БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201раз. В первых циклах фаза "медленного" С. представлена всеми стадиями, а фаза "быстрого" С. редуцирована. 1-й период "быстрого" С. появляется обычно через 60-90 мин после засыпания и длится неск. минут. В последующих циклах убывает продолжительность стадий дельта-С. до полного исчезновения в утренних циклах С. и значительно возрастает представленность фазы "быстрого" С. Цикл фаз "медленного" и "быстрого" С.- проявление одного из осн. биологических ритмов организма (см. также Спячка). Среди животных описанные две фазы С. и его цикличность чётко выделены у всех теплокровных (млекопитающие, птицы), за исключением ехидны. Начиная с сумчатых животных и до человека структура С. в виде циклов "медленного" и "быстрого" С. остаётся практически неизменной. С. новорождённых характеризуется выраженной полифазностью и представлен в основном "быстрым" С. фаза "медленного" С. проявляется к концу 2- 3-й недели жизни. С возрастом у детей С. постепенно приобретает монофазный характер с чёткой приуроченностью к определённому периоду суточного биоритма; фаза "быстрого" С. сокращается, достигая к 10-15-летнему возрасту значений, присущих взрослым,- в среднем 20% всего времени С. У человека до 60-70 лет продолжительность фазы "быстрого" С. не изменяется, затем вновь снижается. Продолжительность фазы "медленного" С., включая и дельта-С., в детском возрасте увеличивается параллельно убыванию фазы "быстрого" С. Продолжительность дельта-С. достигает при этом 25% времени С. С 20-30 лет фаза дельта-С. непрерывно уменьшается вплоть до полного исчезновения её у старых людей. Дельта-C, и фаза "быстрого" С.- весьма важные факторы целостной деятельности мозга. На избирательное устранение одной из этих фаз мозг отвечает усиленной выработкой устраняемой фазы С., что проявляется увеличением её продолжительности в первые восстановит, периоды С. (явление "отдачи"). При общем лишении С. отмечаются снижение работоспособности, психич. нарушения (галлюцинации и др.). В период восстановления сначала происходит "отдача" дельта-С., затем "быстрого" С.
Механизмы сна. Состояние С. обеспечивается разветвлённой системой нейронных образований, захватывающей практически все уровни мозга. Однако части этой системы выполняют неодинаковые функции. Так, механизмы, непосредственно реализующие состояние "медленного" С., представлены на уровне продолговатого мозга и зрительных бугров (их называют синхронизирующими; см. Синхронизация). Механизмы, непосредственно реализующие состояние "быстрого"

С., представлены в ретикулярной формации варолиева моста. Возникновение фаз как "медленного", так и "быстрого" С. зависит от активности нейронов, расположенных в стволе мозга (ядра шва) и оказывающих влияние на др. нейроны (в частности, в высших отделах мозга) с помощью химич. передатчика - серотонина. Особую роль в механизмах естественной смены бодрствования и фаз С. играют нейронные образования, расположенные в основании переднего и промежуточного мозга. Через описанные механизмы на С. могут влиять сигналы из разных отделов мозга, а также из внеш. и внутр. среды организма. Активность одиночных нейронов разных зон коры мозга и подкорковых образований в фазе "медленного" С. почти такая же, как в спокойном бодрствовании, выше в фазе "быстрого" С., т. е. сходна с таковой в деятельном бодрствовании. О деятельном состоянии мозга во время С. свидетельствует также увеличение мозгового кровотока и поглощения кислорода в фазе "медленного" и особенно "быстрого" С.

Механизмы С. и бодрствования, несмотря на качеств, различия между ними, составляют единую саморегулирующуюся функциональную систему организма, обеспечивающую выработку и осуществление приспособительного поведения, адаптации к условиям существования.

Теории сна. В свете современных данных о мозговых механизмах и процессах С. основные теории, рассматривающие С. как перерыв в деятельности нервных клеток (нейронов) мозга, подлежат существенной переоценке. К ним относится теория токсич. происхождения С. (франц. учёные P. Лежандр и А. Пьерон), согласно к-рой бодрствование сопровождается выработкой в организме особых веществ- гипнотоксинов, отравляющих клетки мозга и т. о. вызывающих С., во время к-рого организм освобождается от этих продуктов. Теория гипнотоксинов в известной мере возрождена в 70-е гг. 20 в. в связи с выделением из крови спящего животного веществ типа полипептидов, к-рые при введении др. животному вызывают быстрое его засыпание. По теории т. н. разлитого коркового торможения (И. П. Павлов), С. обусловлен тормозным состоянием нейронов коры больших полушарий и подкорковых структур, распространившимся из ограниченного участка коры, где возникают процессы "внутреннего торможения" в связи с условно-рефлекторной деятельностью. Хотя прямое исследование активности нейронов высших отделов мозга показало, что наступление С. связано с реорганизацией их деятельности, а не с её угнетением, эта теория сыграла важную роль в анализе участия внеш. условий при возникновении С. и выделила роль коры головного мозга.

В 20-х гг. 20 в. была предложена теория, связывающая чередование С. и бодрствования с деятельностью особого центра С., находящегося в структурах промежуточного мозга (гипоталамус, зрит, бугры) и вызывающего своей .активностью наступление С. Эта теория (австр. учёный К. Экономо) основывалась на клинико-анатомич. наблюдениях больных летаргич. энцефалитом, а также на результатах непосредственного раздражения этих мозговых структур у животных электрич. током через вживлённые электроды (швейц. учёный В. Хесс). Была показана также роль гипоталамо-гипофизарной системы

в происхождении С. (сов. учёный А. В. Тонких). Несмотря на недостатки, обусловленные попыткой соотнесения сложной функции с ограниченным мозговым центром, теория центра С. послужила отправным пунктом для совр. исследований, подчеркнув неравнозначное участие разных отделов мозга в возникновении С. и связь его с деятельным состоянием нек-рых из этих отделов. Дальнейшие исследования учёных (белы. Ф. Бремера, амер. X. Мэгоуна, итал. Дж. Моруцци), приведшие к раскрытию функции ретикулярной формации ствола мозга в поддержании бодрствования, послужили основой для теории, связавшей возникновение С. с подавлением восходящих влияний ретикулярной формации, активирующих высшие отделы головного мозга. Однако возникновение С. зависит не только и не столько от угнетения активности мозгового аппарата бодрствования, но в первую очередь от активности особых сомногенных механизмов. Все приведённые теории рассматривали С. как состояние отдыха и перерыва в деятельности нейронов, их торможение, ведущее к восстановлению затраченных в период бодрствования энергетич. ресурсов. Однако результаты прямого исследования активности нейронов мозга и ряда энергетич. показателей (мозговой кровоток, поглощение O2 и др.) противоречат такой оценке. В 60-70-е гг. 20 в. привлекает внимание представление о С. как о целостной деятельности мозга, организованной особым образом и связанной с переработкой информации, полученной за предшествовавший период бодрствования: с оценкой её значимости, отбором и переводом сведений в долговременную память, реорганизацией и улучшением на их основе существующих мозговых программ, процессами психологич. защиты при эмоциональном стрессе. Эта теория, хотя и нуждается в подтверждении, поддерживается результатами исследования значения разных видов С. в процессах обучения, памяти, эмоциональном реагировании. Предлагаются и др. теории, напр, связывающие С. с процессами биосинтеза в мозге, в первую очередь белков и нуклеиновых K-T, с тренировкой глазодвигательной системы.

Лит.: Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, M-, 1968; Латаш Л. П., Гипоталамус, приспособптельная активность и электроэнцефалограмма. M., 1968; В ей н A. M., Бодрствование и сон. M., 1970; Шеповальников A. H., Активность спящего мозга, Л., 1971; Sleeping brain, ed. M. H. Chase. Los Ang., 1972; J о и v е t M-, Neurophysiology of the states of sleep, "Physiological Reviews", 1967, v. 47, № 2; е г о ж е, Some monoaminergic mechanisms controlling sleep and waking, в кн.: Brain and human behavior, HdIb.- N. Y., 1972, p. 131-60; Sleep, physiology and pathology, Phil.- Toronto, 1969; Кое Ua W. P., Sleep, Springfield, 1967; Basicsleep mechanisms, eds. O. Petre-Quadens, J. Schlag, N.Y.-L., 1974. Л. П. Латаш.

Расстройства сна проявляются в сокращении времени С. или его болезненном удлинении. Сокращение времен и С. (т. н. бессонница) сопровождается качественными нарушениями С., затруднённым засыпанием, беспокойным, неглубоким С., яркими (нередко устрашающими) сновидениями, ранним пробуждением; ощущением утомлённости, укороченного С., а иногда и полного его отсутствия. Спец. исследования с применением совр. методов графич. регистрации деятельности головного мозга показали, что полного отсутствия С. не бывает и что сам термин "бессонница" не отражает реального состояния мозга. Как правило, больные спят 5-6 ч, и при колебании индивидуальной нормы С. в пределах 5-9 ч нельзя оценить достаточность С. без учёта его качеств, особенностей. Одновременно у этих больных выявляются удлинение периода засыпания, изменение нормальной структуры и качества фаз С., увеличение числа пробуждений и т. д. Эти нарушения С.- не самостоят, заболевание, а следствие различных причин, чаще всего неврозов, к-рые в 80% случаев сопровождаются расстройствами С. Особое значение для возникновения расстройств С. имеют эмоциональная неустойчивость, тревога, пониж. настроение, страхи, повыш. утомляемость. Причиной их могут быть также шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др. психич. заболевания, многие нервные болезни, заболевания внутр. органов, эндокринной системы, нарушения обмена, сопровождающиеся болевыми ощущениями, интоксикацией нервной системы, снижением насыщения мозга кислородом. Нарушения С. встречаются и у практически здоровых людей. Распространённость нарушений С. среди жителей экономически развитых стран связана с образом жизни совр. человека, прежде всего с нервными перегрузками.

Болезненное удлинение С., или гиперсомния, характерно для группы патологич. состояний, проявляющихся в избыточной сонливости. Чаще наблюдается нарколепсия с приступами непреодолимой сонливости, устрашающими сновидениями в период засыпания, плохим ночным С. При т. н. пиквикском синдроме (сердечно-лёгочная недостаточность при ожирении) постоянная дневная сонливость сочетается с нарушенным ночным С. Летаргия проявляется либо в засыпании на часы - дни, при к-ром больных не удаётся разбудить, либо в более длительной гиперсомнии, обычно с пробуждением для приёма пищи и отправления физиол. функций.

Лечение нарушений С. зависит от характера осн. заболевания. Необходима нормализация эмоциональной сферы путём правильной организации труда и отдыха, приёма психотропных средств и психотерапии. Снотворные средства применяют лишь на фоне причинного лечения и только по назначению врача. Целесообразно начинать с небольших доз наиболее лёгких снотворных, длительно принимать препарат без повышения дозы. Полезно выработать индивидуальные приёмы засыпания. При нарколепсии используют препараты, активирующие деятельность мозга. Осн. средство лечения пиквикского синдрома - снижение веса. Периодич. спячку психогенной природы лечат как невроз; при летаргии вследствие органич. поражения мозга - лечение соответствующего заболевания.

Лит.: В е и н A. M., Нарушения сна и бодрствования, M., 1974. A. M. Вейн.

СОН (от лат. sonus - звук), единица условной шкалы громкости звука, выражающая непосредственную субъективную оценку сравнительной громкости чистого тона. 1 сон соответствует уровню громкости 40 фон при частоте 1000 гц. Шкалы С. и фон чистых тонов связаны однозначной зависимостью: при каждом увеличении уровня громкости на 10 фон число единиц С. приблизительно удваивается.

Лит.: Иофе В. К., Я н п о л ьс к и и А. А., Расчётные графики и таблицы по электроакустике, M.- Л., 1954.


СОН, река в Индии, прав, приток р. Ганг. Дл. 780км, пл. басе. 71,9тыс. км2. Истоки на плато Чхота-Нагпур, на протяжении 480 км протекает на В. в узкой долине у юж. подножий гор Каймур; в ниж. течении русло расширяется до 3-5 км. Высокое летнее половодье, в ниж. течении судоходна. Используется для орошения. На С.- г. Дехри.

СОН, 1)на Кубе песенно-танц. жанр в афро-кубинской музыке. Известен с 17 в. В С. чередуются варьируемый мотив солиста и короткий рефрен хора, остающийся неизменным. Для мелодий С. характерны двухдольный метр, остросинкопированный ритм и умеренно быстрый темп. Исполняется в сопровождении струнных щипковых и ударно-шумовых инструментов. 2)ВМексике креольский песенно-хореографич. жанр, особенно популярный в 19 в. Хореография С. восходит к исп. фанданго. Мелодиям присущи мажорный лад, подвижный темп, трёхдольные и переменные метры. Сопровождается пением лирич. или шутливого характера. Аккомпанируют С. инструм. ансамбли - марьячи (гитары, хараниты, гитарроны, скрипки, иногда добавляются трубы или кларнеты).


"СОН" РАСТЕНИЙ, периодич. закрывание (и последующее открывание) органов, преим. лепестков цветка, в течение суток. "С." р. относится к никтинастическим движениям растений (см. Никтынастии), обусловленным сменой дня и ночи. Причины "С." р.- перемена освещения (фотонастия) и перемена темп-ры (термонастия), под влиянием к-рых цветки и соцветия MH. растений раскрываются и закрываются в определённые часы. Напр., у одуванчика, цикория, льна, кувшинки, кислицы, MH. кактусов раскрываются в дневные часы, а закрываются в вечерние или даже днём в пасмурную погоду; у душистого табака, ночной красавицы, энотеры, кактуса "царица ночи", мн. гвоздичных цветки открываются в вечерние часы и закрываются в дневные; у козлобородника, салата и др. открываются в ранние утренние часы, а к полудню уже начинают закрываться. Подбирая растения по этим признакам, К. Линней создал "цветочные часы". Под влиянием изменения интенсивности освещения у мн. растений меняется также положение листьев: вследствие неравномерного роста клеток на разных сторонах черешка листовая пластинка бывает направлена ночью вниз, днём вверх или наоборот; у листьев, окончивших рост, движение происходит в результате изменения тургорного давления в клетках подушечек сочленений листьев (напр., у бобовых, кисличных, амарантовых).

"С." р. имеет важное биол. значение: в закрытых цветках внутр. органы защищены от охлаждения и излишней влаги (дождя, росы); в раскрытых - опыление происходит при наиболее благоприятных для данного растения условиях. См. также Движения растений. в. И. Кефели.

COHA, китайский духовой муз. инструмент; один из предшественников гобоя. Аналогичен кавказской зг/рне.

COHA (Saone), река на В. Франции, правый (самый крупный) приток Роны. Дл. 482 км, пл. басе. ок. 30 тыс. км2 (часть басе, на терр. Швейцарии). Осн. приток - p. Uy. Берёт начало в юж. части Лотарингского плато, течёт по Сонско-Ронской межгорной впадине. С.- равнинная река со спокойным течением. Питание преим. дождевое, наибольшая водность с ноября по апрель. Подъёмы уровней во время паводков на 3-4 м; ср. расход воды вблизи устья ок. 400 м3/сек. Судоходна почти на всём протяжении, русло шлюзовано и местами обваловано. Соединена каналами с pp. Мозель, Луара, Марна, Сена, Рейн. В устье С.- город Лион.

COHA ВЕРХНЯЯ (Haute-Saone), департамент на В. Франции. Пл. 5,3 тыс. км2. Нас. 220 тыс. чел. (1975). Адм. ц.- город Везуль. В пром-сти занято 36% экономически активного населения, в с. х-ве - 22% (1968). Литейные и металлообр., пищ. предприятия; в предгорьях Вогезов - хл.-бум. ф-ки. Животноводство в сочетании с малотоварным земледелием (зерновые, картофель).

COHA И ЛУАРА (Saone-et-Loire), департамент на В. Франции. Пл. 8,6 тыс. км2. Нас. 562 тыс. чел. (1975). Адм. ц. - г. Макон. В пром-сти занято 30% экономически активного населения, в с. х-ве - 24% (1968). Добыча кам. угля (Монсо-ле-Мин), металлургия (в гг. Ле-Крёзо, Гёньон), машиностроение (станки, электровозы, дизельные двигатели для судов, вооружение в гг. Ле-Крёзо и Шaлоне), шёлковая пром-сть (Шалон). В с. х-ве преобладает мясное животноводство (гл. обр. на возв.Шароле), виноградарство (местность Маконне); посевы пшеницы и кукурузы; свиноводство.

СОНАНТЫ (от лат. sonans, род. падеж Sonantis - звучащий), при функциональной характеристике звуков согласные, выступающие в качестве слогообразующего элемента - вершины слога (напр., франц. междометие pstt, рус. "кекс!"). Понятие С. играет важную роль в индоевропеистике, напр, при реконструкции явления сонантизации неслоговых согласных, к-рая по-разному отражается в фонетич. структуре морфем в различных индоевроп. языках. При артикуляционной характеристике звуков (в узком значении) С.-сонорные согласные.

СОHАТА (итал. sonata, от sonare - звучать), один из осн. жанров камерной инструм. музыки. В классически законченном виде С., как правило, - 3-частное циклическое произв. с быстрыми крайними частями (первая - в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.

Термин "С." известен с 16 в.; первоначально С. наз. любую инструм. пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.

К нач. 17 в. сформировались 2 типа С.: церк. С. (sonata da chiesa) и камерная С. (sonata da camera). Для церк. С. характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно - быстро - медленно - быстро; или быстро - медленно - быстро - быстро), серьёзность музыки. Камерная С.- свободное исследование танц. номеров. Грань между этими видами С. быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генералбаса. Важнейшее положение занимали также С. для одной скрипки и генералбаса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы - А. Вивальди, А. Корелли и др. С. для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. С. Баха. В раннеклассич. период (сер. 18 в.) интенсивно формировался тип классич. С. (особенно в С. для фп. К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (кон. 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии С. явились сонаты Л. Бетховена (32 для фп., 10 для скрипки и фп., 5 для виолончели и фп.). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфонич. масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.

В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классич. С. (преим. бетховенского типа). Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шопен, P. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их С. усилилась тенденция к широкой симфонич. трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных С. (впервые - в 2 С. для фп. Ф. Листа).

В кон. 19 - нач. 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в С. франц. композиторов Г. Форе, П. Дюка, M. Равеля, К. Дебюсси, рус. композиторов A. H. Скрябина, H. К. Метнера. В 20 в. С. остаётся одним из ведущих муз. жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам совр. музыки принадлежат сонаты С. С. Прокофьева (10 для фп., 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фп., 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (ок. 30 С. почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 С. для различных составов). В 50-70-х гг. термин "С.", как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструм. пьесы (С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого,). Лит.: Попова Т., Соната, M., 1962; В a g g e S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; К Ia u we 11 p., Geschichte der Sonate von_ ihren Anfangen bis zur Gegenwart, KoIn-Lpz., 1899; B r a n d t E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate, P., 1951. В. Б. Валькова.

СОНАТИНА (итал. sonatina, уменьшит, от sonata), небольшая и технически нетрудная соната, т. е. циклическое произв., в к-ром ведущая первая часть выдержана в сонатной форме; встречаются и одночастные С. Сонатина часто используется в учебно-педагогич. практике (сонатины M. Клементи, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др.). В 20 в. создавались и С. как полноценные художеств, произв., воспроизводящие черты сонаты периода классицизма (С. для фп. M. Равеля). Иногда С. называют маленькой сонатой. В 19 в. термином "С." часто обозначали пьесу в сонатной форме без разработки.

СОНАТНАЯ ФОРМА, самая развитая из нециклич. форм инструм. музыки. Её длительное историч. развитие привело в кон. 18 в. к кристаллизации в творчестве венских классиков И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена строгих композиционных норм. Согласно этим нормам, С. ф. складывается из 3 крупных разделов - экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция обычно состоит из 4 партий - главной, связующей, побочной и заключительной. В главной излагается первая тема в основной тональности. Связующая готовит вторую тему, тему побочной партии, к-рая проходит в доминантовой или параллельной тональности (в этом подразделе может быть и неск. тем). Заключительная партия - новая тема или ряд мотивов и фраз завершающего характера. Второй раздел С. ф.- разработка, в к-рой интенсивно развивается тематич. материал экспозиции, сменяет друг друга ряд тональностей. В третьем разделе - репризе (итал.- повторение) вновь проходит материал экспозиции, но с изложением главной и побочной партий в одной (основной) тональности. В С. ф. часто встречаются и два необязательных раздела - вступление и кода (общее заключение). Этот нормативный план С. ф. в процессе историч. эволюции изменялся, но осн. его черты - три крупных раздела, принцип противопоставления двух или более тем (противопоставления, способного воплощать значит, образные контрасты, отражать конфликты реальной действительности) - остаются главнейшими её признаками. С. ф. используется в первых частях сонатно-циклич. произведений (симфония, соната, трио, квартет и др.), а также в отдельных, самостоятельных сочинениях - увертюрах, поэмах и др. В. П. Бобровский.

СОНГАИ, Сонгай, Империя Г а о, ср.-век. roc-во в Зап. Африке. Этнич. ядро его составляла народность сон-гаи. Время основания не установлено; известно, что столицей С. в кон. 9 в. (по нек-рым данным, в 11 в.) стал г. Гао. К 15-16 вв. С.- самое значительное гос-во Зап. Африки; оно занимало терр. от верховьев р. Сенегал на 3. до плато Аир на В., от порогов у г. Буса на Ю. до Центр. Сахары на С. (охватывая части терр. Сенегала, Мали, Нигера, Нигерии и нек-рых др. совр. гос-в). Наибольший расцвет С. приходится на правление Сонни Али (1464-92) и Мамаду Туре (1493- 1528). В С. значительного развития достигли феод, отношения; основу х-ва составляли земледельческие поселения зависимых людей; формы зависимости были близки к крепостническим. Значит, часть доходов доставляла торговля золотом, слоновой костью, а также рабами. Такие города, как Гао, Томбукту, Дженне, были крупными торг.-ремесл. и культурными центрами С. В 1591 подверглось нашествию войск марокканского султана Ахмеда аль-Мансура (правил в 1578-1603) и в нач. 17 в. прекратило существование.

Лит.: Ольдерогге Д., Западный Судан в XV-XIXBB., M.-Л., 1960; Куббель Л. E., Сонгайская держава, M., 1974 (лит.); Май n у R., Tableau geographique de 1'Ouest Arric