БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201и) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение к-рых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, адм. решения. Действие С. к. сводится гл. обр. к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно С. к. пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако С. к. в узком смысле следует отличать от механизма стимулирования. С. к. выступает как органич. элемент любой системы управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

С. к. можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль С. к. возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные институты, занимающиеся почти исключительно С. к. (напр., судебные органы). Вместе с тем функции С. к. осуществляет практически любой социальный институт или группа.

Характер С. к. определяется господствующими обществ, отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный С. к. приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося (девиантного) поведения. С другой стороны, всеобъемлющий С. к., к-рый в условиях военно-фашистских диктатур основывается на системе массового террора, насаждает всеобщий конформизм, ведёт к застою во всех сферах обществ, жизни.

Одной из предпосылок динамич. развития общества является постоянное изменение С. к., его адаптация к новым условиям и целям, возникающим в процессе социального развития.

Различают два вида С. к.- неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников к.-л. процесса, напр, покупателей и продавцов, членов производств, коллектива, а также различные формы реакции обществ, мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам С. к. относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов С. к. во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей.

Второй вид С. к. связан гл. обр. с созданными гос-вом контрольными органами, а также с осуществлением функций С. к. различными гос. орг-циями и учреждениями (см. Государственный контроль).

С. к. в масштабе общества всегда носит ярко выраженный классовый характер. В эксплуататорском обществе С. к. направлен на сохранение существующего социального порядка.

В социалистич. обществе С. к. призван укреплять социалистич. обществ, отношения, всемерно способствовать социальному развитию. Строительство коммунизма предполагает развитие различных форм С. к. и прежде всего - основывающихся на растущей социальной активности трудящихся. Эта тенденция проявляется в развитии обществ, форм контроля (товарищеские суды, нар. дружины и т. д.), в широком привлечении населения к деятельности органов нар. контроля, в усилении роли обществ, мнения, средств массовой информации в борьбе с нарушениями социалистич. законности и морали. В то же время большое значение придаётся и гос. формам С. к. Кроме системы судебных органов и прокуратуры, в СССР функции С. к. осуществляют ЦСУ, Госбанк, Госплан, органы контроля Мин-ва финансов, Мин-ва торговли и др. Важное значение имеет система контроля за качеством выпускаемой продукции в пром-сти (отделы технич. контроля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, О государстве, там же, т. 39; Щ е р а н ьс кий Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., M., 1967; R о и с е k J. S., Social control, Princeton, 1956; L a nd i s P., Social control, Phil.- N. Y.- Chi., 1956. В. Э. Шляпентох.


"СОЦИАЛЬНЫЙ КРУЖОК" ("Cercle social"), орг-ция типа политич. клуба, осн. на рубеже 1789-90 в Париже H. Бонвилем и К. Фоше. Под эгидой "С. к." действовала более широкая орг-ция "Всемирная федерация друзей истины" (образованная в 1790). Печатным органом "С. к." была газ. "Буш де фер" ("La Bouche de fer"), на страницах к-рой нередко пропагандировались идеи эгалитаристско-утопич. характера. Нек-рые его руководители участвовали в респ. движении в период Вареннского кризиса (когда попытка франц. короля бежать из Франции вызвала острую борьбу между защитниками монархии и нар. массами, требовавшими провозглашения республики). Крайне разнородный состав "С. к." привёл к тому, что в 1791 он распался. В 1792-93 большинство деятелей, входивших в "С. к.", поддержало жирондистов.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ, значимость, привлекательность, приписываемые в обществ, сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли (напр., профессии, место в организации), действия людей (напр., в сферах обществ.-политич. жизни и досуга), их психологич. качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), фи-зич. достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (напр., имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации. С. п. тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет, уважение, влияние. В конечном счёте носителем С. п. оказывается сама личность, к-рая наделяется в обществ, сознании (всего общества или отд. групп) большим или меньшим С. п. Нек-рые материальные объекты становятся на более или менее длит, срок символами С. п.

Существование феномена С. п. легче всего обнаружить в оценках (чаще всего вербальных), с помощью к-рых люди ранжируют (т. е. выстраивают в ряд) объекты С. п., а также в тех действиях, в к-рых они проявляют свои предпочтения.

Марксистское понимание природы С. п. исходит из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности и прежде всего - в существующей социальной структуре и формируются под решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентации, позволяющей примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении обществ, потребностей. Зависимость престижных оценок от системы ценностных ориентации объясняет их динамичный характер. Напр., одни и те же занятия пользовались разным С. п. в различные ист. эпохи. Вместе с тем престижные оценки обладают известной устойчивостью и нередко сохраняются и после исчезновения породивших их условий.

В антагонистич. обществе одни и те же объекты пользуются неодинаковым, а иногда и противоположным по знаку престижем у людей, принадлежащих к разным классам, социальным и демографич. группам. Господствующая в этом обществе идеология утверждает престиж богатства (число рабов, крепостных, размер земельной собственности, капитала), знатности происхождения и социальных связей, роли в бюрократич. иерархии. В то же время среди трудящихся масс большим престижем пользуются люди, обладающие талантом, проф. мастерством и трудолюбием, борцы за социальную справедливость.

Определённые колебания С. п. имеют место н в социалистич. обществе. Однако процесс сближения классов и социальных групп здесь ведёт постепенно к выравниванию престижных оценок представителей различных социальных групп. Важная роль С. п. в обществ, жизни в конечном счёте объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время от меры С. п. личности или орг-ции во MH. случаях зависит успешность достижения поставленных ими целей. Поэтому стремление к приобретению или сохранению высокого С. п. играет заметную роль в мотивационной сфере личности, действиях различных организаций. С. п. поощряет полезную для функционирования и развития общества деятельность. При социализме положение человека в обществе определяется гл. обр. его трудом. В связи с этим эффективный творч. труд обладает высоким престижем, являющимся важным стимулом проф. деятельности трудящихся социалистич. общества. В то же время фетишизация С. п. способна оказать отрицат. влияние на обществ, жизнь. Она характерна для бурж. общества. В частности, разжигаемый рекламой спрос на новые товары часто обусловлен не столько улучшением их свойств, сколько соображениями престижа. Негативное влияние на обществ, жизнь оказывает также искусств, раздувание с помощью средств массовой коммуникации престижа отд. личностей или орг-ций. В США в 70-е гг. появились спец. фирмы, организующие по поручению клиента соответствующие кампании. Стремление обладать престижными в данный момент профессиями нередко приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов между отд. видами занятий.

Эмпирич. исследования С. п. в социалистич. странах (престижа профессий, источников массовой информации, потребительских благ в связи с изучением спроса и моды и др.), в к-рых широко используется техника измерения С. п. (в частности, шкалы, факторный анализ и др.), играют важную роль в подготовке решений на разных уровнях социального управления.

Лит.: Ш у б к и н В. H., Выбор профессии в условиях коммунистического строительства, "Вопросы философии", 1964, № 8; е г о же, Социологические опыты, M., 1970; 3 а м о шк и н Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, M., 1966; Кон И., Социология личности, M., 1967; В о д з и нс к а я В. В., Социологический аспект проблемы выбора профессии, в сб.: Человек и общество, Л., 1969; Сарапата Л., Исследование иерархии престижа профессиональных занятий в Польше, в кн.: Проблемы развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше, M.- Варшава, 1974; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y., 1959; Lipset S., Bendix R., Social mobility in industrial society, Berk., 1960; Class, status and power, 2 ed., N. Y., 1966.

В. Э. Шляпентох.


СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ, промежуточная или переходная обществ, группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко наз. прослойкой), напр, интеллигенция, или же часть какого-то класса, обладающая в рамках его внутр. структуры нек-рыми характерными особенностями, напр, квалифицированные и неквалифицированные рабочие (см. Рабочий класс, Крестьянство, Буржуазия). Марксизм-ленинизм считает понятие класса основой науч. представлений о социальной структуре классового общества и рассматривает категорию С. с. как подчинённый элемент. В противоположность этому ряд представителей немарксистской социологии выдвигает в качестве основного понятие "С. с." (или страты); классы же, если и признаются, то трактуются обычно как одна из форм С. с.

СОЦИАЦИЯ (от позднелат. sociatio - объединение), микроассоциация, таксономич. единица растительности, выделяемая по доминантам осн. ярусов растит, покрова; по объёму мельче ассоциации растительной. Напр., в ассоциации соснового бора с напочвенным лишайниковым покровом выделяют следующие С.: сосняк с покровом из лишайника Cladonia alpestris и сосняк с покровом из С. silvatica и С. rangiferina. Термин "С.с." предложен в 1930 швед, геоботаником Г. Дю Рье.

СОЦИHИАНE, представители рационалистич. направления в польск. Реформации (на позднем её этапе - кон. 16 - 1-я пол. 17 вв.). Назв. по имени одного из основателей - итальянца Ф. Социна (Socyn, Socinus; 1539-1604), переселившегося в 1579 в Польшу. С. постепенно приобрели господствующее положение в образовавшейся в 1569 общине Польских братьев в Ракуве, ставшей гл. центром деятельности С. Созданная здесь в 1602 школа ("Академия") привлекала в период расцвета (20-е гг. 17 в.) сотни студентов из MH. стран. Осн. положения социнианства были сформулированы в соч. Ф. Социна, Я. Л. Волвгоцена, Я. Креля, С. Пшипковского, E. Шлихтынга, А. Вишоватого и др. С., как и все Польские братья, отвергали догмат о Троице (являясь антитринитариями), считали Христа не богом, а человеком, но наделённым божеств, свойствами (т. е. возрождали в какой-то мере раннехрист. ересь арианства), отрицали догмат о "первородном грехе". Отличаясь от ранней идеологии Польских братьев религ. рационализмом, С. признавали авторитет Священного писания лишь постольку, "поскольку оно не противоречит разуму человека". С. защищали принцип веротерпимости, выступали за свободу совести. Они внесли существенный вклад в развитие филос.-религ. мысли. Взгляды нек-рых С. представляли собой по существу скрытый деизм. С. уделяли большое внимание образованию, просвещению, пропагандировали естественно-математич. знания своего времени. Прогрессивная в филос. отношении в силу своего рационализма идеология С., представлявших консервативно-шляхетское крыло Польских братьев, с точки зрения общественно-политич. содержания была шагом назад по сравнению с идеологией радикального плебейского течения Польских братьев 60-70-х гг. 16 в. (Гжегож Павел из Бжезин, M. Чехович и др.). С наступлением католич. реакции С. постановлением сейма 1658 были изгнаны из Речи Посполитой (эмигрировали преим. в Голландию); социнианство постепенно растворилось в др. течениях протестантизма.

Лит.: Польские мыслители эпохи Возрождения, M., 1960; Ogonowski Z., Socynia-nizm polski, Warsz., 1960.

СОЦИНТЕРН, см. Социалистический интернационал.


СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ, одно из совр. направлений бурж. социологической школы уголовного права, считающее причиной преступности конфликты, возникающие при столкновении индивида, адаптированного к нормам одного уровня культуры, с нормами поведения другого уровня.


СОЦИОЛИНГВИСТИКА (социологическая лингвистика), научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем,связанных с социальной природой языка, его обществ, функциями и механизмом воздействия социальных факторов на язык.

Фундамент совр. социолингвистич. исследований был заложен в трудах сов. учёных (Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, В. M. Жирмунского, P. О. Шор, M. В. Сергиевского, E. Д. Поливанова), к-рые в 20-30-е гг. 20 в. изучали язык как общественное явление. Развитию С. содействовали также труды франц. школы социологич. лингвистики (т. н. социологич. школы), опирающейся на работы А. Мейе, амер. этнолингвистов и социолингвистов, развивающих идеи Ф. Боаса и Э. Сепира, нем. учёных, в особенности T. Фрингса и основанной им лейпцигской школы, представителей пражской школы В. Maтезиуса, Б. Гавранека и др., япон. школы "языкового существования".

В отличие от нек-рых направлений С. (напр., в США), ориентирующихся на бихевиоризм, феноменологию, теорию социального взаимодействия Дж. Мида и др. течения бурж. философии и социологии, марксистская С. опирается на ист. материализм и на частные теории марксистской социологии - теорию социальной структуры общества, теорию социальных систем, социологию личности и др., на учение о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о роли языка в процессе формирования и развития наций, об обществ, функциях языков и диалектов. С. рассматривает следующие проблемы: язык и нация, изучение нац. языка как ист. категории, связанной с формированием нации; социальная дифференциация языка на всех уровнях его структуры и, в частности, характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами; типология языковых ситуаций, характеризуемых распределением социальных функций между различными языками и диалектами, используемыми данным коллективом; закономерности взаимодействия языков в различных социальных условиях; социальные аспекты двуязычия, многоязычия и диглоссии (взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного и того же языка) и, в особенности, речь в контексте социальной ситуации; языковая политика как одна из форм сознат. воздействия общества на язык.

Методы С. представляют собой синтез лингвистич. и социологич. способов исследования. В С. используются анкетирование, интервьюирование, включённое наблюдение, в ходе к-рого сам наблюдатель выступает как участник акта коммуникации, социологич. эксперимент, нек-рые приёмы матем. статистики, моделирование социально детерминированной речевой деятельности с помощью "социолингвистич. правил", т. е. социально обусловленных правил порождения высказывания, варьирования, совместной встречаемости языковых единиц и т. д., и корреляционного анализа, основанного на соотнесении языковых и социальных явлений как зависимых и независимых переменных.

Лит.: Дешериев Ю. Д., Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе, M., 1966; Язык и общество, M., 1968; Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969; Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 1 - 3, M., 1969-73; Швейцер А. Д., Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике, Л., 1971; Проблемы двуязычия и многоязычия, M., 1972; Базиев А. Т., Исаев M. И,, Язык и нация, M., 1973; Социолингвистические проблемы развивающихся стран, M., 1975; Новое в лингвистике, пер. с англ., в. 7, M., 1975; Directions in sociolinguistics, N. Y., 1972; L a bo V W., Sociolinguistie patterns, Phil., 1972. А.Д.Швейцер.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ Международная (MCA; International Sociological Association), объединяет гл. обр. нац. и региональные социологич. орг-ции (в т. ч. СССР и др. социалистич. стран), а также включает индивидуальных членов. Создана в 1949. Находится под покровительством ЮНЕСКО. Руководящие органы: Совет, состоящий из представителей нац. ассоциаций, и избираемый им Исполком во главе с президентом, а также Исследовательский совет. Секретариат MCA находится в Милане (Италия). Устав MCA провозглашает её главными целями содействие междунар. исследованиям в области социологии, развитие науч. связей социологов, обеспечение обмена информацией. MCA организует работу исследовательских комитетов (проводит исследования, заседания круглого стола), созывает Междунар. социологические конгрессы. MCA публикует обозрение "Current sociology", "Sociological Abstracts" (совм. с Амер. социологич. ассоциацией), материалы конгрессов ("Transactions of the world congress of sociology"), информац. бюллетень "ISA Newsletter", а также ежегодные доклады.


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, название франц. школы (направления) социологич. лингвистики (см. Социолингвистика).


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, социологическая юриспруденция, одно из основных направлений буржуазного правоведения 20 в. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки лишь к формально-логич. изучению действующего права, С. ш. п. переместила центр тяжести на изучение "живого права", т. е. системы конкретных правоотношений, поведения людей в сфере права и т. п. Хотя сама по себе идея изучения всех этих аспектов правовой действительности в принципе правильна, у представителей С. ш. п. она практически сводилась преим. к ошибочному противопоставлению законодат. норм ("право в книгах") "праву в жизни". Последнее считалось "подлинным правом", в связи с чем суд мог отказаться от применения действующего закона, если он, по мнению суда, противоречит "живому праву". Само право сторонники С. ш. п. определяли не как систему норм, а по преимуществу как "порядок отношений". Развитие С. ш. п. отразило несоответствие многих правовых институтов, сложившихся в период пром. капитализма, экономич. и политич. процессам, сопровождавшим развитие монополистич., а затем и государственно-монополистич. капитализма.

Наибольшее распространение в 1-й пол. 20 в. С. ш. п. получила в нем. бурж. юридич. науке (Э. Эрлих, Г. Канторович, X. Зинцхеймер и др.) и в США. Амер. С. ш. п. (P. Паунд, О. Холмс, Б. Кардозо), особенно т. н. реалистическая школа права, довела до кульминации отрицат. отношение к стабильным правовым нормам, заявив, что осуществление правосудия возможно вообще без них. Разновидностями С. ш. п. в отраслевых юридич. науках были социологич. школа в гос. праве (Л. Дюги, M. Ориу - Франция) и социологическая школа уголовного права.

После 2-й мировой войны 1939-45 С. ш. п. оказалась под сильным влиянием эмпирич. социологии и трактуется рядом авторов (P. Тревес, Дж. Скольник) как сугубо эмпирич. дисциплина, цель к-рой - по преимуществу проведение конкретных исследований в сфере права. В этот же период получают развитие, особенно во франц. науке (Г. Гурвич, Л. Леви-Брюль, Ж. Карбонье), институциональные варианты С. ш. п. (см. также Институционализм).

Марксисты подвергают критике С. ш. п. за подмену материалистич. объяснения права как продукта классового общества поверхностными рассуждениями о "социальной реальности" права, за вульгарный эмпиризм, за пропаганду идеи "свободного судейского усмотрения", подрывающей принцип законности.

Лит.: Зыков П. Г., Кризис современной буржуазной социологии права, M., 1963; Иваненко О. Ф., Правовая идеология американской буржуазии, Казань, 1966; T уи а н о в В. А., Буржуазная правовая идеология, M., 1971; Луковская Д. И., Социологическое направление во французской теории права, Л., 1972.


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, направление в бурж. науке уголовного права, возникшее в кон. 19 - нач. 20 вв. Взгляды сторонников С. ш. у. п. нередко носят эклектич. характер, являются как бы компромиссом между положениями классич. и антро-пологич. школ уголовного права. С. ш. у. п. разрабатывает проблемы преступления и наказания (направление классич. школы) и учение о личности преступника (антропологич. направление). В вопросе о личности преступника и причинах преступности С. ш. у. п., признавая не только биологич., но и социальную обусловленность поведения человека, стоит на позициях теории факторов преступности

Э. Ферри - одного из последователей

Ч. Ломброзо.

Многие социологи-криминалисты утверждали, что преступность обусловлена биологич. (в т. ч. наследственностью), физич. (время года, климат, время суток и т. п.) и социальными факторами.

Криминалисты-социологи считали, что наука уголовного права объединяет уголовное право в узком значении (уголовная догматика), криминологию или этиологию преступлений и уголовную политику (разработка мер борьбы с преступностью); нек-рые считали, что в её состав входит также пенология (наука об исполнении наказания). Наиболее видными представителями С. ш. у. п. в период её становления были Ф. Лист, Ашаффенбург (Германия), К. Штосе (Австрия), Г.Тард, Ж.Лакассань (Франция), А.Принс (Бельгия), Г. ван Гамел (Нидерланды) и др., в России И. Я. Фойницкий, Чубинский, С. В. Познышев.

В совр. период влияние С. ш. у. п. значительно, особенно в США. В рамках этого направления имеется целый ряд концепций причин преступности и путей её предупреждения. Прежде всего это теория научно-технич. прогресса как комплексной причины преступности (под таким девизом прошёл в 1970 в Японии 4-й конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступником). Сторонники этой теории анализируют влияние на преступность лишь внешних проявлений эксплуататорского строя, не затрагивая её подлинных причин, коренящихся в социально-экономич. сущности этого строя. Имеется неск. вариантов С. ш. у. п. Так, теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда считает преступность извечным явлением, следствием контактов в микрогруппах. Представители теории с