БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201рмиях. Совр. П. бывают металлическими (стальными или из лёгких сплавов), надувными из прорезиненных материалов, железобетонными.

ПОНТОНЖЫЙ, посёлок гор. типа в Ленинградской обл. РСФСР, подчинён Колпинскому райсовету. Расположен на левом берегу р. Невы. Ж.-д. станция в 24 км к Ю.-В. от Ленинграда. Связан автобусным сообщением с гг. Ленинградом, Колпино и др. 13,9 тыс. жит. (1974). Произ-во фанеры и мебели.

ПОНТОННЫЙ ПАРК, штатное (табельное) переправочное средство, предназначенное для наводки наплавных мостов и устройства паромных переправ. Состоит на вооружении инж., дорожных и ж.-д. войск различных армий. П. п. включает: паромно-мостовые конструкции, специально оборудованные трансп. средства и средства передвижения паромно-мостовых конструкций по воде - буксирно-мотор-ные катера или другие движительные устройства. Различают П. п. самоходные по воде, в к-рых движители вмонтированы в паромно-мостовые конструкции, и амфибийные (передвигающиеся по суше и по воде), представляющие собой паромно-мостовые машины. Имеются также спец. П. п. для преодоления широких водных преград с быстрым течением и ветровым волнением, перебрасываемые трансп. самолётами. Из П. п. могут наводиться наплавные мосты на отд. плавучих опорах и наплавные мосты-ленты различной грузоподъёмности; при этом плавучие опоры и наплавные мосты-ленты обычно собираются из понтонов (см. Мосты военные). В амфибийных П. п. в качестве плавучих опор используют также плавучие машины. Впервые П. п. появились в голл. армии в нач. 17 в.; первый рус. П. п. с парусиновыми понтонами был создан в сер. 18 в.

ПОНТОППИДАН (Pontoppidan) Хенрик (24.7.1857, Фредерисия,-21.8.1943, Копенгаген), датский писатель. Род. в семье священника. В 1874-77 учился в Политехнич. ин-те в Копенгагене. В сб-ках рассказов "Картины сельской жизни" (1883), "В хижинах" (1887), повести "В приходе Сандинге" (1883) правдиво рассказано о жизни датской провинции. В 90-х гг. реалистич. тенденции углубляются в романах "Ночная стража" (1894), "Песнь песней" (1896). Трилогия "Обетованная земля" (1891-95) содержит картины сел. жизни, политич. и религ. борьбы в Дании 2-й пол. 19 в. Характерные черты этого времени запечатлены в романе П. "Счастливчик Пер" (1898 -1904, рус. пер. 1913, 1961)- о судьбе дат. интеллигенции на переломном этапе развития страны. Обстановка в годы перед 1-й мировой войной 1914-18 пессимистически отражена в романе "Царство мёртвых" (1912-16). Автобиография, очерки 30-х гг. объединены в кн. "На пути к самому себе" (1943). Нобелевская пр. (1917).

Соч.: Romaner og fortaellinger, del 1 - 7, Kbh., 1924 - 26; Noveller og skitser, bd 1 - 3, Kbh., 1950; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 5, СПБ, 1913.

Лит.: Куприянова И. П., Раннее творчество X. Понтоппидана, "Учёные записки ЛГУ", 1959, в. 54, № 276; её же, Роман X. Понтоппидана "Счастливчик Пер", там же, 1961, в. 62, № 308; Andersen P. С., Henrik Pontop-pidan. En biografi og bibliografi, Kbh., 1934; Wo el С. М., Henrik Pontoppidan, del 1 - 2, Kbh., 1945; .Ahn1und K., Henrik Pontoppidan. Fern huvudlinjer i forfattars-kapet, Stockh., 1956; Thomsen K., Hold Galden flydende, Aarhus, 1957; Skjerbге k Т., Ktmst og budskab, [Kbh., 1970]; Omkring Lykkeper, Kbh., 1971.

И. П. Куприянова.

ПОНТОРМО (Pontormo; собств.-Якопо Карруччи, Carrucci) (24.5.1494, Понтормо, Тоскана,- похоронен 2.1. 1557, Флоренция), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507-12). Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х гг.) и А. Дюрера. Если ранние произв. П. близки иск-ву мастеров Высокого Возрождения (напр., Андреа дель Сарто, с к-рым П. сотрудничал ок. 1512), то в 1520-е гг. он становится одним из основоположников маньеризма. Виртуозное, порой эксцентрическое композиционное мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколич. аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520; илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49). Более поздним ре-лиг, композициям П. ("Положение во гроб", 1526-28; илл. см. т. 15. табл. XXVI, стр. 288-289), а также его портретам ("Женский портрет", ок. 1543-45, Гал. Уффици, Флоренция) присущи черты внутренней тревоги, экзальтированная напряжённость колорита. Штудии и эскизы П. отличаются необычайной выразительностью контуров, гибкостью и подвижностью линий.

Понтормо. "Три грации", Сангина. Ок. 1535-36. Галерея Уффици. Флоренция.

Л. С. Понтрягин.

Лит.: Rearick J. С., The drawings of Pontormo, v. 1-2, Camb., 1964; Fоrste r K. W., Pontormo, [Munch., 1966].

ПОНТРЯГИН Лев Семёнович [р. 21.8(3.9).1908, Москва], советский математик, акад. АН СССР (1958; чл.-корр. 1939), Герой Социалистич. Труда (1969). В 14 лет потерял зрение от несчастного случая. Окончил Моск. ун-т (1929). С 1939 зав. отделом Матем. ин-та им. В. А. Стеклова АН СССР, одновременно с 1935 проф. МГУ. В топологии открыл общий закон двойственности и в связи с этим построил теорию характеров непрерывных групп; получил ряд результатов в теории гомото-пий (классы Понтрягина). В теории колебаний главные результаты относятся к асимптотике релаксационных колебаний. В теории управления - создатель матем. теории оптимальных процессов, в основе к-рой лежит т. н. принцип максимума Понтрягина (см. Оптимальное управление), имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы П. оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире. П.- почётный чл. Лондонского матем. об-ва (1953), Междунар. академии "Астронавтика" (1966); вице-президент Междунар. матем. союза (в 1970-74); почётный чл. АН ВНР (1972). Гос. пр. СССР (1941). Ленинская пр. (1962). Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Непрерывные группы, 3 изд., М., 1973; Основы комбинаторной топологии, М.-Л., 1947; Обыкновенные дифференциальные уравнения, 3 изд., М., 1970; Математическая теория оптимальных процессов, 2 изд., М., 1969 (совм. с др.); Линейная дифференциальная игра убегания, "Труды Математического ин-та АН СССР", 1971, т. 112.

Лит.: "Успехиматематических наук", 1959, т. 14, в. 3; там же, 1968, т. 23, в. 6 (имеется список трудов). Е. Ф. Мищенко.

ПОНУР, водонепроницаемое локрытие дна водохранилища, примыкающее к плотине (или к др. водоподпорному гидро-технич. сооружению) и предназначенное для удлинения пути фильтрации воды под сооружением и снижения фильтрац. давления на его подошву. Устройством П. достигается уменьшение скорости и расхода профильтровавшейся воды и, следовательно, опасности разрушения основания сооружения фильтрац. потоком. Для устройства П. применяют глину, глинобетон, битумные материалы, торф, бетон, железобетон. П. из железобетонных плит (с арматурой, вводимой в тело плотины) может воспринимать часть горизонтальных усилий, действующих на сооружение, и тем самым увеличивать его устойчивость на сдвиг (т. н. анкерный П.).

ПОНЧО (исп. poncho, заимствование из языка индейцев-арауканов), плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием посередине для головы, традиц. одежда индейцев Юж. и Центр. Америки. Индейцы кечуа, аймара и соседние с ними народы носят П., сделанные из двух прямоугольных полотнищ шерстяной полосатой ткани, к-рые посредине не сшивают, оставляя отверстие для головы. Плащи типа П. из меха известны у даяков о. Калимантан, из тапы (материя из луба)- у полинезийцев.

Тканое пончо арауканов.

ПОНЫРИ, посёлок гор. типа, центр Поныровского р-на Курской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Курск - Орёл, в 76 км к С. от Курска. Пенько- и маслозаводы, кирпичный з-д; инкубаторная станция. Историко-мемориальный музей Курской битвы 1943.

ПОНЯТИЕ, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы нек-рого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. суть "...не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. "человек" отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

Различают П. в широком смысле и науч. П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Науч. П. отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются науч. терминами. В П. выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых в П. предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков, по к-рым обобщаются и выделяются предметы в П.,- его содержанием. Так, напр., содержанием П. "параллелограмм" является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие П. предполагает изменение его объёма и содержания.

Переход от чувственной ступени познания к логич. мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме П. По своему происхождению П. является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П.- сложный диа-лектич. процесс, к-рый осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П.-это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В П. выделяется и фиксируется прежде всего общее, к-рое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отд. предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Науч. П. является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в П. относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего нечто существенное в предмете.

В подходе к П. в истории философии выявились две противоположные линии -материалистическая, считающая, что П. объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно к-рой П. есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Напр., для объективного идеалиста Г. Гегеля П. первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Нек-рые идеалисты рассматривают П. как фикции, созидаемые "свободной игрой сил духа" (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя П. к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

Диалектич. материализм исходит из того, что П. адекватно отражают действительность. "Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 190).

Будучи отражением объективной реальности, П. столь же пластичны, как и сама действительность,обобщением к-рой они являются. Они "...должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (там же, с. 131). Науч. П. не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Осн. содержание П. изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения П. являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П. А. Г. Спиркин. П. в формальной логике -элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П.- это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к "микроуровню", то - членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей совр. знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

1) Процесс образования П. естественно описывается в терминах гомоморфизма, разбивая интересующее нас множество объектов на классы "эквивалентных" в к.-л. отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате "склеивания" всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один "комок". Эти "комки" отождествлённых между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним "родовым" П.

2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П. необходимо различать П. как нек-рый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом П. наз. та самая совокупность "склеиваемых" в это П. элементов, о к-рой сказано выше, а содержанием П.- перечень признаков (свойств), на основании к-рых производилось это "склеивание". Т. о., объём П.- это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), к-рый это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

3) Формальнологич. проблематику, связанную с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее,-то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое,- то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматич. канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения - "объекты"; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматич. строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, "мобилизуемого" на выражение П., показывает, что он весь распределяется на
эти две категории (количественные числительные, а также слова типа "всякий", "любой", "некоторый", "существует" и т. п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) н предикаты выступают как имена П.: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, "пробегают" нек-рые "предметные области", служащие объёмами П., и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты-это содержания П., а классы объектов, на к-рых эти предикаты истинны,- объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных "представителей" нек-рых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологич. проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А&В ) ]А (здесь &-знак конъюнкции, ) - знак импликации) или её обобщения из логики предикатов VxC(x) ) C())(V - квантор всеобщности).

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий. М.. 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Воишвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

ПОНЯТОВСКИЙ (Poniatowski) Станислав Август (17.1.1732, Волчин, -12.2. 1798, Петербург), последний польский король (1764-95). В 1757-62 польско-саксонский посол в России. Избран королём при поддержке Екатерины II и прус, короля Фридриха II. В политике ориентировался на Россию. 25 нояб. 179.5 отрёкся от престола; последние годы жил в Петербурге.

ПОНЯТОВСКИЙ (Poniatowski) Юзеф (7.5.1763, Вена,-19.10.1813, близ Лейпцига), князь, польский генерал, маршал Франции (1813). Племянник польского короля Станислава Августа. С 1780 служил в австрийской армии, с 1788 был адъютантом имп. Иосифа II. В 1789 по приглашению Станислава Августа приехал в Польшу, участвовал в реорганизации польск. армии, командовал дивизией. Во время войны против Тарго-вицкой конфедерации и царских войск в 1792 командовал одной из армий. После войны в 1793 уехал в Вену, во время Польского восстания 1794 вернулся в Польшу и, командуя дивизией, успешно действовал против прус, войск под Варшавой. В 1795-98 находился в Вене, затем вернулся в Польшу. В 1806 во время русско-прусско-французской войны 1806-07 при приближении франц. войск к Варшаве выступил на стороне Наполеона. С 1807 воен. мин. герцогства Варшавского. Во время австро-французской войны 1809 успешно действовал против австр. войск в Галиции. В 1812 сформировал 100-тысячную польск. армию и во время похода Наполеона на Россию командовал 5-м польск. корпусом наполеоновской "Великой армии". После разгрома армии Наполеона в России отступил с остатками польск. войск в Саксонию, где в 1813 соединился с подошедшими из Франции главными силами Наполеона. Командовал 8-м корпусом в Лейпцигском сражении 1813, во время к-рого Наполеон произвёл П. в маршалы и поручил ему прикрывать отход франц. войск. Будучи тяжело ранен, П. утонул во время переправы вплавь через р. Эль-стер. В 1814 его прах был перенесён в Варшаву, а в 1819 в Краков и похоронен на Вавеле. В Варшаве П. установлен памятник (1913, скульптор Б. Торвальдсен).

ПОНЯТОЙ, по сов. праву лицо, участвующее в предусмотренных законом случаях в проведении следственного действия с целью удостоверения его факта, содержания и полученных результатов. Присутствие П. обязательно, напр., при производстве обыска, осмотра, следственного эксперимента, предъявления для опознания. Следователь (лицо, производящее дознание) приглашает П. (не менее двух) из числа любых незаинтересованных в деле совершеннолетних граждан, способных правильно воспринимать и передавать происходящее. Перед началом следственного действия П. разъясняются его права и обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (напр., УПК РСФСР, ст. 135): право делать замечания по поводу произведённых действий, подлежащие занесению в протокол, обязанность не разглашать известные ему данные предварит. следствия. П. могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам следственного действия. В судебных действиях П. не участвуют.

ПООПО (Рооро), озеро в Центр. Андах, в Боливии, на выс. 3690 м. Пл. ок. 2,5 тыс. км2, глуб. до Зл. Вода солёная. В П. впадает р. Десагуадеро (сток оз. Титикака). В зависимости от выпадения осадков - резкие колебания размеров и уровня (до 20 м). В дождливый сезон часть вод П. просачивается по руслу р. Лакахауира на 3. в солёное периодически пересыхающее оз. Койпаса.

ПОП (Pope) Александр (21.5.1688, Лондон,- 30.5.1744, Туикнем), английский поэт. Получил домашнее образование. В 1711 опубл. "Опыт о критике"-манифест англ. просветительского классицизма. Классицистские принципы воплотил в поэме "Уиндзорский лес" (1713). В ироико-мич. поэме "Похищение локона" (1712, 2-й вариант 1714) с юмором показал быт и нравы светского общества. С позиций нормативного "хорошего вкуса" исправлял "грубость" Гомера (переводы "Илиады", 1715-20, и "Одиссеи". 1725-26), "очищал от вульгарности" соч. У. Шекспира (изд. 1725). Сатиры "Дунсиада" (1728; от англ, dunce - тупица) и "Новая Дунсиада" (1742) направлены против лит. противников П., бичуют невежество и глупость. В филос. поэмах "Опыты о морали" (1731-35) и "Опыт о человеке" (1732-34, рус. пер. 1757) прославляет гармонию всего сущего. В России в 18 в. большой успех имел "Опыт о человеке", несмотря на цензурные искажения. Произв. П. переводили И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и др.

Соч.: The works, v. 1 - 10, L., 1871 - 89; Literary criticism, ed. by B. Goldgar, Lincoln, [1965]; в рус. пер.- Похищение локона, в кн.: Хрестоматия по западно-европейской литературе XVIII в., М., 1938. An argument of images. The poetry of A. Pope, Camb. (Mass.), 1971; A. Pope. Ed. by P. Di-xon, L., 1972 (лит. с. 311 - 21); Gгiffith R. H., A. Pope. A bibliography, Austin, 1922-27.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.- Л., 1945; Sitwe11 Е., A. Pope, N. Y., 1962; S packs P. M.,

"ПОП-APT" (англ, pop art, от pop -отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально - искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art - популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление в изобразит. иск-ве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреализмом, "П.-а." получил распространение со 2-й пол. 1950-х гг. в США (основоположник направления - Р. Раушенберг; К. Ол-денберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители "П.-а." провозгласили "возвращение к реальности", "раскрытие эстетич. ценности" образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т. п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы совр. урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т. д.), популярные печатные изображения к.-л. известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей,