БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201жем - кинорежиссёром А. П. Довженко (с 1939 - сорежиссёр и режиссёр). Участвовала в создании художеств, картин-"Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939) и "Мичурин" (1949); документальных фильмов "Освобождение" (1940); "Битва за нашу Советскую Украину" (1943), "Победа на Правобережной Украине" (1945). С. поставила ряд фильмов по сценариям и мотивам др. произв. Довженко: "Поэма о море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1961), "Зачарованная Десна" (1963), "Незабываемое" (1967); о творчестве Довженко - "Золотые ворота" (1969). С. воссоздала на экране своеобразие поэтики Довженко, близкой укр. фольклору, его высокий гражданственный пафос, лиризм. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: "Искусство кино", 1968, № 7, с. 27 33. О. В. Якубович.


СОЛНЦЕВО, город (с 1971) областного подчинения в Московской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Солнечная) на линии Москва - Киев, в 16 км от Москвы. 50,2 тыс. жит. (1975). Асфальтовый и бетонный з-ды, произ-во швейных изделий.

СОЛНЦЕВО, посёлок гор. типа, центр Солнцевского р-на Курской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Курск - Белгород, в 55 км к Ю.-В. от Курска. Кирпично-известковый з-д, маслозавод.


СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА, солнцезащита, совокупность архитектурно-планировочных, конструктивных и технич. средств и мероприятий, используемых для защиты от неблагоприятного действия инсоляции и создания комфортных условий световой и тепловой среды (микроклимата) в зданиях (сооружениях) и на открытых терр. населённых мест. К архитектурно-планировочным С. с. относятся: рациональная ориентация зданий (а также оконных проёмов и фонарей) и уличной сети относительно сторон горизонта, устройство галерей и глубоких лоджий, озеленение и обводнение терр. с наиболее продолжительной и интенсивной инсоляцией, озеленение фасадов зданий, светлая окраска наружных ограждающих конструкций зданий и окраска внутр. поверхностей помещений в "холодные" тона (в юж. районах), покрытие дорог и тротуаров нетеплоёмкими материалами и др. Конструктивные С. с.: солнцезащитные устройства - стационарные (рис. 1) и регулируемые (рис. 2); использование в качестве материалов для заполнения световых проёмов зданий теплоотражающих, теплрпоглощающих и светорассеивающих стёкол и пластмасс; применение в конструкциях наружных стен теплоизоляционных материалов (напр., минеральной ваты, стекловолокна и др.) и возд. прослоек; устройство защитного (водоизолирующего) слоя на плоских покрытиях и др. К технич. С. с. относятся кондиционирование воздуха, радиационное охлаждение и т. п.

Рис. 1. Комбинированные солнцезащитные устройства (вертикальные экраны и горизонтальные козырьки) Технологический институт в Рангуне (Бирма). 1960.

Рис. 2. Вертикальные экраны-жалюзи" Больница в Ташкенте. 1970.

Основные требования, предъявляемые к С. с.: защита от перегрева в жаркое время года и суток и от слепящего действия солнечного света в течение всего года; обеспечение необходимого (нормируемого) уровня освещения и инсоляции помещений; возможность их сквозного проветривания через световые проёмы, а также видимость внеш. пространства из помещений; экономич. целесообразность. Наилучший солнцезащитный эффект достигается при ограничении инсоляции помещений через световые проёмы комплексным применением наружных регулируемых жалюзи и теплоотражающего стекла в наружном переплёте окна. Выбор рациональных видов С. с. производится на основе соответств. измерений и расчётов.

Лит.: У м а н с к и и H. Г., Солнцезащитные устройства в зданиях, M., 1962; Руководство по проектированию солнцезащитных средств, "Труды Научно исследовательского ин-та строительной физики", 1972, в. 5(19); Оболенский H. В., О комплексе критериев оценки солнцезащитных устройств, там же, 1974, п. 7(21). H. В. Оболенский.

СОЛНЦЕЛЕЧЕНИЕ, гелиотерапия (от греч. helios - Солнце и therapeia - лечение), использование лучистой энергии Солнца в лечебно-профилактич. целях; один из видов светолечения. На организм оказывают воздействие как видимые (световые), так и невидимые (инфракрасные и наиболее биологически активные - ультрафиолетовые) солнечные лучи. При С. (проводится в виде т. н. солнечных ванн) возникает загар, активируются обменные процессы, иммунитет и улучшаются кроветворение и питание тканей, общее состояние, аппетит, сон. С. оказывает противорахитическое и закаливающее действие. Для проведения солнечных ванн устраивают спец. площадки - солярии, удалённые или защищённые (зелёными насаждениями) от источников пыли н шума. В зимнее время солнечные ванны принимают на специально оборудованных верандах, покрытых материалами, пропускающими ультрафиолетовые лучи. Чрезмерное воздействие солнечных лучей может привести к ожогам, солнечному удару, сердечнососудистым и нервным расстройствам, обострению хронич. воспалит, процессов. Противопоказания к С.: активные формы туберкулёза легких, новообразования, выраженная сердечная недостаточность, повышенная функция щитовидной железы и нек-рые др. заболевания.

Лит.· Парфенов А. П., Солнечное голодание человека, Л., 1963.

T. M. Каменецкая.


СОЛНЦЕСТОЯНИЕ, момент времени, в к-рый центр Солнца проходит либо через самую сев. точку эклиптики, имеющую склонение +23°27' (точка летнего С.), либо через самую южную её точку, имеющую склонение -23°27' (точка зимнего С.). Вблизи С. склонение Солнца (см. Небесные координаты) изменяется очень медленно, так как в этом месте его движение по эклиптике происходит почти параллельно экватору. Это является причиной того, что полуденная высота Солнца в течение нескольких дней остаётся почти постоянной, с чем и связан термин "С.". Вследствие того, что промежуток времени между двумя послсдоват. прохождениями Солнца через одну и ту же точку С. не совпадает с продолжительностью календарных лет, моменты С. из года в год перемещаются относительно начала календарных суток. Моменты С. наступают в простой год на 5 ч 48 мин 46 сек позднее, чем в предшествующий, а в високосный - на 18 ч 11 мин 14 сек раньше; поэтому моменты С. могут приходиться на две соседние календарные даты. В наст, время (2-я пол. 20 в.) Солнце проходит точку летнего С. 21 или 22 июня (этот момент наз. летним С. и считается началом астрономич. лета в Сев. полушарии), а точку зимнего С.- 21 или 22 декабря (зимнее С., начало астрономич. зимы в Сев. полушарии). Долгота дня в Сев. полушарии вблизи летнего С.- наибольшая, вблизи зимнего С.- наименьшая. В Юж. полушарии в это время наблюдается соответственно самый короткий и самый длинный день.


СОЛО (итал. solo, от лат. solus - один, единственный) в музыке, 1) партия или эпизод многоголосного произведения, обладающие особой мелодич. рельефностью и значимостью и исполняемые одним певцом или инструменталистом (в нек-рых случаях - и несколькими музыкантами). 2) Обозначение, применяемое к инструментальным пьесам, предназначенным для одного исполнителя (без сопровождения или с сопровождением ).


СОЛО (SoIo), река в Индонезии, самая большая на о. Ява. Дл. ок. 540 км, пл. басе. ок. 17 тыс. км2. Берёт начало на склонах вулканов Лаву и Мерапи, течёт преим. в широкой, часто заболоченной долине, в ниж. течении сильно меандрирует, впадает в Яванское м. Полноводна с октября по май, в это время года сильно разливается. Судоходна на 200 км (в низовьях русло спрямлено и канализовано). Долина С. густо населена и возделана. На С.- гг. Суракарта, Чепу, Боджонегоро. На берегу С. у селения Нгандонг в 1931-33 были найдены останки палеоантропов.


СОЛО (SoIo), второе назв. г. Суракарта в Индонезии.


СОЛО-ВЕКСЕЛЬ (от итал. solo - один), вексель, на к-ром имеется только одна подпись лица, обязанного совершить платёж. С.-в. называют также простые векселя в отличие от переводных (см. ст. Вексель).


СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА, группа островов в Белом м., при входе в Онежскую губу (Архангельская обл. РСФСР). Пл. 347 км2. В группу входят 6 островов (наиболее значит. - Соловецкий, Анзерский, Большой Муксалма, а также Малый Муксалма); береговая линия сильно изрезана. Сложены гранитами, гнейсами. Рельеф холмистый (вые. до 107 м). Б. ч. островов покрыта сосново-еловыми лесами, частично заболоченными. Имеется много озёр (часть соединена каналами). В 15 в. на Соловецком о. был основан один из крупнейших монастырей России (см. Соловецкий монастырь). С 1974 Соловецкие острова являются государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Туризм.


СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Основан в кон. 20-30-х гг. 15 в. монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом м. В 15-16 вв. С. м. быстро увеличил свои земельные владения, к-рые располагались по берегам Белого м. и впадающих в него рек. С. м. развил промысловую и торг, деятельность, став экономич. и политич. центром Беломорского края. Архимандриты в С. м. назначались непосредственно царём и патриархом. С 1765 С. м. стал ставропигиальным, т. е. непосредственно подчинявшимся Синоду. Ведущую роль в х-ве С. м. играли соляной (в 1660-е гг. - 54 варницы), морской, зверобойный, рыбный, слюдяной, железный, жемчужный и др. промыслы, на к-рых было занято большое количество зависимых от С. м. людей. В монастыре к сер. 17 в. насчитывалось до 350 монахов, 600-700 слуг, ремесленников и крестьян. В 50-60-е гг. 17 в. С. м. являлся одним из оплотов раскола. Соловецкое восстание 1668- 1676 было направлено против церк. реформы Никона и приняло антифеод, характер.

Вместе с острогами Сумским и Кемским С. м. имел большое значение как важная пограничная крепость с десятками орудий и сильным гарнизоном. В 16- 17 вв. С. м. не раз успешно отбивал нападения ливонцев и шведов (в 1571, 1582, 1611). В 1854 С. м. был атакован с моря тремя английскими кораблями. После 9-часового артиллерийского обстрела (6 и 7 июля) корабли ушли в море. С кон. 16 в. до нач. 20 в. С. м. был также местом ссылки противников самодержавия и офиц. православия. Являлся центром христианизации на С.; в его книгохранилище было много рукописных и старопечатных книг. В С. м. составлялся Летописец Соловецкий.

Архит. ансамбль С. м. расположен на берегу бухты Благополучия на Соловецком острове. Терр. С. м. окружена мощными стенами (высота 8-11 м, толщина 4-6 м, с 7 воротами) с 8 башнями (1584-94, мастер Трифон), сложенными в основном из огромных необработанных камней-валунов (до 5 м длиной). В монастыре поставлены по одной оси культовые здания (гл. из них соединены крытыми арочными переходами), окружённые многочисл. хоз. и жилыми постройками, в т. ч.: трапезная (одностолпная палата площадью 500 м2) с Успенским собором (1552-57), Преображенский собор (1556-64; трёхъярусный, с чётко выраженной пирамидальностью осн. объёма и 4 башнеобразными приделами по углам, служившими дозорными вышками), церковь Благовещения (1596-1601), кам. палаты (1615), водяная мельница (нач. 17 в,), колокольня (1777), церковь Николая (1834).

Соловецкий монастырь. Общий вид.

В настоящее время - Ист.-архит. заповедник.

Лит.: Барсуков H. А., Соловецкое восстание. (1668-1676 гг.), Петрозаводск, 1954; Фруменков Г. Г, Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI - XIX вв., [Архангельск], 1963; Фруменков Г. Г., Узники Соловецкого монастыря, [Архангельск], 1965: Борисов A.M., Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII вв., Петрозаводск, 1966; В ере ш С. В., Соловки, "История СССР", 1967, № 3; Максимов П., С в и рс кий И., Новые материалы по древним зданиям Соловецкого монастыря, в сб.: Архитектурное наследство, [в.] 10, M., 1958; [Бартенев И. А.], Соловецкие острова, [Л., 1969].


СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668-76, Соловецкое сидение, антифеод, нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. участвовали различные социальные слои. Аристократич. верхушка монахов, используя снятие сана патриарха с Никона, выступила против его церк. реформы, осн. масса рядовых монахов - против централизации церкви и пр-ва, усиливавшего эту централизацию, послушники, монастырские работники и пришлые люди - против феод, угнетения, в частности против монастырских крепостнич. порядков. Число участников С. в. достигало 450-500 чел. С. в. началось под лозунгом борьбы "за старую веру" в связи с движением старообрядцев (см. Раскол). 22 июня 1668 на Соловецкие о-ва прибыл стрелецкий отряд под командой стряпчего И. Волхова. Монастырь "заперся" и отказался пропустить стрельцов в стены крепости. С началом вооруж. борьбы обострились социальные противоречия внутри монастыря. На первый план выдвинулась масса послушников, монастырских работников и пришлых людей. С. в. поддержали окрестные крестьяне и работные люди. Благодаря этой поддержке монастырь смог выдержать более чем 7-летнюю осаду, не испытывая серьёзных затруднений в продовольствии и др. запасах. Помимо регулярной продовольств. помощи, MH. работные люди, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и примыкали к восставшим. В нач. 70-х гг. усилился приток в монастырь участников крест, войны под рук. С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осаждённые предпринимали вылазки, к-рые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Васильев и др. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили стр-вом новых укреплений. К 1674 под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищённое окно Белой башни, ускорило поражение восстания, к-рое было подавлено с невероятной жестокостью (янв. 1676). Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60.

Все они за исключением неск. человек позже были казнены. С. в.- одно из крупнейших в 17 в. нар. антифеод, движений.

Лит.: Барсуков H. А., Соловецкое восстание.(1668 -1676гг.), Петрозаводск, 1954; Борисов A. M., Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII вв., Петрозаводск, 1966, гл. 4. H. А. Барсуков.

СОЛОВЦОВ (наст. фам.- Фёдоров) Николай Николаевич [3(15).5. 1857, Орёл,- 12(25).!.1902, Киев], русский актёр, режиссёр, антрепренёр. Сценич. деятельность начал в 1875 в Орле. Играл в Ярославле, Саратове, Оренбурге, Казани, H. Новгороде. В 1882-83 в Александрийском т-ре в Петербурге, в 1887-89 в Театре Корша, в 1889-90 в театре Абрамовой в Москве. В 1884-91 ежегодно весной организовывал актёрские Товарищества, с которыми гастролировал по России. В 1891 с группой артистов создал "Товарищество драматических артистов", заложив основу постоянного рус. театра в Киеве (см. Соловцова театр). Одновременно с 1901 держал антрепризу в Одессе. С. пропагандировал передовой совр. репертуар (особенно драматургию А. П. Чехова), а также произв. классики.

СОЛОВЦОВА ТЕАТР, один из лучших русских провинциальных театров. Создан в 1891 в Киеве H. H. Соловцовым, E. Я. Неделиным, T. А. Чужбиновым, H. С. Песоцким как "Товарищество драматических артистов"; с 1893 - антреприза Coловцова, руководившего театром до конца жизни, поставившего здесь осн. спектакли. Первоначально спектакли шли в помещении т. н. театра "Бергонье", с 1898 в новом специально выстроенном здании. Постоянный актёрский состав, тщательная постановка, работа режиссёра с исполнителями определили высокое качество спектаклей театра. Среди них: "Ревизор" Гоголя (1891), "Власть тьмы" Л. H. Толстого (1895), "Медведь" и "Свадьба" (1891), "Чайка" (1896), "Иванов" (1897), "Дядя Ваня" (1898), "Три сестры" (1901) Чехова. После смерти Соловцова антреприза перешла к его жене, актрисе M. M. Глебовой, затем к И. E. Дуван-Торцову, M. Ф. Багрову. Новый расцвет С. т. связан с антрепризой H. H. Синельникова (1913-17). В театре играли И. П. Киселевский, H. П. Рощин-Инсаров, Л. M. Леонидов, К. А. Марджанов, С. Л. Кузнецов, А. Г. Крамов, H. M. Радин, И. А. Слонов, M. M. Тарханов, H. H. Ходотов, И. P. Пельтцер и др. В 1919 театр был национализирован и переименован во Второй драматич. театр УССР им. Ленина.

Лит.: Синельников H. H., Шестьдесят лет на сцене, Хар., 1935; Г о р од и с ь к и и M. П., Кшвський театр "Соловцов", КиГв, 1961.


СОЛОВЬЁВ Александр Константинович [18(3O).8.1846, г. Луга, ныне Ленинградской обл.,-28.5(9.6).1879, Петербург], русский революционер-народник. В 1865- 1866 учился в Петерб. ун-те. С 1876 примыкал к обществу "Земля и воля", входил в группу "сепаратистов" (Ю. H. Богданович и др.). В 1877-78 вёл революц. пропаганду среди крестьян Поволжья. По собственной инициативе 2 апр. 1879 в Петербурге совершил неудачное покушение на имп. Александра П. Был арестован, судим и повешен.

Лит.: К у н к л ь А. А., Покушение Соловьёва. M., 1929; Фигнер В. H., Поли, собр. соч., 2 изд., т. 5, M., 1932.


СОЛОВЬЁВ Василий Иванович (1890- 29.7.1939), участник революц. движения в России, парт, журналист. Чл. Коммунистич. партии с 1913. Род. в семье служащего в г. Гольдинген. Учился в Петерб. ун-те. Сотрудничал в газетах "Правда" (1913-14) н "Наш путь" (1913). В 1917 чл. редколлегии моек, большевистской газ. "Социал-демократ", чл. большевистской фракции Моск. гор. думы, чл. Моск. окружного к-та РСДРП(б). Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (1917). В октябрьские дни 1917 чл. Боевого парт, центра по руководству вооруж. восстанием в Москве. В 1918-20 чл. бюро Моск. к-та партии, чл. Президиума Моссовета. В 1920 работал в Наркомпросе. В 1921- 1922 зам. пред. Главполитпросвета, затем в аппарате ЦК партии, в Коминтерне, на дипломатич. и журналистской работе. Делегат 7-го съезда РКП(б). Был чл. ВЦИК.

Лит.: Герои Октября, M., 1967.

СОЛОВЬЁВ Вениамин Николаевич (1798-1871), барон, декабрист. Из дворян Рязанской губ. Штабс-капитан Черниговского пех. полка. В февр. 1825 принят в Общество соединенных славян. Последовательный республиканец, сторонник цареубийства и вооруж. выступления против самодержавия. Участвовал в восстании Черниговского почка (см. Черниговского полка восстание). Воен. судом приговорён к смертной казни, заменённой вечной каторгой. С 1827 отбывал каторжные работы в Сибири; с 1840 на поселении. В 1856 вернулся в Рязанскую губ., где и умер.

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва,-31.7(13.8). 1900, с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религ. философ, поэт, публицист и критик. Сын С. M. Соловьева. Учился на физико-математич., затем на историко-филологическом ф-тс Моск. ун-та, к-рый окончил в 1873; в 18/4 защитил в Петербурге магистерскую дпсс. "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую дисс. "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподават. работу. В 80-е гг. выступал преим. как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против нац.-религ. гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался филос. и лит. работой; переводил Платона, вёл филос. отдел в энциклопедия, словаре Брокгауза и Ефрона.

Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё фнлос. дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный н рацноналнстич. "дух времени" с религ. преданием.

В своей философии, отвергающей материализм революц.-демократия, мысли, С. предпринял наиболее значит, в истории рус. идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христ. платонизм, нем. классич. идеализм (гл. обр. Ф. В. Шеллинга) и науч. эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизнч. системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрит. "оправданием" жизненнонравств. поисков и мифо-поэтич. мечтаний С. Полагая, что "нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии" (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал филос. творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле", понимая правду как реализацию христ. идеала; за социалистич. учениями С. признавал лишь относительную общественно-историч. правду. В кон. 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России С. в противовес как радикально-демократич., так и позднсславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью "теургического делания", призванного к "избавлению" материального мира от разрушит, воздействия времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты, и с историософской теорией христ. "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве", 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократич. утопию, политич. следствием к-рой у С. оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия "богочеловеческого дела" (см., напр., "История и будущность теократии", 1887). Крах этой утопии запечатлен в филос. исповеди С. "Жизненная драма Платона" (1898) и в "Трёх разговорах" (1900). Конец жизни С. отмечен приливом катастрофич. предчувствий и отходом от прежних филос. конструкций в сторону христ. эсхатологии.

Космич. тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротич. восхождении; в трактате "Смысл любви" (1892- 1894) С. хочет "досказать речь Диотимы" из "Пира" Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоват. идеям H. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского.

Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана служить метафизика С.: собственно филос. доктрина "всеединства" и религ.-поэтич. учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр "зап. философии" как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии "цельное знание" (интуитивное образно-символич. постижение мира, осн. на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии-"положит, всеединство", свободное объединение в абсолюте всех оживотворённыхсэлсментов бытия как божеств, первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - "вечной женственности", личная мистич. любовь к к-рой как бы освящала эротич. утопию С. Стихи "софийного цикла", посвящённые чподруге вечной" - мистич. возлюбленной,- это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии в центр внимания рус. символистов. Поэзия С., продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-филос. исповеди и элементами новой, специфически символич. образности (см. Символизм). Личный облик С.-скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художеств, интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, "Рыц