БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ончелисты - P. Гарбузова, Л. Роуз; певцы - M. Ланца, Дж. Лондон; певицы - Э. Стибер, M. Андерсон; среди разнообразных в жанровом и стилистич. отношениях исполнителей эстрадной музыки - Б. Кросби (создатель интимного вокального стиля т. п. крунинг), танцовщик и певец Ф. Астер, исполнительница блюзов негритянка Б. Холидей; композиторы - Дж. Мёрсер, В. Дюк (сентимент. песни), У. Хэнди (блюзы) и др. В кон. 30-х гг. выделяются композиторы, получившие междунар. известность,- У. Шумен (9 симфоний, балеты и др.), С. Барбер (опера"Ванесса", скрипичный концерт, вокальные сочинения), П. Крестон, Э. Картер, а также Э. Сигмейстер, Г. Рид, P. P. Беннетт и др.; Дж. Менотти - автор популярных опер на собств. либретто ("Консул", "Медиум" и др.). На творчество MH. амер. композиторов оказали влияние иммигрировавшие в США из Европы перед 2-й мировой войной 1939-45 П. Хиндемит, Стравинский, А. Шёнберг, Э. Кшенек и др. Эти крупные композиторы способствовали распространению в США неоклассицизма (Д. Дайамонд, M. Гулд, H. Делло Джойо) и додекафонии (Дж. Перл, отчасти Э. Фаин, P. Л. Финни, Б. Вебер). MH. композиторы экспериментируют с микротоновыми интервалами, полиритмией, синтетич. формами (Д.Рудьяр, Дж. Шиллингер, P. Кроуфорд и др.). Развивается амер. музыковедч. школа; среди музыковедов - О. Кинкелди, П. Нетл, П. X. Ланг, H. Слонимский, M. Букофцер, Г. Рис, Г. Чейз, X. Шонберг, Г. Либерзон; они объединены в Амер. музыковедч. об-во (1934).

В джазовой музыке в 40-е гг. стали ведущими стили боп (Ч. Паркер, Л. Янг), в 50-е гг.- кул, затем - прогрессив (M. Дейвис). Дальнейшее развитие получил мьюзикл в творчестве P. Роджерса ("Оклахома", 1943), К. Портера ("Целуй меня, Кэт", 1948), К. Вейля ("Затерянный в звёздах", 1949), Ф. Лоу ("Моя прекрасная леди", 1956), Л. Бернстайна ("Вестсайдская история", 1957), M. Уилсона ("Музыкальный мужчина", 1957), Дж. Стайна ("Смешная девчонка", 1964), Ф. Лёссера ("Как добиться успеха, не прилагая особых усилий", 1961), Дж. Бока ("Скрипач на крыше", 1964), Дж. Германа ("Хелло, Долли", 1964) и др.

Выдвигаются руководители эстрадных оркестров С. H. Кентон, А. Костелянец, Дж. Глисон; среди джазовых и эстрадных певиц и певцов - Э. Фицджералд, M. Джэксон, Ф. Синатра, H. Кинг Коул (песни В. Янга, Д. Тёмкина, А. Уайлдера и др.).

Музыка США 50-60-х гг. отличается разнообразием тенденций: В. Персикетти, П. Меннин, У. Бергсма и др. в целом развивают традиции неоклассицизма; Дж. Рочберг, Л. Кёрчнер, Э. Имбри, H. Рорем и др. часто пользуются серийной техникой', К. Мак-Фи, А. Хованесс, Чу Вэнь-чун, X. Парч, P. Ярдумян и Л. Харрисон тяготеют к использованию элементов вост. муз. культур в сочетании с совр. выразит, средствами. Одним из лидеров авангардизма в музыке США и др. стран стал Дж. Кейдж, к-рый ведёт опыты по расширению акустич. возможностей музыки и пытается строить свои композиции в соответствии с принципами вост. религ.-философских систем.

Высокий проф. артистич. уровень амер. коллективов и солистов способствует распространению музыки США в др. странах. Среди симф. оркестров (ок. 100) выделяются Нью-Йоркский, Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский; с ними выступают и ими руководят У. Стайнберг, Дж. Шолти, P. Кубелик, 3. Мехта, П. Булез, Л. Бернстайн, Л. Мазель, С. Одзава, M. T. Томас и др. Существуют многочисл. студенч. и городские оркестры (ок. 1500), бэнды (известны ансамбли Истменской школы, Новоангл. консерватории в Бостоне и др.). Лучшиеинструм. ансамбли-"Promusica", Бостонский камерный, Джульярдский квартет; хоры P. Шоу, Г. Смита; пианисты - Дж. Браунинг, Байрон Джайнис, В. Клайберн, M. Дихтер, M. Ван Чунг; скрипачи- P. Риччи, P. Зуковский, П. Цукерман; виолончелист Л. Парнас; певцы- P. Гуле, P. Таккер; певицы - M. Доббс, P. Питере, Л. Прайс; в числе солистов джаза - А. Тейтем, Д. Брубек, Э. Гарднер (пианисты), Дж. Колтрейн, Дж. Маллиген (саксофонисты), M. Роуч, А. Блэки (ударники) и др., певцы - X. Белафонте, T. Беннет, M. Торм, певицы - С. Boан, П. Ли, Д. Дей, Б. Стрейзанд, В. Карр. Наиболее известные коллективы исполнителей популярной музыки - оркестры H. Ридла, Б. Мея, P. Конниффа, Г. Мансини; хоровые ансамбли H. Любова и M. Миллера.

В 60-е - сер. 70-х гг. музыка США представляет всё более усложняющуюся и противоречивую картину. Множественность форм и стилей, их нестабильность становятся характерными чертами муз. иск-ва и создают "неуправляемость" муз. культуры: рынок, потребитель диктуют свои условия, что приводит к снижению удельного веса жанров "серьёзной" музыки. Поиски новых средств выразительности ведут к экспериментированию как в области конструирования муз. произв., так и в сфере освоения новых сонористич. возможностей, к-рое затронуло творчество MH. амер. композиторов. Создаются электронные студии (гл. обр. при ун-тах), где проводятся эксперименты, осн. на взаимодействии различных художеств, средств ("мультимедии"), "Записанную музыку" (включение в ткань муз. произв. различных шумовых, звуковых, электроакустич. эффектов) используют В. Усачевский, Э. Браун и др.; "музыку случая", т. н. алеаторику,- Г. Брант, Дж. Крэм, Ч. Вуоринен; появляются композиторы-исполнители и импровизац. ансамбли (Л. Фосс, P. Шейпи, X. Фарберман); на синтезе "серьёзной" и джазовой музыки основано "третье течение" (Г. Шуллер, Л. Остин, О. Коулмен и др.); с сер. 50-х гг. ведутся опыты по программированию звуковых моделей с помощью компьютеров (композитор с математич. образованием M. Бэббитт и его последователи Л. Хиллер, M. Суботник и др., работающие с синтезаторами звука). Экспериментирование затронуло и область оперы (Дж. Итон, С. Силвермен). Поиски новых средств в джазовой музыке 60-х гг. связаны гл. обр. с негритянским движением в США, со стремлением к независимости совр. негритянского иск-ва (Сан Pa, А. Айлер, Ч. Мингес, А. Шепп и др.).

Важнейшее, весьма противоречивое явление 1-й пол. 60-70-х гг.- т. н. попмузыка, отражающая MH. негативные стороны амер. культуры: плюрализм, текучесть, коммерческий характер. Попмузыка тесно связана с "молодёжным движением" США, для к-рого она стала гл. средством художеств, выражения, заменив всё многообразие видов муз. иск-ва; серьёзные чувства и идеи облекаются в легко доступные формы т. н. массовой субкультуры. Поп-музыка сложилась из последовательно возникавших стилей: ритм-энд-блюз (вид негритянской гор. музыки 40-х гг.; M. Уотерс, T. Б. Уокер, P. Чарлз и др.), рок-н-ролл (2-я пол. 1950-х гг.; Э. Пресли, Б. Хейлии др.), соул (сочетание ритм-энд-блюза и госпела; кон. 1950-х гг.; А. Фрэнклин, Дж. Браун и др.); позднее она взаимодействовала с "серьёзной" музыкой ("Месса" Бернстайна, 1971, и др.), тенденциями авангардизма (Ф. Заппа и его группа "Матери изобретения" и др.), а также с джазом, образовав т. н. новый джаз (С. Тейлор, X. Хенкок, Дж. Завинул и др.). Под влиянием англ, вокально-инструм. группы "Битлз" в США появилось неск. тысяч подобных групп ("Америка", "Аэроплан Джефферсона", "Чикаго", "Кровь, пот и слезы" и др.), в целом они выражают "философию наркотиков", интерес к вост. мистицизму, проповедь "сексуальной свободы", вызванные движением хиппи. С 1969 одним из центров поп-музыки гтали фестивали в Вудстоке (шт. Нью-Йорк; до 500 тыс. чел.). В 1970-е гг. поп-музыка превратилась в основном в коммерч. иск-во (миллионные тиражи грампластинок, пропаганда различными видами массовой коммуникации). MH. исполнители поп-музыки отличаются высоким артистизмом: певицы К. Кинг, Дж. Джоплин, А. Фрэнклин; певцы Дж. Уэбб, M. Гей, ансамбли "Саймон и Гарфранкел" (исполнители собств. песен), "Питер, Пол и Мери" и др. Одним из видов поп-музыки, завоевавшим особую известность и в кон. 60-х - нач. 70-х гг. оттеснившим мьюзикл на 2-й план, стала новая муз.-сцснич. форма - рок-опера: "Волосы" (1967) Г. Мак-Дермота и др. и "Иисус Христос - суперзвезда" (Нью-Йорк, 1971) англичанина Э. Л. Уэббера, "Годспел" С. Шуорца (1971) и др.

Новое фольклорное движение (60-е гг.), связанное со стилем фолкрок ("фолкники"),- певец Б. Дилан, певица Дж. Баэз (авторы исполняемых ими песен), приобрело острую социальную направленность (антивоенная, антирасистская тематика и др)

Важное значение в культурной жизни имеют муз. фестивали, традиции к-рых зародились ещё в 19 в.; старейшие - в Вустере (шт. Массачусетс), Бетлехеме (шт. Пенсильвания); популярны фестивали в Саратога-Спрингсе (шт. Нью-Йорк), Танглвуде (осн. Кусевицким при Беркширском центре; шт. Коннектикут) и др. Джазовые фестивали проводятся в Нью-порте (шт. Род-Айленд), Монтерее (шт. Калифорния). Большую роль в организации муз. жизни играют муз. центры (Линкольновский центр- средоточие исполнит, иск-в в Нью-Йорке; центр им. Дж. Кеннеди- в Вашингтоне и др.). Существует множество муз. организаций, в т. ч. муз. фонды (Форда, Рокфеллера и др.), занимающиеся пропагандой (публикации, грамзаписи, концерты) совр. амер. музыки. Проводятся междунар. муз. конкурсы, среди них осн. В. Клайберном (г. Форт-Уэрт, шт. Техас), конкурс дирижёров им. Д. Митропулоса (Нью-Йорк) и др. Крупнейшие муз. журналы: "The Musical quarterly" (N. Y., с 1915), "Musical digest" (N. Y., с 1920), "Notes" (Ithaca, N. Y.,с 1934), "Musical America" (N. Y., 1898-1964, в 1965 слился с журн. "High fidelity") и др.

Лит.: Шнеерсон Г., Очерки новой и новейшей истории музыки США, т. 1, M., 1960, с. 531 - 41, т. 2, M., 1960, с. 539 - 51; К о н е н В., Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США, 2 изд., M., 1965; M a t h e w s W. S. В., A hundred years of music in America, Chi., 1889; Far-well A., Dermot D. W., Music in America, N. Y., 1915; E 1 so n L. C., The national music of America and its sources, Boston, 1924; его же, The history of American music, N. Y., 1925; Mason D. G., The dilemma of American music and other essays, N. Y., 1928; его же, Tune in America. A study of our coming musical independence, N. Y., 1931; С о w e 1 1 H., American composers on American music, Stanford, 1933; SIonimsky N., Music since 1900, 3 ed., N. Y., 1949; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949; его же. History of popular music, N. Y., 1961; McSpadden J. W., Operas and musical comedies, N. Y., 1951; Chase G., America's music, 2 ed., N. Y., 1966;One hundred years of music in America, ed. by P. H. Lang,N. Y., 1961; Howard J. T., Bellows G. K., A short history of music in America, N. Y., [19571; Howard J. T., Our American music, 4 ed., N. Y., 1965; L a u f e A , Broadways greatest musicals, N. Y., 1970; M a lone B. C., Country music USA, Austin -L., 1969; Ei sen J., The age of rock: sounds of the American cultural revolution: a reader, N. Y., 1969; Hitchcock H. W., Music in the United States: a historical introduction, 2 ed., N. Y., 1974. Дж. К. Михайлов.


XVI. Балет

В жизни индейских племён, населявших совр. терр. США, танцы, особенно обрядовые, занимали большое место, но никакого влияния на формирование амер. сценич. танца они не оказали. Первые амер. танцовщики Дж. Дюран, О. Мейвуд, M. Э. Ли, Дж. У. Смит выдвинулись в спектаклях европ. гастрольных балетных трупп в кон. 18 в. Влияние рус. балета проявилось с 1-й четв. 20 в. (гастроли А. П. Павловой, труппы С. П. Дягилева). Одновременно возникло направление, связанное с идеями А. Дункан и условно именуемое танцем "модерн" (букв. - современный)! Оно имело большое значение для амер. нац. танца и балета. Первая школа (1915) и труппа танца "модерн" были созданы P. Сен-Дени и T. Шоуном. Иск-во их учеников получило развитие в период между двумя мировыми войнами: M. Грэхем в символич. и эпич. произв. стремилась воплотить духовную жизнь современника; психологич. и обществ, проблемы привлекали внимание танцовщицы и балетм. Д. Хамфри; к социальной тематике обращались деятели балетного театра Ч. Вейдман, X. Тамирис, X. Холм. В 30-40-х гг. танец "модерн" был прогрессивен, часто носил антивоенный, антифаш. характер. Нац. балетный театр начал формироваться в 30-е гг. В труппе "Балле рюсс де Монте-Карло" (работала в США в 1938-63) балеты ставили А. Де Миллъ ("Родео" А. Копленда), P. Пейдж; в "Балле Караван" (1936-41) - Л. Кристенсен, Ю. Лоринг, У. Доллар. В 30-40-х гг. были созданы труппы, остающиеся ведущими и в сер. 70-х гг.: "Нью-Йорк сити балле" (осн. в 1934, с 1948 получила это назв.) и "Американ балле тиэтр" (осн. в 1939, с 1957 получилацэто назв.). В основе репертуара "Нью-Йорк сити балле" постановки руководителя труппы Дж. Баланчинй, преим. бессюжетные балеты на симфонич. и инструм. музыку (П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского и др.). "Американ балле тиэтр" ставит спектакли классич. репертуара, а также балеты балетм. M. M. Фокина и А. Тюдора, амер. хореографов Де Милль, Лоринга, M. Кидда, А. Эйли. В обеих труппах - балеты Дж. Роббинса, хореографа, остро ощущающего совр. жизнь, амер. нац. колорит. В 30-х гг. балетные труппы возникали в Чикаго (балетм. Пейдж и бр. Кристенсен), Филадельфии (К. Литлфилд), Сан-Франциско и др. городах. Крупнейшие коллективы 50-х - сер. 70-х гг.: "Сити сентер Джофри балле", "Харкнесс балле", "Национальный балет" (до 1974), труппы танца "модерн", к-рые создали Грэхем, X. Лимон, Эйли, M. Каннингем, Дж. Батлер, А. Николайс и др. К сер. 70-х гг. балетное иск-во стало очень популярным, распространились разные виды сценического танца. Проводятся эксперименты по сочетанию танца и кино, танца со скульптурой и архитектурой, используются элементы импровизации. Одна из характерных особенностей хореографич. театра 50-х - сер. 70-х гг.- взаимосвязь и взаимообогащение классического танца и танца "модерн". Ведущие танцовщики 30-х - сер. 70-х гг.: А. Данилова, Мария и Марджори Толчиф, H. Кей, P. Хайтауэр, M. Хейден, Л. Серрано, А. Кент, С. Фаррелл, С. Грегори, А. Эглевский, Ф. Франклин, Доллар, T. Болендер, Дж. Тарас, Дж. Криза, А. Митчелл, Э. Вильелья. Среди балетоведов Дж. Мартин, У. Терри и др. С 1956 ежегодно проводятся региональные фестивали с участием проф. и любительских танц. трупп. В США имеются периодич. издания по балету: "Dance magazine!" (N. Y., с 1927), "Dance news" (N. Y., с 1942), "Dance perspectives" (Brooklyn, с 1959).

Лит.: Am berg G., Ballet in America, [N. Y., 1955]: С о h e n S. J., P i s с h 1 A. J., The American ballet theatre: 1940 - 1960, N. Y., 1960; New York city ballet (text by L. Kirstein), N. Y., 1973. E. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

Первые сведения о театр, представлениях относятся к кон. 17 в. В юж. штатах, где пуритане, преследовавшие светские увеселения, не имели большого влияния, устраивались любительские спектакли. В 1716 в Уильямсберге (Виргиния) было построено первое театр, здание. Несмотря на притеснения со стороны властей, в разных районах выступали профессионалы, гл. обр. англ, актёры. Создавались небольшие труппы в Нью Йорке, Филадельфии, Чарлстоне и др. городах. В репертуар входили пьесы У. Шекспира, У. Конгрнва, T. Отуэя, Дж. Лилло. Началом развития проф. театра США принято считать приезд в 1752 из Лондона труппы Л. Халлема. Первый спектакль "Венецианский купец" Шекспира был поставлен в Уильямсберге. После смерти Халлема (1758) труппу возглавил Д. Дуглас, к-рый построил театр, здания в Филадельфии, Нью-Йорке ("Джон-стрит тиэтр") и др. городах. В кон. 18 в. Л. Халлем-младший и Дж. Хенрн руководили проф. труппой "Старая американская компания", где в 1787 была представлена первая амер. комедия "Контраст" P. Тайлера. В труппе работали актёры англ, происхождения T. Уигнелл, T. Купер, а также "отец амер. театра", автор книги "История американского театра" (1883), театр, деятель У. Данлеп. В кон. 18 - нач. 19 вв. были открыты новые театры в Нью-Йорке ("Парк", "Бауэ-ри", "Бродвей"), Филадельфии ("Честнат-стрит", "Арч"), Чарлстоне, Балтиморе, Вашингтоне, Бостоне. В них ставились разнообразные эстрадные программы и муз. спектакли. Уровень этих представлении был невысок. В 1-й пол. 19 в. с развитием театр, иск-ва росло исполнит, мастерство, определялись осн. черты актёрской школы - демократизм, стремление к правдивости. К сер. 19 в. получили распространение "плавучие театры", курсировавшие на судах по большим рекам. Число передвижных театров возрастало, они приобретали популярность благодаря репертуару - наивным мелодрамам, часто создававшимся любителями. Антрепренёр набирал исполнителей для постановки одной пьесы, к-рая ставилась до тех пор, пока делала сборы, затем труппа распадалась. Здесь всё зависело от игры ведущих актёров (часто организаторов и владельцев труппы). Им создавались лучшие условия, платили большие гонорары. Так постепенно возникала система "звёзд", т. е. актёров, занимавших привилегированное положение в труппе. Среди известных исполнителей - Дж. и Э. Бутсы, TTT. Кашмен, Э. Форрест. В сер. 19 в. Нью-Йорк, где имелось св. 10 театров и театр, помещений, стал театр, центром страны. Росло жанровое разнообразие спектаклей. Появились т. н. минстрел-шоу, в к-рых ведущим был образ негра-комика (актёр Дж. Кроу), ставший затем традиционным. Возникла особая форма представлений, включавшая скетчи, пародии, муз. эксцентрику, к-рая стала наиболее характерной для амер. театра. Бурлеск и варьете также утвердились на сцене театров. На рубеже 19 - 20 вв. амер. нац. театр, складывавшийся на основе акционерной системы, оказался в ефере деятельности "большого бизнеса". С 1896 ведущее положение в акционерной системе заняли монополии "Синдикат", а с нач. 20 в.- "Братья Шуберт". Новые театр, здания строились гл. обр. на Бродвее (см. Театры Бродвея). Возникло понятие бродвейский театр как большое коммерч. предприятие, где для каждой постановки арендовалось помещение, набиралась новая труппа с участием "звёзд", и в случае успеха спектакль не сходил со сцены в течение неск. лет. Дорогостоящие муз. представления (водевили, ревю, комедии), рассчитанные на кассовый успех, заполнили театры Бродвея. Так коммерческий театр стал вытеснять театр репертуарный Прогрессивная интеллигенция пыталась противопоставить практике "бродвейских театров" репертуарные труппы Эту борьбу вели актеры M Фиск, P Мансфилд, Дж Джефферсон, режис сер и антрепренер Д Беласко Благодаря разностороннему таланту Бечаско, рукоdодимым им театрам в течение MH лет удавачось сохранять репертуар и противостоять давлению "Синдиката" Деист венным протестом против засилья развле кат постановок было т н движение малых театров, широко распространившееся в первые десятилетия 20 в Из полулю бительских коллективов создавались не большие театр труппы со слаженным актерским ансамблем, с регулярно сме няющимся репертуаром вводились новаторские методы в режиссуру (используя европ достижения) и в исполнит иск во, пропагандировалась классич и новая европ и нац драматургия MH. участники этого движения воспитывались втн мастерской 47, созданной в 1912 проф Д П Бейкером в Гарвардском ун те С деятельностью мастерской связаны имена драматургов Э Шелдона, Ф Бэрри, С Хоуарда и др Появилась традиция т н университетских театров, к-рые создавались при ф тах драмы и театра

В Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке и его окрестностях начали работать "малые" театры (little theatres) "Нейборхуд плейхаус" (1915, Нью Йорк), "Вашингтон сквер плейере" (1914, Нью-Йорк), реорганизованный в 1919 в "Гилд тиэтр", "Провинстаун плейере" (1915, Нью Йорк) и др С театром "Провинстаун плейере" связано начало творческой деятельности драматурга IO О'Нила ("Косматая обезьяна", 1922, "У всех детей господа бога есть крылья", 1924) В "малых" театрах работали реж T Хепберн, одна из выдающихся амер актрис К Корнелл, худ Л Саймонсон В 1913 организовался актерский проф союз "Справед ливость", к рый в 1919 успешно провел первую массовую забастовку актеров (подписанное тогда предпринимателями соглашение продолжает действовать и в 70 е гг ) В 20 х гг количество ежегодных театр постановок в Нью-Йорке достигло 280, а бродвейских театр зданий - 80 Популярными были ревю, поставленные Ф Зигфельдом ("Зигфельд фоллис"), появились спектакли, ставшие предшественниками жанра мьюзикл Наряду со старым поколением известных актеров (M Адаме, семья Барримор, Дж Коэн и др ) работали новые "звезды" (А Лант, X Хейс, Л Фонтанн, позже - Л Тейлор, Дж Робардс, Л Д Скотт, К Хепберн и др ) Большое влияние на развитие амер театра, особенно режиссуры, оказали гастроли в США Моек художеств театра (1923-24) Система К С Станиславского вошла в творческую практику мн деятелей амер сцены, в т ч актрисы и режиссера E Ле Гальенн, организовавшей Гражд репертуарный театр (1926-33), успешно ставивший произв европ и рус драматургии а также в практику руководства "Груп тиэтра" (1931-41, X Клермен, Ч Крофорд, Л Страсберг), одного из самых прогрес сивных репертуарных театров США На его сцене были созданы спектакли -"В ожидании Лефти" (1935 реж Казан), "Проснись и пой! > (1936) Одетса, "В го pax мое сердце" У Сарояна (1939) и др.

Экономич кризис 1929-33 отразился и на деятельности театров число их резко сократилось, что привело к безработице среди актеров Выйти из трудного положения помог вступивший в силу в 1935 "федеральный театр проект" (руководи тель X Фленаган), по нему театры получили от гос ва субсидию Было создано 158 - первых в истории США - гос театров (среди руководителей Флена ган, Э Раис, поставлено OK 1000 пьес разного жанра) Особое место занимала театр форма-"живая газета", края строилась на злободневном публицистич материале (напр , "Одна треть нации" А Аренга) Такая прогрессивная направ ленность театра была осуждена сенатом и в 1939 он отменил субсидии, а руководст во театров обвинил в коммунистич ориентации В 30 е гг в разных городах начали работать летние театры, уч театры при ун тах и колледжах, а также негритянские труппы, театры для детей В кон 30 х гг появляется прогрессивная драматургия Л Хелман ("Лисички" и др ) С 40 х гг создаются пеком мерч театр орг ции Амер нац театр и акаде мия (1935), Нью Йоркский гор центр музыки и драмы ("Сити сентер", 1943), Нью Йоркский шекспировский фестиваль под рук Дж Паппа (1954), им же организованный Общественный театр (1967) В 1947 была организована Актерская студня (с 1951 руководитель Л Страсберг), вначале только как уч заведение, затем она стала показывать платные спектакли В студии учились MH известные актеры - M Брандо, Д Пейдж и др

К кон 40 х - нач 50 х гг мьюзикл приобрел большую популярность и стал наряду с комедией основным в репертуаре театров Бродвея В жанре мьюзикла выступают режиссеры Дж Эбботт, Г Чампион Среди известных театр деятелей 40 х гг Э Казан, А Шнайдер, Ж Кинтеро, Э Берроуз, M Николе Характерным для 40-х гг стал расцвет "малых" экспериментальных театров, получивших назв внебродвейских В 50-х гг таких коллективов насчитывалось OK 300 В 1957 была создана Лига внебродвейских театров Они арендова ли небольшие помещения (театры "Финикс", "Круг на площади" и др ), знакомили зрителей с произв классич и совр амер драматургии, отвергнутой коммерч театрами Бродвея Эти театры представили зрителю европ драматургов "театра абсурда", на их сценах появились также постановки пьес амер авторов аналогичного направления Видное место занимает драматургия Э Олби-"Зоологическая история" (1960), "Кто боится Вирджинии Вульф" (1962), "Крошка Алис" (1964)

К нач 60-х гг бродвейские и внебродвейские театры сближаются на коммерч основе Преобладание, развлекат спектаклей на сценах Нью Йорка вызвало бурный протест со стороны молодых зрителей Возникли различные формы экспериментальных "авангардных" театров Они объединяются в новое, вневнебродвейское направление В сезон 1970-71 на сценах 49 маленьких театров этого направления было поставлено ев 300 новых спектаклей Среди вневнебродвейских театров выделяются "Ла мама" ("Театральный экспериментальный клуб