БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201сов и отношений в обществе в целом, диалектич подход, историзм и, наконец революционно критич тенденция, стремление не просто к изучению, но к обнов пению мира Однако наряду с подлинным интересом к марксизму ленинизму среди ученых Запада широко распространены всевозможные подделки, истолковывающие марксизм в романтическом, анархистском маоистском и т д духе, и обосновывание идей принципиальной "множественности марксизмов" Среди части левонастроенных молодых социологов бытует вульгарно нигилистич отношение к технике социологич исстедования, эмпирич методы огульно приравниваются к "апо логетике> партийность противопостав ляется науч объективности и т д Все это требует тщательного критич анализа со стороны социологов марксистов

Лит Общие труды С о ц и о л огическая теория Марксистская и буржуазная социология сегодня M 1964 История и социология M 1964 Социология в СССР т 1 - 2 M 1966 Чесноков Д И Исторический материализм и социальные исследования M , 1967 Щепаньский Я Элементарные понятия социочогии [пер с потьск ] M 1969 Социология и идеология [Сб CT ] M 1969 X а а н Э Исторический материализм и марксистская социология пер с нем M 1971 Федосеев П Н Марксизм в XX в M , 1972 О структуре марксистской социологической теории M 1970 Исторический материализм как теория социального познания и деятельности M 1972 Б е к к е р Г и Босков А (сост ) Современная социологическая теория пер с англ M 1961 Социология сегодня Проблемы и перспективы пер с англ M 1965 Амернканская социология пер с англ M 1972 Szczepanski J Socjologia Rozwoi problematyki metod Warsz 1967 Traite de sociologie ed G Gurvitch 3 ed V 1-2 P 1967-68 Mills C W The sociological imagination N Y 1959 Me r ton R K Social theory and social struc ture N Y 1968 Crisis and contention m sociology ed T Bottomore L 1975

Методология и техника Количественные методы в социологии M 1966 Математические методы в современной буржуазной социологии Сб CT M 1966 Социологические исследования Вопросы методологии и методики [Сб ] Новосиб , 1966 МасловП П Социология и статистика M 1967 Здравом ы слов А Г Meтодология и процедура социологических исследований, M , 1969 Шубкин В H

Социологические опыты, M., 1970; Ш л япентох В. Э., Социология для всех, M., 1970; Ядов В. А., Социологическое исследование, M., 1972; Михайлов С., Эмпирическое социологическое исследование, пер. с болг., M., 1975; Процесс социального исследования, M., 1975; Goode W. J., Hatt P. К., Methods in social research, N. Y., 1952; Handbuch der empirischen Sozialforschung, Hrsg. R. Konig, Bd 1 - 2, Stuttg., 1962 - 69; The language of social research, ed. P. F. Lazarsfeld and M. Rosenberg, Glencoe, 1962; The uses of sociology, ed. by P. Lazarsfeld, N. Y., 1967. История С. Сов р. состояние С. за рубежом. К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; О с и п о в Г. В., Современная буржуазная социология. Критический очерк, M., 1964; Современный капитализм и буржуазная социология. [Сб. ст.], M., 1965; Ф р а нцов Г. П., Исторические пути социальной мысли, M., 1965; Андреева Г. M., Современная буржуазная эмпирическая социология. Критический очерк, M., 1965; Замошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США, M., 1966; Новиков H. В., Критика современной буржуазной "науки о социальном поведении", M., 1966; Современная философия и социология в ФРГ. M., 1971; Чагин Б. А., Очерк истории социологической мысли в СССР, Л., 1971; Социальная философия франкфуртской школы, M.- Прага, 1975; В е с k e r H., В а г n е s H. E., Social thought from lore to science, 3 ed., v. 1 - 3, N. Y., 1961; Madge J. H., The origins of scientific sociology, Glencoe, 1962; Ar on R., Les etapes de Ia pensee sociologique, P., 1967; N is bet R. A., The sociological tradition, 3 ed., N. Y., 1966; Timasheff N. S., Sociological theory, its nature and growth, 3 ed., N. Y., 1967; Lazarsfeld P. F., La sociologie. Tendances principales de Ia recherche dans les sciences sociales et humaines, P., 1970; Friedr i с h s R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970; G о u 1 d n e r A. W., The coming crisis of Western sociology, N. Y,-L., 1970; С о s e r L. A., Masters of sociological thought, N. Y., 1971; Oberschall A., The establishment of empirical sociology, N. Y., 1972.

И. С. Кон.


СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА, смежная область социологии и искусствознания (литературоведения), предмет которой - социальные функции и зависимости иск-ва. В широком смысле С. и. - исследование определённых взаимозависимостей между состоянием общества в целом (или социальных институтов) и искусством как специфич. сферой общественно значимой деятельности. В узком смысле С. и.- отрасль социологии, изучающая с помощью совокупности методов конкретно-социологич. исследования воздействие иск-ва на аудиторию, социальные механизмы и средства распространения произведений иск-ва, художеств, вкус публики, его дифференциацию, его воздействие на художеств, продукцию. В строгом смысле совр. С. и. возможна как научная отрасль при сочетании обоих подходов.

Первая линия С. и. имеет давние традиции. Она выражена в "социальной критике иск-ва", начатой Платоном и продолженной Августином, Дж. Савонаролой, Ж. Ж. Руссо, Л. H. Толстым. Зависимость между иск-вом и гос-вом, иск-вом и политикой фиксировалась в различных направлениях социально-филос. мысли. Немецкие (И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг) и франц. (Ш. Монтескье, Д. Дидро) просветители пытались выявить взаимосвязи между иск-вом и политич. свободой. Ф. Шиллер, развивая идеи нем. Просвещения, поставил развитие иск-ва в зависимость от всесторонности самореализации личности - концепция, получившая более конкретную социологич. интерпретацию сначала у Г. Гегеля, затем у нем. "истинных социалистов", связавших перспективы иск-ва с перспективой революции (P. Вагнер), наконец - у молодого К. Маркса, подчеркнувшего зависимость расцвета иск-ва от преодоления "отчуждения труда" ("Экономическо-философские рукописи 1844 г.").

Франц. и англ, исследователи иск-ва "с точки зрения социологии" во 2-й пол. 19 в. стремились к более конкретной постановке проблем: связь между изменениями общества и эволюцией различных социальных фигур в трагедии и комедии (Ж. де Сталь), между содержанием произведения и такими социальными факторами, как господствующее умонастроение и окружающая обстановка и среда (И. Тэн), отражение в иск-ве социальной интеграции общества (Ж. M. Гюйо).

Эволюция западной С. и. в 20 в. осуществляется на базе таких теоретич. и методологич. подходов, как функционализм, теория социального действия, теория культурно-историч. типов, интеракционизма и др. Осн. трудность, с к-рой столкнулась С. и., заключается в том, что социологич. подход не в состоянии объяснить всеобщую значимость произведений иск-ва прошлого, тот факт, что они, по словам К. Маркса, "...продолжают доставлять нам художественное наслаждение..." (M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столкнувшись с абсолютизацией социологич. подхода, С. и. предпринимает попытки выявить специфич. предмет своего исследования, что находит выражение в разграничении эстетич. и внеэстетич. факторов появления и развития иск-ва, в фиксации социальной среды как предмета С. и. наряду с иными - психологич., эстетич.- факторами, подлежащими исследованию других науч. дисциплин и отраслей знания (Ш. Лало, А. Хаузер).

Др. тенденция в развитии С. и. кон. 19 - сер. 20 вв.- дифференциация её на ряд дисциплин, к-рые конкретно анализируют связь различных видов иск-ва с социальной жизнью. Формируется социология лит-ры, где изучаются отношения между писателем, произведением и публикой, смена интерпретаций в связи с изменением вкуса читателей и критиков (P. Эскарпи, Л. Гольдман), отражение в лит-ре ценностей, стереотипов и предрассудков массового читателя (Б. Берельсон, Л. Ловенталь). В середине 20 в. сложилась в качестве самостоятельной дисциплины социология музыки (T. Адорно); обособляется социология театра (Ж. Дювиньо), кино и телевидения.

Свидетельством конкретизации С. и. является анализ иск-ва под углом зрения отражения в нём специфич. социальных процессов (напр., культурной интеграции), особый интерес к функциям художника в социальных институтах, взаимоотношению гос. организаций и творческих союзов, роли цензуры, издательств в художеств, процессах. Среди наиболее важных тем совр. С. и.- отношение иск-ва и средств массовой коммуникации (вкус в выборе теле- и радиопрограмм, увлечение определёнными видами иск-ва, особенности восприятия музыки по радио, в грамзаписи), художеств, произв. как документы социологич. анализа для выявления сложившихся норм и ценностей.

Оба процесса (критич. самоограничение и конкретизация) позволяют С. и. уточнить свой предмет - рассмотрение иск-ва как одного из средств воздействия общества, сословия, класса, социальной группы на человека. Поскольку исходным моментом для С. и. является воздействие иск-ва на общество, а осн. сферой - сфера восприятия, "потребления" иск-ва, где проявляется отношение к иск-ву различных обществ, групп и классов, постольку С. и. намеренно отвлекается от полифункциональности иск-ва (его эстетич., познавательной, творческой и др. функций). Именно здесь проходит линия размежевания С. и. и эстетики, искусствознания, психологии творчества и т. д.

В совр. западной С. и. выделяются направления, для к-рых общей теоретич. почвой служит либо т. н. "неомарксизм", либо структурный функционализм - две доминирующие ныне социологич. ориентации, сочетаемые то с феноменологией, то со структурализмом, то с обоими этими направлениями.

Новую страницу в истории С. и. в кон. 19 в. открыло социологич. истолкование иск-ва с точки зрения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс проанализировали ряд социологпч. проблем художеств, процесса: его зависимость от государства и рынка, враждебность бурж. производства иск-ву и др. Сочетая мировоззренч. широту и глубину методологич. анализа с остротой и конкретностью социологич. постановки вопроса, они выявили идеологич. аспект иск-ва, связанный с классовыми интересами и используемый в качестве орудия борьбы за политич. господство. В этом же направлении развиваются идеи В. И. Ленина о классовости, партийности иск-ва, о двух культурах в каждой нац. культуре.

Одновременно основоположники марксистской С. и., продолжая традиции нем. классич. эстетики, видели в иск-ве в целом продукт свободного духовного производства, к-рый не покрывается его идеологич. аспектом, являясь носителем общечеловеческих идеалов, в т. ч. идеала всесторонне развитой личности.

В период 1880-е - сер. 1910-х гг. Г. В. Плеханов, Ф. Меринг и П. Лафарг освоили на марксистской основе ряд идей, выработанных в области социологич. исследования иск-ва. Их труды имели своим результатом воздействие исторического материализма на европ. искусствознание кон. 19 - нач. 20 вв. (показательны работы Э. Гроссе).

Однако при этом не обошлось без известной вульгаризации марксистского понимания иск-ва, когда подчёркивалась лишь одна - классово-идеологич. функция иск-ва. Вульгарному социологизму в марксистской С. и. (напр., в работах В. M. Фриче, В. Ф. Переверзева, а также А. А. Богданова) противостояла др. линия, представители к-рой (в первую очередь А. В. Луначарский), опираясь на ленинскую теорию отражения, показывали односторонность "классово-генетической" точки зрения, акцентируя др. момент марксистского толкования иск-ва, характеризующий иск-во как орган постижения истины, целостности обществ, жизни. Традиции марксистской С. и. были продолжены в исследованиях массовой культуры (А. Грамши), нек-рых лит. жанров

(P. Фоке, Д. Лукач, В. Гриб, Г. Колдуэлл).

В 60-е гг. стало вполне очевидно (в т. ч. под воздействием негативного опыта леворадикальной социологии на Западе), что основным источником вульгарно-социологич. ошибок является экстраполяция методов социологии за пределы социологич. аспекта рассматриваемого феномена, в частности феномена иск-ва. С. и. призвана ответить лишь на вопрос о "функциональности" исследуемых ею явлений (не касаясь проблем истинности и художественности), выявить их большую или меньшую "эффективность" (в данном, локально огранич. историч. контексте). Поэтому важнейшей задачей сов. С. и. в 60-е гг. оказалось вычленение социологич. аспекта рассмотрения иск-ва, размежевание С. и. с эстетикой, искусствознанием, психологией иск-ва и т. д. И лишь по мере успешного размежевания оказались плодотворными и эмпирич. исследования в области С. и.- аудитории, публики, читательского вкуса различных социальных групп.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, M., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., M., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, M., 1958; Проблемы социологии искусства, Сб., Л., 1926; H е д о ш НВН н Г.А., Из истории современной западной социологии искусства, в кн.: Современное искусствознание за рубежом, M., 1964; Барнетт Дж., Социология искусства, в кн.: Социология сегодня, M., 1965; Давыдов Ю. H., Искусство и элита, M., 1966; его же, Искусство как социологический феномен, M., 1968; Художественное восприятие, Л., 1971; Моль А , Социодинамика культуры, пер" с франц., M., 1973; В ы ч к о в а Ж., Художественная культура социализма как объект управления, в кн.:Научное управление обществом, в. 9, под ред. В. Г. Афанасьева, M., 1975. А. П. Огурцов, Ю. Б. Смирнов.


СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты произ-ва, распространения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций.

Осн. проблемы С. п.- учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историч. природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистич. трактовке, так и вульгарному социологизму.

В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С. п. как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы M. UIeлера и К. Манхейма - Германия, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого, T. Парсонса, P. Мертона, А. Чайлда, Ч. P. Миллса, В. Старка, П. Бергера, T. Лукмана - США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, бурж. С. п., к-рая крайне разнородна в теоретич. и методологич. планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (технологич., организационного, лингвистич. и т. д.). При этом игнорируется роль общественно-историч. практики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-науч. знание. Бурж. С. п. в значит, части направлена против марксизма-ленинизма.

В бурж. С. п. при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т. д.) рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, к "очищению" знания от ценностных суждений (концепции "деидеологизации", "конца идеологии"). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации науч. знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирич. исследовании состояний сознания (обществ, настроений, мнений и т. д.) различных классов, социальных, проф. и др. групп и общностей подчёркивается функциональный характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредств. окружением. Представители бурж. С. п. придерживаются различных политико-идеологич. ориентации - от откровенно апологетич. до бурж.-демократич. В целом бурж. С. п. характеризуется хронич. кризисом её философско-методологич. принципов, что находит выражение в их постоянной смене и острой внутр. полемике. Вместе с тем заслуживают внимания её эмпирический материал, техника и процедуры его сбора.

В марксистской С. п. изучаются методологич. проблемы социологич. подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историч. природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых, иллюзорных форм - "ложного сознания"; подвергаются критике различные концепции бурж. С. п. Проводятся также исследования механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных групп, коллективов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Л енин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; е г о ж е, Философские тетради, там же, т. 29; К е лле В. Ж., Ковальзон M. Я., Формы общественного сознания, M., 1959; M а м ардашвили M. К., Формы и содержание мышления, M., 1968; МосквичевЛ. H., Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность, M., 1971; Мегрелидзе К. Р., Основные проблемы социологии мышления, [2 изд.], То., 1973; Ленинская теория отражения и современная наука, в. 3 - Теория отражения и обществознание, София, 1973; Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки буржуазной "социологии знания", "Уч. зап. Тартуского гос. университета. Труды по философии", 1974, в. 17; The sociology of knowledge. A reader, ed. J. Curtis, I. Petras, N. Y., 1970; Friedrichs R., Sociology of sociology, N. Y., 1970. Л. Н. Москвичев.


СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas - общество и ...метрик), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Термин "С." появился в 19 в. в связи с попытками применить матем. методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники к-рой (Г. Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено придал новое значение термину "С.", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов и включив в С. наряду с экспериментальными методами реакционно-утопич. рассуждения. С развитием социальной психологии термин "С." более строго используется лишь для обозначения определённого набора методов исследования межличностных отношений. Социометрич. тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, с помощью формальных методов (математич., графич. и др.) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в диагностич., так и в терапевтич. целях. Методы С. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.

Лит.: Морено Д. Л., Социометрия, пер. с нем., M., 1958; К о л о м и н-с к и и Я. Л., Психология личных взаимоотношений в детском коллективе, Минск, 1969; Кузьмин E. С., Основы социальной психологии, Л., 1967; Лекции по методике конкретных социальных исследований, M., 1972; Волков И. П., Социометрические методы в социально-психологических исследованиях, Л., 1970; Lindzey G., В у Гn е D., Measurement of social choice and interpersonal attractiveness, BKH.: The handbook of social psyhology, v. 2, Reading (Mass.), 1968; Northway M. L., A primer of sociometry, Toronto, 1967. В. Б. Ольшанский.


"СОЦИЯЛИЗАМ" ("Socijalizam" - "Социализм"), ежемесячный журнал, ЦО Союза коммунистов Югославии. Выходит на сербско-хорватском яз. (кириллицей и латиницей). Издаётся с 1958 в Белграде. Тираж (1975) 10 тыс. экз.


СОЧА (Sofia), река в Югославии и Италии; см. Изонцо.


СОЧАВА Виктор Борисович [р. 7(20).б. 1905, пос. Парголово, ныне Ленинградской обл.], советский геоботаник и географ, акад. АН СССР (1968; чл.-корр. с 1958). Окончил Ленинградский сельскохозяйственный ин-т (1924). В 1931-36 и 1943-64 в Ботанич. ин-те АН СССР (с 1950 зав. лабораторией). В 1935-38 зав. отделом Арктич. ин-та. В 1938-58 преподавал в ЛГУ (с 1944 проф.), в 1939-50 в ленингр. Пед. ин-те им. Герцена. С 1959 директор Ин-та географии Сибири и Д. Востока Сибирского отделения АН СССР (Иркутск). Осн. труды по геоботанике, классификации ландшафтов и растительности, природному районированию, геосистемам (1963, 1967), методам стационарных географических работ, проблемам изучения и освоения тайги. С. разработаны основные теоретич. положения геоботанич. картирования и классификации карт.

В. Б. Сочава.

С. - ответственный редактор и автор ряда глав кн. "Растительный покров СССР. Пояснительный текст к „Геоботанической карте СССР"". Масштаб 1 : 4 000 000 (т. 1- 2, 1956). Пр. АН СССР им. В. Л. Комарова (1950). Награждён 2 орденами Ленина и медалями.

Соч.: Растительность лесной зоны, в

кн.: Животный мир СССР, т. 4, М. -Л , 1953; Теоретические положения топологии степных геосистем, в кн.: Топология степных геосистем, Л., 1970; Классификация растительности как иерархия динамических систем, в кн Геоботаническое картографирование, 1972, Л., 1972; Геотопология как раздел учения о геосистемах, в кн.· Топологические аспекты учения о геосистемах, Новосиб., 1974.

Лит.: Грибова С. А. [и др.], Виктор Борисович Сочава. К 60-летию со дня рождения. "Ботанический журнал", 1965, т. 50, № 6; Академик Виктор Борисович Сочава. Библиографич указатель трудов, Иркутск, 1975: ВоробьевВ В, Михеев В С, С н ы т к о В. А , Виктор Борисович Сочава (к 70-летию со дня рождения), "Изв АН СССР. Серия географическая", 1975, № 5; Гвоздецкий H. А., Сны т ко В. А, Чикишев А Г., К юбилею В. Б. Сочавы, "Докл. Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока", 1975, в 48.


СОЧЕВИЧНИК (Orobus), род растений сем. бобовых, часто включаемый в род чина. Многолетние травы с прямостоячими стеблями. Листья парноперистые, на верхушке с остриём. Цветки собраны в кисть. Плод- линейный многосемянный боб. Ок. 30 видов в умеренном поясе Сев. полушария. В СССР 22 вида. Наиболее известны 2 вида.

Сочевичник весенний.

С. весенний (О. vernus, или Lathyrus vernus) растёт в Европ. части, на Кавказе и в Сибири по лесам (преим. смешанным и широколиственным), полянам, кустарникам. Цветёт весной; цветки поникшие, пурпуровые, к концу цветения сине-голубые. Медонос. Ценный весенний пастбищный корм для скота. С. Гмелина (О. gmelinii) растёт на Урале, в Сибири и Cp. Азии, хорошо поедается кр. рогатым скотом на пастбище и в сене. Многие другие виды С. также имеют кормовое значение.


СОЧЕТАНИЯ в математике, соединения, составленные из n элементов по k элементов в каждой группе и отличающиеся друг от друга хотя бы одним элементом. Число С. из и элементов по к обозначается через Cknили (nk) и равно n|/k| (n - k)|. См. Комбинаторика.