БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ждой партии) и Бюро. Текущую работу СИ выполняет Секретариат.

Пред. СИ - Б. Питтерман (Австрия). Секретариат возглавляет Г. Яничек (Австрия). Официальный орган - бюллетень "Socialist Affairs" (до 1971 -"Socialist International Information") (все данные на 1976).

Лит.: Черняев А. С., Современная социал-демократия и проблемы единства рабочего движения, M., 1964; УндасыновИ., Грибанов С., Социал-демократия в современном мире, M., 1966; Идеология современного реформизма, M., 1970; С и б илев H., Отношение лидеров Социалистического Интернационала к проблемам войны и мира, в сб.: Против реформизма, за единство рабочего движения, M., 1966; его же, Из истории восстановления Социалистического Интернационала, "Новая и новейшая история", 1964, № 2; е г о же, Современная социал-демократия о взаимоотношениях с коммунистами, "Рабочий класс и современный мир", 1973, № 4; Г е ? а с и м о в Г., С и б илев H., Социалистический Интернационал - противник единства рабочего класса, "Вопросы истории КПСС", 1969, № 12; Braunthal J., Geschichte der Internationale, Bd 3, Hannover, 1971. H. Г. Сибилев.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЁЖИ (СИМ), международная молодёжная орг-ция, созданная в 1907 и распавшаяся в годы 2-й мировой войны 1939-45. Основан на Междунар. конференции социалистич. союзов молодёжи (24-26 авг. 1907, Штутгарт) при активном участии К. Либкнехта. К 1912 объединял ок. 170 тыс. чл. молодёжных орг-ций 17 стран. В годы 1-й мировой войны 1914-18 большинство социалистич. молодёжных орг-ций заняло, вопреки линии правого руководства СИМ, интернационалистскую позицию. Бернская международная социалистическая конференция молодёжи 1915 выступила с протестом против войны. Под влиянием ???. революции 1917 значит, часть орг-ций, входивших в СИМ, перешла на позиции коммунистич. движения, в нояб. 1919 был основан Коммунистический интернационал молодёжи. В 1923 правые и центристские элементы союзов молодёжи Австрии, Чехословакии, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Дании и Швейцарии воссоздали на конференции в Гамбурге СИМ (примкнув к Социалистическому рабочему интернационалу). В 1946 взамен распавшегося в годы 2-й мировой войны СИМ был основан Международный союз молодых социалистов (MCMC; окончательно оформился в 1948), объединивший молодёжные и студенческие центры более 30 стран (ок. 2 млн. чел.). MCMC поддерживает в основном программные принципы Социалистического интернационала.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, см. Распределения по труду закон.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РАБОЧИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ, междунар. объединение с.-д. партий, созданное в 1923 и распавшееся во время 2-й мировой войны 1939-45. Основан на объединительном конгрессе Бернского интернационала и * Интернационала 2'/г-го" (май 1923, Гамбург). Идеологич. установки и прак-тич. политика С. р. и. определялись реформистскими теориями "организованного капитализма", "хозяйственной демократии", отрицанием диктатуры пролетариата под флагом борьбы за "чистую демократию". В практич. деятельности правые лидеры С. р. и. в значит, степени руководствовались идеологией антикоммунизма и антисоветизма. С. р. и. отклонял предложения Коминтерна о совместных действиях в поддержку исп. антифашистов, против фашизма и развязывания мировой войны. После начала 2-й мировой войны и захвата нем.-фаш. войсками ряда европ. стран, в т. ч. Бельгии (где с 1935 в Брюсселе находилась штаб-квартира С. р. и.), деятельность С. р. и. прекратилась.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художеств, метод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы иск-ваС. р. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол.

19 в.: революц.-пролет. лит-pa в Великобритании (поэзия чартистского движения, творчество Э. Ч. Джонса), в Германии (поэзия Г. Гервега, Ф. Фрейлиграта, Г. Веврта), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, "Интернационал" Э. Потье). В кон. 19 - нач. 20 вв. интенсивно развивается пролет. лит-pa в России, Польше, Болгарии и др. странах. Как художеств, метод С. р. формируется в нач. 20 в. в России, прежде всего в творчестве M. Горького, а также в той или иной мере M. M. Коцюбинского, Я. Райниса, А. Акопяна, И. И. Евдошвили и др. Это обусловлено всемирно-историческим значением революционного движения в России, куда в начале 20 в. переместился центр мировой революц. борьбы. Вслед за Горьким реалистическое изображение обществ, действительности и социалистич. мироощущение становятся существ, чертами творчества писателей ряда стран (А. Барбюс, M. Андерсен-Нексё, Дж. Pид). После Окт. революции 1917 в различных странах Европы (Болгария, Германия, Польша, Франция, Чехословакия и др.) в 1920-х гг. формируются социалистич. лит. течения, и метод С. р. уже выступает как закономерное явление мировой лит-ры. Рост антифашистского движения в 1930-х гг. способствовал расширению междунар. фронта революц. лит-ры и иск-ва. Объединяющую роль в этом процессе играла сов. лит-ра, к-рая к тому времени сплотилась идейно и создала выдающиеся художественные произведения. С. р. стал широким интернациональным направлением лит-ры и иск-ва. После 2-й мировой войны 1939- 1945, в особенности после образования мировой социалистич. системы, позиции С. р. как авангарда художеств, прогресса ещё более утвердились. Значит, роль в расширении и обогащении художеств, опыта С. р. сыграли наряду с творчеством Горького, В. В. Маяковского, M. А. Шолохова также театр К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, кинематографич. открытия С. M. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, живопись Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, Б. И. Пророкова, П. Д. Корина, P. Гуттузо, скульптура С. T. Конёнкова, В. И. Мухиной, драматургия Б. Брехта, В. В. Вишневского.

Сам термин "С. р." в сов. печати впервые появился в 1932 ("Лит. газета", 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому (см. РАПП) тезису, механически переносившему филос. категории в область лит-ры ("диалектико-материалистический творческий метод"), определение, отвечающее осн. направлению художеств, развития сов. лит-ры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, Маяковский, A. H. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронений) был предпринят ряд попыток определить художеств, своеобразие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творческой программе, направленной на реализацию рсволюц. гуманистич. идей: "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 17).

Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва, соединяя их с новым социалистич. содержанием, С. р. представляет собой новый тип художеств, сознания. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию,- утверждением роли революционно-преобразующей деятельности ("Тезисы о Фейербахе" К. Маркса), что послужило истоком идеи изображения действительности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционно-действенного, социалистич. гуманизма, в к-ром находят своё выражение идеи гармоничного развития человека, полноты реального проявления его духовных и нравственных возможностей, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе и обществу. Эта гуманистич. направленность присуща всем видам социалистич. художеств, культуры (лит-ре, живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д.), составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность иск-ва С. р.

Для понимания принципов социалистич. иск-ва важное значение имеет ряд высказываний классиков марксизма-ленинизма. Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в "полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия..." (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историзме художеств, мышления получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным. Ленин фактически указал осн. черты новой литературы. Он отмечал её обусловленность объективным ходом жизненного процесса, осмысление его противоречивости, его развития в острейших конфликтах. Наконец, он подчёркивал партийность оценки этой борьбы,- то, что художник сознательно и открыто становится на сторону передовых тенденций ист. развития. Подлинная творч. свобода представляет собой не произвол личности, а её осознанное действие в соответствии с требованиями реального ист. развития. Чем глубже, многограннее и объективнее понимание мира, тем шире и значительнее субъективные возможности человека, рамки его творч. свободы. Именно этого и требует ленинская партийность иск-ва - соединения глубины объективного познания с пафосом субъективной активности. Когда субъективные стремления личности совпадают с объективным ходом истории, тогда личность обретает перспективу, уверенность. В результате возникает основа для революц. активности человека, для всестороннего развития его дарований, и в частности для формирования и расцвета разнообразных художеств.-творческих индивидуальностей, что объясняет необычайную широту эстетич. возможностей социалистич. иск-ва. С. р. выражает историч. перспективу развития прогрессивного иск-ва, опираясь в своём движении на весь предшествовавший опыт мировой лит-ры и иск-ва.

Художеств, новаторство С. р. сказалось уже на ранних его этапах. С произведениями Горького "Мать", "Враги", романами Андерсена-Нексё "Пелле-за-воеватель" и "Дитте, дитя человеческое", пролет, поэзией кон. 19 в. в лит-ру вошло отражение борьбы старого и нового мира, становления человека - борца и созидателя нового общества. Это определяло характер нового эстетич. идеала, историч. оптимизм - раскрытие коллизий современности в перспективе обществ.-революц. развития; Горький внушал человеку уверенность в его силах, в его будущем, поэтизировал труд и практику революц. деятельности. С первых шагов сов. лит-ры её гл. темой стал "мировой пожар" революции. Одновременно важное место заняла тема дореволюц. мира, к-рая, однако, не была простым продолжением традиций критич. реализма: прошлое воспринималось в новом эстетич. освещении, пафос изображения определялся мыслью о том, что к прошлому нет возврата; складывалось новое качество историзма лит-ры С. р. сравнительно с историзмом критич. реализма ("Дело Артамоновых", "Жизнь Клима Самгина" M. Горького), получили развитие различные жанры сатиры (Маяковский, Я. Гашек).

С. р. не копировал классич. жанров, но обогащал их, что сказалось прежде всего в романе. Уже в первых крупных произведениях сов. прозы проявились нар.-эпич. масштабность в изображении революции ("Чапаев" Д. Фурманова, "Железный поток" А. С. Серафимовича, "Разгром" Фадеева). Иной, чем в эпопеях 19 в., предстала картина "судьбы народной". В романах 20-30-х гг. изображались и нар. стихия в революции, и организация стихии "железной волей" большевиков, и формирование социалистич. коллектива. Изображение нар. массы сочеталось с обрисовкой индивидуальных и целостных характеров, представляющих эту массу ("Тихий Дон" Шолохова, "Хождение по мукам" A. H. Толстого, романы Ф. Гладкова, Л. Леонова, К. Федина, А. Малышкина и др.). Эпичность романа С. р. проявилась и в творчестве писателей др. стран (Л. Арагон - Франция, А. Зегерс - ГДР, M. Пуиманова - Чехословакия, Ж. Амаду - Бразилия).

Лит-pa и иск-во С. р. создали новый образ положит, героя - борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм С. р.: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отд. поражения и потери. Термин чоптимистич. трагедия" может быть отнесён ко MH. произведениям, передающим драматич. ситуации революц. борьбы: "Разгром" Фадеева, пьесы В. Вишневского, Ф. Вольфа (ГДР), "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика (Чехословакия). Для С. р. характерны произведения, изображающие революц. героику и её носителей, ведущих за собой нар. массы. Первым классич. образом пролет, вожака явился герой романа M. Горького "Мать" Павел Власов; позже - Левинсон ("Разгром" Фадеева), Корчагин ("Как закалялась сталь" H. А. Островского), Давыдов ("Поднятая целина" Шолохова). Образы коммунистов-руководителей воплощены в книгах Ж. Амаду, M. Пуймановой, В. Бределя (ГДР), Г. Караславова (Болгария). Положит, герои С. р.- разные по характеру и масштабу деятельности, по темпераменту, душевному складу. Многообразие различных типов героев - неотъемлемая черта С. р.

С первых лет Окт. революции 1917 в поэзию MH. народов входит образ В. И. Ленина - реалистичный и выступающий вместе с тем как символ революции, вбирающий в себя всю романтичность эпохи. Становление С. р. было неотделимо от патетики утверждения новой жизни, приподнятости в воспроизведении героики революционной борьбы в годы Гражданской войны, социалистической перестройки страны, Великой Отечественной войны 1941-45. Эти черты широко проявились в поэзии антифаш. Сопротивления во Франции, Польше, Югославии и др., в произведениях, изображающих нар. борьбу ("Морской орёл" Дж. Олдрнджа). Творчеству художников С. р. присуще "... умение смотреть на настоящее из будущего" (Г о р ьк и и A. M., см. Ленин В. И. и Горький A. M. Письма. Воспоминания. Документы, 3 изд., 1969, с. 378), обусловленное историческим своеобразием развития социалистического общества, в к-ром в реальных явлениях действительности ясно проступают ростки зримого будущего.

С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац. путей, форм развития нового метода. По убеждению Амаду, разделяемому MH. художниками, "для того, чтобы наши книги - романы и поэзия - могли служить делу революции, они должны быть прежде всего бразильскими, в этом и заключается их способность быть интернациональными" (Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1956, с. 88). Принципиальное значение для мирового художеств, развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.- объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всём различии нац. лит-р, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств, своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления, как бы рождаясь каждый раз заново, но сохраняя при этом принципиальную общность. Э. Межелайтис и А. Твардовский, Ч. Айтматов и M. Стельмах, P. Гамзатов и Ю. Смуул - художники, разные по стилю, но близкие друг другу по общему идеологич. направлению творчества. Процесс становления С. р. включал в себя момент перехода на его позиции ряда художников, творчество к-рых сложилось в русле иных методов и направлений. Так, в сов. лит-ре 20-х гг. ряд писателей, сформировавшихся в дореволюц. эпоху, лишь постепенно осваивает новые художеств, тенденции, социалистич. характер нового гуманизма, иногда в острых противоречиях (путь A. H. Толстого).

Видную роль в формировании поэзии С. р. на Западе сыграли художники, связанные с т. н. левыми авангардистскими течениями 10-20 х гг. 20 в.: Л. Арагон, П. Элюар, И. Бехер, H. Хикмет, В. Незвал, П. Неруда, А. Йожеф.

Влияние С. р. испытали и представители критич. реализма 20 в.: К. Чапек, P. Роллан, P. Мартен дю Гар, Г. Манн и др. Глубокие изменения произошли в творчестве мастеров критич. реализма тех стран, где победил нар.-демократич. строй (M. Садовяну, А. Цвейг).

Вклад в развитие теории нового иск-ва вносили в кон. 19- нач. 20 вв. видные эстетики-марксисты (работы Г. Плеханова, В. Воровского, M. Ольминского, Ф. Мсринга, Д. Благоева, Ю. Мархлевского). В 20-30-х гг. 20 в. большую роль сыграл А. Луначарский, работы к-рого имели широкий междунар. резонанс. За рубежом выступали видные теоретики социалистич. искусства: P. Фоке, Г. Бакалов, T. Павлов, И. Фик, Б. Вацлавек, К. Конрад, Э. Урке, Дж. Йованович. Велико значение эстетич. суждений самих создателей нового искусства - Горького, Бехера, Брехта, И. Волькера, Фадеева.

С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур "третьего мира", развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художеств, метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории "реализма без берегов" P. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных основ нового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем оно делает бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Марксистская эстетич. теория, опираясь на междунар. опыт социалистич. иск-ва, пришла к выводам о его широчайших возможностях. С. р. рассматривается как новый тип художеств, сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему форм художественно правдивого изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств, процесса и находящую новые формы для их выражения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств, прогресса, отражающего постулат, движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни.

Лит.: Маркс К. "Энгельс Ф., Об искусстве. Сб. ст., 3 изд., т. 1 - 2, M., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. ст.], M., 1969; Горький M-, О литературе, M., 1961; В спорах о методе. Сб. ст., Л-, 1934; Творчество M. Горького и вопросы социалистического реализма. Сб. ст., M., 1958; В борьбе за социалистический реализм. Сб. ст., M., 1959; Проблемы социалистического реализма. Сб. ст., сб. 1 - 2, M., 1959-60; Социалистический реализм и классическое наследие. Сб. ст., M., 1960; Проблемы социалистического реализма. Сб. ст., M., 1961; Социалистический реализм в зарубежных литературах, M., 1960; M о т ыл е в а Т. Л., Иностранная литература Ji современность, M., 1961; Социалистический реализм в литературах народов СССР, M., 1962; Питания сощалштичного реал!зму, в. 1 - 5, К., 1961-74; Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада, M., 1965; Социалистический реализм и художественное развитие человечества, M., 1966; Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. ст., M., 1969; Поэзия социализма. Художественные открытия поэзии социалистического реализма, M., 1969; Петров С. M., Возникновение и формирование социалистического реализма, M., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма. Сб. ст., т. 1 - 2, M., 1971; Heд о шп в и н Г. А., Теоретические проблемы современного изобразительного искусства, M., 1972, гл. 7; О в ч а р е н к о А. И., Социалистическая литедатура и современный литературный процесс, 2 изд., M., 1973; Л у к и н Ю. А., Ленин и теория социалистического искусства, M., 1973; Ma рковД. Ф., Проблемы теории социалистического реализма, M., 1975; Проблемы социалистического реализма. [Сб. ст.], M., 1975; Essays on socialist realism and the British cultural tradition, L., 1953: Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; T i m of e j e w L. I., L о m i d s e G. J., Literatur einer sozialistischen Gemeinschaft..., B., 1975. См. также лит. при ст. Реализм в литературе и искусстве. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ НАРОДНЫХ СИЛ (CCHC; Аль-Иттихад аль-Иштиракнй ли-ль-Кувват аш-Шаабия), политич. партия в Марокко. Созд. на базе отколовшейся в 1972 от Национального союза народных сил группировки, объявившей в 1974 о создании CCHC. Выражает интересы главным образом демократической интеллигенции, мелкой буржуазии, части рабочего класса. В документах чрезвычайного съезда (10-12 янв. 1975) указывалось, что партия выступает за "демократич. социализм", за прекращение угнетения одних классов другими, за участие марокканского народа в руководстве гос-вом. Первый секретарь CCHC - А. Буабид. Печатный орган газ. "Аль-Мухаррир".

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ТРУДОВОГО НАРОДА ЮГОСЛАВИИ (ССТНЮ; Socijalisticki Savez Radnog Naroda Jugoslavije), массовая обществ.-политич. орг-ция, возникшая на основе Нар.-освободит, фронта (НОФ), созданного во время Нар.-освободит, войны 1941-45 в Югославии как массовая орг-ция всех патриотич. и антифаш. сил во главе с рабочим классом. Руководящей идейной, политич. и организационной силой НОФ была компартия Югославии. С 1945 наз. Нар. фронт Югославии (НФЮ). В февр. 1953 НФЮ переименован в ССТНЮ. Согласно уставу (1975), ССТНЮ является обществ.-политич. формой объединения действий рабочего класса, крестьянства, интеллигенции и всех трудящихся слоев общества, возглавляемых Союзом коммунистов Югославии (СКЮ), в их борьбе за создание обществ.-экономнч., материальных, политич. и культурных основ и отношений, обеспечивающих практич. осуществление и непрерывное развитие обществ, отношений социалистич. самоуправления и условий жизни и деятельности людей. ССТНЮ рассматривается в качестве политич. основы системы самоуправления и социалистич. демократии в Югославии, единого фронта организованных социалистич. сил, в к-ром СКЮ как ведущая идейная и политич. сила, а также Союз профсоюзов, Союз социалистич. молодёжи, Союз объединений ветеранов нар.-освободит, войны, обществ, орг-ции и объединения граждан обеспечивают на широкой политич. платформе политич. единство и единство действий. Трудящиеся и др. граждане входят в орг-ции ССТНЮ непосредственно или через обществ.-политич., обществ, орг-ции и объединения, участвующие в работе ССТНЮ. Организационная основа ССТНЮ - формируемые по терр. принципу местные орг-ции, к-рые могут создавать низовые орг-ции. Высший орган ССТНЮ - Союзная конференция, формируемая на принципах паритета из делегаций респ. и краевых орг-ции ССТНЮ, делегаций обществ.-политич. орг-ции и делегатов обществ, орг-ции и объединений граждан в федерации. Для принятия политич. решений чрезвычайной важности, и если этого требует ход обществ, развития, может быть созван съезд ССТНЮ. Политич. исполнит, органом Союзной конференции является Президиум, к-рый избирает Секретариат. Численность ССТНЮ св. 8,5 млн. чл. (1975). Пред. Союзной конференции ССТНЮ - Д. Петрович-Шане. ЦО ССТНЮ - газ. "Борба" (с 1954).

Лит.: P о р о v i с M., Neposr