕШОТЛАНДСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность в Великобритании, разделяющая Сев.-Шотландское нагорье и Южно-Шотландскую возв. Равнинные участки, сложенные красноцветными песчаниками, сланцами, известняками, перекрытыми чехлом морены, чередуются с останцовыми кряжами и холмами преим. из древних изверженных пород. Месторождения кам. угля. По С. н. протекает р. Клайд, долина к-рой густо населена. По склонам кряжей и холмов - сосновые и берёзовые леса, верещатники. На С. н.-гг. Глазго, Эдинбург.
2428.htm
СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ, 1) С. л. треугольника, отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника (третью сторону называют основанием). С. л. треугольника параллельна основанию и равна его половине; площади частей треугольника, на к-рые делит его С. л., относятся как 1 : 3. 2) С. л. т ? ап еции, отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции. С. л. трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.

СРЕДНЯЯ НОРМА ПРИБЫЛИ, см. в статьях Цена производства, Норма прибыли.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать уч-ся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, к-рые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Общее ср. образование начало оформляться в ср. века (монастырская, или соборная, школа "семи свободных искусств", дававшая образование в объёме тривиума и квадривиума). С возникновением в 12-13 вв. университетов функции С. о. ш. выполнял также факультет иск-в (или артистический), к-рый готовил для продолжения образования на основных ф-тах. Как самостоятельный тип уч. заведения С. о. ш. начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (первая в 1538 в Страсбурге осн. педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения осн. предметами в гимназиях были лат. и греч. языки. Однако, в отличие от гума-нистич. школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования и определила характер развития С. о. ш. на неск. столетий. В разных странах С. о. ш. получили различные названия - гимназии, колледжи, коллежи, лицеи, грамматические школы и др. Существенные изменения в характере С. о. ш. классич. типа произошли во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей неогуманизма, получивших распространение в странах Зап. Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразоват. школы стали считать развитие у учащихся самостоят, мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами бурж. гос-ва. В уч. планах гимназий и аналогичных им С. о. ш. значит, место занимала математика, к-рая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логич. мышления и дисциплины ума, в уч. планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. С. о. ш. рассматривалась как подготовит, ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значит, изменений до кон. 19 в. С. о. ш. такого типа существуют и ныне в системах нар. образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).

Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего ср. образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (T. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, гл. место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие уч-ся

практически полезные знания и умения,- родной и живые иностранные языки, естеств. науки, ремёсла. Одна из первых реальных С. о. ш. в Европе - школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значит, степени профессионализирована и для подготовки к ун-ту имела спец. отделение). Подобные С. о. ш. во 2-й пол. 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили назв. академий). Дальнейший шаг в совершенствовании С. о. ш. сделали нем. педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, X. Г. Зальцман, Б. Блаше и др., открывшие для детей состоят, родителей ряд школ интернатного типа ("филантропии"), в уч. плане к-рых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в ун-т, преподавались и древние языки).

К кон. 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах нар. образования большинства стран стали параллельно существовать С. о. ш. двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными С. о. ш.: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие уч. заведения, а в ун-т только на естественно-математич. ф-ты.

В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й пол. 17 в. греко-латинские школы, в к-рых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа - школа математических и навшацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной - в ней преподавались спец. дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно С. о. ш. принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию, целью к-рой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие С. о. ш. началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему нар. образования. Уч. план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в ун-т, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значит, внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в С. о. ш. для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классич. уклоном.

В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По "Уставу гимназий и прогимназий" (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значит. объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными С. о. ш.: их выпускники могли поступать лишь в высшие технич. уч. заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом С. о. ш. признана классическая гимназия. Потребности пром-сти и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь ср. образования, узаконенную уставом 1872,- реальные училища с 6-7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных уч-щ получили право поступать в высшие технич. и с.-х. уч. заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по лат. языку - и на физико-математич. и мед. ф-ты ун-тов. В 1896 в качестве С. о. ш. узаконены коммерческие училища с 7-8-летним сроком обучения, в старших классах к-рых преподавались и спец. предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технич. уч. заведения. В нач. 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классич. направление и усилено преподавание предметов естеств.-матсматич. цикла. До 1917 существовало две разновидности С. о. ш.: классич. гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) (уч-ща. Общее ср. образование давали так'же сословные уч. заведения типа кадетских корпусов и институтов благородных девиц. Характерной особенностью дореволюционной С. о. ш. был её отрыв от нач. школы: в ср. школу детей принимали по экзамену. Обучение в С. о. ш. было раздельным, т. е. существовали мужские и женские С. о. ш.

В СССР принципиальной основой развития С. о. ш. стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой гос-ва и отделении школы от церкви. В 1917-18 были приняты меры для создания стройной системы нар. образования, обеспечившие унификацию С. о. ш. и её связь с др. ступенями образования. С. о. ш. стала орудием коммунистич. воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организац., воспитат. влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в "Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и "Основных принципах единой трудовой школы" (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я - с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8-13 лет, 2-я - с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13-17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, нац. и полового равноправия, обучения на родном языке. Из уч. планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политич. дисциплин, усилено преподавание наук о п-рироде, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.

Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить С. о. ш., в 1919 созданы рабочие факультеты. В сер. 20-х гг. в структуру С. о. ш. внесены нек-рые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-

заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство уч-ся с трудовыми процессами на базе произ-ва; в сел. местности организованы школы крестьянской молодёжи (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой с. х-ва. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в средние специальные учебные заведения.

Постановлениями "О начальной и средней школе" (5 сент. 1931) и "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (25 авг. 1932) ЦК ВКП(б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения. Эти и последующие постановления ЦК ВКП(б) - об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражд. истории, географии и др.- сыграли важную роль в повышении качества уч.-воспитат. процесса н укреплении авторитета учителя.

Постановлением CHK СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Вел. Отечеств, войны 1941-45 возникли новые типы С. о. ш.- школы рабочей молодежи и школы сельской молодёжи, а также суворовские училища и нахимовские училища.

В 1958 законом ч Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" неполная ср. школа стала 8-летней, а полная средняя - 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена проф. подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производств, обучение было сохранено лишь в С. о. ш., имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие С. о. ш. с усиленным изучением пред