БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201я в недрах феодального строя, социалистическая общественная собственность не может возникнуть при капитализме, т. к. коммунизм предполагает создание новых, совершенно иных экономич. отношений и форм, чем капиталистические. Возникновение обществ, собственности - не стихийный, а целенаправленный процесс передачи средств произ-ва в руки народа, организуемый и направляемый рабочим классом, взявшим власть в свои руки в результате социалистич. революции. Совр. бурж. экономисты, и в особенности реформистские идеологи, пытаются доказать, что обществ, собственность может возникнуть и развиваться и без революц. преобразования бурж. общества, без установления диктатуры пролетариата. Реформисты и правые ревизионисты обосновывают свои рассуждения тем, что якобы в недрах капитализма возникает социалистич. уклад, к к-рому они относят гос.-монополистич. собственность. Отсюда они делают вывод, что капитализм эволюционным путём "врастает" в социализм, к-рый будто бы формируется в самой капиталистнч. системе, и потому нет необходимости в революц. замене капиталнстич. частной собственности общественной (см. "Демократический социализм"). В основе бурж. "народного капитализма" теории лежит тезис о "революции" в отношениях частной собственности, к-рая якобы перестала быть монополией класса капиталистов, превратилась в нар. собственность. Акц. форма капитала выдаётся за такую общественную форму, к-рая будто бы упраздняет эксплуатацию человека человеком. Отсюда делается вывод о трансформации капиталистич. частной собственности на средства произ-ва в собственность, уничтожающую классовые различия между капиталистами и рабочими.

Все эти теории, рассматривая объективный процесс обобществления капиталистич. произ-ва, игнорируют главное - характер собственности (т. е. кому принадлежат средства произ-ва и кто присваивает результаты труда) и место её в системе производств, отношений.

Обществ, собственность составляет основу социалистнч. системы х-ва, определяет внутр. структуру обеих фаз коммунизма. Совместное, коллективное присвоение средств произ-ва изменяет и отношение людей друг к другу, порождает общность их интересов, освобождает от всех видов социального угнетения. На базе обществ, собственности преодолевается разрыв между непосредственными производителями и материальными условиями их производств, деятельности. Все трудящиеся как члены социалистич. об-ва равноправны по отношению к средствам обществ, произ-ва, благодаря чему существует единство труда и собственности. С. с. на средства произ-ва уничтожает анта-гонистич. формы отношений между людьми, обусловливает единство обществ, и личных интересов, соревнование, сотрудничество и взаимную помощь тружеников в процессе их производств, деятельности. Средства произ-ва функционируют как средства ассоциированных в нар -хоз. масштабе производителей, выступают как общественные и поэтому перестают быть средством эксплуатации, что меняет классовую структуру общества. Появляется новая цель произ-ва - удовлетворение потребностей всех членов общества (см. Основной экономический закон социализма) В условиях общественной собственности на средства производства возникает соответствие производств, отношений характеру и уровню развития производит сил. обществ, характеру произ-ва соответствует обществ, собственность на средства произ-ва, к-рая открывает простор развитию производит, сил (см. Соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил закон). Обществ, собственность коренным образом меняет характер труда, он становится общественным, трудом на себя, на свое общество Господство общественной собственности определяет в социалистическом обществе и коллективный способ управления производством, к-рый строится на основе демократического централизма.

Обществ, собственность на средства произ-ва в своем развитии проходит две ступени - социалистическую и коммунистическую. С. с. соответствует менее высокому уровню развития производит, сил общества и потому является менее зрелой, чем собственность коммунистическая. Соответственно различным историч. путям формирования, С. с. существует в двух формах: общенародной и кооперативной. В состав общенар. собственности входит земля (в СССР и МНР вся, в др. социалистич. странах - частично), ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, транспорт, банки, средства связи, гос. с.-х. предприятия, гос. жил. фонд и т. д.

При социализме общенар. собственность принимает форму гос. собственности. Социалистич. гос-во обеспечивает руководство экономич. жизнью общества, функционирование, управление и расширение социалистич. произ-ва, рациональное использование совокупного обществ, продукта в общих интересах, воспитывает хозяйское отношение к С. с. у каждого члена общества и коммунистич. отношение к труду. Все члены общества находятся в социально равном положении по отношению к материальным условиям обществ, труда. Однако при социализме еще сохраняются существ, различия между людьми по их месту и роли в системе обществ, произ-ва и связанные с ними различия проф , отраслевых, местных и нац. интересов. Соединение индивидуумов с обществ, средствами произ-ва опосредуется их отношением к социалистич. гос-ву, его органам, его предприятиям и учреждениям. Члены общества выступают участниками общенар. отношений собственности через посредство коллективов предприятий и учреждений, к рым передается часть единой гос. собственности в оперативное управление (см. статьи Основы законодательства, Социалистическое государственное производственное предприятие, Совхозы).

Кооперативная форма С. с. возникает в результате развития всех форм кооперации. Кооперативы, как коллективные собственники, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им средствами и продуктами произ-ва. Общенар. и кооп. формы С. с., будучи однотипными, отличаются друг от друга (см. Кооперативная собственность ).

Законодательство социалистич. стран предусматривает всестороннюю охрану С с. (в гражданском и уголовном порядке).

Ведущей и преобладающей формой собственности при социализме является общенар. (гос.) собственность. В СССР, напр., удельный вес ее составляет ок. 90% (сер. 1970-х гг.) обществ, производств, фондов страны. Централизация осн. массы средств произ-ва в собственности гос-ва дает возможность осуществлять сознательное регулирование всего обществ произ-ва на основе единого хоз. плана и проводить его в жизнь в форме обязательных для каждого предприятия плановых заданий (см. Планирование народного хозяйства). С. с. позволяет также концентрировать значит часть доходов в едином гос. фонде страны (см. Бюджет государственный) и планомерно направлять их в обществ, произ-во. По мере развития социализма совершенствуются и отношения С. с. Происходит сближение кооп. и общенар. формы С. с., создаются условия для постепенного формирования единой коммунистической собственности.

В процессе социалистич. воспроиз-ва произведенные средства произ-ва сохраняются в качестве объектов обществ, собственности. Предметы же потребления как продукты социалистич. произ-ва с точки зрения имуществ. отношений подразделяются на две существенно отличные социальные формы. Часть их образует фонды совместного потребления и воспроизводится в качестве объектов общенар. собственности (осн. часть жилых домов, зданий и оборудования учебных, лечебных заведений, имущество библиотек, музеев и т. д.). Другая часть превращается в объекты личной собственности и идет в индивидуальное потребление. Принцип распределения по труду обусловливает имуществ. различия между членами общества, известное их неравенство с точки зрения объема и структуры личного имущества. Равенство людей в отношении к средствам произ-ва существует, следовательно, при известном их неравенстве в отношении к предметам потребления. В этом заключается противоречие, внутренне присущее имуществ. отношениям при социализме. Зависимость индивидуальных доходов и размеров личного имущества от труда каждого на обществ, предприятиях создает заинтересованность в прогрессивном развитии социалистич. произ-ва. Со своей стороны рост масштабов обществ, произ-ва служит экономич. основой увеличения материального богатства, поступающего в личную собственность членов общества. T. о. коллективный труд участников процесса социалистич. произ-ва выступает в качестве источника обществ, и личной собственности, а процесс расширенного обществ, воспроиз-ва представляет собой вместе с тем процесс расширенного воспроиз-ва отношений С. с. Существ, значение при распределении объектов гос., кооп. и личной собственности наряду с ден. оценкой приобретает их структура по натурально-вещественной форме и соответствие ее потребностям общества. Это обусловлено тем, что целью социалистич произ-ва является не стоимость, а обществ, потребительная стоимость.

В социалистич. обществе существует также собственность различных обществ, орг-ций: партии, профсоюзов, молодежных орг-ций, спортивных об-в и др Они не связаны непосредственно с произ-вом, а существуют лишь в сфере распределения и потребления материальных бчаг

Лит .Маркс К и Энгельс Ф, Манифест Коммунистической партии, Соч , 2 изд ,т 4; Маркс К, Нищета философии, там же, его же, Капитал, т 1, гл 24, § 7, там же, т 23, его же, Критика Готской программы, там же, т 19 Ленин В И , Грозящая катастрофа и как с ней бороться, Поли, собр соч , 5 нзд , т. 34; его же, Государство и революция, гл. 5, там же, т. 33, его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т 36, его же, О кооперации, там же, т 45, В е н е д и кто в А В , Государственная социатнстическая собственность, M - Л , 1948, К о л г ан о в M В , Собственность в период перехода к коммунизму, M , 1963, В и н о г рад о в В А , Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности, M , 1964, его же, Государственная социалистическая собственность экономические преимущества, M , 1967, Ш к р ед о в В , Социалистическая земельная собственность, M , 1967, Сдобнов С И, Собственность и коммунизм, M , 1968, Стародубровская В H, Кооперативная собственность в сельском хозяйстве социалистических стран, M , 1970, Проблемы социалистической собственности, M , 1973

В. Шкредов

"СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЯКУТИЯ", республиканская газета Якут. АССР на рус. языке. Издается с марта 1917, основана большевиками E M. Яросчавским и Г. И. Петровским, к-рые в то время находились в якутской ссылке Первоначально называлась "Социал-демократ", затем название изменялось, с июля 1932- "С. Я.". Выходит 6 раз в неделю в Якутске. Тираж (1975) 61 тыс экз Награждена орденом "Знак Почета" (1967)

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, индивидуальные или коллективные обязательства участников социалистического соревнования в социачистич. странах по выполнению и перевыполнению гос. планов развития нар. х-ва, культурного строительства, повышения благосостояния трудящихся

Для С. о. характерно превышение плановых заданий и установленных норм. Еще в период зарождения соцначпстич. соревнования в СССР, когда оно носило форму коммунистических субботников, В И. Ленин в "Дополнениях к проекту о субботниках" (1920) отмечал. "На субботниках должна быть выработка не менее установленных норм, но участники субботников должны стремиться превзойти эти нормы" (Поли собр соч., 5 изд., т. 40, с. 288). С возникновением в 20-х гг. ударничества борьба за перевыполнение норм принимала массовый характер С. о становились оси содержанием социалистич. договоров, зактючае-мых между отд. рабочими и коллективами. Первый договор на соревнование, содержавший С. о. по перевыпотнению плана, был заключен бригадой обрубщиков трубного цеха ленингр. з-да "Красный выборжец" в нач. 1929.

Успешное выполнение С. о. заводами, фабриками, шахтами, жел. дорогами, совхозами, колхозами способствовало обеспечению выполнения 1-й пятитетки за 4 года (1929-32). С возникновением стахановского движения в годы 2-й пятилетки (1933-37), когда СССР достиг решающих результатов в осуществлении курса коммунистич. партии на социалистич. индустриализацию, гл. место в С. о. заняли освоение новой техники, резкое превышение технич. норм выработки и проектных мощностей предприятий. С кон. 50-х гг. девизом развернувшегося движения за коммунистич. отношение к труду (см. Коллективы и ударники коммунистического труда) стал лозунг •"Учиться работать и жить по-коммунистически"; в С. о. наряду с перевыполнением планов всё больше внимания уделяется улучшению качественных показателей результатов труда, повышению моральных, нравственных требований к соревнующимся, политич. и общеобразоват. уровня участников соревнования, коммунистич. воспитанию трудящихся.

Пост. ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования" (1971), являющееся программой развёртывания соревнования в период развитого социализма, сыграло определяющую роль в обогащении С. о. и приведении их в соответствие с нар.-хоз. задачами в условиях научно-тех-нич. революции и дальнейшего мощного подъёма социалистич. экономики. В центре С. о.- всемерное повышение производительности труда, эффективности обществ, произ-ва. С. о. содержат и конкретные показатели по повышению производительности труда, снижению трудовых затрат, рациональному использованию и экономии сырьевых и материальных ресурсов, созданию и освоению новой техники, новых видов продукции, улучшению её качества; большое место в С. о. занимает своевременное выполнение кооперированных поставок. "Социалистические обязательства коллективов,- говорится в постановлении ЦК КПСС,- должны формироваться, исходя из целей и задач, поставленных перед предприятиями и отраслями на данный плановый период развития производства, и вбирать в себя индивидуальные обязательства и предложения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих, выражать их инициативу и опыт, побуждать трудящихся к творчеству, лучшему использованию имеющихся резервов и возможностей" {"КПСС в резолюциях ...", 8 изд., т. 10, 1972, с. 494-95).

Как правило, С. о. начинают разрабатываться соревнующимися в период подготовки планов на предстоящий год. Многие коллективы трудящихся выдвигают встречные планы, нередко значительно превышающие контрольные задания министерств и ведомств. В ходе выполнения утверждённых планов, опираясь на возникающие новые возможности, вскрытие резервов, коллективы пересматривают С. о. в сторону их повышения. Традицией стало принятие повышенных С. о. в связи с выдающимися событиями в жизни КПСС (парт, съезды), историч. датами (годовщина Великой . социалистич. революции, день рождения В. И. Ленина, день Первого мая и др.). Проверка и взаимопроверка выполнения коллективных С. о. обычно проводится ежемесячно и поквартально (в соревновании республик, краёв, областей 1-2 раза в год), а личных - на MH. предприятиях ежедневно. Результаты оглашаются на собраниях, в печати, по радио.

С. P. Гершберг.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ АРГЕНТИНЫ. Впервые Социалистич. партия Аргентины (СПА) была создана в 1896. Её основатели - X. Б. Хусто, А. Кун, Г. Мюллер, Г. Лальман, X. HH-хеньерос и др.- пропагандировали марксизм, выдвигали требования прогрессивных преобразований аргент. общества, выступали за улучшение положения трудящихся. Под рук. первого председателя СПА Хусто в 1898 впервые на исп. яз. был переведён 1-й т. "Капитала" К. Маркса. В годы 1-й мировой войны 1914-18 нек-рые лидеры СПА скатились на позиции реформизма, отказались от требований борьбы за улучшение положения трудящихся; враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Такая политика вызвала глубокое недовольство рядовых социалистов и привела к расколу партии. Руководители её левого революц. крыла (В. Кодовилья, P. Гиольди, А. Кун, Г. Мюллер и др.) основали в 1918 Интернациональную социалистич. партию, вскоре принявшую назв. Коммунистическая партия Аргентины. В период между первой и второй мировыми войнами СПА пережила ряд внутр. кризисов, к-рые значительно ослабили её влияние. Учитывая настроение масс во время 2-й мировой войны 1939-45, руководители партии выступали за единство антифашистских сил, однако их непоследовательность и соглашательство привели к очередному расколу в партии. Сотрудничество социалистич. лидеров с диктаторскими режимами, установленными в Аргентине после свержения X. Д. Перона (1955), имело следствием дальнейшее ослабление влияния партии, вступившей в полосу очередных размежевании и расколов (1957, 1958). В нач. 1976 в Аргентине действовали: Социал-демократа ч. партия, входит в Социалистич. интернационал, стоит на антикоммунистич. позициях; Народно-социалистич. партия, левое крыло к-рой участвует в работе прогрессивной массовой орг-ции - Нац. встреча аргентинцев, а правое - поддерживает партию хустисиалистов; Социалистич. партия трудящихся, у руководства ею стоят троцкистские элементы. После гос. переворота в марте 1976 деятельность социалистических, как и др. политич., партий приостановлена.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, см. в ст. Народонаселения закон.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ, Социнтерн (СИ), международное объединение с.-д. партий, преемник существовавшего до 2-й мировой войны 1939-45 Социалистического рабочего интернационала. Осн. в ]951 во Франкфурте-на-Майне на базе Koмиско - организац. центра социалистов в 1947-51. Программные принципы СИ изложены в декларации "О целях и задачах демократического социализма", принятой на Франкфуртском учредит, конгрессе. В ней получили отражение осн. концепции совр. с.-д-тии, её отказ от марксизма как теоретич. основы её идеологии и политики. Для социалистов, говорится в декларации, безразлично, черпают ли они свои убеждения "...из данных марксистского или иного анализа социальных отношений или из религиозных и гуманистических принципов". Официально целью СИ провозглашается достижение "демократического социализма", т. е. постепенная трансформация капитализма в социализм без классовой борьбы, без социалистич. революции и установления власти рабочего класса, при сохранении частной собственности в ряде отраслей экономики (см. "Демократический социализм"). Франкфуртская декларация провозгласила, что "демократические социалисты признают утверждение всеобщего мира важнейшей задачей нашего времени". Однако в своей практической деятельности лидеры СИ поддерживали политику стран НАТО, направленную против Советского Союза и др. социалистических стран, способствовали проведению политики "холодной войны", укреплению военных блоков капиталистических стран. Ими была поддержана и объявлена социалистической по своему объективному характеру идея "европ. интеграции", выдвинутая бурж. пр-вами с целью консолидации сил империализма. С кон. 50-х гг. в деятельности СИ стала проявляться тенденция к поискам нового внешнеполитич. курса, нашедшая наиболее полное отражение в представленных на обсуждение СИ меморандумах Лейбористской партии Великобритании и С.-д. партии ФРГ (1957), содержавших предложения о создании зоны контролируемого разоружения в центре Европы, системы коллективной безопасности и др. Эти вопросы были предметом обсуждения на 6-м конгрессе СИ (июль 1959, Гамбург). Лидеры СИ ряда стран выступили против этих предложений, ведущих будто бы к изменению "равновесия сил" в пользу СССР. T. о., по междунар. вопросам в СИ наметились и стали сталкиваться две линии: одна - за изменение позиций СИ, другая - за сохранение прежнего курса. Стремясь преодолеть эти противоречия, руководство СИ пыталось соединить взаимоисключающие принципы - верность политике НАТО и учёт миролюбивых стремлений трудящихся масс. В 60-х и особенно в 70-х гг. под влиянием изменения соотношения сил на мировой арене в пользу мира и социализма, а также в связи с внутр. процессами в политич. жизни капиталистич. стран и социалистич. партий наметились более чёткие позитивные сдвиги в политике СИ. Его лидеры выступили с заявлениями о поддержке принципов мирного сосуществования, с признанием миролюбивого характера политики Сов. Союза и важности его усилий в борьбе за мир. Это нашло отражение в решениях сессии Совета СИ в Хельсинки (май 1971) и 12-го конгресса СИ в Вене (июнь 1972). После нек-рых колебаний лидеры СИ поддержали предложение социалистич. стран о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и активно участвовали в его работе.

Заметные изменения в позициях СИ обозначились и в отношении освободит, борьбы народов Азии, Африки, Лат. Америки. В нач. 60-х гг. Социнтерн поддерживал войну империалистов США против вьетнамского и др. народов Индокитая, в кон. 60 - нач. 70-х гг. выступил за её немедленное прекращение. В ближневост. конфликте СИ в 70-х гг. (после войны на Бл. Востоке 1973) фактически отошёл от позиции безоговорочной поддержки Израиля (к-рую СИ занимал в 50-60-х гг.), не выступив, однако, с осуждением израильской агрессии против араб, стран. Бюро СИ, заседавшее в февр. 1973 в Чили (первый случай в истории Социнтерна, когда его бюро заседало в Лат. Америке и вообще в стране "третьего мира"), заявило о поддержке борьбы лат.-амер. народов за независимость и социальный прогресс. Чрезвычайное заседание Бюро СИ (сент. 1973) осудило воен. переворот и установление террористич. режима хунты в Чили. Усиление внимания СИ к развивающимся странам и позитивные сдвиги в его позициях в отношении освободит, борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки продиктованы в значительной мере стремлением лидеров СИ помешать росту влияния коммунистов и социалистических стран в "третьем мире".

Важное место в политике СИ занимает проблема отношений с компартиями. Учредит, конгресс СИ прошёл под знаком антикоммунизма. Антикоммунистич. позиции СИ были зафиксированы также в спец. резолюциях Совета и Бюро СИ в 1956. Отвергнув призыв 20-го съезда КПСС к сотрудничеству, лидеры Социнтерна заявили, что между социалистами и коммунистами "нет ничего общего" и потому они выступают против "всякого объединённого фронта или другой формы политического сотрудничества" с компартиями. На 11-м конгрессе СИ (июнь 1969, Истборн, Великобритания) они добились принятия новой антикоммунистич. резолюции. Однако, вопреки усилиям правых лидеров СИ, ряд партий (социалистич. партии Японии и Франции, С.-д. партия Финляндии и с.-д. партии нек-рых др. стран) стал сотрудничать с компартиями. Эта тенденция особенно усилилась в нач. 70-х гг. В этих условиях Бюро СИ вынуждено было в 1972 принять решение о том, что с.-д. партии "свободны в решении вопросов об их двусторонних отношениях с другими партиями". Вопрос об отношениях партий СИ с компартиями является предметом острых дискуссий и борьбы в СИ. В то время как лидеры ряда партий (С.-д. партии Германии, Социалистич. партии Австрии, англ. Лейбористской партии и др.) выступают против сотрудничества с коммунистами, руководство нек-рых др. партий (франц. Социалистич. партии, Итал. социалистич. партии, Социалистич. партии Японии, С.-д. партии Финляндии и др.) выступает за контакты и единство действий с коммунистами.

СИ объединяет (дек. 1975) 56 партий. Однако в это число входят и т. н. партии в изгнании (эмигранты из социалистич. стран). Фактически СИ объединяет 47 партий, насчитывающих 7,7 млн. чл. (без учёта коллективного членства профсоюзов в партиях ряда стран), за к-рые на выборах голосует св. 80 млн. чел. К Социнтерну примыкает ряд ассоциированных междунар. орг-ций - женщин, молодёжи и др.

Высший орган СИ - Конгресс, созываемый 1 раз в 2-3 года. В период между конгрессами руководство осуществляют Совет Интернационала (в него входят по 2 делегата от ка