БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201р.). Их позиции, особенно позиция Венеции, к к-рой перешло господство в вост. части С., укрепились в результате крестовых походов, особенно после 4-го крестового похода (1202-04). Крупнейшим центром торговли в зап. части С. была в 13-15 вв. Барселона. Значение Средиземного м. как средоточия мор. торг, путей было подорвано установлением господства Османской империи на вост. и юж. берегах Средиземного м. (15-16 вв.), а в результате Великих географических открытий кон. 15-16 вв. осн. мировые торг, пути переместились со Средиземного м. в Атлантический ок. Однако для ряда стран Средиземное м. продолжало сохранять большое значение. Рост торговли Франции со странами вост. С. и её торг, договор с Османской империей (1535 или 1536) привели к значит, преобладанию франц. торг, флота на Средиземном м. Оно служило ареной воен. действий в ряде войн 17-18 вв. Со времени захвата Великобританией Гибралтара в нач. 18 в. на Средиземном м. усилилось брит, влияние. После русско-тур. войны 1768-74 Россия получила свободу торг, мореплавания в Босфоре и Дарданеллах и тем самым добилась доступа в Средиземное м. На рубеже 18 и 19 вв. обострилась борьба между Францией и Великобританией за гегемонию на Средиземном м. В течение более чем 15 лет со времени первого итал. (1796-97) и егип. (1798- 1801) походов Бонапарта С. являлось одним из гл. театров наполеоновских войн. После разгрома наполеоновской армии в

России (1812) и ликвидации наполеоновской империи (1814) к Великобритании отошли по решению Венского конгресса 1814-15 о. Мальта и Ионические острова (переданы Греции в 1864)- важные стратегические пункты на Средиземном м. Укрепляя своё владычество на Средиземном м., Великобритания в 1875 установила контроль над Суэцким каналом (построен в 1869), в 1878 захватила о. Кипр и в 1882 оккупировала Египет (вслед за оккупацией Францией Туниса), после чего Суэцкий канал окончательно перешёл в её руки.

В целях сохранения своей гегемонии на Средиземном м. Великобритания всячески препятствовала осуществлению прав России как черноморской державы в Черноморских проливах и, следовательно, её выходу к Средиземному м. Одновременно Великобритания активно противодействовала развитию нац.-освободит. движения и созданию самостоят, гос-в на Балканах. На Берлинском конгрессе 1878 Великобритания совместно с Австро-Венгрией и Германией добилась пересмотра Сан-Стефанского мирного договора 1878 в духе, враждебном России и народам балканских стран.

Во 2-й пол. 19 в., особенно после прорытия Суэцкого канала, значение средиземноморских коммуникаций, связывающих Европу с Азией и Африкой, чрезвычайно возросло. В кон. 19 в. в борьбу за влияние на Средиземном м. вступают новые крупные капиталистич. державы - Италия (в 1912 захватила терр. Ливии) и Германия. В нач. 20 в., с наступлением эпохи империализма, усиление влияния Германии в Турции и на Балканах (в т. ч. стр-во Багдадской железной дороги), а также герм, притязания на Сев. Африку (марокканские кризисы, завершившиеся, вопреки претензиям Германии, утверждением Франции на большей части терр. Марокко, и др.) привели к обострению англо-герм. антагонизма и в районе С. Разгром Германии и её союзников в 1-й мировой войне 1914-18 укрепил на Средиземном м. позиции брит, империализма, расширившего свои колон, владения в вост. части С. и на близлежащей к нему территории. Стремясь укрепить свои позиции на Средиземном м. в ущерб черноморским странам, Великобритания добилась принятия на Лозаннской конференции 1922-23 конвенции о режиме Черноморских проливов, нарушающей права этих стран. Лишь на Мрнтрё конференции 1936, благодаря твёрдой позиции СССР, были приняты решения, представляющие определённый шаг вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о проливах. В 30-х гг. 20 в. империалистич. противоречия в районе С. вновь обострились в связи с созданием итало-герм. блока и началом вооруж. агрессии фаш. гос-в (захват Эфиопии Италией, 1935- 1936; итало-герм. интервенция в Испании, 1936-39; оккупация Албании Италией, 1939). С целью противодействия фаш. агрессии Сов. Союзом и рядом др. гос-в было подписано Нионское соглашение 1937. В ходе 2-й мировой войны 1939-45 Средиземноморский бассейн и нек-рые прилегающие к нему территории (Сев. Африка, Греция, Югославия) были важными театрами воен. действий. После войны в расстановке сил в районе С. произошли значит, изменения. Позиции Италии и Германии в результате разгрома

фаш. блока были серьёзно ослаблены. В Югославии и Албании произошли социалистич. революции. Ослабли позиции Великобритании и укрепились позиции США, выступивших в качестве главной опоры империалистич. сил в этом районе. С созданием (1949) Организации Североатлантического договора (НАТО) Средиземное м. стало южным флангом её вооруж. сил в Европе (подчиняется гл. командованию южноевроп. театра воен. действий). Здесь постоянно находится 6-й флот США.

Империализму в районе С. противостоят силы социализма и нац.-освободит, движение, одержавшие после 2-й мировой войны ряд крупных побед: Июльская революция в Египте 1952; провозглашение независимости Ливана (1943), Сирии (1 янв. 1944), Ливии (1951), Марокко и Туниса (1956), Кипра (1960), Алжира (1962), Мальты (1964); национализация Суэцкого канала (1956) и др. Стремясь восстановить своё господство в районе С. в обстановке развивающегося антиимпериалистич. движения, зап. державы создали здесь широкую сеть военно-морских баз. Чл. НАТО Великобритания, вынужденная признать независимость Кипра и Мальты, сохранила, однако, свои базы на терр. этих гос-в. Опасный источник напряжённости в районе С.- направленная против освободит, движения араб, народов агрессивная политика Израиля, получившего поддержку со стороны империализма США ц др. империалистич. сил [см. Ближневосточный кризис, Англо-франко-израилъская агрессия против Египта (1956), Израильская агрессия против арабских стран 1967]. Вмешательство стран НАТО во внутр. дела Республики Кипр и вторжение на Кипр иностранных войск (1974), давление, оказываемое США на Грецию после крушения в 1974 военно-фаш. диктатуры в этой стране и выхода её из воен. орг-ции НАТО (1974), попытки США и НАТО компенсировать ослабление их влияния в нек-рых странах Средиземноморского бассейна укреплением военно-стратегич. позиций в др. странах этого региона ещё больше осложнили положение в районе С., особенно в вост. его части.

СССР, как черноморское и, следовательно, средиземноморское гос-во, жизненно заинтересован в сохранении мира в р-не С. Ещё в 1963 Сов. пр-во обратилось к пр-вам США, Великобритании и Франции, а также к пр-вам всех средиземноморских стран с предложением объявить весь р-н Средиземного моря зоной, свободной от ракетно-ядерного оружия; оно последовательно выступает за смягчение напряжённости в бассейне Средиземного м., за справедливое ближневост. урегулирование как важнейшее условие превращения Средиземного моря в море мира и дружественного сотрудничества. (Карту см. на вклейке стр. 392-393.) Илл. см. на вклейке, табл. XXVI, XXVII (стр. 384-385).

Лит.: Добрынин Б. Ф., Физическая география Западной Европы, M., 1948; Филиппсон А., Среднземье, пер. с нем., M., 1911; Биро П. иДреш Ж., Средиземноморье, пер. с франц., т. 1 - 2, M., 1960-62; Г р а ц и а н с к и и A. H.. Природа Средиземноморья, M., 1971; G а Ь г ?el - LerouxJ.. Les premieres civilisations de Ia Mediterranee, 8 ed., P., 1966; А с с ame S., La formazione della civilta mediterranea, Brescia, [1966]; Braudel F., La Mediterranee et Ie monde mediterraneen a 1'epoque de Philippe II, 2 ed., v. 1 - 2, P., 1966,


СРЕДИЗЕМНЫЕ МОРЯ, моря, сильно вдающиеся в сушу и соединяющиеся с океаном посредством одного или неск. проливов. Разделяются на внутриматериковые и междуматериковые - в зависимости от того, окружены ли они сушей одного материка (напр., Балтийское м.) или расположены между 2 материками (Средиземное м., Красное м. и др.). По сравнению с др. морями характеризуются наибольшей обособленностью и в связи с этим наибольшим своеобразием гидрологии режима, на к-рый существ, влияние оказывает окружающая их суша.


СРЕДИННАЯ МОРЕНА, поверхностная морена, располагающаяся в виде вала вдоль оси ледникового языка; образуется при слиянии боковых морен.


СРЕДИННО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ХРЕБЕТ, крупнейшая горная система дна Атлантического ок., одно из звеньев системы срединноокеанических хребтов. Общая длина С.-А. х. более 18 тыс. км. Отдельные участки его носят собственные назв.: в НорвежскоТренландском басе.- хр. Книповича (от 81° до 73° с. ш.), южнее - хр. Мона, далее - Исландско-Янмайенский хр., южнее Исландии - хр. Рейкьянес (до 52° с. ш.) и Северо-Атлантический хребет, южнее экватора - Южно-Атлантический хребет.

Поперечными разломами С.-А. х. разбит на сдвинутые относительно друг друга сегменты, величина смещений по разломам достигает 300-600 км. По данным глубоководного бурения, сейсмоакустич. профилирования и драгирования, проведённым в рифтовой зоне, можно считать, что геол. разрез С.-А. х. сложен двумя комплексами: верхним, состоящим из толеитовых базальтов (см. Толеиты) с прослоями карбонатных осадочных пород, и нижним - из амфиболитов и офиолитов (от анортозитов до ультрабазитов). Породы верх, комплекса разбиты молодыми разломами на многочисленные блоки, возраст этих пород олигоцен-антропогеновый; породы нижнего комплекса (юра-олигоцен) регионально дислоцированы и метаморфизованы, возраст серпентинизированных ультрабазитов и габбро, нередко залегающих в метаморфич. комплексе в виде чешуи и протрузий, возможно, докембрийский. В Юж. полушарии С.-А. х. более монолитен; на его склонах расположен ряд подводных вулканов, вершины нек-рых из них представляют собой о-ва (Вознесения, Св. Елены и др.); в группе о-вов Тристан-даКунья имеется действующий вулкан.

В районе о. Буве (ок. 55° ю. ш.) меридиональное простирание С.-А, х. меняется на субширотное; вост. отрезок наз. Африканско- Антарктическим хребтом. Лит.: Хейзен Б., Тар и M., Ю и н г M., Дно Атлантического океана, пер. с англ., M., 1962; Леонтьев О. К., Дно океана, M., 1968; Ильин А. В., Основные черты геоморфологии дна Атлантического океана, в кн.: Условия седиментации в Атлантическом океане, M., 1971.

О. К. Леонтьев.


СРЕДИННООКЕАНИЧЕСКИЕ ХРЕБТЫ, крупнейшие формы рельефа дна Мирового ок., образующие единую систему горных сооружений протяжённостью св. 60 тыс. км, с относит, высотами 2-3 тыс. м и шириной 250-450 км (на отд. участках до 1000 км). Морфологически представляют собой линейно ориентированные поднятия земной коры, с сильно расчленёнными гребнями и склонами; в Тихом и Сев. Ледовитом

океанах С. х. расположены в краевых частях океанов, в Атлантическом - посередине. С осевой зоной С. х. связаны рифты, возникающие вследствие растяжения земной коры (см. Рифтов мировая система). Кроме разломов, ориентированных вдоль С. х., характерны поперечные разломы, нередко простирающиеся в соседние части ложа океанов. В рифтах и зонах поперечных разломов обнажаются базальты, слагающие океанич. земную кору, а также ультраосновные породы (гарцбургнты, дуниты, серпентиниты). С разломами связаны большая сейсмичность и повышенные значения идущего из недр Земли теплового потока; местами проявляется вулканизм. По составу продуктов извержений вулканы С. х. и ложа океанов сходны между собой и резко отличаются от вулканов переходных зон (совр. геосинклинальных областей) отсутствием кислых и андезитовых лав и туфов.

Вулканические острова, располагающиеся в осевой зоне С. х. (реже на их склонах), представляют собой вершины наиболее крупных подводных вулканов. Большинство вулканов этих островов бездействует; действующие имеются на Азорских о-вах, о-вах Тристан-да-Кунья и др. Наиболее значит, подводные вулканы приурочены, как и эпицентры землетрясений, к участкам пересечения поперечных разломов с осевой зоной С. х. Поперечные разломы разделяют С. х. на отд. сегменты, обычно сдвинутые в латеральном (горизонтальном) направлении относительно друг друга до 500- 600 км. В гипотезе "новой глобальной тектоники* этим горизонтальным движениям придаётся важное значение; С. х. рассматриваются как зоны зарождения океанич. земной коры, образующейся из материала, поступающего в рифтовые зоны из мантии, и разрастающейся отсюда в стороны (см. Мобилиэм). Согласно др. представлениям, С. х. являются складчатой структурой, а их неоген-антропогеновый этап развития - гомологом орогенного этапа развития складчатых систем материков с характерными для них поднятиями и растяжениями земной коры (А. В. Пейве, 1975). Существуют также представления, что образование С. х. связано с растяжением и вспучиванием земной коры, обусловленными притоком глубинного вещества из мантии и сопровождающими его явлениями серпентгшизации. См. тектоническую и геоморфологическую карты мира, т. 9, вклейка к стр. 488- 489.

Лит.: Леонтьев О. К., Дно океана, M., 1968; У д и н ц е в Г. Б., Геоморфология и тектоника дна Тихого океана, M., 1972 (Тихий океан, т. 5): Исследования по проблеме рифтовых зон Мирового океана, т. 1 - 3, M., 1972 - 74; Пейве А. В.,Тектоника Сре-дпнно-Атлантического хребта, в сб.: Глубинное строение н геофизические особенности структур земной коры и верхней мантии, M.. 1975; The sea, V. 3-4, N. Y.- L., 1963-70; Heezen B. C., Hollister Ch. D., The face of the deep, L., 1971.

O.K. Леонтьев.


СРЕДИННЫЕ МАССИВЫ, относительно устойчивые участки земной коры внутри геосинклинального пояса (области) б. или м. изометричных очертаний, разделяющие геосинклинальные системы; отличаются от последних меньшей подвижностью и развитием древней, в основном докембрийской континентальной коры, составляющей фундамент С. м. По-видимому, С. м. представляют собой реликтовые

обломки древнего континентального основания, на к-ром закладывались межконтинентальные геосинклинальные пояса фанерозойского зона. Накоплению мощных геосинклинальных толщ (формаций) в смежных геосинклинальных системах на С. м. отвечает образование менее мощного осадочного чехла, сложенного мелководно-морскими и континентальными осадками и вулканич. породами; в отд. случаях в тело С. м. могут вклиниваться по разломам узкие геосинклинальные прогибы, отличающиеся кратковременностью развития. Осадочно-вулканогенный чехол С. м., как правило, подвергается менее интенсивным деформациям, чем толщи геосинклинальных систем; эти деформации, как и разломы, распределены неравномерно п нередко обладают изменчивыми простираниями. Магматизм С. м. проявляется гл. обр. по их периферии (вулкано-плутонпческие пояса), а продукты его обычно отличаются от геосинклинальных магматич. пород повышенным содержанием кремнезёма и (или) щелочей. На орогенных этапах развития геосинклинальных поясов С. м. вовлекаются либо в опускание межгорных прогибов с накоплением моласс, либо в поднятие смежных складчатых горных сооружений. Поднятые С. м. часто подвергаются интенсивной гранитизации, мощность их коры значительно увеличивается; такие С. м. нередко надвигаются на смежные геосинклинальные системы, тектонически перекрывая их внутр. зоны. Напротив, периферич. части опущенных С. м. часто перекрываются надвинутыми на них складчатыми толщами смежных горных сооружений. В конце отд. тектонич. этапов нек-рые С. м. расширяются за счёт соседних геосинклинальных систем благодаря складчатости, метаморфизму и гранитизации. Примеры С. м.- Родопский массив на Балканском п-ове, Кокчетавско-Муюнкумский массив в палеозойской области Центр. Казахстана - Сев. Тянь-Шаня, Индосинийский массив в палеозойско-мезозойской складчатой геосинклинальной области Юго-Вост. Азии. В. E. Хаин.

СРЕДИННЫЙ ХРЕБЕТ, Западный хребет, главный водораздельный хребет Камчатки, протягивающийся вдоль всего п-ова. Вые. до 3621 м (Ичинская Сопка - активный вулкан). Дл. 1200 км, шир. до 120 км. Сложен кристаллич. сланцами и гнейсами палеозоя, песчаниками, сланцами и вулканич. породами мезо-кайнозоя. Много потухших вулканов. Древнеледниковые формы (кары, троги). Современное оледенение (пл. 866 км2). На нижних частях склонов леса из кам. берёзы, заросли кедрового и ольхового стланика, выше - горная тундра. В долинах высокотравные луга.


СРЕДНА-ГОРА, Анти-Балканы, горы в Болгарии, между Забалканскимп котловинами на С. и Верхнсфракийской низм. на Ю. Дл. 285 км, вые. до 1604 м (г. Богдан). Сложены кристаллич. породами, песчаниками и известняками. Плоские вершины, относительно пологие южные и крутые сев. склоны. Месторождения медных руд (Панагюриште); минеральные источники (бальнеологич. курорты Хисаря, Павел-Баня, Стара-Загора и др.). На склонах - дубовые и буковые леса.


СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет сеть жел. дорог Узб. CCP, Туркм. CCP, Тадж. CCP, частично Кирг. CCP и Казах. CCP. Эксплуатац. дл. 6199 км, или 4,4% протяженности всей сети жел. дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделении: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское.

С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям Ченгельды и Бейнеу. Железно-дорожно-морская паромная переправа Красноводск - Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азерб. ж. д.

Стр-во С. ж. д. было начато в 1880 от Узун-Ада (в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-Арват - Ашхабад - Мары - Чарджоу - Бухару - Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).

В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.) С. ж. д. соединилась со всей сетью жел. дорог России. За годы Советской власти построено много новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская - Душанбе (441 км), Ташкент - Ангрен (118 км), Чарджоу - Кунград (627 км), Навои - Учкудук (290 км), Джизак - Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений от осн. магистрали. В 1972 завершено стр-во новой линии Кунград - Бейнеу (408 км), открывшей второй выход в центральные р-ны страны. С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия Самарканд - Карши (157 км), с 1974 - Термез - Курган-Тюбе (218 км), с 1975 - Тахиаташ - Нукус (12 км).

В отправлении грузов преобладают минерально-строит. материалы, нефтегрузы, кам. уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2 отправления приходится на местное сообщение. Значит, место в грузовых перевозках занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы, сера, суль фаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил ок. 77 млрд. т*км (2,5% от сетевого), пассажирооборот - ок. 5 млрд. пасс.-гои (менее 2%); грузонапряжённость-ок. 13 млн. т*км/км. В связи с наличием ряда крупных пром. центров и ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе, Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю к-рого приходится более '/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное движение в Ташкентском узле переводится на электрич. тягу (2,4% от всей эксплуатац. длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен осуществляется с Казахской ж. д., а также с Московской, Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. С. ж. д. взаимодействует со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки грузов на Амударье - Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском м.- Красноводский порт.

За годы Сов. власти С. ж. д. технически полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков, проходящих по пустынным р-нам, паровозная тяга была заменена тепловозной. Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские - тепловозами и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено верхнее строение пути, технически оснащены MH. станции, особенно сортировочные. Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в путевом х-ве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги. Используется совр. электронная вычислит, техника и АСУ для повышения эффективности работы.

E. Д. Хану ков.


СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ПОРТЫ речные и озерные, воднотранспортные узлы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров по р. Амударье и Аральскому м. Сформировались за годы Сов. власти в результате развития экономики среднеазиатских республик. Обслуживают районы Казах. CCP, Узб. CCP, Тадж. CCP и Туркм. CCP. С 1956 находятся в ведении Среднеазиатского пароходства Мин-ва морского флота.

Из С. п. наиболее важное значение имеет Термезский речной порт

в верховье р. Амударьи (Узб. CCP), к-рый специализируется на обслуживании экспортно-импортных перевозок во взаимосвязи с афг. портом Шерхан и пристанями Келиф и Хайратон. Осн. грузы экспорта: пром. изделия, металлогрузы, цемент, минеральные удобрения, продукты нефтепереработки; импорта - хлопок, плодоовощи и др. сырьевые продукты.

Экономия, значение портов А р а л ь с к (на терр. Казах. CCP) и У ш с а и (на терр. Каракалпакской АССР Узб. CCP) существенно уменьшилось в связи с обмелением Аральского м. и проведением ж.-д. линии Кунград - Макат. Одновременно возрастает грузооборот пристаней в низовьях р. Амударьи, особенно Ш а р л а у к, через к-рую направляется часть потока перевалочных грузов, следовавших ранее через порт Аральск. Кроме того, в систему С. п. входят и др. пристани, находящиеся на самостоятельном балансе, - X о д ж е и л и (в Каракалпакской АССР Узб. CCP), Чарджоу и Керки (в Туркм. CCP), а также 12 приписных пристаней, не имеющих самостоятельного баланса.

Средствами портов и пристаней Среднеазиат. пароходства обеспечивались (1975) погрузка и выгрузка почти 80% сухогрузов и 60% нефтегрузов, перевозимых в бассейне; парк перегрузочных машин насчитывал 11 береговых и 12 плавучих кранов и ок. 80 перегрузочных машин др. типов. Кроме того, порты и пристани бассейна организуют паромные перевозки грузов и пассажиров. Удельный вес грузооборота паромных переправ составляет более 50% общего грузооборота. Все порты и пристани (кроме порта Ушсай) связаны с сетью жел дорог СССР.

С. П Арсенъев.


СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Среднеазиатский гос. ун-т (САГУ), назв. Ташкентского университета им. В. И. Ленина в 1923- 1960.


СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, Средняя Азия, один из крупных экономич. районов СССР. Включает Узбекскую CCP, Киргизскую CCP, Таджикскую CCP и Туркменскую CCP. Пл. 1,3 млн. км2 (5,7% территории СССР) Нас. 22,9 млн. чел. в 1975 (9% населения СССР). О природе С. э. р. см. в ст. Средняя Азия.

Для С. э. р. характерен многонациональный состав населения. По темпам естеств. прироста и общего увеличения населения- 1-е место среди экономич. р-нсв СССР. Большие трудовые ресурсы способствуют развитию трудоемких отраслей пром-сти. Гор население по сравнению с 1913 выросло в 6,5 раза, в 1975 на него приходилось 39% общего кол ва жителей. Почти '/2 гор. населения проживает в небольших городах и поселках гор. типа; 5 городов с населением св. 250 тыс. чел. (Ташкент, Фрунзе, Душанбе, Самарканд, Ашхабад).

За годы социалистич. строительства произошли коренные изменения в нар. х-ве района: из отсталой колон, окраины с примитивным поливным земледелием и кочевым скотоводством он превратился в один из быстроразвивающихся индустриально-аграрных р-нов страны. Пром-сть даёт ок. 55% валового общественного продукта и более 40% нац. дохода. В 1974 по срав